Фирсов плавать раньше чем ходить
Плавание грудничков по методике Фирсова
15.05.2001
Детская комната сайта Idea Software
http://www.idea.dp.ua/baby/
Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Как зародилось детское плавание?
Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием «Плавать раньше, чем ходить». Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно «что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.
Когда и как начинать занятия с малышом?
Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.
Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.
Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.
Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.
Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.
Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..
Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.
Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.
Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.
Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе’ ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.
Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: «Внимание, ныряем» или «Раз, два, три, ныряем!» И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.
На команду: «Внимание, ныряем» Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На «Внимание, ныряем» Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.
Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.
При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: «Что же это было?» Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.
В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.
С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.
Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.
Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без «русалочки» лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает «русалочка», из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова
Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.
Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо
Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.
Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:
«Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так». При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.
В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.
Плавать раньше, чем ходить
PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.
О значении плавания в грудном возрасте 4
Общие методические указания и практические рекомендации по обучению плаванию 20
Подготовительный период обучения плаванию 33
Обучение плаванию на спине 46
Дальнейшее совершенствование в плавании 58
Послесловие 70
Стало хорошо известной истиной то, что огромное значение для укрепления здоровья ребенка, правильного развития имеет не только соблюдение строгого режима питания, сна, бодрствования, но и приобщение с самого раннего возраста к физической культуре — закаливанию, занятиям гимнастикой, массажу. Излишне говорить о том, насколько важно окружить младенца надлежащими гигиеническими условиями, регулярно использовать водные процедуры и воздушные ванны, давать широкий простор для движений руками и ногами, головой и туловищем, помогать все эти движения выполнять правильно, обучать ползанию и первым самостоятельным шагам. Едва ли кто-нибудь может усомниться в том, что все это помогает растить детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными.
Самостоятельно ходить ребенок начинает в возрасте около года. Оказывается, значительно раньше — в 2 — 3-месячном возрасте — он способен научиться плавать. На первый взгляд это может показаться необычайным, фантастическим. Но стоит вникнуть в существо этого, и все покажется вполне естественным, доступным, целесообразным.
Это первая в нашей стране брошюра на данную тему, и, естественно, в ней могут быть те или иные недостатки, упущения. Автор с благодарностью примет отзывы читателей, их замечания и предложения. Направляйте их по адресу: 103006, Москва, К-9, Каляевская ул., 27, издательство «Физкультура и спорт».
Дальнейшее совершенствование в плавании
Если до 5-месячного возраста ребенок успешно закончил второй период обучения плаванию (т. е. научился самостоятельно держаться на воде в положении на спине в течение не менее 5 мин., с удовольствием проводит в воде, имеющей температуру 33°, до 40 мин.), то можно с уверенностью сказать, что он справится и с требованиями последующих периодов. Однако и здесь не следует торопиться и форсировать обучение. На каждый из оставшихся трех периодов нужно отводить не менее одного месяца. Это объясняется тем, что задачи и содержание каждого периода определены с учетом возрастных особенностей грудного ребенка. Например, задачи четвертого периода (плавание на груди) малыш сможет хорошо освоить не раньше 6-месячного возраста.
Главными задачами третьего периода являются: продолжение «термообработки» с постепенным снижением (на Г за 2 недели) температуры воды до 31 — 32°; совершенствование в плавании на спине до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно передвигаться по поверхности воды от одного конца ванны к другому; ныряние на всю глубину ванны; доставание со дна затопленных игрушек и извлечение их на поверхность воды; подготовка к плаванию на груди. Продолжительность каждого занятия этого периода постепенно увеличивается до 50 мин.
Совершенствование в плавании на спине осуществляется главным образом с помощью двух упражнений: скольжения по всей длине ванны и (если оно не приводит к желаемым результатам, т. е. к самостоятельным движениям руками и ногами) плавания с «чепчиком Русалки». В процессе последнего упражнения учитель помогает (руками) ребенку поочередно выполнять движения то руками, то ногами. Иногда ребенка можно заставить активно работать своими ногами, прибегая к следующему методическому приему: лежащему на спине малышу показывают зажженный электрофонарик или любимую игрушку, издающую определенный звук (например, мяукающего котенка, мычащего теленка). Когда ребенок обратит на игрушку внимание, ее начинают удалять от него. В «погоне» за этой «приманкой» ребенок может начать движения ногами.
Изучение ныряния на дно ванны осуществляется в такой последовательности:
— «Мельница» с погружением ребенка под воду на 7 — 8Лсек. 5 — 6 раз, с перерывами в 10 — 15 сек. после каждого погружения;
— «Спасание утопающего», когда на глазах ребенка учитель бросает в воду потопляемый вариант Бура-тино (или другой игрушки) и, придерживая за руку ученика, вместе с ним погружается под воду и там помогает ему найти, взять и извлечь на поверхность «утонувшую» игрушку. На поверхности ее надо незаметно заменить непотопляемым двойником;
— упражнение в «проволакивании»: взяв ребенка на руки (вторым способом поддержки, но находясь вне ванны), учитель вначале (несколько раз) быстро проволакивает его по поверхности воды (так, чтобы в воду погружалось лицо) головой вперед, затем делает то же под водой;
— упражнение в погружении под воду: во время самостоятельного плавания ребенка на спине учитель силой своей руки (нажимая на область таза) вначале слегка, а потом сильнее и глубже погружает его под воду, предоставляя ему самостоятельно выбраться на поверхность воды; после глубокого погружения показывает ему Буратино (или другую игрушку) и под водой дает ему в руки, с тем, чтобы малыш вместе с игрушкой вынырнул на поверхность;
— упражнение с шестом: учитель устанавливает посередине ванны вертикально шест и дает ребенку подержаться за него, помогая ему в этом. Такое вертикальное положение в воде является для ребенка новым и осваивается не сразу, а в течение нескольких занятий. После этого нужно спустить по шесту сверху вниз (на дно) потопляемого Буратино. Вслед за ним, слегка надавливая на плечо ребенка, отправить и его под воду за любимой игрушкой. Надо помочь ему найти под водой и взять Буратино и с ним вынырнуть на поверхность воды.
При выполнении всех перечисленных выше упражнений следует руководствоваться двумя важными правилами: первое — за один раз ребенок не должен находиться под водой больше 8 сек., а в целом за один урок его «подводное пребывание» нужно ограничить в первой половине периода 2 мин., во второй — 3 мин.; второе правило — каждое упражнение с нырянием выполняется не более 2 мин., после чего 6 мин. отводится на упражнения без погружений в воду, например совершенствование в плавании на спине по поверхности воды. Такие серии по 8 мин. могут повторяться за одно занятие 3 — 4 раза.
Подготовка к плаванию на груди и в других положениях строится в таком порядке:
Ползание по дну ванны, слегка заполненной водой
— ползание ребенка по дну ванны, слегка наполненной водой (см. фото);
— то же в ванне с большим количеством воды;
— передвижение (руками учителя) по дну ванны игрушки Буратино (или зажженного электрофонарика) с целью побудить малыша следовать за ним под водой в положении на груди или на боку;
— плавание в положении на груди по поверхности воды с помощью учителя, поддерживающего ребенка одной рукой под грудь. Если малыш плохо удерживается на поверхности воды, то поддерживать можно еще и другой рукой учителя — ладонью под бедра.
В тех случаях, когда ребенок начинает капризничать и ему не нравится лежать на воде в положении на груди, можно использовать более упрощенный и легкий способ: учитель входит в воду и занимает в ванне такое же положение, как при поддержке четвертым способом (см. стр. 36). Ребенок находится на вытянутых руках учителя, при этом предплечья учителя поддерживают грудь и голову малыша, а пальцы и ладони обхватывают верхнюю половину бедер. Все тело ученика погружено под воду, голова приподнята так, чтобы в воде оказался только подбородок. При данном положении учитель может все время смотреть в лицо ребенку, подбадривая его своим взглядом, улыбкой, ласковыми словами. Когда малыш освоится с новым для себя-положением, можно применить боковые покачивания, продвижения его вперед и назад по поверхности воды. За счет легких усилий своими кистями учитель помогает ему выполнять движения ногами, т. е. повторяет упражнения, которые рекомендовалось выполнять в таком же положении на начальном этапе обучения плаванию на спине. Поддержка может быть усложнена тем, что учитель будет держать ребенка только за плечи: большими пальцами сверху (со стороны спины), остальными — снизу (со стороны ключиц). При таком положении подбородок ребенка будет находиться на предплечьях учителя.
Еще раз напоминаем, что оба эти упражнения — вынужденные, внеплановые и применяются только в трудных случаях (да и то недолго — на протяжении 2—3 занятий) с целью приучить ребенка к положению на груди. В решении этой задачи могут принести пользу легкие надувные изделия — «ожерелье Русалки»,
«крылья летучей рыбки» и др. (см. стр. 48), прикрепляемые к верхней части спины или к плечам малыша или закрепляемые вокруг шеи. Но они должны заполняться воздухом лишь слегка, чтобы тело ребенка не всплывало над водой (кроме лица). Надувные приспособления применяются временно, не более чем на трех-четы-рех занятиях, чтобы у малыша не успела выработаться привычка к поддержке с помощью игрушки, от чего затем будет очень трудно отвыкнуть.
Таким образом, основанием для перехода ребенка к занятиям четвертого периода обучения является выполнение им следующих «переходных нормативов*:
1) достаточная степень выносливости и закаленности для стойкого и безболезненного выполнения ежедневных 50-минутных занятий в воде, подогретой до 31 — 32°; 2) умение самостоятельно держаться на воде, плавая на спине не менее 15 мин.; 3) умение нырять, плавать под водой в течение 8 сек. и доставать со дна ванны затопленные игрушки; 4) способность находиться на поверхности воды в положении на груди с помощью поддержки руками учителя, стоящего вне ванны. При невыполнении одного из перечисленных выше «переходных нормативов» занятия следует продолжать по плану третьего периода, но с акцентом на те упражнения, которые помогут освоить необходимый материал.
Учитывается также прибавление веса ребенка. Отставание веса от средних для грудных детей данного возраста показателей потребует сокращения продолжительности каждого занятия. Тогда общая продолжительность занятий в третьем периоде может затянуться до 2 и более месяцев. Это не должно огорчать и тем более пугать, так как впереди еще есть достаточно времени для решения всех задач обучения плаванию.
Главная задача четвертого периода — обучение ребенка самостоятельному плаванию на груди. Попутно могут решаться и другие задачи: дальнейшее повышение выносливости ребенка (например, постепенное уве-
«Проводка» с помощью учителя
личение продолжительности самостоятельного беспрерывного плавания до 20, 25, 30, 35, 40 и 45 мин., отводя для таких «заплывов на выносливость» не более
4 — 5 занятий в месяц), совершенствование в плавании на спине и в нырянии. Продолжительность каждого занятия доводится в этом периоде до 55 мин., температура воды остается прежней (не ниже 31 — 32°).
Как решать главную задачу четвертого периода? Плавание на груди изучается в той же последовательности, что и плавание на спине. На упражнения в плавании на груди выделяется на каждом занятии 25 — 30 мин. Применяются следующие упражнения:
1) поддержка двумя руками учителя (одной под подбородок ребенка, другой под область живота);
2) поддержка (когда малыш освоит правильное положение головы) одной рукой под область живота;
3) «проволакивание» («проводка») из одного конца
ванны к другому с поддержкой ребенка двумя (см. фото) и одной рукой;
4) скольжение (от толчка учителя) головой вперед по поверхности воды в одну и другую сторону ванны;
5) при поддержке учителем под подбородок ребенка (или при плавании с «ожерельем Русалки») выполнение движений ногами и руками малыша;
6) окунание ребенка, находящегося в положении на груди, под воду (до глубины дна), предоставляя ему самому выбраться на ее поверхность, но помогая все время сохранять первоначальное положение (на груди);
7) протягивание ребенка по поверхности воды, взяв его за вытянутые вперед руки, вначале медленно, затем чуть быстрее, но всегда не очень быстро. Если он не начнет самостоятельных движений ногами, то ему помогает в этом ассистент;
8) аналогичное предыдущему упражнение, но учитель подталкивает малыша за пятки (вперед головой), а ассистент в это время двигает руками ребенка, делая его ладонями поочередные нажимы на воду вниз и назад, до перпендикулярного к поверхности воды положения руки (как в кроле без выноса рук) или одновременно разводя ладони в стороны (как при плавании брассом).
Настойчивое и последовательное применение всех перечисленных упражнений приведет в конце концов к тому, что малыш самостоятельно поплывет на груди, делая движения руками или ногами, а то и совместно руками и ногами (см. фото).
Совершенствование в плавании на спине осуществляется в основном с помощью скольжения по поверхности воды из одного конца ванны в другой. При медленном выполнении движений ногами ребенка нужно побудить к более быстрому темпу (подталкивать посильнее; взяв за стопы, побыстрее двигать ими). При плавании на спине отстающим участком почти всегда
Первые движения в положении на груди
бывают движения руками: малыш мало и неохотно двигает ими. И тут учитель должен проявить большую настойчивость, чтобы устранить этот недостаток. Взяв за руки ребенка, он многократно повторяет ими движения в воде (по 200 — 250 раз за каждый урок, пока ребенок не начнет ими самостоятельно работать).
Упражнения в нырянии проводят в объеме предыдущего периода, не увеличивая их количества и продолжительности пребывания под водой. При этом важно вырабатывать у ребенка привычку к тому, что плавание под водой должно выполняться преимущественно в положении на груди.
Для перехода к пятому периоду обучения необходимо, чтобы ребенок освоил следующие «переходные нормативы»: 1) мог беспрерывно выполнять упражнения в 31 — 32-градусной воде в течение 50 — 55 мин.;
2) плавал на спине, самостоятельно двигая своими руками и ногами в течение не менее 5 мин.; 3) умел передвигаться под водой в положении на груди; 4) мог держаться на поверхности воды в положении на груди в течение не менее 1 мин. Кроме того, обязательное условие для перехода к занятиям пятого периода — нормальный для своего возраста вес и хорошее здоровье ребенка.
На протяжении пятого периода обучения (который продолжается до 12-месячного возраста ребенка, а иногда и больше) осуществляется совершенствование во всех освоенных раньше видах плавания, а также изучается плавание на спине, на груди и ныряние в одежде, в туфлях (это так называемые прикладные способы, охраняющие ребенка от непредвиденных и опасных для жизни случаев на открытых водоемах). Продолжительность каждого занятия остается прежней — до 55 мин. (более высокой продолжительности добиваться не следует, так как в этом периоде малыш начинает уже ходить и это связано с дополнительными затратами энергии).
Совершенствование в плавании на спине и на груди осуществляется в этом периоде в форме осторожной тренировки. Постепенно (от занятия к занятию) увеличивается продолжительность беспрерывного плавания от одного конца ванны к другому и обратно. При этом нужно помогать ребенку поворачиваться в конце ванны, не позволяя ему останавливаться (при остановках рука учителя подталкивает ученика). После беспрерывного 15-минутного плавания на спине или 10минутного плавания на груди каждый раз должен быть одноминутный активный отдых, во время которого малыш ныряет или развлекается со своими игрушками (расставленными на боковом бортике ванны), оставаясь все время в воде. Он может в это время, придерживаясь за боковой бортик ванны, приседать, прыгать, бросать в воду игрушки, забавляться погремушками и т. п.
Последние 5 — 6 мин. каждого занятия отводятся на освоение плавания в одежде в такой последовательности: на 1-м занятии — плавание на спине в трусах, на 2-м к трусам добавляется рубашка; на 3 — 5-м — плавание на груди в той же одежде; на 6 — 8-м — ныряние за предметами в той же одежде; на 9 — 10-м — поочередное плавание (на спине, на груди и ныряние в той же одежде); на 11 — 15-м — плавание в такой же последовательности в трусах, рубашке и носках; на 16 — 20-м — добавляются легкие рейтузы (или длинные штаны); на 21 — 25-м — туфельки; на 26 — 30-м — еще и верхняя полотняная куртка. В итоге при строгом соблюдении изложенной выше последовательности в наращивании трудности применяемых упражнений малыш осваивает самостоятельное плавание на спине, на груди и ныряние в полном комплекте летней одежды. Чтобы сохранить у ребенка жизненно важный навык плавания в одежде, необходимо и дальше (после того как он научится это делать) 1 — 2 раза в неделю поддерживать его, выделяя для такого плавания 5 — 6 мин. урока.
Таким образом, к началу второго месяца (а возможно и позже: к концу второго или в начале третьего месяца) пятого периода обучения типичным содержанием одного занятия может быть следующее:
1) плавание на груди (по возможности беспрерывное) — 10 мин.;
2) развлечение с игрушками (отдых) — 1 мин., упражнения в нырянии — 2 мин.;
3) беспрерывное плавание на спине — 15 мин.;
4) отдых с игрушками — 1 мин. и упражнения в нырянии — 2 мин.;
5) самостоятельное плавание на груди — 15 мин.;
6) отдых с игрушками — 1 мин. и упражнения в нырянии — 2 мин.;
7) плавание в одежде на спине и на груди — 5 мин., ныряние в одежде — 1 мин.
Как видно из приведенного содержания, в этом типичном занятии больше всего отводится времени на
плавание в положении на груди, как более ценное в прикладном отношении (в таком положении ребенок может видеть во время плавания все, что делается перед ним). Плаванию на спине уделяется теперь меньше внимания и времени, но оно должно включаться в каждое занятие. В общей сложности, преодолевая вплавь метровые-полутораметровые отрезки вдоль ванны, малыш должен проплыть на спине и на груди за одно занятие не менее 100 м.
В последние месяцы пятого периода тренировка продолжается и усложняется за счет повышения скорости преодоления каждого отрезка по длине ванны и повышения активности гребков в воде руками и ногами, увеличиваются размах и амплитуда движений. К 12-месячному возрасту ребенок уже должен за одно занятие проплывать самостоятельно 200 — 250 м. При хороших показателях веса тела, роста, окружности груди, отсутствии простудных болезней можно последние 2 — 3 месяца (т. е. когда ребенку 9 — 12 месяцев) температуру воды в ванне постепенно снизить еще на 2 — 3°, доведя ее до 27 — 28°. И тогда в возрасте 1 года (или чуть позже) можно такого тренированного и закаленного ребенка (имеющего многомесячный стаж беспрерывных занятий в ванне) допустить в солнечные дни к плаванию в теплой и чистой воде открытых водоемов (без течения) или в специальном детском плавательном бассейне. Это разрешается при одном обязательном условии: учитель должен плавать рядом с ребенком. Здесь также надо строго соблюдать постепенность и последовательность повышения физических нагрузок и усложнения условий занятий. Например, продолжительность первых занятий в открытых водоемах не должна быть больше 10 — 12 мин. (в зависимости от температуры воды), далее прибавляется к этому времени ежедневно по 2 — 3 мин. В холодные дни занятия следует продолжать в домашней ванне. Собственно, и в 1,5 — 2 года дети могут плавать в ванне.
Когда ребенок подрастет и станет понимать родителей, тот самостийный способ плавания, который был освоен в грудном возрасте, нужно постепенно перевести на кроль или брасс. Но это уже специальный вопрос, который выходит за рамки нашей темы.
И еще хочется дать один добрый совет читателю: привив ребенку в грудном возрасте любовь и привычку систематически плавать, постарайтесь всеми силами поддерживать это на протяжении всех детских лет. Летом регулярно посещайте прибрежные пляжи и давайте возможность своему ребенку плавать в открытых водоемах, а зимой устраивайте его в детские группы крытых плавательных бассейнов.
Послесловие
Как мы уже сообщали в начале брошюры, известные киноактеры Николай Бурляев и Наталия Бондарчук чуть ли не с первых дней после рождения своего сына Вани начали обучать его плаванию. Сама подготовка к каждому занятию с малышом и проведение уроков в ванне отнимали у них немало времени. Тем не менее, чередуясь друг с другом, они упорно, ежедневно продолжали обучение и совершенствование в плавании своего первенца. В апреле 1977 г. мне довелось побывать у них дома и познакомиться, пожалуй, с одним из самых юных советских пловцов — семимесячным Иваном Бурляевым. Плавая в положении на спине, он делал попеременные движения ногами, напоминавшие кроль, и улыбался при этом от удовольствия. Он был неутомим! На моих глазах без посторонней помощи и поддерживающих средств малыш беспрерывно проплавал 46 минут!
— Редкая, для такого возраста выносливость, — сказал я.
— Мог бы плавать и больше часа. Ведь он у нас «спортсмен» со стажем, тренируется в плавании больше 6 месяцев, — улыбаясь проговорил отец малыша и, взяв его на руки, понес из ванной в спальную комнату, где стоял на столе большой стеклянный аквариум, доверху наполненный водой.
— А теперь покажем гостю, как мы умеем нырять, — ласково обратился отец к сынишке и, положив его на свои руки животом вниз, несколько раз окунул лицо малыша в воду, а затем опустил его на дно и там оставил одного, высвободив свои руки. Через прозрачное стекло аквариума было хорошо видно, что такое «подводное положение» ничуть не испугало ребенка. Задержав дыхание, не закрывая глаз, он несколько секунд пробыл на дне, а затем спокойно всплыл на поверхность аквариума.
По всему было видно, что для этого семимесячного карапуза пребывание в воде аквариума стало уже таким же привычным, как и в своей кроватке.
— Мы хотим, чтобы об этом знали как можно больше мам и пап новорожденных, а потому просим опубликовать наши впечатления, накопленные в процессе проведения с сыном занятий по плаванию, — сказала мне на прощанье Н. С. Бондарчук, передавая отпечатанное на машинке короткое письмо (см. стр. 17).
«Так хорошо плавать, как семимесячный Ванюшка, — подумал я, — может каждый его ровесник! А это значит, что уже в наши дни у нас в стране ежегодно могли бы заниматься плаванием миллионы грудных детей. Ведь только за годы послевоенных пятилеток построены десятки миллионов новых квартир с ванными, которые для младенцев могут стать отличными учебными плавательными бассейнами. Вот где скрыты колоссальные резервы и возможности массового укрепления здоровья детей! Это социальная проблема огромной важности! Успешное решение ее может явиться одним из важных факторов, способствующих воспитанию нового поколения здоровых, гармонически развитых людей».
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.