Финмониторинг что это за организация

Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Примеры употребления на «Секрете»

«Мы рекомендуем периодически следить за своим кредитным рейтингом и проверять наличие вашей фамилии в различных списках на сайте финмониторинга».

(Директор финансового направления «Сравни.ру» Алексей Грибков — о том, как действовать, чтобы избежать отказа в выдаче кредита.)

«Суммы менее 500 000 рублей не попадают под финмониторинг, а банки и налоговая не квалифицируют такие платежи как коммерческие».

(Директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский — о том, как сотрудничающие с иностранными компаниями блогеры получают деньги за рекламу на личный счёт.)

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Источник

В каких случаях у финмониторинга банка появляются вопросы к вашему расчётному счёту

Большинство операций с денежными средствами организации и предприниматели проводят через расчетный счет. Для сторонних лиц информация по ним является недоступной. Банки обязаны соблюдать конфиденциальность. Но действия по счету все же просматриваются специально созданной службой, находящейся прямо в банке. Называется она отделом финансового мониторинга. Деятельность регулируется нормами ФЗ № 115 от 07.08.2001.

Что такое финмониторинг

Это подразделение, состоящее из штатных сотрудников банка, осуществляющее контроль за всеми операциями, которые происходят на счетах клиентов. Работники отдела обязаны не разглашать полученные ими сведения в ходе работы. Перед принятием в штат ответственность закрепляется в соглашениях о конфиденциальности. Но они находятся в тесном взаимодействии с Центробанком и налоговой инспекцией. На данные органы правило не распространяется. Если от них поступает запрос, банк предоставит им информацию по счетам клиентов. Также при обнаружении сомнительных операций сотрудники могут прибегнуть к блокировке счета самостоятельно.

Вопрос: Как понимать понятия «отмывание денег» и «легализация доходов, полученных преступным путем»?
Посмотреть ответ

На какие признаки служба обращает внимание

Для банка выгоден клиент, особенно занимающийся бизнесом и активно пользующийся системой безналичных платежей. Закрытие счетов влечет для банка потерю части его прибыли. Но на другой чаше весов находится существование кредитной организации в целом. Поскольку коммерческие банки подконтрольны Центробанку, они вынуждены соблюдать его условия. Всегда дешевле потерять клиента, чем лишиться лицензии. Поэтому осуществляется мониторинг и внимание обращают на такие моменты:

Вопрос: Какова роль финансового мониторинга в национальной системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, незаконным финансовым операциям и финансированию терроризма?
Посмотреть ответ

Операции, подлежащие обязательному контролю

Помимо сомнительных, есть факторы, на которые смотрят в плановом порядке, даже если организация или ИП находятся на хорошем счету. К таким относятся:

Какие побочные факторы привлекают внимание банка

Бывает, что под плановую проверку признак не подходит и явных нарушений нет. Но финмониторинг почему-то проявляет бдительность. Учитываются даже поведенческие черты при проведении сделок. Обратить на себя внимание можно, если у банка сложится субъективное мнение о непрозрачности ваших намерений. Например:

Что будет, если финмониторинг посчитает операции сомнительными

Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности. Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.

Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Как избежать блокировки счета

Чтобы не стать участником этой неприятной процедуры, следует анализировать каждое действие с точки зрения стороннего наблюдателя и по возможности делать каждую значительную операцию максимально прозрачной, с соблюдением правил.

Банковская система постоянно совершенствуется, вводятся новые алгоритмы выявления опасных субъектов. Отделы финмониторинга являются одними из значимых инструментов в реализации этой задачи. Блокировка счета может стать значительной неприятностью для фирмы. Поэтому при ведении бизнеса стоит учитывать эту сторону взаимоотношений с банком.

Источник

Финмониторинг: что это такое и так ли он страшен?

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих. Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто. Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации. Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт). Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Финмониторинг что это за организация

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

Финмониторинг что это за организация

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Финмониторинг что это за организация

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Источник

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – орган федеральной власти, созданный для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Первоначальное название структуры – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), он был создан указом президента от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К работе организация приступила с 1 февраля 2002 года.

9 марта 2004 года КФМ был преобразован в Росфинмониторинг в соответствии с указом президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Росфинмониторинг не предпринимает собственных действий против подозреваемых в отмывании денежных средств, его сфера – прежде всего сбор информации, которая в дальнейшем может передаваться в правоохранительные органы.

Для реализации своих функций Росфинмониторниг получает сведения о совершаемых операциях от организаций. Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года, уведомлению подлежат все сделки, если их сумма выше 600 тыс. рублей, операции с недвижимостью на 3 млн рублей и более.

В обязательном порядке в Росфинмониторинге должны зарегистрироваться следующие организации:

Все они согласовывают с Росфинмониторингом свои правила внутреннего контроля. Причем на официальном сайте ведомства есть рекомендации по составлению данного документа. Также там размещены перечень операций, которые, с точки зрения Росфинмониторинга, должны вызывать подозрения, и, в закрытом доступе, перечень организаций и частных лиц, в отношении коих уже имеются сведения об их причастности к отмыванию денег.

Росфинмониторинг осуществляет проверки зарегистрированных организаций на предмет соответствия их деятельности действующему законодательству об отмывании денежных средств, участвует в разработке этого законодательства, сотрудничает с международными организациями в своей сфере, такими как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ) и др.

Источник

Финмониторинг что это за организация

Историей мировой борьбы с «грязными» доходами принято считать 1989 год, когда в Париже «Большой семеркой» было принято решение о создании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Именно эта организация подготовила, внедрила и регулярно совершенствует комплекс единых стандартов для всех национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В центре этой системы – подразделение финансовой разведки.

В нашей стране процесс осознания важности проблемы легализации преступных доходов и необходимости создания мощных рычагов противодействия дельцам, использующим банковскую систему в криминальных целях, подрывающих национальную экономику, занял около 10 лет.

Элементы национальной «антиотмывочной» системы начали формироваться, начиная с 1990 года, когда Верховный совет СССР ратифицировал Венскую конвенцию ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, впервые заложившую правовые основы международной системы борьбы с отмыванием «грязных» денег.

В 1997 году вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Впервые в истории российского законодательства в нем появилась статья, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств (ст. 174).

В сентябре того же года Россия приняла участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег МАНИВЭЛ. С момента создания этого Комитета России всегда принимала активное участие в его работе. В мае 1999 года Россия подписала Страсбургскую конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года, которая была ратифицирована в мае 2000 года.

Межведомственный центр не мог адекватно выполнять свои функции и в силу отсутствия системы обязательного представления финансовыми организациями информации о подозрительных операциях, что, в свою очередь, было обусловлено отсутствием закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов.

«Черный список»

В мае – июне 2000 года в России работали эксперты Совета Европы и FATF и пришли к неутешительным выводам: в России отсутствует система противодействия отмыванию денег.

Эксперты указали не несоответствие России большинству международных стандартов в отсутствие ключевых компонентов «антиотмывочной» системы: комплексных требований по идентификации клиентов; системы представления сообщений о подозрительных операциях; функционирующего подразделения финансовой разведки, обеспеченного необходимыми ресурсами; эффективных и оперативных механизмов оказания помощи в международных расследованиях.

15 июля 2000 года FATF опубликовала список из 15 стран, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с легализацией преступных доходов. В «черный список» включили и Россию.

В октябре 2000 года, в затем в январе 2001, Европейский союз пригрозил с июня 2001 года применить к странам из «черного списка», в том числе, и к России, финансово-экономические санкции, вплоть до замораживания зарубежных счетов компаний, если эти государства не выполнят рекомендации FATF. К январю 2001 года 12 из 15 стран из «списка» внесли необходимые изменения в национальное законодательство. России в их числе не было.

России чудом удалось избежать последствий включения в «черный список».

Главный закон

Первая редакция закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» была принята Госдумой в октябре 1998 года, но не получила одобрения со стороны Совета Федерации. Доработанный согласительной комиссией законопроект в июне 1999 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но Президент РФ Б.Н. Ельцин отклонил его.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» прошел окончательное чтение и принят депутатами Государственной Думы 13 июля 2001 года. 20 июля 2001 года закон получил одобрение в Совете Федерации.

7 августа 2001 года легендарный 115-ФЗ подписал Президент Российской Федерации.

Одновременно был принят Федеральный закон № 121-ФЗ, предусматривающий внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные акты России, включая Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральные закон «О банках и банковской деятельности».

Таким образом появились необходимые предпосылки и правовая основа для создания полноценного российского подразделения финансовой разведки.

1 ноября 2001 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Согласно Указу, Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Установлено, что Комитет подотчетен Министерству финансов Российской Федерации.

Финмониторинг что это за организация

2002 год

На 1 февраля 2002 года были созданы все необходимые на тот момент правовые, организационные и технические предпосылки для начала функционирования финансовой разведки России. Уже 1 февраля 2002 г. КФМ России получил первое сообщение от кредитной организации.

Одна из кредитных организаций Калининграда сообщила в финансовую разведку о том, что совершена финансовая операция на сумму 613 тысяч рублей о переводе денежных средств в Объединенные Арабские Эмираты. Код операции 6001, то есть направлена в порядке внутреннего контроля.

16 апреля 2002 года в Екатеринбурге по материалам КФМ России было возбуждено первое уголовное дело по признакам ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем). В одном из уральских банков с 14 декабря 2001 года по 28 февраля 2002 года совершались финансовые операции, имеющие признаки легализации денежных средств, полученных преступным путем. Старший уполномоченный УБЭП криминальной милиции ГУВД Свердловской области вынес постановление о возбуждении уголовного дела.

Уже в конце мая КФМ выявил 50 случаев явного отмывания через российские банки. Эту информацию на съезде Ассоциации региональных банков России 29 мая 2002 года озвучил первый заместитель министра финансов РФ, глава Комитета РФ по финансовому мониторингу Виктор Алексеевич Зубков. Тогда же он сообщил, что в июне в Монако на заседании Группы Эгмонт КФМ России должен стать 59-м ПФР, принятым в состав Группы.

Уже в апреле российская финансовая разведка заручилась поддержкой подразделений финансовой разведки США, Словакии, Люксембурга, Бельгии, Лихтенштейна и Франции.

В сентябре 2002 года в рамках процедур по рассмотрению положения в странах из «черного списка» миссия экспертов FATF посетила Россию. Экспертов интересовало российское законодательство о противодействии легализации преступных доходов и реализация законов на практике. Миссия побывала в нескольких городах России. В одном из далеких от столицы банков представитель миссии попросил показать, как работает связь: при нем направили в Москву сведения о финансовой операции, и тут же член миссии связался со своим коллегой, и убедился, что информация уже получена. Это было важным доказательством того, что закон уже работает.

В октябре 2002 года Россия исключена из «списка несотрудничающих стран и территорий» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Это стало отправной точкой в признании нашей страны членами FATF.

В этот же период государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Реальность и международные масштабы террористической угрозы заставили задуматься об источниках финансирования терроризма. В июле 2002 года Россия ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма.

Федеральным законом от 30 октября 2002 года № 131-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ внесены изменения и дополнения, направленные на использование его механизмов в борьбе с финансированием терроризма. Соответственно в компетенцию финансовой разведки вошло противодействие финансированию терроризма.

В июле 2002 года Уголовный кодекс РФ был дополнен новой статьей (205.1), предусматривающей ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие им. Как следствие, в 115-ФЗ вошли новые положения об обязательном контроле за операциями, в которых замешаны организации или граждане, причастные к экстремистской деятельности.

Кроме действовавших мер по выявлению подозрительных операций был установлен порядок автоматического административного приостановления финансовых операций с участием лиц, связанных с террористической деятельностью.

Новая редакция закона соответствовала Резолюции 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года о замораживании активов террористов, Восьми специальным рекомендациям FATF, принятым в октябре 2001 года, и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, которую Россия подписала в апреле 2000 года и ратифицировала 10 июля 2002 года.

2003 год

С января 2003 года сфера действия Федерального закона 115-ФЗ и компетенция финансовой разведки распространилась на противодействие финансированию терроризма. Росфинмониторинг формирует и ведет Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

В рамках работы с Перечнем реализуется выполнение международных обязательств Российской Федерации по перекрытию каналов финансирования терроризма. Перечень служит определенной преградой на пути использования выявленными лицами и организациями легальных каналов для передачи денежных средств, а также помогает выявить использование террористами родственных связей при совершении операций.

В феврале 2003 года Россия приняла участие в пленарном заседании ФАТФ в качестве наблюдателя, а 19 июня 2003 стала членом Группы.

Этому решению предшествовала еще одна комплексная оценка национальной системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма, которая проводилась экспертами ФАТФ в апреле 2003 года.

Статус полноправного члена ФАТФ позволил России непосредственно участвовать в разработке, распространении и оценке соблюдения другими странами международных стандартов в «антиотмывочной» сфере.

В этот период активно велась работа над устранением недостатков, выявленных международной миссией в сентябре 2002 года. В соответствии с поручением Правительства РФ был разработан и утвержден Межведомственный план по выполнению рекомендаций FATF и других международных организаций в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Вместе с КФМ России в разработке предложений по совершенствованию правовых и организационных основ национальной системы ПОД/ФТ в составе межведомственной группы участвовали представители 14 министерств и ведомств.

Одним из результатов стало принятие новых редакцией ст. 174 и 174.1 УК РФ, предусматривающих криминализацию отмывания денег независимо от суммы легализуемых средств (ранее уголовным преступлением признавалась легализация преступных доходов свыше 2000 МРОТ, то есть свыше 600 тысяч рублей).

Надзорная деятельность

С 2003 года в России начала существование строгая система надзора за исполнением «антиотмывочного» законодательства.

Российский закон об отмывании разграничивает функции по надзору за деятельностью подотчетных финансовых и нефинансовых организаций. Финансовая разведка осуществляет непосредственный надзор за организациями, над которыми нет профильных федеральных ведомств. За остальными финансовыми посредниками надзор идет по ведомственной принадлежности. На тот период объектами контроля со стороны Службы и ее территориальных органов были: лизинговые компании, ломбарды, организации игорного бизнеса.

2004 год

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) при Министерстве финансов Российской Федерации.

Из значимых законопроектов, принятых по инициативе финансовой разведки, можно выделить Федеральный закон от 28 июля 2004 года № 88-ФЗ. В июле 2003 года при участии России ФАТФ приняла новую редакцию 40+9 Рекомендаций. В соответствии с этими изменениями в 115-ФЗ был существенно расширен круг лиц, обязанный представлять сведения о подозрительных операциях. В 2004 году в этот перечень вошли агентства недвижимости, адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Тогда же удалось весьма значительно усилить требования к правилам внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В мае 2004 года впервые в России за неоднократное нарушение в течение года требований «антиотмывочного» закона, лишился лицензии один из коммерческих банков. Банк оказался замешан в криминальной истории с похищением и убийством двух руководителей Камского литейного завода. Следствию не удалось установить в действиях руководителей и сотрудников прямого умысла на легализацию доходов, полученных в результате преступления. Но проверки с участием представителей Росфинмониторинга и Банка России выявили факты непредставления и несвоевременного представления банком сообщений в уполномоченный орган о нескольких сотнях операций, подлежащих обязательному контролю. Уличили банк и в сомнительных операциях по обналичиванию денежных средств; 390 миллионов долларов за 2003 год.

«Дело Леуса»

В марте 2004 года впервые в отечественной практике было вынесено решение по статье об отмывании в отсутствие приговора по основному преступлению – факту хищения денежных средств в зарубежном банке. Это было дело в отношении бывшего председателя правления «Русского Депозитарного Банка» Дмитрия Леуса.

По материалам этого финансового расследования впервые в российской практике по статье об отмывании был осужден руководитель банка. Леус использовал свой банк в качестве «прачечной» для отмывания 20 миллионов долларов США, украденных в Центральном банке одной из стран ближнего зарубежья. По договоренности Леуса с иностранными подельниками похищенные средства были размещены в «Русском Депозитарном Банке» на счетах подставной компании. Затем по личному указанию банкира деньги перевели на счет физического лица, открытый на имя некоего вьетнамского гражданина. От имени этого же гражданина на следующий день деньги в полном объеме были сняты наличными. В результате организованного взаимодействия Росфинмониторинга, российских и зарубежных правоохранительных органов преступление удалось раскрыть в короткие сроки.

6 октября 2004 года в Москве по инициативе России создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Ее учредителями стали Беларусь, Казахстан, Киргизию, Китай, Россия и Таджикистан. Ее первым председателем стал руководитель финансовой разведки В.А. Зубков.

ЕАГ является крупнейшей региональной структурой FATF по размерам территории и численности населения государств-участников. Объединение государств Евразийского региона в региональную группу по типу FATF позволило не только заложить нормативные, институциональные и организационные основы для борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, но и пройти процедуры взаимных оценок, которые определяют уровень соответствия национальных систем международным стандартам.

Ключевую роль в становлении ЕАГ и оказании помощи ее членам сыграла Российская Федерация, и прежде всего, Росфинмониторинг, сотрудники которого составили основу Секретариата ЕАГ.

2005 год

11 июня 2005 года Президентом Российской Федерации утверждена первая редакция Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, определившей направления развития системы ПОД/ФТ в России.

В 2005 году создана автоматизированная система надзорной деятельности, которая позволила финансовой разведке выявлять организации, не исполняющие требования законодательства, и оперативно информировать соответствующие надзорные органы для принятия мер реагирования и воздействия в рамках их полномочий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 1989-р создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ).

2007 год

Существенное влияние на развитие российской «антиотмывочной» системы оказал Указ Президента РФ от 25 сентября 2007 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Федеральная служба по финансовому мониторингу получила статус федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Прежде финансовая разведка была подведомственна Министерству финансов.

25 сентября 2007 года руководителем Росфинмониторинга назначен О.А. Марков.

В сентябре-ноябре 2007 года в России экспертами FATF, МАНИВЭЛ и ЕАГ проведена взаимная оценка третьего раунда.

В декабре 2007 года О.А. Марков избран председателем ЕАГ.

2008 год

Согласно утвержденному ФАТФ отчету общий рейтинг России составил около 70%, что соответствовало уровню таких стран, как Канада, Швеция и Италия. В отчете достаточно высоко были оценены правовые основы нашей системы, в также участие страны в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ.

22 мая 2008 года руководителем Росфинмониторинга назначен Ю.А Чиханчин.

Росфинмониторинг включен в пятерку лучших подразделений финансовой разведки мира.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. № 468-р Росфинмониторингу поручено принимать участие в деятельности Группы Эгмонт от имени Российской Федерации.

С 2008 года Росфинмониторинг перешел на систему риск-ориентированного подхода. Его суть: в порядке надзора выделяются сектора финансового рынка и организации, объекты повышенного внимания, которые наиболее уязвимы, находятся в зоне особого риска и могут стать частью схемы по легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

2012 год

Значительным событием 2012 года стала высокая оценка того, что делает Росфинмониторинг, как руководством страны, так и международным сообществом. Подтверждением этого признания является изменение положения Росфинмониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти: с 21 мая 2012 года руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 Росфинмониторингу переданы функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате ПОД/ФТ.

В начале 2012 года была утверждена обновленная редакция 40 рекомендаций ФАТФ.

Подтверждением высокого уровня организации межведомственного взаимодействия и признанием усилий России по совершенствованию национального законодательства стала успешная защита очередного отчета о прогрессе перед ФАТФ в июне 2012 года.

Летом 2012 года в Санкт-Петербурге прошло юбилейное ХХ Пленарное заседание Группы Эгмонт. По результатам конкурса на лучшее финансовое расследование первое место заняла работа Росфинмониторинга.

31 июля 2012 года распоряжением Президента Российской Федерации была создана Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ), информационно-аналитическое сопровождение которой осуществляет Росфинмониторинг.

5 декабря 2012 года в Ашхабаде подписано соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ. Документ подписали президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Украины и Таджикистана.

2013 год

В октябре 2013 года наша страна успешно защитила отчет о прогрессе Российской Федерации на Пленарном заседании ФАТФ. Это позволило осуществить амбициозную задачу – переход на самый мягкий режим мониторинга, двухгодичный.

В 2013 году новым подходом к реализации образовательных программ в «антиотмывочной» сфере стала сетевая форма обучения. В результате совместной работы Росфинмониторинга, Минобрнауки России, Федерального агентства научных организаций был создан Сетевой институт в сфере ПОД/ФТ.

C 2015 года Росфинмониторинг осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств.

2017 год

Изменения в Положение о Росфинмониторинге, внесенные Указом Президента РФ от 8 марта 2016 года №103, нормативно закрепили полномочия российской финансовой разведки по проведению национальной оценки рисков (НОР) с привлечением федеральных органов государственной власти, Банка России и представителей частного сектора. Также в соответствии с данным Указом расширены функции Службы по координации в вопросах ПОД/ФТ и НОР.

В 2016 году Распоряжением Президента РФ от 2 марта № 31-рп создана Межведомственная комиссия по подготовке России к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ (МВК), в состав которой вошли представители правоохранительных и контрольно-надзорных органов государственной власти РФ.

В рамках реализации полномочий национального центра оценки рисков, возложенных на Росфинмониторинг, во взаимодействии с участниками МВК, а также частным сектором (через Консультативный совет, Совет комплаенс) проводит регулярную работу по выявлению, анализу и оценке рисков ОД/ФТ. По результатам этой работы Президенту РФ, в Совет Безопасности РФ, в правоохранительные и иные органы государственной власти, частному сектору направляется информация об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций ОД/ФТ с целью выработки и принятия мер по их минимизации.

Для анализа трансграничных финансовых потоков и выявления инфраструктуры, создаваемой профессиональными посредниками в целях перераспределения, отмывания и управления денежными средствами своих клиентов, в число которых могут входить и организованные преступные группы, и террористические организации, в 2017 году Российская Федерация вышла с инициативой по реализации проекта «Млечный Путь».

В рамках 24-го Пленарного заседания Группы Эгмонт в Макао (2–7 июля 2017 года) материалы российской финансовой разведки на конкурсе «Лучшее финансовое расследование Эгмонта» (BECA) были признаны лучшими в номинации «Противодействие отмыванию доходов».

В 2017 году Росфинмониторингом запущена новая система межведомственного контроля за использованием бюджетных средств – бюджетный мониторинг.

2018 год

В 2018 году проведена национальная оценка рисков ОД и ФТ. Отчеты официально утверждены решением Межведомственной комиссии по подготовке Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ.

30 мая 2018 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмакоторой определены основные риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также цели, основные направления развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и задачи по реализации этих направлений.

2019 год

Так, в части оценки технического соответствия Российской Федерации присвоены преимущественно положительные рейтинги (около 90%). По итогам оценки российская «антиотмывочная» система признана одной из самых эффективных.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года №289 «О внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» и в Положение, утвержденное этим указом» расширены полномочия Росфинмониторинга в части разработки и реализации во взаимодействии с иными участниками национальной системы ПОД/ФТ мер, направленных на минимизацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в сфере ОД/ФТ и профилактику преступлений соответствующего характера.

Росфинмониторингом организована работа по осуществлению контроля эффективности расходования бюджетных средств при реализации национальных проектов, утвержденных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2020 год

Усилия Росфинмониторинга были направлены на трансформацию контроля и надзора в области ПОД/ФТ/ФРОМУ в сторону дальнейшей унификации подходов надзорных органов, формирования более целостной системы, основанной на единых координатах, общности методов планирования проверочной деятельности, выбора мер надзорного реагирования, а также риск-ориентированном подходе, как фундаментальном принципе в организации осуществления надзора.

Данная работа велась, в том числе, в рамках соответствующего проекта федерального закона (принят 11 июня 2021 года), призванного на правовом уровне закрепить единые методологические подходы к контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ с учетом современных практик (риск-ориентированный подход, дистанционный мониторинг и др.)

Совместно с членами Совета комплаенс и во взаимодействии с Банком России финансовые организации ориентированы на новые риски, связанные с COVID-19 и выявление соответствующих подозрительных операций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *