Физиологические гигиенические наблюдения что такое
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Санитарно-гигиенические исследования — исследования, проводимые с целью изучения факторов производственной и окружающей среды и оценки их влияния на здоровье человека. На основе анализа данных Санитарно-гигиенических исследований разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение условий жизни, труда, быта и отдыха людей. При Санитарно-гигиенических исследованиях применяют различные методы исследования: санитарно-описательные, органолептические, физические, химические, физико-химические, радиохимические, микроскопические, бактериологические, микологические, гельминтологические, статистические, биологические, физиологические, биохимические, патоморфологические, гистохимические и др.
Санитарно-описательные методы — наиболее простые, они дают общее представление об изучаемом объекте.
Органолептические методы — методы исследования объектов окружающей среды с помощью органов чувств (органолептика). При этом определяют внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенцию исследуемого объекта.
Химические методы применяют для определения качественного и количественного состава исследуемых веществ, при С.-г. и. воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, а также материалов, применяемых в строительстве, пищевой промышленности, производстве детских игрушек и др. Уровни загрязнения объектов исследования искомыми веществами сравнивают с соответствующими гигиеническими нормативами (см. Нормативы гигиенические).
Газовый хроматографический анализ открывает широкие возможности для разделения многокомпонентных смесей веществ, содержащихся в объектах окружающей среды, позволяя проводить идентификацию веществ и количественное определение.
Полярографический анализ используют при определении микроконцентраций вредных веществ в воздухе рабочих помещений, атмосфере населенных мест, воде, почве, пищевых продуктах.
Радиохимические методы при С.-г. и. применяют для определения количественного состава радиоактивных веществ в окружающей среде.
Микроскопические методы используют при исследовании аэрозолей, гидропланктона, пищевых продуктов на наличие посторонних примесей, тканей одежды ж др. В качестве основного прибора применяют микроскоп (см.), а в отдельных случаях для выявления частиц пыли ультрамикроскопических размеров — электронный микроскоп (см. Электронная микроскопия). Вспомогательными приборами являются счетные камеры, сетчатые окулярные микрометры, окулярные и объективные микрометры (см. Морфометрия медицинская). Для зарисовки микроскопических объектов могут быть использованы специальные приборы, микрофотография (см.).
Микробиологические методы имеют первостепенное значение при С.-г. и. питьевой воды и пищевых продуктов. Их применяют также при исследовании воздуха, почвы, воды водоемов, предметов обихода, одежды и оборудования на предприятиях пищевой промышленности. Особое внимание обращают на санитарно-показательные микроорганизмы.
Гельминтологические методы используют при С.-г. и. мяса, овощей, воды, почвы и др. Особое значение они имеют при контроле мяса на трихинеллез и финноз (см. Гельминтологические методы исследования).
Статистические методы широко применяют в С.-г. и. при оценке влияния факторов производственной и окружающей среды на здоровье населения, анализе данных экспериментальных исследований (см. Статистика санитарная).
Биологические методы дают возможность установить, как влияют отдельные факторы окружающей среды на организм человека и животных. В С.-г. и. широко используют метод биопроб.
Физиологические методы. С помощью этих методов изучают влияние различных факторов окружающей среды на физиол. реакции организма человека и экспериментальных животных.
Биохимические методы успешно применяют в Санитарно-гигиенических исследованиях, особенно в практике гиг. нормирования. К ним относятся методы определения ферментного спектра и белков крови, порфиринового обмена, иммунол. статуса, нек-рых проф. ядов в выделениях человека и животных и др. Кроме того, биохим. методы находят применение при С.-г. и. биологической полноценности пищевых продуктов, готовых блюд, а также при определении в них витаминов. При исследовании нек-рых ферментов в пищевых продуктах можно получить дополнительные данные о свежести и доброкачественности этих продуктов. Так, определение редуктазы и каталазы молока является показателем его качества.
Патоморфологические методы, включающие и гистохимические, позволяют обнаружить наиболее тонкие изменения в структуре органов, тканей и отдельных клеток.
Библиография: Вороненко В. А. и Новиков Ю. В. Применение газовой хроматографии в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., №9, с. 81, 1971, библиогр.; Дмитриев М. Т., Растянников Е. Г. и Волков С. А. Контроль состава воды системой «газовый хроматограф-масс-спектрометр — компьютер», Водоснабжение и сан. техника, № 4, с. 5, 1981; Минх А. А. Методы гигиенических исследований, М., 1971, библиогр.; Новиков Ю. В. Применение метода электронного парамагнитного резонанса в гигиенических исследованиях, Гиг. и сан., № 8, с. 79, 1973; он же, Физические методы исследования в гигиене, М., 1973, библиогр.; Новиков Ю. В., Ласточкина К. О. и Болдина Э. Н. Методы определения вредных веществ в воде водоемов, М., 1981; Пушкина H. Н. Биохимические методы исследования, М., 1963, библиогр.
Методы гигиенических исследований.
Лекция 1
. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.
Содержание учебного материала:
1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека
2. Задачи и методы гигиены
3. Основные периоды развития гигиены.
4.Профилактика, виды профилактики
5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.
1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.
2. Задачи гигиены:
Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.
Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.
Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.
Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.
Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.
Методы гигиенических исследований.
Выделяют 2 группы методов: методы, с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.
Лабораторные исследования включают:
физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).
Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.
Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).
Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).
Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.
Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.
Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.
Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.
Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.
4. Становление гигиены как науки. Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи
5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены
Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.
Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.
Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»
На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).
Методы гигиены
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация методов гигиены
В гигиене используются различные методы исследования, которые можно объединить в четыре основные группы:
Рассмотрим их особенности.
Гигиенический метод
Гигиенический метод позволяет изучать здоровье людей в зависимости от влияния природных и социальных факторов. Этот метод реализуется в виде:
Метод гигиенического обследования
Метод гигиенического обследования позволяет оценить наблюдаемый фактор при помощи:
Этот метод включает санитарно-топографическое и санитарно-гигиеническое описания. В зависимости от характера изучаемых факторов, могут проводится инструментальные и лабораторные исследования с применением научных методов:
Применение физических методов позволяет измерить влажность, температуру, давление, уровни вибрации, шума, радиации.
Химические методы определяют химический состав воздуха, воды, почвы, пищи, количественное содержание в них токсических веществ.
Микробиологические, вирусологические, паразитологические методы позволяют изучить наличие вирусов, водорослей, грибов, гельминтов, простейших, членистоногих в объектах окружающей среды.
Бактериологические методы позволяют определить бактериальную загрязненность воды, воздуха, почвы, лекарств, продуктов питания, рук персонала, оборудования.
Готовые работы на аналогичную тему
При помощи математических методов проводят обработку полученных данных, рассчитывают средние и относительные величины, коэффициенты регрессии и корреляции, устанавливают определенные закономерности.
На современном этапе развития гигиены в целях идентификации и количественного анализа химических веществ в объектах внешней среды внедряются
Наиболее перспективны методы хроматомасспектромии, атомной абсорбции, спектрофотометрии, газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии.
Экспресс-методы применяют при необходимости получения быстрого ответа.
Метод гигиенического эксперимента и метод гигиенической экспертизы
Метод гигиенического эксперимента включает исследования: лабораторные и натурные. Лабораторный эксперимент позволяет изучить влияние факторов внешней среды при проведении исследований на математических моделях, добровольцах, лабораторных установках и лабораторных животных. Натурный эксперимент позволяет изучить здоровье людей в реальных условиях бытовой и трудовой деятельности.
Метод гигиенической экспертизы применяется при:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 23 03 2017
Наталья Николаевна Чувелева
Физиолого-гигиенические исследования
Физиолого-гигиенические исследования проводятся с помощью физиологической аппаратуры, измеряющей отдельные показатели теплообмена, и дополняются опросом о теплоощущении в различные сезоны года.
Рекомендуется проводить также выборочные обследования заболеваемости болезнями простудного характера. В приложении № 2 даются общие сведения о полимерных материалах и их использовании в строительстве.
Перечень полимерных материалов, допущенных и запрещенных в строительстве жилых и гражданских зданий 743-68, составлен на основании результатов исследований 91 полимерного материала, из которых 87 отечественного производства. Среди них 28 материалов для покрытий полов из поливинилхлорида, алкидных и резиновых линолеумов, древесно-стружечных плит на основе мочевино-формальдегидных смол и др.
Большинство из этих покрытий ввиду химической нестабильности не разрешены для использования в жилище и допускаются лишь в служебных помещениях с пребыванием людей в течение рабочего дня; некоторые материалы допущены в служебных помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией.
В перечне имеются основные направления и области применения конструкционных и отделочных материалов, погонажных изделий, красок, эмульсий, шпаклевок, латексов, теплогидроизоляционных материалов, клеев и мастик.
Большинство из этих материалов «Перечнем» не разрешены для применения в интерьере жилых помещений. Это относится к многим изделиям из полистирола, эпоксидных, мочевино-фенол-формальдегидных смол, применение которых рекомендуется для наружных поверхностей зданий, стен лестничных клеток и оконных переплетов.
По мере совершенствования технологии производства полимерных материалов и удовлетворения в связи с этим гигиеническим требованиям перспектива и область применения строительных пластических масс будет непрерывно расширяться.
«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова
Гигиена. Конспект лекций
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание
1. Физические и химические методы
Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.
С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений. Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.
Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.
2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы
Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро — и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.
Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.
Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.
Эпидемиологический метод — это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные — «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.
Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.
3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента
Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.
Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.
Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.
4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности
Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах. Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента. В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.