Финны и саамы в чем разница
Отличаются ли Финские корни от Саамских?
(Source: Thanks to Paul Benedict for sending this to me)
Среди Финнов наблюдается некоторое стремление дистанцироваться от Саамов (Лапландцев). Тем не менее, лингвисты считают и тех и других Финно-Уграми. Их очевидные физические различия объясняются контактами с индоевропейскими народами, что сделало Финнов явными европейцами.
«Мы знаем из истории, что Финны оттеснили Саамов на север. Так что Финны, по-видимому, были сильнее. Но если правда, что Финны утратили свой язык и переняли его от Саамов, это означает, что соотношение сил было не так уж просто или что Саамы не всегда были слабее».
Что ж, Американцы всегда сочувствуют проигравшему. Я очень люблю Финнов, но давайте смотреть правде в глаза. А что есть правда в данном случае? Предвзятость двух Финнов бьёт чрез край, тогда как моральная поддержка ими Саамов весьма похвальна.
Разве север России и Скандинавия не являются частью Европы? Разве Финский язык не наполнен Германскими, Балтийскими и Славянскими заимствованиями? Разве Финны и Эстонцы не соседствуют в течение многих столетий с Литовцами, Шведами и Русскими? Разве значительная часть юго-западной Финляндии не населена до сих пор Шведами? Зачем нам вообще нужно придумывать миграцию с юга? Да просто миграция генов, mes amis! Сексуальные контакты народов (sexual folk contact).
Родственны ли Suomi (Финны) Саамам (Лапландцам)? Ложное родство? Мне думается, что биогенетики стремятся использовать ‘узкое место’ (bottleneck) как божественную машину (deus ex machina), как удобное средство, чтобы объяснить вещи, которые они не могут объяснить в нормальных терминах. Не пора ли установить некие правила для прекращения этих спекуляций на «узких местах»?
«Земля озёр» Финляндия: Нескандинавская мультикультурность, казусы с нацистскими наградами и русский язык в школах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Про быт финнов почти невозможно рассказать что-нибудь радикально отличное от описания быта датчан, шведов или норвежцев. Финны любят социальную справедливость и природу, сытную пищу и горячий кофе. Они едят много рыбы и молочных продуктов, как и другие скандинавы, и раньше очень страдали от повального алкоголизма. Пейзажи здесь прекрасные, и самоназвание страны переводится как «Земля Озёр». Самое интересное в Финляндии — это то, что среди условно скандинавских стран она считается самой многонациональной.
Фактически, половина современных народов Финляндии появились на её территории примерно одновременно. На южном берегу поставили базы шведы на своём пути в русские земли, на юго-запад пришли финны, в центр — тавасты, на восток — карелы. Всё это около тысячи лет назад. С Петром I в Финляндию пришли русские, со шведами в какой-то момент — евреи и цыгане. Во времена, когда Финляндия входила в Российскую Империю, здесь образовалась купеческая татарская диаспора. И раньше всех других народов на Земле Озёр жили саамы. Все эти народы в Финляндии относятся к «традиционным».
Долгое время финские земли были частью Швеции, и шведский язык был довольно распространён, так что в наше время он является одним из двух официальных языков страны, хотя говорит на нём чуть больше пяти процентов населения. До недавних пор изучение шведского в школе было обязательно, сейчас предлагается выбор — шведский можно заменить любым другим языком, по которому есть педагоги. На востоке страны поощряется изучение русского — в экономических интересах.
Из среды финских шведов вышла знаменитая детская писательница Туве Янссон и известный программист Линус Торвальдс, создатель операционной системы Linux. Маршал Маннергейм, которого в России по понятным причинам не очень любят, тоже был финским шведом.
Саамы, в отличие от шведов и, кстати, финнов, жили на территории Финляндии всегда и фактически являются коренным народом. За это им выделена национально-культурная автономия на севере страны. Земли саамских семей в своё время были объявлены государственными, поскольку «саамы не пашут». В качестве некоторой компенсации и поддержки саамам, ведущим традиционный образ жизни и носящим только национальный костюм, выплачивают деньги.
Теоретически, в автономии саамы имеют право в любом официальном месте говорить с чиновниками, врачами и учителями на своём родном языке, но фактически до недавних пор это было затруднительно: шведы и финны не стремились учить язык саамов, а «своих» среди официальных лиц было мало. Сейчас чиновников поощряют учить язык. Сами саамы в детском саду и младшей школе учатся только на родном языке, чтобы его не утратить.
Самое маленькое «традиционное меньшинство» Финляндии — волжские татары, оставшиеся жить после революции. Их община не насчитывает и полутора тысяч жителей, зато гордится тем, что они — самая старая мусульманская община страны. У татар есть собственная школа, где татарский изучается углублённо.
Финские евреи известны тем, что воевали на стороне Гитлера — точнее, на стороне Финляндии, которая была союзницей Гитлера. Это приводило к казусам. Трое евреев были награждены немецким орденом — железным крестом. Все трое отказались принять его, один — в крайне грубой форме. Еврей по фамилии Болотовский служил переводчиком при 163-й дивизии вермахта. Когда немцы удивились, что финн так хорошо знает немецкий, Болотовский ответил: «Стратегически важно знать язык врага, ведь я – еврей, а вы – немцы». Его уволили.
К одному из награждённых впоследствии крестом еврею, капитану Классу, зашёл в палатку командир немецкой дивизии. Услышав знакомый акцент, он спросил, не из Прибалтики ли Класс. Капитан подтвердил, добавив, что он — латгальский еврей. Немец смешался, сказал: «Хайль Гитлер!» и ретировался. Финны не преследовали евреев своей страны, но всё же странно, что их не освободили от военной обязанности с учётом того, что сражаться приходилось на стороне страны, в которой евреев убивали.
Знаменитое финское меньшинство — цыгане. Они известны, прежде всего, яркими национальными костюмами цыганок — старинными бархатными юбками на фижмах, пышными блузками с кружевом. Этот костюм воспроизводит те наряды, в которых цыгане пришли когда-то вместе со шведами. Цыганкам, которые носят национальный костюм, как и саамам, платят. Это решает сразу две проблемы: сохранения культуры меньшинства (которую отчасти сохраняют, надо сказать, как достопримечательность для туристов) и проблемы с трудоуйстройством. Многие финны до сих пор не доверяют цыганам, так что работу найти нелегко. Часть цыган сама не рвётся искать работу и живёт за счёт должности живых музейных экспонатов.
Те, кому не удаётся найти место и не хочется жить на пособия, ищут себя в более гибких нишах спорта и музыки. Эти два занятия очень популярны у молодёжи. Надо отметить также, что далеко не все цыганки работают «музейными экспонатами». Это дело, которое однажды выбирается раз и навсегда. Нельзя начать носить обычную одежду, если тебе уже платят за народную: государство простит, а другие цыганки — нет.
Цыганские дети, как и саамы, имеют возможность учиться на родном языке или же, при обучении в финском классе, выбирать вторым нефинским языком (после шведского) цыганский. Не все родители находят это нужным: на патриотизме денег не сделаешь. Легче выучить русский и устроиться работать в сектор, где востребован человек с хорошим знанием языка, например, продавцом.
Точно так же могут учить свой язык в дополнительные часы русские и карелы. По образу жизни они — по крайней мере, за стенами квартир — мало отличаются от финнов. Русские Финляндии выпускают собственные газеты, но в основном предпочитают прессу, книги и фильмы российского производства, если хочется немного родного языка. Надо сказать, что, хотя у языков традиционных меньшинств довольно привилегированный по сравнению с языками мигрантов статус, в финских школах обычно не разрешают говорить на нефинских языках. Объясняют это необходимостью избегать подозрительности со стороны финских учеников, хотя вряд ли такое объяснение выдаёт атмосферу терпимости в школе.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто такие финны, карелы, саамы, эстонцы?
В мы с вами рассмотрели историю происхождение предков финно-угорских народов. Прямые предки по прямой мужской линии сформировались на территории Южного Китая десятки тысяч лет назад. Затем они мигрировали на север, где с территории Южной Сибири и Монголии стали несколькими волнами проникать в Среднюю Азию и Восточную Европу.
Другая ветвь предков сформировалась в Средней Азии. Это были арии — индоевропейцы. А в Европе жили люди, гаплогруппа которых является местной, автохтонной. Впервые монголоидные предки финно-угоров и арии встретились около Аральского моря около шести-трёх тысяч лет до нашей эры, откуда мигрировали в Восточную и Северную Европу, где стали ассимилировать местное население. Сюда же прибывали всё новые и новые более многочисленные волны монголоидов. Это культура Ямочно-гребенчатой керамики пятого-четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Смешавшись вместе, они сформировали Культуру сетчатой керамики второго-первого тысячелетия до нашей эры, которая разделилась на локальные местные культуры. Далее происходит процесс формирования отдельных финно-угорских народов.
На севере из Культуры асбестовой керамики формируются саамы – жители Лапландии, которые имеют в себе самую большую примесь дофинно-угорского населения Северной Европы. На востоке Балтийского моря из Культуры сетчатой керамики при воздействии Асбестовой в первом тысячелетии формируются племена сумь и емь, которые станут финнами, а так же карелы, которые жили в Карелии. От них отколется ижора, которые жили на территории Ленинградской области.
На территории Эстонии и Северной Латвии в первом тысячелетии нашей эры развивается Культура каменных могильников, которая является потомком как Ямочно-гребенчатой археологической культуры, так и Культуры боевых топоров. Кроме того, на формирование Культура каменных могильников повлияли потомки Боевых топоров — индоевропейская Культура полей погребальных урн. Из этих племён сформируются эсты. Современные эстонцы прямые потомки тех людей. А также малочисленные финно-угорские жители Латвии – ливы и племя водь, потомки которых проживают на западе Ленинградской области.
Культура полей погребальных урн, тем временем, является последней единой общностью для предков всех индоевропейских европейцев. Из них сформируются и славяне, и германцы, и италики, и кельты, и балты.
Именно поэтому современные эстонцы совсем не похожи на монголоидов. Они типичные европейцы, но носители финно-угорского языка. Тоже можно сказать и про финнов и карел. Они имеют мало примесей монголоидов. Чем дальше люди продвигались на запад, тем более они европеизировались и теряли монголоидные черты. Те же, кто оставался восточнее сохраняли в себе черты монголоидных предков.
По генам у эстонцев треть населения имеют «N1», треть «R1a» и 15 % европейской «I». У карелов и саамов больше финно-угорских генов. более половины. Но саамы как по языку так и по генам сохранили черты дофинно-угорского населения. Тех самых коренных европейцев. Их язык сегодня сохранился только у басков в испании. Можно предположить, что баски по языку последние прямые потомки доиндоевропейского и дофинно-угорского населения Европы. А по генам прямые потомки, как это ни странно скандинавы, часть саамов и южные славяне. Хоть мы и считаем сербов братьями, они нам братья по культуре, по духу, но оказывается совсем не по крови. Но это ничего не меняет.
Сделаем вывод. Эстонцы сегодня потомки как финно-угров первого тысячелетия до нашей эры, так и потомки индоевропейцев того же времени. Карелы чуть более финно-угры и чуть менее индоевропейцы. Финны из них самые финны. А жители Лапландии являются как финно-уграми и ариями, так и в большей степени чем вышеописанные потомками коренных европейцев.
Чем же отличаются карелы эстонцы и финны? ответ на этот вопрос лежит уже в историческую эпоху. Дело в том, что земли эстов были колонизированы немцами крестоносцами. Там появился католический Ливонский орден. Земли финнов были заняты католиками шведами. А карелы попали под зависимость православного Новгорода. Это и определило духовное и культурное различие народов. Затем в Европе произошла реформация и эстонцы с финнами стали протестантами. Несмотря на то, что и Эстония (с 18го века) и Финляндия (с 19го века) были в составе России, они сохранили свою религию и культуру. Россия своей политикой не сильно притесняла эти народы. особенно финнов, которые имели своё автономное Великое княжество Финляндское.
Таким образом мы рассмотрели происхождение балтийских финно-угорских народов. О народах Сибири и Поволжья поговорим в следующей статье.
Саамский регион Финляндии, также Родной саамский край и Родной край саамов — территория в северной части Финляндии, на которой саамы согласно § 121 Конституции этой страны имеют культурную и языковую автономию. Саамский регион Финляндии включает в себя общины (муниципалитеты) Инари, Утсйоки и Энонтекиё, а также северную часть общины Соданкюля (все общины входят в провинцию Лапландия).
У́тсйоки (фин. Utsjoki, с.-саамск. Ohcejohka, инари-саамск. Uccjuuhâ, колтта-саамск. Uccjokk) — община (коммуна) на севере Финляндии, расположена в северной части провинции Лапландия. В Утсйоки находится Секретариат Союза Саамов — международной общественной организации, объединяющей саамские организации тех стран, в которых проживают саамы — Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Утсйоки граничит с норвежскими коммунами Карасйок и Нессебю, а также с саамско-финской общиной Инари. Самая северная деревня Финляндии и всего Евросоюза — Нуоргам, является также и самым северным сухопутным пограничным пунктом. На территории Утсйоки находится заповедник Кево, охватывающий 712 км² территории общины и включающий 63 км пешеходных маршрутов. В заповеднике имеется каньон реки Кевойоки длиной около 40 км и глубиной 80 м. Внутренние воды охватывают 202,93 км², что составляет менее 4 % от общей площади Утсйоки. Все озёра общины относительно малы, наиболее значительные из них — Пулманкийярви (12 км²), к югу от Нуоргама, на границе с Норвегией, а также озеро Луомусъярви в заповеднике Кево
К. Карпелан считает, что процесс превращения Карелии и Финляндии в страну саамов начинается с начала I тыс. до н. э., когда ареалы финской аграрной культуры Западной Финляндии и охотничье-рыболовческой культуры лопарей на востоке страны окончательно определились. Распространение эпинеолитической асбестовой посуды в Северной Фенноскандии, по мнению К. Карпелана, связано с распространением древнесаамского населения (Карпелан, 1982, с. 32-38).
В работах П. М. Долуханова и М. Нуньеса, поддержанных некоторыми историками и лингвистами (К. Юлку, К. Виик, П. Саммалахти), была выдвинута новая идея о принадлежности позднепалеолитического населения, проживающего 20-15 тыс. л. н. в приледниковой зоне от Среднего Рейна до Урала, древним уральцам. Вслед за отступлением ледника и расширением жизненного пространства связь между древними уральцами нарушалась, в их среде возникали диалектные, а потом и языковые различия. Предки современных саамов и финнов достигли территории Финляндии в мезолите, и их генезис связан с постепенным развитием местных традиций (Nunez, 1997).
В России этногенеза лопарей касались некоторые археологи, работавшие на Севере. Н. Н. Турина, В. Я. Шумкин, Г. А. Панкрушев являются сторонниками автохтонной теории. Н. Н. Турина (1997, с. 128-131) на основании существующей, по ее мнению, традиции в преемственности элементов культуры от мезолита до эпохи раннего металла включительно предполагает, что на Кольском п-ове существовало одно и то же население, первоначально протосаамское, а потом саамское. Эти же взгляды развивает ученик Н. Н. Гуриной В. Я. Шумкин. Он полагает, что на Кольском п-ове существовала преемственность во всех важнейших сферах деятельности и элементах культуры с древнейших мезолитических времен, т. е. развитие аборигенных коллективов обуславливалось в основном внутренними факторами. Заключение о былом широком распространении саамов, несомненно, не соответствует действительности. Современные саамы являются потомками палеоевропейского населения, сумевшего, несмотря на влияния и ассимиляцию, сохранить свое этническое самосознание, антропологический облик и некоторые элементы культуры (Шумкин, 1991, с. 129-149).
Г. А. Панкрушев (1980) посвятил происхождению лопарей отдельную статью. По его мнению, «самодийцы лопаноидного типа» из Северного Приуралья стали в X-IX тыс. до н. э. первыми жителями Карелии, Финляндии и Кольского п-ова. В неолите в III тыс. до н. э. на Север проникают волны волжских финнов. В результате слияния местного и аборигенного населения возникает культура «финнизированных саамов».
В. Н. Чернецов указывал на близость саамов и самодийцев в древности и считал, что в неолите образовалась единая обширная протоуральская общность от Норвегии на западе до устья Енисея на востоке. Западная часть этой области, включая Скандинавию, Финляндию, Карелию и Кольский п-ов, была заселена лопарями (Чернецов, 1972, с. 32-55).
Современные археологические концепции аргументированы по-разному. Наиболее уязвимы для критики автохтонные концепции, где современные саамы рассматриваются как прямые потомки мезо-неолитического населения. Как указывалось, на Севере Европы нет ни одного региона, где можно было бы проследить единую непрерывную линию развития материальной культуры от средневековья до каменного века. Вышеупомянутые авторы делают это даже не в ретроспективном порядке, а, наоборот, стараясь проследить преемственное развитие материальной культуры от кварцевых скребков до средневековых фибул, что в принципе невозможно. Даже на Крайнем Севере отмечена культурная неоднородность и периоды, слабо освещенные археологическими находками. С накоплением данных палитра археологических культур выглядит все более пестрой. Выявляемые исследователями элементы сходства разновременных культур: длительное бытование присваивающей экономики, отсутствие следов стационарных жилищ, использование в качестве примеси к разным типам керамики местных минералов, таких как асбест, тальк, слюда, определенное сходство в использовании одинаковых пород камня (кварц, сланец) и др., являются слишком общими по своей природе и отражают адаптацию разных древностей к своеобразным природно-географическим условиям Фенноскандии.
Материалы топонимии свидетельствуют о том, что финны были не первыми насельниками Севера. Дофинно-угорская топонимия, распространенная повсеместно, говорит о том, что до прихода финнов на эту территорию ее заселяли иноэтничные коллективы.
Согласно антропологическим сведениям сложение лопаноидного типа относится ко времени не ранее эпохи бронзы — железа. В нем сочетаются как более ранние европеоидные, так и более поздние монголоидные особенности, принесенные на Север в ананьинское время.
Отличаются ли Финские корни от Саамских?
(Source: Thanks to Paul Benedict for sending this to me)
«Мы знаем из истории, что Финны оттеснили Саамов на север. Так что Финны, по-видимому, были сильнее. Но если правда, что Финны утратили свой язык и переняли его от Саамов, это означает, что соотношение сил было не так уж просто или что Саамы не всегда были слабее».
Что ж, Американцы всегда сочувствуют проигравшему. Я очень люблю Финнов, но давайте смотреть правде в глаза. А что есть правда в данном случае? Предвзятость двух Финнов бьёт чрез край, тогда как моральная поддержка ими Саамов весьма похвальна.
Разве север России и Скандинавия не являются частью Европы? Разве Финский язык не наполнен Германскими, Балтийскими и Славянскими заимствованиями? Разве Финны и Эстонцы не соседствуют в течение многих столетий с Литовцами, Шведами и Русскими? Разве значительная часть юго-западной Финляндии не населена до сих пор Шведами? Зачем нам вообще нужно придумывать миграцию с юга? Да просто миграция генов, mes amis! Сексуальные контакты народов (sexual folk contact).
Родственны ли Suomi (Финны) Саамам (Лапландцам)? Ложное родство? Мне думается, что биогенетики стремятся использовать ‘узкое место’ (bottleneck) как божественную машину (deus ex machina), как удобное средство, чтобы объяснить вещи, которые они не могут объяснить в нормальных терминах. Не пора ли установить некие правила для прекращения этих спекуляций на «узких местах»?
Откуда есть быть пошел Народ Финский
Марья-Лииса Савонтаус (Marja-Liisa Savontaus) — доцент кафедры генетики человека университета Турку. В настоящее время она проводит исследования в области генетических связей между Финно-Угорскими народами и руководит совместными исследованиями с Академией Финляндии. Представления, изложенные в статье, находятся исключительно в ответственности автора.
В течение десятилетий лингвисты, археологи и антропологи стремились объяснить происхождение Финнов. Финский язык принадлежит к Финно-Угорскому семейству, и лингвистическое родство с Финно-Угорскими народами бесспорно. Однако, лингвистическая близость не обязательно означает близость генетическую, а открытия археологов не показывают национальность.
Многие все еще считают «Большой Изгиб Волги» прародиной Финнов; в течение нескольких тысячелетий наши предки блуждали из этой области туда, где теперь находится Финляндия. Данные предыдущих лингвистических и археологических исследований подтверждают это представление. Недавно, однако, исследования Финских генов и сравнение с генотипами других групп населения постепенно изменили наши концепции происхождения Финнов.
Что гены ядра сообщают нам о происхождении Финнов?
В 1970-1980-х годах профессор Харри Неванлинна (Harri Nevanlinna) и его коллеги проделали ценную работу с Финским генотипом, изучая диапазон и распределение различных черт крови в нашем населении. Было обнаружено, что Финны имеют те же общие черты, что и другие Европейские народы, хотя имеются также некоторые черты, почти полностью отсутствующие в других местах Европы.
В целом, Финны, как оказалось, очень гомогенны генетически. Сравнение Финских черт с чертами прибалтийских народов показало, что Финны и Эстонцы имеют две трети общих генов, Финны и Латыши — 25-50%. На основе этих исследований ядер было заключено, что 25-50% Финских генов имеют прибалтийское происхождение, приблизительно 25% — сибирское и 25-50% — германское.
При определении генетических связей между народами Европы использовался полиморфизм генов ядра. На основе групповых характеристик крови 26 европейских народов было построено генеалогическое древо. Древо включает Финнов и Саамов (Лапландцев) как отдельную группу.
На древе можно различить две ветви. Одна включает большинство изучаемых народов, и генетические различия между ними относительно невелики. Другая группа включает семь популяций, включая Саамов и Финнов. Частота генов ядра в этих семи популяциях, включая Финнов, отличается от большинства Европейских народов. В особенности это касается Саамов, которые отличаются от других народов на европейской генетической карте.
Финские генетические корни в свете митохондриального генотипа.
Утверждение, что половина наших генов унаследована от наших матерей и половина от наших отцов, не полностью соответствует действительности. Небольшая часть наших генов расположена в митохондриях, органоидах цитоплазмы, ответственных за преобразование энергии в наших клетках. Генотип митохондрий, т. е. их ДНК, унаследован полностью от наших матерей. Немногочисленные молекулы ДНК митохондрий в сперме, очевидно, разрушаются после оплодотворения.
В последние годы исследование генотипов митохондрий становится все более популярным в попытках объяснить генетические связи между группами населения. Материнское наследование, высокая частота мутаций и малость генотипа митохондрий облегчает сравнение изменений, встречающихся в нём у популяций различного происхождения. Степень родства или генетической связи может в этом случае быть оценена на основе компьютерных моделей.
Полиморфизм генотипа митохондрий различных Европейских народов использовался как основа при изучении Финской родословной. На основе результатов исследования можно заключить, что митохондриальная ДНК Финнов очень близка к таковой у других европейских народов, как Финно-Угорских, так и Индо-Европейских.
Исследование митохондриальной ДНК подтверждает предположение о западном, Индо-Европейском генотипе Финнов. Это представление находится в некотором противоречии с заключениями, сделанными на основе исследования генов ядра. Согласно этим исследованиям, Финны существенно отличаются от большинства других Европейцев. Однако, противоречие может быть только внешним, и, более вероятно, отражает различие во временных перспективах для исследования митохондриальной ДНК и ядерной ДНК.
Очевидно, что полиморфизм митохондриальной ДНК намного древнее, чем у генов ядра. Перспектива времени для исследования митохондриальной ДНК, вероятно, включает десятки тысяч лет по сравнению с несколькими тысячами лет для сравнении частот возникновения генов ядра. Таким образом, описание связей между популяциями, основанное на изучении частоты и диапазона генов ядра, находится в хронологическом соответствии с результатами лингвистов.
Саамы и финны — родственны ли они?
Родство между Финнами и Саамами занимало исследователей во многих областях в течение десятилетий. В то время как Финский и Саамский языки, бесспорно, происходят от Прото-Финского, наши лингвистические связи не обязательно являются признаком генетического родства.
Ранние генетические исследования родства Финнов и Саамов сравнивали полиморфизм генов ядра, встречающихся в этих популяциях. В 1990-х годах усилия по определению степени родства сосредоточились на вариациях в их митохондриальной ДНК. В этих исследованиях использовались образцы от Финляндских Саамов из области Инари, Лопарей Кольского полуострова и Саамов Швеции и Норвегии. Материал для сравнения включал образцы от других Финно-Угорских народов, а также от других Европейских популяций.
На основании различий, встречающихся в митохондриальной ДНК, можно заключить, что Саамы отличаются существенно от всех других групп населения, подвергнутых изучению. Те же самые результаты были получены при сравнении распределения и полиморфизма генов ядра в различных Европейских популяциях. Саамский генотип, по-видимому, отличен от других Европейских народов.
Комбинация трех мутаций была найдена более чем в трети Саамских образцов. Этот «Саамский мотив» наблюдался только в одном Финском образце и в пяти Карельских образцах. Кроме того, он не был найден ни в одной из других популяций — Индо-Европейской, Баскской, Африканской или Японской. Следовательно, эта комбинация, по-видимому, ограничена Саамами и является признаком общего происхождения Саамов Инари, Лопарей Кольского полуострова и Саамов Швеции и Норвегии.
Саамы поэтому отличаются генетически от других Финно-Угорских и Индо-Европейских народов, хотя и говорят на Финно-Угорском языке. В результате, они еще не локализованы на языковой и генетической картах Европы, и сотрудничество среди исследователей в различных областях все еще необходимо.
«Патологическое наследие» Финнов
Примерно тридцать врожденных и часто довольно серьезных болезней, передаваемых рецессивными генами, найдено в Финском населении. Эти болезни чрезвычайно редки и не встречаются нигде больше в мире. Однако, имеется также несколько врожденных болезней, которые не встречаются у нас вообще, но относительно часты у других народов.
Таким образом, наш генотип не делаем нас более склонными к болезням, чем другие группы населения, Но отличает нас от других. Причина нашего «патологического наследия» — больше результат уникальной истории заселения Финляндии, чем «девиантных» генетических корней. Первоначальные «поселенцы» были весьма немногочисленны, а наше географическое положение, как и наши культура, язык и вера, ограничили число иммигрантов. Изоляция, вызванная низкой плотностью населения, характеризовала Финскую популяцию.
Вплоть до первых десятилетий нынешнего столетия супруги обычно выбирались из собственной или соседней деревни. Это явление неизбежно ведет к развитию более отдаленных отношений, о которых люди, вовлечённые в них, могли сами и не знать. Как следствие, определенные гены случайно концентрировались в определенных областях.
В случае патологических генов, это явление приводило к рождению детей, поражённых болезнями. Однако, благодаря тому же случайному процессу, другие гены, наоборот, чрезвычайно редки в нашей популяции, и соответствующие болезни почти полностью отсутствуют.
Заключение
Недавние генетические исследования показывают, что Финны, подобно другим Финно-Угорским народам, генетически близки к Индо-Европейским популяциям.
Характерная особенность нашего генетического состава — однородность нашего генотипа, что является причиной сверхнаследования более чем 30 редких врожденных болезней, другими словами — Финское «патологическое наследие». С другой стороны, Саамский генотип отличен от Финского. Саамы, вероятно, являются потомками древнего населения, чьё происхождение пока не установлено.