Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Первый урок физики в 7-м классе по теме: «Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты»

Разделы: Физика

Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”.

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

1. Из истории физики.

Учитель.Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.

Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.

Ответы на все эти вопросы дает именно физика.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.

Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (далее в тексте зеленый цвет шрифта).

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.

В XVIII веке М.В. Ломоносов ввел в русский язык слово “физика”, издал в переводе с немецкого первый учебник по физике.

2. Изучение терминологии.

Учитель.Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение)

Учитель приводит примеры и демонстрирует опыты, связанные с физическими явлениями: скатывание шарика по желобу, электрическая искра, действие магнитов на железо, получение изображения свечи на экране при помощи линзы, кипение воды.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр ( учитель демонстрирует приборы).

4. Обсуждение проблемы: какими методами, способами изучают физические явления.

Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?

Учащиеся. Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.

Учитель. Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний?

Учащиеся. Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.

Учитель. Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Источники физических знаний

Окна в мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус—>Мысль

Гипотеза,
догадка,
фантазия,
мечта,
интуиция—>Опыт

Вопрос природе на её языке вещей и событий—>Знание

III. Проверка усвоения изученного материала

(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности;количество заданий можно сократить).

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.

2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?

IV. Итоговое повторение

По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

V. Домашнее задание

§ 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002).

В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

Источник

7 класс. Физика. Презентация по теме «Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Что изучает физика?

Что такое физика? Физика (фюзис греч.) – означает природа. Аристотель (IV в. до н.э.)

Ломоносов М.В. (1711-1765) Физика в России появляется после издания первого учебника переводенного с немецкого языка.

Физика – одна из основных наук о природе Изменения, происходящие с телами и веществами в мире, называются явлениями.

Что изучает физика? Механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые явления Ф и з и ч е с к и е

Физика и ее особенность h1 h2 h3

Задача физики Открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Естественные науки Ф и з и к а

Некоторые физические термины

Физические термины Электричество, энергия, сила, масса, вращение, галактика, движение, импульс, заряд …

Физическое тело (тело)

Вещество Физическое тело Все то, из чего состоят физические тела, называют веществом.

Вид материи отличных от вещества

Вещество Один из видов материи

Материя Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Наблюдения и опыты

Наблюдения и опыты Опыт Гипотеза План Цель Наблюдения

Физический закон Опыт Наблюдения Гипотеза и физический эксперимент подтверждает или опровергает физическую теорию

Научные знания Обдумать и объяснить результат проведенных опытов. Найти причины наблюдаемых явлений. Сделать выводы.

Опыты Галилея Галилео Галилей 1564-1642

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Номер материала: ДБ-164175

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Физика 7 класс что изучает физика наблюдения опыты

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект к уроку по физике 7 класс. Тема: «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Что изучает физика. Физические явления.

Наблюдения и опыты».

Цели урока : познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

сформировать у учащихся представления о физике как науке;

ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;

научить различать физические явления;

пояснить связь физики с другими науками и техникой;

ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений

способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;

развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;

развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.

воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;

воспитывать интерес к предмету физика.

Тип урока : урок изучения нового материала

Обеспечение урока: шарик, презентация, металлический желоб, электрический звонок, источник тока, лампочка, магнит, металлические опилки, маятник, стакан с водой, бумага.

Организационный момент (2 мин.).

Мотивация учебной деятельности (3 мин.).

Изучение нового материала (18 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Формирование умений и навыков (3 мин.).

Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин.)

Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями (3 мин.).

Домашнее задание (2 мин.).

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети! Я преподаю очень интересный предмет. Как он называется, вы сможете узнать, отгадав мои загадки (из первых букв отгадок складывается слово «физика»).

Наведет стеклянный глаз, щелкнул раз – и помнит нас. ( фотоаппарат )

Тебе дано, а люди пользуются. ( имя )

Барыня – княгиня, весь мир нарядила, а сама нагая. ( игла )

Без рук, без ног, под лавку – скок. ( клубок )

Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. ( антенна )

2. Мотивация учебной деятельности

Приходя домой, включая компьютер, слушая музыку через плеер, разговаривая по мобильному телефону с друзьями, готовя пищу на электрической плите, вы навряд ли задумывались над тем, откуда это все появилось.
Ведь раньше люди готовили пищу на костре, жгли лучину, освещая свое жилище, ездили на лошадях, запряженных в телегу. Обо всем об этом люди только мечтали и все свои мечты пытались осуществить в сказках.

3. Изучение нового материала

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика.

– Откуда же появилось это слово «физика»?
В сочинениях одного величайшего ученого Древней Греции Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры и появилось слово физика. Греческое слово фюзис – природа. В русский язык ввел в XVIII веке М.В. Ломоносов.

Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины .

– В окружающем нас мире находятся различные тела, которые изучает физика. Эти тела называются физическими.

– Примеры физических тел.

Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (притяжение мелких металлических предметов к магниту).

– Что общего и чем отличаются тела

Учащиеся отвечают на вопрос.
Предполагают, что тела имеют разную форму, сделаны из одного материала.

– Все тела состоят из вещества.

Определение : Вещество – это то из чего состоит тело.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.

А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?

Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.
– Все явления можно разделить на группы

В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.

Учитель демонстрируя слайды 23-28 и рассказывает о различных видах явлений.

Учитель демонстрирует опыты различных физических явлений.

Звонок, колебания маятника, загорание электрической лампочки, прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой, действие магнита на металлические опилки на листе бумаги, скатывание металлического шарика по металлическому желобу.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

(из наблюдений, опытов, экспериментов).

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты –специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (слайд 33)

5. Формирование умений и навыков

– А теперь опять поиграем

ИГРА «Найди свой домик»

На доске висят домики с названием: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО,ЯВЛЕНИЕ. Рядом с домиками на дереве сидят различные птицы, на которых написаны слова, обозначающие тело, вещество, явление. Задача учащегося поместить свою птицу в домике.

– Сейчас мы с вами пойдем в осенний лес, будем собирать осенний букет. У каждого этот букет будет свой. Чтобы легче было его собирать, мы разделимся на три команды.

ИГРА «Собери осенний букет»: Листья деревьев развешены по классу. Учащиеся встают и, обходя класс, срывают свои листья. Каждая команда будет собирать листья деревьев, на которых написано то, что относится к:
1 команда – к физическому телу
2 команда – к веществу
3 команда – к явлению

Учитель проверяет правильность собранных букетов.

6. Контроль знаний ( дифференцированный подход)

Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Самолет, медь, авторучка, радуга, фарфор, вода, автомобиль, эхо, мёд, золото, книга.

Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) шар катится, е) свинец плавится,

б) холодает, ж) слышны раскаты грома,

в) снег тает, з) звезды мерцают ,

г) вода кипит, и) наступает рассвет,

Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника. Запишите данные в таблицу.

Назовите по три вещества, из которых могут быть изготовлены изображенные на рисунке тела:

3. Выполните действия:

1 дм 4 см +6 дм 2 см =……….

1. Подчеркните слова, которые обозначают вещества: тетрадь, бумага, мел, ручка, чернила, окно, стекло, бензин, вода, лед, снег.

2. Распределите по группам – « т» – тело, « в» – вещество, « я» – явление следующие слова: радуга (…), самолет (…), велосипед (…), глина (…), древесина (…), работа электростанции (…), мяч(…), уголь(…), гром (…).

3 м …. 3 см; 4 дм …40 см; 500 см… 50 дм;

9 м … 900 см; 60 дм … 6 м; 80 м …80 см.

Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Метель, автобус, светофор, золото, молния, лед, сахар, тень, дерево, парта, железо.

2. Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) гроза, е) притяжение двух магнитов,

б) летит голубь, ж) сверкает молния,

в) шелестит листва, з) горит электрическая лампа,

г) радуга, и) маятник часов колеблется,

д) облака двигаются, к) притяжение металлических

3. Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину дневника. Запишите данные в таблицу.

Прогулка по зимнему парку.

Наш парк зимой так красив! Вокруг пушистый снег. Мороз. Снег скрипит. Я слышу свой шаг.

На краю парка пруд. Он замерз. Рыбки долбят толстый лед. Им нужна прорубь. А вдруг там живет сказочная щука?

Выпишите название физических тел, веществ, явлений о которых говорится в тексте.

35 мм …. 3 см; 14 дм …40 м; 450 см… 45 дм;

8 м … 900 см; 160 дм … 16 м; 80 м …80 дм.

Сегодня я узнал… Меня удивило…….

Было интересно… Было трудно…

Я понял, что… Я научился…

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями

9. Домашнее задание

§ 1, вопросы (устно); выполни экспериментальное задание 1.1. (стр.8);

творческое задание: составь презентацию по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *