какое бывает поведение у детей дошкольного возраста
Характеристика детей с различными видами поведения
Ольга Князева
Характеристика детей с различными видами поведения
Характеристика детей с разными видами поведенияВ настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Демонстративные дети. Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе. Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Психологи отмечают, что существуют две формы агрессии.
Наверняка среди окружающих вас детей есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей во время игр и занятий, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Иногда такой ребенок без какой-либо видимой причины начинает пинать играющего рядом с ним в песочнице сверстника, замахивается и ударяет первым попавшимся под руку предметом, сыплет песок на голову и в глаза кому-либо из детей. Разговаривая со взрослым, он намеренно употребляет грубые выражения, даже если знает, что за это его накажут. Если же взрослый отказывается купить ему шоколадку или игрушку, такой ребенок может затопать на него ногами, накинуться с кулаками и с яростью колотить маму, папу или бабушку, выкрикивая при этом все обидные и злые слова, известные ему. Когда кто-то из детей не уступает ему место на качелях, агрессивный ребенок может столкнуть, ударить со всей силы, закричать, ущипнуть или укусить противника. Одним словом, он становится «грозой» детского коллектива, источником огорчений. Огорчаются дети, которых он обидел, огорчается и сам маленький агрессор, которого отругали или нашлепали, огорчаются и родители, причем как обиженного ребенка, так и обидчика. Ершистого, драчливого, необузданного, грубого малыша, который стал причиной конфликта, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. В палитре их чувств в основном преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, причем чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение, особенно в раннем возрасте.
Причины появления агрессивности.
Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Но, как показывает практика, в дошкольном детстве одной из причин возникновения агрессивности является нарушение детско-родительских отношений. Теплые отношения между родителями и ребенком, адекватные требования к нему, после-довательность в воспитании, согласованность требований к малышу со стороны всех членов семьи вряд ли спровоцируют агрессивное поведение.
Стиль воспитания в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, там, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются. Если же в семье царит атмосфера враждебности, непримиримости, если мама и папа, мама и свекровь, бабушка и дедушка конфликтуют друг с другом, если упреки, глухое недовольство, открытые вспышки гнева являются обычными в семье, ребенок скорее всего будет перенимать именно такой стиль взаимодействия с окружающими. Он просто не будет иметь другого образца для своего поведения.
На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Оказывается, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.
Застенчивые дети.
Как проявляется застенчивость?
Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.
Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста.
Характеристика зрительного восприятия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью Сенсорное развитие у детей с выраженным нарушением интеллекта характеризуется недифференцированностью, узостью, значительно отстает по срокам.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с видами транспорта «Паровоз» Тема: «ПАРОВОЗ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.
Конспект тематического занятия по ознакомлению детей с видами одежды во второй младшей группе «Платье для Золушки» Цель: Познакомить детей с различными видами одежды. Задачи: 1. Развивать связную речь, коммуникативность, память, моторику рук. 2. Воспитывать.
Консультация для родителей «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Консультация для родителей Тема «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Ранний детский возраст,.
Занятие по ознакомлению детей I младшей группы с видами домашних птиц «Вышла курочка гулять» Программное содержание: Обучающие задачи: Расширять представление детей о домашних птицах (курице, петухе, цыплятах, продолжать.
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Волшебные капельки» Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Волшебные капельки» Цель: развивать познавательную активность детей,.
Психолого-педагогическая характеристика на детей логопедической группы Предлагаю пример написания психолого-педагогических характеристик на детей логопедических групп на ПМПК. Характеристика на Борисову Светлану.
Возрастная характеристика музыкальных особенностей детей шестого-седьмого года жизни ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Шестой и седьмой год жизни. На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно.
Консультация для воспитателей «Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
педагог-психолог: Недлина Е. Н.
Начиная со старшего дошкольного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения.
1. Ребенок понимает, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе.
2. Дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая наказаний, проявляя инициативу и творчество.
3. Дети умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, не смотря на трудности, а также в ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых и ли сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение,значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. «Слепое» послушание лишено важных характеристик произвольного поведения- осмысленности, инициативности. Дети с таким «удобным», т. е. с конформным поведением нуждаются в коррекционной работе.
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение дошкольников характеризуется как отклоняюшееся, неконструктивное.
Две группы неконструктивного поведения дошкольников:
1. Нарушения поведенияребенка определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность (обнаруживается при импульсивном) поведении. Оно характеризуется эмоциональной неустойчивостью, легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот.
2. Нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий стиль общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Поведение таких детей отличается не решительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений поведения в этой группе довольно легко осуществляется в тех случаях, когда воспитатели и родители обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Важно быстро реагировать на конфликты и недоразумения. Это объясняется тем, что раз, возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину, а от безделья и скуки, в недостаточно насышенной различными видами деятельности (игровой, трудовой, спортивной и т. д.) воспитательной среде.
Нарушение поведения также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.
Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста
Поведение, обусловленное нейродинамическими особенностями ребенка
Импульсивное поведение детей.
Ребенок быстро и непосредственно реагирует и также быстро раскаивается в своих действиях. Ребенком движет желание удовлетворить свои потребности. Конкретная цель при этом не ставится, сознание не концентрируется на достигнутом результате.
Ребенок отличается невероятной двигательной активностью, повышенной отвлекаемостью, невнимательностью. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами;
Сидя на стуле корчится, извивается; с трудом дожидается своей очереди во время игры, занятии, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не может играть тихо и спокойно; часто вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Ребенок отличается недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы). У таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто находятся вне ситуации.
Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.
Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети плохо адаптируютяся к школе.
Причины:
Особенности поведения этих детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего звена в становлении произвольного поведения.
Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников является игра. В частности, игры с правилами и длительные игры со сверстниками. В играх этим детям потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других.
Поведение, связанное с обучением и развитием, стилем взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенностями семейного воспитания.
Конформное поведение.
Среди старших дошкольников достаточно много «тихонь», которые готовы со всем соглашаться. Такое поведение детей чаще устраивает взрослых, чем пугает и настораживает. Дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения.
Если конформное поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития.
Дети с комформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.
Причины:
Личностные особенности не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.
Необходимо создать условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого нужно выбрать для ребенка увлекательное занятие. Самым эффективным средством освобождения ребенка от комформного поведения являются игры – драматизации.
Демонстративное поведение.
Детское кривляние. Ребенок кривляется только в присутствии взрослого, и только тогда, когда на него обращают внимание. Кривляется, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведения.
Ребенок как бы говорит: «Я делаю то, что вам не нравиться. Я –плохой».
Причины:
Это единственный способ привлечь к себе внимание.
Это происходит тогда, когда родители практически не общаются с ребенком, или общаются в ситуации, когда ребенок плохо себя ведет. Демонстративное поведение распространено в семьях, группах с авторитарным стилем воспитания.
Каприз – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные выходки с целью самоутвердится. Капризы сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности.
Эффективным способом для коррекции поведения является игра. Взрослый в игре может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко проявил демонстративность. Такие заострения негативных черт одновременно и способ самовыражение ребенка, и, что важно,- один из способов самосознания.
Протестное поведение.
3 формы протестного поведения: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте от 2до 3 лет такое поведение свидетельствует о нормальном формировании личности.
Негативизм-такое поведение ребенка, когда он не хочет делать только потому, что его попросили. Типичные проявления-слезы, грубость, дерзость, отчужденность, обидчивость.
Причина: у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых. Негативизм чаще результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого взрослым. Не надо смешивать негативизм с проявлением настойчивости (стремление ребенка к цели).
Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем –либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Причины:
1. Следствие неразрешимого конфликта взрослых.
2. Часто упрямство определяется как «дух противоречия», следствие длительно действующих эмоциональных конфликтов, стрессов, которые не могут быть разрешены ребенком самостоятельно.
Строптивость – направлена против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Такие дети чаще инициируют конфликты. Склонны решать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Помочь ребенку осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречия, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку. В этом помогут коллективные игры, которые учат идти на компромисс, договариваться.
Агрессивное поведение.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки; замещение неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов.
Дети склонные к вербальной агрессии – оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются.
Причины:
1. Агрессивное поведение возникает из-за разнообразных учебных трудностей.
3. Дисгармонические отношения родителей, агрессивное поведение по отношению к другим людям.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, т. к. порой он даже не догадывается о том, какими добрыми могут быть человеческие отношения.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
1. Игры с правилами
В них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, т. е. не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
Наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
3. Игры – драматизации.
Особенно эффективны для конформных детей. Ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, трусость, а приобретает самостоятельность, уверенность, инициативность.
4. Коллективные дидактические игры.
Эффективны для детей с протестным поведением. Отличием коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. В ней приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Преимущественно применяется в коррекции демонстративного поведения. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения, обладает мощным социализирующим эффектом. На первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
Направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя берет функцию режиссера.
Универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.