какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

Какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнениемФизическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

Охота на мамонта, приблизительно 15—12 тыс. лет до н.э.

Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.

какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

Иллюстрация охотничьей магии. Среди сохранившихся охотничьих племен еще и в наши дни живы древние магические традиции. Отправляющиеся на охоту мужчины совершают имитирующие охоту движения вокруг подобия кенгуру

Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:

1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;

3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;

4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 6-8.

Источник

Какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

§ 1. Физическая культура первобытного общества

Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. про­питания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простей­шие орудия из камня, кости, дерева.

На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы суще­ствования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физичес­кую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и бо­левым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.

Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобрете­ние лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эф­фективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перей­ти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Веро­ятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физиче­ского воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.

Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры

Последующий период в развитии физической культуры в первобытном об­ществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существо­вания становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, за­нимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенны­ми становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различ­ным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.

Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи

Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась об­рядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воин­ская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и тор­жества военной демократии.

Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.

К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.

На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.

Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные ка­чества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использо­вать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафон­скому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разо­чаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не яв­лялся их целью.

Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, кото­рые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное живот­ное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов из­немогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкрав­шиеся бушмены добивали его дубинками.какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорва­тия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесни­цах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.

Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подго­товка становится ввиду появления большего количе­ства свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состя­заниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче­ ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка во­енизируется, приобретает сословный характер.

какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением

Источник

Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе.

Вопрос №1:Возникновение и развитие физической культуры, ее причины и значения.

Ответ: Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.

Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе.

Ответ:В основе всей первобытной физической культуры как части общей культуры лежал труд, который носил коллективный характер. Общество еще не делилось на классы, не знало эксплуатации и частной собственности на орудия и средства производства. В прочесе общественного труда постепенно совершенствовался язык и мышление человека, развивались его физические качества, становилась понятной зависимость между подготовкой к труду и его результатом.

В первобытном обществе зарождаются различия в воспитании девочек и мальчиков; эти различия находят свое выражение в играх. Так, например, мальчики играют в охоту, в ходе игры они устраивают погоню, засады. Девочки заняты играми, отражающими быт и труд матери. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Физические упражнения и игры начинают занимать большое место в жизни первобытных людей, постепенно превращаясь в важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. И чем выше поднимался человек в своем социальном и биологическом развитии, тем все более совершенствовалась система воспитания подрастающих поколений; физические упражнения и игры становились неотъемлемой частью этой системы.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности. Происходят столкновения между племенами, что влечет за собой необходимость специальной военно-физической подготовки молодежи. Военные вожди и родовая аристократия начинают все больше уделять внимание военно-физическому воспитанию в своей среде. Таким образом, разделение общества на классы, физическое воспитание как часть общего воспитания, начинает принимать классовый характер. Физическое воспитание в условиях первобытного строя, несмотря на примитивный характер, имело существенное значение в формировании умственных и физических качеств первобытного человека. Игры и физические упражнения способствовали развитию мышления, развитию смекалки и сообразительности, воспитанию привычек к организованным действиям. Физическая культура первобытного общества носила бесклассовый бытовой характер, была доступна всем членам общества.

Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:

1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;

3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;

4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

В развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа.

Источник

Физическое воспитание в первобытном обществе

Культура физического воспитания развивалась и прогрессировала вместе с человеком. С самого начала своего существования люди стремились стать сильнее, быстрее, выносливее.

Физическая культура и воспитание в различные эпохи первобытного общества являлась необходимой частью его развития. Возможно, если бы не существовало самого процесса зарождения физической культуры и воспитания, общество находилось бы под угрозой вымирания.

Никто не будет спорить, откуда произошли современные виды спорта, так как, несомненно, все пути идут к самому началу, к истокам – к первобытному обществу. Развитие физической культуры не могло происходить отдельно от духовной составляющей. Лишь сильное тело и крепкий дух могли помочь выжить в те суровые времена.

Так откуда могла появиться физическая культура, в чем причины ее появления и какие цели преследовались при возникновении физического воспитания?

На протяжении столетий ученые так и не могут прийти к единому выводу о том, из чего появилась и зародилась физическая культура. Вопрос довольно важный. Чем руководствовался первобытный человек, оттачивая навыки в рыбалке, охоте или собирательстве? Были ли эти действия причиной игры либо такие действия были обусловлены простыми инстинктами. А может быть, физкультура культура возникла от избыточной неизрасходованной энергии человека?

Согласно второй теории, результатом возникновения физической культуры стало слишком много энергии, которая расходовалась не оптимально. Нуждавшиеся в высокой двигательной активности, люди стали придумывать себе занятия. И по этой причине, от нечего делать, они упражнялись, к примеру, в метании копья.

Третья теория говорит, что при возникновении зачатков религии появляются религиозные обряды, пляски, ритуальные военные танцы, которые совершались ради будущей хорошей охоты. И вот из них и возникла некоторая система упражнений. А позднее – система физической культуры.

Все эти теории, конечно же, имеют право на существование, хотя некоторые утверждения кажется весьма сомнительными.

В справедливость второй теории также сложно поверить. Только представьте себе, что человек после долгой охоты возвращается в свою «пещеру», а потом после часа отдыха выбегает, полный сил, покидать пращу или пометать камень, представляя воображаемое животное. Такую картинку довольно сложно вообразить.

Ошибочность третей теории также легко доказуема. Хотя уже в те времена и появлялись зачатки религиозных культов, но их в полной мере нельзя считать родоначальниками физического воспитания. Науке известно, что религиозные обряды, танцы появились намного позже, чем необходимые каждодневные навыки для выживания, как отдельного индивида, так и общества в целом.
Охота + рыбалка + война = физическое воспитание

Физическое воспитание и культура, конечно же, возникли от желания развить свои навыки для применения их в практической деятельности, таких как рыбалка, охота, создание укрытий от непогоды. В первобытном обществе главенствовал естественный отбор. Выживали лишь самые здоровые, ловкие, умелые и сильные. Без навыков в охоте, ловле рыбы, собирании плодов человек не мог выжить.

Особенно важным во времена первобытного общества является умение добывать себе пропитание на охоте. Поначалу это не были собственно физические упражнения, скорее всего, в первое время данные «тренировки» носили спонтанный характер, а уже позднее стали организовываться в некое подобие системы. Только с этого момента действия по укреплению силы, ловкости, быстроты можно, по праву считать настоящими физическими упражнениями.

Собираясь на охоту, охотники проводили небольшие «учения», повторяли основные важные детали своего плана (основные действия) для того, чтобы охота была успешной и более результативной. Такие тренировки укрепляли тело и повышали выносливость.

В зависимости от географического расселения племен были и особые навыки, которыми должны были владеть мужчины. В степных зонах с ранних лет приучали езде на лошади, а в странах Африки главенствовал бег, как основная дисциплина. В северных широтах практиковали борьбу, фехтование на палках, ходьбу по снегу на «лыжах».

Физическая культура на разных стадиях первобытного общества

Первобытный строй с исторической точки зрения ученые определяют, как период появление человека, способного мыслить, и до возникновения раннего рабовладельческого строя.

Можно выделить три основных этапа в развитии данного общества. Это раннеродовой (зарождение родоплеменных отношений), разлитый родовой, а также третий период – позднеродовой.

Общими словами родовой строй первобытных людей можно характеризовать такими чертами как:
— ведение совместного хозяйства,
— разграничение прав и обязанностей между полами,

— военные конфликты, которые обязывают общины становиться все более военизированными,

— возникновение разнообразной и многообразной трудовой деятельности.

Большинство ученых склоняются к тому, что физическая культура возникает еще на ранних этапах появления первобытных общин. Одними из ранних форм физического воспитания можно считать игры. Они носили исключительно коллективный характер, но эти игры не были просто инстинктивными действиями, как у животных. Это были вполне разумные действия по отработке определенных навыков охоты, рыбалки или ведения войны.

Конечно, если посмотреть сейчас на религиозные верования и культы того времени современными глазами, то это будет выглядеть со стороны довольно смешно, и где-то даже нелепо. Но для людей того времени ритуалы, танцы, поклонение невидимым, но сильным и могущественным духам, было более чем серьезным делом.

В начале своей эволюции такие игры носили только подражательный характер, а уж потом стали приобретать символические черты, постепенно переходя в ранг имитационных. На поздних этапах развития первобытного общества игры постепенно абстрагируются от реального содержания трудовой деятельности, таких как охота, война, рыбалка. Они становятся все менее похожими на отработку военных навыков, приобретая соревновательные элементы.

Постепенное развитие общества приводит к обособлению некоторых игр, таких как метание копья, бег, упражнения на лошади. Они становятся самостоятельными видами физических упражнений, а в некоторых случаях и приобретают дух соревнований по быстрому бегу, например, или в метании большого копья.

Многочисленные этнографические исследования указывают на то, что физическое воспитание и физические упражнения играли важную роль в жизни первобытных общин. В зависимости от мест их расселения существовали и разные формы и виды физических «тренировок».

У племен на континенте Австралия важными тренировками считались игра в мяч, борьба, а также метание бумеранга. Метание копья, бег, соревнования на лодках, игры с мячом, плавание – в этих видах чаще всего тренировались индейцы Америки.

Таким образом, практически у каждого племени можно увидеть зародыши физической культуры, которые проявлялись в оттачивании навыков. В начале исторического периода они возникли в целях выживания, а в более поздние времена приобретают более развлекательный характер.

Что касается формы физического воспитания, то ею являлась инициация. Проводился этот ритуал для молодых юношей, после которого они становились мужчинами и полноправными членами своего племени. Как правило, юноше предстояло преодолеть несколько испытаний, доказав племени свою физическую мощь и состоятельность как воина. Распространенными испытаниями были борьба с сильным бойцом, метание предмета в цель, выполнение ритуального танца с набором гимнастических упражнений.

С точки зрения методик обучения физическим упражнениям, то они также были достаточно разнообразны. В одних племенах в тренировочном процессе были четкие границы, в которых могли тренироваться или только мужчины, или только женщины. Например, у народов севера, при организации спортивных состязаний женщины пробегали менее длинные дистанции, чем мужчины.

Разложение родоплеменных отношений характеризует также и тот факт, что постепенно появляются сооружения, которые строятся специально для тренировок. Основной и главной чертой физического воспитания становится все большая военная направленность.

Физическое воспитание в первобытном обществе является одной из необходимых частей жизни родовой общины. Особенностью физического воспитания того времени можно считать то, что заниматься им можно было всем, и женщинам, и мужчинам, и детям. Но, как только общество начинает постепенно делиться на классы, то физическое воспитание уже утрачивает свое былое могущество, становясь преимущественно уделом воинов.

Коротко о главном
Данные археологии и этнографии говорят о том, что возникновение первых физических упражнений и примитивных игр можно отнести к раннему периоду существования первобытного общества (40 – 30 тысяч лет тому назад). В это же время они становятся самостоятельным видом деятельности человека разумного.

Множество ученых-теоретиков по-разному объясняли происхождение физических упражнений и игр: с биологических и культовых позиций, с точки зрения отрицания связи их с трудовой деятельностью и воспитанием молодежи.

Так, в прошлом веке немецкие ученые (Бюхер и Гросс) и некоторые другие убеждали, что все возникло от избытка сил из игр, как у животных, так и у человека. Они считали, что в жизни всегда «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другая группа ученых противоречила им, рассматривая возникновение физвоспитания с позиции трудовых отношений и потребностей. Только в результате трудовых достижений в охоте, рыбалке первобытный человек приобрел необходимые умения в метании копья, беге, лазанье, прыжках, а также тренировал выносливость, физическую силу, сообразительность, ловкость. Они утверждали, что «игра есть дитя труда».

Только труд, считают они, явился предпосылкой зарождения физических упражнений. Дух и сознание первобытного человека сыграло тоже немаловажную роль. Охота, рыбалка, строительство укрытий – для всего этого требовалось внимание к своему физическому развитию и наличия многих умений в разных трудовых процессах.

Отдельные ученые и религиозные деятели связывали физвоспитание с появлением культовых танцев и игр, но, увы, физическое воспитание возникло еще до появления религий, как системы духовного развития и воспитания человека. Физическое воспитание необходимо для подготовки и к успешной трудовой деятельности, и к военному делу. Получает развитие военное воспитание мужской половины первобытного общества.

Климатические условия также очень сильно влияют на развитие некоторых видов физических упражнений и самых разных игр. Народы Севера с самых древних времен упражнялись в ходьбе на лыжах и катании на примитивных коньках, живущие на берегу рек и озер – в плавании и гребле, жители степей с детства учились езде на лошадях.

Например, австралийцы всегда любили самые разные игры и развлечения, они с самых ранних лет развивали стрельбу из лука, метание предметов и бумеранга. Первобытные племена Америки (индейцы, эскимосы и другие) увлекались игрой в мяч, бросание его в цель, бегом, подниманием камней (тяжестей). Народы Африки учили своих детей фехтованию на палках, борьбе, играм с прыжками и бегом, стрельбе из лука и других.

В дородовом первобытном обществе физические упражнения и игры почти полностью были нацелены на укрепление трудовых достижений. После возникновения родовой общины, как новой формы организации людей, значительно усложнилась и система воспитания общества в целом и физического совершенствования тела и духа отдельного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *