Физкультура в кабинете чем занять детей
Нестандартные уроки физической культуры
Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем.
Для этого широко использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, пилатес, стречинг.
Сейчас в продаже имеется большое количество литературы по йоге, на основании этой литературы мной подобран краткий теоретический материал о йоге, ее возникновении, значении. Проводя уроки йоги, сначала учимся дышать, проводим разминку по системе йоги, затем переходим к выполнению асан (поз). При этом, постепенно повышая длительность выполнения упражнений и их сложность. Для работы использую подборку карточек по йоге приобретенных в издательстве “Мир книги”, где подобраны асаны различной сложности.
Скипинг (прыжки на скакалке).
Широко применяю данный вил спорта на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта.
Для самых-самых индивидуальные прыжки с максимальной скоростью до 150-170 прыжков за 30сек.
Особенный интерес вызывают у учащихся практически любых возрастов прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, сприседаниями, с упором лежа, а также с максимальной скоростью вращения скакалки.
Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по5-10чел) всегда привлекают учащихся.
В 2005 году команде нашего Лицея под моим руководством довелось участвовать во 2 этапе Всероссийских детских спортивных соревнований “Веселые старты” среди команд Сибирского Федерального округа. С этого момента я широко использую в различных мероприятиях и на уроках игры из программы “Веселых стартов”:
За каждую команду играют 2 девочки и 2 мальчика. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют 2-мя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета 5.
Конкурс “Круговая порука”
Игровая площадка разделена на 2 части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют 6 человек: 4 мальчика и 2 взрослых участника (учителя или родители).
За каждую команду играют 2 мальчика, 2 девочки и 2 взрослые участницы. Идет игра надувным легким мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета 5.
Состав команд по количеству и наличию игроков можно варьировать исходя из конкретной ситуации.
Пилатес и стречинг являются разновидностями статических растяжек, поэтому часто применяю их на уроках гимнастики с девушками 10-11 классов и в подготовительной части урока с остальными классами. Для разнообразия мной подобраны индивидуальные, парные и групповые растяжки.
Стречинг. Общее вытягивание.
И. П. основная стойка. Втянуть живот, руки медленно поднять через стороны вверх и одновременно подняться на носочки (пятки упираются друг в друга). Голову слегка откинуть назад и смотреть вверх. Потянуться вверх руками, затем корпусом и ногами, напрячься. Удержаться несколько секунд, а со временем до минуты. Осторожно, начиная с рук, поэтапно сбросить напряжение и вернуться в и. п. Стоя, расслабиться, проконтролировав сброс остаточного напряжения.
Как провести урок физической культуры, который понравится ученикам
Ключевые слова: физкультура
Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны.
Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия:
1) чтобы ученик хотел,
2) чтобы учитель умел.
Главное это нестандартные подходы в каждой части урока.
Учителя физкультуры часто задаются вопросом как же сделать урок физкультуры более интересным, более моторным, и я в том числе.
В ходе своей педагогической деятельности в школе «Феникс» на уроках по физической культуре мне удалось опробовать (найти и открыть для себя) несколько необычных и интересных методов обучения.
Для школьников
1. Использовать в работе различный инвентарь.
(В обычной разминке и в общеразвивающих упражнениях мы используем различные предметы)
Это значит, что мы работаем не только без предметов, но и занимаем наше внимание и руки различными предметами.
Так маленькие мячи помогают развивать мелкую моторику и координацию.
Эффект новизны (даже, если комплексы упражнений разнообразны, все равно предметы преподносят новые эмоции, ряд новых обязанностей)
2. Разнообразить одну из частей урока упражнениями на внимание.
Подготовительная часть урока
Бег, Ходьба:
Соответственно если ребенок забыл или потерялся, или отвлекся, то начинает подсказывать весь класс, в ходе урока начинает участвовать весь класс, что поднимает интерес у детей и активность на уроке.
Разминка:
Основная часть урока
Подвижные игры с вызовом номеров, игра «По местам», «Передай другому».
Заключительная часть урока
Малоподвижные игры на внимание:
«Капитаны»
Упражнение выполняется в строю.
Если вам дается команда со словом «Капитаны», то вы команду выполняете. А если команда без этого слова, то ее выполнять не надо. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
«Как один!»
«Тик, Так, Тук»
Выбираются движения на каждую команду (ТИК, ТАК, ТУК).
3. Рассказывать технику выполнения упражнений без показа.
Слово «Приседание» не говорю (так же тренируется внимание):
Надеюсь, моя статья поможет сделать ваш урок более интересным, красочным и необычным.
Физическая культура в классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Директор НОУ Православной гимназии преподобного Сергия
Дополнение к рабочей программе по физической культуре для учащихся
(для занятий ФК в помещении ).
Программы и положения мероприятий по физической культуре для учащихся 1-5 классов на 2014- 2015 учебный год
Подготовила учитель по физической культуре Тюлюмова А.Г.
Дополнение к рабочей программе по физической культуре для учащихся
(для занятий ФК в помещении).
Преподаватель по физической культуре: Тюлюмова Алена Геннадьевна
-ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
-характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
-раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
-ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
-организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
-овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели».
В структуру построения урока в холодное время года, при работе в помещении, входит: освоение и разучивания комплекса О.Р.У., комплексов утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток (приложение 1), теоретические знания, основаны на учебнике по физической культуре, темы (приложение 2), см. «Мой друг физкультура» для 1-4 классов (В.И. Лях), кроссворды и викторины (приложение 3),презентации, загадки по физической культуре и спорту (приложение 4).
Не только канат и прыжки через козла: как сделать уроки физкультуры лучше
Школьная физкультура немного напоминает пытку. Прыжки через козла, подтягивание на канате, все уставшие и потные. Непонятно зачем и какая от этого польза. Как вернуть интерес к физ-ре и сделать её действительно полезной, рассказывают директор Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ Александр Страдзе и директор школы № 1788 Александр Ездов.
Зачем нужна физкультура и какая она должна быть
Во многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, которую он получает во время других уроков. Переключение на другой вид деятельности — это, безусловно, одна из функций физкультуры. Но никак не её цель.
Физическая культура, как и культура вообще, привана воспитывать человека и обеспечивать качество его жизни. Уроки физкультуры должны научить ребёнка правильно и рационально использовать свой потенциал. От того, насколько эффективно будет построена физическая активность школьника, зависят его здоровье, настроение, работоспособность и образовательный результат. Потребность в двигательной активности у ребёнка, конечно, гораздо выше, чем три часа обязательных занятий. Поэтому физкультура должна выйти за пределы урока и даже школы. Учитель должен помогать школьникам распределять физическую нагрузку в их повседневной жизни, а не только в школе.
Сделать уроки физкультуры интересными можно только через индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно предложить школьнику заниматься его любимым видом спорта, тем, что ему ближе и интересней. К примеру, если ребёнок уже занимается в спортивной секции, его вообще надо от уроков физкультуры освободить. А если у него есть ограничения по здоровью, то нужно найти подходящую для него форму занятий. Это организационно непростой процесс, но по-другому физкультура не станет интересной, а так и останется «физрой» и поводом любыми способами добыть справку об освобождении от неё.
Больше узнать о том, как сделать уроки физкультуры полезными и интересными (с помощью современных технологий!), можно будет на Московском международном салоне образования, который пройдёт с 18 по 21 апреля на ВДНХ, в павильоне 75. В этом году там будет специальная секция, посвящённая физкультурt, — «Физкультура. Перезагрузка». Вход на ММСО свободный, нужно только заранее зарегистрироваться на сайте.
Какой будет новая физкультура
Сейчас есть все условия для формирования новой модели урока физкультуры. Стандарты, с одной стороны, задают определённую рамку, а с другой — дают свободу в построении уроков. Скоро должны утвердить концепцию модернизации учебного предмета «Физическая культура» в России. Но главную роль в создании этой модели в любом случае будут играть конкретная школа и её руководитель.
Главные принципы, на которых должна строиться современная физкультура:
Как технологии могут сделать уроки физкультуры полезнее
На уроке математики никого не удивляет, если учитель в зависимости от уровня детей даёт им разные задания: кому-то проще, кому-то сложнее. На физкультуре такое пока встречается редко. Проблема в том, что непонятно, насколько физическая нагрузка, которую мы даём ребёнку, адекватна его возможностям, не навредит ли она ему.
Современные электронные устройства могут решить эту проблему. Сегодня учитель физкультуры с помощью фитнес-трекера может понять физическое состояние каждого ребёнка во время урока в режиме реального времени. Достаточно ли он нагружен, безопасны ли упражнения, подготовлено ли тело. Эти данные позволяют построить индивидуальную стратегию занятия для каждого ученика на урок.
Обычно в школе одновременно проходят уроки физкультуры у нескольких классов. Можно перегруппировать классы так, чтобы учитывались разные способности и интересы. Например, одна группа занята игровыми видами спорта, а другая в это время занимается «физкультурой на ковриках» — аэробикой, силовой подготовкой и так далее.
Но физическое развитие не должно заканчиваться на уроке. Если у ребёнка есть свой фитнес-трекер, можно дать ему индивидуальное задание на дом, например, пробежать 5 километров или пройти 15 тысяч шагов. Так мы приучим его следить за своим телом, заниматься спортом вне уроков физкультуры.
Какие гаджеты можно использовать на физкультуре
Фитнес-трекеры. Они позволяют отслеживать пройденное расстояние и другие физические нагрузки. Фитнес-трекеры помогут ставить цели по физическим упражнениям и отслеживать их выполнение. Adidas, к примеру, разработал фитнес-трекер Zone специально для уроков физкультуры. Информация о пульсе ребёнка во время урока физкультуры хранится в облаке, а учителя могут использовать эти данные, чтобы корректировать план занятий.
Пульсомеры. Отдельное устройство, либо часть фитнес-трекера или умных часов. Пульсомеры помогают оценить физическую выносливость ребёнка.
Смартфоны. Если дети проводят всё своё время со смартфонами, почему бы не использовать их на уроках. Смартфоны могут выполнять функции фитнес-трекеров, специальные приложения позволяют планировать физическую активность, а в YouTube можно не только смотреть на котиков, но также изучать тренировки и упражнения.
Игры. Игровые приставки и игры с дополненной реальностью тоже можно использовать на уроках. Игры Wii Sports имитируют спортивные игры перед экраном, при этом ребёнок выполняет физическую нагрузку. А приложения вроде Pokemon Go можно использовать, чтобы заставить детей больше двигаться.
Как в российских школах уже пытаются разнообразить уроки физкультуры
1. Прежде чем приступить к занятиям физкультурой, ученики московского лицея № 1502 проходят компьютерное тестирование и получают информацию о своём физическом развитии и рекомендации, как его можно улучшить. Такое тестирование проходит три раза в год, по его результатам ребята могут корректировать программу своих занятий. Школьники выбирают один из четырёх видов спорта: волейбол, баскетбол, атлетизм и аэробика. Для учеников, которые не могут заниматься физкультурой в основных группах, есть медицинские и подготовительные группы.
2. Московская «Новая школа» и футбольная академия TagSport запустили для учеников футбольные тренировки. Пока всё это в качестве дополнительных занятий, но планируют сделать интереснее программу и основных уроков физкультуры. Идея в том, чтобы заменить обычную физ-ру полноценными футбольными тренировками для тех, кому это интересно. Школьники учатся под руководством профессиональных тренеров и участвуют в соревнованиях наравне с игроками юношеских команд футбольных клубов.
3. Учитель физкультуры экономического лицея в Бердске Новосибирской области превратила уроки физ-ры в занятия фитнесом. Школьники выполняют комплексы упражнений из разных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики, стретчинг, классическая аэробика), которые помогают развивать выносливость, прыгучесть и гибкость.
Иллюстрации: Shutterstock (Nata Kuprova, mimibubu, Cat_arch_angel, arxichtu4ki, Plateresca)
Сборник игр используемых на уроках физкультуры
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В раздел «Гимнастика» школьной программы для входит большая группа общеразвивающих упражнений, направленных на совершенствование двигательного аппарата учащихся, формирование прикладных навыков и умений в различных видах передвижений, лазании и перелезании, висах и упорах. Важны упражнения на координацию движений, развивающие гибкость, упражнения в равновесии.
Вариант 1 «Запрещенное движение»
Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Учитель находится перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например: «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за педагогом «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед, совершивший три ошибки выбывает из игры.
Вариант 2 «Запрещённое движение»
«Запрещенный элемент». Учитель во время занятий на каком-либо из снарядов называет один или несколько запрещенных элементов, которые в процессе работы на снаряде выполнять нельзя. Отвлекая занимающихся различными заданиями, педагог время от времени предлагает выполнить «запрещенный элемент». Можно условиться, что если занимающийся ошибся, то выполняет в качестве «наказания» 10(20) отжиманий в упоре лежа на скорость.
Класс делится на две команды, которые строятся в шеренги на разных концах зала лицом к его середине, рассчитываясь по порядку номеров. Учитель называет, любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать 3 разных упражнения. Затем выходит игрок другой команды и показывает 3 новых упражнения, не похожих на прежние. В том случае, если одно из упражнений будет повторено, команде начисляется 1 штрафное очко. Игра продолжается 5—6 мин., итог ее подводится по сумме штрафных очков.
Играющие сидят на скамейке или стоят в шеренге. В руках ведущего теннисный мяч. Он бросает мяч одному из игроков, называя при этом какой-либо гимнастический термин, например «переворот», «кувырок» и т. п. Он может назвать и другое, не относящееся к гимнастике слово (например, «кроль», «шест», «гвоздь»: и т. п.).- Тот, кому адресован мяч должен поймать его, если названный термин относится к гимнастике и, наоборот, не реагировать на бросок, если слово к гимнастике отношения не имеет. Победитель определяется по наименьшему количеству штрафных очков.
Учитель в процессе занятий учащихся на каждом снаряде называет «слово — ключ», без которого ни одна из его команд не должна выполняться, Он подает команды, обязательно употребляя или умышленно упуская ключевое слово при подаче тех или иных распоряжений (например, обязательно должен сказать: «Внимание» или «Начинай», «Приступай», «Можно» и т. п.). Занимающиеся должны внимательно следить за речью и командами педагога. За неправильное выполнение команды занимающийся получает 1 штрафное очко! Победитель определяется после окончания занятий по наименьшей сумме штрафных очков.
Игроки — мальчики рассчитываются на первый-второй и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4—5 шагов. По команде учителя «Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а вторые номера проползают у них между ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра-упражнение длится 2—3 мин., после чего отмечаются самые внимательные ученики.
Игры с использованием различных видов передвижений на уроках гимнастики
Игры, которые приводятся ниже, уже не ставят задачу проверить внимание занимающихся, как в описанных выше играх, а включают разнообразные общеразвивающие упражнения, связанные с различными видами передвижений.
Для игры нужны двое параллельных брусьев и маты. Две соревнующиеся команды встают в 5—6 м в колонну по одному перед брусьями, стоящими продольно. По сигналу первые номера команд, добегая до брусьев, принимают положение упора и, переставляя поочередно руки, передвигаются к противоположному концу снаряда. Спрыгивая, они возвращаются к своей команде, касаясь рукой второго игрока, который повторяет упражнение, и т. д. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Однако учитель имеет право давать штрафные очки за падение со снаряда, разведение ног во время передвижения, не оттянутые носки, а также преждевременное выбегание к снаряду.
Две команды с равным числом игроков встают лицом друг к другу в 5 м от концов гимнастического бревна. Середина бревна отмечена мелом. По команде первые номера каждой из команд бегут к бревну, впрыгивают в положение упора на руках поперек бревна и, перебирая руками, начинают передвижение до середины. Достигнув ее, каждый спрыгивает с бревна и бежит к своей команде, касаясь рукой следующего игрока и вставая в конец колонны. Принявший эстафету повторяет упражнение. Перед началом игры разъясняется, что начинать движение по бревну нужно с самого его начала, в случае падения снова сделать наскок и продолжать движение. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше и с меньшим числом ошибок.
Две примерно равных по силам команды выстраиваются против концов параллельных брусьев (как в игре «Ходоки»), По сигналу учителя первый номера команд бегут к брусьям, принимают положение упора на руках и выполняют сгибание и разгибание рук в упоре. При этом угол сгибания рук должен быть не меньше 90°, а разгибать руки надо полностью. Выполнив посильное для каждого число отжиманий, игроки спрыгивают и бегом возвращаются в свои колонны, передавая эстафету очередному игроку. Побеждает команда, выполнившая большее количество отжиманий.
На площадке (полу) двумя веревками (5—7 м) обозначается коридор шириной 2 м. Класс делится на две команды. Одна располагается на линии старта в коридоре, другая с надувными (можно волейбольными) мячами в 5 м по бокам (справа и слева) от коридора.
По сигналу игроки команды, расположенной в коридоре, один за другим с произвольным интервалом выполняют стойку на руках и в стойке стараются «пройти» всю длину коридора. Если передвигающийся на руках падает, игроки команды-соперницы бросают в него мячом. Если им удается попасть в данного игрока, он выбывает из игры. Если же игрок успевает встать в стойку раньше, чем его осалят мячом, он имеет право продолжать движение дальше. Затем команды меняются ролями. Победители определяются по наименьшему количеству выбывших из игры.
Играющие объединяются в пары. Каждая пара принимает положение упора лежа на руках плечом к плечу. Руки, поставленные рядом, связывают лентой. По сигналу пары передвигаются в упоре лежа до установленной отметки, затем так же возвращаются обратно. В другом варианте пары располагаются на линии-старта. Один принимает положение упор лежа, а другой берет его за голени. По сигналу пары передвигаются до установленной отметки, а затем, поменявшись местами, возвращаются обратно. Эти игровые упражнения можно провести в виде эстафеты.
Класс делится на две команды.
Игроки каждой из команд принимают положение упора сидя в колонне, взявшись руками за стопы сзади сидящего по команде. Соперники располагаются перед линией старта (головной игрок). По сигналу обе «гусеницы» движутся вперед до отметки (8—10 м), а затем возвращаются обратно. Побеждает команда, финишировавшая первой. Команде, игроки которой во время движения разъединялись, дается штрафное очко. За 3 штрафных очка, вне зависимости от первенства на финише, команде засчитывается поражение.
«С мячом в упоре сидя»
Играющие делятся на две команды, не более 5 человек в каждой.
На площадке устанавливаются ориентиры, (стулья, маты, конь и т. п.). Игра ведется одним надувным мячом или шаром.
Передвигаясь в упоре сидя на согнутых ногах, игроки обеих команд стараются поразить ориентиры соперников (их не более 3 для каждой команды) ударом мяча. При этом бить по мячу, передавать его, вводить в игру можно головой, туловищем, ногами. В команде нет специальных игроков; защищающих ориентиры, поэтому защита ориентиров осуществляется любым из игроков. Мяч (шар) может передаваться по воздуху, по полу, его можно бить, отбивать, катить и т. п. Команда, за 8—10 мин. игры поразившая больше ориентиров, объявляется победительницей.
Для игры нужна низкая перекладина и маты. Равные по составу две команды юношей старшеклассников выстраиваются перпендикулярно к перекладине в 5—6 м от нее в параллельных колоннах.
По сигналу первые номера каждой команды, подбегая к перекладине, махом одной и толчком другой выполняют подъем переворотом в упор. Соскочив отмахом назад с поворотом на 180°, они бегом возвращаются в свою команду, передавая эстафету касанием руки второму номеру, а сами встают сзади. Выигрывает команда, которая первой завершит выполнение задания. Можно усложнить задание играющих, установив требование выполнить 2—3 переворота в упор, договорившись о выполнении другого соскока.
Гимнастический ковер или середина зала, свободная от снарядов, условно называется «болотом». Его берега очерчиваются линиями, образованными длинной веревочкой, ограничивающей площадку. За ними располагаются «охотники» с надувным мячом. Другая половина играющих — «лягушата» (6—10 человек) располагается в «болоте» на кочках. Кочки — это гимнастические обручи (по одному на каждого лягушонка) или гимнастические маты (один мат на двух лягушат).
По сигналу охотники начинают перебрасываться мячом, стараясь попасть в лягушат. Те увертываются от мяча, приседая, подпрыгивая, но, не покидая своей кочки. Осаленный мячом игрок не покидает площадки, однако команде охотников в этом случае засчитывается очко. Игра длится 3 мин., по истечении которых соперники меняются местами. Победитель же определяется по наибольшему количеству полученных очков.
Правила игры запрещают охотникам, метая мяч, переступать кромку «берега», а лягушатам покидать свои «кочки». В случае нарушения этих правил игры команде соперников записывается одно очко.
Команды соревнуются в расстановке снарядов, выполнении упражнений и уборке снарядов. Например, по первому сигналу надо установить гимнастическую скамейку наклонно к гимнастической стенке, укрепить рядом подвесной мостик, а внизу положить гимнастический мат. Команда, выполнившая задание первой, получает 10 очков, второй — 8 очков.
По второму сигналу игроки в командах потоком должны влезть по скамейке на стенку, перебраться на мостик и выполнить прыжок «в глубину». За первое место команде начисляют 10 очков. После этого дается сигнал к уборке снарядов, за что победителям присуждается 10 очков.
«Обойди коня кругом»
Перед двумя командами ставят по гимнастическому коню без ручек. По сигналу первые номера команд напрыгивают на своего коня. Каждый, находясь в упоре, должен обойти коня кругом. Затем это же проделывают другие игроки команд. За каждое падение с коня начисляется по 1 штрафному очку. Выигрывает команда, закончившая игру первой и сделавшая меньше ошибок.
«Не потеряй равновесия»
В данной игре учащиеся соревнуются между собой без разделения на команды. Прыжки выполняются по очереди с высоты гимнастического коня (гимнастического ящика, плинта). Приземлившись после прыжка в глубину, игрок должен выполнить правила: не сойти с места, не коснуться руками мата. В ходе игры устанавливается определенная последовательность выполнения прыжков. Они подбираются по степени нарастания трудности (на пример, в группировке, прогнувшись, ноги врозь, прогнувшись с поворотом на 180° и др.). Достигнув заранее установленного предела сложности прыжков, игроки повторяют их в обратной последовательности. Ведущий и сами игроки определяют школьников, которые более четко выполняли прыжки и приземлялись без падений и доскоков.
Игрок прыгает в глубину с малым мячом в руке. Во время полета надо бросить теннисный мяч в цель (снаряд или мат), находящуюся в 8—10 м от совершающего прыжок. В другом случае игрок выполняет прыжок, а его товарищ по команде или ведущий бросает ему мяч, который он должен поймать и приземлиться без потери равновесия.
«Передача мяча лежа»
Две команды располагаются в колоннах рядом друг с другом (расстояние между игроками 1,5 м). Принимают положение седа на пятках. Направляющим в каждой колонне дается по мячу. По сигналу они опускаются на спину, не изменяя при этом исходного положения, и передают мяч следующему в колонне. Таким же образом второй номер передает мяч товарищу сзади. Последний ложится на спину, касается мячом пола за головой и после этого передает мяч из рук в руки; игроку, находящемуся впереди. Команда, первой закончившая эстафету с передачей мяча в обе стороны, выигрывает.
Игроки в колоннах садятся друг за другом, но первые номера захватывают мяч ступнями ног ложатся на спину и передают мяч сидящему сзади. Таким образом, мяч доходит до последнего игрока, после чего все поворачиваются (сидя) на 180°. Замыкающий игрок, зажав мяч между ногами, тоже поворачивается кругом и, прогнувшись назад (лежа на спине), передает мяч в начало колонны. Головной игрок, получив мяч, снова поворачивается кругом (все делают это вслед за ним) и поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, закончившая передачу мяча первой и без ошибок.
1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982.
2. Былеева Л.В., Табарков К.М. Игра. Игра! М.: Молодая гвардия, 1988.
3. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту. М.: ФиС, 1985.
4. Коротков И.М. Подвижные игры детей. М.: «Советская Россия», 1987.
5. Коротков И.М Подвижные игры в занятиях спортом.М.: ФиС, 1971.
6. Масленников С. М. Физическая культура в школе.- 2002
7. Меньшиков Н.К. Гимнастика с методикой преподавания. Москва «Просвещение» 1990
8. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. М.: ФиС,
9. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников.
Ярославль: «Академия развития», 1998.
Игры на уроках легкой атлетике.
При рациональном использовании и подборе правильной методики проведения игр достигается необходимая плотность урока. Надо стремиться создавать равные условия для активного участия в игре всех занимающихся.
Широкое признание получает целенаправленное использование подвижных игр в занятиях легкой атлетикой.
После спортивных игр занятия легкой атлетикой кажутся детям монотонными и скучными. Поэтому целесообразно включать в учебный процесс игровые упражнения при обучении бегу, прыжкам и метаниям
Игры при обучении бегу на короткие дистанции
Место проведения: игровая площадка, футбольное поле.
Инвентарь: большой или маленький мяч.
Основная цель – научить технике бега по дистанции.
Организация. Чертят дугу, позади которой размещаются две или более команды игроков. Команды выстраиваются в колонну по одному. Назначают двух ведущих. Один занимает место за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди. Расстояние между ведущими зависит от возраста и уровня подготовленности учеников.
Проведение. По сигналу тренера ведущий, располагающийся за дугой, начинает катить мячик по земле и передает второму ведущему. Сначала за мячиком бегут первые номера, затем – вторые, третьи и т.д. Команда, представитель которой первым коснется мяча, получает 1 очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Место проведения: беговая площадка, футбольное поле.
Инвентарь: флажки для разметки площадки.
Основная цель – развитие внимания, реакции, ловкости, быстроты.
Организация. На середине площадки чертят линию, на которой спиной друг к другу выстраиваются команды. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». С обеих сторон от средней линии на расстоянии 20 м одна от другой размечают по одной линии.
Проведение. Тренер, находящийся сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День», «Ночь». Игроки стоят на местах и внимательно слушают. После небольшой паузы тренер неожиданно громко называет одну из команд. Ее участники бегут за финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять можно только до финишной линии и только одного игрока. Если игрок наступающей догонит участника команды соперника и коснется его рукой, он приносит своей команде 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Примечание. Тренер должен так организовать игру, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.
«Бег по прямой из различных положений»
Место проведения: беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, быстроты.
Организация. Чертят три параллельные линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой, – стартовые, третья – финишная – располагается на расстоянии 15–20 м от ближней к ней стартовой линии.
Участники делятся на две команды: например, «красные» и «синие». «Красные» располагаются на одной стартовой линии, «синие» – на другой.
Участники команды, находящиеся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают положение сидя или лежа, а игроки, располагающиеся на другой стартовой линии, принимают высокий или низкий старт.
Проведение. По сигналу тренера участники обеих команд начинают бег. Задача игроков, стартующих с ближней линии, – быстрее добежать до финиша, не дав себя догнать игрокам другой команды. За каждого осаленного игрока команда получает 1 очко.
Игра повторяется несколько раз. При проведении следующего забега игроки меняются местами. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Место проведения: беговая дорожка.
Инвентарь: флажки для разметки места проведения игры.
Основная цель – развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег.
Организация. На расстоянии 20–25 м от стартовой линии размечают несколько параллельных линий по числу игроков в команде, на расстоянии 1 м одна от другой. Напротив каждой линии указывается ее номер.
Проведение. Несколько команд выстраиваются за стартовой линией в колонну по одному. У каждого члена команды – свой номер. Бегуны стартуют из положения высокого или низкого старта. По сигналу тренера первые номера бегут до линии № 1, наступив на нее ногой, поворачиваются кругом и продолжают бежать в обратную сторону к стартовой линии. Затем они касаются рукой вторых номеров, которые, в свою очередь, бегут к линии № 2, наступив на нее, возвращаются за линию старта и передают эстафету третьим номерам, и т.д.
Игра проводится четное количество раз.
При повторном проведении игры первые номера бегут к самой дальней линии, вторые номера – к предпоследней, третьи – на одну линию ближе, и т.д. Последний участник бежит к ближайшей линии.
В каждом забеге за первое место начисляется 1 очко, за второе – 2 очка, и т.д. Побеждает команда, набравшая меньше очков.
Место проведения: беговая дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения владеть собой, освоение техники старта, развитие быстроты.
Организация. Размечают две стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от другой.
Класс делится на две команды, каждая команда – тоже на две равные части. Участники выстраиваются в колонну по одному. Одна половина команды выстраивается за первой стартовой линией, другая – за противоположной.
Всем игрокам присваивают одинаковые номера: одной половине команды – четные, другой – нечетные.
Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, бегут ко вторым номерам, касаются их рукой и встают в конец противоположной колонны. Вторые номера передают эстафету третьим, и т.д. Побеждает команда, которая первой займет свои первоначальные места.
Игры при обучении метанию
Место проведения: футбольное поле или ровная площадка.
Инвентарь: теннисные мячи.
Основная цель – научиться далеко и метко метать мячи.
Организация. Размечают коридор шириной 9 м и длиной, превосходящей максимальный результат на дальность на 5–10 м. С одной стороны коридора чертят стартовую линию для метания. По всей длине и ширине коридора размечают квадраты размером 3×3 м, ближайший из которых располагается на расстоянии, соответствующем минимальному результату метания на дальность в классе. Все квадраты нумеруют следующим образом: все три квадрата первого ряда имеют № 1, квадраты второго – № 2, и т.д.
Наибольшее количество баллов присуждается за попадание в средний квадрат. Попадания в боковые квадраты оцениваются одинаковым количеством очков, но меньшим по сравнению с попаданием в средний. Попадание в квадрат, расположенный дальше от стартовой линии, оценивается большим количеством очков, чем в расположенные ближе.
Например: попадание в средний квадрат первого ряда оценивается в 2 очка, а в боковые квадраты первого ряда – в 1 очко; в средний квадрат среднего ряда – в 4 очка, а в боковые квадраты – в 2 очка и т.д.
Из числа учеников выбирают двух помощников: один располагается в коридоре для метания и называет квадрат, в который приземлился мяч, а второй исполняет обязанности секретаря, записывая количество набранных очков.
Соревнования можно проводить как в личном, так и в командном зачете. При командных соревнованиях класс делится на две или три команды, а все участники получают порядковые номера. Право начинать метание снять определяется жеребьевкой.
Место проведения: футбольное поле, ровная площадка.
Инвентарь: мячи для гандбола, 10–12 булав или кеглей.
Основная цель – научиться метко, метать мяч.
Организация. На земле чертят два круга диаметром от 5 м до 8 м на расстоянии 15–20 м друг от друга. Заходить в круги запрещается. В каждом круге расставлены булавы или кегли.
Площадку делят на две части, на каждой в кругу располагаются все участники команды или только часть – в зависимости от количества учеников в классе.
Проведение. Цель игры состоит в том, чтобы проникнуть на половину соперника и сбить мячом булавы, сохранив свои в целости. Бежать с мячом, держа его в руках, не разрешается – можно лишь передавать партнерам.
Игру может проводить на время – в течение 5–6 мин. или до тех пор, пока одна из команд не собьет у соперника все булавы.
«Метание в подвижную цель»
Место проведения: ровная площадка или футбольное поле.
Инвентарь: 3 флажка для разметки площадки, мяч для гандбола.
Основная цель – обучение метанию мяча.
Организация. Разметить треугольник со сторонами длиной 10–15 м. Возле каждой из его вершин игроки выстраиваются в колонну по одному. У каждого члена команды – свой номер. Мяч – у первого номера. По сигналу ведущего он начинает бег. Как только он сделает 2–3 шага, начинает бежать первый номер из группы, которая стоит возле следующей вершины треугольника. В этот момент игрок с мячом делает ему передачу. Как только игрок, начавший бег вторым, получил мяч, начинает бег первый номер из третьей колонны, которому в этот момент направляется передача. Тот, в свою очередь, возвращает мяч игроку, начавшему бег первым, и т.д. Игроки бегут по сторонам треугольника.
Игра проводится до тех пор, пока все игроки не вернутся на свои места. Затем тоже самое выполняют вторые номера, и т.д.
Игры при обучении толканию ядра
Место проведения: футбольное поле или ровная площадка.
Инвентарь: 2 флажка для разметки площадки, набивной мяч весом 2 или 3 кг в соответствии с возможностями учеников.
Основная цель – формирование у детей интереса к толканию ядра.
Организация. Флажками обозначают две линии, расстояние между которыми (нейтральная зона) соответствует минимальному результату в классе.
В игре участвуют две команды. Участники располагаются за двумя линиями друг напротив друга. У каждого члена команды – свой номер.
Проведение. Право начать игру определяется жребием.
Первый номер первой команды толкает набивной мяч на площадку второй команды. Первый номер второй команды выполняет метание в сторону противоположной команды с того места, где приземлился мяч. То же повторяют вторые, третьи номера команд, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не отодвинет своих противников настолько, что те не смогут вытолкнуть мяч за пределы своей площадки, так что он даже не сможет попасть в нейтральную зону.
«Толкание мяча в обруч»
Место проведения: небольшая площадка.
Инвентарь: гимнастический обруч, набивной мяч.
Основная цель – научиться толкать мяч под правильным углом.
Организация. На высоте 2,5–3 м над землей подвешивают обруч. На расстоянии 3–4 м от него проводят линию, от которой будут выполнять толкание мяча. Одна команда встает за этой линией, а вторая занимает место с противоположной стороны на расстоянии 3–4 м от обруча.
Проведение. Участники одной команды по очереди толкают мяч так, чтобы он пролетел через обруч, а участники другой подают им мяч. После того как все игроки первой команды сделали по одному броску, команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в 1 очко. Ученик, не попавший в обруч или задевший ободок, получает 1 штрафное очко.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Толкание ядра через препятствие»
Место проведения: ровная площадка.
Инвентарь: 2 стойки, резиновые бинты, ядро или набивной мяч.
Основная цель – отработка техники скачка и усвоение оптимального угла толкания ядра.
Организация. Между двумя стойками на высоте 3 м от земли натянут резиновый бинт. На расстоянии 3 м от стоек располагается зона приземления ядра шириной 20–40 см. В игре участвуют. У каждого члена команды – свой номер.
Проведение. Участники обеих команд по очереди в соответствии со своими номерами толкают ядро или набивной мяч через резиновый бинт. Высоту, на которой он натянут, а также расстояние, с которого выполняется толкание, можно варьировать в соответствии с возможностями учеников. Начисление очков производится за лучший результат в зависимости от того, куда приземлились ядро или мяч: например, до зоны приземления – 1 очко, в зону приземления – 2 очка, за пределы зоны приземления – 3 очка. У каждого участника есть три попытки. В случае если ядро пролетит под резиновым бинтом, очки не начисляются.
Игры при обучении кроссу
«Чередование ходьбы и бега»
Место проведения: беговая дорожка.
Инвентарь: флажки для разметки дорожек.
Основная цель – обучение передвижению шагом и бегом с разной скоростью.
Организация. Беговую дорожку делят поперечными линиями на несколько отрезков равной длины – 40–50 м. Каждый отрезок имеет свой порядковый номер. Ученики делятся на группы по 4–5 человек.
Проведение. Первый отрезок ученики преодолевают медленной ходьбой, второй отрезок – ускоренной ходьбой, третий отрезок пробегают медленно, а четвертый – с ускорением.
По сигналу группы по очереди выходят на линию старта. Вторая группа начинает движение только тогда, когда первая группа преодолеет первый отрезок.
Тренер должен следить, чтобы скорость движения всех групп была одинаковой и между ними постоянно сохранялась одинаковое расстояние. После небольшого отдыха ученики снова выполняют упражнение. Количество повторений зависит от возраста, пола и уровня подготовленности учеников, по мере возрастания которого можно усложнить задание, предложив им увеличивать каждый следующий отрезок на 10–20 м, например: ходьба – 40 м, быстрая ходьба – 50 м, медленный бег – 60 м, бег с ускорением – 70 м.
Место проведения: беговая дорожка.
Инвентарь: флажки для разметки дорожки, секундомер, свисток.
Основная цель – обучение соблюдению равномерной скорости передвижения по дистанции.
Организация. Беговую дорожку стадиона делят на несколько равных по длине отрезков.
Тренер или его помощник с секундомером и списком встает в центре и через определенные промежутки времени дает сигнал к началу бега. У каждой группы – свой график прохождения дистанции, который разрабатывается путем деления общего времени, запланированного на всю дистанцию, на несколько частей.
Например: чтобы пробежать 500 м за 2 мин., нужно пробежать каждый 50-метровый отрезок за 12 сек. Таким образом, через каждые 12 сек. тренер должен подавать сигнал свистком.
Проведение. Группы бегунов по 3–5 человек стартуют по сигналу (свистку): по первому свистку – первая группа, по второму – вторая и т.д. Затем тренер продолжает подавать сигналы через определенные промежутки времени, давая таким образом старт группе и одновременно проверяя скорость бега всех групп. Если какая-то команда не успела преодолеть отрезок за установленное время или преодолела его раньше, бегуны должны изменить скорость бега. Такой контроль скорости бега осуществляется до тех пор, пока все группы не пройдут всю дистанцию. После отдыха упражнение можно повторить. Количество повторений и длина дистанции зависят от возраста и уровня подготовленности учеников.
Место проведения: беговая дорожка.
Инвентарь: флажки для разметки дорожки, секундомер.
Основная цель – проверка умения бегать с равномерной скоростью.
Организация. Группа делится на две команды. Ученикам сообщают длину дистанции, время, за которое они должны ее пробежать (например, дистанция – 500 м, время – 2 мин, показывают место старта и финиша).
Проведение. По сигналу тренера или его помощника стартует первая команда, и только когда она придет к финишу, стартует вторая. После прохождения дистанции последним участником команды объявляется время. Побеждает команда, результат которой окажется максимально близким к заданному, вне зависимости от того, был ли он больше или меньше заданного.
Игры при обучении прыжкам в высоту
Инвентарь: мячик, шнурок.
Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании.
Организация. На шнурке подвешивают мячик на доступной ученикам высоте; и устанавливают очередность выполнения упражнения.
Проведение. С трех шагов разбега ученик отталкивается одной ногой и старается коснуться рукой мячика. Высоту, на которой подвешен мячик, постепенно увеличивают и для удобства по всей длине шнурка через каждые 5 см завязывают узелок. Если ученику удалось коснуться мячика, он получает 1 очко. На каждой высоте разрешается одна попытка.
«Оттолкнись и приземлись»
Место проведения: сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь: резиновый бинт или планка для прыжков в высоту.
Основная цель – научиться отталкиваться и приземляться.
Организация. С двух сторон от планки – в яме для приземления и в секторе для разбега – проводят 3–4 линии на расстоянии 20–30 см одна от другой и нумеруют их. Ближайшая линия находится на расстоянии 40–50 см от планки и имеет наибольший порядковый номер, следующая – на один номер меньше, и т.д., например: первая – это линия № 3, вторая – № 2, третья – № 1 и т.д.
Ученики делятся на две команды и выстраиваются с двух сторон от ямы в колонну по одному следующим образом: первый номер – из одной команды, второй номер – из другой. Сначала выполняют прыжки ученики с правой толчковой ногой, затем – с левой. Педагог следит за отталкиванием и приземлением и подсчитывает очки следующим образом: ученик отталкивается со второй линии – получает 2 очка, приземляется на линию № 3 – ему начисляется еще 3 очка – всего 5 очков.
Место проведения: сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь: резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов.
Основная цель – приобретение соревновательного опыта.
Организация. Участвуют две команды. Каждая выбирает себе цвет. У каждого члена команды – свой номер. Ученики прыгают по очереди. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет преодолевать, и заявляет об этом тренеру. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветными мелками – по цвету команды: отметки одного цвета делаются на одной стойке, другого цвета – на другой.
Проведение. На каждой высоте у ученика есть право на три попытки. За каждую взятую высоту команда получает определенное количество очков.
Например: минимальная высота 100 см оценивается в 1 очко, 105 см – в 2 очка, 110 см – в 3 очка и т.д. Таким образом, каждая следующая высота, на 5 см выше предыдущей, оценивается на 1 очко больше. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Место проведения: сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь: 2 флажка разных цветов, по одному на команду; рулетка длиной 1,5–2 м с делениями по 5 см.
Основная цель – приобретение соревновательного опыта.
Организация. Участвуют две команды. У каждого члена команды – свой номер.
Два помощника, по одному от каждой команды, устанавливают резиновый бинт или планку на соответствующую высоту.
Техника и способ прыжка не оцениваются – только результат прыжка.
Проведение. Ученики выполняют прыжки по очереди: сначала первый номер от одной команды, первый номер от другой, затем второй номер от первой команды, второй номер от второй, и т.д. На каждой высоте дается право на одну попытку.
Ход командной борьбы отражают на линейке с помощью двух флажков следующим образом: от нулевой отметки флажки переставляют на столько сантиметров, очков за прыжок получит участник. Чем выше высота, тем больше начисляется очков.
Например: высота 100 см – 1 очко, 105 см – 2 очка, 110 см – 3 очка и т.д. Побеждает та команда, флажок которой передвинулся на большее расстояние.
Место, инвентарь. Площадка, зал, 4 гимнастических скамейки.
Описание игры. По сигналу куры начинают то влезать на насест, то слетать на пол, то просто ходить около курятника. По второму условленному сигналу лис, подобравшись к курятнику, ловит любого игрока (курицу), касающегося земли хотя бы одной ногой. Осаленного лис берет за руку и ведет в нору. Но по пути ему встречается «охотник», лис выпускает пойманного, а сам убегает в нору. Пойманный возвращается в курятник, после чего все куры слетают с насестов. Игра повторяется 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу, или те, кого лис уводил меньшее количество раз.
1. Забегая в курятник, лис может осалить только одного игрока.
2. По сигналу руководителя лис должен покинуть курятник, независимо от того, поймал он курицу или нет.
3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).
Инвентарь. Сектор для прыжков в высоту.
Подготовка. На стойки для прыжков в высоту кладут две планки (нижняя может быть на высоте 130 см, верхняя – на 80-100 см выше).
Описание игры. Участники игры с разбега прыгают установленным способом через цель, образованную двумя планками. Постепенно верхнюю планку устанавливают все ниже. Победителем объявляется спортсмен, который прыгает через самую узкую щель. Ошибкой считается, если одна из планок сбита. Можно усложнить задание.
Инвентарь. Сектор для прыжков в высоту, набивной мяч.
Подготовка. На стойки для прыжков в высоту устанавливается планка (можно натянуть эспандер) на высоте 50 см.
Описание игры. Играющие, зажав между ступнями набивной мяч, по очереди подпрыгивают, сгибая ноги и стараясь перебросить мяч через планку для прыжков в высоту. Тот, кто перебросит мяч через планку, установленную на высоте, которая недоступна другим, объявляется победителем.
Инвентарь. Сектор для прыжков в высоту, мячи, сетки, веревки.
Подготовка. Участники делятся на две команды. К планке для прыжков в высоту подвешиваются мячи на разной высоте (подвязать к косо установленной планке).
Описание игры. Участники прыгают по очереди, стараясь достать рукой подвешенные мячи. Каждый получает столько очков, сколько написано рядом с мячом, до которого он дотянулся. Очки команд суммируются по ходу игры.
«Удочка с прыжками «перешагиванием»
Подготовка. Играющие делятся на группы по 6-8 человек. Водящий в каждой группе крутит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу.
Описание игры. Игроки стоят на расстоянии двух шагов от окружности, по которой скользит мешочек. Когда мешочек оказывается близко, игрок делает шаг вперед, с другого шага отталкивается от земли и прыгает через мешочек с веревочкой перешагиванием; затем быстро отходит на прежнее место. Задетый идет водить. Веревочку крутят до тех пор пока каждый играющий не прыгнет 6-8 раз. Выигрывают в группах те, кто меньшее число, раз побывал водящим.
1. Каждый игрок, к кому приблизилась веревочка, обязан сделать прыжок.
2. Каждый новый водящий начинает крутить удочку в другую сторону.
Игры при обучении прыжкам в длину
Место. Площадка, зал, коридор.
Описание. По сигналу руководителя «воробьи» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. «Кошка» старается поймать «воробья», не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный салиться в центр круга у «кошки».
Когда «кошка» поймает 3-4 «воробья» (по договоренности), выбирается новая «кошка» из не пойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Отмечается также «кошка», сумевшая быстрее других поймать установленное количество «воробьев».
1. «Кошка» может ловить «воробьев» только в круге.
2. «Воробьи» прыгают на одной или на двух ногах (по договоренности). Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным и идет в центр круга к «кошке».
3. Пойманным считается «воробей», которого «кошка» коснется рукой в кругу.
Место. Площадка, зал, коридор.
Описание. По сигналу «зайцы» начинают прыгать на двух ногах, стремясь попасть в огород (в малый круг). «Сторож» бегает в пределах кругов, старается поймать «зайцев», коснуться их рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону. Когда поймано 3-5 «зайцев» (по договоренности), они возвращают не пойманных «зайцев». Побеждает тот, кто ни разу не был пойман, а также лучшие «сторожа», сумевшие быстрее поймать установленное число «зайцев».
1. «Сторож» имеет право ловить «зайцев» как «в огороде», так и в большом круге.
2. Пойманные «зайцы» находятся в установленном месте и не включаются в игру, пока не будет выбран новый «сторож».
3. «Зайцы» прыгают на двух ногах или на одной по указанию руководителя. Нарушившие это правило считаются пойманными.
«Прыжки по полоскам»
Место. Площадка, зал, коридор.
Подготовка. На полу (земле) поперек площадки наносятся 4-8 полосок шириной 50 см каждая. Играющие становятся на одной стороне площадки, разделившись на 2-4 команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному.
Описание. По сигналу руководителя первые игроки в командах начинают перепрыгивать с одной полоски на другую, делая на каждой промежуточной прыжок и не наступая на линии, ограничивающие полоски. Выполнивший это задание правильно получает очко для совей команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
1. В широком помещении команд может быть больше.
2. Игроки из разных команд прыгают одновременно или поочередно (если помещение узкое).
3. Зарабатывает очко только тот игрок, который ни разу не наступил на линию полосы.
Место. Площадка, зал, коридор.
Описание. По сигналу руководителя «козы» бегут из дома в противоположную сторону площадки – «пастбище» и по дороге перепрыгивают через «ров». «Волки» не выходят из «рва», стараясь осалить возможно больше «коз». Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, и они опять входят в игру. Затем, по сигналу «козы» опять перебегают на другую сторону «в дом», а «волки» их ловят «во рву». После 2-4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется. Выигрывают «козы», не пойманные ни разу, и те «волки», которые за время всех перебежек поймали больше «коз».
1. «Волки» могут осаливать «коз» только «во рву», когда «козы» перепрыгивают через «ров» или находятся рядом.
2. «Коза», пробежавшая по «рву», а не перепрыгнувшая через него, считается пойманной.
3. «Козы» могут начинать перебежку только после сигнала руководителя.
4. Если «коза» задержалась «у рва», боясь «волков», руководитель считает до трех, после чего «коза» обязана перепрыгнуть через «ров», в противном случае она считается осаленной.
Место, инвентарь. Площадка, зал. Короткие скакалки по количеству половины играющих.
Подготовка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых выстраивается в колонну по два. Обе колонны ставятся параллельно одна за другой на расстоянии 2 м. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60 см от пола.
Описание игры. По сигналу руководителя первые пары каждой колонны быстро кладут скакалку на землю и бегут вдоль своей колонны до конца ее, один справа, другой слева от нее. С конца колонны они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Возвратившись на свои места, оба игрока останавливаются, берут с земли свою скакалку и поднимают на высоту 50-60 см. Как только они подняли скакалку, игроки второй пары в колонне кладут свою скакалку на землю, прыгают через первую скакалку, также обегают свою колонну до конца, возвращаются, перепрыгивают через скакалку до своего места, берут свою скакалку и поднимают ее. Также поступает и третья, и все остальные пары. Побеждает команда, сумевшая первой закончить перебежку с перепрыгиванием скакалок.
1. Пара может начинать перебежку только тогда, когда предыдущая пара возьмет с земли скакалку и поднимет ее.
2. Игроки бегут с обеих сторон колонны, каждый с той стороны, которая ему ближе.
3. Перепрыгивать через скакалку участники могут одновременно или один за другим, по своему усмотрению.
4. Скакалки опускать на землю нельзя. Они должны быть на высоте 50-60 см, за ошибки начисляются штрафные очки.
Место, инвентарь. Площадка, зал. Мел.
Подготовка. Участники распределяются на две команды и становятся на противоположных длинных сторонах площадки. Между ними проводится средняя линия (старта).
Описание игры. Команды выбирают капитанов, которые по очереди посылают своих игроков к средней линии. Устанавливается, что игроки одной команды будут прыгать (толчком двумя ногами) вправо, а игроки другой команды – влево. После прыжка первого номера по пяткам отмечается место его приземления. Игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления к средней линии прыгает игрок из команды противника. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через среднюю линию, его команда побеждает. Если не удалось, то она проигрывает.
1. Перед прыжком заступать за линию запрещается.
2. Если прыгающий упадет и коснется руками или туловищем земли, то судья отмечает самое близкое место от линии старта, где игрок коснулся земли.
Игры при обучении метанию
Игроки распределяются по двум командам и располагаются вокруг очерченного круга диаметром 10—12 шагов. Сначала представители одной команды, а затем другой по очереди выходят в круг с теннисным мячом в руке и метают мяч вертикально вверх как можно выше. Руководитель засекает время полета мяча от выпуска из руки до момента удара о землю. Чем сильнее бросок и выше брошен мяч, тем больше время его полета. Можно метать из круга одновременно в два мяча. Чей мяч дольше продержится в воздухе, та команда получает 1 очко.
Занимающиеся приносят на занятия мешочки с песком одинакового веса. Мешочки удобно лежат на руке, а после броска не отскакивают и остаются на месте.
Соревнуются две команды, стоящие перед стартовыми линиями в 10—12 шагах одна от другой. Интервалы между игроками в шеренгах 3—4 шага. Сзади каждой шеренги в 6—10 шагах размечают еще по одной пересекающей площадку линии. Это — линии «плена».
Согласно жребию первым толкает представитель одной из команд. Затем с места падения мешочка в обратную сторону толкает тот же мешок, стоящий напротив соперник. Соревнование между каждой парой продолжается до тех пор, пока один из игроков не оттеснит другого за линию плена.
Общая продолжительность игры 5—8 мин., после чего подводятся итоги. Можно также играть до тех пор, пока все участники одной из команд не окажутся в плену.
Игроки метают теннисный мяч в баскетбольный щит или вертикальную стену на дальность отскока. На площадке размечают метровые коридоры, обозначенные цифрами. Чем линия дальше от стены, тем больше число. Наибольшая сумма бросков всех членов команды определяет победителя. Метание можно проводить и по размеченным кругами мишеням на стене. В этом случае важна не столько сила, сколько точность броска. Мешочки с песком или теннисные мячи можно также метать в баскетбольный мяч, который подбрасывает преподаватель. Попавший в летящую мишень получает 1 очко. В вертикальную мишень (плетенку из хвороста), укрепленную на стойках, или в горизонтальную цель (круги на земле) хорошо метать дротик (толстый прут) или облегченное копье.
В круг диаметром 2—3 м входят 2—6 «толкачей» (девушки в игре участия не принимают). Толкачи встают на одну ногу и, прыгая на ней, стараются вывести друг друга из равновесия (заставить оступиться) или выбить из круга. Толкать разрешается в грудь или плечи. В командном варианте играют двое на двое или трое на трое.
«В горизонтальную мишень»
Игра может носить и лично-командный характер.
Игра проходит в форме встречной эстафеты, во время которой каждый участник, толкнув набивной мяч через сетку (веревку, натянутую между столбами или деревьями), отходит в конец своей колонны. Игрок, стоящий за сеткой, ловит мяч и, в свою очередь, толкает партнеру на другую сторону площадки.
Игра напоминает игру «Челнок». Однако игроки не прыгают, а толкают набивной мяч или ядро в противоположные стороны (с места падения снаряда соперника). В поле находятся только двое судей, отмечающих место падения снаряда. Остальные играющие располагаются по бокам площадки. Результаты подводятся так же, как в игре «Челнок». Можно метать мяч и двумя руками из-за головы.