какое бывает внимание к человеку

Внимание человека: что это и как оно работает

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть целый курс (дополненный курсом по когнитивистике и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что развивайте мышление, больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

Источник

Внимание и его значение, виды внимания

Внимание и его значение. В жизни человека внимание имеет большое значение, и это необходимое психологическое состояние. Вниманием называют направленное действие человека на определенные предметы, процессы, образы мысли, разговоры. В трудовом процессе, обучении, воспитании внимание имеет особое значение. Чем сложнее и ответственнее умственная и физическая работа, тем более устойчиво должно быть внимание. Благодаря вниманию вся деятельность человека достигает успехов. Например, в бытовых условиях внимательное использование электрических, газовых и других приборов предотвращает возникновение неблагоприятных ситуаций. Во время работы на станках по изготовлению предметов из металла и дерева внимание способствует повышению качества изделий. Внимательное отношение к родителям, братьям и сестрам, родственникам, взрослым людям и т.д. характеризует высокую нравственность человека. Во время спортивных игр и соревнований внимание способствует достижению лучших результатов. В обучении, познании мира, в восприятии и выполнении правил воспитания, адаптации организма к условиям внешней среды и в сохранении здоровья школьников значение внимания очень велико.

В познании окружающего мира, в выборе качественных его видов и свойств важная роль принадлежит вниманию. Следовательно, внимание — направленное и сосредоточенное (концентрированное) состояние сознания. При проявлении внимания повышается активность органов чувств, умственной или физической деятельности, человек становится собранным, внимательным. Внимание очень важное психофизиологическое состояние в любом возрасте и при любой деятельности человека.

Виды внимания. Внимание разделяется на генетически обусловленное непроизвольное внимание (пассивное) и произвольное (активное). Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс В его проявлении не участвует волевой акт человека. Произвольное внимание с физиологической стороны отличается от непроизвольного тем, что ориентировочный рефлекс не имеет значения. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека, и оно связано с его сознательной деятельностью. Внимание имеет сложную структуру. Оно отличается проявлением поведения и формой через косвенно организованный метод взаимоотношений. Объем внимания не превышает объема временной памяти.

Для проявления непроизвольного внимания необходим ряд условий. К ним относятся сильные раздражители (сильный запах, сильный звук и другое) и изменение видов и качества окружающих предметов и интенсивность изменений процессов во внешней среде.

В этом виде внимания особое значение имеют проявления таких реакций, как интерес, любование красотой, прекрасным, любовь и т.д. Произвольное и непроизвольное внимание очень близки друг к другу. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное, и наоборот. Например, прочитанная книга или просмотренный фильм вскоре окажутся малоинтересными и изменят впечатления, появившиеся поначалу. Это показывает, что произвольное внимание сменилось непроизвольным вниманием. Бывает и обратное. Произвольное внимание может поначалу быть непроизвольным независимо от силы раздражителя. Однако вскоре теряется пассивный характер внимания, и оно сменяется активным вниманием. Например, поначалу казавшаяся неинтересной игра или книга потом становятся интересными. Следовательно, решающая роль для жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.

Кроме этих двух видов внимания есть и третий его вид, который называется привычным. В проявлении такого внимания играют роль привычки человека в процессе приспособления к труду, которые характеризуются- устойчивостью. Такой вид внимания осуществляется без каких-либо усилий, т.е. автоматически. Ученик внимательно читает, пишет, чертит, домашние задания постоянно выполняет добросовестно, аккуратно. Это превращается в привычку. Поэтому такой ученик может легко усвоить любой предмет. Он характеризуется как прилежный ученик. Такой ученик отличается сознательным отношением к учебе, хорошими знаниями, собранностью, воспитанностью.

В жизни человека встречается немало отрицательных привычек. К ним относятся рассеянность, забывчивость, безалаберность, безразличие, безответственность, несобранность, несосре- доточенность, небрежность, неаккуратность в действиях и др. Человек с такими отрицательными привычками не может достичь каких-либо успехов в жизни, отстает в учебе и попадает в неблагоприятные ситуации. У людей, не обладающих достаточным уровнем знаний, неустойчивостью жизненных позиций и мировоззрения, относящихся безответственно к своей жизни и не умеющих использовать время с толком, формируются отрицательные свойства поведения. У них появляются зависть, ревность, ненависть, что является толчком к созданию плохого мнения об окружающих. Они сплетничают, обманывают, угрожают, нападают на других в целях самозащиты.

Внимание у детей развивается с разной скоростью в разные возрастные периоды. У детей дошкольного возраста формирование непроизвольного внимания происходит в результате обучения, воспитания и организации различных игровых ситуаций взрослыми людьми. Объем и устойчивость внимания формируются на должном уровне. На развитие и совершенствование зрительных, слуховых, вкусовых, кожных, опорно-двигательных рецепторов и речи большое влияние оказывают различные игрушки, игры. Они способствует формированию и развитию внимания. В свою очередь, развитие и формирование непроизвольного внимания очень важны для формирования произвольного внимания.

У школьников внимание развивается в тесной связи с условиями обучения и воспитания. Это связано с деятельностью коллектива школы, особенно учителей. Воспитание ребенка в семье, подготовка к школе, его здоровье имеют особую роль в проявлении внимания, а также в его формировании. Дети переступают порог школы с мечтой войти в мир знания, прекрасного, научиться многому, получить возможность всестороннего развития. Поэтому для осуществления своей мечты каждый ученик должен стремиться и приложить все силы к формированию и развитию внимания. Внимание формируется, если к усвоению предметов, самовоспитанию, всестороннему развитию каждый ученик будет относиться ответственно, критически анализировать свои действия, поступки и давать им самооценку. Если каждый ученик будет это знать и помнить, тогда он достигнет нужных результатов.

1. Что называется вниманием?

2. Какие бывают виды внимания?

3. Какие условия необходимы для развития внимания у детей?

4. В чем важность внимания?

5. Какому предмету вы больше уделяете внимание и в чем причина желания усвоить его лучше?

6. Какую художественную литературу читаете с интересом?

7. Какие игры, вечера, кинофильмы, спектакли вас интересуют?

Источник

Что такое внимание и зачем его нужно развивать

Арсений Якунин

Нобелевские лауреаты, призеры Олимпийских игр, изменившие мир бизнесмены и даже просветленные бодхисатвы ❓ В буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. упоминают внимание и умение концентрироваться как один из главных факторов успеха. В том, что такое внимание и почему так важно его развивать, нам помог разобраться Арсений Якунин.

какое бывает внимание к человеку

Арсений Якунин

Методолог и автор курса «Фокус внимания»

Как работает внимание

Мы живем в субъективном мире, который каждый воспринимает по-своему. Внимание, будучи высшей психической функцией и основой всех сознательных процессов, является строительным материалом этого мира : если внимания не хватает, мозг домысливает изображение до целого, но фактически в таком достраивании уже больше фантазии, чем реального окружения.

Гештальт — психология выделяет две ключевые функции внимания: выделить фигуру на фоне, удержать на ней концентрацию.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой

Фигурой может быть любой объект: кружка на столе, музыка, мысль об отпуске, эмоция. Фоном становится все остальное, что выпало из внимания, размылось, стало неясным: смотрим на кружку — не замечаем тарелки, слушаем музыку — заглушились остальные звуки. Помните видео с баскетболистами и медведем? В нем фигурой стал мяч, а медведь выпал из поля зрения и остался незамеченным.

Какое бывает внимание

По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное внимание

Лень, апатия, низкая энергия, хаос в голове — следствие непроизвольного внимания

Произвольное внимание

Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания : эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения. Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление более сильное, чем при физической работе.

Полный контроль над своим вниманием и волей подразумевает активное сознание — это и есть то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию в сторону собственных целей, мы живем в парадигме «Я хочу» — так начинается рост, развитие, создание чего-то ценного.

Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда в голове порядок, мы тратим гораздо меньше психической энергии, поэтому помыть посуду иногда будет большим отдыхом, чем зависнуть в соцсетях.

какое бывает внимание к человеку

Источник: francescoch / istockphoto.com

Постпроизвольное внимание (Поток)

О подобном опыте мне рассказывали нейрохирург, делающий девятичасовые операции, экстремальный спортсмен и дирижер, по несколько часов не отходящий от пульта. Феноменологию состояния хорошо описал психолог Михай Чиксентмихайи в книге «Поток: психология оптимального переживания», однако он мало говорит о том, как в него зайти. Изучение методологии входа в состояние потока является одним из главных вопросов, ответ на который ищут сейчас в области внимания.

Проблематика внимания

Клиповое мышление и СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также говорит о кризисе управления вниманием. Если коротко, то люди с СДВГ — это всесторонне развитые личности, которые не доделывают дела до конца. Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но тут же теряют интерес, когда интенсивность переживаний спадает.

Внешняя среда

Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир тоже постоянно нас отвлекает. Например, многие эксперты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса актуализации своего навыка. Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть.

Испытания предстают в виде ситуаций неопределенности: так, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь перехватить у нас управление нашим вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все сложнее видеть ясно и действовать эффективно.

какое бывает внимание к человеку

Источник: francescoch / istockphoto.com

Внимание — ограниченный ресурс
Внимание — это валюта

В будущем именно способность к многочасовой концентрации, активная позиция и умение выйти за рамки шаблонного мышления будут определять лидеров и профессионалов в каждой сфере.

какое бывает внимание к человеку

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией. Но есть и обратный процесс, деконцентрация, алертность, когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие. Как можно прокачать внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

Плюсы: дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится. Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя.

Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием.

Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.

какое бывает внимание к человеку

Источник: francescoch / istockphoto.com

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание.

Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет.

Волевые методики

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.

какое бывает внимание к человеку

какое бывает внимание к человеку

Что получает внимательный человек

Можно сказать, что тот, кто владеет вашим вниманием, владеет вами, поэтому я предлагаю взять внимание под личный контроль и начать вкладывать его в то, что важно именно вам.

Источник

Что такое внимание: его виды, свойства и развитие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Внимание — это наша способность на чем-то сосредотачиваться.

Вроде бы, что тут может быть сложного и интересного? Не скажите.

какое бывает внимание к человеку

Внимание бывает разным по видам и разным по свойствам. Оно может быть как в тягость, так и приносить удовольствие.

Сегодня мы как раз и поговорим обо всех аспектах внимания во всех смыслах этого слова.

Внимание — что это такое

Если говорить простым языком, то внимание – это сосредоточенность на ком или чем-либо.

Каждую секунду мы взаимодействуем с миром через процесс восприятия с помощью органов чувств – глаз, ушей, носа, рта и кожи. Наше внимание всегда направлено на какой-либо объект (другого человека, животное, тарелку с борщом или сам борщ, собственные мысли, телефон и др.).

Мы фокусируемся на том, что интересно, необходимо в данный момент, может помочь достижению определенной цели, получить информацию, удовлетворить актуальную потребность и т.п.

Например, если вы находитесь за рулем, то должны внимательно смотреть на дорогу, знаки, других участников движения, пешеходов. Если девушке понравился мужчина, то она будет думать о нем и днем, и ночью. Нужно подготовиться к экзамену – вы учите материал.

Когда приходит чувство голода, то первым делом мы вспоминаем о пище: наше внимание будет приковано к ней до тех пор, пока мы не достигнем ощущения сытости после порции вкусной еды.

Синонимы «внимания»:

Антонимами к «вниманию» служат слова «невнимательность», «невнимание».

Не увидели красный свет светофора и продолжили движение, не заметили навстречу идущего человека и столкнулись с ним, не можете вникнуть в суть читаемого — все это можно назвать отсутствием внимания по отношению к конкретному объекту в каждом из случаев.

На самом деле внимательность никуда не девается, просто смещена на другой объект: вместо того, чтобы следить за светофором, вы любовались красотой деревьев, столкнулись с пешеходом, потому что «зависли» в телефоне, книга никак не читается, так как мысли заняты чем-то более важным, или вас отвлекает стук молотка за стеной.

В психологии внимание – это избирательная направленность сознания, форма психической деятельности.

Психика не может охватить окружающее пространство целиком, поэтому здесь и сейчас мы воспринимаем что-то одно (ну, если только вы не Юлий Цезарь). То, что остается за границами нашего внимания, становится смазанным фоном, теряет отчетливость, яркость.

Например, невозможно одновременно сконцентрироваться на правой и левой руке (попробуйте). В один отрезок времени осознавать можно либо одну, либо другую.

Данное понятие интересно описал К.Ушинский:

« Внимание – есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Каким бывает внимание

Ученые насчитывают 9 видов внимания, отличающиеся друг от друга своими функциями:

какое бывает внимание к человеку

Произвольное, непроизвольное и послепроизвольное – «главные» виды внимания в психологии, так как именно они переплетаются с волевой сферой человека.

Воля (или ее отсутствие), в свою очередь – важный фактор, участвующий в постановке и достижении целей, принятии решений, организации деятельности и др.

Свойства внимания

Свойства внимания представляют собой его особенности:

какое бывает внимание к человеку

Если вы испытываете некие трудности с вниманием (концентрацией, переключением и др.), необходимо заняться его развитием. Последнее заключается в тренировках всех его свойств путем выполнения специальных упражнений (можно найти в сети).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В современном мире очень трудно сконцентрировать свое внимание, столько появилось ненужных раздражителей, белых шумов, то музыку соседи громко слушают, то люди бубнят, я не могу сосредоточиться на своем деле. Да и работа у меня всегда протекает в режиме многозадачности, приходится выполнение задач ранжировать по приоритету, рутину оставить на потом, а безотлагательное выполнять немедленно.

Я вот даже и не думала, каким бывает наше внимание)) оказывается. множество видов. А по поводу свойств внимания могу сказать, что я и переключаюсь без проблем, и с концентрацией проблем никогда небыло. Конечно, есть люди, которым тяжело сконцентрироваться, но я таких не встречала.

Источник

Что такое внимание: психический процесс или ценная валюта на рынке счастья?

Человек просто физически не сможет переработать всю информацию, которая поступает к нему из внешнего мира.

Среди имеющегося многообразия выделяется лишь то, что связано с личными потребностями и интересами. Особенности внимания учитываются и при приеме в учебные заведения, и при просмотре соискателей на свободные вакансии.

Внимание как психологический термин

Конкретизация термина «внимание» вызывает у психологов ряд трудностей. Внимание невозможно изучать изолированно от других психических процессов. В гештальтпсихологии его вообще не рассматривают как самостоятельное явление, а используют для уточнения и более подробного описания общего состояния.

Внимание — это осознанная направленность на какой-либо предмет, явление или действие. Здесь может идти речь о чем угодно: кружке с чаем на рабочем столе, мысли о приближающемся выходном, ссоре с любимым человеком.

Фоном становится все остальное: оно размылось и потеряло ясность. Смотрим на кружку, а рядом стоящую тарелку не замечаем. Думаем о выходном и не можем сосредоточиться на работе.

Внимание выполняет следующие функции:

Виды внимания: основная классификация

Виды внимания взаимосвязаны и не должны рассматриваться искусственно, как независимые друг от друга.

△ Природное внимание

Внимание дано от рождения и представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители или поступающую информацию. Оно обусловлено генетически.

Взгляд малыша останавливается на яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.

Основной механизм природного внимания называют ориентировочным рефлексом.

△ Социально обусловленное внимание

Формируется в течение всей жизни за счет воспитания, обучения, взаимодействия с социумом. Оно связано с волевой регуляцией и избирательным реагированием.

Например, это особое отношение человека к явлениям и предметам, относящимся к его культуре: книги, музыкальные инструменты, национальные блюда.

△ Непосредственное внимание

Такое внимание ничем не контролируется. Значение имеет только интересующий объект. Вызывается необычными явлениями (резким запахом, громким шумом, неожиданными изменениями).

Возникает при контакте со стимулом и удерживается самим объектом.

△ Опосредствованное внимание

Регулируется с помощью специальных средств: указательные знаки, жесты, маркеры, цветные закладки. Длительность и качество зависят не столько от стимула, сколько от воли и усилий человека.

△ Непроизвольное внимание

Наиболее простой вид внимания, возникающий под воздействием интенсивного раздражителя. Волевые действия в этом процессе участия не принимают. Его также называют вынужденным: не зависит от сознания.

Человек с непроизвольным вниманием недалеко уходит от собаки Павлова. Он живет с установкой «мне хочется», где внешнее владеет сознанием. Пример: думаем о выпечке из магазина и не можем сосредоточиться на делах.

△ Произвольное внимание

Внимание является результатом волевых усилий. Благодаря ему, мы не идем смотреть телевизор, а продолжаем заниматься составлением годового отчета своей фирмы.

Полный контроль за вниманием подразумевает активное сознание, рост и развитие.

△ Чувственное внимание

Связано с эмоциями и чувственными впечатлениями. Когда человек слушает музыку или смотрит фильм, он стремится пережить как можно более яркие сенсорные переживания. Вся его энергия мобилизуется именно в этом направлении.

△ Интеллектуальное внимание

Внимание сосредоточено на интенсивности мыслительных процессов. Ключевой объект — интересующая мысль. Внимание сейчас направлено не на действие, а на различные соображения в пользу того или иного из них.

Этот процесс может продолжаться довольно долго: до тех пор, пока субъект не остановится на одном из возможных вариантов дальнейшего развития событий.

Основные характеристики внимания

какое бывает внимание к человеку

У внимания есть определенные параметры и особенности. Во многом они характеризуют человеческие способности.

Характеристика №1. Переключаемость

Внимание может осознанно переключаться с одного объекта на другой. Эта особенность позволяет моментально ориентироваться в меняющихся ситуациях. Скорость переключения зависит от целого ряда условий: у всех она разная.

Если психика не может адаптироваться к разным видам деятельности, усталость накапливается моментально.

Ученые доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.

Характеристика №2. Объем

Объем внимания измеряется количеством объектов, способных быть охваченными вниманием. Для измерения применяют тахистоскоп. Он позволяет проецировать изображения в строго определенное время (в том числе и очень короткие промежутки).

Это характеристика индивидуальная, но средний ее показатель равен 5+2 (7 объектов). Увеличить объем возможно: для этого учатся группировать информацию по содержанию и смыслу.

Характеристика №3. Рассеянность

Человек переключает внимание с одного предмета на другие: невозможно длительное время концентрироваться на одном и том же. Такая способность называется рассеянностью. Она может быть подлинной и мнимой.

При мнимой переключаемость на другое происходит тяжело. Связано это со слишком большой «зацикленностью» на одном событии или объекте. Остальные предметы просто не замечаются. Итог: субъект замыкается и создает себе массу проблем.

Подлинное распределение выражено слабой интенсивностью внимания.

Характеристика №4. Распределение

В сознании может удерживаться несколько объектов сразу. Хоть человек и способен одновременно выполнять только один вид осознанной психической деятельности, субъективно это ощущается как несколько.

Все дело в молниеносном переключении с одного на другое.

В некоторых ситуациях индивид все же выполняет сразу 2 вида деятельности (например, вяжет и смотрит фильм). Здесь одно из действий доведено до автоматизма и не требует от него пристального внимания.

Характеристика №5. Колебания

Колебания чаще происходят у людей с устойчивым вниманием. Это кратковременные усиления или ослабления способностей. Измеряются во временном промежутке от 6 до 12 секунд.

Характеристика №6. Устойчивость

Способность в течение продолжительного отрезка времени удерживать внимание на одном объекте. Устойчивость тесно связана с особенностями нервной системы и зависит от состояния организма в целом.

Характеристика №7. Концентрация

Сосредоточенность на одном объекте при отвлечении от других называется концентрацией. При умении сосредоточиться на определенном виде деятельности можно достичь высокой продуктивности.

Максимальный уровень концентрации проявляется в критические моменты (при возникновении возможной опасности).

Характеристика №8. Отвлекаемость

Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны действовать внешние раздражители.

По статистике отвлекаться субъект начинает через 20 минут производительного труда.

Проблематика внимания

Внимание все время собирается и дробится: его переключение каждую минуту — нормальное свойство нервной системы. В моменты переключения организм выделяет гормоны удовольствия, как бы поощряя нас за такие действия.

О кризисе управления вниманием говорит синдром дефицита и гиперактивности (СДВГ). Люди с такой особенностью не могут доводить дела до их логического завершения. Когда интенсивность переживаний спадает, они забывают о намеченных целях.

Условия современного мира заставляют человека стремиться к многозадачности: в надежде все успеть, мы делим свое внимание на несколько процессов.

Так диплома о высшем образовании становится уже недостаточно: информация настолько быстро обновляется, что приходится учиться постоянно (иначе рискуешь утратить свою квалификацию).

Как развивать внимание?

Основная цель внимания — выцепить конкретные фигуры на общем фоне. Но существует и противоположная ситуация: фигуры отсутствуют, все внимание необходимо сосредоточить на фоне.

Когнитивные тренажеры

Сегодня существуют специальные разработки для развития когнитивных способностей. Компьютерная программа предлагает пользователю выполнять различные упражнения для концентрации внимания и развития логического мышления. Чаще всего они составлены в игровой форме, поэтому привлекают внимание как взрослых, так и детей.

Мозг человека обладает нейропластичностью: он способен изменяться на протяжении всей жизни. Однако важно понимать, что когнитивные тренажеры развивают только тот навык, на который направлены. Гения из человека они не сделают.

Тренажеры дают хорошие результаты в начале: стимулируют спящие зоны коры головного мозга. Однако как только мозг «разгадал загадку», наступает привыкание. Процесс игры продолжается, но никак не переносится в реальную жизнь.

Формальные практики

Формальная практика — это медитация, для которой отводится специальное место и время. В такие моменты человек занят просто «бытием» здесь и сейчас.

Психологи называют медитацию действенным инструментом в работе с вниманием. Однако занятия йогой или цигуном накладывают определенные рамки: не все люди готовы к процессу трансформации.

какое бывает внимание к человеку

Неформальные практики

В неформальных практиках применяются разнообразные метафорические тренинги. Реальные жизненные ситуации преподносятся в игровой форме, что обеспечивает хорошую эмоциональную встряску. Но без системной работы методики не имеют смысла.

Объектом для такой практики может стать любая ваша активность в течение всего дня. Приведем примеры самых простых манипуляций, которые при желании превращаются в объект психологической терапии:

Волевые методики

Психонетика направлена на результат и творчество. Ключевую роль играет регулярность проводимых сеансов. Основная задача психонетики — использование ресурсов сознания. В ее рамках развивается подход по целенаправленному использованию рафинированных форм мышления и других психических функций.

На генетическом уровне человек наследует не только черты характера или болезни, но и определенные модели поведения. То есть чтобы избавиться от клейма неудачника, важно разобраться не с самим конфликтом, а с наследственными причинами такого поведения.

Что получает внимательный человек?

Освоив навык управления вниманием, мы получаем ключ к достижению совершенства в любой сфере.

Особенно ярко это проявляется в следующих областях:

Внимательные люди умеют замечать любые изменения и фиксировать их в своей голове. Творческие натуры способны составить подробное описание человека после мимолетной встречи с ним.

Внимательность идет рука об руку с наблюдательностью. Очевидцы одного происшествия описывают его совершенно по-разному. Профессиональная точка зрения сильно разнится с мнением дилетанта, который не способен выделить целый ряд мелочей.

Теории внимания

какое бывает внимание к человеку

Существующие теории внимания объединяют в несколько групп — в зависимости от того, что конкретные ученые ставят в центр этого понятия.

На основании проведенных исследований внимание рассматривали как:

Теория Вильгельма Вундта

В основе теории лежит метафора зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимается та информация, которая находится в зафиксированной точке. Менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения или на его периферии.

Вундт задумывался о том, как разграничить внимание и сознание. Внимание, по мнению ученого, это психический процесс, происходящий при более ясном восприятии.

Вундт измерил объем сознания: он равен шести сложным элементам. Для этого использовались мелодические ряды, включающий разное количество тактов. При прослушивании испытуемые определяли — одинаковые они или нет.

Психолог предположил, что в фокусе внимания находится только такт, воспринимаемый в данный момент. Все остальные удерживаются ассоциативными связями.

Теория Эдварда Титченера

Э. Титченер разделял мнение Вундта, но дополнил его схематическим изображением метафоры волны. У внимания прерывистый характер: в один момент лишь один факт способен достичь «гребня волны».

Ученый разделил виды внимания по степени их произвольности. Первичное внимание непроизвольно, вторичное — является активным и включает в себя конфликт между волевым усилием и деятельностью первичного внимания, пытающегося завладеть ситуацией.

Теория Уотсона Джеймса

Джеймс интересовался проблемой колебания внимания. Он полагал, что уже через несколько секунд внимание переключается на иные грани конкретного объекта либо вообще переходит на другой. Если индивид успешно справляется с задачей развития объекта своего внимания, можно говорить о гениальности.

В работах ученого часто встречается термин «преперцепция». Под ним понимается мысленное ожидание наступающего явления.

Моторно — эмоциональная теория Теодюля Рибо

Т. Рибо называл внимание «господством одной идеи в сознании», которая сопровождается естественным или искусственным приспособлением индивида. Внимание стремится к единству сознания, а значит, противоречит обыденному течению жизненных процессов.

Француский психолог выделил 3 вида физиологических элементов внимания — сосудистые, дыхательные и мимические. Психологическая составляющая внимания тесно связана с физиологической.

Моторная теория Ланге

Николай Николаевич Ланге — основоположник концепции волевого внимания. Внимание он понимал как реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия.

Для ученого было важно разграничить внимание с другими приспособительными реакциями.

Внимание Ланге классифицировал на рефлексивное, инстинктивное и волевое.

Доминанта сознания А. А. Ухтомского

Доминанта сознания, положенная в основу теории внимания, — это фокус возбуждения в нервной системе, который определяет поведение человека в конкретный период времени. Так оно становится осознанным и направленным.

Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Различные виды деятельности могут как активизировать, так и тормозить нервные возбудители.

Теория внимания Павлова

В коре головного мозга имеется очаг возбуждения, являющийся безусловным ориентировочным рефлексом. Он тормозит соединение областей коры, и за счет этого вся психическая деятельность направляется на один объект.

Иван Петрович Павлов впервые ввел понятие ориентировочного рефлекса. Любое изменение обстановки у человека проявляется рядом избирательных реакций. Это наблюдается в поворотах головы (в сторону нового объекта), изменении дыхания, сосудистых реакциях.

Модель ранней селекции Джима Бродбента

Английский психолог Д. Бродбент первым разработал целостную теорию внимания. Он основывался на тезисе о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью нервной системы, выступающей для нее каналом. Внимание связано со смыслом сообщения.

Модель ранней селекции Энн Трейсман

На ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но никак не обрабатывается. Позже она подвергнется еще одной селекции по смысловым признакам. Прежде чем анализировать сигнал, мозг принимает решение о том, что ему необходимо.

Модель внимания Энн Трейсман

Теория гибкой селекции придерживается тезиса о том, что система обработки информации обладает не одним, а несколькими фильтрами. Если сейчас нечего обрабатывать, фильтры находятся в состоянии покоя.

Задача решается путем последовательной переработки на разных стадиях:

Модель поздней селекции Д. и Э. Дойч

Супруги Дойч усомнились в существовании механизма ранней селекции. Они выдвинули гипотезу о том, что поток информации для переработки ограничивается не на входе, а на выходе — на стадии осознания и принятия решения.

На сознательном уровне перерабатывается минимальный процент получаемой информации. Ее большая часть минует уровень сознания.

Ранняя селекция производит отбор на основе физических признаков, а поздняя — на основе значимости и уместности.

Модель поздней селекции Дональда Нормана

Мнение читы Дойч поддерживал Д. Норман при помощи блока уместности. Он определял уровень ожиданий и совпадений субъекта и таким образом из общего потока выделял то, что будет им воспринято.

Норман дал объяснение проблемы иллюзорного восприятия. Из-за недостаточной сенсорной информации система может выдать неверное решение. Пример: мы долго стоим на остановке и ждем автобус. В какой-то момент мы принимаем за желаемый транспорт подъезжающий грузовик.

Модель внимания Ричарда Шиффрина

Шиффрин рассматривал психику как совокупность автоматических процессов переработки информации.

Психика берет в учет огромное количество стимулов, перерабатывает их автоматически, не успев довести до сознания. Например, человек «на автомате» принимает различные позы или демонстрирует жесты.

Ресурсная модель внимания Даниэля Канемана

Ученый рассматривал внимание как умственное усилие. Любая задача требует от субъекта определенного внимания. Эффективное выполнение гарантировано только с его помощью.

Чем сложнее сложнее задача, тем больше ресурсов внимания затрачивается. Если при выполнении работы ресурс израсходован не полностью, он послужит «дополнительной мощностью системы».

Если ресурса внимания сейчас не хватает, объект с заданием не справляется.

Модель внимания Ульриха Найссера

Найссер указывал на значение активности в акте внимания. Акт внимания — это результат выбора. Мы выбираем, что хотим увидеть, съесть или сделать. Акт внимания определяется познавательными схемами. Они позволяют понять степень готовности к восприятию определенной информации.

Вся информация перераспределяется в рамках перцептивного цикла. На первом этапе запускается процесс восприятия и определяется конкретный фрагмент реальности. Найссер внимание связывает с цикличной организацией деятельности.

В научном эксперименте задействовали два фильма. По сюжету они были одинаковыми: игроки двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч.

В этой же ленте неожиданно появлялась девушка с раскрытым зонтом. Зрители без опыта распределения внимания никак не могли на нее отреагировать: они были поглащены процессом игры.

Теория Л. С. Выготского

Лев Семенович Выготский вплотную занялся проблемой перехода непроизвольного внимания к произвольному. Развитие внимания он связывал со способностью совладеть с собственным поведением.

Внимание ученый рассматривал в двух плоскостях — как природное и продукт культурного развития.

Чтобы решить задачу, необходимо обратить внимание на существенный признак, а затем установить связь между ним и ключевым объектом.

Теория П. Я. Гальперина

Петр Яковлевич Гальперин считал внимание внутренним контролем за поведением и рассматривал его как действие, доведенное до автоматизма. Любое действие состоит из собственно психической и исполнительной частей. Последняя и является вниманием.

Контроль в процессе внимания осуществляется при помощи критерия меры или образца. Это дает возможность для сравнения: что хотели получить и что получили в итоге.

Концепция установки Дмитрия Николаевича Узнадзе

Концепция установки — попытка объяснить активность живого организма и его взаимоотношения с окружающей средой.

Чтобы установка сработала, требуется одновременное выполнение сразу двух условий — потребность и объективная ситуация.

Установка лежит в основе поведения и предшествует нашим действиям. Она развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.

Модель внимания в когнитивной психологии

Дональд Бродбент сравнивает функционирование внимания с работой фильтра, отбирающего информацию. Так наша психика защищается от перегрузки.

Блок переработки одновременно пропускает не более шести единиц информации. Этап обработки можно разделить на две стадии:

Две стадии разделены фильтром, работающим по принципу «всё или ничего». Если сейчас идет обработка определенной информации, в это время другая уже не пропускается.

На внимание влияет ряд факторов, каждый из которых может сказаться на результате деятельности как в положительную, так и в отрицательную сторону. Внимательному человеку проще продвигаться по карьерной лестнице и налаживать контакты с другими людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *