какое административное наказание влечет за собой сокрытие информации о состоянии окружающей среды

Статья 8.5 КоАП РФ. Сокрытие или искажение экологической информации

Комментарии к ст. 8.5 КОАП РФ

1. Статья включена в текст КоАП РФ по аналогии со ст. 237 УК РФ и содержит общие формальные составы с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне.

2. Правовое регулирование оборота экологической информации осуществляется многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Их можно разделить на две группы: акты, регулирующие общие начала оборота информации и информирования населения (здесь головным является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), и акты, устанавливающие специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации об обстоятельствах, которые имеют значение в смысле норм данной статьи Кодекса, т.е. затрагивают экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование непосредственным образом.

4. Сокрытием информации является недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. По субъективной стороне оно может быть умышленным и неосторожным.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции применительно к объекту контроля и надзора) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22 и 23.22.1); органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор, и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. ст. 23.23 и 23.23.1); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25); органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии (ст. 23.33).

Протоколы об административных правонарушениях составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Источник

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Комментарий к ст. 8.5 КоАП

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (несвоевременное сообщение).

Судебная практика по статье 8.5 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Абдулгалимова Расула Магомедовича, действующего на основании ордера в интересах индивидуального предпринимателя Шамхалова Ибрагима Юсуповича, на определение судьи Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 26 ноября 2018 г. и определение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 19 февраля 2019 г. N 21-41/2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шамхалова Ибрагима Юсуповича,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО «Строй ТОН» Гуськова В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 22 сентября 2015 г. N 1.15/1249Н-1, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2016 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 23 марта 2016 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 25 июля 2016 г., вынесенные в отношении ООО «Строй ТОН» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу Бековой Заиры Магомедовны на определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2018 г. о возвращении жалобы без рассмотрения по существу, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сасина Евгения Александровича, занимавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, должность начальника управления производственной безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ»,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу Бековой Заиры Магомедовны на определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2018 г. N 7-271/2018 о возвращении жалобы без рассмотрения по существу, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сасина Евгения Александровича, занимавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, должность начальника управления производственной безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ»,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу Бековой Заиры Магомедовны на определение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2018 г. N 7-272/2018 о возвращении жалобы без рассмотрения по существу, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сасина Евгения Александровича, занимавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, должность начальника управления производственной безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ»,

Следует отметить, что постановлениями исполняющего обязанности председателя Ставропольского краевого суда, вынесенными по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производства по данным делам в отношении общества были прекращены в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, решения. При этом постановления о назначении административного наказания по указанным делам были вынесены по итогам упомянутой выше проверки, назначенной приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13.03.2018 N 421, который был признан недействительным Арбитражным судом Ставропольского края по делу N А63-7966/2018.

Источник

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году

Время чтения: 6 мин

Доброго времени суток!

Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

НарушениеОтветственностьСтатья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществамиДля гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду…Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явленияДля гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользованияДля гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощениеДля гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектахДля гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объектыДля гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешенияДля должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздухДля должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую средуДля должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельностиДля гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

Источник

Статья 8.5 КОАП РФ. Сокрытие или искажение экологической информации

Комментарии к ст. 8.5 КОАП РФ

Комментируемая ст. 8.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды для лиц, обязанных сообщать такую информацию. Изучение ст. 8.5 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в статье содержится несколько альтернативных составов административных правонарушений, отличающихся по предмету и объективной стороне.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения права каждого человека на получение полной и достоверной экологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды. Различные мнения судебных инстанций на объект и предмет административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждаются материалами практики.

Например, в Постановлении Двадцать первого апелляционного арбитражного суда от 07.11.2016 по делу N А83-3420/2016 отмечается, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Вместе с тем в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 N А59-5379/2016 указывается, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. В то же время предметом данного правонарушения является экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

В том же Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 N А59-5379/2016 говорится о том, что по смыслу ст. 8.5 КоАП РФ под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. 7).

Соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является одним из принципов, в соответствии с которыми осуществляется реализация настоящих основ (пп. «л» п. 8).

К основным задачам, решением которых обеспечивается достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития в том числе относятся:

совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата (пп. «и» п. 9);

научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности (пп. «к» п. 9);

формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания (пп. «л» п. 9);

обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности (пп. «м» п. 9).

Как отмечается в п. 18 Основ, при решении задачи создания современной системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата используются следующие механизмы:

создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами (пп. «а»);

обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды (пп. «в»);

использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально-экономического развития (пп. «г»).

Согласно п. 19 Основ, при решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата (пп. «а»);

разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности (пп. «б»);

стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности (пп. «в»).

Государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий является одним из механизмов, используемых при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания (пп. «б» п. 20).

При реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются в том числе следующие механизмы:

обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях (пп. «в» п. 21);

обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну (пп. «г» п. 21);

повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

Указанная отчетность подлежит аудиту независимыми третьими сторонами и заверяется ими (пп. «д» п. 21).

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в том числе являются:

создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (пп. «с» п. 27);

обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении (пп. «т» п. 27).

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении:

1) полной и достоверной информации:

о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

2) информации, содержащейся:

в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

декларации о воздействии на окружающую среду;

декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

3) а равно искажении сведений о состоянии:

и других объектов окружающей среды.

Как отмечается в Постановлении Верховного Суда РФ от 22.09.2014 по делу N 308-АД14-288, объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. Там же говорится о том, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов:

несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Интересно отметить, что в том случае, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, то, как отмечается в Постановлении Двадцать первого апелляционного арбитражного суда от 07.11.2016 по делу N А83-3420/2016, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (см.: п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Аналогичная позиция высказывается в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 N А59-5379/2016.

По результатам рассмотрения материалов административного производства должностное лицо административного органа постановлением от 07.11.2016 N 09/70-30 признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований ч. 6 ст. 56 ВК РФ, ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: юридическое лицо не осуществило надлежащий контроль по внесению в журнал нефтяных операций морского судна СРТМ-К 502 «Залив Находка» записи о сбросе в водный объект льяльных сточных вод в количестве 0,6 м3. 07.11.2016 старшим государственным инспектором Отдела по надзору на море по Сахалинской области Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора вынесено постановление о назначении административного наказания N 09/70-30, которым ООО «Оплот Мира» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Сахалинской области. Суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с тем, что установленное в оспариваемом постановлении нарушение не связано с осуществлением обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, соответственно, требование о признании этого постановления незаконным и его отмене не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Как следует из текста Постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 N А59-5379/2016, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Таким образом, как верно определено судом первой инстанции, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 20.02.2014 N 261-О, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции. Для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в вышеприведенных нормативных положениях установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:

административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;

административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения ООО «Оплот Мира» административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется. При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40, заявление ООО «Оплот Мира» об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Определенный интерес в связи с рассмотрением ст. 8.5 КоАП РФ представляет собой решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2016 по делу N А32-12975/2016. Как следует из материалов дела, ФГБУ «АМП Азовского моря» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), г. Новороссийска о признании незаконным и отмене представления от 15.03.2016 N 0001/02/5220//СЛ/2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. 03.03.2016 управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания N 0001/02/5220//СЛ/2016, в соответствии с которым учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, квалифицированного управлением как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в Ейский городской суд Краснодарского края. 15.03.2016 старшим государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора РФ Плющ А.С., в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ, вынесено представление N 0001/02/5220//СЛ/2016 в отношении ФГБУ «АМП Азовского моря» о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ. Не согласившись с вынесенным представлением от 15.03.2016 N 0001/02/5220//СЛ/2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Вступившим в законную силу решением Ейского городского суда Краснодарского края от 13.04.2016 по делу N 12-54/2016 постановление Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от 03.03.2016 N 0001/02/5220//СЛ/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие фактического разлива нефтепродуктов и недостоверное или неправильное информирование субъектов, участвовавших и привлеченных к учению, не могут порождать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку отсутствует факт о реальных обстоятельствах, опасных для окружающей среды, природных ресурсов, об источниках загрязнения. Также суд пришел к выводу, что учреждение не является субъектом административного правонарушения и не наделено полномочиями по проведению учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Ейск. Сообщение о проведении учений без фактического разлива нефти и нефтепродуктов не относится к составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. На этом основании решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2016 по делу N А32-12975/2016 представление Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), г. Новороссийск от 15.03.2016 N 0001/02/5220//СЛ/2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении ФГБУ «АМП Азовского моря», признать незаконным и отменить в полном объеме.

В соответствии с п. 6 Положения государственный фонд является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку и анализ данных, а также включающей в себя:

а) данные, содержащиеся в базах данных подсистем единой системы мониторинга;

б) данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Информация, включаемая в государственный фонд, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне (абз. 1 п. 8 Положения).

В государственный фонд включаются виды информации по перечню согласно приложению (абз. 2 п. 8 Положения).

Требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления определяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (абз. 3 п. 8 Положения).

Предоставление информации, включаемой в государственный фонд, обмен этой информацией между единой системой мониторинга, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются на безвозмездной основе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (п. 9 Положения).

Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в государственном фонде, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (абз. 1 п. 10 Положения).

Доступ физических и юридических лиц к информации, содержащейся в государственном фонде, обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте государственного фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (абз. 2 п. 10 Положения).

Доступ к содержащейся в государственном фонде информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивается пользователям, подтвердившим наличие у них права доступа к соответствующей информации путем представления оператору документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне (абз. 3 п. 10 Положения).

Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (абз. 1 ст. 13 Закона N 170-ФЗ).

Граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного мониторинга радиационной обстановки на территории РФ (абз. 2 ст. 13 Закона N 170-ФЗ).

Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения (абз. 3 ст. 13 Закона N 170-ФЗ).

За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и средств массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (абз. 4 ст. 13 Закона N 170-ФЗ).

Граждане РФ имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Порядок посещения объектов использования атомной энергии устанавливается Правительством РФ (абз. 5 ст. 13).

Как отмечается в Законе N 170-ФЗ, в целях своевременного выявления изменений радиационной обстановки, оценки, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также в целях систематического представления соответствующей оперативной информации в органы государственной власти, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, организации для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия осуществляется государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ (абз. 1 ст. 21 Закона N 170-ФЗ).

Ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории РФ и ее функциональных подсистем осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (абз. 3 ст. 21 Закона N 170-ФЗ).

Координация деятельности по ведению единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории РФ и ее функциональных подсистем осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 4 ст. 21 Закона N 170-ФЗ).

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, представляется органами управления использованием атомной энергии и (или) эксплуатирующими организациями в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональные подсистемы (абз. 5 ст. 21 Закона N 170-ФЗ).

В соответствии с абз. 1, 2, 22, 23, 25 ст. 61 Закона N 170-ФЗ, нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами РФ в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. К числу таких нарушений, среди прочих, относятся:

сокрытие факта аварии или нарушение установленного порядка информирования об аварии на ядерной установке, радиационном источнике или в пункте хранения, сокрытие информации о состоянии радиационного загрязнения окружающей среды, а также выдача преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки указанных объектов; отказ в предоставлении информации, умышленное искажение или сокрытие информации по вопросам безопасности при использовании атомной энергии;

хищение, незаконные использование, приобретение, хранение, передача, продажа или разрушение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников, сокрытие информации об известных, о готовящихся или о совершенных указанных действиях.

Сведения, включающие наименование, организационно-правовую форму юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, наименование объекта, информацию о суммарных массах выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ всех источников (выпусков) по объекту в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в утвержденный в установленном порядке перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, о методах (методиках) измерения загрязняющих веществ, использованных при получении этих данных, информацию об объемах или массах размещенных отходов производства и потребления по каждому классу опасности отходов (с разбивкой по годам), размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа, и находятся в открытом доступе в течение не менее 10 лет со дня их внесения в государственный реестр (п. 16 Правил).

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (п. 18 Правил).

В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов РФ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению (п. 19 Правил).

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта на учет утверждены Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 N 756.

Порядок представления Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее Форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.

Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.5 КоАП РФ, могут быть:

Совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, предполагает применение различных санкций для перечисленных субъектов административного проступка, в частности:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

Важно подчеркнуть, что в качестве субъектов административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.5 КоАП РФ, выступают граждане, должностные лица и юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

Необходимо отметить, что, как следует из главы 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ, рассматривают:

федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (ч. 1 ст. 23.28);

органы, осуществляющие государственный экологический надзор (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ);

Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.5 КоАП РФ, зависит от характеристики объективной стороны. В частности, сокрытие экологической информации может быть как умышленным, так и неосторожным; искажение экологической информации может быть только умышленным; несвоевременное сообщение экологической информации может быть как умышленным, так и неосторожным; искажение экологических сведений может быть только умышленным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *