какое богослужение православной церкви объединяет службы вечерню и утреню

Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Часы

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник

Суточный круг богослужения

какое богослужение православной церкви объединяет службы вечерню и утреню

Цер­ков­ное бого­слу­же­ние цик­лично, и литур­ги­сты гово­рят о трех кругах бого­слу­же­ния: суточ­ном, сед­мич­ном и годо­вом. В насто­я­щем очерке Алек­сея Сер­ге­е­вича Каш­кина, пре­по­да­ва­теля СПДС, речь пойдет о суточ­ном круге бого­слу­же­ния.

Суточ­ный круг бого­слу­же­ния состав­ляют службы, совер­ша­е­мые в тече­ние суток, причем сутки по цер­ков­ному счис­ле­нию начи­на­ются с вечера, так что каждый вечер в бого­слу­жеб­ном смысле отно­сится уже к зав­траш­нему дню. Это счис­ле­ние пере­шло в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь из Вет­хого Завета. Евреи счи­тали нача­лом суток время сол­неч­ного заката (при­мерно 18.00), и поэтому сут­ками счи­тался период между сол­неч­ным зака­том насто­я­щего дня и сле­ду­ю­щего дня.

В своем совре­мен­ном виде суточ­ный круг бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался к XI в. Он вклю­чает в себя восемь отдель­ных служб: вечерню, пове­че­рие, полу­нощ­ницу, утреню, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час и 9‑й час. Каждая из ука­зан­ных служб «при­вя­зана» к опре­де­лен­ному вре­мени суток, о чем подроб­нее будет ска­зано далее. Как видно, в этот пере­чень не вклю­чено самое глав­ное бого­слу­же­ние Церкви – литур­гия, причем сде­лано это наме­ренно, так как, несмотря на почти еже­днев­ное совер­ше­ние литур­гии, есть серьез­ные осно­ва­ния против ее отне­се­ния к суточ­ному кругу бого­слу­же­ния. Во-первых, литур­гия никак не может счи­таться рядо­вым бого­слу­же­нием, но явля­ется таин­ством, более того, «таин­ством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литур­гия не совер­ша­ется (среда и пят­ница сырной сед­мицы, поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й седмиц Святой Четы­ре­де­сят­ницы, поне­дель­ник и втор­ник 5‑й сед­мицы, Вели­кая Пят­ница). В то же время осталь­ные службы, в част­но­сти, вечерня, утреня и часы, совер­ша­ются во все дни без исклю­че­ния. В‑третьих, Евха­ри­стия в Уставе не свя­зы­ва­ется с опре­де­лен­ным вре­ме­нем суток, литур­гия может совер­шаться в раз­лич­ное время. Чаще она совер­ша­ется утром (хотя и здесь воз­можны вари­а­ции: в вос­крес­ные дни и в вели­кие празд­ники она по Типи­кону должна начи­наться «в начале 3‑го часа» (≈ 9.00), в суб­боту – «в начале 4‑го часа» (около 10.00), во все осталь­ные дни сед­мицы – «в начале 5‑го часа» (≈ 11.00)), но в неко­то­рые дни цер­ков­ного поста она пола­га­ется после вечерни, то есть во 2‑й поло­вине дня.

Устав для совер­ше­ния каждой службы назна­чает опре­де­лен­ное время, причем раз­лич­ные виды одной и той же службы могут совер­шаться в разное время.

Вечерня почти всегда совер­ша­ется вече­ром (кроме тех слу­чаев, когда она соеди­ня­ется с литур­гией). Однако все три вида вечерни (малая, все­днев­ная и вели­кая) должны, согласно Уставу, совер­шаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде сол­неч­ного захож­де­ния» (Типи­кон, глава 1‑я); вели­кая вечерня на бдении начи­на­ется «по еже зайти солнцу мало» (Типи­кон, глава 2‑я); тогда как все­днев­ная вечерня – «пред вече­ром мало» (Типи­кон, глава 9‑я). Как видно, Типи­кон ука­зы­вает только при­бли­зи­тель­ное время для начала бого­слу­же­ний; кон­крет­ный же час опре­де­ля­ется в соот­вет­ствии с местом и вре­ме­нем года (скорее всего, это обсто­я­тель­ство свя­зано с тем, что в сред­ние века люди вообще не имели обычая ука­зы­вать кон­крет­ное время, так что даже минут­ная стрелка на часах долгое время отсут­ство­вала).

Пове­че­рие совер­ша­ется «по вечери», то есть после вечер­ней тра­пезы, после ужина, кото­рый бывает по окон­ча­нии вечерни. В мона­стыр­ском укладе пове­че­рие еще играет роль бого­слу­же­ния на сон гря­ду­щий; в конце пове­че­рия совер­ша­ется еже­днев­ный чин про­ще­ния: сна­чала свя­щен­ник просит про­ще­ния у братии, затем мона­ше­ству­ю­щие просят друг у друга про­ще­ния за минув­ший день, после чего рас­хо­дятся по кельям. Пове­че­рие бывает двух типов: малое и вели­кое. Малое пола­га­ется чаще всего, тогда как вели­кое пове­че­рие (более тор­же­ствен­ная и про­дол­жи­тель­ная служба) совер­ша­ется редко, всего 34 раза в году (сед­мич­ные дни Вели­кого поста, нака­нуне Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также на сырной сед­мице во втор­ник и чет­верг).

Полу­нощ­ница совер­ша­ется рано утром, сразу после ноч­ного сна. По своему идей­ному зна­че­нию она может рас­смат­ри­ваться как общая утрен­няя молитва, а ее основу состав­ляет чтение 17‑й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе кото­рой есть упо­ми­на­ние запо­ве­дей Гос­под­них, так что еже­днев­ное чтение данной кафисмы служит напо­ми­на­нием необ­хо­ди­мо­сти выстра­и­вать свою жизнь в соот­вет­ствии с зако­ном Божиим. В насто­я­щее время полу­нощ­ница совер­ша­ется только в мона­сты­рях (хотя есть и исклю­че­ния, напри­мер, в Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии недавно появи­лась прак­тика слу­жить полу­нощ­ницу на 1‑й сед­мице Вели­кого поста).

Утреня, если она не входит в состав все­нощ­ного бдения, совер­ша­ется рано утром, почти сразу же после полу­нощ­ницы (после неболь­шого пере­рыва). Инте­ресно, что гре­че­ское назва­ние утрени «орфрос» свя­зы­вают с гла­го­лом «орфризо», кото­рый озна­чает «с трудом раз­ли­чать» и ука­зы­вает, что утреня должна начи­наться еще затемно, но с таким рас­че­том, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что воз­глас перед сла­во­сло­вием «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» уже должен про­из­но­ситься после рас­света. В Неделю Пасхи утреня начи­на­ется ровно в пол­ночь, а два дня в году – чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (день чтения Вели­кого канона) и в Вели­кую Пят­ницу – слу­же­ние утрени назна­ча­ется в вечер­нее время самим Уста­вом.

Службы часов назна­чены Уста­вом на 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й часы дня по восточ­ному счис­ле­нию. В пере­воде на совре­мен­ную систему отсчета вре­мени полу­чится сле­ду­ю­щее:

Почему именно в такое время? Нужно вспом­нить, что рим­ские сутки дели­лись на две равные части: день и ночь. Каждая из поло­ви­нок, в свою оче­редь, дели­лась на трех­ча­сия. 1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й – это первые часы каждой из чет­вер­тей дня; первый час соот­вет­ствует шести утра. О том, что именно эти часы было при­нято освя­щать молит­вой, нам сооб­щает Книга Деяний апо­столь­ских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девя­тый ( Деян. 3:1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помо­литься ( Деян. 10:9 ). Часы также напо­ми­нают о собы­тиях Свя­щен­ной Исто­рии, про­ис­хо­див­ших именно в эти вре­мен­ные отрезки. На службе пер­вого часа вспо­ми­на­ется путь Иисуса Христа от пер­во­свя­щен­ника Каиафы в пре­то­рию к про­ку­ра­тору Понтию Пилату и лже­сви­де­тель­ства на Него; на тре­тьем часе – суд Пилата и истя­за­ния Гос­пода, а также соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов. Шестой час – шествие Спа­си­теля на Гол­гофу, Его рас­пя­тие, тьма по всей земле; нако­нец, час девя­тый – вос­по­ми­на­ние Крест­ной смерти Спа­си­теля.

В древ­но­сти, осо­бенно в мона­сты­рях, каждая служба суточ­ного круга совер­ша­лась отдельно от других. Но впо­след­ствии Цер­ковь, снис­ходя к житей­ским нуждам хри­стиан, к их немощи, назна­чила отправ­лять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сфор­ми­ро­ва­лись 3 группы служб: утрен­няя, днев­ная и вечер­няя.

Утрен­нюю группу служб соста­вили, таким обра­зом, полу­нощ­ница, утреня, 1‑й час; днев­ную – 3‑й час, 6‑й час и литур­гия; вечер­нюю – 9‑й час, вечерня и пове­черие. Такова иде­аль­ная кар­тина бого­слу­же­ния в соот­вет­ствии с Типи­ко­ном. Осо­бен­ное вни­ма­ние сле­дует обра­тить на поло­же­ние 9‑го часа в этой схеме: явля­ясь нача­лом вечер­него бого­слу­же­ния, кото­рое имеет отно­ше­ние к гря­ду­щему дню, 9‑й час сам завер­шает службу ухо­дя­щего дня, так как на нем чита­ются тро­парь и кондак ухо­дя­щего дня. Это сим­во­ли­зи­рует непре­рыв­ность бого­слу­же­ния в Пра­во­слав­ной Церкви.

Такое раз­де­ле­ние суточ­ного круга на три группы служб имеет своим осно­ва­нием слова Псал­мо­певца: «Вечер и заутра и полу­дне повем, и воз­вещу, и услы­шит глас мой» ( Пс. 54:18 ), а также слова цер­ков­ной молитвы: «Вечер, и заутра, и полу­дне, хвалим, бла­го­сло­вим, бла­го­да­рим и молимся Тебе, Вла­дыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике все службы суточ­ного круга делятся на две части: вечер­нюю и днев­ную (утрен­нюю). В вечер­нее бого­слу­же­ние входят: 9‑й час, вечерня, утреня и 1‑й час. Утрен­нее бого­слу­же­ние вклю­чает в себя 3‑й, 6‑й часы и Боже­ствен­ную литур­гию. Как видно из перечня (а также из самой прак­тики), на при­хо­дах редко совер­ша­ются такие службы, как пове­че­рие и полу­нощ­ница. При этом вели­кому пове­че­рию, можно ска­зать, «повезло» в боль­шей сте­пени; оно совер­ша­ется в Наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также в сед­мич­ные дни Вели­кого поста. Малое же пове­че­рие совер­ша­ется крайне редко (напри­мер, в храме Сара­тов­ской духов­ной семи­на­рии оно совер­ша­ется 5–6 раз в году: в пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­стова, нака­нуне Вели­кого Поне­дель­ника и Вели­кого Чет­верга, а также вече­ром на Пяти­де­сят­ницу). Полу­нощ­ница в клас­си­че­ском виде не совер­ша­ется вовсе (служба, име­ну­е­мая «пас­халь­ной полу­нощ­ни­цей», на самом деле явля­ется бого­слу­же­нием совсем дру­гого типа – это вышед­шая из упо­треб­ле­ния кон­стан­ти­но­поль­ская служба «пан­ни­хис»).

Начало вечер­него бого­слу­же­ния колеб­лется от 15.00 до 18.00 (в зави­си­мо­сти от вре­мени года и воз­мож­но­стей при­хо­жан), а утрен­нее бого­слу­же­ние начи­на­ется в 8.00–10.00. Ранние литур­гии, совер­ша­ю­щи­еся в боль­ших собор­ных храмах, могут начи­наться в 7.00. Такова совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная прак­тика в тече­ние боль­шей части года (кроме пери­ода Вели­кого поста).

Источник

II. Богослужение православной церкви

§ 6. Богослужение православной церкви

Богослужение православной церкви бывает общественное и частное.

Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами.

§ 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания

Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания, из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями.

Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета.

Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния.

(Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого, когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года

От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную

На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-яНа утрениНа вечери
1) Воскресенье2 и 3
2)Понедельник4 и 56
3)Вторник7–89
4)Среда10–1112
5)Четверг13–1415
6)Пятница19–2018
7)Суббота16–171

От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы)

На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-яНа утрениНа вечери
1) Воскресенье2 и 3
2)Понедельник4,5,618
3)Вторник7,8,9
4)Среда10,11,12
5)Четверг13,14,15
6)Пятница19–20
7)Суббота16–71

В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы).

На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-яНа утрениНа 1-м часеНа 3-м часеНа 6-м часеНа 9-м часеНа вечери
1) Воскресенье2,3,17– не порочны
2)Понедельник4,5,678918
3)Вторник10,11,121314151618
4)Среда19,20,1234518
5)Четверг6,7,8,910111218
6)Пятница18,14,151920
7)Суббота16,171

В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы)

На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-яНа утрениНа 1-м часеНа 3-м часеНа 6-м часеНа 9-м часеНа вечери
1) Воскресенье1)2,3,17
2)Понедельник4,5,678910
3)Вторник11,12,181415161819
4)Среда20,1,234567
5)Четверг–89101112
6)Пятница13,14,15192018
7)Суббота16,171

В Страстную неделю

На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-яУтреняНа 3-м часеНа 6-м часеВечери
1) Воскресенье2–3
2)Понедельник4,5,67818
3)Вторник9,10,11121318
4)Среда14,15,16192018
5)Четверг
6)Пятница
7)Суббота17 не порочны

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу;

На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинаѳмых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила:

а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным.

б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные.

в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых.

г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие.

д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом.

§ 8. Богослужебные книги

Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

К книгам, составляющим неизменяемую часть общественного Богослужения, относятся: часослов и служебник; а к составляющим неизменяемую часть Богослужения: – октоих, минея месячная и общая, и триоди.

1) Часослов, или часовник, содержит чинопоследования суточных церковных служб, расположенных по определенным часам дня с теми преимущественно молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и Овцами. В нем содержатся чинопоследования: 1) полунощницы вседневной будничной, субботней и воскресной, 2) утрени, 3) первого часа, 4) третьего часа, 5) шестого часа, 6) изобразительных 7) девятого часа, 8) вечерня и 9) повечерия – великого и малого.

После служб помещаются тропари и богородичны отпустительные – воскресни, поемые на утрени, а в прочие седьмичные дни поемые на вечерни и утрени, и последование молебна.

2) Служебник содержит в себе чинопоследования вечерни, утрени, литургии Златоустого, Василия Великого и преждеосвященных Даров с теми молитвословиями, какие употребляются священником и диаконом, и с указанием того, что они должны делать при совершении служб.

После служб в нем помещаются: 1) чин литии (малой панихиды), совершаемой по умерших, 2) месяцеслов. 3) прокимны, произносимые на литургии, утрени и вечерни – повседневные и воскресные, и 4) устав, как иерею и диакону должно приготовляться к совершению священных служб, и особенно к Божественной литургии.

Что нужно брать из октоиха при совершении ц. служб?

В каждый седьмичный день 1) – для вечерни стихиры на Господи воззвах и стиховны стихиры, 2) для повечерия – канон Божией Матери, 3) для утрени – седальны по стихословии кафизм, каноны, далее – стихиры на стиховне, а в субботу – стихиры на хвалите – мученичны; 4) для литургии – блаженны, прокимен пред апостолом, аллилуарий и причастен.

В воскресные дни – а) для малой вечерни стихиры на Господи воззвах, прокимен, стиховны стихиры и тропарь, б) для повечерия канон Божией Матери, такой гласа, – в) для полунощницы – канон Животворящей Троице и молитву Св. Троице, – для утрени тропарь воскресный с Богородичным, седальны во стихословии, ипакой, степенны антифоны, прокимен пред Евангелием, каноны три воскресный, крестовоскресен и Богородице экзапостилларий, стихиры на хвалите, стихиру евангельскую или утреннюю; на литургии – блаженны 12 .

Молитвословия и песнопения октоиха в церк. Уставе обозначаются словами дне, гласа, воскресны, напр., прокимен дне, стихиры воскресни, блаженны гласа.

4) Минея месячная, как и октоих, содержит дополняемый к часослову и служебнику молитвословия и песнопения на каждое число 12-ти месяцев в честь и память св. угодников и праздничных событий, и разделяется на 12-т частей или книг.

Что нужно брать из минеи при совершении ц. служб?

На каждое число месяца в минеи содержится: а) для вечерни стихиры на Господи воззвах, (в праздники – паримии), стиховны стихиры и тропарь святому; для утрени каноны, стиховны стихиры, а в праздники – седальны по стихословии кафизм, стихиры на хвалите; для литургии – прокимен и причастен, если положено Евангелие святому, а в великие праздники Господни – антифоны. Для повечерия во дни препразднеств Господних праздников – Рождества Христова, Богоявления полагается трипеснец, и кондак препразднества. В некоторые дни назначены особые молитвословия для часов и полунощницы.

В конце минеи месячной приложены: а) Богородичны воскресны догматики, б) Богородичны 8-ми гласов, поемые после положенной в минеи славы святому, по гласу ее, называемые славниками, в) Богородичны отпустителные воскресные, поемые после тропарей святым, и отпустителные Богородичны 8-ми гласов, поемые в непраздничные дни после тропарей святым на вечерни, на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени.

Молитвословия минеи обозначаются в ц. уставе словами «святого« праздника», напр., стихиры святого, стихиры праздника и т. п.

а) Триодь постная содержит последования в приготовительные дни к Великому посту и в самый пост, именно: от недели (воскресенья) мытаря и фарисея до первого дня Пасхи.

В триодях содержатся песнопения и молитвословия: а) для вечерни, б) повечерия, в) утрени, г) часов и иногда для литургии.

а) Для вечерни помещаются стихиры на «Господи воззвах», паримию (в постной триоди), стихиры на стиховне.

Для повечерия иногда канон, иногда канон-трипеснец.

Для утрени: троичны гласа (в постной), тропарь, седальны по стихословии кафизм, «трипеснцы и каноны, светильны, зкзапостилларии: стихиры на «Хвалите» и на стиховне. Для часов (в постной) на 1-м (велик, четв.) тропарь пророчества и на 6-м часе тоже. Для литургии – антифоны блаженны, прокимны, причастны.

К числу книг, чаще других употреблявшим, на клиросе чтецами и певцами, относятся: ирмологий и типикон.

Ирмологий или ирмологион. Он содержит ирмосы всех 8-ми гласов октоиха, а также ирмосы минеи и триоди на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с октоихом и печатаются под этим гласом. Напр. под 1-м гласом помещены ирмосы 1-го гласа октоиха и ирмосы 1-го же гласа на Рождество Христово, на Пасху и другие, поемые на тот же глас. Кроме ирмосов в ирмологии есть молитвословия и песнопения для литургии и утрени, напр., припевы на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники.

Типикон или церковный устав содержит правила и указания на то, в какие дни, при каких службах, в каком порядке и числе, при совпадении различных празднований, должны быть употребляемы молитвословия и песнопения октоиха с молитвами и песнями минеи и триоди.

Чтецами и певцами употребляется еще следованная псалтирь. Она не содержит в себе новых молитвословий для Богослужения; но содержит в себе или целые Богослужебные книги, или только избранные молитвословия из Богослуж. книг. Так в ней есть: 1) псалтирь, 2) часослов, 3) месяцеслов с тропарями и кондаками святым и праздникам, избранными из миней, октоиха и триодей; 4) молитвы утренние и вечерние, акафисты и последование к св. причащению, избранные из канонника.

§ 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах16

Акафист, по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых. Так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие, наз. кондаками, а пространные тропарями

Аллилуиа значить: хвалите Бога, славьте Бога. Аллилуиа произносится обыкновенно трижды и относится к трем лицам Святой Троицы. К «аллилуй» присоединяется славословие: слава Тебе, Боже, в означение того, что все три лица Божества совершенно равного достоинства и всем им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею единосущною и нераздельною.

Аллилуиа красная. Так наз. пение «аллилуиа, на распев, особенно умилительный и сладкогласный. С такой аллилуиа поется псалом: на реках Вавилонских, в недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

Аллилуиарий – стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола пред чтением Евангелия.

Аммореовы стихиры. Так наз. стихиры в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах – от творца их Павла Амморейского. Поются они, где нет Минеи, или на литии.

Анатолиевы стихиры – тоже стихиры, поемые на вечерне в воскресные дни на Господи воззвах от творца их Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий (ἃνατολῆ) с греч. в славянок, переводе зн. восток.

Антифон означает попеременное пение церковных песнопений, избранных из псалмов, которое положено петь на обоих клиросах обоими ликами. Так напр. на воскресной вечерни поется 1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж»; на литургии – в будни: Благо есть исповедатися (из пс. 9-го), Господь воцарися (из пс. 92). Приидите, возрадуемся (из пс. 94). В воскресные дни и др. седмичные, когда на малом входе положена песнь от канона, поются изобразительные (τά τυπικά – уставом назначенные) Так наз. псалмы: Благослови душе моя Господа (пс. 102) и Хвали душе моя Господа (пс. 145) В великие праздники антифонами бывают особые стихи из псалмов, приличные празднику, раскрывающие смысл и значение праздника.

Антифоны степенны поются на утрени пред чтением Евангелия. Так наз. они потому, что составлены применительно, а иногда словами псалмов, имеющих надписание: песнь степеней (от 119 по 132-й пс.) Псалмы эти пелись евреями на ступенях иерусалимского храма. Они расположены в октоихе на 8 гласов: степенны 1-го и 5-го гласа взяты из содержания псалмов: 119, 120 и 121. 2-го и 6-го гласа – из пс. 122, 123, 124; 3-го и 7-го гл. из пс. 125,126, 127; 4-го и 8-го гл. из 128, 129; а так как степенны 8-го гласа состоят из 4-х антифонов; то 4-й антифон взят из. пс. 130 и 132-й: степенны рядового гласа поются в воскресные дни; а антифоны 4-го гласа «от юности моея» поются, кроме рядового 4-го гласа, в. воскресенье, и в седмичные дни, когда в них случатся праздники со чтением на утрени Евангелия, и в воскресные, когда в них случатся великие Владычни праздники, хотя бы рядовой глас был и не 4-й.

Благословенны это тропари, которые поются на воскресной утрени с припевом Благословен еси Господи.

Блаженны евангельские стихи, начинающееся словом Блажени и пеенопения, которые поются за сими стихами на литургии пред малым входом.

Богородичен – есть песнопение, составленное в честь и похвалу Богородицы. Крестобогродичен – песнь Богородице, прославляющая те скорби, какие Она перенесла во время крестных страданий Сына Ее, Господа Иисуса Христа. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам. Богородичны бывают воскресные, 8-ми гласов, и поются в воскресные дни. Они употребляются в воскресенье на малой и великой вечерни после стихир на Господи воззвах и после стихир стиховных Богородичны, поемые после стихир на Господи воззвах, наз. догматиками; потому что с прославлением Божией Матери содержат догмат (несомненную и непреложную истину) о воплощении Сына Божия и соединении в нем двух естеств – Божеского и человеческого. Богородичны, поемые после стихир стиховных, наз. отпустительными, как поемые пред отпуском вечерни. Кроме вечерни, Богородичны воскресные поются на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря. Поемые в конце утрени наз. отпустительными. Воскресные Богородичны, поемые на вечерни и на утрени после Бог Господь, называются, 1-ми Богородичными.

Кроме воскресных дней, воскресные Богородичны, великой вечерни 17 употребляются и в другие дни седмицы на тех же службах, кроме субботы, когда в эти дни случатся празднования святому и Богородице с великим славословием, полуелеем и всенощным бдением. Догматики поются того гласа, на который была пета стихира на слава. В субботу поется на вечерни догматик рядового гласа.

В седмичные дни, не праздничные, Богородичны и крестобогородичны расположены также на 8 гласов, с указанием их на каждый день седмицы. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам, а Богородичны – в прочие дни седмицы. Богородичны и крестобогородичны поются и на вечерни – после стихир на Господи воззвах и после стиховных, а на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря святому. Богородичны и крестобогородичны, поемые после стихир на Господи воззвах и на утрени после тропарей, называются славниками (Уст. 25-го марта стр. 206) потому, что поются на глас славы стихиры святого минеи или тропаря ему. Напр. слава святому, минеи глас 1-й, а служба к понедельнику; тогда в воскресенье на вечерни поется Богородичен: небесных чинов радование, а в понедельник на утрени после тропаря Бог Господь и на ныне Богородичен. Святейшая святых всех сил.

Богородичны и крестобогородичны, поемые в конце вечерни и на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря святому, по гласу его наз. отпустительными, и как они в сравнении с воскресными Богородичными короче, меньше, то наз. Богородичными от меньших (Уст. гл. 52). Напр. в неделю вечера и в понед. на Бог Господь, если тропарь святому поется на 1-й глас, тогда поется Богородичен Чудо чудес Благодатная а в конце утрени: Пречистая Богородице на небесах.

Богородичны и крестобогородичны всех 8 гласов находятся в конце Типикона, следованной псалтири, октоихе и минеи каждого месяца.

Величание от слова: величаем тя, ублажаем тя есть краткое прославление Бога, Божией Матери и святых Оно поется в праздники после полуелея пред чтением Евангелия.

Воскресны – стихиры, тропари, каноны прославляют воскресение Христово Крестовоскресны прославляют воскресение Христа и Крест Его.

Екзапостилларий (от ὲξαποστέλλω посылаю) – песнопение, поемое на утрени после 9-й п. канона и малой ектеньи, а в воскресные дни после пения «Свят Господь Бог наш». Так наз. это песнопение потому, что в древности для пения екзапостиллария был посылаем с клироса на средину храма певец. В воскресных екзапостиллариях говорится о шествии мироносиц к Апостолам, о послании Апостолов в мир для проповеди и об обетовании Господа ниспослать на них Святого Духа.

Ектения, – это ряд молитвенных прошений, протяжно (от έχτείυω протягаю) произносимых священником или диаконом. Ектенья бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектенья. «Миром Господу помолимся» называется великою, потому что в ней заключается более прошений, чем в других ектеньях. Ектенья: «Паки и паки миром Господу помолимся» называется малою, ибо состоит из одного прошения великой ектеньи. Ектенья: «Рцем ecu» и «Помилуй нас Боже» называется сугубою, потому что в ней усугубляется или повторяется трижды моление «Господи, помилуй»; Просительная ектенья состоит из прошений, после которых поют: «подай, Господи». Есть еще ектенья великая и малая за упокой.

Заамвонная молитва. Так она наз. потому, что читается священником за амвоном на литургиях св. Иоанна Златоустого, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

Задостойники Так наз. песнопения, поемые на литургии вм «Достойно есть яко во истинну. Задостойниками бывают ирмосы 9-й песни утреннего праздничного канона На литургии Св. Великого В. вм. Достойно поется: О Тебе радуется.

Икос (от оикос-дом, здание) есть песнопение, в сравнении с кондаком, пространнее передающее главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого. Икос находится по 6-й песни канона на утрени.

Ипакой – (ὺπακοή внимание, послушание) есть песнь, требующая от присутствующих в церкви особенного внимания к благовестию о воскресении Христовом. В древности эту песнь за чтецом подпевал народ. Упокой поется на повечерии субботы после канона и Отче наш, на воскресной полунощнице после троичного канона, на утрени пред антифонами и чтением Евангелия и после 3-й песни канона.

Ирмос (έιρμος – связь). Так называется первое в каждой песни канона песнопение, служащее связью и образцом для других тропарей, следующих за ним в каждой песни канона как по содержанию, так и по числу стоп и строк, и напеву.

Канон (κανὼν – правило) – песнопение, составленное по особым правилам и размеру, во славу Бога, в похвалу Божией Матери и святых, в память усопших и назидание живых. Канон состоит из 9-ти песней, а иногда из 2-х, 3-х и 4-х, и тогда называется двупеснцем, трипеснцем и четверопеснцем.

Катавасия (от καταβαίνω – схожу). Так наз. ирмос, который поется в конце каждой песни канона и для пения которого сходят оба лика с клиросов на средину храма.

Кафизма (от καθιζω – сижу) – сидение. Так называются псалмы псалтири, разделенные на 20-ть отделений или кафизм, во время чтения коих дозволяется сидеть.

Киноник (от греч. κανωνικὸς – причастен) есть стих, поемый на литургии во время причащения священнослужителей в алтаре.

Кондак (от κοντος – краткий) есть песнь, в сравнении с икосом, в кратце передающая главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого.

Косные – песнопения, поемые протяжно, напр. величания, причастны.

Краегранееие, краестрочие. Так наз. начальные буквы в песнопениях, из которых сложено одно или многие речения. Оно тоже, что акростих (от ἃκρος – край, στίχος – стих).

Мертвены, покойны – стихиры и тропари и другие песнопения, содержащие моление об упокоении усопших.

Мученичен песнопение в честь мучеников.

Нарочитые святые. Это святые с великим славословием, полуелеем или бдением, которым по уставу положено совершать службу праздничную во всех храмах.

Отпустительные. Так наз. песнопения, поемые в конце службы, недалеко от отпуста ее. Есть отпустительные тропари, кондаки, Богородичны и др. песнопения, напр., после «ныне отпущаеши» на вечерни, после «Благо есть» на утрени.

Отпуст есть благословение, преподаваемое священником народу по окончании службы на выход из храма. Отпуст бывает великий и малый. На великом отпусте поминается святой дня седмицы, храмовой и святой числа минеи. На малом не воспоминаются святые, а говорится только: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матери, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». В великие праздники Господни положены особые отпусты, печатаемые в служебнике после чина литургии Златоустого.

Параклисис Пресв. Богородице 18 . Так наз. канон молебный Пресв. Богородиц, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, начинающейся ирмосом: Воду прошед. и тропарем: Многими содержим напастьми. Слово параклисис с греч. παρακλησις – утешение – указывает на утешение, преподаваемое печальным в каноне.

Покаянии и умилительны (стихиры и каноны) суть песнопения, в которых изображается бедственное состояние грешника, сокрушение о грехах и моление к Богу о прощении их.

Паримия (с греч ποροιμία) зн. притча, иносказание. Так наз. чтения из книг свящ. писания главным образом ветхого завета, в коих пророчески, иносказательно выражается значение праздника.

Подобен – песнопение, поемое по памяти не на глас прочих стихир, а по заученному напеву целого песнопения, сходного с ним по содержанию, размеру и гласу, это песнопение часто тут же и указывается, напр., «Доме Ефраеов».

Полеелей, с греч. (πολὺς многий и έλεος – многомилостиво), так наз. песнопение, поемое при отверстых царских вратах и состоящее из пения стихов 134 и 135 псалмов, в коих часто повторяется припев: яко в век милость Его).

Предначинателный псалом. Так наз. псалом 103-й «Благослови душе моя», поемый на вечерни, потому что им начинается суточная служба – с вечерни.

Прокимен (от προκείμενος – предлежащий) – стих, избранный из Свящ. писания и поемый пред чтениями из Св. Писания ветхого и нового завета (пред Апостолом, Евангелием и паримиями): впрочем на вечерни «прокимен дня» произносится и без чтения из Свящ. Писания. На великие праздники и в самые праздники, а также в недели Великого поста, кроме недели Ваий, и в седмицу Пасхи полагается прокимен великий, поемый большее число раз (4 раза с заключением), нежели обыкновенный прокимен (2 раза с заключением).

Самогласен песнопение, в котором количество и последовательность музыкальных строк располагаются не по образцу других стихир, а свободно и своеобразно, и поется на глас, соответствующий своему содержанию, независимо от других песней.

Самоподобен. Так наз. два или три песнопения, которые иногда начинаются, а иногда и начинаются и оканчиваются одними и теми же словами.

Светильни (φωταγωγικά) – содержать большею частью моления о просвещении души светом Благодати Божией. Иногда светильными наз. екзапостилларии. Светильны поются на утрени после канона.

Святильничное, напр. в Уставе говорится: вечере во светильничное (εὶς τό λυχνικόν) стихологисуем: Блажен муж. Сим означается время возжигания свеч на вечерни, в которое стихологисуется 1-я кафизма: Блажен муж.

Славословье – есть песнь, прославляющая святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа. Оно бывает великое – это Слава в вышних Богу, и малое: слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Стихира, в отличие от краткого стиха, полагаемого пред ней, есть, более пространное песнопение, состоящее из многих стихов и поемое по напеву стиха. Стихиры бывают 1) на Господи воззвах. дно те стихиры, которые поются на вечерни после стихов, взятых из псалма Господи воззвах; 2) стихиры стиховны или на стиховне. Так называются они потому, что имеют пред собою кроме 1-ой стихиры стихи не из одного псалма, как напр., стихиры на «Господи воззвах», а из разных других псалмов и книг Свящ. Писания, применительно к празднику или лику святых, и потому еще, что поются после литийных стихир, не имеющих пред собою стихов, 3) стихиры на хвалите. Так наз. потому, что поются со стихами хвалитных псалмов (148, 149, 150), в которых часто повторяется слово хвалите; а псалмы 148–150 и начинаются с «хвалите».

Седальны – песни, при чтении которых присутствующим в церкви дозволялось сидеть. Воспрещается сидеть на седальных а) на воскресной службе 8-го гласа по 2-м стихословии во время чтения на слава и ныне Богородична о Тебе радуется всякая тварь и б) на всенощном бдении в великий четверг. В 1-м случае сказано не седяще поем, но стояще: во 2-м: «не седим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити св. алтарь, но стояще поем я Троичен, троичны, песни, каноны, молитвы суть песнопения, содержащие прославление Пресв. Троицы и учение о ней. Тропарь (от τρεπω – обращаю). Так наз. в каноне следующие за ирмосом песни потому, что ведут от него ряд мыслей и поются по напеву его. Вне канона, тропари празднику и святому суть песни, кратко изображающие или дух праздника, или главные черты из жизни святого, призывающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому лицу.

Шестопсалмие, греч. экзапсалмы. Так наз. читаемые в начале утрени псалмы. 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Из объяснения молитвословий и песнопений церковных узнается и то, от чего они так называются. Названия их произошли:

1 От содержания их. Таковы Богородичны, крестобогородичны, догматики, покаянны, умилительны, мертвены, покойны, воскресны, крестовоскресны, параклисис, светильны, светильничны молитвы, светильничное, троичны.

2. От того положенья, которое требуется от молящихся во время чтенья или пения их. Таковы Акафист, кафизма, седальны, упакой.

3. От способа их произнесения и особого способа составленья их. Таковы: аллилуиа красная, антифоны, ектенья, канон, ирмос, тропарь, кондак. икос, подобен, самоподобен, самогласен, стихира.

4. От времени и места, когда и где они поются или читаются. Таковы, аллилуиарий, задстойник, заамвонная молитва, катавасия, каноник, прокимен, предначинательный псалом, отпуск, отпустительные молитвословия.

5. От имен творцов их и от слов, которыми они начинаются, или которые в них часто повторяются, или от которых происходят, или после которых они поются. Таковы: Аммореовы стихиры, Анатолиевы или восточны, благословенны, блаженны, величания, непорочны, полуелей, стихиры на Господи воззвах, стиховны, степенны и хвалитны, шестопсалмие.

§ 10. Постановление Церковного Устава относительно образа церковного чтения и пения

Православная церковь, помня заповедь св. апостола: вся благообразно и по чину да бывают (Бор. 14, 40), постановила особые правила относительно благообразного и чинного чтения и пения.

а) Касательно чтения

Церковными правилами постановлено читать по книге, а не наизусть. На память молитв (иерей) да не глаголет, зане многие споны (помеха), забвение и запности (остановки) случаются (учит. изв.).

Некоторые молитвословия церковь постановила читать вслух, а некоторые – тайно. Одни молитвословия Устав повелевает читать тихо и кротким голосом не борзяся (напр. вечерний псалом – «Благослови душе», шестопсалмие и Господи помилуй 40 на вечерни в пост): другие – велегласно и косно (медленно) (напр. на 1-м часе в Великий пост так должно читать «стопы моя направи».

б) Относительно пения

Пение церковных песней по Уставу полагается: а) на клиросах, среди храма и в притворах его, б) с канонархом, когда один певец говорить стих громким голосом, а за ним тот же стих в его напев повторяет весь лик.

в) Антифонное, когда поются песнопения попеременно обоими ликами.

г) Совместное сошедшеся оба лика поют (напр., катавасии и «помяни нас Господи» в Великий пост).

д) Каждое пение Устав повелевает исполнять благочинно. «Безчинный вопль поющих в церкви не прияти (не употреблять) к церковному пению, такожде и прилагали (протягали без нужды, делая разные выводы голосом по своему) к церковному пению неприятен есть: подобает бо пети благочинно и согласно яко едиными усты от сердец своих».

В частности в Уставе есть указания и на то, каким тоном голоса следует исполнять некоторые песнопения, а именно:

Некоторые песнопения поются: а) тихим кротким голосом, напр., великое славословие, тропарь кресту, «Господи помилуй» после ектеньи «помилуй нас Боже» на утрени), б) косно (медленно) и со сладкопением (напр., псалом: «Благослови душе», «Егда славнии ученицы» в великий четверток); но косность не должна простираться до утомления певца и слушателя. «А еже высоко пети и провлачати (протягивать) неискусных бо и ненаказанных (неученых) есть, г) велегласно в полный голос («Величии, душа», «Христос воскресе»), велегласно со сладкопением (на повечерии – «Господи сил с нами буди», «Се жених». «Егда славнии»), ж) высшим гласом, повысшим, вюсочайшим гласом (так поются троичны гласа, на «слава» и «ныне» «помяни нас, Господи»).

В нашей православной русской церкви известны четыре церковных распева: столповой или знаменный, киевский, греческий и болгарский. Знаменный распев или столповой, самый древний распев, поется по знамениям, т.-е. по нотам или по столпцам, т.-е. по прямым и ломанным линиям; это есть пение на 8-м гласов, плавное, простое, никогда не повторяющее слов. Болгарский не имеет осьмогласия и состоит всегда из одной мелодии. Пение греческого распева живое, стройное, близкое к осьмогласной мелодии. Киевский распев отличается протяжностью и некоторою унылостью тона; напр., так поются последования погребения умерших. Киевский и греческий распевы повторяют слова. Впоследствии времени появилось итальянское или партесное пение, при исполнении которого певцы разделяются по голосам на партии; но указами Св. Синода подтверждено держаться православной древности в пении и не вводить и не употреблять никаких новых напевов. Дозволяется петь по итальянской ноте песнопения, дозволенные и разрешенные для употребления в церквах Свят. Синодом (напр., переложения Бортнянского, Турчанинова, Львова и Бахметева).

§ 11. Священнодействия (обряды, употребляемые при Богослужении)

При совершении Богослужения церковь употребляет различные священнодействия (обряды), в коих чрез видимые и чувствам подлежащие действия, она устремляет дух наш к невидимому – духовному смыслу нашей веры православной. Таковы напр.:

а) Благословенье священнодействующего крестным знамением, которое он делает движением правой руки, персты коей сложены именословно (изображается имя Иисуса Христа). Сим благословением священник желает верующим, чтобы Господь послал им мир и благодать и благословил их труды и занятия добрым успехом.

б) Кажденье кадилом с фимиамом. Оно производится а) пред иконами и другими святынями храма и б) пред людьми и другими предметами. В первом случае оно служит выражением благоговейного почитания святынь храма и изображаемых на иконах св. лиц. Во втором случае оно служит знамением благодати Божией, ниспосылаемой на верующих и на другие предметы.

в) Возжение светильников (восковых свеч) и лампад с елеем пред св. иконами. Оно служит выражением горячности нашей виры и чистоты любви нашей к Богу, Свету истинному, и святым угодникам Божиим, которые сияли в мире святою жизнью, яко светила.

г) Крестное знаменье, употребляемое в молитве, служит знамением открытого исповедания веры в распятого Спасителя и Господа нашего И. Христа, совершившего спасение наше Своими страданиями и крестного смертью.

д) Обращенье во время молитвы лицом к востоку есть выражение стремления к древнему нашему блаженному отечеству, которого лишились чрез грех, и обращение к Востоку свыше, солнцу правды, Иисусу Христу, просветившему нас светом евангельского учения.

е) Стояние, а не сидение, во время Богослуженья служит выражением нашего благоговения к живому Богу в подражание Ангелам, которые предстоят пред Ним на небеси со страхом.

ж) Воздеяние рук к небу, преклоненье главы, поклоны, коленопреклонение, паденье лицом на землю суть выражения внутренних молитвенных расположений и движений нашего сердца, а именно: воздеяние рук к небу изображает возношение души нашей к Богу и искание помощи свыше; преклонение главы выражает покорность и преданность воле Божией; поклоны суть знаки смирения, повиновения и благодарности к Богу и святым Его; коленопреклонение и падение лицом на землю напоминает нам о падении чрез грех прародителей наших и служит знамением глубокого сознания нашей греховности и того величайшего смирения, что, по множеству грехов, мы недостойны и очей возвести на небо.

з) Обнажение головы во время молитвы делается во изъявление благоговения пред вездесущим Богом. Имеющие отличия, покрывающие голову, как-то: скуфьи, камилавки, снимают их с головы при важнейших священнодействиях, молитвах, песнях и чтениях.

§ 12. Число чинопоследований общественного Богослужения и время их совершения. Понятие о суточном круге

Этот порядок церковных служб, следующих одна за другой, повторяясь каждый день, называется суточным кругом.

§ 13. Различные соединения чинопоследований общественного Богослужения

В некоторые дни года порядок суточных церковных служб изменяется, и некоторые из них то совсем оставляются, то соединяются с другими службами, а именно:

1) Первый час, совершаемый обыкновенно вместе с утренею, в навечерие Рождества Христова и Крещения и в великую пятницу, когда совершаются царские часы, поется вместе с другими часами – 3-м, 6-м и 9-м.

2) Девятый час, поемый пред вечернею, в те же дня соединяется с прочими часами – 1-м, 3-м, 6-м; а в Великий пост с часами 3-м и 6-м.

3) Вечерня соединяется не с повечерием, а во—1—х, с утренею, когда по уставу полагается всенощное бдение; во—2—х, в Великий пост, с часами: 3-м, 6-м и 9-м, и литургиею преждеосвященных Даров, – в 3-х с литургиею Василия Великого – в великий четверг и великую субботу на Страстной неделе, и в 4-х с литургиею Златоустого, в праздник Благовещения, когда он случится в Великий пост, и в те дни, когда по Уставу не положено петь литургии Василия Великого.

4) Повечерие великое, совершаемое вечером, соединяется с утренним Богослужением: а) в праздники – Рождества Христова и Крещения; б) в праздник Благовещения, когда он случится в Великий пост и накануне его совершалась великая вечерня; в) во дни храмовых праздников и царских дней, если они случатся во дни Великого поста, кроме воскресенья и понедельника.

5) Полунощница оставляется, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение.

§ 14. Понятие о кругах Богослужения – седмичном, годовом, о неподвижных днях и круге подвижных дней

б) Под годовым кругом Богослужения разумеются молитвословия и песнопения минеи, которые, входя в состав церковных служб, содержать для каждого числа каждого месяца в течение всего года воспоминания и чествования святых или праздничных событий, следующих по месяцеслову. По окончании года эти воспоминания начинаются вновь и следуют в том же порядке: это и называется годичным кругом.

Дни памяти святых и праздники годичного круга называются неподвижными праздниками, потому что каждый год они бывают в одни и те же числа месяца, хотя не в одни и те же дни седьмицы.

в) Под кругом подвижных дней разумеются дни, в которые поется триодь постная и цветная; потому что дни эти бывают не в одни и те же числа месяца, но зависят от того, в какое число месяца в известный год бывает Пасха. Подвижные дни бывают не в одни и те же числа месяца, но дня не меняют.

§ 15. Виды Богослужения

Богослужение по своему содержанию и по особенностям совершения церковных служб разделяется на два главных отделения: первое обнимает период времени от недели всех святых до недели мытаря и фарисея; второе – от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. В 1-м отделении изменяемая часть Богослужения совершается по книгам седмичного и годового круга, т.-е. по октоиху и минеи – и чинопоследование церковных служб во весь этот период времени отправляется одинаково, сообразно требованиям Богослужения седмичного, субботнего, воскресного и праздничного. Во 2-м отделении, кроме октоиха и минеи (которые часто совсем оставляются, или употребляется одна которая-либо из этих книг), вводится для Богослужения новая книга – подвижных дней – триодь постная и цветная, которая дает господствующее направление содержанию изменяемой части Богослужения, и самое чинопоследование церковных служб имеет значительные особенности против чинопоследования служб первого периода.

Тот и другой вид Богослуженья разделяется на четыре частные вида: 1) на Богослужение – простодневное – седмичное, с понедельника по пятницу включительно, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное.

Кафизма значит сидение. Так называется она оттого, что во время чтения ее, или вернее чтений поучений. Которые полагались среди кафизм, дозволяется сидеть.

Выписываются из Богослужебных книг не все содержание их; но то особенно, что нужно брать из них ученику при совершении церковных служб.

Впрочем и Апокалипсис церковь назначила читать на всенощныю бдениях от недели всех святых до Пасхи во время раздаяния благословенных хлебов.

Это содержание октоиха рекомендуется тверже заучить по самой книге, чтобы скорее справляться и находить нужное при совершении ц. служб.

В табели Высокоторжественных дней (напр., 14-го мая) пишется: всенощное бдение Исидору с дополнением по уставу из общей минеи.

Изучение содержания триоди всего лучше отложить до времени изучения Богослужения, совершаемаго по ней.

«Днесь весна душам, зане Христос от гроба воссия» – говорится в каноне в неделю ап. Фомы.

Богородичны воскресны малой вечерни, прославляющие одно воскресение Христово, поются только на этой вечерне в воскресенье, а в седмичные дни не поются.

В октоихе, в конце его есть другой параклисис (творение Луки Ласкаря), начинающийся ирмосом: колесницегонителя Фараона погрузи, и тропарем: Скорбных наведения.

Чтобы узнать, какой петь глас в какую седьмицу, для того нужно обратиться к индиктиону, печатаемому в типиконе и следованной псалтири, и в нем отыскать ключевую букву того года, в котором состоит неделя всех святых; по ключевой букве в зрячей пасхалии можно найти все столпы целого года, с указанием, в какое число месяца начинается столп или 1-й глас октоиха. По этим столпам можно узнать, какое из 11-ти утренних евангелий читать в известный воскресный день.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *