какое бывает чтение характеристика
Виды и типы чтения
Процесс чтения является процессом умственного труда и поэтому должен планироваться и организовываться на научной основе в том случае, если мы хотим осуществить его эффективно. Для этого нужно заранее представить, что мы собираемся прочитать. В этом случае речь идет о прогностическом подходе к текстам.
Установка к чтению происходит в результате предварительного просмотра текста. Предварительный просмотр означает, что предназначенный для чтения материал перед началом чтения просматривается (не читая!) только один раз и оценивается. Так, для получения какой-то определенной информации уделить больше внимания отдельным подробностям потребуется тогда, когда вы захотите понять лишь основные мысли текста. Это помогает решить, нужно ли читать текст. Кроме того, предварительный просмотр позволяет оценить текст и определить, с какой целью его нужно прочитать.
Просмотровое чтение.
Первый этап: прочитайте заглавие текста, имя автора и выходные данные (место и год издания, издательство). По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкретного текста.
Второй этап: прочитайте подзаголовки. Они обычно показывают основной ход мысли и построение текста. Часто бывает достаточно прочитать подзаголовки, чтобы понять, какую задачу поставил перед собой автор. В книге следует просматривать оглавление.
Если в тексте содержится наглядный материал, например, иллюстрации, карты, диаграммы и т. д., то необходимо внимательно ознакомиться с ними. Подобные визуальные средства создают легко запоминающуюся картину содержания и позволяют быстро понять изложенный материал.
Если текстов много, то, посмотрев их таким образом, можно сразу выбрать, что следует читать, а что нет.
Перелистайте быстро страницы текста и обратите внимание на длину абзацев. Известно, что каждый абзац представляет собой единство мысли и в нем развивается одна определенная идея. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и относительно малого количества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в текстах не так велико, содержатся относительно немного идей, которые, однако, излагаются более детально.
Прочитайте первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнуть больше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, что из всего объема материала, который нужно изучить, от 55 до 85 % приходится на абзацы, содержащие объяснение проблемы, прием основная идея обычно выражена в одном ключевом предложении. В 60–90 % таких абзацев ключевое предложение стоит вначале Конец абзаца также заслуживает пристального внимания. В то время как ключевое предложение содержит основную мысль, последнее – повторяет или резюмирует ее.
Цель чтения необходимо формулировать как можно яснее и точнее. При этом необходимо решить:
Техника предварительного просмотра используется и для повышения степени понимания и запоминания. Лучшие результаты достигаются с помощью следующего метода: начните с предварительного просмотра, после этого поставьте себе вопросы, на которые получите ответы в ходе последующего чтения. Прочитав текст, просмотрите его еще раз в обратном направлении, запоминая основные мысли и самые важные детали.
При этом заключительном просмотре необходимо задать себе следующие вопросы:
При чтении необходимо глубже вникнуть в ход мыслей автора текста. Для того чтобы научиться заранее определять направление развития мысли автора, необходимо представить себе текст как ход мыслей, т. е. понимать, что мысли, которые нашли отражение в тексте, до некоторой степени текут в определенных направлениях.
Содержание текста обычно излагается с определенной последовательностью. Это объясняется тем, что представленные в тексте мысли развиваются не произвольно, а согласно законам логики. Между отдельными мыслями и смысловыми группами существуют вполне определенные отношения и взаимосвязи. Эти закономерные логические отношения обусловливают не только определенное направление мысли, но и специфическую структуру текста.
Слово, предложение и абзац также являются важнейшими структурными элементами, на которые читатель должен обратить внимание.
Каждый абзац представляет собой единство мыслей и содержит основную идею, вокруг которой группируются детали, способствующие ее дальнейшему изложению. Каждый абзац в основном содержит одну главную мысль. При чтении абзацев необходимо основную мысль и подробности рассматривать как некую структуру, в которой подробности определенным образом связаны с основной мыслью: оно или развивают, или объясняют ее. Часто большие и малые подробности могут отличаться друг от друга функционально. Малые подробности так же относятся к большим, как последние к основной мысли. Малые подробности служат для объяснения больших подробностей.
Для того чтобы воспринять и понять мысль автора, необходимо активное чтение. Смысл активного чтения состоит в том, чтобы самому себе задавать вопросы. Это активизирует творческое мышление, способствует возникновению идей и активизации имеющихся знаний. Такое активное чтение нужно начать с того, чтобы спросить себя: какова цель текста и как автор подходит к ее решению? Какие моменты в информации окажутся наиболее важными? Какие уже имеющиеся знания могут помочь лучше понять текст? Ценность такого чтения состоит в том, что читатель полностью настраивается на текст и сосредоточивается, оно позволяет применить уже имеющиеся знания для лучшего понимания текста.
В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся совершенствуют технику чтения и приобретают устойчивый навык осмысленного чтения, получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, вдумчивым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладевают основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Чтобы сформировать навык смыслового чтения, учителю рекомендуется использовать на уроке разные типы и виды чтения, которые изображены на схемах.
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на изучающее, ознакомительное, вдумчивое, поисковое (по Фоломкиной С.К.).
2.Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями.
3.Вдумчивое – мы просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
4.Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте.
Чтение может быть аналитическим – при нем идет грамматический и стилистический анализ, элементы перевода; и синтетическим – без анализа.
При выборе текста для того или иного вида чтения играют важную роль его объём, логико-композиционная структура, сложность языкового материала.
Для ознакомительного чтения используют относительно большие тексты; наиболее пригодны для этого вида повествовательные, сюжетные тексты. Степень информационной насыщенности этих текстов невысокая, их понимание допускает потерю части второстепенной информации (более 25%). Языковой материал не должен вызывать особых затруднений, незнакомые слова (не более 5-7 на страницу) не должны затрагивать основную информацию текста.
Для изучающего чтения выбирают тексты, объём которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения; чаще используются тексты описательного типа. Информационная насыщенность таких текстов высока; читающий стремится к максимально полному и точному восприятию информации. В таких текстах не должно быть незнакомых учащемуся грамматических конструкций. Количество незнакомой лексики может быть выше, чем при ознакомительном чтении, но оно не должно быть чрезмерным, чтобы чтение текстов не превращалось в их расшифровку.
Для вдумчивого чтения объём текстов должен быть в несколько раз больше текстов для ознакомительного чтения. Информационная насыщенность текстов существенного значения для этого вида чтения не имеет.
Формулировка задания к чтению текста. Задание создаёт установку на чтение: учащийся должен чётко осознать – с какой целью читается текст, какие приёмы, соответствующие этой цели, он должен использовать. Примеры:
Вдумчивое чтение: Определите, о чём говорится в тексте; Найдите в газете статью о…; Найдите в тексте цитату о….
Ознакомительное чтение: Определите основную мысль текста; Отметьте предложения, передающие сюжет; Объясните название текста.
Изучающее чтение: Составьте подробный план текста/аннотацию к тексту; нарисуйте схему изложенного в тексте.
Главным требованием к контролю понимания текста является адекватность поставленному заданию. Преподаватель не имеет права потребовать что-либо сверх того, что было сформулировано в задании. Контроль должен затрагивать информационную сущность текста и не касаться вопросов его языковой формы.
Статья по литературному чтению на тему «Виды чтения»
Чтение имеет большое познавательное, воспитательное, общеобразовательное и практическое значение, особенно для развития профессиональной компетенции. В связи с этим повысились требования к содержанию учебных текстов:
познавательная ценность и научность содержания текстов, профессиональная ориентация;
соответствие содержания возрасту и интересам учащихся, уровню их обученности, интеллектуальным и познавательным запросам
Задачи обучения чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости. Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.
Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.
Выделяют следующие основные виды чтения:
просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию, не затрачивая при этом много времени на чтение ).
Необходимо научить читателя обращать внимание на:
Заголовок текста (книги).
Иллюстрации ( для ребёнка ученика очень важно ).
Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).
Умения ребёнка для просмотрового чтения
Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой
Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.
Чтение художественной литературы способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны, развивает аналитическое мышление. Чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления.
поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
2.Процесс обучения чтению складывается из обучения разным видам чтения.
3.Для каждого вида чтения необходимо развивать соответствующие умения.
4.Обучать чтению необходимо, применяя соответствующие упражнения: время, отводимое на их выполнение, постоянно сокращается.
Для усовершенствования техники чтения необходима постоянная практика — нужно читать как можно больше разнообразных текстов, а заодно осваивать все виды чтения.
Основные виды чтения
Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.
Изучение иностранного языка предполагает начальное лингвистическое образование и осознание своего мышления, то есть уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.
Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.
В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.
Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности – с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Читающему человеку известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов.
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):
прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;
найдите известные вам географические названия;
выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);
расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;
определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;
найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;
выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста – разного жанра и функциональных стилей.
Для успешного овладения чтением необходимо:
подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;
быть доступными с точки зрения языковых трудностей;
отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;
Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке – значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности
Нужно быть готовым к тому, что в тексте будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.
Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку. Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, можно подчеркивать незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.
Заключение
Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом – языковым и смысловым.
Какое бывает чтение характеристика
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ВИДЫ И ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач.
Форма речи делится на 2 вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельности различаются по признаку продуктивный/рецептивный. Соответственно выделяют 4 основных вида речевой деятельности:
формы | рецептивный вид | продуктивный вид |
устная | аудирование | говорение |
письменная | чтение | письмо |
Кроме продуктивной и рецептивной речевой деятельности, существует репродуктивная (напр., устное воспроизведение или запись по памяти воспринятого ранее текста) и рецептивно-продуктивная (напр., различные виды перевода, конспектирование со слуха и т.д.).
Предметом РД является мысль как форма отражения окружающей действительности во всех её проявлениях. Основным средством существования, оформления и выражения мысли выступает язык.
Т.к. цель продуктивных видов РД состоит в выражении и передаче мысли как предмета РД, то продукт говорения и письменной речи воплощается в виде высказывания, или текста. Продуктом рецептивных видов РД, направленных на восприятие и переработку (осмысление) полученной информации, является умозаключение, к которому приходит слушатель или читатель.
РД во всех её видах обеспечивается сложным комплексом психофизиологических механизмов как общефункциональных (оперативная и долговременная память, вероятностное прогнозирование), так и сугубо речевых (операционные, звукообразующие, смыслообразующие механизмы и др.).
Речевая деятельность на родном и иностранном языках осуществляется одними и теми же речевыми механизмами, однако уровень их функционирования на иностранном языке вначале ниже, чем на родном. Чтобы эти механизмы приспособились на должном уровне обеспечивать реализацию различных видов РД средствами неродного языка, нужны определённые усилия и специальные упражнения.
Устную форму речи характеризует: контактность с собеседником; ситуативность; большая доля паралингвистической информации (мимика, жесты, позы); линейность во времени; необратимость отзвучавшего отрезка речи; темп, задаваемый говорящим; высокая степень автоматизированности.
Лингвистические особенности устной формы речи: богатство интонационного оформления; обилие лексических единиц; сравнительно несложное грамматическое оформление; распространённые в диалогах эллиптические конструкции; возможен инверсированный порядок слов; частотно изменение на ходу внешнего оформления программы высказывания; характерно наличие семантически незначимых слов – заполнителей пауз.
Письменную речь в экстралингвистическом плане отличает: дистантность; отсутствие общей для адресанта и адресата ситуации общения; невозможность использования неречевых каналов и синхронной обратной связи.
Лингвистические характеристики письменной речи: ограниченные возможности выражения интонацией своего отношения к предмету речи; полнота, развёрнутость и детальность изложения; использование более сложных, чем в устной речи, синтаксических структур; продуманное, чёткое оформление текста.
ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТРУДНОСТИ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.
Чтение – рецептивный вид РД, направленный на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте (речевом произведении).
Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели: формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и жанра. В качестве средства – это выполнение разнообразных упражнений. Нужно прочитать упражнение и понять задание. Для того чтобы пересказать текст (а также выполнить другие упражнения, связанные с ним), нужно его прочитать.
Обучение языку без опоры на чтение может быть оправдано только с детьми дошкольного возраста.
Чтение – особый вид речевой деятельности, это процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста. Это глубоко внутренний процесс, состоящий в интерпретации текста, которая подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание. Понимание текста основано на а) предметной и б) языковой компетенции.
По сравнению с аудированием (однократно, дефицит времени), при чтении человек может воспринимать текст столько раз, сколько ему нужно.
Для чтения нужна активная, пассивная лексика и потенциальный словарь. Проблема чтения заключается в языковом материале: нужен огромный словарь (35 тыс. слов по данным одной ученой ид МГУ).
При чтении задействованы те же психологические механизмы, что и при аудировании:
1. Механизм кратковременной памяти
2. Механизм долговременной памяти
3. Механизм прогнозирования
4. Механизм эквивалентных замен (осмысливания).
Условием для чтения как вида РД является техника чтения – умение соотносить знак и звук, буквосочетание и звукосочетание, фонетический комплекс с комплексом слов +интонационное оформление предложения.
1. Восприятие зрительного образа слов;
2. Опознавание лексических и грамматических значений (опознается лишь то, чему есть аналог в памяти);
3. Осмысление (понимание) целого высказывания, установление предикативных, темо-ремных отношений.
Чтение – способ поддерживать язык, обогащать словарный запас, оно способствует запоминанию грамматических конструкций. Обучение чтения начинается с формирования техники чтения.
ВИДЫ ЧТЕНИЯ. ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на ИЗУЧАЮЩЕЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ, ОПИСКОВОЕ. (по Фоломкиной).
2.Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия.
3.Просмотровое – мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
4.Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте (этот вид чтения занимает важное место у нас).
Начинаем обучение с изучающего чтения, т.к. начальные учебниковые тексты должны быть поняты полностью, далее переходим к ознакомительному чтению (домашнее чтение).
Чтение может быть аналитическим – при нем идет грамматический и стилистический анализ, элементы перевода; и синтетическим – без анализа.
На начальном этапе предлагаются микротексты, которые содержат изученную лексику и грамматику. Они тематичны. Далее тексты усложняются и увеличиваются в объеме (2,3, потом 4 абзаца). На начальном этапе нет различий между текстами для аудирования и текстами для чтения, т.к. необходима высокая повторяемость – это ядро будущей лексико-грамматической системы. Затем в текст включается все больше новых слов, о значении которых можно догадаться по корню и словообразовательным элементам, но новых слов не должно быть очень много, чтобы чтение не превращалось в пословную расшифровку текста.
Чтение вслух – это техника чтения. При чтении вслух все внимание учащихся направлено на форму слов, правильное интонирование и слитное чтение. Поэтому сразу их спрашивать по содержанию нельзя, надо, чтобы они еще раз пробежали текст глазами про себя.
Сначала даются элементарные, учебниковые тексты, потом начинают давать тексты не составленные, а извлеченные из произведений, но они немного адаптированы, убираются побочные сюжетные линии. Неадаптированную литературу можно давать лишь на старших курсах.
Наряду с этим постепенно вводится газетный и научный тексты. Научная терминология вводится очень рано.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 10883 ; Мы поможем в написании вашей работы!