Фз 127 о чем гласит

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)

26 октября 2002 года N 127-ФЗ

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

27 сентября 2002 года

16 октября 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 31.12.2004 N 220-ФЗ, от 24.10.2005 N 133-ФЗ,

от 18.07.2006 N 116-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,

от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ,

от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ,

от 19.07.2009 N 195-ФЗ, от 17.12.2009 N 323-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 03.05.2011 N 91-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 12.07.2011 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ,

от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ,

от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 390-ФЗ,

от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ,

от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 30.12.2012 N 294-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ,

от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 189-ФЗ,

от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ,

от 28.12.2013 N 414-ФЗ, от 28.12.2013 N 419-ФЗ, от 12.03.2014 N 30-ФЗ,

от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 405-ФЗ,

от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,

от 29.12.2014 N 482-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 167-ФЗ,

от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ,

от 13.07.2015 N 229-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ,

от 29.12.2015 N 407-ФЗ, от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 02.06.2016 N 172-ФЗ,

от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ,

от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 28.12.2016 N 488-ФЗ,

от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 18.06.2017 N 127-ФЗ, от 26.07.2017 N 212-ФЗ,

от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 29.07.2017 N 266-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ,

от 25.11.2017 N 328-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 07.03.2018 N 53-ФЗ,

от 23.04.2018 N 87-ФЗ, от 23.04.2018 N 93-ФЗ, от 23.04.2018 N 106-ФЗ,

от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 12.11.2018 N 419-ФЗ,

от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ,

от 25.12.2018 N 478-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 29.05.2019 N 105-ФЗ,

от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 04.11.2019 N 359-ФЗ,

от 12.11.2019 N 377-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ,

от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.12.2019 N 507-ФЗ, от 18.03.2020 N 66-ФЗ,

от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 149-ФЗ,

от 25.05.2020 N 163-ФЗ (ред. 20.07.2020), от 08.06.2020 N 166-ФЗ,

от 08.06.2020 N 181-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ,

от 31.07.2020 N 268-ФЗ, от 31.07.2020 N 289-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 22.12.2020 N 442-ФЗ, от 22.12.2020 N 447-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ,

от 30.12.2020 N 542-ФЗ, от 24.02.2021 N 23-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 19.07.2007 N 139-ФЗ,

от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ,

от 16.10.2012 N 174-ФЗ, от 13.07.2015 N 215-ФЗ,

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.11.2021 N 49-П)

Источник

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О несостоятельности (банкротстве)

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ, от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.05.2011 № 91-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 390-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 30.12.2012 № 294-ФЗ, от 07.06.2013 № 113-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.07.2013 № 189-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 28.12.2013 № 414-ФЗ, от 28.12.2013 № 419-ФЗ, от 12.03.2014 № 30-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.12.2014 № 405-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 29.12.2014 № 482-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 167-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 229-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 266-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 07.03.2018 № 53-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 12.11.2018 № 419-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 473-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 29.05.2019 № 105-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 04.11.2019 № 359-ФЗ, от 12.11.2019 № 377-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 507-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 24.04.2020 № 149-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 442-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 542-ФЗ, от 24.02.2021 № 23-ФЗ, от 20.04.2021 № 92-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным закон

Источник

Закон о банкротстве физических лиц: особенности применения в 2021 году

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ даёт возможность юридическим и физическим лицам официально избавиться от непосильных долгов. В этой статье рассмотрим банкротство физических лиц и выясним, как инициируется процедура, согласно законодательству.

Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?

Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.

1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.

Как применяется закон в 2021 году?

Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.

Инициация процедуры банкротства физлица останавливает начисление процентов, пеней и штрафов. А по окончании процедуры долг списывается. Коллекторы прекращают работу. Судебные приставы закрывают исполнительные производства, снимают аресты и запреты.

Начать банкротство гражданин РФ может при наличии определенных признаков:

долг от 50 тысяч рублей;

просрочка от 3 месяцев;

отсутствие возможности оплатить долг.

Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.

Сколько длится банкротство физического лица по закону?

В 2021 году гражданин может подать заявление о признании банкротом и необходимые документы:

В первом варианте заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, а судебное заседание назначается через 1,5-2 месяца. В ходе первого заседания назначают арбитражного управляющего и выбирают процедуру банкротства физического лица — реструктуризация долгов или реализация имущества.

Пройти банкротство во внесудебном порядке могут только те граждане, у которых нет имущества, что признано судом и судебными приставами. То есть уже должно быть закрытое исполнительное производство по факту невозможности взыскания долга.

Если гражданин подаёт заявление в МФЦ, он указывает список кредиторов и суммы задолженности. После этого сведения 6 месяцев находятся в базе Федресурса для возможности опротестования процедуры банкротства кредиторами. Если кредиторы не реагируют, то по прошествии срока гражданин признаётся банкротом, и его долги списываются.

Практика показывает, что в последние годы физические лица успешно списывают долги по закону как самостоятельно, так и с привлечением специализирующихся на банкротстве юридических организаций.

По сути, действующий закон призван помочь гражданам, которые действительно не могут оплатить долги по объективным обстоятельствам (ситуации бывают разные). Однако не исключено, что долги по кредитам ловко списывают и те, кто оплатить их в состоянии.

При этом люди списывают долги, не учитывая довольно серьёзные последствия. Например, в течение 5 лет банкрот, скорее всего, не сможет воспользоваться услугами банков по кредитованию, поскольку должен будет оповещать о проведённом банкротстве. А в течение 3 лет банкрот не сможет занимать руководящие должности.

Статус банкрота — это значительный минус к репутации физического лица. И многие работодатели не хотят принимать в штат таких сотрудников. Современные компании часто проверяют будущих сотрудников на предмет наличия исполнительных производств, начатых или завершённых процедур банкротства. А сделать это достаточно просто через сервис Проверка физлиц. С его помощью работодатель может также проверить:

наличие статуса ИП;

наличие проблем с законом;

Сервис полезен всем юрлицам и ИП, которые считают важным иметь в штате благонадёжных и добросовестных сотрудников.

Источник

Закон о банкротстве физических лиц в 2021 году (ФЗ-127 о несостоятельности)

Если вы читаете эту статью — значит, наступили сложные времена и подать документы на банкротство физических лиц не кажется вам абсурдной идеей. Этим правом пользуются граждане, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Благодаря возможности оформить банкротство у физлиц появился шанс легально списать долги.

Что это такое — банкротство или финансовая несостоятельность? Это законный способ физических лиц избавиться от долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) физических лиц. Фактически, реабилитация при больших долгах. Должники получают возможность освободиться от неподъемных кредитов и начать свою финансовую историю с нуля.

Закон о банкротстве физических лиц — не самостоятельная новелла в российском законодательстве. Закон «О банкротстве физических лиц» — это часть закона «О банкротстве». Федеральный закон о признании себя банкротом включает в себя понятийную часть дела, когда физ лицо может обратиться за списанием долгов. Последняя редакция закона с комментариями дает возможность понять, кому и когда эта опция будет наиболее полезна.

Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство имели только компании и индивидуальные предприниматели. Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и должники-физлица могут избавиться от долгового бремени законным путем.

Подойдет ли вам банкротство
физических лиц?

Действующая редакция закона была принята в 2002 году и сейчас в Думу в нее внесен большой пакет изменений. В нем будут пересмотрены стадии и сроки прохождения процесса банкротства, изменена технология торгов по реализации имущества, подкорректированы признаки неплатежеспособности для частных лиц.

Принять закон должны были еще летом 2021 года, но пока что принятие закона откладывается. Но надо отметить, что суть закона остается неизменной — любой человек, запутавшийся в кредитных долгах, имеет право через суд списать свои задолженности.

Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона регулирует следующие пункты:

Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;

На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.

Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;

Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников.

Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, ищут собственность и проводят торги для реализации имущества должника.

Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего.

Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Частые вопросы

Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.

Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.

Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с ними будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете потратить на процедуру существенно больше времени и денег, чем при помощи юриста.

Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.

Но лучше не доводить ситуацию до того момента, когда банк сам подаст на вас в суд. Если инициатор процесса — кредитор, то он позаботится о назначении лояльного к кредитной организации финуправляющего. Это осложнит прохождение банкротства для человека, который и без того уже запутался в долгах.

Узнайте, что из имущества продадут
при банкротстве

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Изменения и поправки с 2015 по 2020 годы

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Рассчитать полную стоимость банкротства

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать в 2021 году?

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Статья 223.4. Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Фз 127 о чем гласит

Упрощенное банкротство в МФЦ

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года.

Подать на внесудебное банкротство через МФЦ могут те граждане, в отношении которых закончено исполнительное производство, согласно статьи 47 закона «Об исполнительном производстве». Правда, необходимо, чтобы производство было закончено по правильному пункту — п.4 статьи 46 того же закона, в связи с отсутствием у должника имущества, за счет которого можно вернуть долг кредиторам. Новый фз об упрощенном банкротстве вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Упрощенное банкротство проходит бесплатно для должника.

Изменения в закон, касающиеся появления упрощенки, появились согласно указу президента и постановлению правительства от апреля 2020 года, когда на территорию России пришла эпидемия коронавируса.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

Подходит ли вам упрощенное банкротство?

Продажа единственного жилья

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

Позиции Конституционного и Верховного судов РФ в отношении изъятия единственного жилья

В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать. КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ. лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.

Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.

Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».

Верховный суд РФ 4 августа 2021 года подтвердил мнение КС от конца апреля и постановил, что у физического лица, признанного банкротом, можно изымать жилье, подпадающее под категорию «роскошное», даже в том случае, если оно у должника единственное. Причем, считает ВС, имеет право изымать жилье не только кредитор, но и финансовый управляющий, который назначается для ведения процедуры банкротства.

Средства на приобретение альтернативной жилплощади банкроту выделяются из конкурсной массы. А решение о целесообразности изъятия единственного жилья должно приниматься на собрании кредиторов, говорится в решении Верховного суда.

В 2022 году в закон внесут новые поправки

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2022 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

Группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО

Первое. Поправки, будучи принятыми, введут разделение должников по уровню доходов:

Второе. Ранее писалось, что для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. В записке к законопроекту такие изменения не анонсированы. Это означает, что этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

То есть окончательное решение о том, выносить ли на голосование увеличение стоимости услуг управляющих, должны принять комитеты Думы в течение июня. Уже летом 2021 года стало ясно, что депутаты Думы оставили решение этого вопроса народным избранникам нового созыва.

Но уже известно, что изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного управляющими на торгах. Вознаграждение, выплачиваемое от стоимости реализуемого имущества управляющему сейчас — 7 %. Поправки предлагают его повысить до 10 %.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.

Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

Новая модель торгов

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.

Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».

Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.

Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *