какое дерево называют символом россии

Какое дерево называли матерью русского народа?

Если современного человека спросить, какое дерево является национальным символом России, он непременно заговорит о березе. Но в недалеком прошлом на такой вопрос обязательно ответили бы, что это липа.

какое дерево называют символом россии

Невозможно представить дворянскую усадьбу без липовой аллеи. Под липами разгорались чувства, признавались в любви, переживали расставания, дарили надежду. Не случайно многие классики упоминают тенистые аллеи в своих произведениях.

Татьяна грезила о свидании с Онегиным в сумраке липовых аллей. Иван Бунин, вдохновленный стихотворением Огарева, написал сборник рассказов, которые считал лучшими своими произведениями. Заросшие парки так созвучны идеальному русскому восприятию сада, купающегося в созерцательной грусти.

К липе всегда относились с особым почтением, считали, что она приносит счастье, поэтому ее высаживали близ домов и храмов. В славянской мифологии она была деревом Лады, богини любви, не случайно ее листочки так похожи на сердечки. Ей приписывали и мистические свойства, считая оберегом от грозы. Под ней пережидали непогоду, веря, что в липу не попадает молния.

Дерево ценили и за целебные свойства. Чаем из ароматных цветков лечили множество болезней, укрепляли организм, ведь такой отвар — кладезь витаминов и минеральных веществ. Он обладает противовоспалительным, обезболивающим, успокаивающим, противосудорожным действием. Липовый чай понижает вязкость крови, выводит лишнюю жидкость, его применяют при проблемах с суставами, кожных заболеваниях, в косметологии. какое дерево называют символом россии Фото: Depositphotos

Полезны не только ароматные соцветия, все части липы обладают лечебным эффектом.

Липу называют царицей медоносов. Ароматный липовый мед — один из самых ценных медовых продуктов, ведь в его составе витамины К, Е, В, аминокислоты, микроэлементы, каротин. Мед способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма. Его принимают при заболеваниях печени, почек, при проблемах со зрением.

Липа — не только символ русской усадьбы, она почиталась и в среде крестьян, не зря ее называли матерью русского народа. Традиционную крестьянскую обувь — лапти — плели из липового лыка. На одну пару требовалось лыко с двух деревьев, а один крестьянин за год изнашивал около 12 пар лаптей. Посуда, игрушки, музыкальные инструменты — все это делали из липы. Ее древесина особенно ценилась резчиками по дереву, деревянными кружевами украшали не только дома, но и дворцы.

В городской среде срок жизни липы сокращается вдвое, но все же ее считают довольно устойчивой к агрессивной городской среде. Липа хорошо смотрится при одиночной посадке и в сочетании с другими деревьями, легко подвергается стрижке и сохраняет приданную форму, что делает ее незаменимой в ландшафтном дизайне.

Липа идеально подходит для городского озеленения, и хочется верить, что в наших городах найдутся места для тенистых аллей, где так славно дышится и думается о главном.

Источник

Какое дерево называют символом россии

Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?

Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.

Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!

Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.

Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.

Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?

Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.

Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!

Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.

Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.

Источник

Почему береза ​​считается одним из символов России

Большинство континентальных стран каким-то образом связаны с одним деревом. Для Канады это клен, для Австралии – эвкалипт, для Финляндии – низкорослая ель, для России – береза.

Дерево по объективным причинам стало символом России, в нашей стране береза ​​встречается чаще, чем где-либо в мире. Издавна в России береза ​​считается символом чистоты, невинности, деревом молодых девушек. Было даже поверье, что если рассказать о своих проблемах дереву, станет легче и всегда найдется решение. Для этого ритуала молодые девушки находили в лесу березку и, обняв ее как друга, разделяли самые сокровенные переживания.

Березовые праздники

С березой связаны многие праздники, например церковный праздник – Троица. Долгое время традицией на троицу было наряжать березу разноцветными лентами и танцевать вокруг нее. Считалось, что в этот праздник березовые ветки могут отогнать всю нечисть, поэтому в избах свежими березовыми вениками подметали пол и даже мыли окна.

Также была традиция сажать березу по случаю рождения ребенка, верили, что по мере роста дерева – чистого и сильного – будет расти и ребенок. Срезать посаженную березу – большой грех, в деревне за это могли сжечь избу.

Легенда

Лечение и быт

Береза ​​- участник не только праздников и обрядов, но и помогает людям в быту. Без березовой бересты не было бы и писчей бумаги, домашней утвари, некоторых музыкальных инструментов, дров. Береза ​​обладает лечебными свойствами, фитонциды, выделяющиеся из листьев, обладают выраженным антиоксидантным омолаживающим действием, а отвары коры обладают дезинфицирующим действием. Березовый сок очень полезен для людей, березовый деготь варят из коры, а настойки листьев и почек используют для укрепления суставов, мытья волос и верят, что не только здоровье, но и красота вернется.

Источник

Дерево – символ России, как оказалось, не береза

какое дерево называют символом россии

Многие люди считают, что национальным деревом России является береза. Однако подобное мнение неверно. Главным деревом страны и ее символом считается лиственница – прекрасное и интересное растение.

Не всем известно, каким образом лиственница стала символом страны. Однако история достаточно простая. В 1960 году в городке Сиэтл штата Вашингтон в пятый раз проходил Всемирный лесной конгресс. Представители из 91 страны решили, что прекрасным окончанием данной встречи будет создание Парка Дружбы народов. При этом в центральной аллее каждой делегации предлагалось посадить дерево, представляющее свою страну.

Советские люди долго не думали и решили посадить Лиственницу сибирскую. Это растение распространено на большей части страны. Всего на территории встречается 11 разных видов, а самыми распространенными считаются Лиственница сибирская и даурская.

Особенности лиственницы

Лиственница относится к хвойным деревьям, однако в отличии от них она сбрасывает иголки к зимнему периоду. Осенью они меняют окраску на желтую, как обычные листочки. За эту особенность растение и получило свое название. При этом молоденькие деревца могут сохранять хвою и зимой.

Хвоинки узкие, мягкие, окрашены в ярко-зеленый цвет, собраны в пучки по 30-50 штучек. Растение является однодомным, на одном дереве расположены шишки (являются женскими) и колоски (мужские).

какое дерево называют символом россии

Лиственница славится очень крепкой древесиной, которая практически не гниет. Культуру очень давно используют для строительства судов, шпал, столбов для телеграфа. Дерево отлично подходит для создания мостов, плотин, причалов. Подобные строения долго служат и не портятся.

Лиственница использовалась при строительстве таких городов как Санкт-Петербург и Венеция.

Легенды и поверья связанные с лиственницей

Лиственницу называют северным дубом за ее прочную древесину. Многие сказания рассказывают о том, что именно это дерево использовали боги, когда создавали первых людей. Особенно большое количество историй встречается у народов манси. По легенде были созданы семь фигурок из коры лиственницы, которые должны были оживить боги. Однако вмешались злые духи и оживили фигурки из глины – хрупкого и недолговечного материала. Поэтому люди такие слабые и недолго живут.

У якутов были целые заповедные рощи из лиственниц, куда они приходили покланяться и оставляли подношения лесным божествам. В сказаниях манси также присутствует священная роща из лиственниц.

И хотя поэты в своих стихах воспевали «русскую березку», вполне логичным выглядит тот факт, что не она символ нашей страны, а выходец из Сибири.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Наш Черемшан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Конспект занятия по развитию речи «Какое дерево является символом России»

какое дерево называют символом россии Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Какое дерево является символом России»

Конспект занятия

Ф. И. О. : Басакова Татьяна Владимировна

Должность,образовательное учреждение: Воспитатель, ДОУ №13 «Сказка».

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Какое дерево является символом России».

Цель: формировать у детей представление о берёзе – как символе России.Задачи:Расширять знание детей, о том какую пользу приносит берёза человеку; какими целебными свойствами обладает берёза; формировать умение детей слушать текст, видеть в тексте вопросы и уметь на них отвечать; развивать внимание, мышление, диалогическую речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: разрезные картинки деревьев, иллюстрации деревьев, черенки берёзы, полиэтиленовые мешочки, верёвка, трубочка, мольберт.

Предварительная работа: чтение стихот-й, поговорок, пословиц, загадок, сказок о берёзе; рассматривание картин русских художников, рисование берёзы, ознакомление с энциклопедическим материалом о берёзе.

Активизация словаря: чага, пионер, белоствольная, берёзовица, Красная книга.

Этапы работы Содержание плана

Деятельность педагога Деятельность воспитанников

1. Организационный момент

Игра «Собери картинку»

Игра «Найди отличия»

— Ребята, посмотрите все картинки перемешались давайте соберём их правильно. Образцом будут служить вот эти картинки.

— Что у вас получилось?

— А как вы догадались?

— Назовите, что есть общего у деревьев?

— Чем они отличаются?

— Ещё какая бывает берёза?

— А какой дуб?

— Посмотрите на эти деревья и скажите по вашему какое дерево является символом России?

— Молодцы, правильно вы сказали всё о берёзе, но чтобы нам по-больше узнать о берёзе послушайте рассказ. Дети собирают разрезные картинки с изображением деревьев.

Деревья.

— Высокая, зелёная, кудрявая, стройная.

-Могучий, большой, долговечный.

Чтение рассказа воспитателем.

Игра «Проведи дорожку»

Физминутка «Весёлая берёза».

— В тексте встретятся такие слова как «пионер», как вы думаете, что оно означает?

— Пионер – это человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности.

— Правильно,чага – чёрный гриб в виде нароста на стволе берёзы.

— А сейчас внимательно послушайте рассказ.

— Понравился вам рассказ?

— О чём этот рассказ?

— Ребята, объясните причины того, что берёзу считают символом России.

— Правильно, вы сказали, что берёза приносит пользу, и сейчас с помощью волшебной палочки которую вы будете передавать друг другу и при этом говорить,как человек использует берёзу, можете привести свои примеры или из рассказа.

— Видите, какую огромную пользу приносит нам одно дерево.

— Ребята, а вот если бы у нас в городе решили посадить берёзы,где лучше это сделать: среди многоэтажных домов или невысоких? Почему?

— Докажите это словами из текста рассказа.

— Да берёзка очень любит свет и влагу. Но наших берёз остаётся очень мало, люди их не берегут и вырубают. И мы с вами должны ей помочь.

— Помогите провести правильную дорожку к тем картинкам, которые помогут нам сохранить берёзку.

— Назовите к каким картинкам вы провели дорожки? Почему?

— Правильно, ребята мы с вами должны беречь природу и учить других как нужно к ней относиться. За это берёзка хочет с вами немного поиграть.

— Берёзка в белом сарафане

Весною водит хоровод

Звенит серёжками тихонько

И птичек в гости всех зовёт

Раскроет свои руки – ветки

Опустит ветки пальцы вниз

Подставит солнышку листочки

От ветерка зашелестит. (напоминает артикуляцию произношения звука «ш»: губы «рупором»/ язык чашечкой.

— Садитесь на стульчики. Ребята, а какие есть ещё особенности берёзы, которые помогают ей быть первой среди деревьев.

— Что происходит с берёзами весной?

-С чем в рассказе сравнивается сок берёзы?

— Для чего берёзе сок?

— Чем полезен берёзовый сок?

— Правильно ли всегда добывают берёзовый сок?

— Попробуйте найти необычный способ позволяющий добывать берёзовый сок и не губить дерево.

— Вы назвали три способа, которыми можно без вреда берёзе, собрать берёзовый сок.

— Это тот кто всегда первый, что то делает.

— Это гриб который растёт на берёзе.

Дети слущают рассказ.

— Берёза – красавица русских лесов.

— О ней сложено много стихов, песен, пословиц.

— Приносит много пользы.

Дети называют примеры передавая друг другу палочку.

— Собирают сок – используют как лекарство от разных болезней.

— В древности на ней писали.

-Изготовление дегтярного мыла.

— Изготовляют мебель, плетут корзины, делают краски, чернила, берёзовые веники, посуду из бересты, обереги.

— Березе нужно много света. За 25 лет береза поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. За сутки дерево выкачивает из почвы 40 ведер влаги.

Проводят маркером дорожки к картинкам, которые сохраняют жизнь берёзке.

— Нельзя рубить, ломать берёзку, разводить костёр вблизи, неправильно собирать сок.

Дети выполняют движения.

Повороты в правую и левую сторону

Ритмичные взмахи руками к себе

Сводят руки к центру вниз

Ритмичное покачивание рук над головой

— Она быстро идёт в рост там, где другие деревья не могут расти, белоствольная, она одна даёт берёзовый сок.

— Он несёт веткам питательные вещества.

Дети делают модели как можно получить берёзовый сок и называют три способа получения берёзового сока.

3. Заключительная часть

— О чём мы сегодня с вами говорили?

— Оцените значимость берёзы для человека, нужна она ему и для чего?

— Мы так много говорили сегодня о берёзке, о её пользе. И вы знаете,что о ней написано много сказок, стихов, пословиц и поговорок, которые вы дома вместе с родителями и сделаете книжки – малышки.

— Берёза – символ России, потому что она красивая, белоствольная, полезная, Человек во все времена обращался к берёзе.

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *