какое архитектурное сооружение находится в афинском акрополе
Афинский Акрополь
Афинский Акрополь расположен на высоте 156 метров над уровнем моря и занимает почти 3 гектара. История живописных греческих развалин неразрывно связана с человеком по имени Перикл, искусным политиком и отцом-основателем афинской демократии. При нем Афины достигли наивысшей точки развития. Не добейся Перикл в свое время власти, Акрополь бы вряд ли когда-нибудь превратился в столь ценный объект, внесенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Именно с подачи этого правителя в V веке до н. э. были построены Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и еще ряд значимых сооружений. Скульптуры и храмы Афинского Акрополя оставались целыми и невредимыми почти две тысячи лет, несмотря на постоянные вражеские захваты. Но в XVII веке храм Парфенон и другие здания были разрушены венецианцами, осаждавшими спрятавшихся на холме турков. Нетронутыми остались только некоторые статуи Фидия, позже их увезли в Британский музей. Сегодня, посетив Акрополь Афин, можно увидеть лишь руины и копии скульптур. Тем не менее равнодушными к тому, что сохранилось от величайшего творения предков, остаются единицы.
Храмы Афинского Акрополя
Рассказать про древний Афинский Акрополь кратко вряд ли получится. Ведь история его создания уходит глубоко в прошлое. Парфенон и другие храмы Акрополя появились гораздо позже, чем возвышенность впервые заняли люди. Установлено, что холм был заселен еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Его широкая и ровная поверхность вполне годилась для жизни. К тому же территория, окруженная с трех сторон обрывом, обеспечивала безопасность. В сохранившихся документах Акрополь в Афинах упоминается не просто как поселение, а как целый город. Особняк местного правителя находился на месте, где много веков спустя был возведен Эрехтейон.
В период правления тирана Писистрата (VI век до н. э.) в Акрополе построили храм Афины Гекатомпедон, имеющий длину в сто шагов, и еще несколько святилищ. Но долго они не простояли, т. к. были разрешены во время персидских войн.
С Периклом пришел дух демократии. Чтобы подтвердить перемены, государственный деятель решил построить величественный храм. Парфенон должен был стать центром Афин. К строительству привлекли лучших художников и скульпторов. Статуи и рельефы выполнили по эскизам Фидия. Перикл хотел рассказать, как благодаря богам и героям прошлого зарождалась новая эра. Все памятники Афинского Акрополя без исключения транслируют эту мысль в своем внешнем и внутреннем облике.
Современная реконструкция Афинского Акрополя началась еще в 1975 году и продолжается до сих пор. Греки не пытаются вернуть достопримечательностям их прежний облик. Целью реставрации является устранение следов многовекового упадка, ликвидация обломков, загрязнений и следов разрушений. Восстановительные работы по итогу затронут все храмы Акрополя Афин.
Ансамбль Афинского Акрополя
Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Ники, статуя Афины воплощают в себе настоящее искусство. Сооружения Афинского Акрополя в своем первоначальном виде составляли единый архитектурный ансамбль. Вне сомнений их главный создатель Перикл имел общий план и чертежи построек. И большая часть задуманного была воплощена.
Любое описание Афинского Акрополя подскажет, что в основу ансамбля была заложена общественно-политическая идея. Комплекс представляет собой мемориал, увековечивающий победу греков над врагами. Героическую борьбу отождествляла статуя Афины Прохомас (или статуя Афины-воительницы), державшая в руках копье и шлем. В стилистическом плане огромное значение имеют ионические и дорические ордера.
Помимо единого ансамбля времен Перикла, план Афинского Акрополя содержит Одеон Герода Аттика (театр, построенный в 161 году у южного подножия холма), Святилище Зевса, Пандросейон, Театр Диониса, Асклепион и еще ряд объектов. Не считая Одеон, перечисленные постройки Афинского Акрополя представлены лишь небольшими фрагментами некогда величественных конструкций.
Парфенон Афинского Акрополя
Парфенон — главный храм Афинского Акрополя, идеал красоты для Древней Греции. Его возведение началось в 447 году до н. э. Основные работы были завершены в 438 году. В этом же году здание освятили. Но внешняя отделка продолжалась еще в течение шести лет. Общие особенности ансамбля Афинского Акрополя нашли отражение на стенах Парфенона и в его скульптурах.
Парфенон — это вовсе не пантеон, как его иногда ошибочно называют школьники. Храм посвящен только одной богине — защитнице города Афине.
Пропилеи
Пропилеи или парадный вход в Акрополь — архитектура классики в ее лучшем виде. Входную группу начали возводить в 436 году до н. э. Конструкция разделена на три части. В центр помещено длинное храмоподобное сооружение, а по бокам к нему примыкают два крыла. Левое крыло — это пинакотека, в которой хранились принесенные в дар Афине картины.
Храм Афины
Между 427 и 424 годами до н. э. началась постройка небольшого храма из мрамора. В нем преобладал ионический стиль. Внутри находилась статуя Афины, которая в левой руке держала шлем, а в правой — гранат (символ богов подземного царства). В 1687 году турки разрушили храм Ники Аптерос в Афинском Акрополе (он же храм Афины в Акрополе), чтобы сделать из его частей укрепления. Масштабная реставрация святилища производилась с 1998 по 2010 года.
Эрехтейон
Древнегреческие мифы указывают, что на месте Эрехтейона когда-то началась ссора Афины и Посейдона. Предметом спора являлось господство над городом. Бог моря ударил в скалу трезубцем и образовался колодец с соленой водой. А Афина в свой черед ударила копьем и из земли выросло оливковое дерево. Боги, выступавшие судьями, провозгласили победительницей Афину. Но жители города желали примирить соперников и построили для них общее святилище. Храм Эрехтейон в Афинском Акрополе возводился между 425 и 406 годами до н. э. Краткое описание подсказывает, что святилище разделили на две части. На восточной стороне фасада находилась Афина, а на западной — Посейдон. При этом свое название Эрехтейон получил из-за того, что на его месте, согласно мифологии, располагался гроб царя Эрехтея.
Архитектура
Древняя Греция и Афинский Акрополь неотделимы друг от друга. И также неотделимо от них и имя Фидия. Некоторые источники указывают на то, что застройкой на холме руководил именно он. Но на самом деле Фидий — это скорее главный скульптор «верхнего города», он создал большую часть статуй богов. Архитектура Афинского Акрополя слишком многогранна, чтобы принадлежать одному автору. В планировке и строительстве зданий Фидий выполнял только роль советника Перикла. С его помощью были определены ключевые особенности Афинского Акрополя.
Архитекторы Афинского Акрополя, отвечавшие за создание храмов и других построек, не столь известны как Фидий. Однако их имена тоже вошли в историю. Так, Иктин является предполагаемым автором проекта Парфенона, а Калликратис — руководителем стройки Парфенона и главным архитектором храма Афины.
Экскурсии
Время от времени в «верхний город» специально завозят гравий. Делается это для того, чтобы туристы не растащили последние сохранившиеся оригинальные фрагменты тысячелетней давности. Иначе основные памятники Афинского Акрополя окончательно утратят свой вид.
Экскурсии на Афинский Акрополь организуются в любое время года. Профессиональные гиды проводят участников групп по четко выверенным маршрутам, показывая самые известные храмы Акрополя, отмечая, какие еще сооружения находятся в комплексе, и рассказывая интересные факты. Даже совсем незнакомые до этого с историей Древней Греции туристы после таких экскурсий получают общие представления о том, кто построил Акрополь, как выглядят основные храмы и каковы их особенности.
Посетить Афинский Акрополь самостоятельно тоже можно. Полноценная прогулка с осмотром основных достопримечательностей занимает пару часов. Аудиогид на русском языке можно приобрести дополнительно при выкупе билетов.
Купить билеты в Афинский Акрополь в 2021 году можно онлайн или прямо на месте. Стоит учитывать, что при офлайн покупке придется выстоять огромную очередь. Время ожидания в ряде случаев может составлять больше двух часов. Поэтому сегодня большинство людей предпочитают планировать визит в Акрополь заранее.
Полноценный официальный сайт у Афинского Акрополя отсутствует. Но схема достопримечательности с подписями всех объектов всегда доступна в интернете. А красивые и качественные фото Афинского Акрополя можно поискать в социальных сетях.
Музеи Акрополя в Афинах работают по собственному графику. Для их посещения требуются отдельные билеты. Старый музей Акрополя был основан еще в 1874 году. Он находится на территории комплекса. Там можно увидеть множество артефактов, относящихся к разным эпохам. А Новый музей Афинского Акрополя был заложен в 1980-е годы всего в трехстах метрах от скалы. Потребность в дополнительной площадке возникла из-за того, что имеющееся здание уже не вмещало полную экспозицию. К тому же Новый музей Акрополя стал ответом греков на контраргумент британцев о невозможности возвращения мраморных скульптур, вывезенных лордом Эльгеном, в виду отсутствия условий для сохранения шедевров. Музей, презентация которого состоялась в 2009 году, был построен с учетом всех необходимых характеристик. Но желаемые статуи греки пока так и не вернули.
Как добраться до Афинского Акрополя
Главная достопримечательность греческой столицы хорошо просматривается из центральных районов города и с находящихся в окрестностях возвышенностей. Разобраться, как добраться до Акрополя в Афинах, совсем несложно. Все зависит от отправной точки.
Самый быстрый и удобный вариант — метро. Оно охватывает практически всю столицу и пригороды. Станция «Acropoli» расположена на красной ветке (М2) и идет сразу после станции «Синтагма».
Есть и другие виды общественного транспорта. В трех минутах от Акрополя базируется остановка «Akropolē», до которой следует автобус № 230. Также можно выйти на остановке «Makrygiannē», через которую проезжают автобусы № 040, 230, A2 и троллейбусы № 1, 5 и 15. От нее до нужной локации около 10 минут пешей ходьбы.
Дойти до Акрополя пешком удобнее всего по улице Dionysiou Areopagitou. Двигаться следует прямо, не сворачивая. А вот в случае поездки на авто до Акрополя лучше всего доехать по улице Rovertou Galli. Напротив Parco Roberto Galli находится бесплатная стоянка. Но найти на ней свободное местечко можно разве что рано утром, поэтому нужно приезжать прямо к открытию. В остальное время парковку переполняют туристические автобусы.
Чтобы добраться до Акрополя из аэропорта Афин, необходимо сначала выехать на трассу № 62, далее свернуть на трассу № 6 в сторону центра Афин, а затем на трассу № 64.
Еще один доступный способ — такси. В Афинах принято ловить машину прямо на улице. Помимо этого, туристы вовсю используют онлайн-приложение Uber.
Работа Акрополя в Афинах не зависит от сезона. Он открыт для посещений ежедневно с 8:00 до 20:00, исключая праздничные дни.
Афинский Акрополь на google-панораме:
Видео об Афинском Акрополе
Чем интересен и знаменит Афинский Акрополь – знакомство с древнейшими храмами и музеем
Афинский Акрополь
Акрополь в переводе обозначает «крепость, верхний город» – так греки называли крепости, выстроенные на холмах. С возвышенности открывался прекрасный обзор окрестностей, противника дозорные замечали издалека. В акрополе правители хранили ценности и строили храмы, посвященные богам, где возносили молитвы и воздавали жертвы.
История Акрополя
Афинский Акрополь – 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной, на котором возведен комплекс храмов, святилищ, скульптур и архитектурных сооружений. Здесь возведен Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи. В состав архитектурного ансамбля входит 20 сооружений. Музейный комплекс Афинского Акрополя – свидетельство изумительного вкуса греческих ваятелей, художников, скульпторов и архитекторов.
Первые постройки на священной горе в Афинах появились задолго до строительства храмов. В XV веке до н.э. здесь располагалась резиденция царя, строительство акрополя не прекращалось и позднее. В 480 году до н.э. персы уничтожили великолепный храм Гекампедон, посвященный богине Афине.
Новое строительство Акрополя началось в 447 году, в период наивысшего расцвета Афинского государства при царе Перикле. Архитектурный ансамбль Акрополя создавал величайший скульптор Греции – Фидий, сотворивший для украшения Акрополя две статуи Афины: Промахос (Воительница) и Парфенос (Дева).
В середине II века до н.э. Грецию захватила Римская республика, древние храмы превратили в христианские церкви. Позднее Акрополь стал турецкой крепостью, и турки разобрали храмы для постройки бастионов. Венецианцы, держа турецкий гарнизон в засаде, взорвали Парфенон, разрушив храм. С распространением христианства Афины утрачивали влияние, закрывались философские школы, прогоняли философов и риторов.
Постройки Акрополя
На городском холме в Афинах возвышается архитектурный комплекс из укрепленных древнегреческих построек, обнесенных оградой. Сооружения Акрополя, построенные в гармонии с природой, создавали 50 лет. Мраморные стены храмов и святилищ олицетворяют долгожданную победу греков в войне с персами. На вершину Акрополя вела мощеная дорога, выложенная по пологому склону.
Парфенон
Парфенон – главный храм Акрополя, посвященный покровительнице Аттики богине Афине. Храм построил в V веке до н. э. зодчий Калликрат, а архитектор Фидий украсил здание фризами. Красивейшее сооружение архитектурного комплекса создано из мрамора белого цвета, который на солнце приобретает золотисто-желтый оттенок.
Парфенон возвели как новое святилище Афины. Здание стояло на стилобате (возвышенности), но грандиозный храм при взгляде на него не подавляет зрителя. Прямые линии здания на расстоянии человеческим глазом воспринимаются как слегка вогнутые, поэтому архитектор умело использует наклон колонн, чтобы перед глазами вырастало идеально стройное здание.
В контурах Парфенона – конструкторские находки архитектора:
Парфенон с беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, выглядел празднично и нарядно. Фронтоны, окрашенные в темно-красный цвет и синие фризы, удивительно оттеняли скульптуры из белого мрамора. Снаружи храм украшал фриз тонкой работы, прославляющий афинский народ в день празднования Великих Панафиней. Бодрые красивые люди: и старцы, и мужественные юноши, и застенчивые девушки, – идут поклониться богине Афине, неся щедрые дары.
Главный фронтон храма украшала архитектурная композиция о рождении богини Афины из головы Зевса. На западном фронтоне – композиция о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой.
Внутри храм разделен на две неравные части. В главной возвышалась 12-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницах богини – драгоценные камни, на груди, в центре панциря, смертоносная голова медузы Горгоны из слоновой кости. Облачение Афины покрывали золотые пластины.
Эрехтейон
Севернее Парфенона возвышается храм Эрехтейон, по красоте и изяществу не уступающий Парфенону. Святилище, названное по имени древнейшего царя и героя Афин Эрехтея, по преданию, построено в V веке до н.э. на том месте, где спорили могущественные боги Афина и Посейдон, когда боролись за власть над Аттикой.
Спорящие решили: тот из богов будет властелином, кто сделает желанный подарок жителям городов.
Посейдон метнул палицу в гору, и оттуда брызнула морская вода. На месте, куда метнула копье Афина, выросла олива. Сочные плоды понравились жителям, и победу в споре присудили Афине – покровительнице Аттики. Храм посвятили и Афине, и Посейдону, и афинскому царю.
Святилище Артемиды
Святилище Артемиды – длинный коридор, по обеим сторонам которого величественные колонны. Артемида – богиня, покровительствующая всем женщинам Афин, готовящимся к рождению ребенка.
Храм Ники в Акрополе
Ника – богиня победы. Простой и изящный храм Ники построен в честь победы в войне с персами в 449 году до н.э. Храм стоит на трехступенчатом постаменте на скальном выступе над Афинами, поэтому архитектор Калликрат укрепил склон святилища, посвященного Афине-победительнице, 8-метровой стеной. Храм украшают величественные монолитные колонны и фриз, изображающий победу афинян над персами при Платее.
С площадки Святилище Артемиды открывается вид на город и Саронический залив, омывающий берег Аттики. Древний миф повествует, что здесь царь Эгей ожидал, когда вдали появятся белые паруса, возвещая возвращение сына Тезея.
Тезей, возвращаясь с победой, забыл об обещании, данном отцу, поменять черные паруса на белые. Эгей, увидев черные паруса, решил, что сын погиб, бросился вниз со скалы и разбился.
Театр Диониса
На юго-восточном склоне холма – театр, посвященный богу Дионису, древнейший театр в мире. Первоначально построенный из дерева, в 325 году до н.э. театр реконструировали, соорудив лавки и сцену из мрамора.
Каменные сидения размещались в 67 рядов так, что зрительный зал в форме полукруга вмещал 17 тысяч зрителей – половину афинских граждан. Мраморные кресла в первом ряду – для жрецов и должностных лиц, о чем говорят надписи на креслах. В центре, на возвышении – кресло для жреца бога Диониса.
Актеры, хор и зрители располагались под открытым небом, театральное действие происходило при естественном освещении. Во II тысячелетии до н.э. к театру пристроили портик, где в изнуряющую жару укрывались зрители. На сцене ставили трагедии греческих драматургов: Еврипида, Эсхила, Софокла, Аристофана, и каждый афинянин мог принять участие в постановке.
Пропилеи Акрополя
Пропилеи – главный вход в Акрополь, парадные ворота, построенные в виде белоснежных колонн под крышей. Ворота возведены в 437 году по проекту архитектора Мнесикла. К Пропилеям древние греки поднимались по огромной каменной лестнице.
К центральной части Пропилей примыкают боковые крылья, возведенные из того же мрамора, что и Парфенон. В северном крыле – портик с обширной прямоугольной залой, здесь располагалась художественная галерея – Пинакотека – с произведениями крупнейших греческих художников.
Пройдя через ворота, посетитель встречал на пути 10-метровую бронзовую статую Афины на каменном постаменте. В солнечную погоду золотое копье богини указывало чудным блеском путь капитанам кораблей на причал в Афинах.
За воротами – Священная дорога, по которой шествовали участники празднества в честь божественной покровительницы Афин. Шествие, начавшееся в городе, проходило через Пропилеи и направлялось к Парфенону, а затем к Эрехтейону.
О музее Акрополя
Музейный комплекс Акрополя по праву причисляют к шедеврам мирового искусства. Памятник древней архитектуры входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который ежегодно посещают 2 миллиона туристов со всего мира.
Недавно на обозрение туристов выставили очередную жемчужину музея – экспозицию Мосхофор. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Вокруг – изящные утонченные фигуры молодых девушек.
Скульптура выполнена настолько реалистично, что прически и черты лиц девушек, складки на одежде смотрятся, будто живые. На прямоугольных фризах – изображения Олимпийских богов, сцены из древнегреческой мифологии, статуи кариатид, античных жриц.
Особенно красив Афинский Акрополь ночью, яркая и контрастная подсветка преображает ансамбль, вокруг которого с удовольствием проводит время греческая молодежь.
Видео: тайны древнего Акрополя
Афинский Акрополь
Афинский Акрополь (Acropolis of Athens)
Афинский Акрополь – холм высотой 156 метров с возведенным на нем храмовым комплексом, защищавший горожан от вражеских набегов. Верхний город, занимающий территорию размером 300 на 130 м, строился в течение многих веков, начиная с древнегреческой архаики и заканчивая эпохой Римской Греции. Сегодня Афинский Акрополь – это самая посещаемая достопримечательность греческой столицы: ценителям истории не мешают ни строительные леса, окружающие древние храмы, ни непрерывные раскопки, ни палящее солнце. Не смущает их и тот факт, что значительная часть декора – плод труда современных мастеров, изготовивших копии вместо оригиналов, хранящихся в залах европейских музеев.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Вид на Афинский Акрополь с высоты
История Акрополя
По легенде, основателем Афин и Верхнего города стал получеловек-полузмей Кекропс. Именно он предпочел в качестве покровительницы богиню мудрости и воздвиг в честь нее первые храмы. В последующие столетия на их развалинах появлялись более пышные сооружения, пока все здания Акрополя, за исключением фрагментарно уцелевшего храма Гекатомпедона, в V веке не были разрушены персами. Во времена Перикла и непосредственно после его смерти холм украсили лучшие произведения античной архитектуры – Парфенон и Эрехтейон.
В эпоху раннего эллинизма и подчинения Греции Риму у подножия холма появилось несколько театров. Христиане превратили языческие храмы в христианские, не перестраивая их, но частично изменяя интерьеры. Пришедшие на Балканы в XV веке турки использовали здания Афинского Акрополя как мечети. Существенных изменений на холме не происходило до тех пор, пока венецианцы в XVII веке не обстреляли город из пушек. Многие храмы были разрушены, требующая гигантских затрат реконструкция их не завершена до сих пор.
В XIX веке часть скульптур, украшавших фасады храмов, были вывезены во Францию и Великобританию, спор об их принадлежности ведется и сегодня.
Панорама Афинского Акрополя
Архитектурные особенности Афинского Акрополя
Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.
Видео: Хронология Афинского Акрополя
Парфенон – важнейший храм Древних Афин
Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.
Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.
Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.
Скульптуры Фидия
Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского. Деревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.
Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.
Конница фриза Парфенона, Западная часть II, 2-3, Британский музей Процессия на южной стороне фриза, X XI, 26-28, Британский музей
Дальнейшая история Парфенона
Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.
Эрехтейон – память о легендарном царе
Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.
В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.
История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.
Пропилеи – главные ворота комплекса
Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.
Храм Ники Аптерос
Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.
Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.
Разрушенные объекты
Туристические маршруты по Акрополю
Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.
Новый музей Акрополя
Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году. Со временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.
Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.
Новый музей Акрополя
Информация для туристов
Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.
Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.
Вид с Акрополя на Афины
Как добраться
Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.
Праздники и фестивали в Акрополе
Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.
Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.
Отели в окрестностях Акрополя
Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Herodion Hotel», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.
Вид на Акрополь из ресторана отеля «Herodion Hotel» The Athens Gate Hotel
Рестораны и кафе возле Акрополя
Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.
Достопримечательности в окрестностях Акрополя
В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.