Фискальный сбор что это

Классификация налогов: основные виды фискальных платежей

Действующая налоговая система, виды налогов и их классификация, предусматривает градацию фискального обременения по главным признакам. Определим структуру основных видов налогов в РФ, приведем конкретные примеры для каждой группы фискальных обязательств.

По уровню законодательной власти

Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.

Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.

По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ:

Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.

Классификация по объекту обложения

В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.

Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.

Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.

По статусу налогоплательщика

Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом:

Классификация по различным признакам

Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.

Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:

Описание критерия классификации налогов с примерами

По предмету обложения

Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ.

Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог.

По методам исчисления

Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто).

НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе).

Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы).

ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения).

По бухгалтерскому источнику уплаты

С заработной платы

НДФЛ, страховые взносы.

Относимые на финансовый результат

На имущество организаций.

Относимые на себестоимость готовой продукции

Транспортный, страховые взносы, НДФЛ.

Исчисленные с валовой прибыли

На прибыль организаций.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

Элементами налога являются:

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

Налог и сбор: между ними много общего

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Источник

Фискальный – это то, что служит интересам казны

Фиск – fiscus, переводится буквально как «корзина». Так называлась личная казна императора Рима. Фиск стал единым финансовым центром, куда собирались все виды доходов и сборов со всей Римской империи.

Фискальный сбор что это

В России при Петре I учредили службу фискалов-чиновников, служащих интересам казны. В их обязанности входило следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов. Таким образом, фискальный – это то, что принадлежит фиску, служит интересам казны.

Особенность налогообложения

Основным источником дохода государственной казны являются налоги и сборы, которые выполняют следующие функции:

Фискальный сбор что это

Фискальный сбор

Сбор фискальный – это полностью контролируемый Налоговым кодексом сбор, независимо от уровня и формы наложения обязательств. Перечень сборов един для всех. В нём предусмотрены ставки фискального бремени. Такой тип политики называется закрытым.

Сбор фискальный – это многосложный инструмент экономики, который за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Это связано с приспособлением налоговой политики к современным условиям рынка.

Налоги в зависимости от уровня установления

Основным условием, разграничивающим обязательства перед казной, является различный уровень установления.

Ясно и точно значение слова «фискальный сбор» раскрывает следующее определение: это слаженный механизм, служащий интересам казны, направленный на создание денежных фондов с целью стабилизации экономики.

Источник

Что такое «фискальный сбор» и как с ним бороться

А.В. Киц, главный юрист Финансово-промышленной группы экономического развития.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ (в составе Председателя М.В. Баглая и 16 судей), сформулированная в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, по поводу Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», вызвала большой общественный резонанс.

Кратко о сути проблемы. До середины прошлого года экологические платежи взимались на основании Постановления Правительства N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия». Следует заметить, что все эти платежи являются авансовыми и ежеквартальными. 28 марта 2002 г. Верховный Суд признал это Постановление недействующим и не подлежащим применению. Кассационная коллегия Верховного Суда 4 июня 2002 г. оставила это решение в силе. 23 июля 2002 г. Министерство по налогам и сборам издало письмо с разъяснениями, что налог платить не нужно. 10 декабря 2002 г. Конституционный Суд признал, что Постановление N 632 Конституции не противоречит и потому подлежит применению. 23 января 2003 г. Верховный Суд отменил собственное решение от 4 июня 2002 г., а 12 февраля 2003 г. вновь признал Постановление N 632 не подлежащим применению, пересмотрев дело по вновь открывшимся обстоятельствам (к каковым приравнено Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г.).

Началась эта запутанная история с того, что решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. по заявлению ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 признано противоречащим федеральному закону.

В Определении КС РФ N 284-О от 10 декабря 2002 г. говорится, что Постановление Правительства от 28 августа 1992 г. N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. Эта оговорка соответствует выводу о том, что Правительство имеет полномочия устанавливать такие платежи своими постановлениями, невзирая на федеральные законы и Государственную Думу, хотя установление федеральных налогов и сборов относится к компетенции только законодательной, а не исполнительной власти. Понятно, что такая трактовка вызывает определенные сомнения. Поэтому высший судебный орган страны по гражданским и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, принял по этому вопросу решение. К сожалению, его объективное мнение было оспорено, и теперь возникают сомнения в профессионализме судей высших судебных органов страны.

