какое бывает освещение у натюрморта

Базис по съемке натюрмортов

Фотонатюрморт популярен и востребован был всегда. И в наши дни популярность этого жанра не исчезла. Более того, он стал еще более актуален, чем когда-либо.

Популярен натюрморт и у непрофессиональных фотографов, любителей творческой фотографии. Дело в том, что в работе над натюрмортом фотографу нет необходимости куда-то ехать, спешить, бояться не упустить подходящий момент, как в репортаже, или дожидаться определенного состояния погоды, как при работе над пейзажем. Натюрморт – это статика. Выстроенная композиция из различных предметов может стоять сколь угодно долго, до тех пор, пока фотограф не завершит работу и не разберет ее.

В этой статье мы хотим дать вам несколько советов по поводу того, как работать над натюрмортом, расскажем о правилах его создания. Хочется надеяться, что этот старинный классический жанр фотографии заинтересует вас, и вы хотя бы раз попробуете создать натюрморт.

Начинаем работу

Многие думают, что для создания натюрморта нужны хорошая студия и дорогое и сложное фотографическое оборудование. Это не так. Для того, чтобы начать работать в жанре натюрморта, особо сложных условий не нужно. Да и фотокамера подойдет самая обычная. Рядовая зеркалка даже среднего ценового уровня (мастера, конечно, работают дорогой и более солидной аппаратурой. А раньше натюрморты для достижения филигранного качества отпечатков вообще снимали павильонными камерами на плоскую пленку). Прекрасные натюрморты вполне реально создавать и в домашних условиях, в обыкновенной квартире. Пространство вашего дома, его интерьеры и фактуры могут служить прекрасным источником вдохновения и отличными объектами для ваших работ. В качестве источника света очень хорошо может работать окно. Фон для натюрморта вы тоже можете создать такой, какой хотите, из подручных материалов. Тут не нужны огромные «простыни», как при съемке портретов, например. Короче, для того, чтобы создать хороший натюрморт, вам придется решать в некотором раде менее масштабные проблемы, нежели при работе с капризной, порой, моделью. Работа с натюрмортом любит тишину и не терпит суеты. Фотограф остается один на один с предметами, которые он снимает. Он может их двигать, переставлять с места на место, выбирать варианты освещения… В отличии от людей, предметы в этом плане более терпеливы.

Выбираем объект съемки

Внимательнее присматривайтесь к вещам, которые вас окружают. Пробуйте подступиться к ним с разных сторон. Посмотрите на них утром, вечером, днем. В ясную или пасмурную погоду. При искусственном и естественном освещении. Тут играет роль даже ваше состояние, ваше настроение. Например, вечером, когда вы уже достаточно устали от дел, один и тот же предмет может вам показаться совсем другим, нежели он был утром. Пытайтесь в обычных бытовых вещах найти их образы, пытайтесь раскрыть их характер, их душу.

При съемке различных предметов особое внимание уделяйте материалу, из которого они изготовлены. Для начинающих фотографов мы порекомендуем на первом этапе избегать бликующих поверхностей, предметов, отражающих свет. Например, предметов сделанных из стекла или металла. Такие предметы могут искажать свет в кадре.

Подбираем нужное освещение

Для того, чтобы сфотографировать натюрморт, нет особой нужды обзаводиться дорогостоящими студийными осветительными приборами. Без них вполне возможно обойтись. Для работы в этом классическом жанре, как мы уже говорили сегодня, вполне подойдут те приборы, которые есть практически в любом доме.

Мы так же уже говорили и о том, что при работе над натюрмортом у фотографа есть огромное преимущество: полнейший контроль над всем происходящим, в том числе и над освещением. Если вам необходимо полностью избавиться от естественного света – закройте шторы или жалюзи. Если это не дает нужного эффекта, а другой комнаты, без окон, в вашем распоряжении нет, съемку можно совершенно спокойно перенести на темное время суток. Но не забывайте и о том, что прекрасные натюрморты можно создавать и при естественном освещении, в том числе и за пределами квартиры, на открытом воздухе.

Если вы знаете, как правильно работать с теми или иными видами ламп, то использовать их свет можно очень и очень продуктивно. Пробуйте направить их свет на предметы с разных сторон. Самый простой, но, в то же время, и самый проигрышный вариант – это прямое, или, как говорят специалисты, «лобовое» освещение. Снимки при таком освещении получаются плоскими, скучными и совершенно неинтересными.

Если условия позволяют вам в качестве основного источника света использовать окно – не бойтесь снимать при таком замечательном освещении.

В некоторых случаях можно воспользоваться и отражателем. Если отражателя у вас нет (хотя они достаточно недороги, и мы советуем приобрести их), то их можно неплохо заменить листами фольги, картона или бумаги. В качестве отражателя можно использовать даже обыкновенную газету, как бы это не показалось странным на первый взгляд. А еще – светлую майку кого-нибудь из домочадцев. Этот живой отражатель, кстати, очень удобен, так как мобилен и не требует установки его на какое-либо крепление. Просто попросите человека в белой майке походить около вашей композиции из предметов, и понаблюдайте при этом за изменением освещения в кадре. В крайнем случае, в качестве отражателя можно использовать светлый участок стены. Правда, при этом весь натюрморт нужно будет выстраивать, ориентируясь на эту стену, так сказать, каким-то образом «привязывать» к ней.

В середине 20 века знаменитый чешский фотограф, создатель популярнейшего в те годы журнала «Чешское фото» Вацлав Йиру создавал великолепные натюрморты при лунном свете.

Штатив и ракурс

Многие начинающие фотографы наверное, думают, что штатив сковывает движение, не позволяют работать мобильно. Но особая мобильность при съемке натюрмортов и не нужна. Штатив ничуть не ограничит вас в этом плане. Вы можете спокойно, без спешки и суеты, переставлять его с места на место, он ведь не такой уж и тяжелый. Не бетонная плита. Фотокамеру, установленную на штативе, можно регулировать и по высоте, и по углу съемки. Так что штатива бояться совершенно нечего.

Да и без штатива, откровенно говоря, при съемке натюрморта вполне возможно обойтись.

Выбираем фон

Фон в натюрморте очень важен. Правильно подобранный фон – это уже, можно сказать, половина успеха. Фон в натюрморте должен быть не просто красивым. Главное, он не должен отвлекать внимание зрителя от предметов, которые тот видит в кадре, не должен притягивать это внимание, не должен бросаться в глаза в первую очередь. В качестве фона можно использовать однотонную стену, лист бумаги или картона, ткань. На фоне может быть и не бросающийся в глаза рисунок. Фон должен быть мягким, пастельных тонов. Он также может быть и темным, и даже вообще глубоко черным. Совсем не обязательно ему быть белым. Хорошо проявляет себя в натюрмортах и фактурный фон – например, бревенчатая стена дома или просто шершавя неструганная доска. Но в этом случае и сами предметы должны гармонировать с таким фоном.

Задумайтесь и о том, как фон в вашем натюрморте будет контрастировать с предметами. Если вы решили, что фон у вашего натюрморта будет простым, то хорошенько подумайте о его цвете. Оттенок фона следует подбирать так, чтобы он был гармоничным по отношению к предметам, которые составляют ваш натюрморт, чтобы он тонально, композиционно и смыслово дополнял его.

Если вы фотографируете небольшие по размеру предметы, то и фон большой площади вам не потребуется. Вы спокойно можете обойтись листом ватмана или отрезом ткани такого же размера. Кстати, в качестве фона для натюрмортов хорошо смотрится черный бархат. Эта ткань прекрасно поглощает свет и создает очень красивые тона в своих складках.

Работаем над композицией натюрморта

Выстраивая натюрморт, создавая его композицию, нужно учиться мыслить нестандартно, не идти проторенными путями. Подумайте, прежде всего, о том, на какой предмет, на какую точку в кадре взгляд зрителя будет падать в первую очередь. Обратите внимание на пустое пространство в кадре. Как сделать так, чтобы главный предмет натюрморта смотрелся наиболее выигрышно? Ответив для себя на эти и множество других вопросов, вы сможете сделать замечательный по композиции и освещению натюрморт.

Не забудьте про настроение натюрморта и его атмосферу

Давайте сравним репортажную фотографию и натюрморт. Для съемки репортажа фотографу необходимо быть в напряжении, в постоянном внимании, в непрерывном поиске лучшей композиции, нужного ракурса. Ведь происходящее в кадре меняется буквально каждую секунду (даже если вы снимаете оратора, стоящего на трибуне). Фотографу-репотажнику нужно уметь не упустить тот единственный момент, когда событие достигнет кульминации своего развития, больше того, нужно уметь предвидеть события наперед. И опытные мастера умеют это делать. Натюрморт же статичен. Не зря в переводе это слово означает «мертвая натура». Над созданием одного натюрморта можно работать и час, и два, и день, и месяц. Натюрморт никуда от вас не убежит. Как вы поставили предметы – так они и будут стоять, пока вы их не уберете на их постоянное «место проживания». Именно по этой причине при работе в этом жанре нужно не торопиться, а уделить пристальное внимание каждой мелочи, каждому штриху, каждому блику в кадре. Не спеша установите предметы, не спеша подберите фон, создайте нужное вам освещение. Сделайте несколько дублей. Посмотрите эти заготовки на экране монитора. Если что-то не понравилось – сделайте еще один подход, еще одну попытку. Благо, сегодня не нужно жалеть фотоплёнку и химикаты.

В связи с этим, для съемки натюрморта очень хорошо подходит макрообъектив. Если у вас нет макрообъектива, то рекомендуем снимать в режиме макросъемки. Это даст свои результаты.

Посоветуйтесь с классиками жанра!

При работе над натюрмортами начинающим фотографам, да и не только начинающим, неплохо было бы обратиться к опыту предшественников, классиков в этом виде творчества. Причем, совсем не обязательно в фотонатюрморте. Изучение живописных натюрмортов старых мастеров – это очень хорошая школа. Совсем неважно, какая техника создания произведения, чем вы его пишете: красками на холсте или светом (вы помните, что «фотография» в переводе с греческого означает «светопись?) Законы композиции в этом случае работают совершенно одинаково. В этих классических полотнах можно подсмотреть композицию, схему освещения и многое другое. Внимательно присмотритесь, как художники передают форму предметов, их фактуру, цвет. Смотрите и изучайте! Вдохновляйтесь! Набирайтесь опыта! Не забывайте и про классиков фотографического натюрморта. Особенно советуем обратить внимание на чешскую школу натюрморта, об одном из представителей которой, Вацлаве Йиру, мы сегодня уже говорили. Еще один яркий представитель этого жанра в Чехии – Йозеф Судек. Просмотрите на работы этих классиков фотографического искусства. Это существенно улучшит натюрморты, которые создадите вы.

Ну вот, всё готово. Наступило время!

Для съемки натюрморта мы рекомендуем выбрать подходящий день. Что значит в этом случае подходящий? Это значит такой день, во время которого вам не нужно будет никуда спешить, торопиться, вас никто и ничто не будет отвлекать от работы. Отправьте жену к подруге (или мужа на рыбалку), детей к бабушке, прочитайте еще раз все наши сегодняшние советы и рекомендации, и смело приступайте к работе.

Первым делом приготовьте всё то, что вам потребуется для работы. Предметы, фон, осветительные приборы. Проверьте и настройте свою фотокамеру. Зарядите в ней батареи. Установите фотокамеру на штатив. Всё. Можно считать, что вы готовы к творческому процессу. Начинайте творить!

Еще раз напомним, что натюрморт – это не только фотография цветов в вазе, красивых овощей или фруктов. Объектом съемки может стать абсолютно любой предмет. Ваша главная задача – оживить его, вдохнуть в него душу. Вложить в эту работу частичку своей собственной души. Найдите такие предметы и работайте с ними. Если же вы получили коммерческий заказ сфотографировать какие-то определенные предметы, которые, возможно, не близки вам по духу, не нравятся вам, постарайтесь полюбить их, понять, настроить с ними внутренний диалог, попытаться «разговорить» их для себя, как угрюмого и неприветливого собеседника. В этом случае всё у вас должно получиться.

Натюрморт как способ заработка

В наши дни спрос на предметную фотографию достаточно велик. Натюрморты и фотографии отдельных предметов активно покупают и заказывают их у конкретных авторов редакции газет и журналов, которых сегодня великое множество. Плюс ко всему, не забывайте про различные бизнес-издания, каталоги, справочники, всевозможные буклеты и рекламные листовки. Заказывают натюрморты и предметную съемку и для больших баннеров, и для различных сайтов в интернете. В том числе и для сайтов интернет-магазинов. Именно по этой причине мы рекомендуем вам не стесняться и выкладывать свои работы во «всемирную паутину». Кто-то из вас, может быть, захочет зарегистрироваться на фотографических биржах и там выставлять свои работы. Можно даже создать свой собственный сайт и продвигать свое творчество таким образом. Не забывайте, что интернет сегодня – самый верный и надежный помощник в поиске идеального тандема «фотограф-заказчик».

Источник

Съёмка натюрморта с естественным освещением

какое бывает освещение у натюрморта

Рассеянный, «плоский» свет в пасмурную, облачную погоду может сорвать ваши планы провести съёмочный день на улице. Однако, такое освещение прекрасно подходит для предметной съёмки в помещении. Суть фотографирования с освещением из окна заключается в том, чтобы управлять направлением света: куда он падает и, что не менее важно, куда он не падает.

В данном уроке мы покажем, как можно управлять светом, распространяющимся из окна, с помощью рассеивателей, отражателей и тени. В конце приведём описания световых схем, которые можно реализовать с помощью указанных инструментов, и примеры-изображения, иллюстрирующие названные схемы. Последние могу пригодиться вам, когда захотите создать искусственное освещение полным комплектом вспышек: принципы едины.

Принципы освещения

Подумайте о том, откуда должен распространяться свет. Очевидно, вы не можете перемещать окно, поэтому двигайте снимаемый объект относительно вашего источника света. Если вы расположите предмет напротив окна, то получите равномерное, плоское освещение, но можете столкнуться с тем, что тень от фотоаппарата перекроет снимаемый объект. Лучше всего расположить последний сбоку от окна.

Тогда боковой рассеянный свет подчеркнёт структуру и текстуру снимаемого объекта. К тому же, с боковым светом удобно применять различные модификаторы света, например, рассеиватели и отражатели. Отражатели, обычно, располагают со стороны снимаемого объекта, противоположной источнику света. Чтобы подсветить тени, уменьшить контраст. Рассеиватели создают похожий эффект, но их располагают между источником света и снимаемым объектом.

Отражатели и рассеиватели понижают контраст. Существует «отражатель» чёрного цвета – поглотитель – который, наоборот, призван повышать контраст. Мы назвали поглотитель «отражателем», чтобы подчеркнуть принцип использования и расположение относительно снимаемого объекта – общие с действительными отражателями: белыми и серебристыми. Поглотитель, расположенный напротив источника света относительно снимаемого объекта, углубляет тени, потому что поглощает, не отражает, лучи света, падающие на чёрную поверхность поглотителя.

Итак, найдите простой объект для съёмки, разместитесь около большого окна. Начнём экспериментировать с различными световыми модификаторами, чтобы понять, как каждый из них влияет на освещение.

Оборудование, которое вам понадобится: подходящее окно, несколько кусков картона, белая и чёрная бумага, алюминиевая фольга, штатив.

Пошаговое руководство

Шаг #1. Подготовьте фон

какое бывает освещение у натюрморта

Воспользуйтесь листом цветной бумаги, чтобы создать простейший фон и получить яркий, «цепляющий» взгляд снимок. Мы использовали синюю бумагу, чтобы усилить выразительность красного цветка.

Экспериментируйте с цветом фона.

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

какое бывает освещение у натюрморта

Закрепите фотоаппарат на штативе. В режиме ручной фокусировки наведите на резкость какую-либо часть снимаемого объекта. В нашем случае мы сфокусировались на одной из тычинок в центре цветка.

Затем, в режиме ручной фокусировки (MF) установите значение диафрагмы равным 8, чтобы обеспечить достаточную глубину резко изображаемого пространства (прим. переводчика – Вы можете узнать больше о ГРИП из статьи «Основы фотографии. Часть 3»).

Шаг #3. Воспользуйтесь отражателем

какое бывает освещение у натюрморта

Мы подсветили тени на правой части цветка с помощью белого отражателя, который установили справа от цветка (свет из окна падает на левый «бок» цветка). Мы пробовали серебристый отражатель, но его действие оказалось слишком интенсивным: внутренняя часть цветка сильно освещалась.

Подсказка

Вы можете не тратить деньги на приобретение специальных отражателей. Нужное освещение, как следствие, фотографии высокого качества можно получить, используя листы бумаги формата А4, прикреплённые к картонной основе. Вам понадобится один лист белого и один лист чёрного цветов. А также, ещё одну картонку (или сторону белого отражателя) покройте алюминиевой фольгой.

Световые схемы: иллюстрации и описание эффектов

Представляем вашему вниманию 6 световых схем, которые помогут вам создать необходимое освещение с одним основным источником – окном – и, в результате, придать нужное настроение вашему натюрморту. Все предлагаемые схемы недороги в реализации, при этом достаточны эффективны.

1. Только свет из окна

какое бывает освещение у натюрморта

Естественный свет из окна освещает цветок, оставляя видимыми детали в тенях.

2. С поглотителем

какое бывает освещение у натюрморта

Чёрный «отражатель», установленный с теневой стороны цветка, углубляет тени и подчёркивает объём предмета.

3. С белым отражателем

какое бывает освещение у натюрморта

Цветок равномерно освещён, теневые области цветка высветлены.

4. С рассеивателем

какое бывает освещение у натюрморта

Рассеиватель, расположенный между источником света и снимаемым объектом, дополнительно смягчает свет.

5. С серебристым отражателем

какое бывает освещение у натюрморта

Создаётся равномерное освещение. Тени настолько осветлены, что они исчезают. В съёмке растений эффект может быть избыточным.

6. Источник света расположен позади снимаемого объекта

какое бывает освещение у натюрморта

Получается «прозрачное» изображение со слабонасыщенными цветами. Освещение равномерное, свет, при этом, не падает непосредственно на снимаемый объект.

Автор статьи: J. Meyer

Источник

Значение света в живописи. Часть 2. Как освещение влияет на цвет и форму.

СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ ИЛИ ВЫЯВЛЯЮЩИЙ ДЕТАЛИ.

Свет может распределяться по предметам и объектам как абсолютно хаотично, образуя причудливую игру бликов и разрушающих форму солнечных зайчиков, так и логично распределяясь по форме, выявляя её, как бы вычленяя предметы их почти абстрактной среды.

В первом случае, свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов. Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.

КОНТРАСТНЫЙ ИЛИ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ.
Также свет влияет на резкость и контрастность теней по отношению к свету. В натюрморте это особенно хорошо заметно, так как помимо тональных отношений, цветовые и разница в тепло-холодности ярко выражены. Например, при контрастном, заданном свете, когда предметы находятся близко к источнику света (к окну, софиту и т.д.), граница света и тени на предметах хорошо читается, градации тона и цветовые рефлексы сильны и очевидны. Это позволяет даже начинающим художникам нарисовать натюрморт с натуры достаточно реалистично, точно расставив по местам все оттенки цвета и тона.

Рассеянный свет (удалённый от объектов и предметов на значительное расстояние) делает границы форм, теней и частей формы размытыми, неясными, как бы погружает предметы в негустой туман. В таком освещении рисовать предметы художнику сложнее, но именно в таком свете и визуальном качестве мы видим их чаще всего, то есть в меру рассеянный свет наиболее привычен для восприятия действительности человеческим глазом и помогает создавать более гармоничное, правдивое изображение.
Почти вся живопись эпохи Возрождения демонстрирует зрителю объекты в рассеянном свете, именно поэтому она столь интересна и приятна для рассматривания (не говоря уже о композиции, грамотном классическом рисунке, цветовом строе и т.д.). Даже знаменитое сфумато Леонардо да Винчи (рассеивание краёв предметов, растворение контуров изображения в среде) демонстрирует качественное сочетание в меру рассеянного, в меру контрастного освещения в живописи.

В живописи и фотографии используется термин светосила или сила света , для определения степени освещённости предмета источником света.

ЦВЕТ СВЕТА.
Цветовая составляющая потока света, разумеется, влияет на цвета предметов не только в свету, но и в тени, изменяя локальный цвет иногда до совершенно неузнаваемых оттенков. Это хорошо заметно, если наложить на осветительный прибор, который используется для освещения постановки под живопись, цветной фильтр. Это наглядно продемонстрировано в приведённых ниже изображениях, где натюрморт был последовательно освещён красным, синим и насыщенным зелёным светом.

Сравнивая фотографию натюрморта и его этюд в традиционном ненасыщенном тёплом свете и колористические эксперименты в живописи под воздействием ярких цветовых фильтров разница вполне ощутима и очевидна.

Как видите, с изменением цвета освещения меняется не только цвет предметов в свету и в тени (соответственно, колористическое решение натюрморта в целом), но и светлота цветовых оттенков (цвета высветляются и затемняются) и эмоциональное восприятие натюрморта зрителем (тревога, покой, напряжение, драматизм, меланхоличность и т.д.).

ДВОЙНОЙ СВЕТ.
Очень часто мы, художники, можем наблюдать модель, освещённую одновременно разными источниками света. Это тоже усложняет восприятие формы и цвета, запутывает зрителя и мешает изображать объекты и предметы так, как того требует изобразительная грамота. Например, сложное освещение может образоваться при одновременном освещении предметов рассеянным верхним и заданным боковым светом одновременно, или при освещении предметов холодным светом из окна и тёплым светом от лампы в помещении одновременно (или светом от электронного устройства (локальный свет) и верхней лампы (общий свет)).

Так или иначе, смешанная тепло-холодность в освещении, случайные разнонаправленные потоки света, одинаковая светосила от двух источников уничтожают форму, объём, цвет и пространство в постановке. Чтобы этого избежать, сложность света стоит минимизировать, отдав предпочтение чему-то одному. И уж конечно, рисовать красками в таком освещении начинающим художникам не стоит категорически. Облегчите себе задачу, создайте благоприятные условия для работы, чтобы иметь надлежащий результат занятия по живописи.

Изучать натуру художнику приходится постоянно, разглядывать, анализировать, искать выгодные ракурсы, освещение, формы. Именно это и формирует мастерство, владение изобразительной грамотой и творческую свободу. Надеюсь, теперь вы будете замечать больше нюансов цвета в постановке и видеть, как свет меняет форму, пространство, объёмы, а иногда и силуэты предметов и объектов.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

ОБ АВТОРЕ:

Источник

Свет и освещение | Страница 25 | Онлайн-библиотека

Освещение натюрмортов одиночным источником света

какое бывает освещение у натюрморта

Для съемки небольшого натюрморта можно использовать направленный свет единственного источника. У такого сюжета нет ни глаз, ни подбородка, поэтому проблем, связанных с появлением соответствующих теней, не существует Однако на отражающих поверхностях могут появиться блики, а тени, создаваемые светом от источника, расположенного несколько левее и выше камеры, весьма нежелательны На материале, который используется для создания фона (обычно рулоне бумаги), проявляются все недостатки, складки или трещины.

Одиночный источник; рассеянное освещение

какое бывает освещение у натюрморта

Освещение, как и в случае портретной съемки, можно значительно улучшить, если использовать большой полупрозрачный (просвечивающий) зонтик Однако в этом случае еще остаются глубокие тени с нерезкими краями, которые, как правило, не усиливают впечатления от изображения Источник света, как это видно по положению теней, все еще находится вверху и сбоку от снимаемых предметов Блики на блестящих поверхностях значительно ослаблены, а материал фона по прежнему выглядит неприятно серым.

Освещение отраженным от двух зонтиков светом

какое бывает освещение у натюрморта

Применены два равных по мощности источника с одинаковыми отражающими зонтиками, расположенные под углом 45° с каждой стороны объекта Эта осветительная схема популярна при фотографировании небольших натюрмортов, однако ее недостатки обычно не учитываются Тени исчезают только в средней части композиции, но продолжают существовать на обоих ее краях, нарушая при этом впечатление трехмерности объектов Цилиндрические предметы не выглядят при этом объемными, как им следовало бы выглядеть.

Освещение основным одиночным источником и фоновое освещение

какое бывает освещение у натюрморта

Переместив одиночный источник рассеянного света в положение непосредственно над камерой, можно эффективно устранить тени. Моделирование пространственной формы и глубины не вполне удовлетворительное, но все изображение кажется значительно чище, яснее Чтобы улучшить освещение фона, который получается неравномерно серым, приходится использовать второй источник света, который располагают позади и немного выше натюрморта, чтобы осветить фон. Это вызывает также подсветку сверху и сзади всей группы предметов.

какое бывает освещение у натюрморта

Если для изобразительных целей требуется не светлый, а темный фон, многие фотографы пытаются его организовать, направляя свет основного источника за предметы съемки. Этот прием редко обеспечивает идеальное освещение. Более простым и эффективным методом является создание специального черного фона. Для этого над уже имеющимся фоном, например из рулонной бумаги, сзади и на несколько сантиметров выше предметов съемки прикрепляют широкую полосу черного цвета. Эта полоса отбрасывает на фон глубокую тень с расплывчатыми краями, хорошо выделяя задний план.

Добавление моделирующего бокового освещения

какое бывает освещение у натюрморта

Не изменяя общего характера освещения предыдущей схемы и не создавая новых видимых теней, к схеме освещения добавили небольшой источник рассеянного света, расположенный за пределами кадра справа от натюрморта, почти под углом 90°, но чуть-чуть впереди. Это вызвало ослабление бликов на одной стороне предметов натюрморта с некоторым притемнением противоположной стороны и тем самым подчеркнуло глубину сюжета. Мощность дополнительной лампы мала. Эта лампа действует таким же образом, как дополнительная электронная вспышка, вызывающая блеск в глазах при портретной съемке.

Скользящее освещение для выявления текстуры поверхности

какое бывает освещение у натюрморта

Этот объект имеет явно выраженную текстуру поверхности, и для его съемки направленное освещение более эффективно, чем рассеянное. Источник света был расположен так, чтобы его лучи скользили по поверхности, а чтобы освещенность предмета значительно не менялась в пределах кадра, расстояние от источника до предмета было выбрано достаточно большим, около 2 м. Если лампу разместить ближе, то обнаружится неравномерность освещения. Источник света расположен немного позади объекта, и освещение напоминает по характеру контровое вечернее освещение.

какое бывает освещение у натюрморта

Чтобы при фотографировании предметов с ярко выраженной текстурой поверхности уменьшить плотность теней, необходимо дополнительно использовать источник рассеянного излучения. Его располагают непосредственно над поверхностью, повернув немного в противоположную сторону от основного источника. Это не разрушает теней, которые по прежнему имеют резкие очертания, но дополняет их проработкой новых деталей. Расположение источников в этой схеме таково, что любые незначительные отклонения в экспозиции будут компенсировать естественную неравномерность освещения основным источником света.

Рассеянное фоновое освещение

какое бывает освещение у натюрморта

Для такого освещения применена электронная вспышка с белым рассеивающим нейлоновым зонтиком. Источник расположен позади и над объектом, за пределами кадра и повернут таким образом, что поток света направлен наклонно сверху вниз. Рулон бумаги, являющийся фоном, прикреплен непосредственно к штативу, на котором установлен осветитель. Такая схема с единственным источником подчеркивает блеск, структуру и полупрозрачность объекта съемки и является идеальной при фотографировании продуктов питания, изделий из кожи и других отражающих предметов, имеющих выраженную текстуру поверхности. Отражатель, расположенный ниже фотоаппарата, подсвечивает тени.

Дополнительное фоновое освещение

какое бывает освещение у натюрморта

Для съемки этого сюжета было применено направленное фоновое освещение, которое вызвало появление теней, отбрасываемых предметами в сторону фотоаппарата. Без заднего освещения структура деревянных крышек столов не проработалась бы и не создалось бы визуального впечатления о степени их полировки Основное освещение рассеянное и создается двумя источниками с большими рассеивающими зонтиками, расположенными по обе стороны от аппарата Фоновое освещение также высветляет фон из рулона бумаги.

какое бывает освещение у натюрморта

Так же как и при схеме обрамляющего освещения с боков в портретной съемке, некоторые натюрморты «выигрывают» от дополнительного акцентирующего освещения, выявляющего отражающие или текстурированные наклонные поверхности.

Можно применить любое число таких акцентирующих источников света, поскольку их эффект основан в большей степени на отражении, чем на освещении, и может регулироваться с помощью поляризационного фильтра, установленного на камере, а также изменением мощности этих источников. На некоторых объектах при таком освещении появляется световая кайма.

какое бывает освещение у натюрморта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *