какое дерево является символом россии ответ
Почему береза считается одним из символов России
Большинство континентальных стран каким-то образом связаны с одним деревом. Для Канады это клен, для Австралии – эвкалипт, для Финляндии – низкорослая ель, для России – береза.
Дерево по объективным причинам стало символом России, в нашей стране береза встречается чаще, чем где-либо в мире. Издавна в России береза считается символом чистоты, невинности, деревом молодых девушек. Было даже поверье, что если рассказать о своих проблемах дереву, станет легче и всегда найдется решение. Для этого ритуала молодые девушки находили в лесу березку и, обняв ее как друга, разделяли самые сокровенные переживания.
Березовые праздники
С березой связаны многие праздники, например церковный праздник – Троица. Долгое время традицией на троицу было наряжать березу разноцветными лентами и танцевать вокруг нее. Считалось, что в этот праздник березовые ветки могут отогнать всю нечисть, поэтому в избах свежими березовыми вениками подметали пол и даже мыли окна.
Также была традиция сажать березу по случаю рождения ребенка, верили, что по мере роста дерева – чистого и сильного – будет расти и ребенок. Срезать посаженную березу – большой грех, в деревне за это могли сжечь избу.
Легенда
Лечение и быт
Береза - участник не только праздников и обрядов, но и помогает людям в быту. Без березовой бересты не было бы и писчей бумаги, домашней утвари, некоторых музыкальных инструментов, дров. Береза обладает лечебными свойствами, фитонциды, выделяющиеся из листьев, обладают выраженным антиоксидантным омолаживающим действием, а отвары коры обладают дезинфицирующим действием. Березовый сок очень полезен для людей, березовый деготь варят из коры, а настойки листьев и почек используют для укрепления суставов, мытья волос и верят, что не только здоровье, но и красота вернется.
Дерево – символ России, как оказалось, не береза
Многие люди считают, что национальным деревом России является береза. Однако подобное мнение неверно. Главным деревом страны и ее символом считается лиственница – прекрасное и интересное растение.
Не всем известно, каким образом лиственница стала символом страны. Однако история достаточно простая. В 1960 году в городке Сиэтл штата Вашингтон в пятый раз проходил Всемирный лесной конгресс. Представители из 91 страны решили, что прекрасным окончанием данной встречи будет создание Парка Дружбы народов. При этом в центральной аллее каждой делегации предлагалось посадить дерево, представляющее свою страну.
Советские люди долго не думали и решили посадить Лиственницу сибирскую. Это растение распространено на большей части страны. Всего на территории встречается 11 разных видов, а самыми распространенными считаются Лиственница сибирская и даурская.
Особенности лиственницы
Лиственница относится к хвойным деревьям, однако в отличии от них она сбрасывает иголки к зимнему периоду. Осенью они меняют окраску на желтую, как обычные листочки. За эту особенность растение и получило свое название. При этом молоденькие деревца могут сохранять хвою и зимой.
Хвоинки узкие, мягкие, окрашены в ярко-зеленый цвет, собраны в пучки по 30-50 штучек. Растение является однодомным, на одном дереве расположены шишки (являются женскими) и колоски (мужские).
Лиственница славится очень крепкой древесиной, которая практически не гниет. Культуру очень давно используют для строительства судов, шпал, столбов для телеграфа. Дерево отлично подходит для создания мостов, плотин, причалов. Подобные строения долго служат и не портятся.
Лиственница использовалась при строительстве таких городов как Санкт-Петербург и Венеция.
Легенды и поверья связанные с лиственницей
Лиственницу называют северным дубом за ее прочную древесину. Многие сказания рассказывают о том, что именно это дерево использовали боги, когда создавали первых людей. Особенно большое количество историй встречается у народов манси. По легенде были созданы семь фигурок из коры лиственницы, которые должны были оживить боги. Однако вмешались злые духи и оживили фигурки из глины – хрупкого и недолговечного материала. Поэтому люди такие слабые и недолго живут.
У якутов были целые заповедные рощи из лиственниц, куда они приходили покланяться и оставляли подношения лесным божествам. В сказаниях манси также присутствует священная роща из лиственниц.
И хотя поэты в своих стихах воспевали «русскую березку», вполне логичным выглядит тот факт, что не она символ нашей страны, а выходец из Сибири.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Наш Черемшан
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Какое дерево является символом россии ответ
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Какое дерево называли матерью русского народа?
Если современного человека спросить, какое дерево является национальным символом России, он непременно заговорит о березе. Но в недалеком прошлом на такой вопрос обязательно ответили бы, что это липа.
Невозможно представить дворянскую усадьбу без липовой аллеи. Под липами разгорались чувства, признавались в любви, переживали расставания, дарили надежду. Не случайно многие классики упоминают тенистые аллеи в своих произведениях.
Татьяна грезила о свидании с Онегиным в сумраке липовых аллей. Иван Бунин, вдохновленный стихотворением Огарева, написал сборник рассказов, которые считал лучшими своими произведениями. Заросшие парки так созвучны идеальному русскому восприятию сада, купающегося в созерцательной грусти.
К липе всегда относились с особым почтением, считали, что она приносит счастье, поэтому ее высаживали близ домов и храмов. В славянской мифологии она была деревом Лады, богини любви, не случайно ее листочки так похожи на сердечки. Ей приписывали и мистические свойства, считая оберегом от грозы. Под ней пережидали непогоду, веря, что в липу не попадает молния.
Дерево ценили и за целебные свойства. Чаем из ароматных цветков лечили множество болезней, укрепляли организм, ведь такой отвар — кладезь витаминов и минеральных веществ. Он обладает противовоспалительным, обезболивающим, успокаивающим, противосудорожным действием. Липовый чай понижает вязкость крови, выводит лишнюю жидкость, его применяют при проблемах с суставами, кожных заболеваниях, в косметологии. Фото: Depositphotos
Полезны не только ароматные соцветия, все части липы обладают лечебным эффектом.
Липу называют царицей медоносов. Ароматный липовый мед — один из самых ценных медовых продуктов, ведь в его составе витамины К, Е, В, аминокислоты, микроэлементы, каротин. Мед способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма. Его принимают при заболеваниях печени, почек, при проблемах со зрением.
Липа — не только символ русской усадьбы, она почиталась и в среде крестьян, не зря ее называли матерью русского народа. Традиционную крестьянскую обувь — лапти — плели из липового лыка. На одну пару требовалось лыко с двух деревьев, а один крестьянин за год изнашивал около 12 пар лаптей. Посуда, игрушки, музыкальные инструменты — все это делали из липы. Ее древесина особенно ценилась резчиками по дереву, деревянными кружевами украшали не только дома, но и дворцы.
В городской среде срок жизни липы сокращается вдвое, но все же ее считают довольно устойчивой к агрессивной городской среде. Липа хорошо смотрится при одиночной посадке и в сочетании с другими деревьями, легко подвергается стрижке и сохраняет приданную форму, что делает ее незаменимой в ландшафтном дизайне.
Липа идеально подходит для городского озеленения, и хочется верить, что в наших городах найдутся места для тенистых аллей, где так славно дышится и думается о главном.
Национальное дерево России — не Берёза
Материал понравился:
Эта запись в блоге является частью дневника «ДЕНДРОКРУГОСВЕТКА»
В России многие самонадеянно считают Березу национальным деревом России. Однако (по состоянию на 2016г.) дерево-символ России официально Не определенно. Между тем в соседней с Россией Финляндии, Береза является признанным деревом-символом страны.
В 1988 году в Финляндии, по инициативе Финской ассоциации по охране природы, были проведены почтовые опросы общественного мнения, по результатам которых было выбрано национальное дерево Финляндии, а так же национальное животное, птица, рыба, насекомое, цветок и камень. Betula pendula ( Береза повислая), имеющая во взрослом состоянии белую кору, была объявлена деревом Финляндии.
В сентябре 1960 года в небольшом американском городе Сиэтл (штат Вашингтон) заканчивал работу V Всемирный лесной конгресс. Представители мирной профессии, съехавшиеся сюда из 91 страны, решили завершить конгресс созданием Парка дружбы народов. В центральной аллее каждая делегация должна была высадить национальное дерево своей страны.
Советские лесоводы пришли к единодушному решению довольно быстро: Деревом представляющим Россию стала Лиственница сибирская (Larix sibirica).
Посмотрите на карту нашей страны.