какое было самое первое государство
Первое государство на Земле
Первое государство на Земле возникло между 5500 и 4000 гг. до н. э. в Месопотамии — междуречье Тигра и Евфрата. Создали его шумеры — загадочный народ, который пришел неизвестно откуда и говорил на языке, непохожем на соседские. Именно шумеры изобрели колесо и письменность, создали первый календарь, рецептурный справочник, библиотечный каталог и даже двухпалатный парламент. Они знали технологию обожженного кирпича, плавили бронзу. Шумерам принадлежит древнейший в мире «Эпос о Гильгамеше» — о дружбе, потерях, поиске бессмертия.
В Шумере было множество городов — Ур, Урук, Ларсу, Лагаш, Киш и др., где правили цари. Около 2270 г. до н. э. Шумер был захвачен царями Аккада, государства на севере Месопотамии. Шумеро-Аккадское царство в XXI—XII вв. до н. э. было крупнейшим государством Западной Азии. На этот период пришелся расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства.
По одной из версий, шумеры пришли с Дильмуна. По мнению большинства, так называли Бахрейн, архипелаг в Персидском заливе.
Но загадками остаются язык шумеров и местность, откуда они пришли на Бахрейн. Возможно, это была горная страна, потому что на шумерском языке «страна» и «гора» — одно слово.
Разумеется, шумеры с их многочисленными умениями вызывают множество вопросов. Но ясно одно: они пришли не на пустое место. В Месопотамии до шумеров жили земледельцы субареи, которые умели плавить медь. Однако они не строили крупные ирригационные системы, а шумеры сделали это. Для такой работы нужна была хорошая организация. Так возникли первая цивилизация и первое государство.
Как возникла письменность
Сама письменность зародилась благодаря учету имущества, среди которого были и зерно, и скот. Сначала для учета использовали глиняные фишки — токены, причем каждый токен обозначал один объект, например одного барана. Их складывали в глиняный контейнер, на котором к 3300 г. до н. э. стали изображать отпечатки токенов. Потом сами токены исчезли, а контейнер превратился в плоскую табличку, на которой делалась запись о количестве тех или иных предметов. Так появилась письменность.
Список 10 самых древних государств
Считается, что древнейшие государства на Земле появились более 6000 лет назад, но самые древние, о которых хоть что-то известно, не смогли сохраниться до наших дней. В данный список 10 самых древних государств вошли только те, что в той или иной степени уцелели, они словно перекинутый мост от современности к седой древности.
1. Элам (Иран, 5200 лет)
Государство Исламская Республика Иран, расположенное в юго-западной Азии, появилось 1 апреля 1979 года после свершения Исламской революции. На самом деле, Иран является одним из древнейших в мире государств. Тысячелетиями Иран был ключевой монархией Востока. Древнейшее государство Элам, предшествовавшее Ирану, возникло здесь примерно 5200 лет назад. При Дарии I иранская империя простиралась от реки Инд до Ливии и Эллады. Да и в средние века Иран был достаточно влиятельным и мощным государством.
2. Египет (5000 лет)
отели Египта
Это древнейшее из государств, носивших одно и то же название, и о котором сохранилось большое количество исторических сведений. В древней стране бесчисленных династий фараонов родились великолепнейшие образцы искусства и культуры, многие из них были переняты народами Азии и Европы. Они также легли в основу античной эстетики, которая стала источником развития всех современных искусств.
Сейчас Египет является крупнейшим государством арабского востока, важным центром его культурной и политической жизни, центром притяжения туристов со всего мира. У Египта уникальное географическое положение, поскольку он находится на стыке 3 континентов – Европы, Африки и Азии, а также иудейской, христианской и исламской цивилизаций. Он возник на землях, где до того уже существовала некая могущественная и загадочная цивилизация, имевшая свою длинную историю. Фараон Минес примерно 5000 лет назад объединил соседние земли, образовав из них государство Египет времён Раннего царства. Эта цивилизация оставила нам много материальных памятников – пирамиды, Сфинкса, величественные храмы.
3. Греция (5000 лет)
отели Греции
Колыбелью европейской цивилизации является именно Греция. На острове Крит примерно 5000 лет назад зародилась древнейшая минойская культура, которую переняли эллины и другие материковые народы. Именно на Крите прослеживаются зачатки государственности, торговых и дипломатических отношений с Востоком, здесь возникла первая письменность.
Эгейская цивилизация, возникшая в конце третьего тысячелетия до н. э., уже проявляла чёткие признаки государственности. Первые государства на Эгейском море, возникшие на Крите и Пелопоннесе, имели черты восточных деспотий, развитую бюрократическую структуру. Эллада росла достаточно быстро, распространяя своё влияние и культуру на Малую Азию, северное Причерноморье и южную Италию. Кстати, сами греки до сих пор называют свою страну Эллада. Им льстит каждый раз подчёркивать историческую связь нынешней Греции с великой античной эпохой и культурой, ставшей основой для всей европейской цивилизации.
4. Ванланг (Вьетнам, 2897 г. до н. э.)
отели Вьетнама
Вьетнам является государством Юго-Восточной Азии, находящимся на индокитайском полуострове. Название страны можно перевести как «южная страна вьетов». Цивилизация вьетов появилась в бассейне реки Красной, а предание гласит, что они произошли от птицы-феи и дракона. В 2897 г. до н. э. на этой территории сформировалось первое государство Ванланг. Был период, когда страна была поглощена Китаем, а ближе к концу XIX века им завладела Франция. Независимость Вьетнам получил в 1954 году.
5. Шан-Инь (Китай, 3600 лет)
отели Китая
Китай расположен в Восточной Азии и с населением более 1,3 млрд человек является крупнейшим по численности в мире государством, уступая по территории только России и Канаде.
Китайская цивилизация является одной из древнейших. Китайские историки утверждают, что ей свыше 5000 лет, хотя известным древнейшим письменным источникам Китая порядка 3500 лет. Во время сменявших одна другую династий императоров всегда действовали системы административного управления, которые с веками совершенствовались. Это давало преимущество государству, основанному на земледелии, которое было окружено кочевыми народами или горцами. Дополнительным цементом государственности послужило введение в I веке до н. э. в качестве государственной идеологии конфуцианства, а за столетие до этого – единой системы письма.
Функционировавшее в 1600-1027 годах до н. э. государство Шан-Инь следует признать первым, существование которого подтверждают не только находки археологов, но и эпиграфические письменные источники. Император Цинь Шихуанди собрал вместе в 221 г. до н. э. китайские земли в империю Цинь, чья территория во многом сопоставима с современным Китаем.
6. Куш (Судан, 1070 г до н. э.)
Площадь современного Судана, расположенного на африканском северо-востоке, превышает площадь Западной Европы, а население при этом не дотягивает и до 30 миллионов жителей. Он находится в среднем течении Нила, на его прибрежных равнинах, а также берегах Красного моря и возвышенном плато.
В северной части нынешнего Судана в 1070-350 годах до н. э. существовало древнее Мероитское царство или Куш. О его существовании свидетельствуют найденные руины храмов, скульптуры царей и богов. Предполагается, что в Куше были развиты медицина, астрономия, была своя письменность.
7. Шри-Ланка (377 г. до н. э.)
отели Шри-Ланки
Расположенное в Южной Азии к юго-востоку от полуострова Индостан на острове Шри-Ланка одноимённое государство звучало бы по-русски как «Благословенная земля». Люди здесь жили ещё в эпоху неолита, по крайней мере, найденные здесь поселения относят именно к этому периоду. Письменность же, а вместе с ней и документированная история, возникли после заселения острова арийцами из Индии. Они научили местное население не только письменности, но и первичным знаниям в области мореплавания и металлургии. В 337 году до н. э. на Шри-Ланке сформировалась монархия, столицей которой стал древний город Анурадхапура. В 247 году на остров попал буддизм, именно он оказался решающим фактором в процессе формирования государственного строя страны.
8. Чин (Корея, 300 г. до н. э.)
отели Кореи
Корея располагается на Корейском полуострове и на расположенных поблизости островах. Эта древняя страна имеет общее культурно-историческое наследие. До относительно недавнего времени это было единое государство. После капитуляции Японии и окончания II мировой войны Корею, бывшую тогда японской колонией, страны-победители разделили на зоны ответственности: СССР досталось всё, что к северу от 38 параллели, а США – всё, что южнее её. Чуть позднее, в 1948 году на обоих осколках Кореи были провозглашены два государства – на севере Корейская Народно-Демократическая республика, а на юге – Республика Корея.
У корейцев есть легенда, согласно которой их государство основал сын бога Тангуна и женщины-медведицы в 2333 году до н. э. Самый древний этап корейской истории специалисты называют государством Ко Чосон. Правда, практически все современные историки считают легендарный возраст страны сильно преувеличенным, по крайней мере, никаких исторических документов, подтверждающих это, кроме нескольких средневековых хроник, никто предъявить не спешит. Предполагают, что на первых порах своего существования Чосон был просто племенным союзом, в который входили самостоятельные города-государства. Лишь около 300 г. до н. э. он стал централизованным государством. В тот же период на юге Корейского полуострова сформировалось протогосударство Чин.
9. Иберия (Грузия, 299 г. до н. э.)
отели Грузии
Относительно недавно Грузия вновь обрела независимость. Но история этого древнейшего государства помнит многое. На её территории располагаются древнейшие свидетельства существования цивилизации. Грузинские историки уверены, что самые ранние государства существовали в Грузии во втором и даже третьем тысячелетии до н. э. Речь идёт о выходящем на черноморское побережье Колхидском царстве и расположенной к востоку от него Иберии. Царь Фарнаваз I пришёл в Иберии к власти в 299 году. В период правления его и ближайших его потомков Иберия превратилась в могущественное государство, которое существенно расширило свои территории. В IX столетии произошло объединение грузинских княжеств в единое государство, а управлять им стали цари из ветви Багратиони.
10. Великая Армения (331 год до н. э.)
отели Армении
На территории Армянского нагорья уже в XII веке до н. э. началось формирование армянского этноса, которое закончилось к XI столетию до н. э. Основными «ингредиентами» армянской нации были урарты, хурриты, лувийцы, а также племена, говорившие на протоармянском языке. К IV-II векам до н. э. завершилось слияние урартов с армянским этносом. Известно, что в 31-220 гг. до н. э. существовало Айраратское царство или Великая Армения со столицей в Армавире, который находится недалеко от Еревана. В 316 году до н. э. во время правления династии Ервандидов оно стало независимым.
Затем было недолго продолжавшееся завоевание селевкидами, но уже в 189 году до н. э. Арташес I провозгласил государство Великая Армения. Как свидетельствует Страбон, уже во времена Арташеса все жители Армении разговаривали на едином армянском языке, хотя двор и знать вплоть до начала II столетия до н. э. предпочитали говорить на имперском арамейском, с изрядной долей иранских словечек.
Около 163 года до н. э. Коммагена также провозгласила свою независимость. Как независимое государство Малая Армения смогла просуществовать до 116 года до н. э., а затем её захватили сначала понтийцы, а позднее их сменили римляне.
Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!
О самом первом в мире государстве
О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.
Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.
Особенности древнейших государств
По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.
Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.
Самое первое государство
Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.
Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.
Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.
Как жили шумеры
Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.
Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.
Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.
Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.
Возникновение цивилизации
Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.
У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.
В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.
Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.
Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.
Вклад в дальнейшую историю
Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.
При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.
Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.
Упадок государства
По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.
Первое государство
Принято считать, что первое в истории человечества государство — Шумер. Но это, мягко говоря, не так. Известны более ранние государства. Единственная причина, по которой их не признаёт историческая наука — это то, что они созданы не семитами, а нашими предками, русами.
И здесь невозможно умолчать о городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (по другому — Чатал Хююке).
Этот археологический памятник первостепенного значения находится в Малой Азии, на территории нынешней Турции, в центральной плоскогорной Анатолии в долине реки Коньи, в 34 километрах от города дервишей Конья и в 130 километрах от побережья Средиземного моря.
Время его расцвета — 8 000 (!!) лет до н.э.! Шумер просто отдыхает.
Городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (пусть вас не смущает турецкоязычное название, оно является, всего лишь, современным названием данного района Турции, подлинного названия этого города мы не знаем, ибо турков тогда и в помине не было) занимает площадь в 13 гектаров.
Вскрыто лишь 4 (четыре!) процента этой площади. Какие результаты дало вскрытие хотя бы трети или четверти городища, мы не знаем — вполне возможно, что оно бы значительно расширило рамки существования города-государства, дало бы новые впечатляющие находки…
Город русов-индоевропейцев Чатал-уюк.
Святилища-храмы Волоса-Вола. Крестообразная печать.
Спирально-свастичные печати. (Анатолия, Малая Азия).
Однако, нам приходится довольствоваться тем, что есть.
История самих археологических раскопок Чатал-уюка — прискорбна.
Как только учёными, проводившими вскрытие городища, было установлено с полной определённостью, что они имеют дело с одной из древнейших индоевропейских (т.е. «русских») культур, немедленно было прекращено финансирование.
Все работы были свёрнуты, а точнее, просто брошены. Не было произведено даже профессиональной консервации раскопа.
Уникальный археологический памятник планеты, который, по всем правилам, должен быть включён в списки ЮНЕСКО и оберегаться со всем тщанием, как культурное достояние земной цивилизации, фактически медленно уничтожается открытый дождям и ветрам — над уникальнейшим раскопом нет даже элементарных навесов, раскрытые и беззащитные стены святилищ, сложенные из кирпича-сырца, оползают, рушатся, зарастают сорной травой.
Определённые финансовые круги «мирового сообщества», не жалеющие средств на проведение изыскательских работ в нужном им направлении, наложили строжайший запрет на продолжение раскопок в Чатал-уюке.
Только этим объясняется категорический отказ правительства Турции выдать лицензию кому бы то ни было на продолжение археологических работ.
Городище русов неолитического периода, как и многие другие археологические памятники Ближнего Востока, обречено на полное уничтожение по одной причине — оно и его находки не вписываются в рамки «официальной» исторической схемы, согласно которой, основателями земной цивилизации и первых государств были семитские этносы Ближнего Востока.
Научный мир планеты, большая часть которого прекрасно разбирается в существе дела, молчаливо взирает на вершащееся чудовищное варварство.
И, тем не менее, те истинные археологические сокровища индоевропейцев, что были обнаружены в городище Чатал-уюка уже невозможно скрыть.
Находки были столь сенсационны, что сведения о них просочились в научную печать, несмотря на все табу и запреты.
Мир узнал о существовании на Ближнем Востоке высочайшей индоевропейской культуры за многие тысячелетия до появления там первых семитов.
В Чатал-уюке проживало до 7 тысяч жителей. И это — только в черте города. Скот в городе не держали, для этого существовали большие огороженные загоны за чертой городища, которые постоянно охранялись проживавшими там же пастухами с их семьями.
Русы Чатала были земледельцами — значительные земельные угодья окружали город. С учётом этого, мы можем прибавить к населению городища ещё две-три тысячи человек.
И чем город с 10 тысячным населением хуже городов-государств Шумера, имевших гораздо меньше жителей, а главное, гораздо более молодых? Только тем, что его строили не семиты, а русы!
Русы-индоевропейцы весьма основательно заботились о своём быте. В отличие от окружавших их полудиких племён, они могли себе это позволить.
Вместе с тем подобная планировка — дом к дому — не давала возможности чужакам- грабителям проникнуть в город. Само городище было одной большой крепостью, внешние стены которой были наиболее прочными и толстыми.
Русы Чатала умело пользовались луками. По сигналу тревоги тысячи лучников поднимались на крыши, перемещались к крайним домам и сверху осыпали чужаков градом стрел.
Городище было неприступным. И в нём, в отличие от большинства других городищ русов Ближнего Востока, не сохранилось следов погромов. Дикарей-погромщиков не допускали внутрь. Русы Чатала искусно владели пращой и копьями.
По оставшейся настенной росписи, изображающей согласованные боевые действия, по множеству выявленных наконечников боевых стрел, копий, каменных и глиняных шаров для пращи, боевых топориков, булав мы можем судить о высокой степени военной организации русов центральной Анатолии.
У русов Чатала существовало чёткое социальное расслоение на вождей-князей, жрецов-волхвов, воинов-дружинников и земледельцев. То есть, внутри общества имелось присущее индоевропейцам «кастовое» деление.
Вместе с тем, каждый земледелец был воином большой дружины, ополчения. А профессиональные воины — ближнее окружение князя — не чуралось работы на земле (традиции, дожившие до нашего времени в казачестве — воин-земледелец).
Воины, по тем временам, были основательно вооружены. Под полами жилищ были найдены целые клады из множества обсидиановых наконечников стрел, копий, дротиков.
Обсидиан был серьёзным источником доходов русов Чатала. Собственно, мы должны себе чётко представлять — в период с 12 по 2 тысячелетия до н.э. вся торговля, весь торговый обмен и всё сопутствующее им полностью находились в руках русов-индоевропейцев.
Русы были монополистами-первопроходцами не только в области строительства, архитектуры, земледелия и скотоводства, прикладных ремёсел, воинских искусств, технологических новшеств, но и в самой широкой торговле.
Огромные пространства, отсутствие транспорта и сети дорог не являлись препятствиями для них. Русы перемещались, путешествовали, ходили, ездили и плавали по всей тогдашней Ойкумене, по всему населённому миру.
И всё-таки, базой всему, основой основ, оставалось развитое и налаженное земледелие. Регулярно собираемые урожаи давали возможность делать основательные запасы на будущее, что высвобождало время, необходимое для всех прочих занятий.
Русы Чатала были чрезвычайно умелыми хозяйственниками-землеробами и осёдлыми скотоводами.
В Чатал-уюке культивировалось 22 вида полезных растений. А в домах — впервые в истории человечества — появились горшки с декоративными домашними растениями-цветами.
Но в сельском хозяйстве русы Чатал-уюка имели и особые заслуги. Они были первыми в мире ирригаторами — их поля орошались продуманной системой каналов.
Для эпохи неолита это было блестящим достижением. Пожалуй, не меньшим, чем первые в мире дороги русов-хирокитийцев.
И, хотя принято говорить, что «цивилизация началась в Шумере» (избитая фраза учебников и энциклопедий), фактически и однозначно цивилизация началась в Иерихоне и Чатал-уюке, за много тысячелетий до Шумера. И основателями земной цивилизации были всё те же русы…
Русы Чатала, как и все прочие представители Хомо сапиенс планеты, ещё не перешли в «бронзовый век». Хотя, некоторые исследователи считают, что основателями металлургии были именно жители Чатал-уюка.
По окраинам городища найдены отвалы отработанных медных руд, кусочки шлака, в мастерских имелись печи, весьма пригодные для выплавки металлов.
Но точных доказательств — кузнечных орудий и сложных медных или иных металлических изделий в Чатал-уюке пока не нашли (96% городища не раскопаны).
Цветные расписные рельефы и настенная живопись Чатала поражали воображение, такого богатства красок, сцен, сюжетов до этого городища, ещё не обнаруживали нигде.
Русы Чатал-уюка ещё не имели письменности. Они не оставили нам хроник-летописей и иных письменных источников о своём народе.
Но, по всей совокупности элементов их магически-изобразительной культуры, ритуальным и бытовым традициям, археологическим артефактам, антропологическим и этнографическим данным, мы можем их отнести только к русам-индоевропейцам Ближнего Востока.
И замалчивание подобных достижений русов, т.е., наших с вами предков, официальной наукой, только на основании их национальности, является преступлением, более того, типичным геноцидом.
Почему же молчат «правозащитники»? Риторический вопрос.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как в русской армии появился солдатский котелок
Солдатский котелок – один из самых очевидных предметов армейской экипировки практически во всех странах. Кажется, что существовал он всегда, а форма его отточена столетиями использования. На самом же деле привычный нам отечественный алюминиевый котелок с крышкой – предмет, история которого насчитывает меньше столетия.
Предшественники его действительно появились в середине XIX века.
Только для действующей армии!
Любители военной истории, стремясь установить «родословную» солдатского котелка, сумели разглядеть его на знаменитой картине фламандского художника Корнелиса Дюсарта «Старость». Предмет, действительно донельзя похожий на привычный нам котелок, стоит на переносной жаровне, рядом с сушащимся табаком. Утверждать однозначно, что это именно солдатская посуда, трудно: никаких иных указаний на то, что кто-то из персонажей картины имеет отношение к армии, нет. Но версия любопытная.
Еще один намек на солдатский котелок можно найти на картине другого фламандца – Питера Пауля Рубенса. Полотно «Возвращение с войны» написано в 1610 году и со всей очевидностью демонстрирует именно военную амуницию. Среди множества атрибутов походной жизни под арбалетом хорошо видна большая прямоугольная емкость с проволочной ручкой, а чуть левее – классический круглый котелок, но без ручки. И хотя оба предмета мало похожи на те котелки, которыми армии всего мира пользовались в ХХ столетии, конструкция действительно напоминает именно их.
И все-таки однозначных свидетельств того, что солдатский котелок появился на свет в XVII веке, до сих пор нет. Подобные ему элементы снаряжения – часть обмундирования массовых призывных армий, солдаты которых получают все свое имущество от государства. И потому, скорее всего, котелок как стандартизированное армейское имущество появляется лишь век спустя, в XVIII столетии. А подтверждения его существования, скажем, в русской армии можно найти только начиная со второй половины XIX века. Именно к этому времени относятся прямые упоминания «железного котелка».
В приказе, который описывает этот элемент солдатского имущества, есть любопытное примечание: котелок, считают в военном ведомстве, не положен «местным войскам, по роду службы своей не подвергающимся случайностям, для коих предназначаются котелки». Проще говоря, котелок считался принадлежностью действующей армии, в которой далеко не всегда можно было обеспечить горячее питание в привычной обстановке, и тогда солдатам приходилось готовить еду самим.
При этом котелок, в котором можно было сварить хоть суп, хоть кашу, должен был быть удобным для переноски: все, что не удавалось надежно приторочить к солдатскому скарбу, бренчало и выдавало местоположение бойца, а в походе болталось и мешало нормально идти.
«Боб» родом из Германии
Два требования – достаточный объем для приготовления горячей пищи на одного бойца и форма, удобная для переноски, – и определили в конце концов облик солдатского котелка. Причем в русской армии бобовидные котелки появляются довольно рано. В том же приказе от 1862 года, который процитирован выше, сказано, что «железный котелок имеет вид неправильного цилиндра, с эллиптическим основанием; передняя и боковая его стороны выпуклы, задняя, прилегающая к ранцу, вогнута». Классический солдатский «боб»!
Это очень хорошо видно на рисунках к положению 1874 года о довольствии команд Морского ведомства по части обмундирования и амуниции. Та же форма, та же крышка, та же ручка… Только материал изготовления долгое время был другим. В документах XIX столетия, описывающих, каким должен быть солдатский котелок, встречаются упоминания котелков железных, медных и даже – в приказе от 1910 года – бронзовых. И это понятно: алюминия в Российской империи не хватало даже для первоочередных армейских нужд, где уж тут тратить его на солдатскую посуду.
Преимущества бобовидного алюминиевого котелка продемонстрировала всему миру армия Германской империи, в которой он появился в том же 1910 году. От привычного нам сегодня котелка он отличался размерами: емкость посуды была 2,5 литра (из расчета на то, что солдату порой приходится самому готовить себе горячую пищу в котелке). Неопытному глазу трудно будет отличить германский котелок времен Первой Мировой войны от такого же котелка, выпущенного в середине 1930-х, если они не будут стоять рядом. Еще на «ранних» версиях котелка порой встречались специальные выступы наверху боковых стенок: на них полагалось класть комбинированную вилку-ложку, и это действительно было удобно.
Котелок для Красной Армии
Русская армия наверняка оценила все преимущества легкого и емкого трофейного котелка. Но наши солдаты так и не успели получить что-то похожее, поскольку перестала существовать и Российская империя, и ее армия. А в Красной Армии, вставшей на защиту первого в мире государства рабочих и крестьян, в перечни солдатского снаряжения входили самые разные котелки. Например, в 1926 году ввели чисто цилиндрический солдатский котелок объемом 2,3 литра. И только десять лет спустя в списке снаряжения красноармейца появился тот самый классический бобовидный котелок, который с минимальными изменениями дожил до наших дней.
Распространенное мнение гласит, что в РККА просто взяли и приспособили для своих нужд германский котелок образца 1931 года. Тот повторял котелок образца 1910 года, но был меньшего объема – 1,7 литра вместо 2,5 – и имел другие незначительные изменения. Например, ложку теперь можно было вставлять в прорези на ручке, приклепанной к крышке и собиравшей весь комплект в единый предмет (хотя основное предназначение этих прорезей — продевание ремня, который собирал котелок вместе и крепил его на ранце). Действительно, если поставить рядом два котелка – немецкий и советский – разницу будет уловить трудно. Только маркировки выдают страну, в которой сделали солдатскую посуду.
Есть, впрочем, и другая версия, гласящая, что немецкие котелки образца 1931 года могли первоначально выпускаться на советских предприятиях в рамках межгосударственного военного сотрудничества, и только после обкатки в вермахте их приняли на вооружение РККА. Звучит удивительно, но исследователям-энтузиастам известны, в частности, солдатские кружки немецкого образца, на которых стоит клеймо советского завода «Красный выборжец» – главного производителя армейской посуды. Да и стоит вспомнить, что приблизительно в это же время в Липецке проходили летную подготовку летчики будущего Люфтваффе, а в Казани – немецкие танкисты.
В частях Красной Армии котелки и образца 1926 года, и образца 1936 года, и даже образца 1910 года, доставшиеся в наследство от императорской армии, использовались фактически на равных. После начала Великой Отечественной войны, когда существенная часть армейского имущества западных военных округов оказалась в руках врага, а алюминий срочно требовался для производства, например, танковых двигателей и самолетов, пришлось срочно искать замену бобовидным алюминиевым котелкам. И тогда как более простые в производство пошли круглые котелки.
Делали их из стали, сначала лужеными, а потом и эмалированными. Так что нет ничего удивительного в том, что на фотографиях времен Великой Отечественной войны зачастую можно видеть солдат и офицеров, пользующихся одновременно и «бобовидными», и круглыми котелками.
Десантная «матрешка»
Круглые котелки продолжали выпускать и после войны: встречаются экземпляры с отметками ОТК середины и конца 1950-х годов. Но довольно быстро в распоряжении советских солдат остался только проверенный временем «боб», оказавшийся самым удобным. Под него шились специальные чехлы для переноски на поясном ремне, его можно было приторочить к армейскому «сидору», а когда в Советской армии появились более современные системы переноски снаряжения, на них тоже предусмотрели место под солдатский котелок.
Последнюю серьезную трансформацию отечественный солдатский котелок пережил в 1959 году. 17 сентября приказом министра обороны СССР на вооружение ВДВ был принят «комбинированный котелок с флягой». Удивительно, что эта идея не была реализована до войны, ведь в ней нет ничего сложного! Всего лишь потребовалось сделать флягу такой формы, чтобы она вставлялась в привычный бобовидный котелок, – и вместо двух предметов носить один. Поначалу такой комбинированный комплект состоял только из двух предметов: котелка без крышки и фляги, вставлявшейся в него так, что выступ у нее на верхней части плотно закрывал котелок.
Позднее к комплекту добавили «подкотельник»: аналог крышки армейского котелка, но надевающейся снизу так, чтобы не нужно было ее снимать, если нужно попить из фляги. Кстати, в таком варианте комплект можно использовать для опреснения воды на костре: функция, небесполезная для бойцов ВДВ и спецназа. И десантнику, берущему в руки такую «матрешку» (а в войсках десантный комплект окрестили именно так), вряд ли приходит в голову, какую долгую историю имеет этот простой на первый взгляд, но такой необходимый предмет солдатской экипировки.