Ведь нельзя же так пользоваться законодательством, чтобы получался противоположный по смыслу результат! Как в этих условиях трудиться предпринимателям и соблюдать законодательство, в котором не могут разобраться даже специалисты высочайшей квалификации? Предприниматели как законопослушные граждане выполнили решение Верховного Суда РФ, а теперь им объявляют, что решение было неправильным. Как в этом случае следует планировать свой бизнес, и стоит ли руководителям наказывать своих юристов и экономистов за понесенные потери? На кого списывать издержки?

В своем первом решении Верховный Суд исходил из того, что плата за загрязнение окружающей среды обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ. Кроме того, она формирует доходную часть федерального бюджета в виде группы налоговых доходов, включена в перечень федеральных налогов и сборов в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 год». С такими аргументами невозможно не согласиться. Между тем все существенные элементы этого налогового платежа установлены не федеральным законом, а Постановлением Правительства N 632 в котором определены: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления платежа, налоговый период, налоговые ставки, сроки уплаты, налоговые льготы. Суд также установил, что Постановление Правительства N 632 противоречит Закону «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ от 10 января 2002 г., где в п. 1 ст. 16 говорится, что форма платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливается федеральным законом. Изложенное однозначно подтверждает, что плата за загрязнение окружающей среды является федеральным налогом, а значит, установлена с нарушением действующего порядка. К слову сказать, представители Правительства РФ признали в письменном отзыве на заявление, в объяснениях, в кассационной жалобе, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам.

Основной смысл позиции Конституционного Суда РФ изложен в п. 4 абз. 5 Определения от 10 декабря 2002 г., где о плате за загрязнение окружающей среды дословно сказано как об источнике поступлений в федеральный бюджет. «Поэтому признание данного Постановления Правительства РФ противоречащим федеральному закону и недействующим означало бы одновременно и отмену соответствующего платежа, который предусмотрен действующими законодательными нормами, что недопустимо».

Неофициально, а также в некоторых нормативно-правовых актах, этот термин применяется уполномоченными органами, ведомствами, чиновниками, законодателями, журналистами, но в другом юридическом значении.

Например:

Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 июня 2000 г. N 15-08/29050.

Вопрос: Являются ли иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?

В соответствии с Законом г. Москвы от 16 марта 1994 г. N 7-27 «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц», вышеуказанные сбор и налоги по своему экономическому содержанию не регулируют подоходное налогообложение, а представляют собой целевые фискальные сборы.

В научно-популярной литературе и в публикациях средств массовой информации термин «фискальный сбор» употребляется нередко, но как собирательное понятие, объединяющее и налоги, и сборы, и обязательные платежи, и не несущее при этом конкретной правовой нагрузки.

Как видим, значение термина «фискальный сбор» имеет совершенно иной характер и смысл, чем предложено в интерпретации Конституционного Суда. Тем не менее этот сбор обладает признаками налога, и ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, не установленные или установленные в ином порядке, чем это определено налоговым законодательством.

В этой части данное Определение Суда не согласуется с положением ст. 16 («Плата за негативное воздействие на окружающую среду») Закона об охране окружающей среды. В п. 1 ст. 16 говорится о том, что форма платы определяется федеральными законами. Под формой платы понимается: налог, сбор, пошлина или платеж. Федеральным законом форма данной платы не установлена, видимо, законодатель посчитал, что это будет обозначено в налоговом законодательстве. Но в Налоговом кодексе РФ такие платежи не определены, а в ст. 13 («Экологический налог») Кодекса законодатели забыли определить не только плательщиков налога, но и его элементы, следовательно, он еще не введен в действие. Таким образом, в порядке, определенном ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», форма платы за загрязнение не установлена!

В соответствии со ст. 5 этого Закона федеральные органы государственной власти (Правительство РФ) обязаны разработать порядок определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Этот порядок Правительством своевременно не был разработан, отсюда и возникли все юридические проблемы.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим, в каком порядке готовились нормативно-правовые акты по данному вопросу, оценим их юридическую силу и обоснованность применения.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 было опубликовано в «Российской газете» (N 205, от 16 сентября 1992 г.) и в Собрании актов Президента и Правительства РФ (1992, N 10, ст. 726). Постановлением ответственным министерствам было поручено утвердить базовые нормативы платы за выбросы и коэффициенты. В Инструктивно-методических указаниях, зарегистрированных в Минюсте 24 марта 1993 г., говорится о коэффициентах индексации платы в связи с изменением уровня цен. Далее мы наблюдаем полное пренебрежение юридическими правилами со стороны чиновников в части обязательной официальной публикации и регистрации. К чему это привело, мы наблюдаем сейчас, и проблемы будут продолжаться. Рассмотрим соответствующие нормативные акты.

Следовательно, предусматривающим юридические обязательства (которые тоже могут быть оспорены, потому что в Минюсте регистрации нет) в данном случае является письмо N 01-14/24-318, которым вводятся базовые нормативы и индексация с 1 января 1999 г. в 62 раза. Они остаются действующими до сегодняшнего дня. Серьезно нарушен порядок опубликования и регистрации писем, и их юридическая сила также подвергается сомнению. Лишь частично выполнены предусмотренные законодательством процедуры, при которых документы имеют силу. Каждое из этих писем является отдельным юридическим документом (они не связаны между собой). Индексация платы за загрязнение окружающей природной среды с 1993 г. до 1996 г. включительно, а затем и с 1 января 2001 г. (в 94 раза) была осуществлена юридически необоснованно! Следовательно, платежи предприятий не были юридически обязательными, а штрафные санкции за их неуплату могут быть оспорены.

28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ решил, что Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 не подлежит применению, через 10 дней (8 апреля 2002 г.) решение суда вступило в законную силу, и до момента вынесения Определения Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О не было отменено. Следовательно, за период времени с 8 апреля 2002 г. до 10 декабря 2002 г. вообще не нужно было вносить эти платежи, выполняя решение Суда. МНС, в свою очередь, издало письмо с разъяснениями, что с 4 июня 2002 г. налог платить не нужно. В другом письме от 27 января 2003 г. МНС говорит о том, что письмо МНС от 23 июля 2002 г. «отменяется с момента его издания» и платить необходимо за весь период 2002 г.

Поражает вольность и безнаказанность, с которой чиновники позволяют себе менять свои правовые акты, нарушая установленный законом порядок, предъявляя при этом жесткие требования и грозя санкциями налогоплательщикам! По нашему мнению, необходимы юридические решения, не выходящие за рамки действующего законодательства. Что касается уже внесенных платежей, то, думается, уместно поставить вопрос или о возврате денежных средств, как «юридически неосновательно» (введем свой термин) изъятых у предприятий, или об их зачете. Признанный Конституционным Судом факт, что данный «фискальный платеж» не является налогом и сбором (налоговым платежом), в данном случае не позволит применить к предпринимателям довольно строгие налоговые и уголовные санкции за неуплату налогов. К слову сказать, сборами данных платежей, если они «не налоговые», должно заниматься отнюдь не МНС! Глава 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» не предусматривает ответственность за неуплату платежей за выбросы, сбросы и размещение отходов в пределах допустимых норм. Наказания в виде штрафов могут применяться только в соответствии с этим Кодексом.

Итак, проблема остается нерешенной, и, видимо, необходимо применять более справедливые и юридически обоснованные пути ее решения. В любом случае произвол не должен подменять Закон.

Источник

Тип налогового платежа

Тип налогового платежа

Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.

Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:

В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).

Классификация фискальных обязательств

Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:

Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».

Иные фискальные изъятия

Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:

Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *