Фискальный отдел что это
Фискальный – это то, что служит интересам казны
Фиск – fiscus, переводится буквально как «корзина». Так называлась личная казна императора Рима. Фиск стал единым финансовым центром, куда собирались все виды доходов и сборов со всей Римской империи.
В России при Петре I учредили службу фискалов-чиновников, служащих интересам казны. В их обязанности входило следить, не допускаются ли недобросовестные действия и злоупотребления при сборе налогов. Таким образом, фискальный – это то, что принадлежит фиску, служит интересам казны.
Особенность налогообложения
Основным источником дохода государственной казны являются налоги и сборы, которые выполняют следующие функции:
Фискальный сбор
Сбор фискальный – это полностью контролируемый Налоговым кодексом сбор, независимо от уровня и формы наложения обязательств. Перечень сборов един для всех. В нём предусмотрены ставки фискального бремени. Такой тип политики называется закрытым.
Сбор фискальный – это многосложный инструмент экономики, который за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Это связано с приспособлением налоговой политики к современным условиям рынка.
Налоги в зависимости от уровня установления
Основным условием, разграничивающим обязательства перед казной, является различный уровень установления.
Ясно и точно значение слова «фискальный сбор» раскрывает следующее определение: это слаженный механизм, служащий интересам казны, направленный на создание денежных фондов с целью стабилизации экономики.
Органы фискального контроля
«Право и экономика», 2011, N 3
Практически во всех странах имеются субъекты, которые стремятся снизить налоговую нагрузку путем искажения данных отчетности и неуплаты налогов (сборов), и нередко в деятельности налогоплательщиков возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей. Именно для этого существуют соответствующие органы, выполняющие фискальные функции, осуществляющие налоговый контроль.
Основным налоговым органом, осуществляющим налоговый контроль, является Федеральная налоговая служба, однако в соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Фискальная функция подразумевает сбор, получение денежных средств в пользу государства, в государственный бюджет [1]. Такими полномочиями наделены и другие государственные органы при осуществлении своей прямой деятельности в порядке взаимодействия. Рассмотрим такие органы подробнее.
Служба судебных приставов
Судебные приставы-исполнители обращают взыскание на имущество должника, которое состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.
Далее происходит реализация арестованного имущества должника.
Федеральное агентство связи
Организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в сфере оказания услуг связи (операторы связи) в сети связи общего пользования, обязаны производить отчисления в резерв универсального обслуживания (фонд универсального обслуживания).
Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания [3].
Средства этого резерва универсального обслуживания формируются и расходуются исключительно на цели, предусмотренные ст. 59 Закона о связи, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи, а именно Федеральным агентством связи, которое является главным распорядителем перечисленных операторами связи денежных средств [4].
Статьей 60 Закона о связи установлено, что базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (ред. от 4 мая 2010 г.).
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая процентная доля доходов.
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 29 июня 2010 г.).
Данный платеж не содержится в перечне налогов и сборов, однако поступает в доход федерального бюджета. В связи с этим Федеральное агентство связи, которое является федеральным органом исполнительной власти в области связи и осуществляет контроль обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, можно отнести к органам, осуществляющим фискальную функцию.
Ростехнадзор
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27 декабря 2009 г.).
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (ред. от 14 июня 2001 г., с изм. от 14 мая 2009 г.).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 27 июля 2010 г.).
Федеральная налоговая служба Российской Федерации и орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляют взаимодействие, по которому территориальные природоохранные органы:
осуществляют совместно с инспекциями контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации;
информируют инспекции о согласовании объемов платежей, зачисленных в счет освоенных предприятием средств на выполнение природоохранных мероприятий, после проведения установленных законодательством отчислений в федеральный бюджет и Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
сообщают инспекциям обо всех выявленных случаях представления предприятиями недостоверных сведений о фактических объемах сбросов, выбросов, размещении отходов загрязняющих веществ;
направляют в инспекции информацию о выявленных случаях нецелевого использования средств экологических фондов;
сообщают инспекциям о предприятиях и организациях, которым выданы свидетельства об отсутствии у них выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов вредного воздействия на окружающую среду;
оказывают в пределах своей компетенции содействие инспекциям по другим вопросам их деятельности.
Территориальные налоговые инспекции:
предоставляют территориальным природоохранным органам возможность пользоваться информацией (за исключением сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с действующим законодательством) о предприятиях, систематически нарушающих порядок внесения обязательных платежей за загрязнение окружающей среды;
осуществляют контроль за правильным и своевременным исчислением и поступлением платежей в экологические фонды, включая Федеральный экологический фонд Российской Федерации, консолидированных в бюджет, с привлечением в необходимых случаях территориальных природоохранных органов. При обнаружении фактов несвоевременного перечисления платежей в экологические фонды или их неуплаты сообщают об этом в органы охраны природы;
оказывают в пределах своей компетенции содействие органам Госкомэкологии России по другим вопросам их деятельности.
Приказ Госкомэкологии России от 4 февраля 1998 г. N 64, Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N АП-3-04/19 «Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов».
Контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации ведется налоговыми органами с территориальными природоохранными органами, а именно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Ростехнадзор наделен полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вопросами контроля правильности исчисления экологического платежа, полноты и своевременности его уплаты, возврата переплаты, ошибочно перечисленной суммы, начисления штрафов и пеней ведает Ростехнадзор [5].
Счетная палата
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 5 апреля 2010 г.).
Между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение, по которому Счетная палата РФ при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, требующих принятия по ним мер со стороны Федеральной налоговой службы в соответствии с ее полномочиями, направляет в Федеральную налоговую службу материалы по итогам контрольных мероприятий;
материалы по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, направляемые в Федеральную налоговую службу, должны содержать информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с оценкой выявленного ущерба, возражениях руководителей и (или) иных ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений по актам проверок;
при необходимости в Федеральную налоговую службу направляются копии документов по результатам контрольных мероприятий (отчетов, актов проверок с возражениями и замечаниями по ним руководителей и (или) других ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений, первичных документов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах);
сообщение о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может быть направлено без приложения отчета, если на момент направления сообщения контрольное мероприятие не было завершено, при этом требуется принятие безотлагательных мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
направленные Счетной палатой РФ материалы рассматриваются, и о принятом решении Федеральная налоговая служба уведомляет Счетную палату РФ не позднее месяца со дня их получения;
Письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. N ШС-6-12/420@ «О направлении Соглашения между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой».
Таким образом, организации, использующие средства федерального бюджета, подпадают под налоговый контроль и со стороны Счетной палаты, которая при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов направляет в Федеральную налоговую службу информацию, подтверждающую данный факт.
Кредитные организации
Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (ред. от 26 февраля 1996 г.).
Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. ЦБ РФ 20 декабря 2002 г. N 207-П) (ред. от 17 августа 2004 г., с изм. от 29 августа 2008 г.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23 июля 2010 г.).
Таким образом, кредитные организации не только осуществляют контроль за денежными средствами клиентов, но и содействуют органам, осуществляющим фискальные функции налогового контроля.
Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по ней. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России может запрашивать и получать нужную информацию у федеральных органов исполнительной власти, у юридических лиц.
Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет санкции в отношении нарушителей. Он может отозвать у кредитной организации лицензию на выполнение банковских операций [7].
Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности. Согласно статистическим данным количество действующих банков в России продолжает сокращаться [8].
Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 17 июля 2009 г.).
Иные органы и учреждения, способствующие налоговому контролю
Помимо вышеприведенных органов фискального контроля, за отдельными органами и организациями законодательно закреплены функции, связанные с фискальным контролем в налоговой деятельности. Например, в ст. 85 «Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц» НК РФ приведен перечень органов, учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны содействовать налоговому контролю, т.е. наделены определенными фискальными полномочиями. В качестве примера можно привести: органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности; адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти); органы опеки и попечительства и др.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что при большом количестве органов, осуществляющих фискальные функции налогового контроля, главным контролирующим органом в сфере налогов и сборов является Федеральная налоговая служба РФ.
Перечисленные органы, осуществляющие функции налогового контроля, для налогоплательщиков далеко не исчерпывающие. Многочисленные проверки контролирующих органов, безусловно, «кошмарят бизнес». Так, только на федеральном уровне в системе исполнительной власти действуют 28 различных органов, имеющих полномочия в сфере контроля и надзора. Каждый год они проводят более миллиона контрольных мероприятий, нередко дублируя друг друга и сталкиваясь на одной и той же «поляне» [10].
Что такое камеральная проверка
Как и что проверяет налоговая
Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.
Что такое камеральная проверка
Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.
Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.
Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.
Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.
ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.
Кто проводит проверку
Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.
Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
Как налоговая выбирает, кого проверять
Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.
Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.
Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:
Правила и порядок проведения
Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.
Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.
Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.
Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:
Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.
Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.
Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.
Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.