какое дуа читать на похоронах

Какое дуа читать на похоронах

какое дуа читать на похоронах

Сура Аль-Фатиха
Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Альхамду лилляhи роббил-*алямин.
Ар-рахманир-рахим.
Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.
Ihдинас-сыроталь мустаким.
Сыроталь-лязина ангамта галайhим.
Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Сура Алиф.лям.мим
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.
Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.
Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.
Уа ма унзиля мин каблик.
Уа биль ахирятиhум йукиунун.
Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,
Уа уляяика hумул муфлиhун.
Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Сура Аяту-ль-курси
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.
Ля тахузуhу синату уа ля наум.
Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.
Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.
Йаламу ма байня айдиhим.
Уа ма хальфаhум.
Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.
Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.
Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

Сура Я-синь
1.Ясин,
2. уалькъур’анильхакими
3. иннакаламинал мурсалина
4. гъаля сираддин мустакъим.
5.Танзиляль гъазизиррахим.
6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.
7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю’минун.
8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му’махун.
9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.
10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю’минун.
Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,
11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.
Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум
12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.
Сура Аль-Ихрас
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.
Лям иялид. Уа лям йуляд.
Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.
Аллаhу Акбар. Аминь (суру 3 раза читать)

Сура аль-Фаляк
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль агузу биррабил фаляк.
Мин шарри ма халяк
Уа мин шарри гасикин изя уакаб.
Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.
Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

Сура ан-Нас.
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль агузу биррабин нас.
Маликин нас.
Иляhин нас.
Мин шарил уасуасил хан-нас.
Аллязи уасуису фи судурин нас.
Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

После завершения молитв,просите у Всевышнего прощение за грехи свои,близких. Говорите кому посвящаете эти молитвы и перечисляете имена усопших. Потом можно попросить у Всевышнего ваши желания. И в конце произносите
Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

Источник

Каким образом наши дуа приносят пользу умершим?

какое дуа читать на похоронах

Тема смерти является одной из важнейших для любого человека. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в мир иной во многом определяют поведение верующих в земной жизни. В Исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти.

Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, делают хорошее дуа за умершего, молят Всевышнего поместить его душу в райские сады, простить его прегрешения и смилостивиться над ним.

Как известно, первым этапом вечной жизни человека является его жизнь в могиле. На этом этапе душа, освободившись от телесной оболочки, продолжает жить, чувствовать, видеть, радоваться и грустить.

Наши братья, перешедшие в мир иной, больше нуждаются в наших мольбах, чем живые, ведь когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме некоторых.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт засчитываться даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

Наши дуа для покойного могут стать чем-то вроде спасательного круга, который отдаляет его от могильных мук. А если он был праведником, дуа повысит его степень перед всевышним. В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

مثل الميت في قبره مثل الغريق يتعلق بكل شيء ينتظر دعوة من ولد أو والد أو أخ أو قريب

«Поистине, покойник подобен утопающему, который цепляется за всё, что попадается ему, и ожидает помощи от своих детей, родителей, братьев и друзей в виде дуа». (Байхаки)

Дуа за усопших

Все наши дуа, с которыми мы обращаемся и за себя, и за других людей, в том числе умерших, хорошо делать в те моменты, когда увеличивается вероятность принятия дуа, например, в пятничный день, в день Арафа и т.д.

В священном Коране Всевышний Аллах дал нам пример дуа, которое делается за усопших наших братьев и сестёр:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

(смысл): «А те, которые пришли после них [после ансаров и первых мухаджиров], говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милостивый”». (сура Аль-Хашр: 10)

Делать дуа за усопшего можно и своими словами, но лучше всего обращаться мольбами Пророка (мир ему и благословен Аллаха). Ведь Всевышний Аллах дал ему содержательную речь (джавами‘ аль-калими), и никто лучше него точно не скажет.

От Язида ибн Рукана ибн Аль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха, когда стоял в джаназа-намазе, говорил:

اللهم عبدك وابن أمتك احتاج إلى رحمتك، وأنت غني عن عذابه، إن كان محسناً فزد في إحسانه، وإن كان مسيئاً فتجاوز عنه

«Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-кя, ва Анта ганийюн ‘ан ‘азаби-хи. Ин кана мухсииан, фа-зид фи ихсанхи-хи, ва ин кана му- сиан, фа-таджаваз ‘ан-ху».

«O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждается в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в его наказании. Если творил он благие дела, то увеличь ему их, а если совершал он дурное, то прости его». (Табарани)

Сообщается также, что Василя бин аль-Аска’ (да будет доволен им Аллах) сказал:

صَلَّى بِنَا رسول الله صلى الله عليه وسلم عَلَى رَجُلٍ مِنَ المُسْلِمِينَ ، فَسَمِعْتُهُ يَقُولُ : اللَّهُمَّ إنَّ فُلانَ ابْنَ فُلانٍ في ذِمَتِّكَ وَحَبْلِ جِوَارِكَ ، فَقِهِ فِتْنَةَ القَبْرِ ، وَعذَابَ النَّار ، وَأنْتَ أهْلُ الوَفَاءِ وَالحَمْدِ ؛ اللَّهُمَّ فَاغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ ، إنَّكَ أنْتَ الغَفُورُ الرَّحيمُ

«Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с нами совершал джаназа-намаз по одному мусульманину, и я слышал, как он сказал:

«Аллахумма, инна фуляна-бна фулянин фи зиммати-ка ва хабли дживари-ка, фа-ки-хи мин фитнати-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари, ва Анта ахлю-ль-вафаи ва-ль-хамди. Аллахумма, фа-гфир ля-ху, ва-рхам-ху, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахиму«

«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от могильных мук и наказания огня, ведь Ты способен выполнять обещания и достоин похвалы! О Аллах, прости же и помилуй его, ведь Ты — Прощающий, Милостивый«». (Абу Дауд, Ибн Маджах, Ибн Хиббан)

От Абу ‘Абдуррахмана ‘Ауфа ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил джаназа-намаз, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ ، وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ ، وَأكْرِمْ نُزُلَهُ ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ ، وَاغْسِلْهُ بِالمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالبَرَدِ ، وَنَقِّه مِن الخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأَبْيَضَ مِنَ الدَّنَس ، وَأبدلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ ، وَأهْلاً خَيراً مِنْ أهْلِهِ ، وَزَوْجَاً خَيْراً مِنْ زَوْجِهِ ، وَأدْخِلهُ الجَنَّةَ ، وَأعِذْهُ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ ، وَمنْ عَذَابِ النَّارِ

«Аллахумма-гфир ля-ху, ва-рхам-ху, ва ‘афи-хи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузулаху, ва васси’ мадхала-ху, ва-гсиль-ху би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва накки-хи мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйаза мин ад-данаси, ва абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахли-хи, ва завджан хайран мин зауджи-хи, ва адхиль-ху-ль-джанната ва а’из-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари»

«О Аллах, прости его, помилуй его, избавь его (от мучений и мрака могилы), окажи ему милость, окажи ему хороший приём (сделай его удел в Раю хорошим), сделай место его входа (в могилу) просторным, омой его водой, снегом и градом (окажи ему все виды милости и даруй ему прощение за все его грехи и упущения), очисть его от прегрешений, подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, дай ему взамен дом лучше его дома, семью лучше его семьи и жену лучше его жены, введи его в Рай и защити его от мук могилы и мук огня».

Абу ‘Абдуррахман сказал: «И я даже сам захотел оказаться на месте покойного». (Муслим, Ибн Маджах, Ибн Хиббан)

‘Абдуррахману (да будет доволен им Аллах) настолько понравилось дуа, с которым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Всевышнему Аллаху за этого покойного, что он захотел оказаться на его месте, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьи мольбы принимались Аллахом, обратился с ними и за него.

В этом и других дуа «-ху» – слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица – употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «-ха». Например: «Аллахумма-гфир ля-ха ва-рхам-ха, ва ‘афи-ха, ва-‘фу ‘ан-ха …», и так далее.

Вышеприведённые мольбы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал во время совершения джаназа-намаза, однако нет ничего предосудительного в том, чтобы читать их за усопшего и в любое другое время. Более того, как было отмечено выше, читать эти мольбы предпочтительнее, чем составлять от себя другое дуа.

Таким образом, можно сказать, что наши дуа дойдут до умерших, а также до них дойдёт вознаграждение за благодеяния, совершённые живыми от их имени. Поэтому как можно чаще делайте дуа за них, особенно за родителей, за родных и близких, за учителей…

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Дуа за умершего

Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?

Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):

По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

какое дуа читать на похоронахТранскрипция вышеприведенного дуа

По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.

Дуа за умершего мусульманина

За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.

какое дуа читать на похоронахПеревод текста с арабского и транскрипция: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере. О Аллах! Не лишай нас награды за него (то есть не лишай нас награды за проявление должного терпения после его кончины) и не сбивай нас с пути после его смерти.» Хадис от Ибн_Маджа

Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.

Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):

Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.

Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.

Дела приносящие награду после смерти

Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.

Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:

Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.

За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.

Какие дуа читают?

«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):

Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:

какое дуа читать на похоронахТекст пожелания на арабском за умершего ребенка какое дуа читать на похоронахТранскрипция пожелания на арабском за умершего ребенка

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Мусульманская молитва читать по усопшему до 40 дней

какое дуа читать на похоронах

40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи

На 40 дней после смерти у мусульман устраивают поминки об усопшем. Но традиция вызывает споры у сведущих людей: в Коране нет упоминания о необходимости накрывать стол и поминать умершего, но и не запрещается.

Особенности подсчета 40 дней

Поминки у мусульман – спорная тема. Они не запрещены Шариатом, но отношение к обычаю иное, нежели у христиан. В исламе не принято отмечать поминки в определенные даты, хотя отдельные народы поминают усопших на 3, 9 и 40 день после смерти, на 52 день и на годовщину. В день рождения усопшего обряд не проводят: день рождения как праздник у мусульман отсутствует.

Считать 40 дней после смерти принято, когда человек покинул земной мир. По законам ислама хоронят в день гибели до заката (на следующий день, если человек умер вечером или ночью). День гибели – фактически и день похорон. От него и ведут отсчет.

Поспешные похороны в день смерти связаны с климатическими особенностями мусульманских стран. В них жарко, процессы разложения ускоряются. Похоронить стараются быстрее, временная разница между днем гибели и похоронами отсутствует.

Поминают по традиции в любой день, без привязки ко дню гибели.

Где находится душа человека до 40 дней и что происходит после

40 дней в исламе после смерти – число из христианской традиции. В мусульманской вере нет строгой привязки к временным промежуткам событий, происходящих с душой после отхода в иной мир. Но цифра 40 в исламе символическая:

В связи с этим традиция поминать усопших на 40 день после смерти прижилась и у мусульман.

Люди, исповедующие ислам, считают: когда тело похоронено на кладбище, могила – врата в иной мир после смерти. Душе является светлый ангел Израил. Если человек при жизни верующий, совершает благие дела, его дух попадает в рай. По представлениям мусульман, это прекрасное место, где текут реки с медом, вином и молоком, где человек встречает свою вторую половину и обретает с ней вечное блаженство.

Иная судьба ожидает мусульман, совершавших грехи при жизни. Когда ангелы преподносят душу грешника Богу, он велит отправить ее в могилу, чтобы душа предстала пред судом ангелов Мункира и Накира. Отчет за прожитую жизнь – искупление грехов и стремление к духовности.

После погребения душа оказывается в загробном мире – Барзах, ощущая дыхание рая или ада. Верующие праведники после смерти попадают в райскую обитель, грешники мучаются в аду, искупляя свои грехи.

Считается, что 40-й день – время для достижения душой божественной обители. Но мусульмане не привязываются к датам, в отличие от христиан. Ни Коран, ни хадисы не объясняют, что происходит с душой до 40 дней.

Пребывая в загробном мире, человеческий дух ожидает Страшного Суда. По представлениям мусульман, земная жизнь дается один раз, после смерти человек обретает жизнь вечную.

Традиции поминок на 40 дней у мусульман

Мусульмане проводят поминки на 40 день в кругу семьи. Приглашают близких родственников, людей преклонного возраста.

При проведении обряда у людей, исповедующих ислам, не принято громко голосить, плакать.

Поминки проходят тихо, без лишних эмоций. Есть ряд общих традиций, которых придерживаются все верующие. Но существуют и региональные отличия.

Традиции мусульман после смерти:

Кроме основных правил, существуют региональные отличия мусульман:

Несмотря на региональные отличия, традиционный исламский обряд поминовения на 40 день после смерти скромный, тихий, лишенный пышности и излишеств.

Что готовят в исламе

Блюд, готовящихся на поминки на 40 день после смерти, у мусульман нет по причине отсутствия строгих предписаний в Коране. Исключение составляют ореховая халва и сладости. Ими принято угощать пришедших в дом и класть на могилу. У людей ислама сладкое считают символом достатка. Когда родственники приносят сладости на могилу или выставляет их на поминках, это свидетельство, что семья в достатке, и душа умершего не должна печалиться о близких.

В остальном мусульмане готовят на поминки после смерти традиционные блюда в зависимости от региональных предпочтений:

Спиртные напитки во время проведения обряда почитания смерти у мусульман запрещены. Начинают трапезу с чая со сладостями, затем подают горячие блюда. Считается: их запах помогает душе покойного быстрее вознестись на небеса. В отдельных местностях накрывают стол для покойного.

Рестораны и кафе предлагают организацию поминок с соответствующим меню. Порой трапеза проходит на улице, где натягивают тент и расставляют лавки для гостей. В отдельных местностях стол организуют сообща: принято приносить с собой сыр, овощи, лаваш, фрукты, курицу, жертвенных животных.

Обряд поминовения усопшего на 40 день после смерти – воспоминание об ушедшем для почтения его памяти. Процесс проходит не трагически, с общением и увеселением в честь умершего. Так мусульмане почитают память покойного родственника.

Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа

какое дуа читать на похоронах

какое дуа читать на похоронах какое дуа читать на похоронах какое дуа читать на похоронах какое дуа читать на похоронах

какое дуа читать на похоронах

Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.

Почему важно читать дуа за умерших

Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.

Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.

Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.

какое дуа читать на похоронах

Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину

Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.

Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.

Перед смертью

Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:

«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».

В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.

Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:

«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».

При соболезновании

Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.

При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:

«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».

В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:

«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».

Усопшим родителям до 40 дней

Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.

Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:

«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».

«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».

«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».

За упокой

Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:

«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».

При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:

«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».

Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.

Еще один текст за упокой произносится так:

«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».

Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.

За умершего родственника после похорон

Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:

«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».

Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:

«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».

«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».

На поминках

Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:

Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.

На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:

«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».

Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.

какое дуа читать на похоронах

Можно ли с помощью дуа помочь умершему

Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.

Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:

Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.

Поминки у мусульман: на какой день после смерти проходят у татар

Поминки у мусульман – это религиозное мероприятие в исламе, направленной на отдание памяти покойному. Традиции траурного мероприятия у представителей религий часто отличаются друг от друга. К проведению обряда относятся по-разному в зависимости от укладов, сохранившихся в определенных местностях.

На какой день после смерти мусульмане делают поминки

Первая траурная трапеза у мусульман проводится в день похорон. Душа покойного находится на земле и будет страдать, если родные не проявят к ней уважения. За столом не следует произносить речи, пища вкушается молча. Мужчинам принято сидеть отдельно от женщин, дети на поминках не присутствуют. Правила устанавливает Коран, отсчет следующей даты скорботного мероприятия идет со дня смерти.

В каждом регионе, где проживают мусульмане существуют особенности проведения траурных обедов.

В Азербайджане, Киргизии на трапезах требуется накормить гостей, пришедших на похороны и поминки. Режут скот (баранов, овец), разбивают шатры для собравшихся почтить память усопшего. В этих местностях людей не принято приглашать, те, кто действительно помнят об умершем приходят сами.

Поминки у татар проходят скромнее. Весь обряд мусульман данного региона сосредоточен на молитвах. В конце приема пищи проходит раздача подарков «хаер» — жертвуют суммы от 50 до 100 рублей. Уходящим с поминок собирают угощения со стола, чтобы те помолились за душу умершего. Считается, чем больше людей прочитает молитву за покойного татарина, тем больше шансов у него попасть в Рай.

Траурные обеды зачастую делают в кафетериях или ресторанах.

Следующие поминальные дни у мусульман после похорон – 7 и 40 сутки со дня смерти. Мероприятия проводятся по аналогии с первым днем. Следует раздать милостыню, как напоминание об умершем.

На 7 день разрешено посещение кладбища даже женщинам, ведь их присутствие на похоронах строго запрещено. В некоторых регионах, где исповедуют ислам, на столе ставят дополнительный прибор и стул в знак присутствия усопшего на поминках.

В траурные дни приглашают муллу для чтений Корана. Устраивают обеды, с обязательным наличием на столах сладостей.

При организации трапез у мусульман на годовщину существуют особые традиции. Приглашаются родственники, соседи и знакомые. Еда на столе должна быть скромная. Через год после смерти в доме, где был покойный снимается траур.

Чтобы соблюсти все учения Корана следует обратиться в местную мечеть, где дадут советы по проведению поминок.

Правила по Корану

Основные правила траурного мероприятия у мусульман:

Согласно писаниям Корана, покойного необходимо похоронить на кладбище, находящимся ближе к дому. Душа усопшего мусульманина не сможет найти упокоения, пока тело не предано земле. Кремация у представителей религии под запретом, она схожа с огнем в аду. Умершего собирают к погребению, омывают его тело, накрывают белым полотном – саваном. К процедуре омовения допускаются только самые близкие люди, родственники, имеющие большой авторитет. Покойника не разрешено оставлять одного, его оберегают от злых духов. После захоронения проводят поминки с близкими родственниками и гостями.

У мусульман тело не принято класть в гроб для погребения.

