Финляндский вокзал что посмотреть
Финляндский вокзал и окрестности
Финляндский вокзал не производит особенного впечатления. Трудно поверить, что именно на этой невзрачной станции начались важнейшие исторические события, определившие жизнь России на многие десятилетия. В 1950-е годы привокзальная площадь (площадь Ленина) была реконструирована, и выглядит довольно солидно. Однако само бетонное здание вокзала, построенное в 1950 году на месте старого, и его интерьер, созданный ещё позже, весьма заурядны.
Тем не менее, вполне можно представить сцену прибытия Ленина в Санкт-Петербург в половине двенадцатого ночи 3 апреля 1917 года. Сойдя с поезда, Ленин (который сменил рабочую кепку на свою обычную шляпу-котелок) был поражён той встречей, которую организовали ему рабочие и солдаты. Над платформой были растянуты красные транспаранты, весь вокзал и его окрестности были запружены толпами революционных кронштадтских матросов и большевиков, приветствовавших вождя.
На площади собралось около десяти тысяч демонстрантов. Развевались красные знамёна, в небо то и дело взвивались сигнальные ракеты. Ленин поднялся на броневик и обратился к революционерам с краткой речью. Машина медленно поехала. Броневик часто останавливался, и Ленин приветствовал толпу словами: «Да здравствует социалистическая революция!». Сейчас в вестибюле вокзала установлены турникеты, поэтому, чтобы осмотреть перроны, вам придётся приобрести перронный билет.
Панорама Финляндского вокзала
Выход, из которого вышел Ленин, до сих пор сохраняется рядом с платформой № 1. В зале ожидания вокзала председатель Петроградского совета меньшевик Чхеидзе из осторожности произнёс несколько банальных приветствий в адрес «вождя мирового пролетариата». Через три месяца, в июле 1917 года, Временное правительство осознало, насколько опасны для него большевики, и начало охоту за Лениным. Тогда он был вынужден тайно покинуть город. Сначала Ленин прятался в амбаре, позже – в шалаше на берегу озера возле посёлка Разлив, а затем переправился на паровозе в Финляндию под видом кочегара.
Осенью 1917 года на том же самом паровозе Ленин вернулся в Петроград (ему помогал машинист паровоза – финский коммунист Гуго Ялава). Ленин убедил своих товарищей по партии в том, что созрела ситуация для вооружённого выступления большевиков. Паровоз «М-293», на котором Ленин ездил в Финляндию, сохраняется в специальном стеклянном павильоне возле платформы № 10. Локомотив был подарен Советскому Союзу правительством Финляндии в 1957 году. Обратите также внимание на памятник в виде серпа и молота на платформе 6/7. Этот монумент был установлен в честь эшелонов Дороги жизни, которые прибывали сюда во время блокады.
Памятник Ленину
На берегу Невы, на площади Ленина, стоит самый первый из всех памятников Ленину в Советском Союзе. Он был открыт 7 ноября 1926 года и стал образцом для великого множества монументов вождю, которые вскоре заполонили всю страну. Скульптор С.А. Евсеев и архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх запечатлели выступление Ленина с броневика. Одна рука вождя заткнута за жилетку, а другая вытянута вперёд, как бы указывая дорогу к светлому будущему.
В Советском Союзе памятники Ленину были в каждом городе. Изготовление монументов вождя мирового пролетариата стало буквально отраслью народного хозяйства. Тем не менее, Сталин приказал перевезти тело Ленина в Москву, на Красную площадь, объявил покойного титаном и, по сути дела, устроил настоящий языческий культ в его честь.
В посткоммунистическую эпоху было решено сократить число памятников Ленину в Санкт-Петербурге. Специальная комиссия определила, какие из них представляют художественную или историческую ценность, а какие можно убрать. Наиболее важные памятники Ленину были сохранены, в частности возле Финляндского вокзала, на Московской площади и на Варшавском вокзале.
Тюрьма Кресты
С набережной возле площади Ленина открывается вид на Неву и многие известные здания. На противоположном берегу неясно вырисовывается бывшая штаб-квартира секретной полиции – Большой дом, а за Арсеналом на Выборгской стороне – тюрьма Кресты. В 1930-е – 1940-е годы эти два здания «перемололи» тысячи человеческих судеб. Попав туда, многие люди исчезали бесследно, а их родные день за днём ходили от Большого дома к тюрьме и обратно, тщетно пытаясь узнать что-либо об их судьбе.
В наши дни Большой дом (Управление внутренних дел) уже не внушает петербуржцам такого страха. А вот Кресты – по-прежнему самое страшное место в городе. Условия содержания заключённых в этом следственном изоляторе настолько ужасны, что международные правозащитные организации приравнивают пребывание там к пыткам. Эта тюрьма была построена в царствование Екатерины Великой.
Название «Кресты» связано с тем, что здания в плане имеют вид двух крестов. Здесь в 1905 году Л. Троцкий ожидал приговора за организацию революционных выступлений, а в октябре 1917 года большевики заключили сюда всё Временное правительство, за исключением сбежавшего Керенского. Во время массовых репрессий 1934-1936 годов поэтесса Анна Ахматова провела 21 месяц в очередях возле Крестов вместе с другими женщинами, ожидавшими известий о своих родственниках. Однажды прохожий узнал её и прошептал: «Вы можете это описать?» И Анна Ахматова создала «Реквием» – серию стихов в прозе.
Церковь Невского в Крестах
Питание организовано точно так же, как это было в своё время в Петропавловской крепости или Шлиссельбурге, которые считаются символами царского деспотизма. Еду дают через так называемую «кормушку», отверстие в двери, крышка которого откидывается, образуя маленький столик. Грязные, переполненные камеры – идеальный рассадник туберкулёза. Это заболевание – настоящий бич российской исправительной системы. Более 90 тысяч заключённых в стране заражены, причём около одной пятой из них заражены особо опасной формой, которая не поддаётся лечению антибиотиками.
Вид Крестов с Невы
Подследственные бросают из окон камер записки при помощи рогаток или духовых трубок. А их друзья и родственники подают им в ответ сигналы руками, стоя на набережной. Как ни странно, в следственном изоляторе Кресты проводят экскурсии в тюремной часовне. Раньше это помещение служило клубом для охраны. Там на месте алтаря висел портрет Железного Феликса и девиз «Поступай так, как поступил бы Дзержинский!».
Экспозиция рассказывает о знаменитых заключённых. Выставлены предметы, изготовленные обитателями тюрьмы, в частности шахматы из лакированного хлебного мякиша (фигуры изображают полицейских и воров). Заключённые подзывают туристов мяуканьем, а вся экскурсия несколько отдаёт садомазохистским интересом к чужим страданиям. Экскурсии проводят по субботам и воскресеньям в 12.00, 13.30 и 17.00.
Сампсониевский собор
За тюрьмой находится промышленный район – множество фабрик и складов. Одним из первых предприятий на Выборгской стороне была Российская дизельная фабрика, основанная в 1824 году шведским иммигрантом Эммануэлем Нобелем. Его сын Людвиг в 1862 году начал производить здесь чугун. Сын Людвига Альфред стал знаменитым благодаря тому, что изобрёл динамит, а потом, вероятно раскаявшись в этом адском изобретении, постарался загладить свою вину перед человечеством, учредив знаменитую Нобелевскую премию.
Вскоре после революции большая часть фабрик была национализирована. Однако жизнь местного пролетариата долгое время не становилась лучше из-за того, что страна была обессилена Гражданской войной. Лишь в начале 1930-х годов в СССР начали появляться учреждения культуры для пролетариата. Тогда на Выборгской стороне, на углу Большого Сампсониевского проспекта и Гренадёрской улицы, был построен клуб. На противоположной стороне улицы стоит Сампсониевский собор. Это одно из старейших зданий города. Оно выглядит анахронизмом среди окружающих его современных домов.
Иконостас Сампсониевского собора
Роскошное здание цвета морской волны с надвратной часовней в московском стиле было построено в 1740 году. Именно здесь происходило тайное венчание Екатерины Великой с князем Потёмкиным в 1774 году. На свадьбе присутствовали лишь племянник Потёмкина, фрейлина и гофмейстер. Тайные браки вовсе не были редкостью в семье Романовых. Пётр Великий секретно обвенчался со своей любовницей, а потом повторил церемонию публично и признал жену императрицей. Елизавета вышла замуж за украинского певчего Разумовского, которому присвоила графский титул. А Николай I так никогда и не узнал о том, что его дочь Мария была тайно обвенчана со Строгановым.
Сампсониевский собор располагает великолепным иконостасом в стиле барокко. Его можно увидеть только во время экскурсий или во время служб (по пятницам, субботам и воскресеньям в 17.00). В другое время собор закрыт. На территории собора похоронены трое придворных, казнённых по приказу фаворита императрицы Анны Иоанновны графа Бирона, который, как говорили, «обращается с лошадьми, как с людьми, а с людьми – как с лошадьми». На противоположной стороне улицы находится памятник Петру I.
Маршрут № 1: «Петербург за 1 день» — от Финляндского вокзала до Гостиного двора
Санкт-Петербург — потрясающий город с великим множеством знаменитых на весь мир достопримечательностей. И если у вас выдался всего один денёк для знакомство с ним, — маловато, и посмотреть можно всё самое главное, но это только начало, поскольку вы обязательно влюбитесь в него и будете приезжать в город на Неве снова и снова.
Увидеть за 1 день в Северной столице можно немало и побывать можно в разных интересных местах. Предлагаем пешеходный маршрут. Не нужно думать, что на автобусе можно больше увидеть. Важно, не количество, а качество. Пешком вы неспешно прогуляетесь по его улицам, мостам и набережным, вы увидите самое главное и вместе с тем не пропустите важные нюансы.
Вы ощутите атмосферу великого города на Неве, сможете почувствовать его дух и гордость, чем он дышит и как живёт, а также будет, безусловно, возможность посмотреть и на его основные шедевры, и на его радушных жителей, завести знакомства, наконец, немаловажный фактор, вы научитесь в нём ориентироваться, чтобы в следующий раз быть тут как «рыба в воде».
Достопримечательности маршрута: «Петербург за 1 день»
1. Финляндский вокзал → Паровоз Ленина → Поющие фонтаны → Сампсониевский мост → Крейсер Аврора → Домик Петра I → Львы Ши-Цза
Вы прибыли на Финляндский вокзал (либо с другого вокзала можно легко перебраться сюда, расположен по адресу: площадь Ленина, 6). Стартуем и смотрим на его достопримечательности, самый известный из которых — это Ленин на броневике, а главный — первый из 56 мемориальных километровых столбов «Дороги жизни». И далее осматриваем всё интересное в его окрестностях.
Финляндский вокзал был открыт в 1870 году. Дорога от Петербурга прокладывалась в 1862—1870 годах навстречу уже начавшей действовать в Финляндии первой железной дороге между Гельсингфорсом (ныне Хельсинки) и Тавастгусом (ныне Хямеэнлинна). Линия из России была подведена к станции Рихимяки.
На Финляндский вокзал 16 апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ильич Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1961 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).
Именно этот вокзал был единственным, действовавшим в Великую Отечественную войну, в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».
Далее идём смотреть на поющие фонтаны у Финляндского вокзала, это комплекс фонтанов на площади Ленина, который является менее масштабным в городе, тут устраивают светомузыкальное шоу. Разноцветные струи воды рассыпаются на миллионы брызг и вновь взмывают к небу. Они трепещут в такт музыке и замирают с последним аккордом. Чтобы увидеть это чудо, не обязательно ехать за тридевять земель.
Светомузыкальный фонтан у Финляндского вокзала на площади Ленина ещё и один из 2-х танцующих фонтанов в Санкт-Петербурге. Струи воды танцуют под классику, сочинения Андрея Петрова, а иногда — в сопровождении хитов 1960-х. А начиналось всё в 1950-х. После реконструкции на площади Ленина рядом с Финляндским вокзалом были установлены 2 фонтана с восьмиугольными чашами. Со временем они перестали функционировать.
В 2004 году Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга объявил тендер на проект нового фонтанного комплекса. Реконструкция площади и строительство фонтанов заняло три месяца, и 22 сентября 2005 года в торжественной обстановке состоялось открытие нового фонтанного комплекса.
20 чаш, выполненных из серого и черного гранита, расположились в центральной части площади. Самая большая, прямоугольная, включающая в себя 8 каскадов и 500 струй, спрятались за памятником Владимиру Ленину. Рядом находятся отреставрированные восьмиугольные чаши, между ними — небольшая прямоугольная. Обрамляют площадь шестнадцать малых чаш, расположенных по восемь штук с каждой стороны.
Все фонтаны оснащены постоянно изменяющейся четырехцветной подсветкой и имеют музыкальное сопровождение. Известный композитор, коренной петербуржец Сергей Баневич специально для «Поющих фонтанов» написал музыкальное произведение, состоящее из 13 частей. Во время шоу они звучат в исполнении симфонического оркестра.
«Поющие фонтаны» у Финляндского вокзала — любимое место встреч и отдыха как петербуржцев, так и гостей города. Представление можно посмотреть в 12:00, 21:40 по будним дням и в 12:00, 20:00, 21:00 и 21:40 в выходные и праздничные дни.
Теперь идём по направлению к разводному Сампсониевскому мосту, через который будем переходить реку Большую Невку на Петроградский остров. Переправу открыли в 1806 году и был поначалу известен как Гренадёрский наплавной мост, переведённый сюда из другого места. Это был один из первых мостов, пришедших на смену плашкоутным. С 1784 года мост назывался Выборгским, так как мост вёл на Выборгскую сторону. Современное название было дано в 1822 году по Большому Сампсониевскому проспекту.
Рядом с мостом на Петроградской набережной расположен корабль-музей «Аврора», куда мы направляемся дальше, переходя мост и вдоволь им налюбовавшись. «Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» 23 мая 1897 года. Корабль спустили на воду 11 мая 1900 года. В состав флота легендарный крейсер вошел в 1903 году 16 июля.
Во время русско-японской войны корабль участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции.
С 1948 года корабль стоит на стоянке у Петроградской набережной, 2А у истока Большой Невки. Крейсер несколько раз перемещался для проведения ремонтов, последний раз вернулся на стоянку 16 июля 2016 года. В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей в качестве филиала Центрального Военно-морского музея. Крейсер «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.
На Петровской набережной, 6 находится Домик Петра I, который мы идём посмотреть. Стоит отметить, что это первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня — с 24 по 26 мая (4 по 6 июня по новому стилю) 1703 года.
Здесь же 27 мая (7 июня по новому стилю) 1703 года прошло празднование по случаю основания нового города 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года Петром I. 27 мая — День рождения Санкт-Петербурга, великий праздник, который отмечается ежегодно очень торжественно и с большими народными гуляниями, с фейерверками и салютами. В 1930 году в домике был открыт музей, где представлены артефакты той эпохи и подлинные вещи самого Петра Великого.
Охраняют домик Петра I стражи в виде львов Ши-Цза, которые вы найдёте здесь же при спуске к Неве (главной реки Петербурга) на Петровской набережной. В Санкт-Петербурге существует традиция украшать мосты, набережные и здания каменными львами. Самыми необычными из них можно по праву считать статуи Ши-Цза.
Две скульптуры, изображающие льва со сферой и львицу со львёнком, имеют внушительные размеры. Высота каждой составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес — 2 тонны 400 килограмм. Расположенные по обе стороны от спуска к Неве, статуи изображают чудовищ из восточной мифологии и имеют внешние черты, позаимствованные от льва и жабы. Для китайцев лягушка является символом богатства и благополучия, а царь зверей обладает магической силой, защищающей от врагов и нечистых сил. Также зверь олицетворяет могущество и успех, власть и силу.
Правительством было решено подарить скульптуры приамурскому помощнику генерал-губернатора и члену Государственного Совета Николаю Гродекову. Он, в свою очередь, изъявил желание принести в дар львов Ши-Цза столице Российской империи Санкт-Петербургу.
Из Китая во Владивосток статуи были доставлены на поезде, а оттуда в Санкт-Петербург перевезены на пароходе. В столицу львы прибыли в 1907 году, где их определили на только что отреставрированную Петровскую набережную, отделанную гранитом и украшенную живописными спусками к воде. Оставляем в покое львов, нас ждёт легендарная Петропавловская крепость.
2. Иоанновский мост → Памятник Зайцу → Петропавловская крепость → Корабль Летучий Голландец → Биржевой мост
Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове, в которую мы заходим, переходя по Иоанновскому мосту, который соединяет Заячий и Петроградский острова, построен на месте первого моста в Санкт-Петербурге. Сразу по мосту мы войдём в Иоанновские ворота Петропавловской крепости. Но не спешите, тут нужно увидеть большую народную и любимую петербуржцами достопримечательность памятник Зайцу, в честь кого и остров так был назван.
Мост носил наименование Петровского с момента постройки, а с 1887 года стал называться Иоанновским. История Санкт-Петербурга началась в 1703 году с закладки Петропавловской крепости. Первым мостом в новом городе был наплавной деревянный мост, соединявший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове.
Современный Иоанновский мост является пешеходным и до сих пор опирается на каменные устои старого моста. На свае рядом с мостом 7 мая 2003 года была установлена фигурка зайца. Неофициально её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения». Памятник был открыт официально 8 мая 2003 года в рамках празднования 300-летия города, является своеобразной данью топонимической легенде Заячьего острова.
Авторами проекта стали петербургский скульптор Владимир Алексеевич Петровичев, работающий в жанре анималистики и архитектор Сергей Яковлевич Петченко. Одним из идеологов установки памятника стал петербургский историк Сергей Борисович Лебедев. С зайчиком, почему тут его установили, широко известны два варианта исторической легенды, о случайной встрече на острове зайца и основателя города Петра I.
По одной из версий — спасающийся от наводнения заяц, прыгнул на сапог Петру I, сразу когда тот сошёл на берег из причалившей к острову лодки. На самом же острове водилось невиданное количество зайцев. После этого случая Пётр I стал именовать остров Заячьим.
Другая версия гласит, о том, что испуганный заяц, вероятно спасавшийся бегством, чтобы не стать добычей хищника, запрыгнул Петру I прямо в руки. Произошло это в момент, когда царь ругал за нерасторопность плотников, работавших на строительстве Петропавловской крепости. Это происшествие настолько развеселило Петра I, что он тут же сменил гнев на милость и не стал наказывать плотников.
Заходим через Иоанновские ворота в Петропавловскую крепость — историческое ядро Санкт-Петербурга, который был создан с этого оборонительного сооружения. Крепость была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-е-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.
С возведением Петропавловской крепости родился Санкт-Петербург, о чём мы уже говорили, и это произошло 27 мая 1703 года, повторимся, который и стал днём основания Санкт-Петербурга. Для укрепления крепости были построены 6 бастионов. Возводились они одновременно, поэтому каждым из них руководил свой куратор. Именно в честь них нарекли каждое сооружение: Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головкин, Зотов.
На территории Петропавловский крепости в 1712—1732 годах был построен Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини), усыпальница российских императоров от Петра I до Александра III. В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (гюйс). Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. С 1917 года флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили. Сначала флаг поднимали и опускали, но впоследствии его стали постоянно держать на мачте.
С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр. Сегодня ровно в полдень вы сможете услышать пушечный залп с Нарышкина бастиона.
Сегодня на территории Петропавловской крепости проводятся концерты и праздники. Можно опуститься в тюремные катакомбы и ощутить на себе все тяготы заключения. Для туристов открыты музеи и экспозиции.
Территория Петропавловской крепости открыта ежедневно с 9:30 до 20:00. Экспозиции Петропавловской крепости работают с 10:00 до 18:00, кроме среды. На пляже Петропавловской крепости можно позагорать с 6:00 до 21:00.
Выйдя из Петропавловской крепости по Кронверкскому мосту на Мытнинскую набережную, мы увидим корабль «Летучий Голландец», на котором разместились 3 панорамных ресторана, фитнес-клуб и салон красоты. Особенностью ресторанного комплекса является панорамный вид из его окон на символы Санкт-Петербурга — Петропавловскую крепость и Зимний Дворец, Исаакиевский собор и Ростральные колонны, куда мы направляемся дальше.
3. Биржевой мост → Ростральные колонны → Стрелка Васильевского острова → Дворцовый мост
Переходим по Биржевому мосту реку Малую Невку на Стрелку Васильевского острова. Биржевой разводной мост соединяет между собой Васильевский и Петроградский острова. Существующий пешеходный мост построен в 1957—1960 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта. Именно этот мост разводится в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».
Знаменитые Ростральные колонны видны издали. Всем известно, что Ростральные колонны в Петербурге украшают Стрелку Васильевского острова, они являются одним из узнаваемых и изысканных символов города на Неве. Но не все знают, что в XIX веке они выполняли функцию фонарей порта Северной столицы. А изначально, считается, что Ростральные колонны служили маяками для кораблей.
Где встречаются четыре великие русские реки? Если говорить фигурально, конечно. Каждый петербуржец ответит на этот вопрос — на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у подножия которых располагаются 4 скульптуры, олицетворяющие великие реки России — Неву, Волгу, Волхов и Днепр.
Ростральные колонны представляют собой круглые в плане, полые сооружения из кирпича и туфа, установленные на массивных пьедесталах, с открытыми площадками над дорическими капителями колонн. Квадратные пьедесталы установлены на широких квадратных стилобатах, в которых устроены двери в галереи, ведущие на внутренние лестницы колонн.
Колонны украшены скульптурными изображениями: на каждой по четыре пары декоративных металлических ростров военных и торговых кораблей Древнего мира. На пьедесталах над входами — обращённые на запад и восток ростры античных торговых судов, со змеевидными ниже пояса крылатыми обнаженными женскими фигурами-наядами.
Выше перпендикулярно им находятся ростры римских военных кораблей, с таранами и маскаронами свирепых оскаленных хищников — это крокодиловые головы и рыбы. Третий ряд — ростры, изображающие торговые суда — головы водяных, четвертый ряд — ростры военных кораблей — морские коньки.
Размеры ростров уменьшаются с каждым ярусом, декор верхних ярусов проще и не включает фигуративных изображений. На каждом уровне на сторонах, перпендикулярных оси ростров, помещены якоря. Ростры и якоря выполнены из листовой меди и окрашены в тёмно-зелёный цвет. На верхних квадратных площадках установлены металлические треножники-жертвенники с полусферическими чашами-светильниками.
Жертвенники выполнены из чёрного окрашенного металла, декорированы элементами из патинированной латуни и бронзы. Открытия площадок и верха фустов колонн выполнены из медных листов, ограждение площадок — из стали. Выход на площадки осуществляется через дверные проёмы с металлическими заполнениями. У подножий Ростральных колонн находятся аллегорические монументальные скульптуры — Волга, Днепр, Нева и Волхов.
Рассмотрев колонны двигаемся на Стрелку Васильевского острова, на Биржевую площадь,чтобы осмотреть её грандиозные достопримечательности. Васькой ласково называют местные жителей свой любимый Васильевский остров, который может похвастаться не только своей удивительной красотой, но и старинной историей. Васильевский остров начали застраивать ещё в петровские времена.
В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города.
В 1719—1721 годы Трезини создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений — здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В начале 1720-х годов вдоль Большой Невы заложили фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который с 1727 года был отдан Академии наук.
Но северный берег оставался портовым районом, менее благоустроенным. Здесь вдоль Малой Невы по проекту Трезини возвели Гостиный двор, а также дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория.
За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы были построены главное здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза. В начале XIX века для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции — Жан-Франсуа Тома де Томон.
При работе над архитектурным ансамблем Стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление проектируемых Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.
Стрелка Васильевского острова — один из самых известных и красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, — пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы. Весьма интересна и сама набережная стрелки, расположенная на восточной оконечности Васильевского острова, в месте разделения реки Невы на Большую и Малую. Её границами считаются устои Биржевого и Дворцового мостов.
Дворцовый мост — уникальное архитектурное сооружение, созданное много лет назад. Он и по сей день является одним из величественных мостов в Петербурге. Даже с мимолетного взгляда мост удивляет своей красотой и величием. В былые времена на месте моста располагался лодочный перевоз.
В 1850 году произошло великое событие в жизни Петербурга, был выстроен Благовещенский мост. Этот факт послужил тому, что Биржевой комитет написал письмо Николаю I. В нем излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу. В 1853 году просьба была удовлетворена, все строительные работы были осуществлены по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Завершилось строительство нового моста 10 декабря 1856 года. Переправа стала носить имя — Дворцовый мост.
4. Адмиралтейская набережная → Здания Сената и Синода → Медный всадник → Исаакиевский собор → Адмиралтейство
Переходим Большую Неву по Дворцовому мосту на Адмиралтейскую набережную, следуем по ней на Сенатскую площадь. Тут находятся здания Сената и Синода — памятник архитектуры. Они были возведены в стиле позднего классицизма в 1829–1834 годах. Соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Первоначально были построены для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Последний крупный проект архитектора Карла Росси.
С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом крыле здания с мая 2009 размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.
На Сенатской площади можно увидеть один из главных символов Петербурга — памятник Петру I. Его открытие состоялось 18 августа 1782 года. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 годах. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Установкой памятника занималась императрица. В голове Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом её кипучего ума. И сегодня как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Пётр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.
Далее идём на Исаакиевскую площадь, 4 взглянуть на знаменитый Исаакиевский собор, названный в честь преподобного Исаакия Далматского, — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. С 1928 года имеет статус музея.
Современное здание собора является 4-м петербургским храмом, возведённый в честь Исаакия Далматского на месте собора, спроектированного Антонио Ринальди. Автором проекта четвёртого собора, которому предназначалось стать главной православной святыней России, стал архитектор Огюст Монферран.
Строительство курировал сам Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. При возведении здания использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX века. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.
Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий. Сейчас в Исаакиевском соборе ежедневно проводятся богослужения.
Направляемся к Адмиралтейству, что собой представляет — комплекс адмиралтейских построек в на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Нева, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII—XIX веках.
С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 — Адмиралтейств-совет), в 1709—1939 годах — Модель-камера (с 1805 года — Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.
Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из исторических символов города наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда». Впереди нас ждёт главная площадь Петербурга — Дворцовая площадь, и мы следуем до Дворцовой набережной.
5. Дворцовая набережная → Зимняя Канавка → Дворцовая площадь → Зимний дворец → Александровская колонна → Триумфальная арка Главного штаба
На Дворцовой набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и другие. Тут мы посмотрим на знаменитых атлантов здания Нового Эрмитажа и увидим Зимнюю канавку (часто показывают в фильмах, например, в «Брате-2») — канал, соединяющий Неву и Мойку в районе Зимнего дворца. Длина 228 метров. Это один из самых коротких в городе каналов, ширина около 20 м.
Выходим на Дворцовую площадь — главную площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5,4 га. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия и является пешеходной зоной.
Зимний дворец — главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма. Здесь также стоит известная на весь мир Александровская колонна, памятник венценосному Александру I, созданному архитектором-французом Огюстом Монферраном, и украшающем Дворцовую площадь.
Построен был Александрийский столп (как назвал эту доминату площади А. С. Пушкин) по указанию императора Николая I и вначале был задуман автором в виде обелиска. Не получив одобрения с царской стороны, а лишь указания выполнить монолит, превосходящий по высоте известные колонны, Монферран приступил к работе. Так, в 1829 году был утвержден проект Александровской колонны.
Воздвигнута она была в 1834 году в память о победе императора Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа. Главный штаб, который находится тут же на площади, известен своей аркой с колесницей Славы, венчающей её. И в одной части здания находятся залы Эрмитажа, где представлены картины импрессионистов.
Фасады Главного Штаба охватывают южную часть всей Дворцовой площади. Вместе со знаменитым Зимним дворцом они создают гармоничную композицию, аналогов которой по размерам в Европе нет.
6. Казанский собор → Марсово поле → Летний сад → Михайловский замок → Михайловский сад → Собор Спас на Крови
Нас ждёт ещё один знаменитый православный храм, Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Мы двигаемся к Марсовому полю. В эпоху рождения Санкт-Петербурга территория нынешнего Марсова поля была местом странным. Болото, заросшее колючим кустарником, пользовалось у местных жителей дурной славой. Поговаривали и о резвящихся на нем русалках, и о завывающих звуках, и о блуждающих огнях, заманивающих случайных прохожих.
Однако Пётр I, заинтересованный в заселении и облагораживании левого берега Невы, разбивает Летний сад и отдаёт приказ об осушении прилегающей к нему территории пустыря. Именно для этого были прорыты два канала: Лебяжий и Красный, засыпанный в 70-х годах XVIII века.
Болото исчезло, превратившись в более или менее приличный луг, но строительство на нём все равно не велось. Какое-то время пустырь был местом проведения военных парадов и организованных Петром массовых гуляний, поэтому получил название Потешного поля.
Санкт-Петербург рос, расстраивался, появлялись новые улицы и проспекты, но на Гиблом месте по-прежнему никто не селился. Зеленое поле вновь превратилось в пыльный плац, где проводились военные смотры и парады. А в 1805 году на берегу Невы установили памятник Александру Васильевичу Суворову в образе бога войны Марса, и за Царицыным лугом закрепилось название Марсово поле.
Рядом находится Летний сад, где можно будет заодно и отдохнуть. Старейший сад города, Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века. Был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.
С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.
В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали.
Сейчас нам нужно пройти на Садовую улицу, 2 к Михайловскому замку, который ещё называют Инженерным замком, — это бывший императорский дворец, построенный на рубеже XVIII—XIX веков как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.
В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».
Михайловский сад находится неподалёку, это — один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови.
Спас на Крови буквально в 4-х минутах ходьбы от Михайловского сада. Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Выражение на крови указывает на кровь царя. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.
Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма. Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён. Имеет статус музея, относится к музейному комплексу Исаакиевского собора.
7. Михайловский дворец → Памятник Пушкину на площади Искусств → Невский проспект → Аничков мост → Памятник Екатерине II → Александринский театр → Гостиный двор
Наш маршрут перемещается на Площадь Искусств. Здесь расположен Михайловский дворец — бывший великокняжеский дворец, памятник архитектуры высокого классицизма. В здании находится Государственный Русский музей.
В основном, идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. В 1798 году император приказал откладывать деньги для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.
Архитектором строящегося Михайловского дворца был Карл Росси. Над проектом дворца архитектор начал работать с 1817 года, когда хотели устроить новую резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, а затем — на месте дома Чернышёва. После решения о начале строительства дворца на этом пустыре, архитектор начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы: Инженерная и Михайловская.
Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. Дворец был освящён 11 сентября 1825 года. В 1895 году Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III.
Площадь Искусств украшает памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину. Не заметить тут его просто невозможно. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Торжественная закладка памятника состоялась в 1949 году, в 150-ю годовщину со дня рождения поэта. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.
Дальне мы выходим на главную магистраль Санкт-Петербурга — Невский проспект, который является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.
Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.
В наши дни главная магистраль Санкт-Петербурга остается городским центром для проведения массовых праздничных гуляний и мероприятий. На Новогодние праздники, в День Великой Победы — 9-го мая, в День Города — 27-го мая участок Невского проспекта — от Фонтанки до Дворцовой площади — предстаёт перед петербуржцами и гостями города в виде сплошной пешеходной зоны.
Невский проспект тесно связан с отечественной культурой. Здесь жили и трудились многие творческие люди, которые известны всему миру. Они часто использовали образ славной и главной магистрали города в своих произведениях. Николай Васильевич Гоголь посвятил Невскому проспекту целую повесть с одноимённым названием. Также современные знаменитые авторы нередко восхваляют Невский в своих творениях.
Правая сторона Невского проспекта с нечетной нумерацией неофициально называется «теневой», левая и четная — «солнечной». Она более предпочтительна для прогулок. Самый широкий участок проспекта рядом с Гостиным двором (60 м.), наименьший — рядом с набережной реки Мойки (25 м.). Невский проспект входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Немного пройти по Невскому проспекту в сторону Александро-Невской Лавры на пути будет Аничков мост, благодаря своим уникальным конным скульптурам является одним из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Он старинный, был построен в 1716 году как деревянная переправа, в 1785 году был перестроен в камне и с башенками, а 1841 году появились скульптуры коней.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу.
Только что отлитых на замену им и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго: через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии, и в 1846 они оказались в Неаполе.
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют. Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Дальше следуя по Невскому проспекту, в 7 минутах ходьбы будет Площадь Островского, где находится Памятник Екатерине II. Говоря о самых главных достопримечательностях Санкт-Петербурга, нельзя не упомянуть этот монумент великой императрицы, которая очень много сделала для города на Неве и для Росси в целом.
В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктора Шрётера.
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потёмкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра.
На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись:
Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год
И завешает наш маршрут Александрийский театр, куда вы можете сходить на спектакль. Это один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Был основан 10 сентября 1756 года. Вспомним ещё одну императрицу Елизавету Петровну, которая не только умело разбиралась в делах державных. У этой женщины все было на высоте: первая модница в элегантных нарядах — это дочь Петра, суровые указы о правилах ношения одежды подданными — снова она, постройка шикарных царских резиденций — опять-таки дело рук венценосной дамы.
Двадцатилетнее царствование Елизаветы, запомнится, среди прочего, периодом расцвета науки и культуры. Императорская всепоглощающая любовь ко всему русскому, подарила стране в 1756 году старейший национальный театр, учрежденный Сенатским Указом, под которым поставила подпись дочь Великого Петра. Дата подписания указа совпала с днем святого Александра Невского. Таким образом, родоначальником всех российских театров стал благословленный Елизаветой «Русский для представлений трагедий и комедий театр», и дата его основания служит днем рождения Русского профессионального театра.
Учреждением театра Елизавета Петровна положила начало государственной политики державы в области театрального искусства. Дело императрицы должно приняли ее последователи: в последующие века судьбой театра опекались высшие чины державы. Уже при Екатерине Великой театр переименовали в Российский придворный, а в 1825 году он украсился новой табличкой — «Российская драматическая труппа Императорских Санкт-Петербургских театров».
Свое нынешнее название Александринский театр получил в честь супруги Николая I Александры Федоровны. В 1832 году заведение перебралось в потрясающее здание, находящееся в центре Невского проспекта и спроектированное зодчим Карлом Росси. Ранее эта территория была собственностью полковника Аничкова — строителя известного моста, а затем выкуплена у него державой.
На немаленькой площади был разбит сад, простирающийся до теперешней улицы Садовой. Архитектор Бренна перестроил находившийся там павильон в театр, в котором играла итальянская оперная труппа. Но помещение со временем не смогло вместить всех желающих, и было принято решение о постройке нового, каменного, театра. Из-за нестабильной ситуации в стране реализация его все откладывалась, и лишь в 1818 году площадь передали театральной дирекции.
До 1827 года Карл Росси занимался проектировкой реконструкции и застройки площади. Неизменно все поданные варианты включали в себя сооружение городского театра. Наконец, весной 1828 года был утверждён окончательный вариант проекта, что дало возможность приступить к строительству. Спустя 4 года состоялось торжественное открытие нового здания театра.
В 1937-м, в год столетия со дня смерти Пушкина, театру присвоили название Государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина. А с 23 декабря 1991 года он называется Российским государственным театром драмы им. А. С. Пушкина.
Не одно поколение великих русских актеров выросло на этой сцене, известнейшие театральные режиссеры работали в стенах Александринки, а спектакли труппы включены во все мировые энциклопедии театра. Академик Лихачев дал высшую оценку театру, назвав его — поистине национальным достоянием России.
И в наши дни по приезде в Северную столицу Александринку спешат посетить гости, а для жителей Петербурга она уж давно стала любимейшим местом культурного отдыха. В 2013 году совсем рядом с основным старым зданием театра построили еще одно, новое. Его уникальность — в возможности преобразования сценического пространства и оснащении по последнему слову техники.
Весь театральный комплекс, с многоярусным зрительным залом, огромнейшей сценой, парадным фойе и запоминающимся фасадом, кроме того, что стал одной из визиток Санкт-Петербурга, заслуженно занимает место в числе архитектурных сокровищ, находящихся под патронатом ЮНЕСКО.
Если вы пожелаете остаться в театре и пойти на одну из его знаменитых постановок, отлично, вы и отдохнёте, и очень возвышенно завершите этот весьма интересный день первого знакомства с Культурной столицей России.
Иди же, если вас интересует шоппинг, чтобы купить себе что-то в память о пребывании в Северной столице и сделать близким подарки, можно зайти в знаменитый Гостиный Двор. Отсюда можно уехать на метро, ближайшая станция «Гостиный двор». Надеемся, вам понравится маршрут, очень насыщенный, безусловно, некоторая усталость будет, зато вы отлично прогуляетесь и увидите всё самое главное. У нас для вас есть ещё много маршрутов-прогулок по Санкт-Петербургу.