какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов например меди алюминия
Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов меди
Действия электрического тока
Содержимое разработки
Конспект урока физики в 8 классе.
Учитель МБОУ Новосельской СОШ Ковалёва Мария Михайловна.
Тема: Действия электрического тока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (урок — исследование, урок изучения нового материала с элементами групповой и исследовательской работы)
образовательная: экспериментально установить действия электрического
тока и выяснить его практическое применение;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; поло-
жительной мотивации к учению,коммуникативные умения;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: развитие навыков логического мышления;
овладению методами научного исследования, обоснования
своих высказываний; развитие политехнических знаний и
умений, элементов творчества, умения пользоваться
языком физики и применять знания в новой обстановке.
Оборудование: источник тока – 3 шт., ключи – 3 шт., нагревательный элемент – спираль 1шт, соединительные провода, моток – катушка, лампа на подставке – 1 шт., большой гвоздь, скрепки, компас, стакан с водой, стакан с раствором сульфата меди (СuSO4), две пластины – электроды, штатив с муфтой и лапкой, магнит дугообразный,
Организационный момент: (1 мин.)
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!
Ребята! У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!
А за свои знания вы будите получать «электроны», которые к концу урока превратятся в оценки.
отгадайте загадку: Он бежит по проводам
Но не вздумай с ним шутить,
— А что такое электрический ток?
(Упорядоченное движение заряженных частиц)
— А какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?
— А можно ли увидеть движение свободных электронов в проводнике?
Проблема: Так как же можно судить о наличии электрического тока?
(по его действию или проявлению)
Если в цепи течёт электрический ток, то возникают явления, связанные с действиями электрического тока. Именно по этим действиям мы судим о наличии электрического тока, ведь мы не можем непосредственно наблюдать движение заряженных частиц в проводнике. Сегодня мы попробуем в ходе исследовательской работы определить действия электрического тока.
Итак, тема нашего урока: «Действия электрического тока». Запишите в тетрадь.
Давайте, определим цели нашего урока:
— определить какие действия оказывает электрический ток;
— выяснить, где и как применяются действия электрического тока;
— узнать действия тока на человека.
У каждого из вас на парте лежит карта, где вы будите фиксировать результаты вашей деятельности на уроке
III. Актуализация опорных знаний и умений: (3 мин)
Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить, что мы уже знаем о нем.
Задание: Закончите высказывание. (Блиц –опрос)
1. Проводники отличаются от непроводников наличием свободных… (заряженных частиц)
2. В узлах кристаллической решетки металла расположены…
3. Когда говорят о скорости распространения электрического тока, то имеют в виду скорость распространения по проводнику…
4. За направление электрического тока условно приняли то направление, по которому движутся в проводнике…
5. Носителями заряда в водных растворах являются…
(положительные и отрицательные ионы)
НА ЭТОМ ЭТАПЕ – САМОПРОВЕРКА: один правильный ответ – 1 балл. Количество баллов вписывается каждым учащимся в свою карту.
У кого 5 баллов? А у кого 4 балла? Есть такие, которые набрали 3 балла и меньше? Если есть – давайте выявим причины.
IV. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа (20 мин)
А теперь перейдем к основной части нашего урока.
«Разбейтесь» на небольшие группы по 4 человека, выбрали руководителя группы. Каждая группа получает свое задание.
Группа №1. Изучает тепловое действие тока. (Группа Межулёва Кости)
Группа №2. Изучает химическое действие тока. (Группа Прищеп Юлии)
Это действие тока используется для покрытия металлов защитным слоем (никелирование, хромирование, золочение) для получения чистых металлов.
Химическое действие тока было известно уже во второй половине ХVIII века. В Италии Бекариа с помощью электрического разряда получил чистый цинк из оксида цинка, англичанин Пристли выделил водород из спирта.
Группа №3. Изучает магнитное действие электрического тока.
Группа №4. Изучает физиологическое действие электрического тока.
Учащимся предлагается ознакомиться с небольшой информацией о действии электрического тока на человека (информация – на отдельных листах остается у учащихся в качестве подарка).
Физиологическое действие электрического тока.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.
Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.
Физиологическое действие электрического тока.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.
Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.
Подготовьте краткий отчет о результатах вашей работы.
По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема:
Д ЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.
Молодцы! Все группы справились со своим заданием!
НА ЭТОМ ЭТАПЕ – ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ ЕЁ РУКОВОДИТЕЛЬ (ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ) ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
V. Закрепление новых знаний. (
— Тепловое действие выражается в преобразовании электрического тока в тепловую энергию. Применяется в металлургии, сельском хозяйстве (теплицы, инкубаторы, сушилки), в быту (электрокипятильники, электрочайники, плавкие предохранители и др.)
— Химическое действие электрического тока выражается в явлении, называемом электролизом. Применяется для получения чистых металлов: алюминия, меди и др., для никелирования, хромирования, позолоты и др.
— Магнитное действие выражается в преобразовании электрического тока в магнитную энергию. Это электрогенераторы, электродвигатели, трансформаторы, микрофоны, громкоговорители и др. Взаимодействие катушки с током и магнита используется в приборе, называемом гальванометром (демонстрация гальванометра и его обозначение на схемах)
Предлагаю проверить прочность полученных знаний.
Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение
Г) Положительных и отрицательных ионов.
3. Электрический ток проводит …
Б) Кристаллы медного купороса.
В) Водный раствор медного купороса.
4. Что представляют собой положительные и отрицательные ионы?
А) Положительные ионы не имеют зарядов, а отрицательные — имеют.
Б) Положительные ионы имеют недостаток электронов, а отрицательные — избыток.
В) Положительные ионы имеют избыток электронов, а отрицательные — недостаток.
А) Катодом. Б) Анодом. В) Диодом. Г) Нет правильного ответа.
А) По которому перемещаются электроны в проводнике.
Б) От отрицательного полюса источника тока к положительному.
В) От положительного полюса источника тока к отрицательному.
7. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов, и какой заряд они имеют?
А) Электроны, имеющие отрицательный заряд.
Б) Ионы, имеющие отрицательный заряд.
В) Ионы, имеющие положительный заряд.
Г) Ионы, имеющие положительный или отрицательный за-
8. Скорость распространения электрического тока в проводнике – это скорость …
А) Движения электрических зарядов.
Б) Распространения электрического поля.
В) Упорядоченного движения электрических зарядов.
Г) Распространения электрического заряда.
9. Чтобы в электролите существовал электрический ток, необходимо, чтобы …
А) Электролит находился в электрическом поле.
Б) В электролите существовали ионы.
В) В электролите существовали свободные электроны.
Г) В электролите существовали положительные ионы.
10. Единица измерения сопротивления в Международной системе — …
11. Сопротивление показывает, …
А) Какую силу тока необходимо приложить к проводнику, чтобы напряжение в нем было равно 1 Вольту.
Б) Какое напряжение необходимо приложить к проводнику, чтобы сила тока в нем была равна 1 Амперу.
В) Какое напряжение необходимо приложить к проводнику, чтобы сила тока в нем не была равна 1 Амперу.
Г) Какое напряжение необходимо приложить к проводнику, чтобы сила тока в нем не была равна 1 мА.
12. Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов, например меди, алюминия и других?
13. Удельное сопротивление показывает, чему …
А) Равно сопротивление проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 м².
Б) Равна сила тока проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 м².
В) Равно напряжение проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 м².
Г) Равно напряжение проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм².
14. Единица измерения удельного сопротивления в Международной системе — …
А) Ом. Б) Ом м. В) В. Г) А.
Из предложенных вариантов выберите выражение удельного сопротивления.
А) .Б) . В) . Г) Нет правильного ответа.
16. Выделение вещества на электродах, находящихся в растворе, называется …
Б) Электролитической диссоциацией.
17. Электролитическая диссоциация – это процесс распада молекул растворенного вещества на …
А) Ионы под действием молекул воды.
Б) Ионы под действием молекул водорода.
В) Протоны под действием молекул воды.
Г) Нейтроны под действием молекул воды.
Из предложенных вариантов выберите выражение химического эквивалента вещества.
А) . Б) . В) е N . Г) .
19. Первый закон Фарадея гласит: …
А) Электрохимические эквиваленты веществ прямо пропорциональны их химическим эквивалентам.
Б) Масса вещества, выделившегося на электроде, обратно прямо пропорциональна заряду, прошедшему через электролит.
В) Масса вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна заряду, прошедшему через электролит.
20. Доноры – это атомы, …
А) Забирающие «лишние» электроны из кристаллов полупроводника.
Б) Поставляющие «лишние» электроны в кристаллы полупроводника.
В) Поставляющие «лишние» ионы в кристаллы полупроводника.
Г) Забирающие «лишние» ионы из кристаллов полупроводника.
21. Разряд, протекающий при наличии внешнего стимулятора, называется …
22. Оцените среднюю скорость направленного движения электронов в медном проводнике площадью поперечного сечения 1 см² при силе тока 1 мА.
А) 0,74 мк . Б) 0,74 н . В) 0,074 п . Г) Нет правильного ответа.
23. При электролизе медного купороса в течение 1 часа выделяется 20 г меди. Валентность меди – 2, относительная молекулярная масса – 64. Сила тока в электролитической ванне равна …
А) 16,8 А. Б) 0,016 А. В) 60 кА. Г) Нет правильного ответа.
24. Чему равен электрохимический эквивалент вещества, если известно, что масса вещества, выделившегося на электроде, равна 5 г, а заряд, прошедший через электролит, равен заряду электрона?
А) 3,1 10 .
Б) 3,1 .
В) 8 .
Действия электрического тока
Содержимое разработки
Конспект урока физики в 8 классе.
Учитель МБОУ Новосельской СОШ Ковалёва Мария Михайловна.
Тема: Действия электрического тока.
образовательная: экспериментально установить действия электрического
тока и выяснить его практическое применение;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; поло-
жительной мотивации к учению,коммуникативные умения;
воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: развитие навыков логического мышления;
овладению методами научного исследования, обоснования
своих высказываний; развитие политехнических знаний и
умений, элементов творчества, умения пользоваться
языком физики и применять знания в новой обстановке.
Оборудование: источник тока – 3 шт., ключи – 3 шт., нагревательный элемент – спираль 1шт, соединительные провода, моток – катушка, лампа на подставке – 1 шт., большой гвоздь, скрепки, компас, стакан с водой, стакан с раствором сульфата меди (СuSO4), две пластины – электроды, штатив с муфтой и лапкой, магнит дугообразный,
Организационный момент: (1 мин.)
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!
Ребята! У китайского народа есть пословица:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь».
И пусть сегодня на уроке каждый из вас выберет свой путь к знанию!
А за свои знания вы будите получать «электроны», которые к концу урока превратятся в оценки.
отгадайте загадку: Он бежит по проводам
В каждом доме он желан
Но не вздумай с ним шутить,
Может он поколотить.
— А что такое электрический ток?
(Упорядоченное движение заряженных частиц)
— А какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?
— А можно ли увидеть движение свободных электронов в проводнике?
Проблема: Так как же можно судить о наличии электрического тока?
(по его действию или проявлению)
Если в цепи течёт электрический ток, то возникают явления, связанные с действиями электрического тока. Именно по этим действиям мы судим о наличии электрического тока, ведь мы не можем непосредственно наблюдать движение заряженных частиц в проводнике. Сегодня мы попробуем в ходе исследовательской работы определить действия электрического тока.
Итак, тема нашего урока: «Действия электрического тока». Запишите в тетрадь.
Давайте, определим цели нашего урока:
— определить какие действия оказывает электрический ток;
— выяснить, где и как применяются действия электрического тока;
— узнать действия тока на человека.
У каждого из вас на парте лежит карта, где вы будите фиксировать результаты вашей деятельности на уроке
III. Актуализация опорных знаний и умений: (3 мин)
Итак, наша задача – выяснить каковы действия электрического тока. Но, прежде всего, необходимо установить, что мы уже знаем о нем.
Задание: Закончите высказывание. (Блиц –опрос)
1. Проводники отличаются от непроводников наличием свободных… (заряженных частиц)
2. В узлах кристаллической решетки металла расположены…
3. Когда говорят о скорости распространения электрического тока, то имеют в виду скорость распространения по проводнику…
4. За направление электрического тока условно приняли то направление, по которому движутся в проводнике…
5. Носителями заряда в водных растворах являются…
(положительные и отрицательные ионы)
НА ЭТОМ ЭТАПЕ – САМОПРОВЕРКА: один правильный ответ – 1 балл. Количество баллов вписывается каждым учащимся в свою карту.
У кого 5 баллов? А у кого 4 балла? Есть такие, которые набрали 3 балла и меньше? Если есть – давайте выявим причины.
IV. Усвоение новых знаний. Исследовательская работа (20 мин)
А теперь перейдем к основной части нашего урока.
«Разбейтесь» на небольшие группы по 4 человека, выбрали руководителя группы. Каждая группа получает свое задание.
Группа №1. Изучает тепловое действие тока. (Группа Межулёва Кости)
Группа №2. Изучает химическое действие тока. (Группа Прищеп Юлии)
Это действие тока используется для покрытия металлов защитным слоем (никелирование, хромирование, золочение) для получения чистых металлов.
Химическое действие тока было известно уже во второй половине ХVIII века. В Италии Бекариа с помощью электрического разряда получил чистый цинк из оксида цинка, англичанин Пристли выделил водород из спирта.
Группа №3. Изучает магнитное действие электрического тока.
(Группа Справцевой Ирины)
Группа №4. Изучает физиологическое действие электрического тока.
Учащимся предлагается ознакомиться с небольшой информацией о действии электрического тока на человека (информация – на отдельных листах остается у учащихся в качестве подарка).
Физиологическое действие электрического тока.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.
Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.
Физиологическое действие электрического тока.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождения тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердцебиение человека.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней.
Опасность поражения током требует обязательного соблюдения правил безопасного труда при работе с электрическими цепями.
Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д.
Подготовьте краткий отчет о результатах вашей работы.
По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема:
Д ЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.
Молодцы! Все группы справились со своим заданием!
НА ЭТОМ ЭТАПЕ – ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ ЕЁ РУКОВОДИТЕЛЬ (ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ) ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
V. Закрепление новых знаний. (
— Тепловое действие выражается в преобразовании электрического тока в тепловую энергию. Применяется в металлургии, сельском хозяйстве (теплицы, инкубаторы, сушилки), в быту (электрокипятильники, электрочайники, плавкие предохранители и др.)
— Химическое действие электрического тока выражается в явлении, называемом электролизом. Применяется для получения чистых металлов: алюминия, меди и др., для никелирования, хромирования, позолоты и др.
— Магнитное действие выражается в преобразовании электрического тока в магнитную энергию. Это электрогенераторы, электродвигатели, трансформаторы, микрофоны, громкоговорители и др. Взаимодействие катушки с током и магнита используется в приборе, называемом гальванометром (демонстрация гальванометра и его обозначение на схемах)
Предлагаю проверить прочность полученных знаний.