какое бывает образование список
Какое бывает образование список
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)
Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат
Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом
Высшее образование – специалитет или магистратура
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом
Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?
Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.
Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.
Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».
В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».
А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.
Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».
С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».
Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.
Статья 10. Структура системы образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
1. Система образования включает в себя:
Информация об изменениях:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Виды и формы образования: краткий ликбез
Образование – это целенаправленный процесс формирования личности человека в обществе, во время которого передаются знания и выполняются такие важные социальные функции как:
Образование – это важная часть общественной системы, главная цель которой подготовить человека к жизни в той или иной среде, помочь реализовать себя [Альфред Адлер, «Понять природу человека», 1997].
За последнее столетие образование стало важной частью общественной системы каждого государства. Процесс обучения предусмотрен государством, церковью и любой просветительной институцией вообще; он гарантирует условия формирования чувства единения, общности культурной, духовной и интеллектуальной.
В современном мире хорошая система образования равна стабильному развитию общества. Именно поэтому в систему обучения развитые страны с каждым годом вкладывают все больше денег. Программа развития ООН с 1980 года проводит Рейтинг стран по уровню образования (Education Index). В 2018 году этот список возглавляла Германия, которой совсем немного уступали Австралия, Дания, Ирландия и Новая Зеландия. В основе этого исследования лежали критерии индекса грамотности взрослого населения и индекс получивших образование [Рейтинг стран мира по уровню образования, 2018].
С другой стороны, Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) в 2019 году проводил свое исследование по таким показателям как инвестиции частного и государственного сектора в высшее образование, результаты научных исследований университета, открытость университетской системы образования и его международные связи, а также государственная политика в области регулирования получения высшего образования. Список из 50 стран в этом году возглавляли Соединенные Штаты, которым уступали Швейцария, Великобритания, Швеция и Дания [Рейтинг национальных систем высшего образования, 2019].
Сегодня разные организации для измерения уровня образования в мире используют разные критерии, подходы и данные. Одна статистика может учитывать одни показатели, а для другой будет важно что-то иное. Самые распространённые показатели качественного образования включают такие аспекты как профессионализм учителей, вовлечение правительства в развитие системы образования, наличие творческой и развлекательной активности после уроков, условия школ и их инвентаризация, вовлечение родителей в процесс обучения и т.д.
Помимо развитых стран, где на постоянной основе система образования развивается соответственно новым технологиям, самой продвинутой организацией в мире, которая занимается популяризацией образования в бедных странах, является детский международный фонд UNICEF. Главной его стратегией на период 2019-2030 годов является увеличение доступа и повышение качества образования среди детей в 144 странах, которые не могут посещать школы из-за физических осложнений, отсутствия школ поблизости, культурных ограничений, отсутствия учителей и базового инвентаря для обучения. Согласно их статистики, сегодня количество детей, которые не имеют доступа к системе образования, самое высокое за всю историю человечества.
Сегодня примерно 617 млн детей в мире не получают базового среднего школьного образования даже в таких предметах как чтение и математика. Поэтому цель Образовательной стратегии 2019-2030 Every child learns – это обеспечить возможность детям посещать школы, чтобы в будущем они смогли проявить свой потенциал [UNICEF. Education. Every child has the right to learn].
Глобальные цели фонда UNICEF основываются на убеждении, что система обучения должна соответствовать потребностям общества, поэтому дети, заканчивая школу и получая качественное образование, могут найти свое место в жизни, быть полезными обществу и способствовать его развитию.
В этой статье мы раскроем главные аспекты развития системы образования в России, а также расскажем, какими способами можно дополнительно обучаться, чтобы углублять свои знания, стать лучшим специалистом в любимом деле или же найти новые жизненные увлечения.
Уровни и виды образования
И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:
Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.
Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.
Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.
За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:
Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.
Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.
Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.
В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:
Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике. Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества.
Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.
Законодательство и основные формы обучения
Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.
Согласно Федеральному закону [«Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция закона от 12 марта 2019 года)], каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.
На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.
Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.
Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) [Конституция РФ] на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.
Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.
Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:
Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов. Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать.
Форматы образования
Очевидно, что большинство людей получает образование в формате уроков в школе и пар в университете. Но главная тенденция современного процесса обучения состоит в том, чтобы получать более специфическую, детальную и новую информацию о чем-либо. И поскольку новые знания всегда актуальны и востребованы, получать их можно в формате курсов, семинаров, вебинаров, лекций (как онлайн, так и офлайн).
И хотя обучение вне школы и университета является очень важным для повышения людьми своей квалификации и компетентности, по большей части оно служит дополнением к уже имеющемуся образованию.
Такие форматы являются менее стандартизированными по программе, и в отличии от университетской системы они нацелены на изложение практического аспекта информации и демонстрацию путей ее внедрения вместо акцентирования на теории и методологии.
Самыми популярными форматами дополнительного образования являются:
Современные технологии и возможности изменили представление об образовании, которое было свойственно прошлому столетию. Сейчас процесс обучения стал чем-то большим, чем просто школьной или университетской программой – появляются альтернативные источники, позволяющее узнать что-то новое, углубить свои знания и компетенцию как в рамках одной профессии, так и в освоении совершенно другой сферы деятельности.
Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:
Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:
Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом. Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями.
Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.
Актуальность самообразования
В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.