Фискарс манипулятор что это
Два в одном
Сегодня в мире техники бум на грузовые машины с краноманипуляторными установками (КМУ). Водители говорят, что лучше грузовика может быть лишь оный с КМУ. Каждая пятая большегрузная машина в Европе, согласно западным статистическим данным, оборудована краноманипуляторной установкой. Что же представляет собой этот образец почти технического чуда современной эпохи?
Кран-манипулятор, или гидроманипулятор (второе название агрегата), — аналог, говоря понятным языком, человеческой руки, или устройство, имитирующее различные функции человеческой руки, этого орудия орудий. КМУ — техническое устройство, представляющее собой погрузочно-разгрузочное оборудование, служащее для управления в пространстве орудием и объектом труда. Как и человеческая рука, установка с манипулятором имеет много степеней свободы для движений при простом устройстве и большой силе.
Подобные манипуляторы предназначены в первую очередь для механизации разного типа погрузочно–разгрузочных работ. В этой связи данные устройства пользуются особой популярностью на лесозаготовках, и их там называют гидроманипуляторами. Отличие последних от КМУ в том, что гидроманипулятор — это особый грузоподъемный механизм, функционирующий с гидравлическими орудиями (захватами, грейферами и др.). Этот термин используют, как правило, когда речь заходит о лесовозах, сортиментовозах и иных специализированных агрегатах, где рабочее оборудование применяется в целях перевалки материалов. Чем же подобные манипуляторы так привлекательны?
Обладая высокой маневренностью, подвижностью и точностью движений, автомашина с гидроманипулятором значительно упрощает весь процесс разгрузочно-погрузочных работ, тем самым окончательно отправляя пылиться в архив истории столь грозное понятие, как «лесоповал». На любых лесозаготовительных работах требуются перекладывание, сортировка и перевозка леса, такого, например, как сортимент либо кругляк. Погрузчик древесины манипуляторного типа может самостоятельно производить все необходимые работы без привлечения автокрана либо стационарной подъемной установки.
Гидроманипуляторы появились на территории России примерно лет 30 назад из Скандинавии. Этот процесс многие знатоки связывают с развитием в РФ сортиментной технологии по лесозаготовке, при которой гидроманипуляторы становятся важным звеном во всей технологической цепочке. Первоначально наибольшее распространение в России получили финские гидроманипуляторы компании «FISKARS» (сейчас «LOGLIFT»). Они были столь популярны у нас, что название компании «Фискарс» стало уже нарицательным среди лесозаготовителей.
Из чего же, из чего же…
Главный исполнительный орган гидроманипулятора — стрела. Фактически вся манипуляторная установка — это и есть стрела. Росту своей популярности манипулятор во многом обязан конструкциям своих стрел. Именно этот механизм определяет возможности КМУ как с точки зрения ее грузоподъемности, так и определения окружности рабочей зоны.
По типу складывания стреловое оборудование агрегатов можно разделить на два класса: Z-образное и L-образное. Наименования обуславливаются внешним сходством механизмов, сложенных в транспортное положение, с соответствующими буквами латинского алфавита. Z-образная конструкция обычно свойственна моделям европейских изготовителей подобных устройств. Иногда ее именуют шарнирно-сочлененной либо «коленчатой», что позволяет агрегату складываться в несколько колен. В транспортном положении даyная конструкция укладывается поперек рамы транспортного средства. Преимуществом Z-образной стрелы считается компактность. В транспортном состоянии установка позволяет полностью использовать весь рабочий объем кузова автомобиля. За счет нескольких колен такой стрелы КМУ могут вести различные работы в труднодоступных местах. К некоторым недостаткам такой конструкции относят возможность возникновения чрезмерной перегрузки передней оси машины (при монтировании установки позади кабины грузовика), а также сложность погрузочно-разгрузочных операций непосредственно вблизи колонны крана, потому что для складывания или раскладывания требуется определенное пространство вокруг крана-манипулятора.
L-образный тип стрелового оборудования часто устанавливается на японские, южнокорейские и североамериканские краны. При монтаже такой стрелы на грузовик значительная часть агрегата в сложенном положении располагается над самой водительской кабиной либо кузовом (вдоль рамы). Обычно к преимуществам L-образной стрелы относят следующую специфику: масса манипулятора частично перераспределяется от передней на заднюю ось автомашины, при этом передняя опасно не перегружается; производительность работ при перемещениях грузов на больших вылетах стрелы выше, чем у конструкции Z-образного типа.
Недостатки L-образной стрелы: ограничения по размещению высоких грузов в кузове автомобиля; невозможность проводить работы через какие-то препятствия или преграды.
Шасси
Лесовоз, оснащенный гидроманипулятором, специалисты считают наиболее эффективным вариантом. Агрегат в зависимости от специфики конструкции устанавливается на автомашину позади кабины водителя либо на задний свес платформы. Эффективность функций остается неизменной всегда, независимо от того, где именно смонтирован манипулятор. Единственный нюанс лишь в том, что в случае размещения крана на заднем свесе грузовик в дальнейшем невозможно оснастить дополнительно специальным прицепом-роспуском. Во всем остальном лесовозы с гидроманипуляторами фактически не отличаются между собой по функциональным возможностям.
В России наиболее распространенными считаются лесовозные автомобили на шасси КамАЗ моделей 5-320, 43-118, 65-115 и др.
Особенности данных грузовиков:
Сегодня любой гидроманипулятор на автомобиле может оснащаться современными спутниковыми системами. Подобное оборудование помогает выявить и определить местонахождение транспортного средства и с точностью до минут рассчитать время прибытия груза до пункта назначения.
Обслуживание
Эффективность эксплуатации любой лесозаготовительной техники обеспечивается своевременным проведением ее диагностики с помощью новейшего оборудования. В случае если диагностика указывает на какие-либо неисправности, ремонт манипулятора нужно выполнять максимально оперативно. Так поступил, например, предприниматель из г. Березовский Свердловской области Владимир Крюков : «Ремонтировал согнутую секцию стрелы крана UNIC трехсотой серии. Загнул стреловое оборудование по своей вине при перегрузе. Ремонтировали пару недель. Взяли 30 тысяч рублей. Стрела теперь как новая, дали ей «пожизненную» гарантию. Очень доволен».
Да, краны-манипуляторы — действительно неприхотливые технические устройства, которыми оборудовано значительное большинство современных лесовозов в России. Но даже в условиях обычного умеренного климата, не говоря уже о Сибири, они могут подвергаться воздействию существенных перепадов температуры и своему естественному износу, не исключаются и ошибки, связанные с человеческим фактором. Правильное и, главное, своевременное обслуживание в течение всего срока эксплуатации краноманипуляторной установки позволит серьезно продлить время службы и поддержать работоспособность агрегатов на должном уровне.
Для того чтобы управлять гидроманипулятором на автомобиле, водитель должен обладать высокой квалификацией и немалым опытом работы на машинах. Сегодня профессия крановщика-манипулятора престижна, и многие хотят овладеть ею. Вести управление мощной многотонной техникой, которая легко поднимает большие грузы и переносит их словно пушинку, — занятие, конечно же, истинно мужское. Однако прежде чем взяться за руль спецавтомобиля, надо внимательно изучить виды гидроманипуляторов, их устройство, специфику дополнительного оборудования, но главное — правила их безопасной эксплуатации. Очень важно не только знать в теории отличия, но и уметь на практике применять эти знания для работы с различными агрегатами. Научиться всем азам управления гидроманипуляторами можно как в специальных учебных заведениях, так и посещая краткосрочные курсы.
Бизнес, основанный на эксплуатации таких устройств, с каждым годом все больше набирает обороты. Еще сравнительно недавно такого типа работы выполнялись с помощью стационарных кранов либо автокранов, а также различных лебедок. При этом для выгрузки или загрузки лесовоза подготовленной древесиной нужен был сам автомобиль и кроме того — подъемные краны как на месте погрузки, так и в пункте доставки. Сегодня ситуация значительно изменилась.
Автомобиль с КМУ выполняет функции сразу двух машин — подъемного крана и самого транспортного средства. Такие механизмы уже используются не только в лесозаготовительной отрасли, но и на самых различных работах. Они заняты подъемом и перемещением разнообразных грузов — как одиночных, так и в контейнерах, на поддонах и пакетах, мелкокусковых и длинномеров и других.
Совмещение транспортного средства и манипулятора в одной технической единице позволяет на этих операциях серьезно сэкономить время, рабочую силу и финансовые средства. Это машина, так сказать, два в одном. Считай, фактически вдвое экономится время и рабочая сила, вдвое повышается доход. Вот что представляет собой лесной гидроманипулятор на грузовом автомобиле — действительно почти техническое чудо. Человек 21-го века настолько уже привык к чудесам, что часто на подобные явления смотрит уже совершенно буднично…
Игроки рынка
Каждый известный производитель КМУ уделяет конструкции стрел, применяемых в своих установках, весьма большое внимание, старается по возможности максимально оптимизировать все устройства, внести определенные изменения, отличающие конструкцию его механизмов от схем конкурентов на рынке. Свои последние разработки известные краностроители почти сразу патентуют. Удачная конструкция стрелового оборудования может оказать серьезное влияние на популярность бренда, а неудачная, естественно, перечеркнет все прежде достигнутые успехи.
Велмаш
Среди гидроманипуляторов российского производства можно выделить продукцию Великолукской машиностроительной компании «Велмаш». Основным предназначением манипуляторов предприятия является захват и перемещение грузов с помощью специализированного грузозахватного приспособления. Агрегаты «Велмаша» серии ОМТЛ имеют современную Z-образную конструкцию стрелы, компактно складываются в транспортном положении на раме машины, имеют небольшую массу и монтируются фактически на любые грузовые автомобили отечественного производства. Масса установки, как правило, не превышает 15-20% полезной грузоподъемности базового транспортного средства, что обеспечивает эффективное применение автомобиля по своему прямому назначению — для транспортирования грузов.
Механизм конструкции надежен, а главное — достаточно удобен в применении. Для решения задач, которые связаны с лесозаготовками, такие агрегаты подходят просто прекрасно и действительно незаменимы. Гидроманипуляторы ОМТЛ сконструированы для нелегких условий работ Сибири и Дальнего Востока. Они отличаются в эксплуатации высокой грузоподъемностью и неприхотливостью. В целях увеличения долговечности работы манипуляторов вся гидравлика комплектуется деталями и элементами ведущих европейских производителей, а металлоконструкции собраны из высококачественной стали. Гидравлический манипулятор модели ОМТЛ-70-01 предназначен для работ с грузами относительно большого веса. Такая повышенная грузоподъемность дает возможность использовать агрегат как при работах с различным сортаментом, так и с цельными деревьями либо хлыстами. У этой установки есть еще и специфическое преимущество в сравнении с манипуляторами продольного типа складывания: развесовка грузового автомобиля оптимальна и открыт свободный доступ к двигательному отсеку бескапотных машин семейств КамАЗ и МАЗ в целях проведения ремонтных работ.
Управление КМУ в зависимости от желаний заказчика может осуществляться как с колонны, так и с земли пультом, причем такое управление дублировано: оператор может стать с удобной стороны борта. В настоящий период все больший спрос начинает приобретать дистанционное управление, повышение стоимости от использования которого несущественно. Гидроманипулятор с индексом ОМТЛ-70-01 может устанавливаться либо за кабиной, либо на заднем отсеке грузовой платформы транспортных средств КамАЗ, МАЗ, Урал, также используется и в составе спецмашин.
В качестве своей миссии «Велмаш» планирует обеспечить отечественный и международный рынки надежными грузоподъемными гидравлическими механизмами. При этом компания старается сохранить для всей своей линейки КМУ наилучшее соотношение в плане цены и качества. А это является определенным преимуществом на рынке краноманипуляторных установок.
HIAB
Шведская HIAB по праву считается одним из лидеров в мире по выпуску гидроманипуляторов, предлагая множество модификаций. Подъемный момент устройств HIAB находится в диапазоне примерно от 1 до 80 т/м, вылет же стрелового оборудования — от 2 до 27 м. Агрегаты компании рассчитаны на функционирование при весьма низкой температуре окружающей среды. Подобные изделия HIAB могут оснащаться дополнительными устройствами, таким как, например, лебедка, палетные вилы, спецзахват, двухчелюстной ковш и др.
Лесные манипуляторы компании применяются в начале промышленной цепочки при обработке леса. Линейка продукции включает автомобильные КМУ для загрузки древесины и хлыстов, механизмы для форвардеров и харвестеров. Помимо этого манипуляторы предприятия применяются для переработки и сбора различных отходов либо могут быть установлены в стационарном положении на лесопромышленных предприятиях.
«Наша компания «Вольво Восток», которая считается поставщиком высококачественной продукции для лесозаготовок и строительства, — давний партнер Cargotec. Агрегаты шведского производства отлично подходят для наших условий. У крана HIAB с индексом Loglift F82ST вылет стрелы составляет 9,6 м. Данная установка с грузоподъемностью в 760 кг на таком вылете считается одной из лучших КМУ для лесозаготовок из поставляемых на рынке», — говорит менеджер по продажам манипуляторов HIAB Александр Азаревич.
Гидроманипуляторы компании HIAB известны не только своей прогрессивной технологией и безопасностью, но и небольшой массой и весьма высокой производительностью. Они успешно работают в самых экстремальных условиях. Спрос на продукцию компании на рынках КМУ растет из года в год.
UNIC
Гидроманипуляторы производства японской компании «FURUKAWA UNIC CORPORATION» широко известны в мире под отличным брендом «UNIC». Оборудование UNIC — это гидравлические механизмы с полноповоротной телескопической стрелой, имеющие тросовую подвеску. В отличие от агрегата без тросовой подвески на грузозахватном органе установка UNIC имеет следующие преимущества:
Простота элементов конструкции японских крановых устройств действительно поражает. Это позволяет не только увеличить сроки эксплуатации агрегатов, но и снизить их цену на рынке до приемлемых конкурентоспособных значений. Помимо того благодаря подобному упрощению значительно сокращается время, затрачиваемое на регулярное техническое обслуживание.
Компания UNIC изготовливает самые различные модификации лесозаготовительной техники. На российском рынке гидроманипуляторы серии UR-V представлены очень широко и довольно популярны. Установки средней и малой грузоподъемности могут работать с различными грузами массой до шести тонн. Длина вылета стрелы в модификациях этой серии — примерно от 4 до 9 метров. Модели кранов Unic без проблем могут быть смонтированы на любые грузовые автомашины, независимо от страны-производителя. Действительно, это по-настоящему уникальное явление в сфере применения автомобильных вспомогательных агрегатов. При этом грузоподъемность и длина кузова машины фактически не играют никакой роли.
Гидроманипуляторы японской компании обладают высоким качеством, обычно присущим любым разновидностям оборудования и техники, производимой в этой стране. При изготовлении кранов в Японии используются лишь высококачественные детали и материалы, позволяющие агрегатам производительно работать по 15 и более лет.
При выборе гидроманипуляторов для своих нужд каждому пользователю нужно быть очень внимательным. От того, какой именно тип агрегата вы выберете, в значительной степени зависят скорость и эффективность выполняемых работ. Безусловно, в первую очередь надо обратить внимание на такой важный параметр, как выносливость, другими словами — способность переносить достаточно высокие нагрузки. Кроме того, также необходимо учитывать, какой максимальный вес груза может поднять данный кран и какой он имеет вылет стрелы. Желательно выбирать такие модификации, на которых установлены различные дополнительные навесные механизмы. Понятно, что чем дольше предприятие занимается производством подобного оборудования, тем больше вероятность купить у него надежный и качественный гидроманипулятор, способный проработать в продолжении максимально долгого времени.
Оснащенный манипулятором лесовоз и его различные модели
В современной лесной промышленности достаточно популярным видом спецтехники является лесовоз с манипулятором, позволяющий осуществлять транспортировку добытого леса на пункт его переработки. Данный тип машины представляет собой грузовой автомобиль, на котором вместо кузова установлена металлическая рама. Ее форма сконструирована именно для перевозки бревен.
Помимо рамы, на шасси смонтирована крано-манипуляторная установка, позволяющая осуществлять погрузку леса непосредственно на месте его добычи и выгрузку — в конечном пункте. Также ремонт лесовоза может включать в себя оснащение сцепным устройством, позволяющим перевозить бревна больших габаритов посредством специального прицепа-роспуска.
Устройство, принцип работы и характеристики
Лесовоз с гидроманипулятором характеризуется простотой управления, его параметры по большей части совпадают с техническими характеристиками базового автомобиля. В роли специального навесного оборудования выступают крано-манипуляторная установка и рамный роспуск специальной конструкции, позволяющей выполнять укладку лесоматериалов для транспортировки. Лесовозы получили широкое применение в процессе перевозки древесины в лесном и сельском хозяйстве.
Важнейшей особенностью спецтехники является возможность выполнения транспортных операций без привлечения стороннего оборудования, такого как погрузчик.
Грузовик оснащен собственным манипулятором, позволяющим самостоятельно выполнять погрузку и выгрузку леса. Лесовоз работает по достаточно простому принципу: грузовой автомобиль подъезжает к точке добычи леса, где лесоматериалы при помощи КМУ погружаются на борт.
При этом необходимо выдвинуть специальные гидроопоры манипуляторной установки, которая и осуществляет собственными силами погрузку бревен, имеющих предусмотренную длину.
Наиболее популярными марками лесовозов с КМУ на сегодняшний день являются:
Эти автомобили обладают схожей компоновкой рабочих агрегатов, но различаются в плане технических показателей. Общая конструкция лесовоза является примерно одинаковой вне зависимости от марки автомашины, что существенно упрощает возможный ремонт. При этом на грузовики тех или иных модификаций возможна установка полноценного кузова для перевозки массива древесины или использование прицепа-роспуска.
Эксплуатация лесовозных автомобилей с КМУ возможна в самых различных условиях, включая погодные, вид и состояние дорожного покрытие и т.д. Транспортные средства имеют полный привод и подвеску усиленного типа, имеющую увеличенный клиренс, обеспечивающий хорошую скорость движения даже по бездорожью и ухабам.
Все автомобили оснащаются пневматическими тормозами. Работа спецтехники возможна при температурах от —45 до +55°С. Подготовка машины для отрицательных температур выполняется своими руками посредством предварительного разогрева или заливки разбавленного топлива.
Технические параметры лесовозной техники с КМУ.
Аспекты | Характеристики |
Базовая марка авто. | КамАЗ, МАЗ или Урал. |
Дизельная силовая установка ЯМЗ. | Объемом от 11,7 до 14 л и мощностью от 210 до 300 лошадиных сил. |
Основная трансмиссия. | МКПП, имеющая от 5 до 8 скоростей. |
Подвеска. | Жесткая зависимая рессорного типа. |
Предельная скорость. | КамАЗ — 95 км/ч, МАЗ — 90 км/ч, Урал — 70 км/ч. |
Емкость топливного бака. | 200–350 л. |
Максимальная грузоподъемность. | КамАЗ — 10 т, МАЗ — 8 т, Урал — 15 т. |
Максимальная длина бревна. | 10 м при использовании прицепа-роспуска; |
Полная масса. | КамАЗ — 14,09 т, МАЗ — 16,7 т, Урал — 17,3 т. |
Обслуживание спецтехники может предусматривать оснащение автомобилей более мощным освещением. Для передвижения в особо сложных условиях машины могут оборудоваться широкими внедорожными покрышками, а также специальными механическими лебедками.
Варианты оснащения
Отечественный гидроманипулятор для леса обычно компонуется в одном из двух вариантов: длинный кузов или использование прицепного роспуска. Это актуально для всех аналогичных машин отечественного производства. Конкретная комплектация выбирается в индивидуальном порядке в зависимости от условий работы и габаритов перевозимой древесины. Так, перевозку длинных бревен лучше осуществлять с помощью удлиненного роспуска, а более короткий лес предпочтительнее грузить в стационарный кузов, оснащенный специальной рамой.
При этом перегружатель леса какой-либо зарубежной марки, такой как Скания, существенно уступает в плане возможностей оснащения отечественным автомобилям. Это связано с тем, что сервис и ремонт отечественных лесовозов не подразумевают использования достаточно дорогой сцепной системы, позволяя использовать прицепы от других распространенных грузовиков. Лесовозная техника обычно комплектуется на базе одного из трех шасси: КамАЗ, Урал и МАЗ.
Лесовоз с КМУ на базе КамАЗ является достаточно успешным вариантом, чаще всего предусматривающим полноприводное транспортное средство с тремя ведущими мостами и внедорожной резиной. Данная разновидность лесовозной техники характеризуется грузоподъемностью около 15 т, перевозка леса осуществляется на основной раме грузовика. Мощность силовой установки — 210 л. с. для обычных моделей и 300 л. с. — в случае современного турбодвигателя.
Лесовозные автомобили с манипулятором на шасси Урала представляют собой наиболее популярный вариант спецтехники, применяемый на большинстве промышленных предприятий. Основная комплектация предусматривает оснащение автомобиля полноценной рамой для транспортировки коротких и средних бревен и сцепным устройством, позволяющим использовать прицеп-роспуск, не выполняя дополнительный ремонт и переделку машины. Урал обладает большим, чем в случае КамАЗа дорожным просветом, обеспечивающим повышенную проходимость, а также характеризуется большей грузоподъемностью. Спецтехника способна транспортировать грузы весом до 18 тонн в условиях пересеченной местности.
Использование грузовых автомобилей МАЗ в качестве лесовозов с КМУ встречается значительно реже, поскольку данная марка авто уступает в плане технических характеристик и проходимости.
Лесовозы на базе МАЗ в большинстве модификаций оснащаются типовой платформой для погрузки и транспортировки бревен малой и средней длины без участия роспуска. Тем не менее, некоторые заводские модели МАЗ предусматривают использование такого прицепа, существенно расширяющего возможности лесовозной техники.