Физмат направление в школе что это

Как выбрать профильный класс

Физмат направление в школе что это

Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

ПрофильПредметы
Физико-математическийФизика, математика
Информационно-технологическийИнформатика, математика, физика
Химико-биологическийБиология, химия
ЛингвистическийРусский язык, литература, иностранный язык
ФилологическийРусский язык, литература
ГуманитарныйРусский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономическийОбществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Источник

Школы для будущих физиков и математиков

Какие физ-мат школы есть в Москве

Школ с углубленным изучением физики и математики в Москве немало. Но учиться там сможет далеко не каждый ребенок.

В шестилетнем малыше, которому пора идти в первый класс, разглядеть задатки будущего математика или физика, конечно, сложно. Да это и не требуется.

Углубленное изучение предметов начинается в школах не ранее седьмого-восьмого класса, когда у большинства детей интересы уже сформировались.

Причем далеко не всегда способности к тем или иным наукам отражаются на отметках. Пятерки по физике или математике может получать почти любой старательный ребенок. Но если он не просто справляется с программой, а готов часами решать нестандартные задачки, стремясь во что бы то ни стало добиться результата, стоит подумать о специализированной школе.

Есть несколько вариантов:

Главное условие — чтобы ребенок хотел учиться в такой школе. «Бывают случаи, когда родители изо всех сил «тянут» сына или дочь, нанимают репетиторов, тратят на них большие деньги. Но у самого ребенка нет внутреннего настроя на учебу, заинтересованности. И ничего хорошего старания родителей не приносят — таких детей приходится отчислять», — рассказывает директор по науке лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи.

Сколько классов обычно в физ-мат школе

Школ, которые были бы исключительно физико-математическими, немного. Обычно старшеклассникам предлагается на выбор несколько профилей: физика и математика, информатика, экономика и право, иностранные языки, естественные науки и др. Хотя иногда язык или информатику можно углубленно изучать и в физико-математическом классе — для этого нужно пройти дополнительное собеседование по соответствующим предметам.

Престижными считаются лицеи, созданные при известных технических вузах. Они принимают выпускников девятых классов обычных школ, реже — седьмых-восьмых. У способных ребят шансы поступить есть — как правило, там не одна и не две параллели.

Кроме лицеев при вузах, есть несколько московских школ с давними традициями, выпускники которых без проблем поступают в профильные вузы. Это, в первую очередь школа-лаборатория 444 (сюда принимают и первоклассников, но набор ограничен) и лицей «Вторая школа» (предусматривает обучение с 7-го класса), гимназия 1567, лицей 1525 «Воробьевы горы» и др.

Соотношение мальчиков и девочек в физико-математических классах

Мальчиков в физико-математических школах и лицеях учится гораздо больше, чем девочек. В школе 444 их почти 70%, в лицее «Вторая школа» — 75%, в лицее 1580 и Школе им. А.Н. Колмогорова — более 80%. Правда, в последнее время это соотношение стало меняться — девочек становится все больше.

Физико-математические классы создаются и в негосударственных учебных заведениях. Правда, в списке лучших физико-математических школ Москвы они не значатся.

Как поступить в физ-мат класс

В физико-математические классы ребята принимаются на конкурсной основе. Обычно нужно сдать экзамены или пройти собеседование по двум-трем предметам: математика, физика, русский язык.

Вступительный конкурс в престижные школы не меньше, чем в вузы — от трех до пятнадцати человек на место.

К собеседованию в школе 444 в первую очередь допускаются победители математических олимпиад и марафонов. Обязательное условие — иметь рекомендации от учителей математики, у которых раньше учился ребенок. В школе 57 поступающие проходят от трех до шести собеседований с учителями-предметниками и психологом. Это, по мнению преподавателей, позволяет максимально объективно оценить ребенка: неудача на первом собеседовании не означает полного провала. В Школе им. А.Н. Колмогорова экзамены проводятся в два этапа: в письменной и устной форме. При выставлении окончательной оценки главный критерий — не знание теоретического материала, а умение решать задачи. Без экзаменов принимают победителей заключительных туров Всероссийской олимпиады школьников (ее проводит Министерство образования) по математике и физике (дипломы I-II степени) за текущий год. Чтобы поступить в физико-математический лицей 1580 при МГТУ им. Баумана или лицей 1523 при МИФИ, нужно сдать письменные экзамены.

Светлана Дарьина, завуч лицея 1580:

— У ребенка, конечно же, должны быть математические способности (гуманитарий у нас учиться просто не сможет). Но мы готовы «подтянуть» его знания, если есть какие-то пробелы. Главное — чтобы он сам этого хотел.

Из школы — в вуз

Выпускники лучших физико-математических школ и лицеев практически в полном составе поступают в престижные технические вузы. К примеру, все 349 учеников, окончивших в прошлом году лицей 1580, поступили в вузы. Из них около 90% стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана, 8% поступили на физфак, мехмат или факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2% — в другие технические вузы.

В некоторые учебные заведения принимают талантливых ребят не только из Москвы, но и из ближнего Подмосковья. О наборе и количестве мест объявляется заранее, обычно зимой. Экзамены и собеседования проходят в марте-мае.

Особенности обучения

Учиться в физико-математических школах сложно — из-за высокой интеллектуальной и психологической нагрузки. Прежде чем отдавать туда ребенка, нужно оценить, сможет ли он выдержать ее. Ежедневно, кроме воскресенья, — не менее шести уроков, а во второй половине дня — различные факультативы и кружки. «На мой взгляд, для успешной учебы в физико-математическом классе необходимы три условия. Во-первых, у ребенка должно быть хорошее здоровье, во-вторых — большое желание учиться и постигать новое и, в-третьих — трудолюбие и старательность», — считает Инна Крючкова, директор школы 444.

Профильные предметы преподаются по оригинальным методикам, которые нацелены в первую очередь на развитие в ребятах творческого, индивидуального начала. Старшеклассников обычно разбивают на небольшие группы, с каждой из которых работает свой педагог.

Уклад жизни в физико-математических лицеях при вузах и вовсе напоминает институтский: занятия строятся по лекционно-семинарской системе, ребята регулярно сдают зачеты, а по окончании 8-го и 10-го класса — переводные экзамены. Основной принцип обучения — выработать у ребят эвристический подход, чтобы каждая решенная задача становилась самостоятельным маленьким открытием. Преподаватель не столько учит, сколько помогает юному таланту учиться самому — советом или нужной книгой. В Школе им. А.Н. Колмогорова, например, семинары по алгебре, математическому анализу, геометрии всегда ведут два педагога, часто демонстрируя разные подходы к решению одной и той же задачи.

— Все наши преподаватели — профессора и доценты университета. А ученики могут почувствовать себя почти студентами: все практические занятия проходят в лабораториях главного вуза страны.

Обучение в физико-математическом лицее 1580 ведется по методикам, разработанным преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана. А по окончании 10-го класса все ученики проходят в вузе обязательную ознакомительную практику.

Не только точные науки

В физико-математических школах и лицеях уделяется внимание не только техническим предметам. Практически везде ребята изучают два иностранных языка: английский — с первого-второго класса, французский, испанский или немецкий — с пятого. Кроме того, в программу вводятся специальные курсы. Например, в школе 57 — по лингвистике и филологии, в гимназии 1567 — по латинскому языку и античной культуре, истории философии, риторике и др. В лицее 1523 работает Историко-археологическое общество, а в лицее 1580 — Английский клуб, членами которого становятся ученики, лучше всех владеющие английским языком. А в Школе им. А.Н. Колмогорова считают, что хорошие физики и математики непременно должны знать русскую литературу и историю — эти предметы здесь в особом почете.

Источник

Физико-математический лицей

Физмат направление в школе что это

Тамара Коновалова

Выбирая школу, родители задумываются, что подходит ребенку? Переводить ли в другую школу старшеклассника? Хорошими считаются языковые школы. Ну а что же делать тем, у кого математический склад ума и склонность к техническим наукам? Рассмотрите как вариант физико-математический лицей.

В физико-математические лицеи набор начинается с 5 или 7, а иногда и с 10 класса. Попасть в такую школу сложно: набор конкурсный, сдают физику и математику, смотрят средний балл аттестата. Учиться там тоже непросто, программа усложнена, на изучение профильных предметов выделяется много времени, проходят больше материала. Иногда вводятся дополнительные предметы, которых нет в обычной школьной программе, например астрономия как отдельный курс.

В Санкт-Петербурге и Москве много физико-математических лицеев, которые известны на всю страну. В Питере это: ФМЛ № 239, ФМЛ № 30 и пр. В Москве физико-математические лицеи иногда находятся под протекторатом вузов. Прием в такие лицеи начинается с 7-10 класса: лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, школа № 444 с углубленным изучением математики, информатики, физики, лицей № 1502 при МЭИ и др.

Выпускник физико-математического лицея может поступить на большое количество направлений подготовки, от программиста и специалиста по информационной безопасности до инженера проектировщика. Технические специальности востребованы и высоко оплачиваются. Но выбор такого учебного заведения в первую очередь должен быть продиктован способностями и склонностями самого ребенка.

Источник

Особенности преподавания физики в классах физико-математического профиля

Презентация к уроку

Одним из направлений модернизации российского образования является введение профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение – две составляющие части одного процесса – самоопределения личности в выборе дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Роль физики, как науки, в современном обществе возрастает, поэтому я считаю, что профильные классы позволяют обеспечить повышенную подготовку по физике и другим профильным предметам, обеспечить благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся.

В профильных классах я работала семь лет. Обучение в физико-математическом классе направлено на подготовку к поступлению на факультеты, предполагающие знания углубленного курса математики и физики.

В своей работе я использую современные образовательные технологии: блочную, проектную; информационно-коммуникационные технологии и др. Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми.

Профильные классы отличаются от существующих общеобразовательных классов учебным планом. В нем больше часов отводится на лабораторные работы, на уроки по решению задач и углубленное изучение теоретического материала.

Работать в профильном классе непросто, но интересно, так как упор идет на интеллектуальное развитие ученика и, в то же время, растет профессиональный уровень учителя.

В целях повышения качества образования, кроме традиционных уроков, все больше стала использовать такие формы, как лекция, семинар, практикум, компьютерные уроки, электронные презентации в сочетании с проектной деятельностью, что способствует формированию ключевых компетентностей.

В социально-экономическом профиле на изучении физики отводится 2 часа. На уроках в этих классах я использую информационную технологию, которая позволяет ученикам усваивать большее количество учебной информации без увеличения учебного времени.

Выделю некоторые особенности методики работы в профильных классах. На уроках изучения нового материала большое внимание уделяю наглядности, демонстрационному эксперименту, развитию устной речи учащихся. Использование современных технических средств, создание проблемных ситуаций позволяет заинтересовать учащихся, способствует самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой.
Обучение методике решения задач позволяет учащимся находить правильный подход к задачам разного уровня. Мы учимся решать задачи уровня В и С, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы.
Для ребят, стремящихся получить инженерные специальности особенно интересны лабораторные работы и физический практикум, на которых они могут получить навыки работы с приборами, умения оценивать погрешности измерений Работа практикума сначала самостоятельно выполняется группой учащихся, после чего они становятся консультантами по этой работе. Ребята с большим интересом подбирают приборы, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты.

К повторительно-обобщающему уроку ребята готовят опорный конспект по изученной теме на одном стандартном листе А-4. Учащиеся с интересом относятся к этому творческому заданию. Оформлять можно на компьютере, можно от руки, главное – содержание. Дидактическая цель здесь очевидна – при составлении опорного конспекта надо еще раз пропустить через себя весь раздел, осмыслить его, систематизировать, установить логические связи, кратко и предельно ясно представить материал.

Следующий этап – зачет. На зачете ученик получает две оценки: за теорию и задачу. Перед контрольной работой проводится тест. Систематическая работа с тестами помогает учащимся готовиться к ЕГЭ.

Заключительный урок по теме – контрольный.

Такая система работы позволяет добиться глубокого усвоения знаний, умений применять их в измененных ситуациях, развивает интеллект, трудолюбие, самостоятельность мышления, целеустремленность, формирует профильную направленность. Очень важно при этом создать атмосферу сотрудничества, творчества, уважения, дать учащимся тот уровень знаний, который заставляет их идти вперед. Для создания такой атмосферы приходится много работать при подготовке к урокам, тщательно подбирать задачи разного уровня, демонстрационные опыты, видеофильмы, компьютерные программы.

Профориентационная направленность реализуется во внеурочной работе.

В школе стали традиционными научно-практические конференции старшеклассников (2 слайд). Им предшествует большая предварительная подготовка. Это работа над рефератами, докладами, создание презентаций, подготовка опытов, плакатов, подборка и решение трудных задач. Ребята активно участвуют в организации и проведении конференций, приобретают опыт научной работы.

Многие годы школа сотрудничала с заводом ОАО “ТЯЖМАШ”. В нашем образовательном учреждении было организовано научное общество “Технология машиностроения”, научный руководитель, бывший конструктор завода, Васильев Юрий Алексеевич. Под его руководством ребята занимались научной работой, писали исследовательские проекты, связанные конструированием (3 слайд). Принимали участие в заводской, областной и Российской научных конференциях на секции “Конструирование и изобретательство” и стали лауреатами первой, второй ступени (4 слайд).

Необыкновенный интерес у учеников вызывает общение и выступление профессионального научного работника, кандидата педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики Пелевина Аллиса Петровна. Она организовала научное общество “Физика”, проводила занятия со старшеклассниками из профильного класса. Также активно участвовали в областной, Российской открытой конференции учащихся “Юность, наука, культура” (5 слайд). Например, Мухина Жанна, Ильин Виктор во внеурочной деятельности занимались в школьном научном обществе по физике. Участвовали в Российской открытой конференции учащихся “Юность, наука, культура” и стали лауреатом II степени. Там им дали направление для обучения в Российский химико-технологический университет им. Менделеева. Сейчас они является студентами данного университета.

9 выпускников из нашей школы учатся в филиале СамГТУ на “ТЯЖМАШ” кафедре. Развитию стойкого интереса к физике и технике способствует посещение музея завода ОАО “ТЯЖМАШ” (6 слайд). Они входят в программу физико-математических классов. После экскурсии учащиеся сдают краткий письменный отчет о том, что узнали во время экскурсии, делятся своими впечатлениями.

Ученица 10 “Б” класса, физико-математического профиля, Иванова Анастасия, в 2009-2010 учебном году заняла 3-е место в окружной олимпиаде по физике. Привитие интереса к предмету физики у данной ученицы осуществлялась через организацию проектной деятельности по теме: “Прямолинейное движение с постоянным ускорением”.

Жихарева Екатерина, Железнова Полина, Иванова Анастасия, Ахмедова Расима в 2010-2011 учебном году стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса “Познание и творчество”.

Олимпиада – это и стимул к совершенствованию знаний, и средство самоутверждения.

Все выпускники физико-математических классов поступают в ведущие технические ВУЗы России (РХТУ, МЭИ, СамГУПС, СамГТУ и др.) на бюджетное обучение. Опыт работы в профильных классах убеждает в необходимости профильного образования.

Участие учащихся из профильного класса в олимпиадах (7 слайд).

Результаты ЕГЭ (8 слайд).

Количество выпускников, поступивших в вуз по результатам ЕГЭ (9 слайд).

Источник

В настоящее время существует много различных аббревиатур и сокращенных наименований. Нередко люди интересуются, что такое физмат. В данной статье представлены сведения об этом термине, а также приведены примеры того, где есть этот профиль обучения.

Что такое физмат: определение

В толковых словарях можно найти ответ, что это физико-математические факультеты.

Физмат направление в школе что это

Но физмат есть не только в вузах, но и в школах, колледжах и лицеях. Отвечая на вопрос о том, что такое физмат, давайте поближе познакомимся с физикой и математикой. Разумеется, каждый из нас в школе изучал эти науки, но не каждый понимает, зачем они нужны, особенно при углубленном изучении.

Что такое физика

Физика – это наука не только о природе (как гласят определения), но и о технике, ведь благодаря глубоким познаниям в ней появилось множество различных вещей, приборов, построены здания и транспортные системы.

Что такое математика

Математика – царица всех наук. Без нее практически никто не обходится. Рано или поздно приходится производить элементарные вычисления, например проценты или пропорции. Но тем, кто изучает ее углубленно, становится ясна многогранность – алгебра и геометрия дают понять, что все взаимосвязано, все приводит к конечному результату. Различные теории и доказательства при расчетах помогают создавать новые объекты, технологии, прогнозировать явления и ситуации. На одной только математической теории можно предугадать точно какие-либо события.

Физмат направление в школе что это

Говоря о том, что такое физмат, мы сталкиваемся со сложнейшей задачей. Физика и математика – это две очень сложные науки, которые требуют от человека высокого уровня интеллекта, внимательности, усидчивости, желания довести дело до конца.

Где есть физмат

Физмат есть в средних школах для учащихся 10-11 классов, лицеях. Технические колледжи также углубленно изучают эти две науки. В технических университетах не просто углубленно, а обширно изучают высшую математику и физику. Последняя может быть фундаментальной, прикладной, теоретической.

Вы узнали, что такое физмат, какие дисциплины взаимосвязаны и почему. Помните о том, что поступить на отделения с таким профилем могут только те, кто отлично разбирается и в физике, и в математике, хочет продолжать развивать свои знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *