Физкультурная пауза что это

Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

Физкультурная пауза что это Надежда Михелева
Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается разнообразием форм физического воспитания. Среди множества таких форм можно выделить физкультурные минутки и физкультурные паузы, использующиеся для снижения умственного утомления и статического перенапряжения.

Физкультурная минутка и физкультурная пауза являются формой активного отдыха и широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста, особенно во время малоподвижных, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, работа со счетным материалом и др.

Организация и проведение физкультурных минуток и физкультурных пауз преследует общие цели:

1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий.

2. Обеспечить кратковременный отдых для снижения нагрузки на органы зрения, слуха.

3. Снять статическое напряжение мышц туловища, особенно спины (профилактика искривления осанки, мышц кисти работающей руки.

Различия проявляются в длительности и содержании. Так, для физкультурной минуты составляется комплекс из 3 –4 простых упражнений для больших групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Данные упражнения активизируют дыхание и кровообращение.

В физкультурной паузе количество упражнений в комплексе увеличивается до 5 – 8, кроме того, в паузу можно также включать малоподвижные игры, развлечения. Продолжительность физкультурной паузы несколько дольше 1,5 – 2 минут, характерных для физминутки.

Используемые в процессе активного отдыха упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Хорошо, если содержание физминуток и особенно физкультурных пауз строится на программном материале, т. к. это способствует подготовке нового двигательного действия.

Для повышения эффективности действия физкультурных минуток и пауз, поддержания интереса к ним, следует, во-первых, подбирать содержание соответственно возрасту дошкольников. Первоначально для детей раннего и младшего возраста упражнения должны носить подражательно-имитационный характер («птички пьют воду», «кружатся снежинки» и т. д.).

Во-вторых, комплексы упражнений должны еженедельно изменяться частично или полностью, при этом могут использоваться упражнения с пособиями или инвентарем (с флажками, ленточками, листочками, кубиками и др.).

Следующим важным моментом является музыкальное сопровождение. Это может быть бубен, аудиозапись, живая игра на фортепиано. Активный отдых с музыкальным сопровождением неизменно оставляет в памяти детей неизгладимые яркие впечатления. При отсутствии музыкального сопровождения большую роль может сыграть живость, эмоциональность взрослого, выполняющего движения вместе с детьми.

Отдельно следует сказать о важности правильно принятого исходного положения. Здесь также нужно исходить из возраста дошкольников. Для детей младшего возраста наиболее удобное исходное положение – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно; для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения.

В заключение можно сказать о том, что физкультурные минутки и физкультурные паузы необходимо активно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста для предупреждения умственного и физического переутомления.

Литература

Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011. – 176 с.

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Консультация для воспитателей «Физминутка — форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возраста» Физминутка – форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возрастаДля полноценного физического развития и укрепления.

Источник

Физкультурная пауза

В отличие от зарядки физкультурная пауза выполняется во время перерыва в работе, обычно перед развитием утомления, и продолжается 5—7 мин. Поскольку спад работоспособности происходит через 2—2,5 ч после начала работы и за 1,5—2 ч до окончания рабочего дня, то наиболее целесообразно проводить физкультурную паузу в это время до или при появлении первых признаков утомления.

Казалось бы, ну что могут дать банальные физические упражнения? Именно в силу простоты многие недооценивают их. Однако на тех предприятиях, где проводится физкультурная пауза, производительность труда возрастает на 2—6%. В качестве примера приведу опыт одного из кемеровских предприятий. Раньше его рабочие собирали 99 деталей в час, затем пассивно отдыхали 10 мин и несмотря на это за последующий час собирали всего 84 детали. После введения физкультурной паузы они вырабатывали уже 123 изделия в час!

Физкультурная пауза включает, во-первых, упражнения, расслабляющие натруженные мышцы и успокаивающие утомленные нервные центры; во-вторых, упражнения, тонизирующие бездействовавшие нервные центры и мышцы; в-третьих, упражнения, улучшающие мозговое и периферическое кровообращение и устраняющие неблагоприятное влияние условий труда на организм.

Виды упражнений, их последовательность, темп, количество повторений, продолжительность физкультурной паузы зависят от профессии и характера труда. При легкой работе выполняются интенсивные упражнения, при тяжелой — менее интенсивные. Чем сложнее производственная деятельность, тем проще должны быть упражнения. Много лет в производственной гимнастике с успехом используются комплексы физкультурной паузы, составленные В. В. Белановичем для четырех профессиональных групп. Предлагаю выбрать подходящие для Вас.

1. Если вы работник умственного труда и подвергаетесь значительному нервному напряжению (врач, педагог, инженер, научный работник, студент и др.), то схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение — потягивание; второе упражнение — для расслабления мышц рук и туловища; третье упражнение — для мышц ног (выпады, приседания, поднимание ног); четвертое упражнение — для сохранения или увеличения подвижности позвоночного столба (наклоны головы, наклоны туловища вперед-назад и др.); пятое упражнение — для усиления кровообращения и дыхания (бег, прыжки, ходьба); шестое упражнение — для мышц туловища (повороты и наклоны в стороны); седьмое упражнение — на улучшение координации движений, их точность, мобилизацию внимания (асимметричные движения рук и ног с одновременной работой мышц-антагонистов, конкретные рабочие действия, выполненные в более быстром темпе, периодическое выполнение какого-либо действия при подаче неправильной команды и др.).

2. Если ваш труд связан с большим нервным и легким физическим напряжением и однообразными рабочими движениями (сборка часов, радиоаппаратуры, вождение автомобиля, мелкая штамповка и т. п.), то схема физкультурной паузы будет следующей: первое упражнение — потягивание; второе упражнение — на расслабление мышц рук и туловища; третье упражнение — для мышц туловища (наклоны в стороны и повороты); четвертое упражнение — для мышц ног, способствующее усилению кровообращения и дыхания, например маховые движения; пятое упражнение — для туловища (наклоны вперед-назад); шестое упражнение — на координацию движений и внимания.

3. Если ваш труд связан со средним нервным и физическим напряжением и разнообразными рабочими движениями (у токарей, фрезеровщиков, ткачих и др.), то необходимо выполнить другой комплекс физкультурной паузы: первое упражнение — потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц рук и туловища; второе упражнение — для усиления кровообращения и дыхания; третье упражнение — для расслабления мышц рук и туловища; четвертое упражнение — широкие движения туловища и рук с акцентом на растягивание; пятое упражнение — для туловища с большой амплитудой и маховыми движениями руками; шестое упражнение — на координацию и внимание.

4. Наконец, для работников тяжелого физического труда (прокатчиков, грузчиков, строителей и т. п.) схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение — потягивание с расслаблением мышц рук и туловища и глубоким дыханием, после этого следует отдохнуть 2,5—3 мин сидя или полулежа с глубоким дыханием, расслабив мышцы тела; второе упражнение — маховые движения руками на растягивание мышц; третье упражнение — для развития гибкости позвоночного столба — движение туловищем с большой амплитудой; четвертое упражнение — махи руками и ногами; пятое упражнение — для туловища, рук и ног.

Источник

Физкультминутки. Методика проведения и комплексы упражнений

Физкультурная пауза что этоФизкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутки проводятся во время уроков и состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения.

Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные “минутки” (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках (примерно на 10-й и 20-й минуте), за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий.

Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок.

Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы).

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.

Ниже предлагаются варианты комплексов упражнений для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и ног, а также комплексы общего воздействия.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).

Комплексы упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка общего воздействия

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.

ФМ общего воздействия (вариант 1)

ФМ общего воздействия (вариант 2)

ФМ общего воздействия (вариант 3)

ФМ общего воздействия (вариант 4)

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2)

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 3)

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 4)

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 1)

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 2)

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 3)

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 4)

Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза (вариант 1)

Физкультурная пауза (вариант 2)

Физкультурная пауза (вариант 3)

Источник

Физкультурные паузы и минутки

Физкультурная пауза что это

Физкультурные паузы и минутки

Основные принципы построения комплексов физических пауз и минут:

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ

Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха.

Существует две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:

Самостоятельное выполнение детьми физкультурных упражнений в физкультурной паузе, преследует цель научить целесообразно использовать время между занятиями.

Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить в помещение необходимое оборудование и пособия: создать условие, вызывающее интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Важно, чтобы дети хорошо усвоили правила пользования предложенным инвентарем.

При проведении физкультурных пауз особенно важно следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки.

НАПРИМЕР: детям предлагалось выполнить комплекс упражнений с мячом или предлагалось разделиться на 2-3 группы:

Первая группа набрасывает кольца в игре «кольцеброс», а вторая – играла кеглями. Но такой вариант может привести к передозировке физической нагрузки.

Организационный (фронтальный) метод проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физкультурных упражнений, подвижных или хороводных игр.

Подвижная игра служит средством эмоциональной разрядки, а сочетающийся с ней комплекс упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Этот комплекс составляется из знакомых детям упражнений, активизирующих основные мышечные группы.

Пример физкультурной паузы в разновозрастной группе (5-7) лет между занятиями по развитию речи и рисованию.

Дети строятся в круг, идут по кругу, чередуя движения: 4 шага на носках и на пятках, 4 шага – обычной ходьбы с хлопками рук. Затем проводится игра «Затейники»(ровным кругом). Каждый «затейник» предлагает 1 упражнение. Каждое упражнение выполняется 3 раза. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети идут, держась за руки, на носках на занятие по рисованию.

Длительность физкультурной паузы для детей старшего дошкольного возраста 5-8 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие. Игры не должны быть большой подвижности.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТЫ

Это кратковременные перерывы на занятиях 1-2 минуты для проведения физкультурного упражнения с целью предупреждения утомления сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.

Время проведения физкультурной минуты диктуется характером и содержанием занятия. В среднем это будет 12-ая – 14-ая минута занятия, т. к. именно в этот период начинает проявляться у детей двигательное беспокойство и отмечается наибольшее число отвлечений.

Подбор физкультурных упражнений зависит от специфики проводимого занятия. На занятиях по рисованию, лепке следует основное внимание направить на активное сгибание и разгибание пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т. д. На занятиях по развитию речи и математике и др. следует предложить упражнения для мышц спины, потягивания с глубоким дыханием через нос.

Физкультурная минута может сливаться с содержанием занятия. Например: на занятии по счету воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и отпустить руки, постучать, попрыгать и т. д.) на 1 раз больше или меньше и т. д.

В ряде случаев физкультурная минута может носить отвлеченный от занятия характер. Например: на занятии по конструированию в подготовительной группе.

Очень любят дети упражнение сопровождающиеся стихотворным текстом:

Источник

Значение физкультурных пауз в процессе проведения занятий

Физкультурная пауза что это Черемисина Ольга Викторовна
Значение физкультурных пауз в процессе проведения занятий

Физическая представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

Физкульминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на образовательной деятельности.

Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывают глаз ребенка в процессе чтения и письма, обусловливают необходимость применения на физкультурных минутках гимнастики для глаз (офтальмотренаж).

Таким образом, введение в структуру занятия физкультурных минуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, офтальмотренаж, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности каждого года жизни.

Инновационные формы организации и проведения физкультурных занятий в соответствии с ФГОС Выступление на РМО подготовила инструктор по физкультуре высшей квалификационной категории Чернова Наталья Анатольевна, г. Шатура, сентябрь.

Консультация для воспитателей «Методика проведения физкультурных занятий на прогулке» Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Методика организации и проведения физкультурных праздников в ДОУ Физкультурные праздники проводятся два раза в год, как правило, зимой и летом. Проводить их следует на свежем воздухе, что приобщает этот.

Методика проведения физкультурных занятий на прогулке Методика проведения физкультурных занятий на прогулке Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной,.

Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе Организация и проведение физкультурных занятий в младшей группе 1, 2 слайд. Непосредственно образовательная деятельность (физкультурные.

Развивающие игры с кубиками для физкультурных занятий Кубики — одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *