какое буквосочетание всегда пишется без мягкого знака

Когда мягкий знак не пишется в словах?

какое буквосочетание всегда пишется без мягкого знака

Мягкий знак не пишется у существительных

Перечислим слу­чаи, когда не сле­ду­ет писать мяг­кий знак после шипя­щих у слов, обо­зна­ча­ю­щих предмет:

1. у суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния муж­ско­го рода:

2. у суще­стви­тель­ных пер­во­го и вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа:

3. у суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ня с пред­ше­ству­ю­щим согласным:

Сравним с напи­са­ни­ем слов с глас­ной бук­вой перед соче­та­ни­ем -ня:

Понаблюдаем:

Не пишется «ь» у прилагательных

Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии не ста­вит­ся мяг­кий знак

1. у отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от слов с мяг­кой осно­вой, перед суф­фик­сом -ск-:

2. в крат­ких фор­мах каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на шипя­щие соглас­ные «ж», «ч», «ш», «щ»:

Мягкий знак не пишется в сочетаниях согласных

В неко­то­рых сло­вах нахо­дят­ся рядом непар­ные мяг­кие шипя­щие «ч», «щ» и глу­хие или звон­кие соглас­ные. При про­из­но­ше­нии шипя­щие зву­чат мяг­ко, а так­же смяг­ча­ют нахо­дя­щи­е­ся рядом согласные.

Понаблюдаем:

Но тем не менее в рус­ском язы­ке эта фоне­ти­че­ская мяг­кость соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся орфо­гра­фи­че­ским мяг­ким знаком.

Мягкий знак не пишет­ся в сере­дине слов меж­ду соглас­ны­ми в соче­та­ни­ях нн, нч, нщ, рч, чк, чн, щн:

Мягкий знак не пишет­ся в окон­ча­ни­ях воз­врат­ных гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни с конеч­ным соче­та­ни­ем -тся:

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем сло­ва раз­ных частей речи, в фор­мах кото­рых не пишет­ся мяг­кий знак.

Таблица

Видеоурок «Правописание мягкого знака»

Источник

Урок русского языка во 2 классе: «Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн без ь».

Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн без ь». Тип урока: Изучение нового материала. Программа: 2 класс «Школа России». Подготовила: учитель высшей категории МОО «ОШ № 5 г. Енакиево» Царёва Наталья Николаевна

Оборудование: презентация, солнышко, облачко, снежинка с заданием, карточки, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся.

Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

2. Проверка домашнего задания. — Я тетрадь свою открою, и наклонно положу.
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. – Откройте тетрадочки, проверяем выполнения домашнего задания. Какое слово лишнее в каждой строке? (Матч, пончик) Запишите число и классная работа. (На доске) Не забываем о посадке во время работы с тетрадью. ІІ . Сообщение темы урока. Слайд 1.

-А ещё, какое сочетание мы знаем с этой буквой? (В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву. У! Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.)

4. Работа над новым словом. Слайд 3

5. Многозначность слова ТАРЕЛКА

— Составьте устно предложение со словом тарелка.

Вывод: Одно слово – много значений. Слово словарное, его надо запомнить или проверять по орфографическому словарику.

Учитель: А сейчас мы будем с вами работать над развитием речи, а трое наших учащихся будут работать по дифференцированным карточкам. (Дать карточки).

7. Работа по карточкам. Дифференцированная работа

— Первому уровню нужно просто вставить пропущенные буквы.

— Второму уровню поставить ещё и знаки препинания.

Второй уровень Расставьте знаки препинания, исправляя букву в начале предложения, вставьте пропущенные буквы. К окну подлетела сини…ка у окна стояли дети ребята открыли форто…ку сини…ка влетела в комнату пти…ка была голодна.

Третий уровень Вставьте пропущенные буквы. Расставьте предложения в последовательном порядке, чтобы получился текст. № ___Потом она беж…т в ово….ной магазин.

___Обедает она то…но в два ч…са.

___Веро…ка после школы катается на коньках.

___Мама довольна своей до…кой.

— Что говорится о тарелочке? Поставьте вопрос (что делает?)

— Какой это член предложения? (сказуемое) Как подчёркивается? Что обозначает? (действие)

— Почему вы написали отдельно маленькое слово? (предлог).

Произносим звуки четко: Ж Ш Ч Щ!

— Что мы уже знаем о этих звуках?

а) Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие.

б) Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ША пиши с буквой А, ЧУ-ШУ пиши с буквой У.

в) В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

— Какое стихотворения мы выучили на прошлом уроке, которое поможет нам запомнить это правило:

г) Ёлочка и белочка, шуточка, минуточка. Срочный, уличный, ночной, точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, где ЧН, а где ЧК. Мягкий знак не пишется, даже если слышится!

д) Точный, скучный и мучной, Мощный, точный и речной, Кочки, бочки, точки, дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН и встречается ЩН, Знаем точно: в тех словах 6 Мы не пишем мягкий знак. В сочетании ЧК места нет для смельчака. Мягкий знак не нужен там, это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях чк, чн, щн – ь знак не пишется.

Мозговой штурм. (На доске карточка со словом ТОЧКА)

Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем в нашу любимую игру и играя, поучимся. (На доске слово ТОЧКА)

Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением.

VI . Работа в парах. Учитель:— А сейчас будем работать в парах. – Мы будем закреплять знания по правописанию слов с сочетаниями чк, чн,-нч; нщ. Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, но она оставила на ваших партах белые снежинки. Эти снежиночки опустились к вам на парты, но они непростые, а с заданиями.

Взяли белые снежиночки. Что же нам надо сделать? Вы должны прочитать стихотворение и подчеркнуть в карточках слова, где есть сочетания чк, чн, нч, щн, а затем их выписать. Слайд 6.

— Внимательно прочитайте стихотворение.

3. Работа с орфоэпическим словарём на стр. 133. – Прочитайте эти слова так, как они произносятся

— С какой буквы напишем слова?

2. Выборочное списывание.

— Мальчики списывают слова с Ь, девочки без мягкого знака.

— МОЛОДЦЫ! Я вижу, что все с данной работой справились.

3. Исправьте ошибки. ( На доске слова)

Птичьки сказочьный сочный хищьник мощный сказочный внучька

— Откроем дневники и запишем задание. С.6, упр.7 Слайд 16. Урок наш окончен, выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно, усердно трудились. И знания ваши нам пригодились.- Молодцы! Сегодня все хорошо работали на уроке. Благодаря вашей ответственности мы справились со всеми задачами урока. Спасибо всем. Урок закончен.

Источник

Конспект урока «Правописание ЧК-ЧН»

Предмет: русский язык

Тема « Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нщ »

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образца «хорошего ученика»;

учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в УД, на самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные (ПР): научится применять правила правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ,щн;получит возможность научиться: подбирать примеры и с изученной орфограммой.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающегося к совместной УД по определению и применению знаний правописания буквосочетаний чк, чн, чт, нщ, щн.

Тип урока : решение УЗ

Технологическая карта урока

Подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

Здр, ребята! Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня я буду вашим учителем. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, повернитесь и поприветствуйте наших уважаемых гостей. Тихонечко садитесь.

Открываем тетрадь и записываем число, классная работа.

Мне кажется, что кто-то не улыбнулся, одна хмурая тучка пробралась к нам в класс.

Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, давайте вслушаемся в слово ТУЧКА. Произнесём его вместе.

Какой звук слышите в середине слова?

А какой буквой обозначается этот звук?

Что мы знаем о букве ЧЕ?

А что вы можете сказать о звуке (Ч)?

Молодцы! Тучка открыла нам задание.

На какие группы можно разделить эти буквы?

Первый вариант выписывают буквы, которые на письме согласные всегда мягкие, второй – всегда твёрдые.

Слушают учителя, знакомятся, привествуют гостей.

Садятся, открывают тетради, записывают число.

Слушают учителя, смотрят презентацию, проговаривают слово.

Непарный, глухой,всегда мягкий.

Заглавные и маленькие, твёрдые и мягкие.

Проверяют, оценивают свою работу.

2.Актуализация опорных знаний, постановка темы,УЗ

Источник

«Правописание буквосочетаний чк, чн, чт»

Урок русского языка по программе «Школа России»

Регулятивные : сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

— вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; признать важность сохранения здоровья на каждом из уроков.

— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач, демонстрировать развитие основ самоорганизации учащихся.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели

И за парты тихо сели.

Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.

Мотивирование к учебной деятельности.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо. (французский мыслитель и философ)

— Как вы понимаете выражение «работать над собой», «ставить новые цели»?

— Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? ( высказывания детей )

— Какие цели вы поставите на урок?

— Можно ли в школе ли на уроке сохранять здоровье?

Я надеюсь, что ожидания ваши исполнятся.

— Настраиваемся на рабочую волну и вспоминаем наш девиз ( дети хором читают ):

Актуализация знаний. (10’)

1 Минутка чистописания. Какую цель поставим?

Разработаем наши пальчики. Упражнение «Многоножки»

Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пальцы рук.

— Откройте тетради, запишите число, пропишите буквы и, понаблюдав, сделайте вывод.

— Какие буквы вы написали?

— Что можете о них сказать?

— Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)

— Назовите орфограммы, в которых встречаются эти буквы. (жи – ши, чу-щу, ча-ща)

— Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз.

Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние.

— Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.

— Приведите свои примеры слов с такими сочетаниями.

Прочитайте предложение на доске.

Что это такое? Объясните смысл пословиц.

Здоровье дороже денег.

Добрым быть – долго жить.

Спишите любую пословицу

Возьмите зеленый карандаш и выделите мягкие согласные буквы.

Обозначьте зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Зачем словам нужен мягкий знак? (обозначать мягкость)

-Какие буквы помогают мягкому знаку и тоже указывают на мягкость согласного?

4. Введение новых знаний. (5 ’)

Вот, ребята, какая история возникла у детей 1 класса Васи и Пети. Шли как-то они вдоль дороги и увидели такой плакат: (слайд 1)

какое буквосочетание всегда пишется без мягкого знака

Почему в слове СПИЧКИ мягкость согласного звука [ч] не обозначена мягким знаком? (Слайд 2)

5. Построение проекта выхода из затруднения. (12’)

— Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

«Правописание буквосочетаний чк, чн, чт»

Ребята, я предлагаю вам поразмышлять и этот вопрос обсудить с товарищем по парте и попробуйте доказать пишется или не пишется Ь знак после буквы Ч перед К? ( даю время для обсуждения)

— Какой звук обозначает буква Ч. Дайте ему характеристику?

— Есть ли у [Ч’] парный согласный по твёрдости?

— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? ( Он всегда мягкий )

— Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? ( буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака ). (На доску вывешиваю карточку: ЧК)

Выслушивается мнение нескольких пар. Дети доказывают свою версию и приходят к выводу: звук [Ч’] всегда мягкий и не требует дополнительной мягкости. Поэтому после буквы Ч перед буквой К мягкий знак не пишется). Ребята, так в слове спички будем, писать мягкий знак? (Нет)

Запишите слово в тетрадь

— Кто-то из вас баловался спичками?

Посмотрите к чему это может привести (слайд 4)

Упражнение «Задуй спичку»

Представьте, что в руках у вас спичка погасите ее быстрым выдохом.

Сделайте так, чтобы пламя просто колебалось, а не погасло.

1 Покажите свое упражнение, которое вместе с родителями выполняли дома в комплексе утренней зарядки.

2 В одном селе жили самые счастливые люди. Почему они были счастливы? А оказывается все просто. Они умели дарить радость и добро друг другу. Они протягивали друг руки, ладошки их встречались и вспыхивала теплая крошечная искорка, такая маленькая, что не обжигала, а просто согревала. Давайте протянем друг другу ладошки, передадим друг другу тепло и добро.

О ком говорю сейчас я?

— Ребенок или подросток женского пола. (девочка)

Кто запишет слово на доске?

Где можно посмотреть правильное написание слова? (орфографический словарь)

— Нужен ли мягкий знак в этом слове?

Закройте глаза и представьте. Что у вас вырос нос как у Буратино. Обмакните его в чернильницу и напишите в воздухе, тогда никогда не забудете, как оно пишется.

Подчеркните новую орфограмму

6. Реализация построенного проекта.

— Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?

Слова для наблюдения:

почта дочка ручной

чтение ручки ночник

мечта печка мучной

Прочтите эти слова и карандашом подчеркните буквы Ч, и стоящего соседа справа.

Проверка по образцу – (слайд 5)

почта дочка ручной

чтение ручки ночник

мечта печка мучной

— Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу: их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.

— Я предлагаю вам сравнить наш вывод с правилом в учебнике на с.111.

— Оно чем-нибудь отличается от нашего с вами вывода? (нет) Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие ученые.

— А кто готов повторить правило и привести свои примеры? (ученик повторяет, приводя свои примеры)

7. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

— Откройте, пожалуйста, упр. 3 (с.111)

— О чем нам нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. ( Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака )

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, пишутся без Ь)

— Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?

— Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?

— Что вам показалось важным на уроке?

— Ваши ожидания оправдались?

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

Рысёнок Кисточка написал поздравительную открытку своей подружке,пантере Ночке. И задумался как правильно писать её имя,ведь слово Ночь пишется с Ь знаком,а в её имени надо писать или нет?

В общем, у него нет сил так много работать!

Источник

«Тся» и «ться» в глаголах

В соче­та­нии -тся не пишет­ся мяг­кий знак как в гла­го­лах 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В -ться пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый обо­зна­ча­ет неопре­де­лён­ную фор­му глагола.

У воз­врат­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние окон­ча­ний с мяг­ким зна­ком или без него:

Как опре­де­лить, нуж­но напи­сать мяг­кий знак в окон­ча­нии гла­го­лов перед пост­фик­сом (суф­фик­сом) -ся или нет? Ведь конеч­ные бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во как [ца]:

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Понаблюдаем:

Андрей (что дела­ет?) тре­ни­ру­ет­ся несколь­ко часов каж­дый день.

Скоро солн­це (что сде­ла­ет?) появит­ся на голу­бом небе.

какое буквосочетание всегда пишется без мягкого знака

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Дети (что дела­ют?) несут­ся на лыжах с высо­кой горы.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Хмурой осе­нью туман может сте­лит ь ся подол­гу на дороге.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

Озорник боит­ся при­знат ь ся мате­ри в шалости.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью задан­ных вопросов:

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Нам уже начи­на­ет нра­вить­ся наше путешествие.

Рыбак уся­дет­ся на бере­гу озе­ра и заки­нет удочку.

Мне хочет­ся воз­вра­тить­ся поско­рее домой.

Эти зна­ния долж­ны при­го­дить­ся мне в будущем.

Мне хочет­ся стре­мить­ся к луч­ше­му результату.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *