какое бывает современное искусство

Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем

Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?

Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.

Что называют современным искусством в России и на Западе

В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.

Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.

У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.

Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.

Во всем виноваты импрессионисты

Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.

Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.

Модернизм

Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.

Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.

В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.

Сотворить заново!

Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:

Постмодернизм и contemporary art

В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.

В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.

Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.

Как понять современное искусство простому человеку?

Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.

Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.

Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.

Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.

Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.

Как разобраться в современном искусстве?

Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.

Зачем нам эти знания?

Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.

Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.

Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.

какое бывает современное искусство

А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.

Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.

Виды современного искусства

А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.

Граффити и обратное граффити

Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.

Рисование на грязных машинах

То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.

какое бывает современное искусство

Картины, написанные собственным телом

Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.

Жидкости тела (органические)

Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.

какое бывает современное искусство

Мани-арт

Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.

какое бывает современное искусство

Резьба по книгам

Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.

Боди-арт иллюзии

Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.

какое бывает современное искусство

Тени в искусстве

Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.

какое бывает современное искусство

Анаморфоз

Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.

Акционизм

Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.

Хеппенинг

Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.

какое бывает современное искусство

Перфоманс

Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.

какое бывает современное искусство

Фотореализм

Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.

Реди-мейд

Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.

Инсталляция

Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.

какое бывает современное искусство

Статья о современном искусстве на Википедии.

Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.

Ваш комментарий Отменить ответ

какое бывает современное искусство

какое бывает современное искусство

«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы

какое бывает современное искусство

Мятущийся гений Фёдор Гладков

какое бывает современное искусство

Всеволод Гаршин. Грустный гений

какое бывает современное искусство

Мой мистический Петербург. Взгляд на город через призму Вечности

какое бывает современное искусство

Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти

какое бывает современное искусство

Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти

Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.

какое бывает современное искусство

Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное

Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.

какое бывает современное искусство

Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь

Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.

какое бывает современное искусство

«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы

Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.

какое бывает современное искусство

Мятущийся гений Фёдор Гладков

В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.

какое бывает современное искусство

Всеволод Гаршин. Грустный гений

Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.

какое бывает современное искусство

Ладислав Клима. В бездне свободы

Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.

Источник

Виды современного искусства

какое бывает современное искусство

Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.

А таковое приняло следующие формы:

1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век).
На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах.

какое бывает современное искусство

Работа Иштвана Ороса

2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем.

какое бывает современное искусство

3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.
Сегодня Уэйда приглашают рекламировать свою продукцию большие корпорации и художественные выставки.

какое бывает современное искусство

Работа Скотта Уэйда

4. Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал – это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности.
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.

какое бывает современное искусство

Херманн Нич и его работы

5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом.
Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.
Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. – рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) – рисует ягодицами.

какое бывает современное искусство

6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.

какое бывает современное искусство

Одна из работ Алексы Мид

7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.

какое бывает современное искусство

Работа художника Теодосио Ауреа

8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.

какое бывает современное искусство

Работа художника Moose

9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.

какое бывает современное искусство

10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях – на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.

В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.

какое бывает современное искусство

Леонардо да Винчи, Анаморфоз, Фотореализм, Одри Флэк, Скотт Уэйд, Винициус Кесада, Херманн Нич, абстрактные портреты, грудь, Трехмерное изображение, Синтия Грейг, Искусство и тени, Обратное граффити, боди-арт.

Источник

Бюджет, связи, насмотренность: зачем (и как) покупать современное искусство

какое бывает современное искусство

Рынок российского искусства переживает невиданный ранее бум: это находит выражение даже не столько в цифрах продаж — а у ярмарок они упорно растут год от года, — сколько в количестве маленьких игроков и новых, пусть и не уходящих за такие рекордные суммы, как это было в 2000-х, художников. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде появилось много частных галерей и ярмарок для разных покупателей, а собирать искусство стали совершенно далекие от этого искусства люди. Другими словами, коллекционирование превратилось в новый черный, и вместе с авторами курса для молодых коллекционеров «Собери их всех» Мариной Анциперовой и Анастасией Аникеевой мы отвечаем на вопросы, которыми сейчас задаются все вокруг. Куда идти, как разбираться, как понять, каких художников выбирать. В том числе с точки зрения финансовых вложений. Если в 2000 и 2010 годы искусство создавало иллюзию недостижимой элитарности, то теперь коллекционирование точно перестало быть уделом избранных. Собирают или стремятся собирать искусство люди самых разных взглядов и профессий: и молодые юристы, и инженеры, и журналисты. Если вы тоже раздумываете, не приобрести ли предмет искусства в свою коллекцию, полезно будет ответить себе для начала на несколько вопросов.

1. Определитесь с задачами коллекционирования

Зачем вам современное искусство? Тут можно пошутить про «ген коллекционирования». К примеру, Вероника Коренблюм, стилист и фэшн-блогер, наряду с искусством собирает Old Celine, специалист по арт-пиару Ксения Коробейникова — редкие модели Prada, юристы Емельяновы — все, что связано с их семейным древом. Вокруг каждого своего увлечения можно выстроить целую коллекцию, от чайных ложек до рыбьих пузырей (обладатель последней — великий отечественный художник и архитектор Александр Бродский).

Правильного и одного ответа на вопрос, зачем вам современное искусство, быть не может. Кто-то хочет сделать интерьер живее. Кто-то собирает предметы, напоминающие об определенном времени или эпохе. Кто-то дружит с художниками и вдохновляется их идеями — а любой предмет искусства, на самом деле, представляет собой концентрированный сгусток мыслей и чувств другого человека, оттого обязательно заставит вас вступить с ним в диалог — и будет наталкивать на, возможно, неожиданные размышления. Для многих коллекционеров не менее важен сам процесс общения с новыми людьми, галеристами, дилерами, скульпторами, предшествующий покупке. Коллекционирование обязательно изменит ваш досуг и круг общения: вы уже волей-неволей будете обходить все главные выставки города и общаться на них с другими коллекционерами.

А вот вопрос инвестиций кажется для начинающего коллекционера сложным. В будущее возьмут не всех, и даже громкие имена на рынке дорожают и дешевеют непредсказуемо. Отдельный вопрос — это ликвидность: как парадоксально ни прозвучит, из двух больших классиков московского концептуализма более известный, Илья Кабаков, продается не настолько быстро, как Виктор Пивоваров, потому что последний не так любит расставаться со своими работами. Знать эти нюансы могут даже не все эксперты арт-рынка, поэтому, если вы ставите себе задачей покупать искусство с целью инвестирования, лучше делать это не самостоятельно, а привлекая специалиста.

какое бывает современное искусство

2. Определитесь с бюджетом

Недавних выпускников институтов можно купить и до 5 тыс. руб. за холст или рисунок, особенно если они работают не в Москве, но угадать с тем из них, кто не оставит занятий искусством, станет работать над своим именем и через несколько десятков лет окажется на выставке в Пушкинском музее, пока непросто. Мыслить в категориях ликвидности (как быстро с прибылью вы сможете продать те или иные работы) без серьезного опыта жизни на арт-рынке будет сложно. Скорее новичкам проще существовать в категориях доступности: рынок российского молодого искусства бурлит, и цены на художников могут за год вырастать в два-три раза, так что, возможно, не каждого из тех, кого вы можете купить сегодня, вы сможете позволить себе год спустя.

Главное правило такое: живопись — самый дорогой и потенциально самый ликвидный арт-актив. Живопись легче всего потом перепродать, она растет в цене сильнее всего, удачно смотрится в интерьере, и, если не подвергать ее агрессивной уборке или интенсивному солнечному свету, работа будет в безопасности. Живопись окажется и самой дорогой покупкой среди работ молодых художников: с начинающими авторами более-менее работает правило погонного метра живописного холста за сто тысяч рублей. Рисунки и наброски обойдутся в пять-десять раз дешевле. Если дома нет животных и маленьких детей, можно обратить внимание на хрупкие форматы вроде бурно развивающихся сейчас керамики, вышивки и смешанной техники, которую так любят молодые художники. Цены на скульптуры Нади Лихогруд, напоминающие о постсоветском детстве, например, начинаются от 25 тыс. руб.

Живопись авторитетных художников с историей музейных (и особенно зарубежных) проектов уже пересчитывается в тысячах евро и будет начинаться минимум от десяти. Однако в этом случае трудно говорить об объективных ценах: большие художники и большие галереи не любят афишировать, за сколько уходят те или иные работы (а когда журналист запрашивает цены, запросто могут сообщить, что «художнику неприятна мысль появляться в статье про деньги»), а стоимость произведения, как правило, может сиюминутно повышаться и понижаться в зависимости от пожеланий художника и личности коллекционера, желающего приобрести работу.

какое бывает современное искусство

3. Будет здорово, если вы сразу поймете, о чем будет ваша коллекция (но редко кто умеет понять это с самого начала)

Покупка одежды окажется не самой точной, но понятной аналогией: пока вы не до конца осознаете, как именно вам хочется выглядеть и какой фасон идет, есть риск совершать большое количество необдуманных покупок. Слишком переживать по этому поводу не стоит, но лучше, конечно, заранее задуматься, что вы ищете. Коллекции принято делить на горизонтальные (например, срез искусства своего времени) и вертикальные (серьезное изучение уже определенного явления, школы или направления в искусстве). Бывают тематические коллекции или ограниченные тем или иным форматом искусства (кто-то собирает рисунки, керамику, медиа-арт и даже NFT). Оцените свои возможности по хранению: если в доме есть ребенок, а на свободные стены падает яркое дневное солнце, стоит учесть нюанс хранения хрупких объектов в первом случае и подверженность разрушению от ярких солнечных лучей во втором.

4. Выбирая художника, изучите его биографию

Главный вопрос при покупке той или иной работы — готовы ли вы жить с ней рядом продолжительное время? Захочется ли вам смотреть на нее, например, каждый вечер в течение нескольких лет? Если да, покупайте и ни о чем не думайте. Но все равно почитайте немного про художника, чтобы лучше понимать, что за объект вы собираетесь выбрать: какие у него были выставки, что за темы его волнуют больше всего, какие галереи его показывают. Так вам будет проще оценить, стоит ли остановиться именно на этой работе и какое будущее ждет именно этого художника.

какое бывает современное искусство

5. Занимайтесь нетворкингом

У дружбы с другими коллекционерами есть практический смысл: если вы знаете, в какую коллекцию попадают работы интересного вам художника, то можете прогнозировать и рост цен на него. Коллекционеры — приятный и потенциально полезный круг общения: некоторые начинают покупать искусство ради контактов с людьми, с которыми в иной ситуации познакомиться было бы сложно — известны случаи, когда бизнесмены записывались в патроны музеев, чтобы встретиться в неформальной обстановке с известными инвесторами. Старайтесь дружить с кураторами и галеристами: именно в разговорах с ними вы можете, допустим, узнать, какой художник отправится на значимую выставку (а значит, имеет шансы скоро подорожать). Но не забывайте гнуть свою линию и сверяться с внутренним чувством и стратегией: коллекция в конце концов будет жить вместе с вами, и главное, чтобы она отвечала вашим интересам.

6. Не забывайте про интернет

Если раньше в галереях посетителей встречали холод и оценивающие взгляды, то теперь обстановка стала куда теплей: виной потеплению — в большой степени инстаграм и соцсети. С художником можно коротко сойтись, списавшись в личных сообщениях, и просто купить понравившуюся доступную работу, и также обратиться в молодую галерею. Старайтесь следить за благотворительными аукционами, где предметы искусства часто оказываются куда дешевле рыночной цены, и разнообразными сообществами вроде «Шара и креста» — фейсбук-группы, возникшей для поддержки художников весной 2020 года, когда весь мир заперся в изоляции.

какое бывает современное искусство

Именно благодаря этому сообществу искусство, пожалуй, сделало самый широкий шаг к новому покупателю. Александр Петрелли (галерея «Пальто») рассказывает, что он чуть не упал в обморок, увидев, что Айдан Салахова выкладывает в «ШиК» по 5 тыс. руб. ту графику, которую он два месяца назад продавал по 50 тыс. руб. Это не было демпингом в прямом смысле слова, но два месяца активной работы группы оказали очень мощное воздействие на весь рынок.

Еще до пандемии появились онлайн-проекты «Объединение» с небольшим медиа, выполняющим образовательную функцию, и Sample Art, проводящий аукционы. Это платформы с хорошим и вдумчивым кураторским отбором художников и их произведений, удобной версткой сайта, снимками из интерьеров с искусством, но главное — с открытыми ценами на то, что делают молодые и перспективные художники и скульпторы.

