какое архитектурное сооружение было восстановлено в москве в 1990 годах
А) Чудов монастырь в) Сухарева башня б) Дворец Съездов г) храм Христа Спасителя.
Правильный ответ : в)Сухарева башня.
А храм Христа Спасителя 19 века похож на что?
А храм Христа Спасителя 19 века похож на что?
С чем схож храм Христа Спасителя?
С чем схож храм Христа Спасителя?
Что находилось на месте храма Христа спасителя до 1994 года?
Что находилось на месте храма Христа спасителя до 1994 года.
Нужно 20 прилагательных, описывающих греческий храм как уникальное архитектурное сооружение?
Нужно 20 прилагательных, описывающих греческий храм как уникальное архитектурное сооружение.
В честь какого события был построен храм Христа спасителя?
В честь какого события был построен храм Христа спасителя.
Какой храм был воздвигнут в Москве после победы над Казанским ханством?
Какой храм был воздвигнут в Москве после победы над Казанским ханством?
Б) Исаакиевский собор.
В) Храм Василия Блаженного.
Г) Храм Христа Спасителя.
Выберите строения, НЕ сохранившиеся до наших днейА) десятинная церковь Владимира 1Б) стены новгородского КремляВ) Смольный монастырь в ПетербургеГ) Сухарева башня в Москве?
Выберите строения, НЕ сохранившиеся до наших дней
А) десятинная церковь Владимира 1
Б) стены новгородского Кремля
В) Смольный монастырь в Петербурге
Г) Сухарева башня в Москве.
Укажите Какие архитектурные сооружения подлежат двуречья а Какие Ассирии Висячие сады Семирамиды ворота богини Иштар Царский дворец ашшурбанипала вавилонская храмовая башня?
Укажите Какие архитектурные сооружения подлежат двуречья а Какие Ассирии Висячие сады Семирамиды ворота богини Иштар Царский дворец ашшурбанипала вавилонская храмовая башня.
Земледельцев было больше всего. Выше всех в древ Египте был фараон. Ему все подчинялись.
Укрепления княжества способствовала Золотая Орда. Удалось избежать дробления на мелкие княжества. К богатым и щедрым князьям тянулись бояре. Московское княжество увеличивало своё влияние любым способом.
Хазары князь игорь печенеги.
. Вместе с Германией в войне против СССР участвовала Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия, Словакия и Хорватия.
Ну поехал я скорее всего за инструментами для сельского хозяйства, т. К. в Новгороде были хороше развиты различные ремесла. На счёт размера и частей могу скачать только, что он был большим, но не более Киева. На счёт впечатлений предлагаю додумать..
В укрепляющейся Новгородской республике Великий Московский князь Иван Третий видел большую угрозу. Долгое время политика Московской державы сводилась ко всякому ослаблению Новгорода, пока в мае 1471 год Иван Третий не решил перейти к решительным дей..
Пятикнижие это точно.
1. Патриотизм и самопожертвованиесоветского народа. 2. Партизанское движение. 3. Выдающиеся советские полководцы. 4. Крепость общественного строя. 5. Дружба и сплочённость народов. 6. Помощь тыла.
41. А 42. Б 43. Д 44. А 45. Б 46. А 47. А 48. С 49. Б 50. А.
Происхождение человека (теории происхождения человека) Выполнила : ученица 11 А класса Конакова Анастасия Конакова Анастасия 2Откуда я? Каждый человек в течение своей жизни ищет ответы на вечные вопросы : Каждый человек в течение своей жизни ищет от..
История Москвы
Вы здесь
Архитектура Москвы 90-х годов
Девяностые годы XX века – время резких перемен не только в политической жизни нашей страны. Вместе со сменой власти рушатся семидесятилетние моральные и социальные устои общества советского периода. Народ пребывает в эйфории от ощущения свободы. Происходит кардинальный поворот в осознании советских «идолов». Общественники, которые ратовали за сохранение и восстановление русских исторических памятников, традиций, облегченно вздохнули – «ветер перемен» вселял надежду.
Однако новое государство имело свой, часто безвкусный, еще чаще варварский взгляд на исторически сложившееся архитектурное наследие Москвы.
«Лужковский стиль»: новый архитектурный облик Москвы 90-х г.г.
(Заново построенные иверские ворота, а также реконструкция и возведение «нулевого» километра)
Начиная с 1992 года, Москву охватывает мощный строительный бум. Идет массовое сооружение современных зданий, восстановление исторических памятников. Получили новую жизнь Казанский собор и Иверские ворота.
Однако, вопреки ожиданиям, «новоделы» по большей части были выполнены с нарушением архитектурных традиций, с подменой строительных материалов, как например, Храм Христа Спасителя. Методы его восстановления были подвержены резкой критике со стороны общественности и архитектурных сообществ. Кроме сомнительного архитектурного решения и наличия парковки для автомобилей, фасад храма стали украшать бронзовые фигуры, которые в проекте и в оригинале были каменными. Бронзовые же преемники были выполнены самым «хитовым», обласканным мэром Москвы архитектором тех лет – З. Церетели.
(Памятник Петру I, вновь возведенный Храм Христа Спасителя, справа на заднем плане фабрика Красный Октябрь, здание которой впоследствии станет одним из многих бизнес центров)
Эти имена, Лужков – Церетели, стали символом Москвы «новодельной». Первый придумывал проекты, второй – воплощал. В результате появился новый стиль, получивший название «лужковский», который пестрил безвкусным смешением архитектурных элементов, псевдоисторическими формами.
Изменение облика столицы: Москва «новодельная»
(Строительство первого крупного торгового центра в самом центре Москвы «Охотный ряд», располагающегося ниже уровня поверхности земли)
Архитектурный облик Москвы, складывавшийся в течение 850 лет, постепенно стал преображаться. Но вместо реставрации исторических памятников стала применяться реконструкция, частичная или полная, когда здание сносилось, а на его месте вырастал, по мнению большинства историков, муляж, абсолютно не соответствующий оригиналу.
(Один из многих примеров архитектуры Москвы 90-х годов, ТЦ «Наутиулус» на Лубянской площади )
Если в начале 20 века огромные офисные конструкции из стекла и бетона строились в отдалении от центра столицы, то уже к середине они стали соседствовать с ним. Широкое распространение получило уничтожение памятников старины для освобождения участка для строительства коммерческой недвижимости.
Объективно говоря, кроме «варварских захватов», были и позитивные моменты, которые с восхищением отмечали иностранные туристы и эмигранты, уехавшие из страны накануне «культурной» революции.
«Новая» столица
(Новые, порой нелепые безвкусицей торговые центры)
Город стал приобретать цивилизованный вид. Исчезли огромные, беспорядочно заставленные торговыми рядами рынки. На смену им пришли современные супермаркеты и бутики. Был восстановлен целый ряд религиозных храмов, МКАД стала символом нового времени.
Вместе с тем стилистические архитектурные противоречия стали обозначаться очень четко. Золотые купола церквей в соседстве с новомодными небоскребами выглядели по меньшей мере странно, а для многих – кощунственно.
(Сверху: ЖК «Галс Тауэр», ЖК «патриарх»; снизу: заправка вмонтированная в гараж на Олимпийском проспекте, реконструированный дом Союза архитекторов)
За период 1990 – 2000-х годов Москва потеряла около семисот памятников старины и сооружений советского периода. Среди них здание «Военторга», гостиница «Москва», дом Сухово-Кобылина, целый ряд архитектурных ансамблей на Манежной площади, Теплые торговые ряды.
(Характерный стиль архитектуры 90-х будет еще долго напоминать время «быстрых решений» и перестройки Москвы )
Нужно сказать, что тенденции, получившие свое начало в 90-х годах прошлого века, отмечаются и сегодня. Виной тому несовершенное законодательство, уничтожение исторических шедевров, не включенных в реестр охраняемых, нарушение охранной зоны, а попросту говоря, равнодушие застройщиков во имя тривиальной выгоды.
Главшедеврстрой: 10 памятников культуры, восстановленных в России за последние 25 лет
Храм Христа Спасителя
Был воздвигнут в память о русских воинах, павших во время Отечественной войны 1812 года. Строительство велось почти 44 года. Современники скептически оценивали архитектурные достоинства эклектичного творения А. К. Тона и в шутку называли церковь чернильницей. В 1931 году храм был разрушен. На его месте планировалось возвести Дворец Советов, но в итоге здесь появился открытый бассейн «Москва». В 1994—1997 годах храм был заново отстроен.
Воскресенские ворота
За свою более чем пятисотлетнюю историю ворота сменили не одно название: Львиные, Неглименские, Богоявленские, Троицкие, Триумфальные, Куретные, Иверские и, наконец, Воскресенские — в 1689 году к одной из башен была прикреплена икона Воскресения Христова. Они были сооружены в 1535 году как ворота стены Китай-города. В 1680 году приобрели свой окончательный облик, когда были надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. В 1781 году перед воротами была возведена деревянная Иверская часовня, через 10 лет её отстроили в камне. В 1931 году ворота с часовней были разрушены. Их восстановили в 1994—1995 годах.
Казанский собор
Первый Казанский собор или, как его ещё называют, Собор Казанской иконы Божией Матери, был деревянным. По преданию, он был построен в 1625 году на средства князя Пожарского по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Каменный храм для размещения списка с Казанской иконы Божией Матери возведён на средства царя Михаила Фёдоровича в 1636 году. В 1936 году храм был снесён. Он воссоздан в первоначальном виде в 1990—1993 годах — первым из полностью утраченных в советское время соборов Москвы.
Московский епархиальный дом
Московский епархиальный дом с храмом святого Владимира был построен в 1902 году. Создавался как центр религиозного образования, просветительской, издательской и миссионерской деятельности. Знаменит тем, что в 1917—1918 годах здесь проходил Поместный собор Русской православной церкви, который принял постановление о восстановлении патриаршества. В советское время здание было сильно разрушено и перестроено. В 1924 году там разместился Главполитпросвет. Потом собственники неоднократно менялись, пока в доме не прописалась Центральная студия документальных фильмов. В 2005 году перестроенный до неузнаваемости дом в аварийном состоянии передан Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету (ПСТГУ). В 2006—2015 годы была проведена масштабная реставрация. Сегодня здесь размещается главный корпус ПСТГУ.
Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно на юге Москвы заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Над созданием этого уникального памятника «русской готики» 20 лет трудились два выдающихся архитектора — Василий Баженов и Матвей Казаков. В советское время Большой Дворец был перестроен и отдан под нужды Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем — исполкома Ленинского района Московской области, Главнауки и, наконец, в музейный подотдел Московского отдела народного образования. В 1937 году открытый здесь ранее краеведческий музей был закрыт. Долгие годы Царицыно ветшало и разрушалось. Полномасштабная реставрация началась в 1980-е годы и продолжалась около 20 лет. В 2007 году реконструированный дворцовый комплекс был открыт для посетителей.
Теремной дворец в Коломенском
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича построен во второй половине XVII века. Представлял собой сложную систему отдельных помещений, соединённых переходами. Отличался богатым экзотическим декором, вызывавшим восхищение у иностранцев. Разобран около 1767 года. Перед разборкой была выполнена деревянная модель дворца. Воссоздан в 2010 году.
Шахматово
Усадьба Шахматово — родовое гнездо Александра Блока. Она была приобретена его дедом в 1874 году. Здесь поэт проводил каждое лето — с 1881 по 1916 годы. Шахматовские окрестности нашли своё отражение в стихотворении «На железной дороге». В 1910 году деревянный усадебный дом был перестроен по собственному проекту Блока. В 1921 году усадьба была сожжена крестьянами. Вскоре не стало и Блока. До последних дней жизни поэт горевал об утраченной в пожаре шахматовской библиотеке. Усадебный дом восстановлен в 2001 году.
Янтарная комната в Царском Селе
Изначально это был янтарный кабинет, созданный в XVIII веке мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Его сын, король Фридрих Вильгельм I, преподнёс кабинет в дар Петру I. В Янтарную комнату кабинет превратился при Елизавете Петровне. По высочайшему повелению архитектор Растрелли «исправил» творение своего прусского коллеги: ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немецкими оккупационными войсками и бесследно исчезла. Восстанавливать утраченный шедевр начали в 1981 году. Работы завершились в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Константиновский дворец в Стрельне
Дворец задумывался Петром I как «Русский Версаль». Однако свой окончательный облик приобрёл уже после смерти царя-реформатора — в 1750 году он был основательно перестроен архитектором Растрелли. Название дворец получил по имени второго сына Павла I великого князя Константина Павловича, которому был подарен отцом в 1797 году. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Свято-Михайловский собор в Ижевске
Был построен на общественные средства. В 1876 году началась кампания по сбору денег на создание храма. В 1893 рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство храма 1% от зарплаты. В 1897 году состоялась торжественная закладка церкви, а к 1907 году строительство было завершено. В 1937 году собор был разрушен. Восстановлен в 2007 году. Главный престол, посвященный архистратигу Михаилу, был освящён патриархом Алексием II, который совершил в храме первую литургию.
Средневековый город носит идеально-типический характер в своем развитии. Западный город был, подобно азиатскому и восточному городу, местонахождением рынка, торговым и ремесленным центром, а также крепостью. Купеческие гильдии и цехи ремесленников обнаруживаются как здесь, так и там, и автономия, предоставляемая их членам, была в той или иной степени известна во всем мире.
В средневековом городе также было множество патронов и должностных лиц политических властителей, обладавших в его стенах различными по своему объему привилегиями. Здесь, так же как почти во всем мире, право, действовавшее на домовых земельных участках, так или иначе отличалось от права, господствовавшего в сельском хозяйстве.
В средневековье город был всегда совместным поселением, которое возникло благодаря притоку извне и при санитарных условиях жизни низших слоев сохранилось только благодаря постоянно продолжающемуся притоку жителей. Повседневная жизнь горожан в средние века, в значительной степени повлияла на становление и развитие европейских городов. Подробное изучение данного вопроса, дает возможность подробного анализа общественных, экономических и др. явлений городского общества в разные временные периоды.
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить возникновение и развитие средневековых городов;
2. Ознакомится с повседневной жизнью средневеково города;
3. Рассмотреть условия жизни горожан;
4. Проанализировать роль горожан в системе городского права и управления;
5. Изучить торговые отношения в средневековом городе;
6. Ознакомится с художественной и научной культурой и средневекового города.
Главные архитектурные потери Москвы за 1990-2011 гг. Справка
Число уничтоженных за последние годы памятников архитектуры в столице России подбирается к тысяче.
Военторг» (Воздвиженка, 10). Здание «Военторга» было построено в 1910-1913 годах архитектором Сергеем Залесским по заказу Экономического общества Московского военного округа и не меняло своего назначения в течение всего XX века. Торговый дом, напоминающий парижские «гран магазэн» (большие универмаги) являлся образцом архитектуры модерна.
В июле 2002 года появилось постановление правительства Москвы, предусматривающее реконструкцию «Военторга».
В августе 2003 года начался снос «Военторга» и строительство нового здания. В июле 2008 года отделочные работы на фасаде нового здания были закончены. Здание сохранило отдельные элементы старого фасада, но перестало соответствовать стилю модерн.
Эксперты считают отреставрированный «Военторг» «новоделом», поскольку фактически старое здание универмага было снесено и построено заново.
В 2008 году «Военторг» вошел в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой «Коммерсантъ» при помощи экспертов.
Зачатьевская слобода (Остоженка). Бывшая Зачатьевская слобода, название которой сохранилось в названии Зачатьевских переулков. Их три:1-й, 2-й и 3-й. Все они названы в честь Зачатьевского женского монастыря. Кроме названия сохранилось мало что. Большее, чем в последние два десятилетия, число зданий в этом районе было уничтожено лишь во время знаменитого «наполеоновского» пожара Москвы 1812 года.
Был снесен дом Архарова во 2-м Зачатьевском переулке. В 2004 году его вывели из списков памятников в связи с тем, что застройка на территории памятников запрещена. В 2005 году начался снос.
Снесена в ходе реконструкции Остоженских переулков в 1990-е годы усадьба Муравьевых (1-й Зачатьевский пер.) В 2003 году по адресу 1-й Зачатьевский пер., д. 10 был сооружен жилой комплекс «Палаты Муравьевых» из 17 таунхаусов.
В 2008 году Зачатьевская слобода вошла в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой «Коммерсантъ» при помощи экспертов.
Гостиница «Москва» (Манежная площадь). Одна из крупнейших в столице – была возведена в 1933 1935 годах по проекту архитекторов Савельева, Стапрана и Щусева. В 2003 году была закрыта на реконструкцию, в рамках которой ее общая площадь должна была увеличиться с 98 тыс. до 185,5 тыс. кв. метров.
Главный фасад гостиницы еще худо бедно похож на прежний, а вот часть здания, выходящая на площадь Революции, даже внешне совершенно не похожа на оригинальную «Москву». Появилась новая башня и какие то дополнительные надстройки.
В 2008 году гостиница «Москва» вошла в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой «Коммерсантъ» при помощи экспертов.
В конце 1990 х годов здание было предложено к постановке на государственную охрану, то есть имело статус «выявленного», охраняемого законом, памятника. Однако территория, на которой располагалось здание, была отведена городскими властями для строительства огромного гостинично развлекательного комплекса. В ходе расчистки площадей под новое строительство сначала были снесены несколько зданий XIX века, в том числе и поздние пристройки к палатам Пикарта. После этого, по официальной версии, в ночь на 13 ноября 2000 года произошло самообрушение памятника архитектуры.
Памятник архитектуры «Ректорский дом» (Моховая улица, 11, стр. 6). Старинный особняк, стоявший во дворе старого здания Московского университета на Моховой, был бесценным и редким в Москве образцом барокко середины XVIII столетия. Дом, утративший в результате перестроек барочный декор фасадов, некогда являлся главным зданием городской усадьбы князей Волконских. Он был построен в 1740-е годы, впоследствии дом отошел к Московскому университету, был перестроен, в нем долгое время размещалась служебная квартира университетского ректора, отчего он и получил свое название. В XIX столетии в бывшем доме Волконских жили известные литераторы Николай Надеждин и Виссарион Белинский, здесь располагалась редакция журнала «Телескоп», где было опубликовано знаменитое первое из «Философических писем» Чаадаева. В 1990 х годах здание находилось в аварийном состоянии. Несмотря на существование проекта реставрации уникального памятника архитектуры, «Ректорский дом» был снесен летом 2000 года, на месте его к 2004 году выстроен «новодел» со стеклянной надстройкой.
Палаты в Мещанской слободе (Проспект Мира, 3). Трехэтажные палаты XVII—XVIII веков, заслоненные от улицы поздним домом № 3 по проспекту Мира, стояли в глубине двора. В 1989 году палаты были официально признаны подлежащим государственной охране вновь выявленным памятником архитектуры. С палатами в Мещанской слободе связано было одно из трагических явлений в истории русского общественного движения так называемая «нечаевщина», описанная впоследствии Федором Достоевским в «Бесах».
В 1990-е годы здание, меняя арендаторов и владельцев, неуклонно ветшало и частично обрушалось. В 1997 году началась не доведенная до конца реконструкция, в результате которой дом лишился кровли и перекрытий. В ноябре 2001 года ветхие палаты Мещанской слободы были разрушены с помощью строительной техники.
Дом Щапова ( Бауманская улица, 58). Небольшой двухэтажный дом конца XIX века на Немецкой улице отмечался некоторыми специалистами как дебютная городская работа будущего корифея московского модерна Федора Шехтеля. В 1995 году дом был передан ООО «Подмосковье». В ходе «реконструкции» дом был снесен в 1996 году, на его месте выстроено новое здание.
Дом Герцена (Сивцев Вражек, 25/9). Деревянный дом на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка стоял на цокольном этаже, сохранявшемся от включенного дома, существовавшего уже в 1780-е годы. Дом был в 1830 году куплен отцом Герцена у графини Ростопчиной, вдовы московского главнокомандующего 1812 года. Этот дом, который в семье Герцена называли «большим», и в жизни писателя, и в «Былом и думах» имел большее значение, чем соседний, «малый» дом (№ 27 по Сивцеву Вражку), где размещается Музей Герцена. Здесь в ночь на 21 июля 1834 года писатель был арестован, сюда вернулся из ссылки, отсюда навсегда уезжал за границу 19 января 1847 года. Этот дом был связан и с именами других деятелей отечественной культуры.
В 1990-е годы дом был продан городскими властями югославской фирме «Техностройэкспорт». В начале октября 1998 года собственник, под видом реконструкции, снес дом Герцена. В настоящее время он заменен железобетонным «новоделом», в составе которого сохраняется подлинная сводчатая палата в цокольном этаже.
«Теплые ряды» (Ильинка, 3). Ансамбль «Теплых рядов», один из самых крупных торговых комплексов дореволюционного Китай города, был выстроен во второй трети XIX века по проекту архитектора Александра Никитина. Занимавшие обширный квартал между Ильинкой, Ветошным проездом и Богоявленским переулком, корпуса «Теплых рядов», с протяженными аркадами и галереями, узкими проходами вдоль фасадов и системой внутренних дворов, формировали облик значительной части заповедной зоны «московского Сити».
В 1996 году был разработан проект устройства на месте рядов трехъярусного элитного гаража на 700 машиномест. В 1997 году часть строений, в том числе главный корпус рядов, выходивший на Ильинку, была снесена. На месте корпуса по улице возведен «новодел».
Дом Тарасова (улица Сергия Радонежского, 1/2). Усадьба купца Сергея Тарасова в Рогожской слободе включала главный дом с палатами, флигель с палатами, дворовые службы — всего пять полностью сохранившихся строений XVIII—XIX веков. Усадьба включена в знаменитые «Альбомы партикулярных строений» Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. Уличный и особенно дворовый фасады главного дома, перестроенного и надстроенного в XIX веке, сохраняли черты первоначальной архитектуры, запечатленной на чертеже Матвея Казакова.
Усадьба была передана АО «Монолит». В 1995 году все здания городской усадьбы Тарасова были снесены. На месте главного дома выстроен «новодел».
Флигель усадьбы Долговых и богадельня церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке (Большая Ордынка, 21 и 20).
Усадьба Долговых, построенная в 1770 х годах Баженовым для своего тестя купца, состояла из главного дома в глубине двора и симметричных флигелей по обе стороны от главного дома. Признанный памятник архитектуры московского классицизма понес значительные утраты в последние десятилетия. В 1982 году снесли жилой флигель, выходивший в Климентовский переулок. А в 1997 году был разобран левый, баженовский флигель, формировавший контур усадебного двора. В нем сохранялись элементы внутреннего убранства, полы из наборного паркета, изразцовые печи. Напротив, через улицу, в 1990 е годы была фактически разобрана и выстроена заново богадельня храма Всех Скорбящих на Большой Ордынке, 20, включавшая палаты XVIII века. Церковный ансамбль был утвержден в статусе объекта исторического и культурного наследия федерального значения указом Президента России в феврале 1995 года, — палаты к этому времени были уже снесены (в 1994 году), на их месте возведен «новодел».
Палаты в Кадашевской слободе (1-й Кадашевский переулок, 7, южный корпус). Городская усадьба середины XVIII столетия перед западным фасадом церкви Воскресения в Кадашах состояла из двух числившихся на государственной охране двухэтажных каменных корпусов. Северный дожил до наших дней, а южный, со сводчатым первым этажом, снесен в 1994—1995 годах. Утратив первоначальный декор фасадов, он сохранял первоначальный кубический объем с примыкающим южным крыльцом и планировку внутренних помещений. Верхний деревянный этаж дома в 1994 году сгорел, после чего началось «воссоздание», обернувшееся гибелью белокаменного нижнего этажа и заменой здания «новоделом».
Палаты на Большой Полянке (Большая Полянка, 23). Дом с мезонином на Большой Полянке в заповедном московском Замоскворечье скрывал под поздним фасадным декором XIX века как минимум барочные палаты XVIII столетия. Некоторые специалисты предполагали, что в основе здания сохраняются и части XVII века. О древности здания свидетельствовало сильное выступание его за красную линию улицы. Четное количество оконных осей и крупный угловой руст на первом этаже отмечались специалистами как признаки принадлежности здания к стилю барокко. После пожара 1812 года дом был надстроен мезонином и отделан в классическом стиле; впоследствии неоднократно перестраивался. Палаты на Большой Полянке снесены в 1996 году под предлогом «реконструкции» и заменены “новоделом”, фасад которого стилизован под XIX век.
Дом был снесен в 1996 году, на его месте построено новое здание.
Решением Правительства Москвы дом был передан АО «Сокольники» под устройство гостиницы, несколько лет он стоял раскрытым и разрушался. Снесен в 1997 году, на месте дома автостоянка.
Палаты Гурьевых (Потаповский переулок, 6). Палаты рыботорговца Михаила Гурьева построены в конце XVII века. Позже, в 1825 году, палаты стали нижнем этажом нового дома. Тот в свою очередь был надстроен в 1930 е годы. В палатах сохранились роскошные интерьеры конца XIX века.
Палаты Гурьевых являются выявленным объектом культурного наследия. В 2009 году инвестор реконструкции здания – ООО «Регион Инвест» – предложил вывести объект из списка памятников культуры. В конце 2009 года в палатах произошел пожар.
По данным «Архнадзора» на конец 2010 г., в палатах Гурьевых были полностью разграблены исторические элементы убранства интерьеров филенчатые двери, резные элементы декора, а инвестор покинул этот объект, никакие работы не велись.
Доходный дом купца Василия Быкова (Вторая Брестская улица, 19/18) – доходный дом, построенный в 1909 г. по проекту выдающегося мастера русского модерна Льва Кекушева. По оценке специалистов, дом Быкова считался одним из наиболее хорошо сохранившихся творений Кекушева.
Вплоть до недавнего времени он сохранял первоначальную внутреннюю планировку и всё декоративное убранство — оригинальную оконную и дверную столярку, уникальные дутые оконные стекла, лепной декор парадных лестниц и жилых квартир, оригинальные водосточные трубы, «дутые» (выпуклые) стёкла в окнах первого этажа, облицовку керамической плиткой и лепнину на фасаде, включая и львиную маску над проездной аркой – авторский знак Льва Кекушева. В апреле 2008 года был признан выявленным объектом культурного наследия.
16 сентября 2009 года в доме произошел пожар, в результате которого выгорела часть четвёртого этажа, и дом полностью лишился крыши.
По информации Архнадзора, за прошедшие с момента пожара почти два года никаких противоаварийных работ не проведено, здание стоит без кровли, интерьеры продолжают медленно разрушаться.
Дача Муромцева (5 я Радиальная улица, 3) – дача председателя первой Государственной Думы Сергея Муромцева в Царицыно. Именно здесь Муромцев работал над проектом первой российской Конституции. В этом доме гостил Иван Бунин и другие поэты и писатели Серебряного века. Некоторое время на даче жил и Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы постмодернизма «Москва Петушки».
В начале января 2010 г. в здании произошел сильнейший пожар, в результате которого дом практически полностью сгорел.
7 марта 2010 г. остатки дачи Сергея Муромцева в Царицыно были снесены, несмотря на протесты жильцов и представителей общественных организаций, которые утверждали, что дом должен быть признан памятником.
В свою очередь мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что дача председателя первой Государственной Думы Сергея Муромцева была давно снесена, а 3 января 2010 года в московском районе Царицыно сгорел построенный на ее месте барак.
Усадьба Алексеевых (улица Бахрушина, дом 11) – усадьба XIX XX веков, в разное время принадлежавшая купцам Алексеевым, Сытовым, Немоляевым, Шмидтам и Столяровым.
25 июля 2010 г. была снесена самая ценная часть усадьбы – двухэтажное строение и трехэтажная постройка фабричной школы.
Это вызвало волну протеста как среди горожан, так и среди правозащитников. По мнению специалистов, здание являлось одним из лучших особняков Замоскворечья, характерным примером «московского ампира». Позднее недовольство сносом исторических зданий выразила и Общественная палата, призвавшая восстановить усадьбу.
Однако власти Москвы в ответ на протесты заявили, что, по заключению квалифицированных экспертов, постройки на улице Бахрушина никакой исторической ценности не представляли.
На месте снесённой усадьбы планируется возвести гостиничный комплекс.
Доходный дом (Улица Большая Якиманка, 15/20).
Доходный дом, построенный на рубеже XIX XX вв. архитектором Федором Кольбе.
В конце апреля 2011 года общественное движение «Архнадзор» заявило, что компания Capital Group начала снос главного фасада здания на улице Большая Якиманка, дом 15/20, несмотря на то, что в рамках строительных работ должна была его сохранить. Департамент культурного наследия заявил, что официальные структуры запретили работы, однако в начале мая дом Кольбе все же был снесен.
Департамент неоднократно заявлял о незаконности сноса, так как на это не было выдано согласование специальной комиссии Москомнаследия.
25 мая 2011 г. компания Capital Group сообщила, что пересмотрела проект строительства, а утраченный фасад объекта по улице Большая Якиманка будет восстановлен в первозданном виде под контролем департамента культурного наследия Москвы.
Флигель городской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Большая Никитская улица, 19).
Трехэтажный кирпичный флигель XIX века, построенный архитектором Константином Терским в древнерусском стиле, с изразцовыми вставками на фасаде.
Против сноса флигеля протестовали общественные организации. По мнению «Архнадзора», все строения усадьбы Глебовых Стрешневых Шаховских являются элементами единого памятника архитектуры федерального значения и находятся на территории объединенной охранной зоны.
На месте флигеля планируется построить здание театра «Геликон опера». В октябре 2010 года власти Москвы приостановили часть работ по реставрации и реконструкции комплекса зданий «Геликон оперы» из за протестов защитников исторического облика города. За отмену проекта строительства новой сцены «Геликон опера» высказалась также Общественная палата РФ.
Однако в конце марта 2011 года общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно художественного облика города утвердил проект реконструкции «Геликон оперы».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников