какое давление выдерживает пропановый баллон 50 литров
Газ пропан применяется для обеспечения работы варочных кухонных плит, отопления жилых, производственных и складских помещений, заправки автомобилей, газовой сварки и резки металла. В нашей стране для бытового газоснабжения чаще всего используются стальные пропановые баллоны, вместимостью 5, 12, 27 и 50 литров. Такие емкости легко отличить от других, – они всегда окрашиваются в красный цвет. Надпись «ПРОПАН» должна быть написана белыми прописными буквами высотой около 6 см.
Для того чтобы заказать пропановый баллон, вам нужно лишь позвонить нам или заполнить форму обратной связи на сайте. Наши консультанты с удовольствием предоставят исчерпывающую информацию по любому вопросу, связанному с газобаллонным оборудованием. Наши предложения прозрачны и выгодны, как и сам газ пропан.
Устройство пропановых баллонов
Конструктивно они представляют собой ёмкости, изготовленные из углеродистой стали толщиной 3 мм. К одношовному сварному цилиндру с одной стороны приваривают штампованное дно с подставкой-башмаком, с другой – полусферическую горловину для установки вентиля. К последнему подключается различное заправочное или раздаточное оборудование. Основная масса устройств-потребителей пропана (газовые плиты, титаны, сварочные горелки, отопительные котлы) требуют пониженного давления. Для этого на вентиль устанавливается редуктор (самый распространенный – БПО-5-5).
Масса и размер баллонов различной ёмкости
Сколько кг пропана в 1 баллоне на 5, 12, 27, 50 литров? Узнать это можно в сертификате качества изделия или в нижеприведенной таблице. Здесь же можно найти, сколько весит баллон с пропаном на 5, 12, 27, 50 литров.
Объем | 5 литров | 12 литров | 27 литров | 50 литров |
---|---|---|---|---|
Масса порожнего баллона, кг | 4 | 5,5 | 14,5 | 22,0 |
Масса резервуара с пропаном, кг | 6 | 11 | 25,9 | 43,2 |
Масса хранящегося газа, кг | 2 | 5,5 | 11,4 | 21,2 |
Высота балллона, мм | 290 | 500 | 600 | 930 |
Диаметр циллиндра, мм | 200 | 230 | 299 | 299 |
Какая резьба на пропановом баллоне?
На большинство бытовых баллонов для пропан-бутановой смеси устанавливаются вентили типа ВБ-2. Эти запорные устройства производятся по ГОСТ21804-94 и рассчитаны на давление до 1,6 MPa. Кран имеет левую резьбу СП21,8-1 (6 витков), позволяющую подключать любые редукторы с накидной гайкой и аналогичной резьбой.
Вентиль обеспечивает прочное соединение с горловиной, полную герметичность, имеет четкую маркировку и современный дизайн. Резьбовые поверхности смазываются специальной смазкой, уменьшающей трение в процессе эксплуатации. Резьбовая заглушка с резиновой прокладкой предотвращает утечку газа во время транспортировки или хранения. В устройстве предусмотрена защита от неквалифицированного ремонта лицами, не прошедшими соответствующего обучения. Надежность запорного устройства способствует длительной и безопасной эксплуатации газобаллонной конструкции.
Сколько м3 пропана в 1 баллоне на 5, 12, 27, 50 литров?
Мы произвели специальные расчеты, условно переводящие пропан-бутан в газообразное состояние. При стандартных условиях (100 кПа, 288 К) из 1кг сжиженного газа образуется 0,526 м³ пропана или 0,392 м³ бутана. Учитывая процентное соотношение смеси (60% проп.), объем горючего газа рассчитывается по формуле М*(0,526*0,6+0,392*0,4). Сколько кубов в баллоне пропана, можно посмотреть в приведенной ниже таблице. В последней строке – количество литров пропан-бутановой смеси (в жидкой фазе).
Ёмкость баллона (л) | 5 | 12 | 27 | 50 |
---|---|---|---|---|
Вместимость (кубометров горючего газа) | 0,95 | 2,59 | 5,38 | 10,01 |
Объём жидкого пропана (литров) | 4,3 | 10,2 | 22,9 | 42,5 |
Следует иметь в виду, что теплотворная способность пропан-бутановой смеси в три раза выше, чем у природного газа (метана).
Правила безопасной эксплуатации пропановых баллонов
Какое давление газа в баллоне с пропаном?
Согласно ГОСТ15860-84 рабочее давление в резервуаре не должно превышать 1,6 МПа. При этом доля пропана в углеводородной смеси должна быть не меньшей, чем 60%. Это очень важно для безопасной эксплуатации газобаллонных установок. Конечно же, рассчитываются изделия на значительно большее давление – более 5,0 МПа. Производственные и периодические испытания проводятся под давлением 3,0 МПа.
Нормы заправки
На станциях заправки газовых баллонов сотрудники знакомы с нормативами. Так как слишком сильно заправленный баллон можно взорваться или у него может оторвать клапан. Так, что если вы заправляетесь у надёжного поставщика вам не о чем волноваться.
Тип баллона (л) | 5 | 12 | 27 | 50 |
---|---|---|---|---|
Максимально допустимое кол-во пропана, л | 3,5 | 8,4 | 18,9 | 35 |
Преимущества пропановых баллонов
Сколько стоит баллон пропана на 5, 12, 27, 50 литров?
Цена зависит от конкретной местности, в которой проживает заказчик. Сколько стоит пустой баллон пропана в нашем регионе, а также стоимость заправки приведена в следующей таблице:
Объем баллона (литров) | 5 | 12 | 27 | 50 |
---|---|---|---|---|
Ориентировочная стоимость пустого баллона нового | 1080 | 1380 | 1500 | 2250 |
Стоимость заправленного пропана | 1155 | 1560 | 1905 | 3000 |
*цены указаны ориентировочные в зависимости от завода изготовителя
Цена баллона иногда в несколько раз превышает стоимость содержимого. Но зато многократная заправка позволяет использовать резервуары на протяжении многих лет и даже десятилетий.
Где приобрести пропановый баллон
Наша компания предоставляет вам возможность купить пропан по выгодной цене.
Наш регион имеет широкую сеть аттестованных предприятий по продаже и заправке баллонов. Самыми распространенными считаются резервуары, вместимостью 27 и 50 л., но по предварительному заказу Вам в кратчайшие сроки поставят изделия на 5 или 12 л.
При заправке, конечно, быстрее поменять свой баллон на уже заправленный. Однако многие предпочитают немного подождать, чтобы получить обратно собственный. Ведь он точно не пропускает газ и вовремя прошел необходимые испытания. Оператор сам следит, чтобы количество жидкого пропана не превышало 85% геометрической емкости сосуда. Это необходимо для того, чтобы при нагревании внутреннее давление не превысило допустимый порог. Если на дне имеются остатки содержимого (т. н. конденсат), заправщик обязан слить его в специальную емкость.
Как связаны давление и количество газа в баллоне с пропаном
В быту для горючих газов используются стандартные металлические баллоны ёмкостью 5, 12, 27 и 50 л. Они рассчитаны на давление среды в 1,6 МПа, и при правильной эксплуатации данный параметр остаётся относительно стабильным до тех пор, пока объём СУГ не достигнет критического минимума.
Давление в баллонах с сжиженным пропан-бутаном
Школьные знания по физике и простая логика подсказывают, что чем больший объём вещества находится внутри баллона, тем большее давление оно должно оказывать на стенки сосуда. Подобное, в целом, является справедливым для газов в сжатом состоянии, однако с сжиженными средами ситуация несколько иная.
Давление создаётся испарениями с поверхности смеси. При снижении его уровня в процессе забора газа параллельно падает температура кипения сжиженного топлива. В результате вещество интенсивно переходит в газовую фазу, что приводит к восстановлению изначальных показателей давления. Пропан испаряется быстрее, поскольку его температура кипения ниже, затем в парах растёт доля бутана, что также позволяет стабильно подавать газ к котлу или другому прибору.
Температура среды оказывает значительное влияние на давление в пропановых баллонах, чем она выше, тем интенсивнее идёт процесс регазификации. По этой причине ёмкости необходимо держать на расстоянии от открытого огня, подальше от раскалённых предметов.
По одному только показателю давления в баллоне, практически невозможно определить, сколько топлива осталось внутри. Однако, если манометр при комнатной температуре показывает 2-3 атм, можно с уверенностью говорить, что газ скоро закончится. Зимой же на улице при тех же показателях может оставаться неизрасходованным значительно количество бутана.
Простой способ понять, сколько пропана ещё осталось
Наиболее доступным способом определения оставшегося в баллоне СУГ является обычное взвешивание с помощью напольных весов:
При заправке баллонов на станции не стоит возмущаться, если оператор зальёт 42 литра в 50-литровый баллон, 15-20% объёма не доливают, чтобы СУГ мог нормально испаряться и обеспечивал требуемое приборам рабочее давление. Кроме того, перелив пропана чреват аварийными ситуациями.
баллон для гбо как рессивер
Привет всем! Вот недавно спрашивал по поводу ацителенового балона в роли рессивера но решил не рисковать и сделал как тут посоветовали поехал и по дешевке взял балон от гбо. Собсвенно прошу подсказать знающих, можно ли использовать баллон для гбо в качестве рессивера для компрессора. объем 95 л. И какое макс давление он выдержит а то показания в интернете колеблятся от 1.5 до
16 кгс
Комментарии 44
Раб давл 16 атм, проверочное 25 атм!
Ресивер пишется с одной «с».
У меня такие же, один пущу на ресивер, плюс предохранительный клапан, такие продаются…, а второй на мангал, вертящийся чтобы можно было попел вытряхивать!
Знакомый холодильщик делал себе из обрезков медной трубы диаметром 108мм, нечто похожее на радиатор отопления из гладких труб. 10 кусков трубы по 1 метру. Все это повесил на стену гаража. Места занимает мало, но если все это покупать, то медный ресивер станет золотым 🙂
На балонах обязательно должна быть табличка с датой испытаний, и давлением на которое их испытывали типа такого b-a.d-cd.net/4fe0858s-960.jpg
Пропановые балоны не расчитаны на большое давление. Думаю Вам надо брать балоны от метана. Там совсем другие показатели.
я сделал в гараж 50 литров.Держит давление 8 бар)))) все работает.См. мой БЖ
ставь не бойся, у меня доп. рессивер из бака от мотороллера «Электрон», 5 атм. выдерживает.
На любом газовом баллоне есть табличка с допустимым давлением.
Ну так это баллон для гбо и на нем указано давление пропана. А воздуха можно больше надуть
Давление, что газа, что воздуха, одинаково.
Я поставил себе в гараже на 95л, у них рабочее давление 16 бар, акомпрессор бытовой больше 8 не дает. Не очкуй и ставь.
Конечно можно!У меня в машине два по 50 литров стоят! :)))
Делай с газового баллона и ничего не бойся, у меня ресивер сделан из зиловского баллона на 200л, 10кгс. качаю без проблем. А то что ты вычитал от 1.5 до 16 ксг. это рабочее давление гбо, при 16кгс пропан переходит в жидкую фазу, поэтому больше 16 нет смысла поднимать давление газа при заправке, а так летом в жару в газовом баллоне давление может подняться до 25кгс. А для того чтобы баллон разорвался над накачать в него 500-600 кг.
Ничего себе, спасибо буду делать!)
Делай с газового баллона и ничего не бойся, у меня ресивер сделан из зиловского баллона на 200л, 10кгс. качаю без проблем. А то что ты вычитал от 1.5 до 16 ксг. это рабочее давление гбо, при 16кгс пропан переходит в жидкую фазу, поэтому больше 16 нет смысла поднимать давление газа при заправке, а так летом в жару в газовом баллоне давление может подняться до 25кгс. А для того чтобы баллон разорвался над накачать в него 500-600 кг.
Если у балона нормальное рабочее до 25кг…то опресовка проходит на 50атм! и не стоит тут рассказывать про 500-600…посмотрите метановые баллоны и поймете что ошибаетесь! толщины стенок.цельнотянутые!И да баллоны разлетаються и на 10атм так что ужас…не стоит этим принебрегать!
Тоесть он неподойдет?
Кто сказал?
Я написал что рабочее давление у них 16 атм…компрессоры дуют стандартно 8-10 атм…зазор достаточен?но я рекомендую, особенно если баллоны валялись какое-то время, сделать опресовку…простая процедура…а уберечь может.
Да, точно лишним небудет. Я уточнить т.е нада налить воды и задуть 1.5 атм?!)
Нет воздуха туда нельзя…есть гидравлические насосы опресовочные…на 16-20 атм…системы отопления опресовывают, и тд…у нас в аренду дают такое.
Если у балона нормальное рабочее до 25кг…то опресовка проходит на 50атм! и не стоит тут рассказывать про 500-600…посмотрите метановые баллоны и поймете что ошибаетесь! толщины стенок.цельнотянутые!И да баллоны разлетаються и на 10атм так что ужас…не стоит этим принебрегать!
Баллоны при гидравлическом испытании под пробным давлением находятся не менее 5 минут, после чего давление медленно снижается до рабочего, при котором производится осмотр баллонов.
Гидравлическое испытание производится водой с температурой не ниже +5 о, С и не выше + 40оС.
Разность температур стенки и окружающего воздуха во время испытаний не должны вызывать конденсации влаги на поверхности стенок сосуда.
Давление при испытании контролируется двумя манометрами. Оба манометра выбираются одного типа, предела измерения, одинаковых классов точности и цены деления.
5. Манометры должны иметь класс точности не ниже 1,5.
На шкале манометров нанесена красная черта, указывающая давление испытания, т.е. Рпр = 225 кгс/см2
Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев. Кроме того, один раз в 6 месяцев проводится проверка манометров контрольным манометром с записью результатов в журнал контрольных проверок.
Гидравлическое испытание баллонов производится на специальном стенде, имеющем сплошные ограждения высотой не менее 2-х метров, допускающие возможность осмотров баллонов при снижении давления до рабочего. Баллоны, установленные на стенде, закрепляются цепочками и расклиниваются деревянным клином. Затем в баллоны наливается питьевая вода, ввертывается конусный переходной штуцер и при помощи медной переходной трубки подсоединяется к коллектору стенда.
При помощи гидравлического пресса поднимается давление в баллонах сначала до 50 кгс/см2, производится осмотр баллонов, если будут обнаружены течи в резьбовом соединении горловины и штуцера давление сбрасывается и устраняется неплотность в резьбовом соединении
Баллоны признаются выдержавшими гидравлическое испытание, если у них не будут обнаружены течи, слезок, потения на основном металле, видимых остаточных деформаций, падения давления по манометру.
После удовлетворительных результатов освидетельствования, на сферической части баллонов выбиваются:
клеймо организации, проводившей освидетельствование;
дату проведенного и следующего освидетельствования (выбивается в одной строке с клеймом организации, проводившей освидетельствование)
Какое давление в 50 литровом баллоне пропана. Отопление газовыми баллонами
Использование сжиженного газа в качестве источника энергии при отоплении помещений – спорная тема. Стоит разобраться с особенностями применения такого топлива, его хранением и транспортировкой. Для удобства приобретают баллонный газ. Он отлично подходит для отопления и проведения сварочных работ.
Таким топливом выгодно пользоваться при организации подвоза баллонов в населенный пункт. Система отопления, в которую входит котел, редукторы и шланги, обойдется в 60 тыс. рублей. Эта сумма является приемлемой для большинства владельцев частных домов. Пропановые баллоны используют в быту, промышленности, строительстве.
Особенности использования
Многие владельцы частных домов интересуются, на сколько хватает одного баллона и какой производительностью обладает система на таком топливе. Еще одна проблема – необходимость снижения расхода газа.
Важно! Все котлы, использующие для обогрева магистральный газ, могут эксплуатироваться и на сжиженном топливе. Для этого потребуется только сменить горелку.
Основным показателем при выборе подходящего отопительного котла является минимальное давление газа, при котором устройство способно продолжать работать. Чем меньше это значение, тем лучше.
В один газовый баллон помещается 35-42 л газа. В жидком виде это составляет 22 кг. Стоимость заправки одного литра равна 12-16 рублям. Исходя из этих расчетов, заправка одного баллона стоит около 470-630 рублей. Газовый котел мощностью 12-15 кВт потребляет от 1,2 до 1,7 кг газа в час. При этом он вырабатывает 1 кВт энергии. Этого достаточно для обогрева 120-140 м² площади.
При постоянной работе котла на предельных значениях газ расходуется в объеме 33,6 кг газа в сутки. При перерасчете на баллоны это составляет 1,5. Это стоит от 870 до 950 рублей. Такие затраты на отопление являются довольно большими. Однако при правильной настройке отопительного оборудования и утеплении дома котел потребляет гораздо меньше. В этом случае он поддерживает комфортную температуру.
Сократить расходы можно при оснащении котла автоматикой. В ночное время температура будет снижаться, что позволит сократить объем потребляемого котлом газа. При ее ежедневном понижении до 15 градусов в ночное время суточный расход сокращается на 25-40%. Один баллон в этом случае можно растянуть на 3-4 дня. Неделя отопления газом обойдется в 900-1300 рублей. Месячные затраты сократятся до 5-7 тыс. рублей.
Совет! Отапливая жилище сжиженным газом, стоит объединять баллоны в группы по 6-10.
При правильной настройке котла программатором и регулярном снижении температуры удается сократить расход баллонного газа до 8-10 баллонов ежемесячно.
Высокотемпературные лампы
Читать также: Установка сухого фена своими руками
Характеристики пропанового баллона
Баллоны могут отличаться по предельному рабочему давлению сжиженных газов. Для пропана оно составляет максимум 1,6 МПа. Сжиженный газ имеет высокий коэффициент объемного расширения. По этой причине баллоны наполняют с тем расчетом, чтобы в них оставалось достаточно воздуха способного поглотить жидкость, которая во время нагрева будет расширяться.
Пропановый баллон 50 л оборудуют вентилем, а также защитными кольцами и предохранительным колпаком. Снаружи каждую емкость окрашивают атмосфероустойчивой краской. Она всегда имеет красный цвет.
Технические характеристики пропановых баллонов:
Интересно! Пропан представляет собой углеводородный газ, который содержит от 75% пропана и пропилена.
Пропан является органическим топливом. Это вещество без запаха и цвета. Пропан находится в составе попутных и природных нефтяных газов. Еще его получают при переработке нефти. Благодаря своим химико-физическим свойствам он завоевал широкую популярность в производстве и быту. Его используют и при проведении строительных работ.
Если использовать для системы отопления сжиженный газ, оптимальным выбором будет покупка баллонов 50 л. Их заправляют смесью из пропана и бутана. Она становится жидкой под воздействием высокого давления. Можно применять и такие комбинации топлива:
Баллоны требуют тщательного ухода в зимнее время. Даже во время морозов газ не замерзает. Однако нередко возникает ситуация, когда подача топлива прекращается. Это обусловлено разницей температур кипения бутана и пропана.
В этой ситуации баллон требуется разогреть до нулевой температуры. Для этого потребуется подвести к коробу с баллонами рукав из гофрированной трубы. По нему из помещения будет подаваться теплый воздух. Еще один вариант – обогревать пропановые баллоны трубами с теплой водой.
Хранение и транспортировка баллонов
Транспортировка баллонов разрешается только на рессорных транспортных средствах, а также на специальных ручных тележках или носилках. При бесконтейнерной транспортировке баллонов должны соблюдаться следующие требования:
Перевозка в вертикальном положении кислородных и ацетиленовых баллонов допускается только в специальных контейнерах. Совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов на всех видах транспорта запрещается, за исключением транспортировки двух баллонов на специальной тележке к рабочему месту. В летнее время баллоны должны быть защищены от солнечных лучей брезентом или другими покрытиями. Баллоны в пределах рабочего места разрешается перемещать кантовкой в наклонном положении. На рабочих местах баллоны должны быть прочно закреплены в вертикальном положении.
Преимущества и недостатки отопления газом
Главный минус отопления дома баллонным газом – высокая затратность. Средства придется тратить не только на само топливо. Необходимо определенное время и для заправки баллонов. Для этого придется ездить на заправочную станцию раз в неделю.
Однако этот способ отопления обладает и некоторыми преимуществами:
В целом, при рассмотрении газового отопления в качестве единственного всплывает финансовая сторона решения. Это экономически невыгодно. Лучше применять пропановые баллоны в качестве временной меры, с последующей переоснасткой котла.
Редуктор для пропановых баллонов
Баллонный газ применяют для сварочных работ. Однако стоит учесть, что давление в баллоне является довольно высоким. Для различных работ оно должно быть снижено. Чтобы отрегулировать это значение, используют газовый редуктор:
Перед приобретением редуктора важно разобраться с вышеперечисленными характеристиками.
Сфера применения редукторов
Тип газа влияет на сферу использования редукторов. Поэтому выделяют несколько разных моделей таких устройств. Ацетиленовые редукторы применяются работниками коммунальных служб во время прокладки и ремонтирования трубопроводов. Такие устройства необходимы для понижения давления в процессе резки и сварки труб.
Пропановый редуктор используется для бытового газа, который применяется довольно широко: строительные работы, бытовое отопление, сварка. Кислородный редуктор используются в промышленных целях. Они востребованы и в медицине.
Отдельно стоят бытовые газовые редукторы. За счет их работы снижается давление пропана, поступающего из баллона в котел.
Основные характеристики редукторов:
На стоимость редуктора влияет его конструкция и тип. Такой узел может быть бытовым или промышленным, что задает его технические характеристики.
Параметры горелок
Газовые горелки на баллончик с цанговым присоединением представляют отдельный класс инструментов. Применяются они в условиях высокой пожарной безопасности там, где задействовано серьезное строительное оборудование, а риск повреждения аппарата сведен к минимуму.
Основными параметрами являются температура и форма пламени. У простейших устройств температура горения близка к минимальной — 700−1000°С. Воздух поступает естественным образом, и его всегда не хватает. У более дорогих изделий специальная форма воздухоподводящих каналов, что увеличивает приток воздуха, а температура пламени возрастает до 1200°C.
Пламя еще большей температуры у эжекторных горелок, в которых к очагу воздух поступает за счет разрежения, а сила потока находится в прямой пропорциональной зависимости к рабочему давлению газа. Благодаря этому температуру можно увеличить до 1500−1600°С и сравнительно плавно регулировать ее с длиной пламени лишь поворотом крана. В аппарате может быть несколько очагов горения. Таким инструментом не выполняют тонкую работу, но успешно прогревают обширные участки.
Пороговая температура горелок — 2000−2400°С, а достигается она путем концентрации нагнетаемого воздуха в очаг горения, а также использования газа метилацетилена пропадиена (МАПП). В пламени образуется высокотемпературный конус, чья мощность и температура могут быть сопоставлены с газокислородной сваркой.
В дополнение изделие любого вида может оснащаться гибкой или поворотной трубкой, пьезорозжигом и высокочувствительным регулировочным клапаном. Существует широкий выбор аппаратов по мощности и расходу газа.
Подключение газовых баллонов
Большинство газовых баллонов применяется для эксплуатации кухонных плит. Подключать их к устройствам потребления обязательно через редуктор. Давление газа в баллоне постоянно меняется – это зависит от температуры окружающей среды. Оно находится в диапазоне 4-6 атмосфер. При использовании редуктора возможно повышение или понижение давления до оптимального значения кухонной плиты.
Сначала к редуктору подсоединяется шланг, а затем к нему – плита. Место, где будет выполнено соединение, закрепляют хомутами. Затем обязательно проверяют герметичность фиксации мыльной пеной. При образовании пузырей можно считать, что соединение негерметично.
Утечка устраняется еще большим закручиванием гайки в месте фиксации штуцера и редуктора. При обнаружении утечки в области рукава следует дотянуть хомуты. Когда регулировка будет завершена, следует выполнить еще одну проверку мыльной пеной, чтобы окончательно удостовериться в отсутствии утечки. Такая проверка проводится всегда, когда подсоединяется газовый баллон.
Как видно, пропановые баллоны пользуются большим спросом в различных отраслях. Перед выбором определенных изделий стоит разобраться с их характеристиками и особенностями эксплуатации.
Выбираем оптимальный вариант
При выборе газовой горелки не забудьте о нюансах.
Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.
Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.
Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.
Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.
Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!
Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.
Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.
Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.
Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.
Температурка, °C
Бутан | Изобутан | Пропан | |
1,01 | 1,15 | 4,59 | |
5 | 1,21 | 1,80 | 5,36 |
10 | 1,44 | 2,12 | 6,21 |
15 | 1,72 | 2,49 | 7,16 |
20 | 2,02 | 2,90 | 8,22 |
25 | 2,37 | 3,37 | 9,39 |
30 | 2,76 | 3,89 | 10,66 |
35 | 3,20 | 4,46 | 12,10 |
40 | 3,69 | 5,11 | 13,64 |
45 | 4,23 | 5,82 | 15,34 |
50 | 4,84 | 6,60 | 17,17 |
55 | 5,50 | 7,49 | 19,18 |
60 | 6,23 | 8,42 | 21,34 |
65 | 7,03 | 9,44 | 23,67 |
Читать также: Что тяжелее золото или медь
Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.
Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.
Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?
А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.
Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.
С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.
Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.
Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?