При опускании умершего в могилу, его голову следует наклонить в сторону солнца. Усопшего опускают в могилу вниз ногами, а при похоронах женщины мужчины не должны видеть ее савана. После опускания все присутствующие должны бросить по горсти земли, прочитать молитву.

Примерное меню на поминки

Видео (кликните для воспроизведения).

Еда на траурном столе не отличается от обычного обеда. Особенные правила мусульманских поминок – отсутствие в меню блюд из свинины, прием в пищу мяса этого животного запрещено Кораном, не разрешается пить алкоголь. По обычаю, подается суп с лапшой домашнего приготовления. На второе блюдо подается плов. В меню могут присутствовать обычные лепешки или приготовленные на тандыре.

Если на поминках решено готовить мясо, выбирают только халяль, курицу, говядину, баранину. Могут подаваться блюда – гуляш, жареная курица, олма. Разрешены различные каши, рыбные блюда. На столе у мусульман обязательно присутствует халва с миндалем. Сладости символизируют сладкую жизнь после смерти. Из напитков пьют чай, сок, минеральную воду.

Сколько длится траур

Траур у мусульман по любому родственнику (мать, отец, дети) составляет не более трех дней. Для мужчин скорбь ограничивается лишь ношением головного убора во время проведения похорон и поминок.

Что касается женщин, то сроки для них различны:

Вещи, которые находятся у мусульман под запретом для женщины при трауре:

Зачем следует соблюдать траур во время поминок:

Есть ли специальные поминальные дни у мусульман

Основное правило мусульманских поминок является то, что согласно учениям Корана, пятница считается священным днем. На траурные обеды верующие пекут маленькие пирожки с картофелем и мясом. Считается, что аромат вкусной еды поможет умершему обрести покой. На трапезе необходимо чтение молитв, приглашают мула или читает хозяйка дома.

Второй особенностью проведения ритуала у мусульман считается поминовение усопшего на 51 день после смерти. Согласно учениям, душа заканчивает все тяжелые испытания, происходит отделение тела от костей, покойного мучают сильные боли. Чтобы облегчить страдания, родным полагается придерживаться следующих правил:

Как помянуть мусульманина христианину

Что касается поминовения мусульман христианами, то в православной церкви провести такой обряд невозможно, но личная молитва дома не запрещается. Церковь разрешает зажечь свечу, произнести доброе слово в память о покойном, сделать добрые дела, раздать милостыню.

Многие люди считают, что проведение поминок по правилам — сложная и часто невыполнимая процедура: далеко живущие родственники, неотложные дела, отсутствие возможности похоронить на определенном кладбище. Вне зависимости от происходящих событий, трудностей, которые возникают – поминки — обязательный обряд у мусульман для сохранения светлой памяти о близком и любимом человеке.

Как дуа может помочь умершему человеку

Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун

Перевод смысла: Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки).

В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа – их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:

«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммя иння (имя покойного) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»

Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).

«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»

Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Дуа на кладбище

Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).

Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)

Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:

1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.

2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить], однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это – подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим).

3. Молитва-джаназа (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него.

4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим).

5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника.

6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:

1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.

2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.

Далее стоит отметить, что в упоминаемом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, о котором идёт речь в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Дуа за умершего

Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?

Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):

По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

какое дуа читать на похоронах

Транскрипция вышеприведенного дуа

По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.

Дуа за умершего мусульманина

За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.

какое дуа читать на похоронах

Перевод текста с арабского и транскрипция: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере. О Аллах! Не лишай нас награды за него (то есть не лишай нас награды за проявление должного терпения после его кончины) и не сбивай нас с пути после его смерти.» Хадис от Ибн_Маджа

Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.

Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):

Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.

Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.

Дела приносящие награду после смерти

Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни — его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.

какое дуа читать на похоронах

«О Аллах! Поистине, (такой-то, сын такого-то) находится под Твоей защитой и покровительством, упаси же его от испытания могилы и мук Огня, ведь Ты верен обещанию и правдив. Прости и помилуй его, ведь Ты — Прощающий, Милосердный.» Хадис Ибн-Маджа.

Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.

Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:

Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.

За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.

Какие дуа читают?

«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):

какое дуа читать на похоронах

Дуа за умершего ребенка, Ахмад бин Али бин Хаджар аль-Аскаляни. Хидайат ар-руват иля тахридж ахадис аль масабих ва-ль-мишакт, 1-6, Тахкик Мухаммад Насыр ад-дин аль-Албани, Каир, 1422/2001 — 1631

Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

какое дуа читать на похоронах

Текст пожелания на арабском за умершего ребенка какое дуа читать на похоронахТранскрипция пожелания на арабском за умершего ребенка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *