Физика 7 класс что изучает физика конспект
Конспект урока «Что изучает физика?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
в 7 классе МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска»
на тему: «Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»
Разработал: Белова Юлия Валерьевна
Тема урока: « Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»
Дата проведения : 3.09.2021г.
Тип урока: урок изучения нового материала
1) Организационный момент ( самоопределение к деятельности)
2)Открытие нового знания и умения
3) Включение нового знания и умения в систему знаний
5)Рефлексия деятельности (итог урока)
1) Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса
2)Определить место физики как науки в школьном курсе дисциплин
1) Ввести физические термины.
2) Выявить источники физических знаний
Планируемые результаты. Заинтересованность учащихся новым предметом
Основные термины, понятия: физика, явления, физические явления, материя, физическое тело, вещество, наблюдение, опыт.
Оборудование : учебник, тетрадь, компьютер, экран, проектор, презентация.
1) План урока: Организационный момент (5 минут)
2) Открытие нового знания и умения( 10 минут)
3) Включение нового знания и умения в систему знаний ( 20 минут)
4) Первичное закрепление ( 5 минут)
5) Рефлексия деятельности (5 минуты)
1) Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Хотелось бы начать наш урок с притчи: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.
Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это все происходит, часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молнии, а пробовать использовать их на пользу себе.
Армия королевы все увеличивалась, в ней появлялись свои сержанты и командиры, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы.
Нам с вами предстоит вступить в царство королевы Физики и пополнить ряды ее Армии.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку являются слова Марка Борна:
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!
2) Открытие нового знания и умения
Мы приступаем с вами к изучению нового для вас предмета «Физика».
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа.
Физика – наука о природе.
Впервые слово физика появилось в сочинениях Аристотеля. В русский язык физика была введена Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.
Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.
Учитель. Согласитесь – любопытно:
Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?
Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?
Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?
Ответы на все эти вопросы дает именно физика.
Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нём происходят разнообразные изменения, или явления.
Учащиеся. Записывают определение стр. 3.
Учитель. А какие явления называются физическими явлениями?
Учащиеся. Записывают термин со стр. 4
Задачи физики состоят в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления.
В физике, кроме обычных слов, используют специальные слова, обозначающие физические понятия.
В физике каждое из окружающих нас тел принято называть физическим телом или просто телом.
Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания ( небесные тела, растения, животные и т.д.)
Учитель. Ребята, подумайте, как можно изучать физику, откуда у человека появляются знания?
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.
3) Включение нового знания и умения в систему знаний
А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов составляют схему и зарисовывают её в тетрадь)
4) Первичное закрепление (ученики выполняют задания со слайдов в своей тетради, затем происходит взаимопроверка)
1. Что из перечисленного является физическим телом?
2. Какое из слов обозначает вещество?
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Конспект урока по физике на тему «Что изучает физика» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Что изучат физика?»
Тип урока: Изучение нового материала
Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.
развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.
воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной
Организационный момент (2 мин).
Актуализация знаний (10 мин).
Введение нового материала (20 мин).
Закрепление изученного материала (10 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.
Тема: «Что изучает физика?»
Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики».
Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
Рабочая тетрадь – 48 листов
Тетрадь для контрольных работ
Тетрадь для лабораторных работ
Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
Введение нового материала
Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.
Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.
Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.
Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:
1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)
2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)
3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)
4. магнитные (например, действие магнитов на железо)
5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)
7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).
Физика-это наука, которая изучает все эти явления.
Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.
Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.
Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?
Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.
Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.
Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.
Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов
Учитель: Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются знания у человека? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и началась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона из золота или же в нее подмешано серебро. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. В восторге он выскочил из ванны, восклицая: «Эврика!». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед опустил в сосуд с водой золотой слиток того же веса что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем повторил опыт со слитком серебра и нашел, что воды вылилось больше т.к. при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где то посередине между результатами опытов со слитками и пришел к выводу что корона сделана не из чистого золота.
Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.
Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Первый урок физики в 7-м классе по теме: «Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты»
Разделы: Физика
Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”.
“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент
II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)
1. Из истории физики.
Учитель.Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.
С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.
Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.
Ответы на все эти вопросы дает именно физика.
Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.
Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!
Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.
Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (далее в тексте зеленый цвет шрифта).
Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.
В XVIII веке М.В. Ломоносов ввел в русский язык слово “физика”, издал в переводе с немецкого первый учебник по физике.
2. Изучение терминологии.
Учитель.Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.
Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.
Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)
Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение)
Учитель приводит примеры и демонстрирует опыты, связанные с физическими явлениями: скатывание шарика по желобу, электрическая искра, действие магнитов на железо, получение изображения свечи на экране при помощи линзы, кипение воды.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр ( учитель демонстрирует приборы).
4. Обсуждение проблемы: какими методами, способами изучают физические явления.
Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?
Учащиеся. Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.
Учитель. Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний?
Учащиеся. Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.
Учитель. Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Источники физических знаний
Окна в мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
Гипотеза,
догадка,
фантазия,
мечта,
интуиция
Вопрос природе на её языке вещей и событий
III. Проверка усвоения изученного материала
(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности;количество заданий можно сократить).
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.
3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.
4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?
2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?
3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.
2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?
3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?
IV. Итоговое повторение
По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.
V. Домашнее задание
§ 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002).
В предлагаемые таблицы напишите по три примера.