какое бывает здоровье ментальное и
Психическое здоровье и позитивное отношение к жизни
Мероприятия по профилактике в СПб ГБУЗ КВД № 11
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.
Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.
Мы предлагаем Вам познакомиться с рекомендациями врачей о том, как быть счастливым на своей работе.
3.Оставляйте ваши личные проблемы дома. Трудно чувствовать себя счастливым на работе, если вы переживаете ссоры, обеспокоены здоровьем, или озадачены домашними делами, поэтому важно научиться откладывать свои проблемы и стараться их решать в свободное от работы время. Не решайте свои личные проблемы в течение рабочего дня. Если вы будете пытаться решать свои проблемы и одновременно пытаться работать, у вас будет двойной стресс, так как вы будете переживать, как найти время, чтобы делать и то, и другое.
4.Приходите на работу раньше. Спешка и опоздания минимизируют ваши шансы на удачный рабочий день. Если вы придёте на работу поздно, вам все время будет не хватать времени. Поэтому рекомендуем выходить из дома пораньше.
6.Организуйте своё рабочее место в своём вкусе. Работодатель обеспечивает минимальные условия труда, необходимые сотруднику, а ваша задача – обеспечить себе максимальные комфорт и удобство. При организации своего рабочего места имеет значение всё: цветовое решение, эргономика, детали и даже стул, на котором вам приходится сидеть по несколько часов в день. И здесь имеет смысл побороться за свои удобства. Окружите себя приятными мелочами: яркие детали, личные вещи, фото любимого человека, если, конечно, это не исключается правилами компании. Частичка домашнего уюта даёт человеку чувство защищённости и психологического комфорта.
7.Завершайте простые задачи как можно быстрее. Если это возможно, сразу выполняйте задания, которые от вас требуют. Помните, что любое законченное дело приносит чувство завершенности, и, как следствие, удовлетворение от работы.
8.Гордитесь своей работой. Какую бы работу вы не выполняли, гордитесь тем вкладом, который вы делаете. Даже если вы думаете, что большинство вашей работы монотонно, найдите что-то, чем можете гордиться.
9.Будьте физически активны на работе. Даже если вы постоянно сидите за рабочим столом или стоите в одном положении, есть множество упражнений, которые помогут вам повысить физическую активность во время рабочего дня. Это зарядит вас энергией и улучшит самочувствие. Вы можете ходить на работу пешком вместо транспорта, подниматься по лестнице вместо лифта, заходить в кабинет сотрудника, чтобы задать вопрос, вместо того, чтобы позвонить по телефону.
Главное — настойчиво идите к своей цели, и помните, что счастье на работе, дома или в любом другом месте зависит только от вас! Счастье ― это образ вашего мышления и осознанные решения. Берегите себя!
Главный врач СПб ГБУЗ КВД № 11 Д.Г. Борухович
Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.
«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.
Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.
Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.
Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.
Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.
Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения
Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.
Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.
Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)
Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.
Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.
Реалистичная и надежная самооценка
Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.
Система ценностных ориентаций
Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.
Толерантность к переживанию интенсивных эмоций
Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.
Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.
Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания
Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».
Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения
Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».
Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.
Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Психическое здоровье человека
Здоровье — это особый дар, который дается человеку от рождения, причем далеко не всем. О необходимости беречь свое здоровье знают все, но мало кто знает о том, что здоровье, как состояние, выходит за рамки физического состояния.
Сущность психического здоровья
Психическое здоровье — важная составляющая общего здоровья человека. Это обусловлено тем фактом, что все элементы организма взаимосвязаны друг с другом и находятся под постоянным контролем нервной системы. Именно по этой причине состояние психики человека оказывает влияние на деятельность всех систем организма, а их состояние сказывается на психике человека.
О психическом здоровье человека можно вести речь при наличии трех компонентов:
Для психики характерна связь между генетической (врожденной) программой и средой обитания. Норму психического здоровья определить очень сложно. Показатель нормы психического здоровья сугубо индивидуален, а границы его достаточно размыты. На самом деле очень трудно определить те факты, которые свидетельствуют о нарушении психического здоровья, так как большинство из них могут характеризовать эмоциональное восприятие окружающей действительности в здоровом состоянии.
Действительно, человек плачет по причине нормальной эмоциональной реакции на чужую или собственную боль; смеется по причине хорошего настроения. Но в отдельных случаях смех и плач могут характеризовать отклонения от нормы. Границы нормы и отклонений настолько нечеткие, что сама нервная система может иметь «пограничное состояние», когда нельзя говорить о здоровье, но и патологией назвать состояние также невозможно.
Особенно важно уметь наблюдать за состоянием психики. Причем необходимо контролировать состояние собственной психики и уметь анализировать психику близких людей, особенно детей. Одной из психических составляющих является состояние напряжения — усилия психики для выполнения того или иного вида деятельности.
У разных людей при выполнении одной и той же деятельности может происходить разный уровень напряжения, особенно заметно это у детей. Например, учебный процесс может вызвать у одного ребенка очень высокое напряжение, а другой практически не прилагает усилий. Соответственно, одному ребенку будет требоваться восстановительный период, а другому — нет.
Бесспорным фактом является то, что психическое здоровье — индивидуальное явление.
Важным вопросом для определения психического здоровья является выявление его критериев. По большому счету, один специалист не может определить состояние психического здоровья, для этого требуется группа экспертов в области психиатрии, неврологии, психологии и других смежных медицинских направлений.
Происходит это только после длительного детального обследования. Однако для текущей оценки собственного состояния или состояния психики родных и близких можно использовать простые приемы, доступные любому человеку.
Критерий 1: состояние сна
Человеческий организм устроен так, что нуждается в отдыхе, который обеспечивает нам полноценный сон. Именно во сне происходит полное восстановление сил организма, включая психические возможности. Если по каким-то причинам сон не обеспечивает полноценный отдых, то нужно ответить на вопрос, почему это происходит.
Неполноценный сон бывает по ряду причин:
Помните, что отсутствие полноценного сна приводит к перенапряжению психики, что, в свою очередь, может перейти в психические расстройства.
Критерий 2: работоспособность
Умственная работоспособность характеризуется активным уровнем психических процессов: восприятие, память, мышление и др. Высокий уровень активности, и соответственно, работоспособности, характеризует высокий уровень психического здоровья. Снижение работоспособности приводит к неполноценному функционированию психических процессов, приводящему к ряду последствий: увеличение количества ошибок, вялость, апатия, снижение интереса к деятельности, отставание от темпа деятельности.
В свою очередь, психические отклонения от нормы приводят к вегетативным изменениям и соматическим расстройствам: учащение пульса, повышение давления, головные боли, некомфортные ощущения в области желудка или сердца и др. Снижение работоспособности является признаком многих психических расстройств и заболеваний, включая различные виды депрессивных состояний.
Снижение работоспособности может быть вызвано утомлением (однократной психической усталостью) или переутомлением (постоянное (хроническое) утомление). Низкую работоспособность лучше предотвратить, чем скорректировать.
Для создания условий нормальной работоспособности нужно:
Работоспособность человека зависит от индивидуальных особенностей. Склонность к усталости имеет свой уровень у каждого человека. Однако работоспособность можно и нужно развивать. Время физического и умственного труда нужно увеличивать постепенно, давая организму привыкнуть к нагрузке. Особенно важно это для детей. Неслучайно, ребенок, посещающий дошкольные образовательные учреждения, легче адаптируется к условиям обучения в школе.
На протяжении дошкольного периода его уровень работоспособности повышался средствами грамотной организации занятий от 10-15 минут в младшем возрасте, до 35 минут в подготовительной группе. Количество занятий также увеличивается из года в год, что позволяет встретить период школьного обучения полностью подготовленным.
Правила сохранения психического здоровья
Что такое ментальное расстройство?
Психические расстройства личности являются глобальной проблемой современности. В условиях стресса у каждого пятого проявляются ментальные нарушения. Они имеют множество разнообразных признаков.
Что такое ментальное (психическое) расстройство?
Современная психиатрия считает процесс патологическим в том случае, если существует явное отклонение от установленной нормы, которое негативным образом сказывается на состоянии пациента.
Ментальное расстройство личности простыми словами – это психическое заболевание, связанное с нарушением интеллектуального и эмоционального развития, которое ограничивает возможности человека в социальном взаимодействии, осложняет процесс его адаптации в обществе. Также заметно снижается способность адекватно воспринимать реальность, контролировать свое поведение.
Симптоматика
Человек с ментальными расстройствами в различных жизненных ситуациях неосознанно проявляет черты своей личности в форме необоснованных реакций:
• тревога, беспричинное беспокойство;
• частая смена настроения;
• нарушение режима сна;
• чувство стыда, вины;
• различные страхи (фобии);
• чередование подавленности с приступами агрессии;
• проявление раздражительности, излишней ранимости.
Эмоциональные всплески приводят к истощению внутренних ресурсов организма, стойкому ощущению хронической усталости. При этом страдают многие психические функции – мышление, память, внимание. Отклонения касаются способов восприятия внешнего мира, социального взаимодействия, поведенческих реакций.
Нарушение ментального развития у детей в ранний период жизни связано с коммуникативными, двигательными и сенсорными трудностями, а также замедленным развитием интеллекта. Степень их проявления варьируется.
В детском возрасте МР отличаются рядом особенностей:
• отставание в развитии;
• пассивность во всех сферах жизнедеятельности;
• неразвитость речевых, моторных, когнитивных функций;
• снижение познавательного интереса;
• малоразвитость эмоциональной и волевой сферы.
Симптомы заболеваний могут появиться в любом возрасте.
Причины
Развитие ментальных болезней в раннем детстве провоцирует совокупность факторов – психологических, биологических, социальных. По мере взросления симптомы могут усиливаться. Обычно патологические состояния психики вызваны двумя группами причин:
Эндогенные
Обусловлены физиологическими причинами:
• биохимический дисбаланс в клетках мозга;
• повреждение структуры мозга (травмы, инфекции).
Экзогенные
Относятся к внутриутробному и родовому периодам:
• инфекционные и хронические болезни матери;
• интоксикация, применение медикаментов во время беременности;
• курение, употребление матерью алкоголя и наркотиков;
• родовые травмы головы;
Разновидности психических отклонений
Ментальные расстройства (МР) личности – это болезни, которые характеризуются нарушениями психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Группа отклонений, имеющие индивидуальный характер, развиваются в соответствии с характерными чертами личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, так как до конца не изучены.
• психопатии различной этиологии.
Диагностика
Психические заболевания чаще всего диагностируются после трех лет. Иногда внешнего осмотра недостаточно, симптомы могут проявляться не слишком очевидно. Окончательный диагноз помогают поставить:
1. Консультации специалистов.
2. Сбор информации о заболевании.
3. Результаты тестирования.
Своевременная диагностика поможет внести ясность, определить тип расстройства, повышая шансы на улучшение качества жизни пациента.
Лечение
Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь.
Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.
В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение.
МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.
Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.
Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь
По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.
– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?
– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.
Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.
– К чему приводит игнорирование заболеваний?
– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.
Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.
– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?
– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.
Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?
– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.
– Что может провоцировать психические заболевания?
– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».
– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?
– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.
Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.
– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?
– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.