какое давление должно быть в вилке велосипеда воздушной масляной
Как настроить амо вилку на велосипеде
Почти все увлеченные велосипедисты рано или поздно приходят к необходимости апгрейда своих байков. Как я уже не раз писал, одним из важнейших узлов горного велосипеда является амортизационная вилка.
Но, поменяв свой «имитатор» на вилку среднего или высокого уровня, появляется новая головная боль: как же её настроить — обилие крутилок пугает, а скучный мануал на пятьдесят страниц читать не хочется.
Тем не менее, от того, как вы настроите вилку, будет зависеть, потрачены деньги с пользой или выброшены зря. К сожалению я видел примеры, когда основные параметры не были выставлены правильно, а человек удивлялся, что дорогущая вилка работает не так, как про неё писали на форумах.
Давайте для ясности будем называть вилки, в которых роль пружины выполняет сжатый воздух — воздушными, а те, в которых стоит металлическая витая пружина — пружинными.
Настройка велосипедной вилки под вес ездока
Самое главное в настройке — это соответствие упругости пружины весу велосипедиста. В случае с пружинными вилками всё непросто, потому что установленная пружина рассчитана на средний вес велосипедиста, примерно на 75-85 кг.
Пружинные вилки
Получается, что если ваш вес больше, то вилка будет слишком глубоко проседать, рискуя пробиться на жестком препятствии, а если меньше, то амортизация получится некачественная, так как веса не хватит, чтобы преодолевать сопротивление пружины на мелких неровностях.
В первом случае может помочь такая штука, как Preload, то есть закручивание (ужесточение) пружины механическими упорами, но могу сказать из собственной практики, что этот прелоад здорово затупляет работу, и вилка перестает «жрать мелочь», то есть обрабатывать мелкие препятствия.
Пружины под больший или меньший вес можно купить, но во-первых, это не всегда легко сделать для всех моделей, а во-вторых, требуется частичная разборка вилки, чтобы произвести замену.
Воздушные вилки
Воздушные велосипедные вилки значительно более универсальны, потому что их можно накачать практически под любой вес. Почти все вилки требуют специальный насос высокого давления, который стоит еще
30$ (иногда идет в комплекте).
Без него не обойтись, потому что, несмотря на обычный ниппель типа Шредер на воздушных камерах, обычным насосом невозможно набить большое давление. К тому же, у спецнасоса есть накручивающийся шланг и кнопка стравливания воздуха, чтобы точно подогнать нужное давление.
Какое давление забивать в вилку
В мануалах к вилкам всегда есть таблица давления и веса ездока. Эти таблицы можно сразу отправлять в туалет, потому что я еще не видел ни одного случая, когда цифры были бы реальными.
Давление оказывается завышенным, из-за чего вилка не сможет отрабатывать «мелочь», и я подозреваю, что такие цифры даются для того, чтобы вилку было невозможно «пробить».
Поэтому единственный реальный способ накачать вилку под свой вес — это выставить сэг в 15-20% (для кросс-кантри) от хода подвески. Например, у вас вилка с ходом 100 мм, значит 15-20 мм должно уйти на сэг.
Сэг — это разница в ходе подвески между пустым велосипедом и с сидящим ездоком. Говоря человеческим языком, сэг — это то, насколько проседает вилка после того, как велосипедист сядет в седло.
Для того, чтобы выставить нужный сэг, накрутите насос на ниппель воздушной камеры, накачайте давление под свой вес, которое указано в мануале (завышенное) и садитесь в седло, уперев руль в стену.
Удобно, если ваш товарищ сразу же будет смотреть, сколько нужно выпустить воздуха, чтобы достичь нужного сэга. Можно справиться и одному, нарисовав маркером точку на ноге в нужном месте (на некоторых вилках есть резиновое кольцо на ноге — сэгомер).
Если сэг (проседание подвески) будет меньшим, чем нужно, то вилка будет плохо справляться с «мелочью», если большим, то это приведет к раскачке при педалировании и возможному «пробою».
Зачем нужна негативная пружина в велосипедной вилке
Казалось бы, всё просто — чтобы амортизировать, нужен лишь сжатый воздух, который будет пружинить. Тем не менее, в рабочей системе кроме отталкивающей силы, нужна еще и сжимающая, работающая в противодействии с первой.
Без негативной пружины веса ездока не хватит для того, чтобы заставить вилку сжаться при наезде на мелкую неровность. Чтобы она «жрала мелочь», нужно добавить воздействие негативной пружины, которая поможет «стронуть» вилку даже тогда, когда под колесом что-то очень незначительное.
Негативная пружина может быть выполнена в виде металлической пружины или отдельной воздушной камеры.
Dual или Solo Air
Большинство хороших вилок являются Solo Air, давление в обеих камерах одинаковое (в покое). В этом случае обе камеры накачиваются одновременно, с ниппеля основной воздушной камеры, тогда как в Dual Air имеется возможность настроить для негативной пружины свое давление.
Эта система путает новичков, и если честно, в ней нет особой необходимости. Зато для фетишистов Dual Air оставляет простор для экспериментов, я помню, как я провел немало часов за настройкой негативной камеры на своей RockShox Reba.
Если накачать в негативку большее давление, чем в позитивную камеру, то уменьшается усилие, требуемое для страгивания на мелких неровностях, и вилка становится «плюшевая».
Правда, за это приходится расплачиваться раскачкой при педалировании, но это в свою очередь компенсируется тонкой настройкой платформы.
Как настроить отскок (Rebound) вилки
Отскок — тоже очень важная базовая функция рабочей амортизационной вилки. Без масляного демпфера Rebound пружина мгновенно выстреливала бы назад, после того, как сжалась, отбивая руки.
Как правило, отскок регулируется крутилкой, на которой нарисован плюс и минус (кролик и черепаха и тд). Лично я настраиваю отскок таким образом: нахожу тестовый участок — лучше всего корнистую тропинку, идущую вниз (чтобы быстро набрать скорость).
Откручиваю Rebound на самый быстрый, закручиваю на четверть и еду вниз по тропинке. Если отскок слишком быстрый и бьет в ладони, то прикручиваю немного крутилку и снова прогоняю участок. Смысл — найти тот порог, когда вилка уже не бьет на отскоке, но еще и не затуплена масляным демпфером.
Видел не раз, что некоторые велосипедисты закручивают Rebound на максимум, при этом вилка отходит назад с ощутимой задержкой. Стоит ли говорить, что в таком режиме на серии повторяющихся неровностей она просто не в состоянии быстро отработать.
Кстати, в «имитаторах» роль демпфера выполняет эластомер, который и не дает её работать при первых признаках отрицательных температур.
Еще более крутые вилки
Я думал написать о настройке «платформы» велосипедных вилок высокого уровня, но потом решил воздержаться. По-хорошему, тут нужно писать целую статью с теоретическими выкладками и объяснением терминов типа высокочастотны и низкочастотные колебания.
Платформа — это технологии, предотвращающие паразитную раскачку амортизаторов при педалировании.
К тому же, вариантов платформ немало, и каждая из них настраивается по-своему, причем основа настройки — эксперименты. Поэтому я решил не забивать мозги людям, которые купили или собираются покупать новую вилку.
Подводя итог, могу только посоветовать раскошелиться на хорошую амортизационную вилку всем, кто ездит на велосипеде в активном стиле, использует горный байк по назначению и ставит перед собой цель улучшить свои скоростные показатели. Вы удивитесь, насколько велосипед станет более управляемым на сложных спусках с корнями и булыжниками.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Какое давление должно быть в вилке велосипеда воздушной масляной
У кого какое давление в вилке и под какой вес!
По мануалу у мне нада под вес 75 кг накачать 2,5 атм., но в практике мне хватает 1,5 атм (все мягко и пушисто).
Вилка: RockShox Reba SL 85mm DualAir с PopLock.
Вес райдера: 65 кг + 2-5 кг одежды и т.п.
Весь в экспериментах.
Сейчас стот «плющевая настройка»:
Давление в позитивной камере:
100 psi.
Давление в негативной камере:
110 psi.
Rebound стоит где-то посередине между зайцем и черепахой.
Флудгейт на 1.8 оборота.
Компрессия на 0 (т.е. полностью открытое состояние).
Немного полезной информации и вопросов было здесь: Marzocchi xc или Reba Team (http://forum.velomania.ru/index.php?showtopic=23835).
Хорошая статья по этому поводу: Воздух как пружина (http://forum.velomania.ru/index.php?showtopic=15361)
Правда, не в тему все это, у вас, видимо, одна воздушная камера. да и вилка от другого производителя :innocent:
У кого какое давление в вилке и под какой вес!
По мануалу у мне нада под вес 75 кг накачать 2,5 атм., но в практике мне хватает 1,5 атм (все мягко и пушисто).[/b]
Судя по всему, вилка Марзочи МХ, все правильно, качаи под себя.
100 psi.
Давление в негативной камере:
А че так много, то. Это же 7 атм.
35 пси под 90 моих кг качал.
35 пси под 90 моих кг качал.[/b]
В соотношении, у меня примерно тоже самое получаеться!
Это для ребы. там высокое давление качается. Вы не указали вилку, а не обратил внимание, что 2.5 атм. как-то маловато для ребы.[/b]
Ясна!
Вопрос в следующем, я «нашел» такое давление, при котором работа вилки меня устраивает! Когда сажусь на велосипед вилка немного сжимаеться (процентов на 10-20 от хода), Если попытаться попрыгать на вилке на ходу (т.е. в движении), то при всем моем усилии на вилку у меня не получаеться её сжать больше чем на
4 см. Т.е. при заявленном ходе вилке в 85 мм. Сэг = 10-15мм, Работа вилки на ходу = 40мм, итого получаем работу вилки (на плюшевой настройке) в
55-60мм, куда делись еще 20-25мм хода?
55-60мм, куда делись еще 20-25мм хода?[/b]
попробуй спрыгнуть с высокого бордюра. На моих MX Pro/Comp при 100 мм хода реально хода было где-то 90-95. На 100-мм Ребе, что интересно, меньше. Но работает она все равно намного лучше 🙂
55-60мм, то не будет ли вилки плохо, если попасть под «сильный удар» (имеется ввиду пробить)? Запас же должен быть какой-нибудь! 😉
Просто не верится, что 20-25мм хода пропали, это же под 25-28% от хода. Слишком большие потери.
А не маленький ли это сэг? Для КК вродь желателен 20-25%, т.е. 17-21 мм. Я обычно ставлю на 20 мм.[/b]
сейчас сэг, 10-15мм, и когда слезаю с велосипеда, т.е. оставляю велосипед без нагрузки, то вилка до конца не вылезает (застревает примерно 5мм), если подспущу, что будет дальше?
P.S. Вилка прошла 700км
Добавлено позже (27/09/2007 12:52):
P.S. У меня тоже MX Comp 85 мм 2007 года, вес 73кг, но при давлении в 2,5 атм (по мануалу) она жестковата, при давлении 2атм, лучше но еще не то. при 1,5атм она становится мягкой и плюшевой. Как быть не знаю! Хочется чтобы и магко было, и вилка была целая (т.е. не во вред)
При таких настройках у меня сэг вообще практически нулевой, а ход вилки становится равным 4мм, больше никак не сжимается[/b]
1. обе ноги качаешь?
2. возможно, масла многовато
3. возможно, манометр врёт
1. обе ноги качаешь?[/b]
обе
сейчас сэг, 10-15мм, и когда слезаю с велосипеда, т.е. оставляю велосипед без нагрузки, то вилка до конца не вылезает (застревает примерно 5мм), если подспущу, что будет дальше?[/b]
Дальше уже смысла нет. Попробуй смазывть ноги силиконоывм спреем.
О горном велосипеде — Настройка амортизационной вилки
Длительное увлечение каким-либо хобби ведет к непременному вкладываю в него денег. Велосипед не исключение. Амортизационные вилки на недорогих моделях имеют мало различий, а вот если захотелось чего-то лучше и довелось даже приобрести это «лучше», то самое время детальнее рассмотреть этот вопрос.
Можно взяться за чтение инструкции (что, кстати, неплохо и будет большим плюсом), но мало у кого хватает сил (или желания) дочитать до конца пособие в пятьдесят страниц.
Правильная настройка вилки влияет на дальнейший комфорт в поездках по пересеченной местности и асфальту. Неправильная настройка может превратить езду в пытку. Для начала стоит заметить, что бывают воздушные и пружинные вилки. В первом случае жесткость амортизатора регулируется давлением воздуха, во втором зависит от металлической пружины.
Настрока вилки под вес
Один из самых главных параметров настройки вилки — удачный подбор под соответствующий вес велосипедиста. Что касается пружинной вилки, то тут все сложно, так как заводы выпускают их в расчете на среднестатистического ездока, весом в 75-85 килограмм (тем не менее, для хороших вилок существуют пружины различной мягкости и имеется регулировка преднагрузки).
Получается двоякая ситуация: чем тяжелее велосипедист, тем большее давление будет на пружину, соответственно, она сильнее проседает, и возрастает риск ее пробития на каком-либо жестком участке. В другом случае, когда вес велосипедиста слишком мал, амортизация получается некачественная, ведь данного веса получается недостаточно, чтобы преодолевать сопротивление пружины на различного рода неровностях.
При большом весе очень ценна регулировка преднагрузки (она же Preload), которое, повышает жесткость (закручиванием) пружины механическими упорами. Небольшие неровности обрабатываются несколько хуже, но шанс «пробить» амортизатор заметно меньше. Так пружинная механика перестанет реагировать на мелкие неровности земной поверхности. Уже надоело читать? Можно отбросить все заморочки, но какой тогда смысл покупать более качественную деталь? Поэтому продолжим.
Более универсальное решение: воздушные вилки, настройку которых можно произвести практически под любой вес при помощи насоса высокого давления (который часто идет в комплекте). Купить его отдельно, однако, также не составит труда.
Можно попробовать накачать вилку обычным насосом (ведь ниппель, обычно, автомобильный), если есть масса свободного времени и сил (но гарантий, что результат будет достигнут, нет). Насосы высокого давления комплектуются накручивающимся шлангом и специальной кнопкой для стравливания давления.
Какое давление должно быть в вилке
Либо в инструкции, либо на одной из штанин вилки, располагается таблица соотношения давления вилки и веса ездока. Ею стоит руководствоваться, с поправкой на собственные ощущения. Многие предпочитают накачивать вилку до большего давления чем то, которое указано в таблице. Так ее сложнее пробить и, вероятно, она будет хуже обрабатывать мелкие неровности. Поэтому необходимо доиться сэга в 15-20% от хода подвески. К примеру, если вилка имеет ход в 100 мм, то, соответственно, 15-20 мм уходит на сэг.
Сэгом называют разницу хода вилки ненагруженного и нагруженного велосипеда. Если объяснить человеческим языком, то сэгом является проседание вилки после того, как на велосипед сядет его владелец. По порядку: следует накачать до указанного в таблице давления вилку. После того, как заданное давление будет достигнуто, самое время сесть на седло. Понять, какой сэг на вилке, поможет резиновое кольцо на одной из ее ног. Если такого кольца нет, можно самостоятельно его сделать из подручных материалов.
Недостаточной величины сэг будет причиной того, что рукам будет некомфортно на мелких неровностях — вилка их прото не обработает. А если с сэгом переборщить, то данная ситуация может закончиться «пробоем» переднего амортизатора, что тоже не сулит ничего хорошего.
Необходимость негативной пружины в велосипедной вилке
Кажется, что все довольно просто, и сжатого воздуха должно вполне хватать для эффективной работы вилки. Но, как ни странно, в работе данной системы одной отталкивающей силы мало, так как нужна еще и сжимающая, в противодействие первой.
Обычного среднестатистического веса велосипедиста просто не хватит, чтобы заставить вилку отреагировать на неровность дороги и это стало причиной установки негативной пружины. Ее функция состоит именно в том, чтобы вилка могла реагировать на мелкие неровности, помогая сработать.
Вышеописанный механизм втречается в нескольких вариациях: металлическая пружина или отдельная воздушная камера.
Dual или Solo Air
В своем большинстве хорошие вилки сделаны по технологии Solo Air с одинаковым давлением в обеих камерах. По данной технологии накачка сразу нескольких камер происходит одновременно через один установленный ниппель, что не имеет ничего общего с технологией Dual Air, с которой появляется возможность регулировки негативной пружины.
Система Dual Air довольно сложна для многих новичков, так как они, особенно не разбираясь в устройстве вилки, не понимают, что к чему. Dual Air, честно говоря, требуется преимущественно спортсменам, которым важны секунды. В простой езде необходимости в подобной конструкции нет. Более того, вилка только потребует больше времени на настройку.
Настройка отскока вилки
Важная базовая функция каждой рабочей амортизационной вилки — отскок (Rebound). Если бы масляный демпфер отсутствовал, то пружина бы в одно мгновенье отскакивала назад, а после сразу сжималась, отбивая руки. В обычных вилках силу отскока можно настроить специальной регулировкой (на крышке обычно нарисованы плюс и минус). Новичкам будет полезно найти участок с неровностями и проехать по нему. В зависимости от ощущений настроить отскок и запомнить положение.
Можно сделать это в несколько этапов: проехать с имеющейся настройкой. Затем, если отскок выставлен не самый быстрый, сделать это и снова проехать по выбранному отрезку. Если слишком быстрый и рукам крайне некомфортно, то подкрутить на 1/4 регулировку и повторить. Цель всего вышеописанного: найти момент, когда вилка не только не выбивает руки на отскоке, но и отсутствует задержка от масляного демпфера.
Закручивание отскока на максимум приведет к срабатыванию вилки с задержкой, которая довольно сильно ощущается. Как следствие, на серии повторяющихся неровностей «отработать» каждое вилка банально не успеет. Эластомер играет роль демпфера в дешевых вилках. Отрицательные температуры приводят к его затвердеванию и он легко может перестать функционировать.
Кстати, будет полезно упомянуть, что есть «платформа» — технология, которая предотвращает излишнюю раскачку амортизаторов. Устанавливается в более дорогих вилках и ввиду этого, количество настроек в них тоже отличается в бОльшую сторону (высоко- и низкоскоростная компрессии, высоко- и низкоскоростной отскок).
Блокировка вилки
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Довольно немало производителей уже на вилках среднеценового сегмента предлагают блокировку. Это невероятно удобное дополнение! Только представьте: на асфальте можно получить аналог жёсткой вилки, просто переведя рычажок в положение «заблокирована». Если рассмотреть отдельные модели, то на них блокировка вилки и вовсе включается удаленно, при помощи рычажка на руле.
Больше экспериментировать во время катания с новой вилкой — залог правильной ее настройки и комфорта в поездках. Бояться этого не нужно, скорее наоборот, постараться подобрать наилучший для себя вариант.
Настройка вилки велосипеда
Прежде чем отвечать на вопрос о том, как правильно настраивать велосипедную вилку, стоит разобраться с основными ее функциями. Главное предназначение вилки – служить амортизатором при преодолении препятствий велосипедом. Мягкое приземление после ямы, кочки или неровности позволит сохранить здоровье ездока в нормальном состоянии. При этом не разрушаются элементы велосипеда, и обретается повышенная устойчивость. Грамотность и правильность настройки – необходимый компонент комфортной езды не только по пересеченной местности, но и по городским улицам.
Типы регулировок
Оценим основные виды регулировок вилки велосипеда.
Все, что касается настроек вилки, является базовым элементом эксплуатации велосипеда. Чтобы получить комфорт и скорость обязательно нужно отрегулировать данный элемент и наслаждаться активным отдыхом.
Процесс снятия вилки велосипеда
Процедура обслуживания вилки начинается с банального демонтажа этого элемента. Хотя действия довольно просты, запишем их в виде определенного алгоритма.
Велосипедная вилка и правила настройки
Из чего составляется обычная вилка велосипеда? Элементы, наполняющие вилку, отличаются от ее конкретного вида. Кроме корпуса и штока к вилке относят пыльники, башинги, штаны и, например эластомер. Но главная часть – это конечно пружина. Ее функциональность превращает вилку в реальный амортизатор. Пружины обеспечивают комфортность передвижения и сохранение скорости. Огромную роль при том играет грамотная настройка такого амортизатора.
Регулировка велосипедной вилки зависит от ее типажа. Стоит учесть, что вилки бывают:
Как грамотно провести проверку настройки вилки? Для начала нужно оценить качество основных параметров, обеспечивающих нормальную работу этого элемента. Таких критериев пять:
Фото 1. Устройство вилки.
В принципе, мы описали идеальный амортизатор со всеми возможными опциями. На деле, многие велосипеды (особенно бюджетного типа) имеют только три регулятора. Это отбой, жесткость и скорость хода. Для чего они служат?
Жесткость дает возможность изменить критерии велосипеда под вес седока или его стиль езды. Отбой представляет собой степень чувствительности амортизатора. Его можно увеличить или уменьшить. Регулировка хода позволяет менять скорость, с которой работает вилка, производя фиксацию в заданной точке.
Грамотный вариант регулировки вилки велосипеда
Правильная настройка даст возможность испытать все прелести езды на велосипеде. Неправильный вариант настройки приведет к ощущениям средневековых пыток при случае выезда за город, где придется только и мечтать о возврате домой. Разберем все существующие настройки элемента.
Амортизатор задний. Его функции и настройки
Задний вариант амортизатора, также служит для сглаживания негативного эффекта от толчков на дороге. Однако он нуждается в периодической настройке и регулировке. Самым частым симптомом его плохой работы становиться скрип.
Фото 2. Пример заднего амортизатора.
Для начала нужно выставить разницу между весом велосипеда с седоком и пустым в диапазоне 25 %. С помощью стопрового кольца нужно также поменять уровень проседания. Тут все зависит от назначения байка. Если предусматривается обычная велопрогулка, то оптимальный показатель 25 % для проседания амортизатора. Если велосипед будет использоваться в сложном ландшафте, то 30 % будут в самый раз.
Правильная регулировка вилки велосипеда
Скорость сжатия (компрессия)
Данная настройка позволяет определить скорость, с которой вилка будет сжиматься, обрабатывая неровности на дороге. Обычно в вилках с возможностью регулировки скорости сжатия можно настраивать либо низкоскоростную (Low Speed Compression) либо высокоскоростную (High Speed Compression) компрессии.
Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов.
Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.
Из чего состоит вилка велосипеда
Символически вилка состоит из четырёх блоков:
Описанная структура может несколько меняться в нестандартной сборке вилки. Так, передние вилки перевёрнутой конструкции отличаются направлением шатунов непосредственно вниз. Подобная конструкция предполагает амортизацию большего количества мелких ухабин, увеличивая в то же время на обслуживание и, соответственно, вес. Рассматриваемый механизм подвергается довольно быстрому загрязнению.
Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.
По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:
Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.
Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.
Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.
Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.
По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:
Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).
Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).
Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).
Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.
Одноногая веловилка
Производители
Покупатели недорогих велосипедов уверены, что вилки выпускаются теми же производителям, которые указаны на раме. О таких здесь речь не идёт. Опишем несколько фирм, занимающихся производством OEM комплектующих и отдельных девайсов.
Типизация вилок велосипеда
Вилки велосипеда классифицируются по типу на фиксированный и амортизационный. Поскольку фиксированные вариации не требуют особых задач, рассматриваться будут непосредственно амортизационные вилки.
Пружинного типа
Этот вариант относится к базовому уровню и используется преимущественно в дешёвых веломоделях. В продаже занимает второстепенное значение. Зачастую выступают в роли запчастей при ремонте. Поскольку их конструкция не способна выполнять назначение демпфера, пропускаются все мелкие ухабины.
В качестве основы этой вилки выступает обыкновенная пружина внутри шатуна. Подобная конструкция уязвима к попаданию грязи при эксплуатации. Обслуживание пружинной вилки ограничено – меняется лишь сама пружина. Настройка пружинной вилки недоступна, возможна только блокировка. Пружинный вариант подходит для начального уровня либо используется как дешёвая альтернатива при недостатке денежных средств.
Пружинно-эластомерного типа
Механика идентична предыдущему типу, только пружину заменяет полимерный стержень, функционирующий как демпфер. Качество стержня зависит от материала, из которого изготавливается сама деталь. Амортизационное действие незначительно заменяется демпферной функцией. Полимерный стержень способен обеспечить относительно низкую степень от эксплуатации вилки.
Воздушного типа
Воздушная амортизационная вилка объединяет в себе демократичную стоимость и адекватное обслуживание. Сжатый, накачанный насосом, воздух в герметичной камере выступает одновременно в роли амортизатора и хорошего демпфера. Воздушная амортизация обеспечивает комфортную езду на велосипеде и соответствует многим дорогим конструкциям. Тем не менее для горного байка следует отдать предпочтение механизм повышенной прочности.
К недостаткам воздушного типа относится его подготовка и срок службы. Настроить вилку можно при условии давления в камере. Узкая камера требует частого накачивания. Механизм отличается непродолжительным сроком службы, тем более при агрессивных катаниях.
Масляно-воздушного типа
Амортизационные функции и демпфер несколько разобщаются между масляным картриджем и воздушной камерой. Назначение пружины симметрично предыдущему типу. Главную роль здесь играет масляный блок. Выбор учитывается в соответствии со строением картриджа и маркой масла.
Подобная конструкция идеально сочетается с кросс-кантри и постоянным катанием. При условии больших нагрузок по горному склону зачастую пасует. Служит несколько меньше, чем пружинные механизмы.
Масляно-пружинного типа
Всеобще признан безупречным вариантом, где объединяется масляный картридж со стальной пружиной. Масляно-пружинные вилки устанавливаются преимущественно на спортивные байки. Учитывая разную себестоимость, масляно-пружинный тип допускается заменить на масляно-воздушную конструкцию.
По сравнению с воздушными вилками, настройки пружинного типа более низкие. Но сама пружина здесь высокого качества, благодаря чему даже при условии предполагаемой жёсткости механизм имеет весьма продолжительный срок службы.
Инновационные технологии принесли лучшее спортивное сочетание – масло и пружинная амортизация. Более совершенной комбинации в велосипедной индустрии нет.
Амортизатор задний. Его функции и настройки
Задний вариант амортизатора, также служит для сглаживания негативного эффекта от толчков на дороге. Однако он нуждается в периодической настройке и регулировке. Самым частым симптомом его плохой работы становиться скрип.
Фото 2. Пример заднего амортизатора.
Для начала нужно выставить разницу между весом велосипеда с седоком и пустым в диапазоне 25 %. С помощью стопрового кольца нужно также поменять уровень проседания. Тут все зависит от назначения байка. Если предусматривается обычная велопрогулка, то оптимальный показатель 25 % для проседания амортизатора. Если велосипед будет использоваться в сложном ландшафте, то 30 % будут в самый раз.
Как разобрать вилку
Отсоединив вилку от велосипеда, переходим непосредственно к разбору. В зависимости от вида переднего амортизатора велосипеда, способ разбора может немного отличаться.
Рассмотрим процесс разборки на пружинно-эластомерной передней вилке:
Можно не откручивать полностью переднюю вилку, а снять только колесо и соединения тормоза, после этого выкрутит болты. А потом снять «штаны» с «ног».
Конструкции вилок
Немного о конструкциях, которые упоминались в разделе деталей. В первую очередь, конструкция вилки определяет пропорции и наличие тех или иных элементов, а главное, предназначение самого устройства. Мощные вилки для серьёзной нагрузки с двумя коронами или сверхлёгкие футуристичные агрегаты со всего одной ногой? Рассмотрим плюсы и минусы каждого, ведь в каждой конструкции есть хорошие варианты.
Фиксированная
В сумме, как велосипед был создан в XVII-XIX веках с фиксированными вилками, таким он в массе своей и остаётся – это просто, удобно и надёжно.
У фиксированных моделей, как это уже указывалось, отсутствуют штаны и горилла, а сама вилка неразборная – от рулевой трубы до дропаутов это монолитная структура.
Обычная амортизационная
Стандартная вилка для велосипеда, о которой мы пишем большую часть времени. Шток, корона, две ноги, штаны с гориллой, дропауты, пара креплений для дисковых тормозов – это картина, которую представляет себе большинство людей, услышав фразу «велосипедная вилка».
Великое множество типов амортизационных вилок предлагает покупателю рынок – от самых дешёвых с одиночной пружиной, до дорогих воздушно-масляных амортизаторов, установленных на титановые основания.
Минусы – вес и цена (в зависимости от модели).
Двухкоронная
Основные минусы двухкоронной вилки:
Одноногая
Передовые модели, которые многие называют маркетинговой шуткой, – это вилки с одной ногой. В целях облегчения, Cannondale выпустили серию вилок с односторонним амортизатором, надёжность которых основывается на применении современнейших и дорогостоящих материалов.
Реакция на данный триумф технологии неоднозначна. Ещё нет статистики, но предполагают низкую надёжность с невысокими амортизационными качествами. На деле, данные вилки очень легки, но очень дороги. Вот пока и всё, что могут о них сказать профессионалы. Широкого распространения такая компоновка так и не получила.
Перевёртыш
Достаточно популярная, но проигрывающая стандартной конфигурации модель. В ней ноги заканчиваются дропаутами, а штаны закреплены в короне. Получается, что практически вся масса велосипедиста подпружинена, а относительная нагрузка ниже.
Внешнее устройство
Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.
Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.
Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).
Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.
Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.
Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.
Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.
Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).
Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).
Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.
Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния.
Велосипедная вилка и правила настройки
Из чего составляется обычная вилка велосипеда? Элементы, наполняющие вилку, отличаются от ее конкретного вида. Кроме корпуса и штока к вилке относят пыльники, башинги, штаны и, например эластомер. Но главная часть – это конечно пружина. Ее функциональность превращает вилку в реальный амортизатор. Пружины обеспечивают комфортность передвижения и сохранение скорости. Огромную роль при том играет грамотная настройка такого амортизатора.
Регулировка велосипедной вилки зависит от ее типажа. Стоит учесть, что вилки бывают:
Как грамотно провести проверку настройки вилки? Для начала нужно оценить качество основных параметров, обеспечивающих нормальную работу этого элемента. Таких критериев пять:
Фото 1. Устройство вилки.
В принципе, мы описали идеальный амортизатор со всеми возможными опциями. На деле, многие велосипеды (особенно бюджетного типа) имеют только три регулятора. Это отбой, жесткость и скорость хода. Для чего они служат?
Жесткость дает возможность изменить критерии велосипеда под вес седока или его стиль езды. Отбой представляет собой степень чувствительности амортизатора. Его можно увеличить или уменьшить. Регулировка хода позволяет менять скорость, с которой работает вилка, производя фиксацию в заданной точке.
Как снять вилку с велосипеда
Перед тем как приступать к ремонту или замене деталей вилки подготовьте:
Переверните велосипед и снимите механизм тормоза с вилки. После чего открутить при помощи эксцентрика колесо. Возвращаем велосипед в нормальное положение и приступаем к откручиванию верхнего крепления вилки к велосипеду.
Теперь переходим к рулю. Нужно выкрутить болты на выносе (сбоку) и на якоре (сверху). Снимаем руль, простановочные кольца, направляющий конус с трубы. После этого аккуратно, чтоб не потерять шарики снимаем верхнее кольцо и верхний подшипник. Вытаскиваем рулевую трубу из стакана с последующим извлечением подшипника и нижнего кольца.
Велосипедная вилка: снимаем, разбираем, собираем, ставим
Устройство велосипедной вилки.
Вилка в обязательном порядке требует:
Среди необходимых для работы с велосипедной вилкой инструментов называют отвертку, пассатижи, гаечный ключ, маленький раздвижной газовый ключ; учитывая специфику работы с маслом советуют запастись ветошью или тряпками, кроме того работу можно выполнять и в перчатках для защиты рук от повреждений и загрязнения.
Как снять вилку с велосипеда?
Чтобы снять с велосипеда вилку для последующего ее обслуживания или полной замены необходимо, перевернув велосипед колесами вверх, распустить тормоз (если он ободной) и снять переднее колесо. На втором этапе – снимается руль с выносом, затем рулевая труба.
После этого снимаем вилку, крайне важно не потерять шарики из подшипников. Затем со штока вилки снимается опорное конусное кольцо (обычно с помощью острого предмера, аккуратно поджимая его со всех сторон)
После этого мы имеем готовую к обслуживанию вилку.
Отдельные пользователи советуют перебирать даже новые, только что купленные вилки, поясняя это необходимостью индивидуальной отладки элемента.
Как разобрать вилку велосипеда (на примере пружинно-элестомерной вилки) читайте ниже:
На этом процесс разборки вилки заканчивается и начинается процесс ухода за полученными деталями: необходим тщательный осмотр элементов на наличие повреждений, трещин и прочего, тщательно промыть керосином и смазать нуждающиеся в этом элементы
Важно смазать пружины густой смазкой для лучшей работы вилки
Как собрать вилку велосипеда?
Сборка вилки проходит в порядке, обратном процессу разбора и дополнительно его описывать нецелесообразно. Главное – внимательно следовать порядку описанных процедур.
Как заменить вилку на велосипеде?
Неподготовленному и неопытному пользователю проводить не рекомендуется: если с простым уходом справиться можно, то такую процедуру лучше предоставить квалифицированному специалисту. В крайнем случае, выполнять замену под наблюдением мастера, выполняя его рекомендации.
Регулировка седла
Положение седла – одно из важнейших составляющих при езде на велосипеде. Оно определяется высотой седла, углом наклона седла и положением седла вперед-назад.
Предварительная нагрузка (sag, preload)
Данная настройка отвечает за жесткость пружины. Ее еще называют негативным ходом пружины. Величина сэга влияет на способность амортизатора отслеживать и обрабатывать при езде все неровности дороги. Чтобы определить сэг, нужно установить полный ход вилки (касается вилок с изменяемым ходом), максимальную скорость ее сжатия и отключить блокировку.
Для измерения данного параметра вам понадобится пластиковое или резиновое кольцо, или же пластиковая стяжка, которую нужно закрепить на ноге вилки. Если вы сядете на велосипед и спокойно проедите несколько метров, под весом вашего тела вилка сожмется на определенную величину. Затем остановитесь и сдвиньте стяжку вниз по ноге вилки к сальнику, и аккуратно встаньте. Вилка вернется в свое исходное положение, и стяжка окажется на определенном расстоянии от сальника – это и есть величина сэга.
Поскольку этот параметр напрямую зависит от веса велосипедиста, его регулировка для каждого выполняется индивидуально. Также на величину сэга влияет стиль катания на велосипеде:
Если в пружинных вилках сэг можно настроить посредством внешней регулировки или же замены самой пружины (если внешней регулировки недостаточно), то в пружинно-воздушных и воздушных вилках предварительную нагрузку можно отрегулировать, изменяя давление в позитивной воздушной камере.