Финифть что это такое

Финифть что это такое

Слово финифть в переводе с греческого означает «смесь», «смешивать». В декоративно-прикладном искусстве финифтью называется изготовление декоративных изделий в виде миниатюрной живописи с нанесение эмали на металлическую пластину-подложку, в основном на медную.

Эмалевое покрытие является долговечным и прочным материалом, краски финифти со временем не выцветают и сохраняют первозданную яркость и чистоту.

Исторические декорации

История возникновения на Руси ремесла по эмали датируется третьим веком. Однако это искусство пришло в упадок с наступлением монголо-татарского ига и было остановлено в развитии на двести лет.

Финифть что это такое

Оттенки вдохновения

В Древней Руси эмаль и изделия, оформленные с помощью эмалевых украшений, ценились наравне с драгоценными металлами и камнями. Этому способствовали:

Популярна эмаль и в наши дни.

Финифть что это такое

Горячие краски

Как получаются различные тонкие оттенки цветовой гаммы на эмали, разберемся подробнее.

Работа с эмалями требует знаний и практики. Художник, исполняющий рисунок по эмали, должен предугадать, как поведет себя при обжиге та или иная краска. Поэтому различные по цвету краски наносят частями с последующей прожаркой в печи. Так получаются многоцветные уникальные художественные картины по эмали.

Чтобы получить нужный цвет, используют специальные добавки. Это различные соли металлов, которые смешивают с красками: после обжига они дают нужный цвет.

Так, если добавить золото, рисунок приобретет рубиновый цвет, при добавлении меди получаются зеленый и его оттенки, добавка кобальта дает синий. При обжиге яркость красок приглушается, появляются характерные для финифти размытые и мягкие очертания рисунка, тонкая игра и плавные переходы тонов.

Иногда изготовление предмета требует нанесения сложных рисунков на финифть. Что это такое в производственном смысле, узнаем подробнее.

Эмаль могут обжигать от двух до восьми раз, нанося краски слой за слоем.

На изображении видно, какие этапы проходит при обработке заготовка будущего изделия, как изменяется цветовая насыщенность пластины-подложки, фона и центрального изображения.

Финифть что это такое

Так, например, выглядит готовая финифть: на фото ниже изделия эмальерного искусства 20 века, посвященные полету в космос Юрия Гагарина и возрождению фольклорных традиций в искусстве. Несмотря на разницу сюжетов, у эмалей много общего: полировка, тонкие переходы цветов, проработка деталей и высокое качество работ.

Финифть что это такое

Различия и особенности изготовления

Сырье для изделия представляет собой изначально стекловидную массу, которая методом наплавления закрепляется на металлической пластине. Пластина выкована особо, например, в ростовской финифти она выпуклая.

После обжига из нанесенной на пластину массы получается эмаль. Она шлифуется и затем расписывается надглазурными (легкоплавкими) красками.

Поскольку температура плавления у красок разная, обжиг производится в несколько приемов.

В процессе производства выделяют три стадии:

Вот старинный рецепт изготовления эмали, который сохранился и до наших дней:

«Как золотожелтую финифть делать. Возьми три мерки сурику, 3 мерки сурмы да 1 мерку окалины железной и стопи все оныя вещи вместе; потом разотри, стопи опять и так многожды повторяй, то сделается совсем на золото похожий желтый цвет».

Наиболее знаменитые виды эмали – творения ростовской или русской школы, византийской и французской (лиможской). Они отличаются методом использования металлических подложек, перегородок, жанровыми предпочтениями и способом росписи по эмали.

В музее финифти «Ростовский кремль» хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.

Финифть что это такое

Без них не обойтись

Как уже упоминалось, основными металлами при производстве декоративных изделий на фабрике финифти служат медь, томпак, латунь.

Другими материалами для изготовления финифти являются:

Краски поэтапно наносятся на поверхность изделия из эмали и также поэтапно вплавляются при температурах от 700 ºС до 900 ºС.

Такая технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: самые ранние изделия сохранили свой вид спустя три тысячелетия, есть эмали, датируемые археологами 6-м тысячелетием до нашей эры.

В настоящее время достаточно зайти в магазин народных промыслов, чтобы узнать, в каком городе делают финифть. Прежде всего, это Ростов Великий, что в Ярославской области, Вологда, Сольвычегодск Архангельской области.

Финифть что это такое

Композиционные особенности

В силу народных традиций и умений изначальными мотивами рисунков по эмали были растительные композиции.

Со временем цветочные орнаменты усложнялись добавлением в сюжеты миниатюр птиц и зверей, мифологических образов. С обогащением композиций развивалось и количество используемых красок.

Но с 18 века многокрасочную эмаль вытесняет изготовление однотонной финифти в синих, зеленых и белых тонах. И только в семидесятые годы прошлого века возродилась усольская финифть, которая производится и по сей день.

Это касается и ростовской финифти, которая как художественный промысел возникла в 1632 году благодаря изобретению французского ювелира Жана Тутена. Он изобрел огнеупорные краски, которые сохраняли свою прозрачность и нужный цвет при обжиге, становились долговечными.

Финифть что это такое

Эмальерное искусство

Чтобы понять, почему на Руси возникла финифть и что это такое, нельзя не отметить причину возникновения эмальерного искусства. В Ростове этот процесс был связан с церковными заказами.

Первая профессиональная русская мастерская по производству эмалевых миниатюр возникла при Ростовском архиерейском доме. Сначала это были небольшие заказы на иконки, украшающие головной убор местного священника при совершении церковной службы. Через пятьдесят лет заказы на иконки-дробницы для украшения митр начали поступать из других соборов Ростова и храмов различных городов.

Палитра изделий ростовских мастеров всегда отличалась яркой и праздничной гаммой, она состояла из различных сочетаний зеленого и желтого оттенков, белого и пурпура. Барочная просветленность красок отвечала народным традициям и представлениям о цветовой гармонии и была успешно применена и сохранена в ростовской финифти. А Ростов Великий стал крупнейшим в России центром эмальерного искусства.

Финифть что это такое

Простое письмо

Как развивалась финифть, что это для проявления народного творчества? Так как со временем академическая живопись в миниатюре уступила место православным образам, расширился круг сюжетов и мастеров, способных воплотить задумку.

Народное мировоззрение, заполняющее миниатюры, принесли простые ремесленники, и мастера «простого письма» сделали искусство финифти поистине народным промыслом, обогатив его. В таких миниатюрах мастер не прорабатывал объем, а смело выделял контур кистью, используя яркие цветовые контрасты. Это был настоящий расцвет ростовской школы финифти.

Финифть что это такое

Были и сложные периоды для этого вида промысла, когда в начале 20 века ручной работе стало противостоять промышленное производство икон: в это время школы и мастерские по финифти поддерживало государство.

Благодаря творчеству мастеров удалось не только сохранить, но и развить это уникальное искусство, известное во всем мире.

Наследие

Высокохудожественные миниатюры по эмали современных и старых ростовских мастеров хранятся во многих музеях страны: в Эрмитаже, в Кремле, в Историческом музее и, конечно, в музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Более 100 лет фабрике «Ростовская финифть» удается, сохраняя традиции и приемы прошлого, выпускать современные модные и ценные изделия.

Успех бренда «Ростовская финифть» во много зависит от таланта мастеров, которыми полна наша страна, а русские эмали известны во всем мире.

Источник

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.

В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.

Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.

Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний – коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.

К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.

Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.

На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.

Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 – 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти – горячая эмаль. Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.

Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.
Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.

Источник

Про Финифть

В истории развития финифти в различные периоды отмечены особенно ярким расцветом той или иной из национальных художественных школ. Интенсивное развитие финифти, как правило, было обусловлено подъемом художественной культуры общества, и поэтому в мастерстве эмальеров часто прослеживается воздействие творческого опыта, накопленного художниками родственных видов декоративно-прикладного, а также монументального и станкового искусства. Так, например, становление во Франции в XII—XIII столетиях знаменитого эмальерного центра в Лиможе было в известной мере предопределено необычайно высоким уровнем развития графического искусства и прежде всего книжной миниатюры эпохи средневековья, так же, как творческие достижения иранских миниатюристов XVI—XVII веков широко использовались мастерами финифти местных художественных школ Герата и Исфахана. Своеобразный стиль акварельного письма, рисунков тушью, а также лаковых росписей послужил основой для формирования и развития средств художественной выразительности в творчестве мастеров японской и китайской эмалевой миниатюры.

Во взаимодействии с различными видами графического мастерства развивалось, главным образом, искусство расписной финифти. Среди прочих разновидностей технических приемов эмальерного дела перегородчатая финифть родственна, например, технике кладки мозаичных панно, и не случайно, что она особенно быстрыми темпами развивалась в Византии в IX—XII столетиях, когда монументальное искусство в этой стране достигло совершенства. Под влиянием технологии и художественных приемов другого вида монументального искусства — витража — в творчестве западноевропейских ювелиров эпохи Возрождения получила распространение техника «оконной» эмали. Взаимосвязь финифти с разнообразными видами художественного творчества прослеживается практически на всех этапах истории развития финифти, однако в позднее время эта связь часто становится более опосредованной и дифференцированной. Особенно хорошо это видно на примере произведений, где художники использовали смешанные технические приемы, а также приемы, рассчитанные на создание декоративных эффектов, возникающих при использовании определенных механических средств, как, скажем, в эмали «гильоше», — гравировального станка или штамповочного приспособления для финифти с вплавленными рельефными накладками.

Использование мастерами финифти художественного опыта мастеров, работавших в различных видах современного искусства финифти, а также интенсивное накопление собственных профессиональных навыков способствовали ускоренному развитию определенного технического приема, использование которого позволяло мастерам реализовать свои творческие замыслы. Именно поэтому в течение относительно короткого исторического периода искусство финифти какой-либо национальной школы или художественного центра переживало бурный расцвет, своего рода яркую вспышку, за которой следовало его угасание и даже полное исчезновение. Подобная судьба выпала на долю многих европейских и азиатских школ финифти, в арсенале которых был лишь один из технических приемов этого искусства. По этой причине, а также в связи с различными обстоятельствами, сложившимися в определенный исторический период в странах Западной Европы, прекратили свое существование знаменитые мастерские финифти Венеции, Толедо, Мадрида, Аугсбурга, Дрездена, так же, как в азиатских центрах после нескольких десятилетий наивысшего расцвета угасло искусство финифти Стамбула, Багдада и иранских городов. С исчезновением главных центров по производству изделий с финифтью часто прерывалась национальная художественная традиция в этом виде искусства, и лишь в немногих странах она возрождалась спустя более и менее продолжительный срок, но уже на основе новой технологической базы и в условиях новой стилевой эпохи.

Уже в эпоху средневековья (XIV—XV вв.) в отечественном искусстве финифти сложились две формы производства изделий из металла, которые представляли, с одной стороны, крупные мастерские при Великокняжеском и Патриаршем дворах, обладавшие развитой профессиональной организацией с дифференцированной специализацией и разделением труда, с другой — мелкие кустарные мастерские, работавшие при монастырях, в усадьбах знати, в провинциальных городах и даже в селах.

Художники придворных мастерских располагали широким выбором ювелирных материалов, основательной технической базой, они были в курсе новшеств и достижений современного им зарубежного искусства финифти и даже работали в контакте с первоклассными мастерами различных европейских стран. Они первыми осваивали новые технические и художественные приемы финифти, живо реагировали на стилевые изменения в искусстве и отдавали дань кратковременным взлетам моды, но их творчество всегда имело тенденцию к космополитизму.

Искусство эмальеров кустарных мастерских, по сути своей народных мастеров-ремесленников, было самым тесным образом связано с исконным бытовым укладом, а также с религиозными эстетическими идеалами, которые эволюционировали в течение времени необычайно медленно. Развитие и совершенствование мастерства народных эмальеров происходило, как правило, поступательно, путем накопления профессионального опыта, передававшегося из поколения в поколение. Основным источником пополнения средств художественной выразительности в их творчестве были достижения родственных видов народного искусства. Не случайно в декоре произведений с финифтью по скани мастеров Русского Севера можно обнаружить, например, элементы сходства не только с теми или иными приемами художественной обработки металла (орнаментацией изделий с басмой или великоустюжской техникой просечного железа), но и с узорами резьбы по дереву, кости, кружевом и вышивкой. Помимо работы в традиционных техниках, мастера финифти провинциальных школ осваивали также отдельные приемы искусства финифти, которыми в совершенстве владели иностранные художники, группировавшиеся при царском дворе и в усадьбах знати, однако этот процесс затягивался на многие годы. К тому же привнесенные извне черты приобретали в их творчестве столь своеобычную трактовку, что выглядели порой не заимствованными, а исконными местными художественными явлениями.

Рассматривая вопрос о творческом взаимодействии двух названных групп мастеров, как бы представлявших два социальных пласта отечественной художественной культуры, необходимо особо отметить ту важную роль, которую имела народная традиция в эволюции национального искусства финифти. Творчество мастеров региональных художественных центров, сохранивших многообразие местных традиций, отнюдь не представляло некий пассивный фон для искусства столичных школ. Известно, что в период деятельности Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, среди жалованных мастеров числились выходцы их Новгорода Великого, Пскова, Усолья, Великого Устюга, Ярославля, Костромы и многих других городов. Почти такое же широкое представительство эмальеров местных художественных центров придворные мастерские сохранили и после переезда в Санкт-Петербург. Именно благодаря их участию в создании почти всех значительных произведений столичных школ, форма и декор этих изделий отличались неистощимым разнообразием, свежестью и выразительностью художественных образов. Крепкая связь с традицией народного творчества позволила русскому искусству финифти аккумулировать разновременные влияния, сохранив при этом национальное своеобразие стилистики произведений на протяжении всей истории его развития. В те периоды, когда, вследствие различных экономических или политических причин искусство придворных мастерских золотого и серебряного дела переживало упадок, ведущую роль принимали на себя отдельные провинциальные центры финифти. Обширная творческая база, которую они составляли, обеспечивала ту стабильность накопления и реализации художественного опыта, которая отличала русскую школу финифти от большинства европейских и азиатских школ.

В XVIII столетии творчество петербургских и московских художников становится все более индивидуализированным и утрачивает непосредственную связь с процессом создания предметов утилитарного назначения. Произведения эмалевой миниатюры, особенно распространенной в это время, создавались, как правило, профессиональными живописцами, в том числе и закончившими Императорскую Академию художеств. Каждое из создававшихся ими изображений на пластинах с финифтью, медальонах или дробницах было уникально, подобно станковым произведениям. Эти медальоны, хотя и предназначались порой для украшения какого-либо золотого и серебряного изделия (панагии, оклада Евангелия или иконы, потира или другого предмета церковной утвари, а также некоторых бытовых вещей — пудрениц, табакерок, шкатулок), однако они уже не составляли той пластической целостности с остальными элементами декора, которая была свойственна произведениям искусства былых времен.

Как бы в противовес созданию придворными художниками уникальных произведений по индивидуальным заказам, а также малопроизводительным способам изготовления изделий с финифтью кустарными мастерскими, приблизительно в середине XVIII века складывается промышленная форма производства продукции с финифтью. Примером может служить продукция великоустюжской фабрики Поповых, выпускавшаяся значительными для своего времени тиражами. Она поставлялась не только на рынки северных городов, но и была хорошо известна в Петербурге и Москве. Однако вскоре последовал спад спроса на продукцию фабрики что возможно, натолкнуло предпринимателей на мысль о существовании обратной зависимости между многотиражностью изделий, унификацией их декоративных элементов, механизацией значительной части процесса изготовления произведений и их художественными качествами. Это могло послужить одной из причин отказа Поповых от восстановления предприятия после пожара.

После закрытия великоустюжской фабрики промышленное производство изделий с финифтью в России возобновилось лишь через многие десятилетия, в середине XIX столетия. Предприятия данного периода оказались более жизнеспособными, поскольку в их производстве органично сочетались принципы индивидуализированного творчества художников и технологического воплощения их эскизов и образцов. Несмотря на то, что в документах этого времени предприятия Фаберже, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и других называются фабриками или даже фирмами, основную роль в них играл творческий труд многочисленных художников и мастеров, которым, как правило, принадлежал не только замысел конкретных произведений, но и техническое воплощение декоративных элементов. Лишь чисто технические вспомогательные операции выполнялись при помощи разнообразных механизмов и станков. Подобная организация позволяла, с одной стороны, отразить всю полноту и своеобразие творческой индивидуальности мастера, с другой — поддерживать высокий уровень его профессиональных возможностей. Художники предприятий второй половины XIX — начала XX века широко использовали в своем творчестве все многообразие технического и художественного опыта, составлявшего традиции искусства русской финифти. Если, например, на фабрике Поповых использовалась лишь одна техника финифти — вплавление штампованных серебряных накладок в слой эмалевого покрытия предметов, то в практике предприятий Овчинникова, Хлебникова и других насчитывалось четыре и даже пять видов техник.

Необычайным своеобразием отличался в это время также мир художественных образов, создаваемых эмальерами. В своем творчестве мастера обращались к богатейшему наследию орнаментики искусства художественной обработки металла XVI—XVII столетий, современному народному творчеству, а также отдельным мотивам форм и декора произведений зарубежных ювелиров различных эпох. Помимо обобщения опыта мастеров финифти предшествующих поколений, своей активной экспериментаторской работой они внесли значительный вклад в развитие средств художественной выразительности не только русского, но и всего европейского ювелирного искусства XX века.

В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.

Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалевок»- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *