какое буквосочетание всегда пишется без мягкого знака
Когда мягкий знак не пишется в словах?
Мягкий знак не пишется у существительных
Перечислим случаи, когда не следует писать мягкий знак после шипящих у слов, обозначающих предмет:
1. у существительных второго склонения мужского рода:
2. у существительных первого и второго склонения в форме родительного падежа множественного числа:
3. у существительных, заканчивающихся на -ня с предшествующим согласным:
Сравним с написанием слов с гласной буквой перед сочетанием -ня:
Понаблюдаем:
Не пишется «ь» у прилагательных
Согласно правилу орфографии не ставится мягкий знак
1. у относительных прилагательных, образованных от слов с мягкой основой, перед суффиксом -ск-:
2. в кратких формах качественных прилагательных единственного числа мужского рода, заканчивающихся на шипящие согласные «ж», «ч», «ш», «щ»:
Мягкий знак не пишется в сочетаниях согласных
В некоторых словах находятся рядом непарные мягкие шипящие «ч», «щ» и глухие или звонкие согласные. При произношении шипящие звучат мягко, а также смягчают находящиеся рядом согласные.
Понаблюдаем:
Но тем не менее в русском языке эта фонетическая мягкость согласных не обозначается орфографическим мягким знаком.
Мягкий знак не пишется в середине слов между согласными в сочетаниях нн, нч, нщ, рч, чк, чн, щн:
Мягкий знак не пишется в окончаниях возвратных глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени с конечным сочетанием -тся:
Для наглядности составим таблицу, в которой укажем слова разных частей речи, в формах которых не пишется мягкий знак.
Таблица
Видеоурок «Правописание мягкого знака»
Урок русского языка во 2 классе: «Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн без ь».
Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн без ь». Тип урока: Изучение нового материала. Программа: 2 класс «Школа России». Подготовила: учитель высшей категории МОО «ОШ № 5 г. Енакиево» Царёва Наталья Николаевна
Оборудование: презентация, солнышко, облачко, снежинка с заданием, карточки, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся.
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
2. Проверка домашнего задания. — Я тетрадь свою открою, и наклонно положу.
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. – Откройте тетрадочки, проверяем выполнения домашнего задания. Какое слово лишнее в каждой строке? (Матч, пончик) Запишите число и классная работа. (На доске) Не забываем о посадке во время работы с тетрадью. ІІ . Сообщение темы урока. Слайд 1.
-А ещё, какое сочетание мы знаем с этой буквой? (В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву. У! Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.)
4. Работа над новым словом. Слайд 3
5. Многозначность слова ТАРЕЛКА
— Составьте устно предложение со словом тарелка.
Вывод: Одно слово – много значений. Слово словарное, его надо запомнить или проверять по орфографическому словарику.
Учитель: А сейчас мы будем с вами работать над развитием речи, а трое наших учащихся будут работать по дифференцированным карточкам. (Дать карточки).
7. Работа по карточкам. Дифференцированная работа
— Первому уровню нужно просто вставить пропущенные буквы.
— Второму уровню поставить ещё и знаки препинания.
Второй уровень Расставьте знаки препинания, исправляя букву в начале предложения, вставьте пропущенные буквы. К окну подлетела сини…ка у окна стояли дети ребята открыли форто…ку сини…ка влетела в комнату пти…ка была голодна.
Третий уровень Вставьте пропущенные буквы. Расставьте предложения в последовательном порядке, чтобы получился текст. № ___Потом она беж…т в ово….ной магазин.
№ ___Обедает она то…но в два ч…са.
№ ___Веро…ка после школы катается на коньках.
№___Мама довольна своей до…кой.
— Что говорится о тарелочке? Поставьте вопрос (что делает?)
— Какой это член предложения? (сказуемое) Как подчёркивается? Что обозначает? (действие)
— Почему вы написали отдельно маленькое слово? (предлог).
Произносим звуки четко: Ж Ш Ч Щ!
— Что мы уже знаем о этих звуках?
а) Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие.
б) Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ША пиши с буквой А, ЧУ-ШУ пиши с буквой У.
в) В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.
— Какое стихотворения мы выучили на прошлом уроке, которое поможет нам запомнить это правило:
г) Ёлочка и белочка, шуточка, минуточка. Срочный, уличный, ночной, точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, где ЧН, а где ЧК. Мягкий знак не пишется, даже если слышится!
д) Точный, скучный и мучной, Мощный, точный и речной, Кочки, бочки, точки, дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН и встречается ЩН, Знаем точно: в тех словах 6 Мы не пишем мягкий знак. В сочетании ЧК места нет для смельчака. Мягкий знак не нужен там, это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях чк, чн, щн – ь знак не пишется.
Мозговой штурм. (На доске карточка со словом ТОЧКА)
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем в нашу любимую игру и играя, поучимся. (На доске слово ТОЧКА)
Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.
VI . Работа в парах. Учитель:— А сейчас будем работать в парах. – Мы будем закреплять знания по правописанию слов с сочетаниями чк, чн,-нч; нщ. Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, но она оставила на ваших партах белые снежинки. Эти снежиночки опустились к вам на парты, но они непростые, а с заданиями.
Взяли белые снежиночки. Что же нам надо сделать? Вы должны прочитать стихотворение и подчеркнуть в карточках слова, где есть сочетания чк, чн, нч, щн, а затем их выписать. Слайд 6.
— Внимательно прочитайте стихотворение.
3. Работа с орфоэпическим словарём на стр. 133. – Прочитайте эти слова так, как они произносятся
— С какой буквы напишем слова?
2. Выборочное списывание.
— Мальчики списывают слова с Ь, девочки без мягкого знака.
— МОЛОДЦЫ! Я вижу, что все с данной работой справились.
3. Исправьте ошибки. ( На доске слова)
Птичьки сказочьный сочный хищьник мощный сказочный внучька
— Откроем дневники и запишем задание. С.6, упр.7 Слайд 16. Урок наш окончен, выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно, усердно трудились. И знания ваши нам пригодились.- Молодцы! Сегодня все хорошо работали на уроке. Благодаря вашей ответственности мы справились со всеми задачами урока. Спасибо всем. Урок закончен.
Конспект урока «Правописание ЧК-ЧН»
Предмет: русский язык
Тема « Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нщ »
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образца «хорошего ученика»;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в УД, на самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные (ПР): научится применять правила правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ,щн;получит возможность научиться: подбирать примеры и с изученной орфограммой.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающегося к совместной УД по определению и применению знаний правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ, щн.
Тип урока : решение УЗ
Технологическая карта урока
Подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Здр, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня я буду вашим учителем. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, повернитесь и поприветствуйте наших уважаемых гостей. Тихонечко садитесь.
Открываем тетрадь и записываем число, классная работа.
Мне кажется, что кто-то не улыбнулся, одна хмурая тучка пробралась к нам в класс.
Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, давайте вслушаемся в слово ТУЧКА. Произнесём его вместе.
Какой звук слышите в середине слова?
А какой буквой обозначается этот звук?
Что мы знаем о букве ЧЕ?
А что вы можете сказать о звуке (Ч)?
Молодцы! Тучка открыла нам задание.
На какие группы можно разделить эти буквы?
Первый вариант выписывают буквы, которые на письме согласные всегда мягкие, второй – всегда твёрдые.
Слушают учителя, знакомятся, привествуют гостей.
Садятся, открывают тетради, записывают число.
Слушают учителя, смотрят презентацию, проговаривают слово.
Непарный, глухой,всегда мягкий.
Заглавные и маленькие, твёрдые и мягкие.
Проверяют, оценивают свою работу.
2.Актуализация опорных знаний, постановка темы,УЗ
«Правописание буквосочетаний чк, чн, чт»
Урок русского языка по программе «Школа России»
Регулятивные : сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
— вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; признать важность сохранения здоровья на каждом из уроков.
— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач, демонстрировать развитие основ самоорганизации учащихся.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели
И за парты тихо сели.
Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.
Мотивирование к учебной деятельности.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо. (французский мыслитель и философ)
— Как вы понимаете выражение «работать над собой», «ставить новые цели»?
— Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? ( высказывания детей )
— Какие цели вы поставите на урок?
— Можно ли в школе ли на уроке сохранять здоровье?
Я надеюсь, что ожидания ваши исполнятся.
— Настраиваемся на рабочую волну и вспоминаем наш девиз ( дети хором читают ):
Актуализация знаний. (10’)
1 Минутка чистописания. Какую цель поставим?
Разработаем наши пальчики. Упражнение «Многоножки»
Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пальцы рук.
— Откройте тетради, запишите число, пропишите буквы и, понаблюдав, сделайте вывод.
— Какие буквы вы написали?
— Что можете о них сказать?
— Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)
— Назовите орфограммы, в которых встречаются эти буквы. (жи – ши, чу-щу, ча-ща)
— Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз.
Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние.
— Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.
— Приведите свои примеры слов с такими сочетаниями.
Прочитайте предложение на доске.
Что это такое? Объясните смысл пословиц.
Здоровье дороже денег.
Добрым быть – долго жить.
Спишите любую пословицу
Возьмите зеленый карандаш и выделите мягкие согласные буквы.
Обозначьте зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Зачем словам нужен мягкий знак? (обозначать мягкость)
-Какие буквы помогают мягкому знаку и тоже указывают на мягкость согласного?
4. Введение новых знаний. (5 ’)
Вот, ребята, какая история возникла у детей 1 класса Васи и Пети. Шли как-то они вдоль дороги и увидели такой плакат: (слайд 1)
Почему в слове СПИЧКИ мягкость согласного звука [ч] не обозначена мягким знаком? (Слайд 2)
5. Построение проекта выхода из затруднения. (12’)
— Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
«Правописание буквосочетаний чк, чн, чт»
Ребята, я предлагаю вам поразмышлять и этот вопрос обсудить с товарищем по парте и попробуйте доказать пишется или не пишется Ь знак после буквы Ч перед К? ( даю время для обсуждения)
— Какой звук обозначает буква Ч. Дайте ему характеристику?
— Есть ли у [Ч’] парный согласный по твёрдости?
— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? ( Он всегда мягкий )
— Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? ( буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака ). (На доску вывешиваю карточку: ЧК)
Выслушивается мнение нескольких пар. Дети доказывают свою версию и приходят к выводу: звук [Ч’] всегда мягкий и не требует дополнительной мягкости. Поэтому после буквы Ч перед буквой К мягкий знак не пишется). Ребята, так в слове спички будем, писать мягкий знак? (Нет)
Запишите слово в тетрадь
— Кто-то из вас баловался спичками?
Посмотрите к чему это может привести (слайд 4)
Упражнение «Задуй спичку»
Представьте, что в руках у вас спичка погасите ее быстрым выдохом.
Сделайте так, чтобы пламя просто колебалось, а не погасло.
1 Покажите свое упражнение, которое вместе с родителями выполняли дома в комплексе утренней зарядки.
2 В одном селе жили самые счастливые люди. Почему они были счастливы? А оказывается все просто. Они умели дарить радость и добро друг другу. Они протягивали друг руки, ладошки их встречались и вспыхивала теплая крошечная искорка, такая маленькая, что не обжигала, а просто согревала. Давайте протянем друг другу ладошки, передадим друг другу тепло и добро.
О ком говорю сейчас я?
— Ребенок или подросток женского пола. (девочка)
Кто запишет слово на доске?
Где можно посмотреть правильное написание слова? (орфографический словарь)
— Нужен ли мягкий знак в этом слове?
Закройте глаза и представьте. Что у вас вырос нос как у Буратино. Обмакните его в чернильницу и напишите в воздухе, тогда никогда не забудете, как оно пишется.
Подчеркните новую орфограмму
6. Реализация построенного проекта.
— Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?
Слова для наблюдения:
почта дочка ручной
чтение ручки ночник
мечта печка мучной
Прочтите эти слова и карандашом подчеркните буквы Ч, и стоящего соседа справа.
Проверка по образцу – (слайд 5)
почта дочка ручной
чтение ручки ночник
мечта печка мучной
— Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу: их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.
— Я предлагаю вам сравнить наш вывод с правилом в учебнике на с.111.
— Оно чем-нибудь отличается от нашего с вами вывода? (нет) Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие ученые.
— А кто готов повторить правило и привести свои примеры? (ученик повторяет, приводя свои примеры)
7. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
— Откройте, пожалуйста, упр. 3 (с.111)
— О чем нам нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. ( Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака )
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, пишутся без Ь)
— Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?
— Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?
— Что вам показалось важным на уроке?
— Ваши ожидания оправдались?
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!
Рысёнок Кисточка написал поздравительную открытку своей подружке,пантере Ночке. И задумался как правильно писать её имя,ведь слово Ночь пишется с Ь знаком,а в её имени надо писать или нет?
В общем, у него нет сил так много работать!
«Тся» и «ться» в глаголах
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.