Финская кукушка это что
Финские снайперы-«кукушки» на деревьях: правда или миф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда появился миф?
В самой практике снайперов и даже пулеметчиков в обустройстве огневых точек на деревьях нет ничего невероятного. Более того, история знает уйму случаев применения такого тактического приема самым широким образом. Лучшие примеры в этом отношении – японская армия во Второй мировой войне, а также войска Северного Вьетнама во Вьетнамской войне. Однако, с финнами все не так просто.
Сегодня рассказы о финских снайперах-«кукушках», сидевших на деревьях, кочуют из одной книжки в другу. В особенности это касается мемуарной литературы. Сохранилось множество сводок НКВД о письмах красноармейцев, где содержаться упоминания о финских стрелках на деревьях. Есть сохранившиеся красноармейские фронтовые газеты, где с завидной частотой упоминают ни то стрелки-автоматчики, ни то снайпера, сидящие на деревьях. К слову, что в газетах, что в письмах той эпохи, в том числе по мнению сотрудников НКВД, ряд фактов подвергаются сомнению.
Чего только нет во фронтовой прессе и письмах на малую Родину: истории как финн якобы увел комиссара в лес и зарезал, истории о маленькой девочке, которая положила целую роту из пулемета, истории о финском бедняке, который завел в болото взвод (ничего не напоминает?) и еще много удивительного и «интересного». При этом истории о коварных финнах со снайперскими винтовками на деревьях едва ли не самые популярные. По этому поводу в годы войны даже сетовал нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, указывая на то, что фронтовые газеты занимаются чрезмерным педалированием откровенных сплетен. Однако, даже если «кукушки» и миф, то он точно не появился на пустом месте.
Что же говорят историки?
И отечественные, и в первую очередь финские историки серьезно сомневаются в том, что финские стрелки практиковали организацию огневых точек на деревьях. Тем более в гамаках, которые то и дело упоминаются в мемуарах. Так, финский историк Отто Маннинен считает, что в первую очередь финские солдаты использовали куда более традиционные преимущества ландшафта, указывая на то, что со стороны его страны в документах отсутствуют какие-либо свидетельства о «кукушках» на деревьях. Российский историк Алексей Валерьевич Исаев также сомневается в том, что финны организовывали огневые точки на деревьях. Оба историка сходятся во мнении о том, что с такой позиции было бы как минимум сложно отступить в случае обнаружения.
Если кто-то действительно и мог находиться в лесу на деревьях со стороны финской армии, так это разведчики и корректировщики огня. Так что, скорее всего, рассказы о «кукушках» — это солдатский миф, родившийся на почве страха перед финскими полупартизанскими стрелковыми формированиями, действовавшими из леса. Единственный случай убийства «древесного стрелка» был зарегистрирован 3 января 1940 года. На практике, таких случаев могло быть больше. Однако, практиковали метод стрельбы с дерева в рамках частной инициативы снайпера, стрелки и партизаны почти во всех войнах. С уверенностью можно сказать точно одно: если «кукушки» в советском представлении и были, то только в качестве инициативы отдельных финских солдат. В качестве тактики на уровне командования подобные приемы никогда не вводились в годы Советско-финской войны.
А вот интересное видео с нашего канала:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Уроки забытой войны: чему научили нашу армию финские «кукушки»
Через несколько минут один из пулеметчиков получил пулю в затылок.
Война Советского Союза с Финляндией началась 30 ноября 1939 года. Но уже в декабре в Красной армии появился новый термин «кукушки». Политрук Кулыпин описал первый случай применения финской армией этой партизанской тактики ведения боя.
Это далеко не единственное объяснение названия «кукушки». По одной из версий, бойцы финской армии, устраивавшие засады, общались между собой, подражая голосам птиц. Существуют и другие версии, но всех их объединяет одно – «кукушки» вели огонь преимущественно по командному составу Красной армии.
На вооружении у финских «кукушек» были автоматы и винтовки. Долгое время считалось, что все они были снайперами.
Миф о снайперах-«кукушках»
Историки считают сильным преувеличением разговоры о сотнях снайперов, воевавших на территории Финляндии в 1939-1940 гг. Главный довод – на вооружении финской армии в те годы было всего 200 снайперских винтовок.
Про «кукушек» ходили рассказы о том, что они якобы были прикованы к деревьям цепями и веревками. Это – стопроцентный миф.
В качестве «противовеса» финским «кукушкам» Красная армия использовала огонь артиллерии. Перед каждым продвижением войск, лесные массивы обстреливались картечью.
Единственным настоящим снайпером в ходе Советско-Финской войны официально был признан только один человек – фин Симо Хайха.
Симо Хайха по прозвищу «Белая смерть»
Симо Хайха родился в Карелии, в крестьянской семье. Первый раз был призван в армию в 1925 году. Второй – осенью 1939 года в связи с обострением отношений между Финляндией и СССР.
6 марта 1940 года во время рукопашного боя он получил ранение в лицо, пуля попала в челюсть и разорвала щеку. Финские санитары, уносившее его тело с поля боя, позже рассказывали, что у Хайхи практически отсутствовала половина головы. Однако ранение оказалось не смертельным. Симо Хайха очнулся 13 марта 1940 года – в день окончания войны.
В мирное время бывший снайпер занимался охотой и разведением собак, и скончался совсем недавно – в 2002 году.
Уроки «Финской» войны
В интервью с телеканалом «Звезда» своими соображениями по этому вопросу поделился бывший снайпер Сергей Чувырин.
Известно, что Хайха, чтобы не выдать своего расположения при 30-градусном морозе, постоянно жевал снег. Этот прием используется спецназом и по сей день.
Многочисленные жертвы среди младшего командного состава Красной армии научили российскую армию еще в 1940 году маскировать форму военачальников, скрывать знаки отличия и другие атрибуты власти.
Автор: Олег Горюнов
Фото: Geust; Uitto: Mannerheim-linja: Talvisodan legenda
Кто придумал фейк про снайперов-кукушек?
Как появился военный миф о финских снайперах-кукушках
Смертоносные люди-птицы
Пока армия Советского Союза пыталась продвинуть свои тяжёлые военные машины по заметённым снегом дорогам, финские военные предпочли избрать скрытную, практически партизанскую тактику ведения боя, рассредоточившись небольшими группами по лесам. Финны осознавали, что лес и зима — их потенциальные союзники, и всеми силами пытались выжать максимум из этого преимущества.
К тому же разрастанию истерии по поводу «кукушек» в рядах советских солдат активно содействовала не только финская разведка, методично насаждавшая в дезориентированные умы полумистический образ стреляющего без промаха защитника Финляндии (будто сама земля Суоми противостоит красным интервентам). Свою лепту в «мифологию кукушек», как ни странно, внесла и советская пропаганда, желавшая как-то оправдать умопомрачительную эффективность вражеских снайперов. Пугающий миф сделал своё дело: опасаясь нападения сверху, красноармейцы постоянно озирались по сторонам и искали врага там, где его и в помине не было, что сильно ослабляло внимание и делало солдат уязвимыми.
Факты против вымыслов
Сказка ложь, да в ней намёк
Тем не менее оснований для рождения мифа о «кукушках» было более чем достаточно. Снайперы у финской армии действительно были отменные. Неуловимые и устрашающе эффективные. Их мастерством оставалось только восхищаться. Хотя они предпочитали «гнездиться» на чердаках домов, в сугробах или за стволами деревьев, забираясь на них лишь в крайних случаях. Как правило, финские стрелки работали в паре: пока один сидел на позиции, второй отсыпался в бункере. Если возникала необходимость уходить, стрелок прятался в укрытии или вставал на лыжи, передвигаясь на них практически бесшумно. Солдаты РККА не очень хорошо владели навыками лыжного марша, поэтому ловкость финнов мнилась им едва ли не мистическим свойством. Но один финский снайпер в буквальном смысле побил все рекорды эффективности.
Снайпер Симо Хяюхя по прозвищу Белая Смерть
Журнал: Историческая правда №7, июль 2019 года
Рубрика: Финские снайперы
Автор: Игнат Волхов
Как наши солдаты ликвидировали финских снайперов-«кукушек»
Особые неприятности советским войсками доставляли так называемые «кукушки», финские снайперы или автоматчики, скрытно расположившиеся на деревьях на замаскированных позициях. О том, как удавалось решить проблему «кукушек», вспоминает И. Кулыпин:
«Перейдя границу, мы углубились в лес, вышли на опушку и, встреченные пулеметным огнем белофиннов, залегли у оврага. Выставив на флангах два станковых пулемета, мы открыли ответный огонь.
Минут через пятнадцать я и командир разведывательной роты тов. Мишкин заметили, что среди пулеметчиков появились раненые. Это удивило нас. Бойцы с фронта были хорошо укрыты, откуда же их обстреливают?
Мы отошли к опушке леса и стали наблюдать. Замечаем: пули ложатся вокруг нас. Откуда они? Вдруг падает пулеметчик. Спрашиваем:
— В затылок, — отвечает наклонившийся к нему товарищ.
Значит, стреляют с тыла. Начинаем осматривать деревья. Ветви густые, завалены снегом. Замечаю, что ветви одной из елей чуть-чуть колышатся. Всматриваюсь через прицел снайперской винтовки и вижу; «люлька», а на ней ноги в пьексах. Стреляю. С дерева падает человек. Подбегаем: финн с автоматом.
Осматриваем другие деревья; на некоторых замечаем тоненькие полоски — круговые срезы коры, вглядываемся — на каждом из таких деревьев устроены «люльки», но людей нет, очевидно, эти деревья подготовлены «про запас».
Вскоре обнаруживаем еще одного автоматчика, снимаем и его, но убитый финн роняет автомат, а сам не падает. Оказывается, он был привязан к дереву веревкой, охватывающей поясницу, так что, не держась руками, он мог свободно ходить по «люльке» вокруг ствола.
В первые минуты мы думали, что сбитые нами финны — случайные люди, отрезанные от своих и спрятавшиеся на деревьях, чтобы вредить в наших тылах. Тогда мы еще не знали, что подобный способ войны — система, которую враг станет применять по всему фронту.
Финская кукушка это что
Легенды и мифы финской войны
Новая мифология
На сегодняшний день мифотворчество остается одной из самых малоизученных, если не сказать больше, практически неизвестных страниц военной истории. Между тем, характерной деталью любой из войн являются возникающие как стихийно в солдатской среде, так и организованные пропагандой невероятные слухи, которые со временем приобретают некое правдоподобие, дополняя собой события той или иной войны. В отдельных случаях грань между вымыслом и реальностью настолько незначительна, что многие военные мифы прочно вошли в сознание целых поколений и даже проникли на страницы литературы, прежде всего мемуарной. ©
В этом плане советско-финляндская война (СФВ) 1939-1940 годов представляет собой едва ли не одну из наиболее мифологизированных войн в истории СССР. Причем, мифотворчество СФВ нельзя отнести только к разряду пропагандистских мифов-штампов, напрямую инициированных государством. В данном случае произошел обратный процесс: идеализированные государственной машиной пропаганды герои и подвиги финской войны уступили место стихийным мифам, возникшим непосредственно в период боевых действий, и, в отличии от героев-символов, благополучно дошедшим до наших дней.
В результате опросов*, проводимых среди ветеранов войны, из «финских» мифов следует выделить две основные категории: «устойчивые» мифы, встречающиеся крайне часто в устных рассказах ветеранов (вне зависимости от родов войск), с массой подробностей и «блуждающие» мифы, встречающиеся в рассказах с определенной периодичностью.
Из «устойчивых» мифов характерны следующие:
1. Финские снайперы, ведущие огонь с верхушек деревьев, так называемые «кукушки»
— У отдельных красноармейцев и даже командиров появилась лесобоязнь. Им казалось, что на каждом дереве непременно сидит финская «кукушка». Вообще говоря, вражеские снайперы иной раз целыми подразделениями маскировались на деревьях. Приходилось прочесывать лес, прежде чем наступать.
Рытов А. Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат. 1968, стр. 99.
Отношение финских историков к воспоминаниям о «кукушках» довольно скептическое. Финские снайперы, естественно, существовали, но только огонь они вели с земли, а никак не маскируясь в кронах деревьев, и тем более «целыми подразделениями». К примеру, вот что по этому поводу пишет известный исследователь зимней войны О.Маннинен:
2. Линия Маннергейма, точнее многоэтажные доты линии, не поддающиеся ни артиллерийским, ни бомбовым ударам
В финской историографии, в частности, таких трудах, как «История зимней войны», «История фортификации Финляндии» и т.д., нет даже малейшего намека на многоэтажность дотов, а тем более резиновые купола. Не вдаваясь в фортификационные тонкости, следует лишь заметить, что большинство финских дотов, построенных на линии Маннергейма в 30-х годах, немногим отличались от советских «собратьев», сооруженных в УРах на старых границах ЛВО, ПрибОВО и КОВО. Рождению мифа о дотах способствовал неудачный штурм линии Маннергейма в декабре 1939 года. Прорыв линии в феврале 1940 года убедительно продемонстрировал уязвимость финской фортификационной твердыни, но не сумел развеять стихийно возникший миф.
3. Дача Маннергейма на Карельском перешейке
— Под Койвисто стояла дача Маннергейма, такой большой красивый дом.
Мирошниченко И. Д., краснофлотец, Особая стрелковая бригада КБФ
——-
— На ночь расположились в каком-то доме. После выяснилось, что ночевали на даче, которая принадлежала лично Маннергейму.
Зимин С. В., красноармеец, 50 отд. батальон связи, 51 стр. дивизия
В действительности дачи К.Г.Маннергейма на Карельском перешейке никогда не существовало, хотя последнему иногда и случалось отдыхать в здешних местах у своей знакомой М. Прокопэ. «Дачный» миф возник под воздействием официальной пропаганды. Имя Маннергейма было нарицательным, и все, что могло принести определенный пропагандистский успех, бралось в то время на вооружение. Вот что пишет по этому поводу историк-краевед Е.А.Балашов:
4. Участие в боевых действиях финских женских батальонов и отдельных финок-снайперов, пулеметчиц и т.д.
— Помню в районе Бобошино в наш тыл прорвался женский батальон. Одеты они были в белые полушубки, красные штаны, валенки. Мы стояли недалеко от дороги и, когда пошел слух, что батальон прорвал передовые части и устремился в тыл, было, конечно, неприятно. Пройдя в прорыв километра полтора, финский батальон был окружен и уничтожен.
Ширяев В.М., старшина, 1-й корпусной артполк
——-
— Между дымоходов сожженного дома был схвачен снайпер, женщина лет 25-ти. На допросе комиссар Лутай грубо растегнул на ней меховую куртку. На ее груди оказалось 13 медалей. На вопрос, за что она получила столько наград, снайпер ответила: «За ваших офицеров.» В порыве справедливого гнева некоторые бойцы и командиры хотели ее пристрелить, но этого не допустили, и отвели пленную в штаб 7-й армии.
Демидюк М.Г., воентехник 1 ранга, 13-я легкотанковая бригада
Из «блуждающих» мифов отметим следующие:
1. Финские разведчики под видом красноармейцев, проникшие в расположение советской части, и разоблаченные у полевой кухни при очередном получении пищи, как правило, бдительным поваром
2. Минирование отступающим противником оставленных в домах грудных детей
Зимой 1939-1940 годов минная война в Финляндии приняла поистине колоссальный размах. По воспоминаниям К.А.Мерецкова:
Страх перед затаившейся смертью, особенно на начальном этапе войны, по-видимому, и послужил основой существования мифа о заминированных детях. Как говорится: у страха глаза велики.
3. Финн, стремительно спустившийся на лыжах с высокой горы прямо в расположение советской части, хватающий с костра котелок с горячей кашей или супом, и столь же стремительно исчезающий в лесу на глазах изумленных красноармейцев
Виртуозность финских лыжников во время боевых действий была замечена и по достоинству оценена бойцами Красной Армии. Рассказ о лыжнике, как раз и есть отголосок былой оценки, облеченный в форму еще одного военного мифа.
География распространения «финских» мифов имеет определенную тенденцию. Наиболее скупыми являются фронтовые направления 14-й и 9-й советских армий. Тогда как в воспоминаниях ветеранов 7-й, 8-й, 13-й, 15-й армий вышеуказанные мифы встречаются крайне часто. Во всяком случае 70% респондентов, воевавших на Выборгском, Кексгольмском и Петрозаводском направлениях, уверенно упоминали тот или иной миф.
** Женская полувоенная организация, созданная в Финляндии в 20-х годах. В период зимней войны члены организации служили в армии в качестве медработников, связисток, телефонисток и т.д.
Из сб. «Принимай нас, Суоми-красавица!». «Освободительный» поход в Финляндию 1939-1940 гг. Ч.2. СПб. 2000