Фитосанитарный надзор что это такое

Как проходит проверка Россельхознадзора

Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).

Какие документы могут потребовать при проверке

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Нюансы

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

Источник

Фитосанитарный надзор что это такое

Статья 7. Федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

2. Предметом федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области карантина растений при производстве (в том числе переработке), ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации, хранении, перевозке, реализации, карантинном фитосанитарном обеззараживании и уничтожении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.

3. Организация и осуществление федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), за исключением осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

4. Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре) утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Правила осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, и перечень уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в его осуществлении, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Источник

Россельхознадзор: фитосанитарный надзор и контроль

rosselhoznadzor_fitosanitarnyy_nadzor_i_kontrol.jpg

Фитосанитарный надзор что это такое

Похожие публикации

Правительство России утвердило новое Положение о фитосанитарном надзоре (контроле) государственными органами. Документ стал действующим нормативным актом с 11 сентября 2020 года. Он содержит несколько новаций, которых не было в упраздненных правилах проведения надзорных мероприятий, применяемых с 2013 года (на основании Правительственного Постановления № 69 от 31.01.2013). В частности, Россельхознадзор перестал быть единственным органом, осуществляющим карантинный фитосанитарный контроль.

Законодательное регулирование карантинного фитосанитарного надзора

Согласно ст.7 закона № 206-ФЗ от 21.07.2014, процедуру проведения фитосанитарных надзорных мероприятий определяет российское Правительство. Она утверждается соответствующим постановлением Кабмина. Карантинный фитосанитарный контроль и надзор организуется в отношении продукции растительного происхождения, перемещаемой через границу РФ, чтобы пресечь проникновение в страну опасных сельхозвредителей и возбудителей различных болезней. Государственный фитосанитарный контроль может проводиться в иных местах, где оборудованы карантинные пункты для растений, список которых утверждается Россельхознадзором. Также подкарантинная продукция проверяется при ее обороте в России, в местах хранения и переработки.

Положение по ветеринарному и фитосанитарному надзору – это два отдельных документа, так как речь в них идет о разных видах контроля:

Основным ведомством, занимающимся государственным фитосанитарным контролем, является Россельхознадзор (п. 5.1.4 Правительственного постановления № 327 от 30.06.2004). Однако некоторые мероприятия по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор осуществляет совместно с другими ведомствами.

Так, согласно новым правилам фитосанитарного контроля, при перемещении подкарантинной продукции растительного происхождения через российскую границу инспекторы Федеральной службы по фитосанитарному и ветеринарному надзору проверяют ее вместе с работниками таможни (п.3 Постановления Правительства № 1304 от 29.08.2020). В упраздненном Положении таможенники не имели таких полномочий. При ввозе фитопродуктов контролируется соблюдение внутренних карантинных требований, выявляются вредные организмы, пресекается их попадание на территорию РФ. При их вывозе в другие государства юридическими лицами или ИП таможенные органы и Россельхознадзор фитосанитарный надзор проводят, чтобы оценить соответствие перемещаемой продукции законодательству стран-импортеров (п. 2 Постановления Правительства № 1304).

Государственный карантинный фитосанитарный контроль: что еще изменилось

В новых правилах карантинного фитосанитарного госнадзора введен принцип риск-ориентированного подхода к плановым проверкам субъектов контроля – предпринимателей и организаций. Их разделили на три категории, от принадлежности к которым зависит периодичность визитов инспекторов Россельхознадзора:

В Приложении к Правительственному Постановлению № 1304 поясняются критерии отнесения субъекта проверки к той или иной категории. При градации учитывается тяжесть возможных негативных последствий, которые могут наступить в случае невыполнения организацией или ИП обязательных фитосанитарных требований. В частности, к категории среднего риска относятся предприниматели и юрлица, выращивающие посадочный или семенной материал вне карантинной зоны.

Проводя карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в виде проверок, Россельхознадзор вправе производить осмотр, досмотр, обследование подкарантинной продукции растительного происхождения. Надзорный орган в своей деятельности может использовать такие инструменты, как экспертиза, исследование, измерение, испытание проверяемой субстанции – в соответствии с нормами российского законодательства, регулирующего карантин растений.

Помимо проведения проверок, осуществление фитосанитарного контроля организуется в форме плановых рейдов, наблюдения за тем, как соблюдаются установленные требования, и профилактических мероприятий.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник

Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1304 «Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)»

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О карантине растений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре).

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 69 «Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 409).

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

2. Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждения и пресечения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, в том числе путем выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах.

3. Государственный надзор осуществляется:

4. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются руководители органов государственного надзора и их заместители, руководители структурных подразделений органов государственного надзора и их заместители, иные государственные гражданские служащие органов государственного надзора, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6. Государственный надзор осуществляется посредством проведения:

мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, которые осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами». При осуществлении государственного надзора специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, не проводятся;

мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляются путем проведения плановых (рейдовых) осмотров, наблюдения за соблюдением обязательных требований;

проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и исполнения предписаний органов государственного надзора, в том числе на подкарантинных объектах, а также при хранении, перевозке, транспортировке, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.

Органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить карантинное фитосанитарное обследование, досмотр, осмотр подкарантинной продукции, а также исследования, испытания, измерения, экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность с использованием подкарантинного объекта на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или на подкарантинных объектах, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

9. Основанием для включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного пунктом 11 настоящего Положения периода времени со дня:

окончания проведения последней плановой проверки;

государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

10. До принятия решения об отнесении к категории умеренного или среднего риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска.

11. Проведение должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

В отношении объектов государственного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

12. Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечень объектов государственного надзора, который содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

д) указание на категорию риска объекта государственного надзора, дата принятия решения об отнесении к категории риска объекта государственного надзора;

е) сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска объекта государственного надзора.

13. Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии следующую информацию из перечня объектов государственного надзора в отношении объектов государственного надзора, которым присвоена категория среднего риска:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

д) указание на категорию риска объекта государственного надзора, дата принятия решения об отнесении к категории риска объекта государственного надзора.

14. Размещение информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

15. По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя, объектам государственного надзора которых присвоены категории риска, орган государственного надзора в установленном Правилами отнесения к категории риска порядке предоставляет им информацию о присвоенной их объектам государственного надзора категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска их объектов государственного надзора.

16. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, объектам государственного надзора которых присвоены категории риска, вправе подать в установленном Правилами отнесения к категории риска порядке в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявление об изменении присвоенной ранее их объектам государственного надзора категории риска при отсутствии в течение последних 3 лет с даты принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска нарушений, предусмотренных пунктом 5 приложения к настоящему Положению.

17. Как основание для проведения внеплановых проверок органами государственного надзора используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

18. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».

19. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.

2. К категории среднего риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выращиванию семенного и посадочного материала, осуществляемая не в карантинной фитосанитарной зоне (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по хранению зерна (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа).

3. К категории умеренного риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность организаций, осуществляющих лабораторные исследования в области карантина растений (при наличии факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа).

4. К категории низкого риска относятся:

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа (в отсутствие факторов, указанных в пункте 5 настоящего документа);

деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 2 и 3 настоящего документа.

5. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), предусмотренные пунктом 4 настоящего документа и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска (пункт 2 настоящего документа) или умеренного риска (пункт 3 настоящего документа) при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориальным органом или судом по инициативе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа за совершение административных правонарушений, связанных с:

а) нарушением правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) нарушением порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) нарушением правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) невыполнением в срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в области карантина растений, вынесенного должностным лицом органа государственного надзора, его территориального органа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) непринятием по представлению должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении в области карантина растений, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *