какое давление в баллоне 410 фреона
Таблица давления и температура кипения фреона R-410A в кондиционере
Фреон — это смесь газов, благодаря которой кондиционер охлаждает помещение. Хладагент циркулирует в системе, испаряется в теплообменнике и понижает температуру воздуха. Фреон r 410a — рабочий газ большинства современных кондиционеров. Он заменил хладон R22, негативно влияющий на озоновый слой.
Что такое фреон R410a
Информацию о том, что хладагент r 410a стал заменой R22 нельзя воспринимать буквально. Технические характеристики фреонов различаются, сплит-систему спроектированную под один тип газовой смеси, не заполняют другим составом. Хладон r 410a разработан в 1991 году компанией Allied Signal. Спустя 5 лет появились первые кондиционеры, работающие с новым хладоном. Целью разработчиков было заменить устаревшие газовые смеси, содержащие хлор. Соединения группы CFC (хлорфторуглеродные) при попадании в атмосферу разрушали озоновый слой, усиливая парниковый эффект. Новый фреон соответствует всем требованиям Монреальского протокола. Его влияние на истощение защитного слоя Земли равно нулю.
Состав фреона r410a: R32+ R125. Химические формулы соединений: дифторметан CF2H2 (дифторметан) и CF2HCF3 (пентафторэтан). Соотношение компонентов 50% на 50%.
Состав стабилен, инертен к металлам. Не имеет цвета, обладает легким запахом эфира. Под действием открытого огня разлагается на токсичные составляющие.
Таблица давления и кипения
Рабочее давление хладагента пропорционально нагрузке на компрессор. Кроме этого показателя на эффективность работы агрегата влияет разность давления на стороне всасывания и нагнетания. Обе характеристики хладона 410a имеют высокие значения. При одинаковой производительности кондиционеры с этим типом фреона стоят дороже моделей с другими хладагентами. Повышение цены связано с затратами, необходимыми для изготовления более прочных узлов и деталей.
Таблица рабочего давления фреона 410 в кондиционере представляется в виде номограммы. Она составляется по нескольким показателям:
Реальный напор хладона меняется несколько раз в сутки. Его значение зависит от колебаний температуры и выбранного режима. В обычных условиях используемый газ кипит при отрицательных показателях термометра. Давление, создаваемое компрессором, позволяет изменить точку кипения.
Таблицу кипения фреона r410a в зависимости от давления используют при проверке на утечку.
T, C | -5 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
P,бар | 5,85 | 7 | 8,37 | 9,76 | 11,56 | 13,35 | 15 | 16,65 | 19,8 | 22,9 | 26,2 |
Преимущества и недостатки фреона R 410a
Хладагент относится к группе гидрофторуглеродов. Перспективный состав рассматривают как озонобезопасную смесь HFC. Минимальное температурное скольжение (0,15 К) приравнивает его по свойствам к однокомпонентным хладонам.
Технические характеристики
По физическим свойствам смесь двух гидрофторуглеродов близка к азеотропной. При фазовых переходах ее температурный глайд минимальный, практически равен 0. Это означает, что оба компонента одновременно испаряются и конденсируются. Фреон R 410a обладает высокой холодопроизводительностью. Улучшение характеристики позволяет уменьшать размеры климатического оборудования и холодильных установок. Хладагент не токсичен и пожаробезопасен, на воздухе не воспламеняется.
При температуре конденсации фреона r410a, составляющей 43°C его давление достигает 26 атм. Для сравнения, аналогичный показатель R22 — 15,8 атм.
Физические характеристики фреона r410a
Характеристики
Отсутствие хлора в обоих компонентах хладона не вредит озоновому слою.
Высокий потенциал глобального потепления относится к недостаткам соединения. Эффект выброса аналогичен R22. Дозаправка системы осуществляется только в жидкой фазе. Транспортировка и хранение производится в баллонах розового цвета, выдерживающих давление 48 бар. Емкости заполняются на 75% веса.
Особенности применения
Хладон одинаково эффективен в сплит системах и чиллерах с винтовым компрессором и водяным конденсатором. Сжиженный газ высокого давления требует специальных узлов и деталей. Ведется конструктивная разработка новых моделей климатической и холодильной техники. Технические характеристики позволяют использовать его в устройствах:
Новый фреон нашел применение в системах кондиционирования, бытовых теплонасосных установках. Смесь с азеотропными свойствами подходит для оборудования с теплообменниками непосредственного испарения и затопленного типа. Благодаря высокой плотности хладон используют в бытовых и промышленных установках:
Совместно с фреоном 410 a применяется синтетическое (полиэфирное) масло. Недостаток продукта — высокая гигроскопичности. При дозаправке исключается контакт с влажными поверхностями. Рекомендуется применение продукции марок PLANETELF ACD 32, 46, 68, 100, Biltzer BSE 42, Mobil EAL Arctic. Минеральные масла не совместимы с хладагентом, их применение испортит компрессор.
Перед заправкой системы рабочий контур необходимо вакуумировать. Не допускается попадание в хладагент влаги и загрязнения. При дозаправке используется специальное оборудование, рассчитанное на высокое давление. Для безопасности следует избегать появления открытого огня рядом с баллонами фреона r 410a.
Тема: Банальный вопрос о давлении для R410A.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
Давно стесняюсь спросить у знатоков холодильного дела банальный вопрос.
Все сплиты с фреоном R410A имеют внутри компрессора тепловуху Т=+115С. +120С или термодатчик на трубе нагнетания, возле компрессора. Т.к. выше этой Т идет деградация масла и нарушается изоляция обмоток.
Иногда контроль HP=42 Бар выполняют кнопкой или датчиком или трансдюссером с контролером, что соответствует Т=+62С для R410A.
Иногда в прецах ставят сбросники в атмосферу Р=50-55 Бар.
Примечание.
Во всех таблицах для R410A давление по этой Т не нормируется.
Кажется на форуме только мы с тобой остались.
Если ты имеешь в виду давление насыщенных паров (как в баллоне), то такой цифры нет(критическая температура=72.2С).
Давление нагнетания при этой температуре можно посмотреть на диаграмме i-p (энтальпия-давление), построив цикл для этого режима.
Давно стесняюсь спросить у знатоков холодильного дела банальный вопрос.
Все сплиты с фреоном R410A имеют внутри компрессора тепловуху Т=+115С. +120С или термодатчик на трубе нагнетания, возле компрессора. Т.к. выше этой Т идет деградация масла и нарушается изоляция обмоток.
Иногда контроль HP=42 Бар выполняют кнопкой или датчиком или трансдюссером с контролером, что соответствует Т=+62С для R410A.
Иногда в прецах ставят сбросники в атмосферу Р=50-55 Бар.
Примечание.
Во всех таблицах для R410A давление по этой Т не нормируется.
Когда же ты начнёшь читать книжки. Это же азбука, как ты только ремонтируешь кондеи.
Это температура перегретого газа, а не температура насыщения (двухфазная область).
Также на всасе может быть температура +20*С, но это не значит, что там 13.4 бар.
Тепловуха внутри обмотки греется от тока.
Это когда забыли поменять «зимний» фреон на «летний».
Вот так и ремонтирует.
Volander:
9.9.2019
«120С вполне может быть на нагнетании в аварийной режиме при нехватке фреона и/или внутреннем байпасе через компрессор. Тут имеется в виду именно температура газа на нагнетании, а не температура конденсации.
Действительно, на инверторах на R410a 120 гр— это температура аварии, и компрессор выключится. Поэтому нагнетание иногда изолируется норм термостойкой изоляцией, типа armaflex или такими же аналогами».
Я тоже встречал оплавленый термофлекс по нагнетанию компрессора,
это T>+110C.
Volander:
9.9.2019
«120С вполне может быть на нагнетании в аварийной режиме при нехватке фреона и/или внутреннем байпасе через компрессор. Тут имеется в виду именно температура газа на нагнетании, а не температура конденсации.
Действительно, на инверторах на R410a 120 гр— это температура аварии, и компрессор выключится. Поэтому нагнетание иногда изолируется норм термостойкой изоляцией, типа armaflex или такими же аналогами».
Я тоже встречал оплавленый термофлекс по нагнетанию компрессора,
это T>+110C.
Схема не моя, а Битцера, на него крошить батон не рекомендуется.
Ссылку на обсуждаемую тему на другом форуме не могу.
Т.к. у меня последнее предупреждение и бан.
Ты скинул у тебя и спрашиваю. Сколько перегрев в испарителе на представленной тобой схеме? Откуда может набраться температура 100+ вблизи нагнетания компрессора? Или ты тупо посты набиваешь и тебе нет желания что-то понять и разобраться? Да мне не интересна тема на другом форуме, мне непонятно зачем ты плодишь темы, в которых не можешь обосновать свои высказывания и объяснить цель создания этих топиков.
Эта схема не битцера, а это прога битцера. Куда можно поставить любые циферки, рисунок показывает, какой будет режим при этих введенных данных.
Ну да, я стараюсь не просто гайку или пайку сделать,
но и понять почему лопнула или открутилась гайка, и развалилась пайка тоже.
Чтобы в будущем дефект не повторился. Один раз затрачивается время на изучение работы системы, а потом дефекты можно предсказывать и устранять их до появления аварии, как в авиации.
Все ходили мимо улетевших колпачков сбросников 45 Бар.
— Аварий нет?
— Нет.
— Не мешай машине работать.
Типичный ответ обычного ремонтника:
Я попытался понять, почему сработали сбросники.
В результате получилась масса открытий и эта тема.
Так ответь на вопрос: какой перегрев на представленной тобой схеме? нарисуй цикл, посмотри из-за чего может увеличиться температура нагнетания, почитай литературу, а не плоди одинаково бесполезные топики на форуме где пытаешься спорить с людьми которые как минимум имеют профильное образование.
Масляное пятно FV68S / R410A, от манометрички, капнувшее на очень важную коробку,
бесследно испарилось через неделю в серверной. Я очень этому порадовался.
Минералка от R22 будет радовать глаз годами, пока калошей не сотрешь.
Давно стесняюсь спросить у знатоков холодильного дела банальный вопрос.
Все сплиты с фреоном R410A имеют внутри компрессора тепловуху Т=+115С. +120С или термодатчик на трубе нагнетания, возле компрессора. Т.к. выше этой Т идет деградация масла и нарушается изоляция обмоток.
Иногда контроль HP=42 Бар выполняют кнопкой или датчиком или трансдюссером с контролером, что соответствует Т=+62С для R410A.
Иногда в прецах ставят сбросники в атмосферу Р=50-55 Бар.
Примечание.
Во всех таблицах для R410A давление по этой Т не нормируется.
Ура!
Уважаемый partisan, c параллельного форума, поделился Великой тайной!
I»m, не подсматривай.
partisan: «При 115 гр будет примерно 78 бар. Закон Шарля.
Но! Озвученное давление будет при нагревании газа в неизменном объеме.
Не путать с холодильным контуром.
В конденсаторе холодильника картина будет другой. Температура на выходе компрессора может быть и выше 115_ти, а давление будет соответствовать температуре фреона в ресивере».
Подтверждение из инструкции на спиральник Panasonic (Sanyo) C-SBN453H8D, фреон R410A.
А теперь я осмелюсь сделать очень важный вывод.
Если вентиль на трубе нагнетания от компрессора к выносному конденсатору перекрыть, то компрессор (R410A) при +115С на трубе нагнетания
сможет создать 78Бар.
Верно?
Именно о таком случае рассказал коллега с параллельного форума, который несколько лет назад произошел с чиллером, какой-то старый европеец, с подобной схемой,
когда оказался закрытым вентиль между компрессором и конденсатором.
Сработала кнопка HP = 22 Бар (R134A), остановился компрессор.
Великая удача, что датчик HP оказался перед вентилем.
Это похвально. Но в подавляющем большинстве случаев уровень задаваемых вопросов показывает крайне низкое владение теорией.
Из-за этого иной раз и не хочется отвечать, т.к. читая вопрос и формулируя ответ начинаешь ощущать себя физиком-ядерщиком пришедшим на урок в детский сад.
При нормальной сборке датчики HP и LP подключают непосредственно к портам компрессора или хотя-бы роталокам этих компрессоров если портов на корпусе нет.
Датчик HP, конечно, спасет, если он исправен и достает до ниппеля.
А как можно объяснить разрыв в клочья анаконды (диаметр 100мм длиной 1000мм)
по нагнетанию от компрессора к выносному конденсатору?
При этом датчик HP и сбросник не сработал.
1. анаконда гавно
2. нарушение правил проектирования и монтажа.
Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере
За счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. Это принцип действия любой холодильной машины. Агрегатное состояние и остальные параметры рабочего вещества постоянно меняются. Но большинство рядовых пользователей интересует лишь одна характеристика — давление фреона в кондиционере.
Подоплека ясна: многие хозяева частных домов и квартир желают самостоятельно обслуживать сплит-систему, заправляя хладон простейшим способом, найденным в интернете. Мы раскроем суть методики в 3 этапа – теоретическая часть, диагностика и инструкция по заправке.
Почему давление не зависит от количества хладона
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования и холодильниках, циркулируют внутри закрытого контура, состоящего из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. В первом радиаторе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, во втором снова превращается в жидкость. Подробнее принцип работы сплит-системы описывается в отдельной публикации.
Напомним: фреон – это вещество, кипящее при отрицательной температуре (в обычных условиях). Чтобы повысить точку испарения / конденсации, давление в контуре принудительно увеличивается компрессором.
Напор хладона в системе зависит от нескольких основных факторов:
Справка. Бытовые охладители обычно заправляются двумя марками фреонов – R22 и R410a. Автомобильные кондиционеры заполняются хладоном R134a, старые модели – R12.
Реальное давление рабочей жидкости меняется несколько раз в течение суток из-за погоды и переключения режимов охлаждения. Количество хладагента никакого влияния не оказывает, разве что вещество улетучится из системы полностью. В подтверждение этих слов опишем эксперимент, опубликованный в техническом пособии известного автора Патрика Котзаогланиана:
Вывод. Рабочее давление в кондиционере никак не зависит от объема фреона внутри системы, измерять его без учета температуры бессмысленно.
Как проверить остаток фреона
Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:
Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.
Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:
С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору
Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.
Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.
Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:
Признаки нехватки хладагента
Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:
Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом – следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.
Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:
Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.
Переизбыток и другие неполадки
Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.
Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко – как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.
Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.
Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:
Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.
Дозаправка по давлению и температуре перегрева
Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки – полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.
Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:
Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях – 134-й фреон.
Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:
Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.
Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:
Заключение
Обычно вопрос о требуемом давлении фреона внутри кондиционера заставляет нервничать классных специалистов по холодильным машинам. Нужно понимать, что однозначного ответа не существует в природе, поскольку данный параметр зависит от многих факторов и часто меняется. Всегда следует рассматривать связку двух характеристик – давление — температура, иначе вмешательство в работу «сплита» может привести к серьезной поломке.
17 Replies to “Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере”
Я в восторге от данной статьи! В море информации в сети по данной тематике я не нашёл столь исчерпывающие материалы с наглядными примерами и расчётами, как здесь! Молодцы, авторы!
И спасибо!
Давление фреона в кондиционере
Проверить давление фреона в кондиционере
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования, циркулируют внутри закрытого контура. Упрощенно, контур состоит из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. Если в испарителе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, то в конденсоре он снова превращается в жидкость. То есть, за счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. На этом и основан принцип действия сплит-системы.
Проверка давления хладагента, как правило, производится при работе кондиционера в режиме охлаждения. При этом, манометр низкого давления (синего цвета) измеряет давление на входе в наружный блок — сторона всасывания хладагента перед компрессорно-конденсаторным блоком. А манометр высокого давления (красного цвета) измеряет давление на выходе из наружного блока — сторона нагнетания хладагента после компрессорно-конденсаторного блока.
Для измерения давления фреона манометр при помощи специального шланга подключается (накручивается) к сервисному вентилю, который находится в месте присоединения более толстой трубки к наружному блоку. Следует заметить, что замер выполняется при работающем компрессоре через 15 — 20 минут после запуска системы в режиме охлаждения.
Тип хладагента и его заводская заправка, максимальные показатели низкого и высокого давления для каждого кондиционера, как правило, указаны на корпусе внешнего блока на заводской этикетке.
Графики зависимости давления от температуры снаружи и внутри помещения приводятся в сервис-мануалах производителей.
Рабочее давление кондиционера (фреон R22)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
В таблице приведены значения давления фреона R22 для кондиционера 7000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
R22 — это гидрохлорфторуглеродное соединение (ГХФУ), которое еще достаточно широко используется в настоящее время. Он имеет некоторый, хотя и небольшой, озоноразрушающий потенциал (ODP). Поэтому R22 не будет применяться в будущем. Заправка холодильных установок хладагентом R22 ведет к повышению температуры нагнетания. Внимательно изучите все параметры, которые влияют на температуру нагнетания.
Рабочее давление кондиционера (фреон R410A)
Зависимость рабочего давления кондиционера в режиме охлаждения от температуры снаружи и внутри помещения.
Изменение температуры внутри помещения: от + 21,0°С до + 32,4°С.
Изменение наружной температуры: от + 25,0°С до + 45,0°С.
В таблице приведены значения давления фреона R410A для кондиционера 9000 BTU/h.
32,4/24,0 = DB/WB, где DB — «сухой» термометр, WB — «мокрый» термометр.
Приложение Danfoss Refrigerant Slider — линейка холодильщика
Приложение Danfoss Refrigerant Slider — бесспорно, самое популярное приложение среди специалистов-холодильщиков. Оно превращает Ваш смартфон в удобный и очень оперативный инструмент для определения зависимости температуры хладагента от его давления. В версии приложения для iOS и Android содержатся данные не только о популярных фреонах R22, R410A, R407C, но и еще о более чем 80 хладагентах. А также есть функция расчета GWP согласно стандарту IPCC AR 5.
Дозаправка кондиционера фреоном
Все кондиционеры при производстве заправляются хладагентом. Точнее, заправляется фреоном внешний блок сплит-системы. Наличие заводской заправки на момент установки говорит о герметичности контура и обеспечивает готовность к работе сразу же после завершения монтажа. Если вдруг выясняется наличие утечки, то прежде чем дозаправлять, обязательно нужно найти причину утечки, ликвидировать ее, и только после этого производить заправку. Иначе работа будет сделана напрасно и все повторится вновь.
Фреон R22 является однокомпонентным хладагентом. Поэтому он наиболее прост в использовании при дозаправке кондиционеров в случае утечки. Его можно закачивать в систему, используя при этом только манометрическую станцию, то есть, по давлению при определенной температуре.
Системы, работающие на фреоне R410, можно дозаправлять, но определить это может только специалист. Дозаправка фреоном R410a потребуется при монтаже в случае превышения длины трассы свыше рекомендованной. Заправка производится добавлением хладагента по весам на каждый метр магистрали, превышающий стандарт. Расчетное количество дополнительного хладагента указывается в инструкции по установке.
При утечке фреона R410a кондиционеры следует заправлять по весам, удалив перед этим весь старый фреон из системы. Дело в том, что R410a состоит из двух компонентов. В случае утечки один компонент, обладая более высокой плотностью, выдавливает другой, нарушая пропорцию компонентов в смеси. В результате утечки хладагент теряет свои термодинамические свойства.
Заправка инверторного кондиционера
Частный случай, заправка по давлению инверторной сплит-системы. Но как проверить давление на инверторном кондиционере? Для этого используют режим максимальной производительности. У разных производителей кнопка его включения на пульте может обозначаться как turbo, hi power или full power. В данном режиме кондиционер работает на максимальную мощность, чтобы быстро обогреть или охладить комнату. Для пользователя таким образом рекомендуется использовать его по приходу домой. Для сервиса этот режим интересен тем, что в нем отключаются ограничения на показания датчиков температуры (нельзя устанавливать температуру с пульта). При этом, компрессор и вентилятор работают с максимальными производительностью и оборотами соответственно. Продолжительность режима составляет 20-30 минут, но этого может быть достаточно для дозаправки. Однако, это далеко не лучший способ, перезаправка по весам предпочтительна.
В Евросоюзе данный тип хладагента находится под запретом с 2010-го года. Следует отметить, что продажи новых кондиционеров в РФ на R22 также прекращены. На данный момент осуществляются поставки бытовых кондиционеров только на более безопасном и современном фреоне R410A. Однако, на смену ему уже активно поставляется техника на новом фреоне R32.
R-32 хладагент нового поколения
Пока до конца не ясно, какой газ займет место хладагента нового поколения. Наиболее вероятные кандидаты – R32, смеси ГФО, CO2 и углеводороды (пропан и бутан). У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Скорее всего, каждый из хладагентов (или их сочетания) займет собственную нишу. Например, для кондиционеров и тепловых насосов будет использоваться фреон R32. Для полупромышленного кондиционирования – R410A, CO2 и смеси ГФУ, бутан – для бытовых холодильников и морозильных камер.
R32, будучи тяжелым газом, имеет свойство скапливаться в углублениях пола, поэтому желательно их чем-то закрывать перед началом работ. А также, при производстве любых работ, связанных с пайкой на холодильном контуре, необходимо убедиться, что в нем не осталось хладагента. Это правило справедливо и для традиционных хладагентов, при нагреве которых образуется ядовитый газ, однако в случае R32 проверку следует производить более тщательно.
Обновление инструментов
В целом же ничего особенного, кроме высокой внимательности и аккуратности, от монтажника не требуется. Для работы с R32 следует незначительно обновить набор инструментов. Ввиду того, что характеристика «давление – температура» R32 отличается от R410A, нужно приобрести специальный манометрический коллектор. А также для работы с R32 нужна станция эвакуации с бесщеточным мотором компрессора. Применение бесщеточного мотора исключает образование искр при работе. Следует иметь в виду, что R32, как любой горючий газ, поставляется в баллонах с левой резьбой. Для использования стандартных шлангов с правой резьбой необходимо приобрести или изготовить соответствующий переходник. Все остальные инструменты менять не нужно.
Фреон R32 характеристики
— R32 имеет GWP, равный 675 против 2088 у R410.
— Фреон R32 обладает более высокой энергоэффективностью (на 6% в 4-кВт системе).
— Для заправки требуется меньшее количество R32, благодаря чему компоненты оборудования компактнее (на 18% в 4-кВт системе).
— Относится к категории A2L, что означает крайне низкий уровень токсичности и является слабогорючим веществом, как и другие ГФУ с низким GWP.
— R32 однокомпонентный, что означает простоту утилизации и повторного использования; R410А — двухкомпонентная смесь, включающая R32 и R125.
— Температура кипения R32 подобна R410A.
Независимо от используемого хладагента, работы по монтажу и заправке оборудования должен проводить квалифицированный персонал. Это значит, что монтажники обязаны иметь сертификаты для работы с фторсодержащими газами и быть обученными работе с оборудованием и хладагентами, которые они устанавливают. Так как R32 давно использовался в составе R410A, изменения в процедуре монтажа незначительные. Но необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении, где производятся работы. В принципе вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.
Преимущества R32
Компания Daikin сделала ставку на R32
Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 517/2014 предполагает, что к 2030 году потребление фторсодержащих парниковых выбросов в Европе сократится на 79% среднего уровня 2009–2012 годов (в пересчете на CO-эквивалент). И хотя в ближайшие 13 лет гидрофторуглероды R410A, R134A и R407C не будут полностью запрещены, их использование будет значительно ограничено. Очевидно, климатическую отрасль ждут большие перемены: выводимым из оборота хладагентам необходимы альтернативы.
На сегодняшний день требованиям нового регламента отвечают несколько хладагентов, среди которых R32, некоторые гидрофторуглероды (ГФУ), гидрофторолефины (ГФО), CO₂ и углеводороды, включая пропан (R290) и бутан (R600). Ведутся активные исследования и разработки других альтернативных хладагентов.
R410A наполовину состоит из R32
R32 в климатическом оборудовании используется давно: из него наполовину состоит распространенный хладагент R410A. При этом R32 обладает в 3 раза меньшим потенциалом глобального потепления (ПГП), чем R410A — 675 против 2088, и более высокой энергоэффективностью. Компоненты оборудования на R32 компактнее, чем на R410A, для заправки требуется меньшее количество хладагента. По классификации ASHRAE, R32 относится к категории A2L, в которую входят крайне малотоксичные трудновоспламеняемые вещества.
Потенциал глобального потепления рассчитывается с учетом полного жизненного цикла оборудования. Это означает, что в CO₂-эквивалент переводится энергия, использованная в течение всего срока службы кондиционера или теплового насоса — косвенная эмиссия, затем добавляется непосредственная эмиссия хладагента в результате утечки по разным причинам. Такой метод дает более точную оценку реального влияния оборудования на климат.
Оценивать только ПГП хладагента некорректно, поскольку оборудование, использующее хладагент со средним ПГП, может в итоге оказывать меньшее воздействие на глобальное потепление, чем то, где ПГП хладагента ниже.
Оборудование должно быть энергоэффективным, а производство — соответствовать принципу «производить больше из меньшего количества материала». Для хладагентов в этом контексте актуальна возможность повторного использования, для оборудования — переработки материалов, из которых оно произведено.
Но ключевой фактор при выборе хладагента — по-прежнему энергоэффективность системы, которая на нем работает. Неэффективная система будет косвенно «осуществлять» дополнительный выброс углекислого газа. Это происходит за счет сжигания ископаемого топлива в процессе генерации электроэнергии, необходимой для ее работы.
При оценке энергоэффективности нужно учитывать не только «сезонную эффективность», но и эффективность при пиковых нагрузках. Первый показатель важен для соответствия целевым показателям различных европейских директив (Ecodesign, Energy efficiency directive, EPBD, Renewable Energy Source Directive), а эффективность при пиковых нагрузках позволит обходиться без задействования резервных мощностей электростанций.
R32 относится к слабогорючим веществам
Так как R32 относится к трудновоспламеняемым (слабогорючим) веществам, при монтаже использующего его оборудования необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении. В принципе, вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.
При полной утечке R32 из системы в помещение включение компрессора или срабатывание выключателя, скорее всего, не повлекут за собой возгорания или взрыва. Небольшое пламя, которое возникает во время обслуживания в процессе пайки, объясняется горением масла, а не газа. То есть, тесты показывают, что R32 ведет себя в системах так же, как и R410A.
Высказывались опасения, что в процессе горения R32 может выделяться фтористый водород. При воздействии высоких температур, например, при ацетилено-кислородной резке, R32 разлагается на окись углерода, двуокись углерода и фтористый водород. Последнее вещество, соединяясь с водой, образует высокотоксичную фтористоводородную кислоту. Однако, так под воздействием высоких температур ведут себя все ГФУ-хладагенты. В том числе и те, которые используются в настоящее время. Этот риск нельзя игнорировать. Поэтому независимо от типа используемого хладагента, бесспорно необходимо соблюдать все установленные при работе правила.
Исследования, проведенные компанией Daikin и Токийским университетом науки в Сува, показывают следующее. Даже если воспламенение R32 произойдет, опасности взрыва не будет. А вероятность распространения огня крайне низка. И это при концентрации более 320 граммов на кубический метр.
Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32
Первые бытовые кондиционеры Daikin на R32 были представлены в Японии в 2012 году, за год было продано более 2 миллионов систем. К настоящему времени общий объем производства кондиционеров Daikin на R32 превысил 10 миллионов штук. Оборудование на новом хладагенте пользуется спросом и поставляется в 43 страны мира.
В Европе сплит-системы Daikin на R32 производительностью менее 7 киловатт впервые появились в начале 2013 года. Системы на R410A в течение некоторого времени будут доступны, пользователям гарантирована их поддержка и сервис.
В мае 2017 года Daikin представила линейку кондиционеров Sky Air серии A на R32. А летом компания уже приступила к их продаже. В серии представлены три модели наружных блоков: Alpha, Advance и Active.
Дополнительно Daikin обновила внутренние блоки Sky Air. Для того, чтобы они могли работать как на хладагенте R-410A, так и на R-32. Как и в случае других сплит-систем, компания гарантирует пользователям, что в течение 10–15 лет оборудование на R410A будет получать техническую поддержку и сервисное обслуживание.
VRV системы на R32
Daikin планирует переводить на новые хладагенты и VRV системы. Однако тут ситуация до конца не ясна. Поскольку нет информации о запрете R410A для систем подобного типа после 2030 года. Кроме того, покупатели должны быть уверены, что система, установленная в течение 5–10 следующих лет, гарантированно проработает не менее 15 лет. Стоит также помнить, что энергоэффективность существующих систем VRV уже отвечает необходимым требованиям.
В заключение следует еще раз отметить важность осознанного выбора климатического оборудования в ближайшие 10–15 лет. В связи с выводом части хладагентов из обращения конечные пользователи, монтажники, проектировщики и продавцы должны быть осведомлены обо всех ограничениях и изменениях. Для того, чтобы точно знать, сколько прослужит то или иное оборудование.
Компания Daikin сделала ставку на R32 в качестве экологичного хладагента нового поколения. Поэтому компания, безусловно, приложит все необходимые усилия для информирования и обучения всех вовлеченных в процесс. Как монтажа, так и обслуживания климатической техники.
Меры предосторожности при выполнении заправки системы хладагентом
Как правило, первичную заправку или дозаправку холодильной установки хладагентом рекомендуется выполнять по жидкой фазе хладагента. Если иное не предусмотрено организацией-изготовителем.
Для предотвращения возможности попадания жидкого хладагента во всасывающую полость компрессора при дозаправке используют капиллярную трубку. Или другое устройство, обеспечивающее дросселирование жидкости.
Перед заполнением холодильной установки хладагентом следует удостовериться в том, что в баллоне содержится соответствующий хладагент. Проверка производится по величине давления паров хладагента при температуре баллона, равной температуре окружающего воздуха. Перед проверкой баллон должен находиться в данном помещении не менее 6 часов.
Зависимость давления хладагента от температуры окружающего воздуха проверяется по таблице насыщенных паров.
Запрещается заполнять холодильную установку хладагентом, не имеющим документации, подтверждающей его качество.
Открывать колпачковую гайку на вентиле баллона необходимо в защитных очках. При этом выходное отверстие вентиля баллона должно быть направлено в сторону от работника.
При заполнении холодильной установки хладагентом следует пользоваться осушительным патроном.
Для присоединения баллонов к холодильной системе разрешается пользоваться отожженными медными трубами или маслобензостойкими шлангами. Причем, они должны быть испытаны давлением на прочность и плотность.
Не допускается оставлять баллоны с хладагентом присоединенными к холодильной установке. Если только не производится заполнение или удаление из нее хладагента. Пополнение установок хладагентом должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в инструкции организации-изготовителя. И только после выявления и устранения причин утечки хладагента.
Баллоны с хладагентом должны храниться на специальном складе. В машинном отделении разрешается хранить не более одного баллона с хладагентом. А также запрещается помещать баллон у источников тепла (печи, отопительные устройства, паровые трубы и пр.) и токоведущих кабелей и проводов.
Для наполнения хладагентом из холодильной системы должны использоваться только баллоны с непросроченной датой их технического освидетельствования. Норма заполнения не должна превышать допустимых значений. Например, указанных в Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Проверка наполнения баллонов должна выполняться взвешиванием.
Если в кондиционер попал воздух
В случае, если внутри холодильного контура находятся неконденсирующиеся газы (как правило, воздух или азот), парциальное давление этих газов добавляется к нормальному давлению паров хладагента, давая аномальное повышение полного давления. Таким образом, аномальный рост давления конденсации является первым следствием наличия значительного количества неконденсирующихся примесей в холодильном контуре.
Причиной наличия неконденсирующихся примесей внутри холодильного контура часто являются ошибочные действия, например:
После установки манометрического коллектора, если ремонтник не продул гибкие шланги, внутри них и в самом коллекторе будет находиться воздух.
Впоследствии, если возникнет необходимость использовать технологические вентили коллектора, например, для дозаправки установки, воздух, находящийся в гибких шлангах, имеет серьезные шансы попасть в контур. Такие ошибочные действия вдвойне вредны. Во-первых, в контур попадает влага, которая может вызвать образование в контуре кислот. Во-вторых, попавший в контур воздух своим парциальным давлением будет увеличивать нормальное давление в контуре.
Количество паров воды, содержащихся в атмосферном воздухе, достаточно велико. Например, при температуре воздуха 21°С и относительной влажности 40 % в одном килограмме воздуха содержится более 6 г воды. А при температуре 29°С и относительной влажности 60 % — более 15 г (см. раздел 72).
Определить присутствие воздуха в контуре можно по косвенным показателям. Визуально, при наличии воздуха в системе давление нагнетания возрастает на какую-то величину по сравнению с нормальным и стрелка манометра нагнетания вибрирует. При этом, уменьшается холодопроизводительность компрессора и увеличивается расход энергии.
Высокое или низкое давление при работе сплит-системы
При работе системы охлаждения давление нагнетания из компрессора связано с температурой испарения и скоростью циркуляции хладагента. А также, с давлением конденсации, объемом хладагента и производительностью компрессора и его коэффициентом сжатия. Поэтому перед началом проверки кондиционера надо установить манометр на трубку холодильного контура, чтобы следить за давлением нагнетания. Его отклонение от нормы может помочь определить неисправность кондиционера.
Причины повышения давления нагнетания
Если давление нагнетания выше нормы, это может быть связано с уменьшением циркуляции хладагента, повышенной температурой охлаждающей среды и избыточным количеством хладагента, а также с повышением тепловой нагрузки. Все эти факторы приводят к увеличению циркуляции хладагента и повышению его температуры конденсации. При высокой температуре среды эффективность переноса (рассеивания в окружающую среду) тепла снижается. В результате возрастает температура конденсации. При избыточном количестве хладагента жидкий хладагент занимает часть конденсационной трубки, при этом площадь поверхности теплообменника, на которой происходит конденсация, снижается, а температура возрастает.
Причины снижения давления нагнетания
Если давление нагнетания ниже нормы, это может быть связано с недостаточным коэффициентом эффективности компрессора, недостаточным объемом хладагента в системе, понижением тепловой нагрузки или засорением фильтра кондиционера. Все эти факторы приводят к уменьшению циркуляции хладагента и понижению его температуры конденсации.
Нехватка хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцовочных соединениях медных труб. Первые признаки утечки фреона можно заметить визуально — появляются потеки масла на гайках, сервисные порты и примыкающие к ним трубки покрываются инеем. Все совсем плохо, если при этом образовалась снежная корка на ребрах испарителя.
Появление инея на трубка и испарителе — основные признаки нехватки фреона в кондиционере.
Давления фреона на линии нагнетания и всасывания в холодильном контуре связаны между собой. Чем выше одно из этих давлений, тем выше и другое. Это правило работы системы охлаждения. В некоторых системах возможно установить манометр для измерения давления хладагента только на линии всасывания, а на линии нагнетания невозможно. В этом случае можно оценить работу системы лишь по давлению всасывания.