Существуют и менее специфические в своем контенте маркетплейсы вроде Bizar и ветеран OilyOil, ориентирующиеся на западную модель Artsy, где собирают свои работы не только художники с музейно-галерейной направленностью, но и ремесленники в широком смысле слова. Здесь не стоит кликать на покупку той или иной вещи с закрытыми глазами, ведь некоторые имена вы видите в первый и, возможно, в последний раз. С другой стороны, на «Бизаре» есть очень хорошая графика покойного Никиты Алексеева, одного из видных деятелей московского концептуализма, а также выкладывают свои работы многие именитые московские галереи. К примеру, pop/off/art gallery и jart. А к OilyOil можно отнестись и того проще — ну, любит ваша знакомая мотыльков, так просто купите ей холст с «Фланелевым мотыльком» авторства группы Houdini за 12 тыс. руб.

7. Смотрите, смотрите и смотрите

Рекомендуем вам на какое-то время прописаться на вернисажах, открытиях в музеях, крупных и небольших ярмарках и биеннале.

Жизнь в искусстве кипит, скучно не будет, но главный профит от того, что вы будете везде отмечаться, — в неизбежной насмотренности. Чем больше искусства вам удасться «впитать» глазами, тем быстрее вы определитесь, что вам нравится и с чем хочется жить в одном пространстве. Со временем станет очевидно, вокруг чего создан искусственный хайп, а какие имена год за годом все основательнее вписываются в историю искусств. Вот несколько примеров того, куда и зачем можно отправиться:

Музейный квартал: «Гараж» и соседняя Третьяковская галерея создают мощную точку притяжения в районе Парка Культуры. С 4 декабря к ним присоединится дом культуры ГЭС-2 — постоянная площадка Фонда V–A–C с уникальной коллекцией передового западного и российского современного искусства.

Постоянно сменяются экспозиции в ММОМА на Гоголевском, в Ермолаевском переулке и на Петровке, 25. На последней из названных площадок совсем недавно открылась выставка номинантов одной из самых авторитетных премий в российском искусстве — Премии Кандинского.

Галерея Szena в Замоскворечном бутик-отеле «Рихтер» представляет молодых художников, включая ультрамодного Ахмата Биканова, чья графика скакнула с 30 до 100 тысяч рублей после первой выставки. Сам «Рихтер» любит показывать молодых и перспективных художников (выставка Евгения Гранильщикова, которая прошла здесь, как раз номинирована на Премию Кандинского) — здесь недавно показывали миниатюрные скульптуры Татьяны Бродач и огромные работы Маши Ревы, которые до того в Россию не привозили ни на одну из выставок.

какое бывает современное искусство

Гостиный двор недавно и неожиданно тоже оформился как перспективный арт-кластер. Здесь есть временное пространство проекта Lazy Mike Миши Овчаренко, рядом работает проект Lobby — открытый офис консьерж-агентства, предоставляющего услуги art-advising, а также книжный, галерея и кафе. В Lobby можно и выпить игристого среди предметов искусства, и присмотреть работы современных художников или предметы дизайна, включая такие удивительные экземпляры, как огромную монографию с работами Хокни за 500 тыс. руб., в придачу к которой идет специальный столик для просмотра. В галерее Fabula по соседству проходят выставки на границе искусства и дизайна: сейчас там можно увидеть примечательные пушистые зеркала Кати Любавской. В Гостином же дворе расположился проект Shaltai Editions, специализирующийся на тиражных работах известных художников. А скоро еще появится и коворкинг «Ключ» по проекту архитектора Александра Цимайло.

Из других мест силы: в Cube стоит отметить поп-ап-проект Shilo, где сейчас проходит выставка Яна Гинзбурга и Тима Парщикова. В Artwin Gallery можно попасть по предварительной договоренности, но она стоит того: их роскошный лофт в Камергерском переулке наполнен работами одного из самых известных и популярных сейчас за рубежом русских художников — Евгения Антуфьева, запоминающейся Мики Плутицкой, набирающих обороты нижегородцев Артема Филатова и Владимира Чернышова. Безусловной важной точкой на арт-карте Москвы была и остается галерея «Триумф», которая, кроме стабильных 2 вернисажей в месяц на собственной площадке на Ильинке, регулярно открывает выставки то в Третьяковской галерее, то в Музее Москвы. Также обязательным к посещению остается пространство Винзавода и старожилов отечественного совриска — галерей Ovcharenko, Pop/Off/Art и XL.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *