Финансовый уполномоченный что это
Как направить обращение финансовому уполномоченному
1. Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) — независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.
Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.
Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.
Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.
2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?
С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:
Банк России ведет реестр таких финансовых организаций. Финансовые организации, которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в перечень АНО «СОДФУ». Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, обратитесь в суд для защиты своих прав.
3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?
4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?
Обратите внимание, до направления обращения финансовому уполномоченному вы должны сначала направить заявление (претензию) в организацию, с которой у вас возник спор, в письменной или электронной форме по стандартной форме. Если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, вам должны ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес. Если ответ финансовой организации вас не устроил или не был ею дан в вышеуказанные сроки, вы можете обращаться к финансовому уполномоченному.
Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:
5. Какие документы понадобятся?
К обращению прилагаются:
Обратите внимание: для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы (оценки) не требуется. При необходимости она будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.
Обращение должно содержать:
6. Как быстро будет вынесено решение?
Если обращение приняли, решение по нему должно быть вынесено:
Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
7. Как рассматривают обращение?
В ходе рассмотрения обращения вы можете:
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.
9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?
Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении.
Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему.
Копия вашего иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный: кто это, какие споры решает и как к нему обратиться
Задача финансового омбудсмена — решать споры имущественного характера между организациями, которые оказывают финансовые услуги, и их клиентами. Этот институт введен для того, чтобы, во-первых, повысить скорость разрешения возникших разногласий (конфликты рассматриваются в досудебном порядке). А во-вторых, обращение к финансовому уполномоченному должно упростить процесс урегулирования споров.
В этой статье мы посмотрим:
В каких случаях необходимо обращаться к финансовому уполномоченному
Написать обращение к финомбудсмену с просьбой урегулировать спорную ситуацию могут только граждане — частные клиенты финансовых организаций. У коммерческих компаний и индивидуальных предпринимателей такой возможности нет.
При этом с уполномоченным обязаны взаимодействовать не все типы финансовых организаций. По состоянию дел на 2020 год этот орган решает споры, возникшие у потребителей:
С 1 января 2021 года финомбудсмен будет решать также разногласия межу физическими лицами и негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, кредитными кооперативами и прочими компаниями, выдающими займы населению.
Уполномоченный занимается рассмотрением только тех дел, которые связаны с причинением гражданам материальных убытков. В случае со страховыми компаниями — это невыплата (либо неполная выплата) причитающегося клиенту денежного возмещения. При спорах с кредитными организациями это может быть, например, повышение ставки по займу в период действия договора или попытка взыскать с клиента пени и штрафы, которые по сумме превосходят ограничения, установленные законом.
Если человек просто недоволен качеством обслуживания в организации (с ним отказались заключать договор страхования автогражданской ответственности, ему навязали дополнительные услуги, от него утаили полную стоимость займа), то в этом случае обращаться с жалобой необходимо будет в Центральный банк или судебные органы. Споры, связанные с возмещением клиенту морального ущерба, финансовый уполномоченный также не затрагивает.
Рассматривать в досудебном порядке дело можно только в том случае, если сумма материального ущерба, причиненного потребителю, не превышает 500 тысяч рублей. Если денежные потери клиента больше этого лимита, то ему следует обращаться за защитой своих прав сразу в суд. Данное ограничение не касается дел, связанных с оформлением ОСАГО. Они в любом случае сначала будут рассматриваться финомбудсменом.
Обратиться к уполномоченному за восстановлением своих прав можно, если не истек срок исковой давности по заключенному с финансовым учреждением договору. То есть если еще не прошло 3 лет с того момента, когда потребитель узнал (или должен был узнать) о нанесении ему ущерба.
Как обратиться к финансовому уполномоченному
Что нужно делать, если у клиента страховой или кредитной компании возникли с ней разногласия? На первом этапе необходимо попытаться разрешить конфликт напрямую с поставщиком услуг, без привлечения третьей стороны. Для этого нужно отправить в адрес компании письменную претензию с изложением и обоснованием своих требований. Такие письма отсылаются на электронный или почтовый адрес организации, который указан в ее официальных контактах.
Если с момента предполагаемого нарушения прав потребителя не прошло 180 дней, то учреждение, получившее подобную претензию, должно ответить на нее в течение 15 дней. Во всех остальных ситуациях на ответ по претензиям коммерческим компаниям дается 30 дней.
Если официальный ответ организации не устроит потребителя (или если он не получит его в установленные сроки), то тогда человек получает право обратиться за решением своего вопроса к финансовому уполномоченному.
Написать обращение финомбудсмену можно на официальном интернет-сайте этого органа. Чтобы составить заявление, необходимо сначала зарегистрироваться на данном ресурсе.
При подаче обращения нужно будет указать учреждение, которое нарушило права потребителя и причинило ему ущерб. Далее из предложенного списка выбираются сфера деятельности компании (например, страхование), оказываемая ею услуга, по которой возникли разногласия (скажем, ОСАГО), предмет спора (например, невыплата положенного страхового возмещения), а также размер требования гражданина к нарушителю его прав.
На следующем шаге в специальном поле заявитель должен кратко изложить суть своей претензии. Размер обращения к уполномоченному не должен превышать 2 000 знаков (это примерно одна страница текста, набранного в Word). Если письмо c изложением ситуации получилось длиннее, то его можно будет прикрепить отдельным файлом.
К своему обращению заявитель должен приложить скан-копии документов — договор с финансовой организацией и отправленную в ее адрес претензию. Если компания, нарушившая права потребителя, прислала свой ответ, то нужно будет прикрепить и его. При необходимости к заявлению прикладываются иные документы, относящиеся к делу (например, постановление ГИБДД).
В течение 3 дней после отправки обращения гражданину должно прийти уведомление о том, принял ли уполномоченный его дело к рассмотрению или нет. Отказаться от урегулирования вопроса данный орган может только в том случае, если описанная ситуация выходит за пределы его компетенции (организация не включена в перечень компаний, обязанных взаимодействовать с уполномоченным; сумма требований превышает лимит; истек срок исковой давности и т. д.).
Какие сроки отводятся финомбудсмену для вынесения вердикта по спорной ситуации? Если гражданин обратился к нему лично (а не через посредника), то вопрос должен быть рассмотрен в течение 15 дней после поступления обращения. Если для принятия решения требуется проведение технической экспертизы, то на нее дополнительно отводится еще 10 дней.
Вынесенный вердикт уполномоченный должен отправить на электронную почту заявителя и той компании, в адрес которой была предъявлена претензия. На это закон отводит органу 1 рабочий день. Статус своего обращения и принятые по нему решения заявитель может отслеживать в Личном кабинете на интернет-сайте финуправа.
Кто должен приводить в действие решения финомбудсмена
Решения финансового уполномоченного должны выполняться сторонами конфликта точно так же, как и постановления суда. Срок, в течение которого необходимо восстановить права пострадавшего гражданина, указывается в тексте вердикта. Обычно он не превышает 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Что делать, если компания не возместит гражданину причиненный ущерб в отведенное для этого время? В этом случае пострадавший человек может обратиться к уполномоченному за получением специального удостоверения. Данный документ можно будет направить в службу судебных приставов. Удостоверение финомбудсмена имеет такую же юридическую силу, как и постановление суда. Судебные приставы принудительно взыщут с финансовой организации ущерб, который она причинила гражданину. Получить удостоверение можно будет в течение 3 месяцев с той даты, которая указана как конечный срок исполнения решения уполномоченного.
Что делать, если вердикт уполномоченного вас не удовлетворил
Если человека, которому финансовое учреждение нанесло материальный ущерб, не устроило решение финомбудсмена (или если оно не было принято в установленные сроки), то заявитель может обратиться за восстановлением своих прав в судебные органы. Подать заявление в суд можно в течение 30 дней с того момента, как вердикт уполномоченного вступил в законную силу.
Если с решением уполномоченного не согласна компания, то она тоже может обжаловать его в суде. Однако сроки для апелляции в суд для нее будут сокращенными — всего 10 дней с момента вынесения вердикта. В таком случае исполнение решения финуправа будет приостановлено до тех пор, пока дело не разберет судья.
Насколько эффективно работает институт финуполномоченного
На официальном сайте финомбудсмена опубликован отчет о работе этого органа за 2019 год. Согласно этому документу, в течение года в адрес уполномоченного поступило 36 858 обращений. 97% заявлений было связано с ненадлежащим исполнением страховыми компаниями договоров ОСАГО. По итогам заявлений от граждан было принято 30 909 решений.
В 52,4% случаев финуполномоченный вынес вердикт о необходимости полностью или частично удовлетворить претензию обратившегося к нему гражданина. В 47,6% случаев заявителям было отказано в удовлетворении их требований.
Из 16 188 решений, вынесенных в пользу клиентов финансовых организаций, исполнено 10 530 (65%). Исполнение 26,5% вердиктов приостановлено, так как компании обжаловали их в суд. Еще в 9,5% случаев нет никакой информации об исполнении решений.
В течение 2019 года уполномоченный выдал обратившимся к нему гражданам 1 123 удостоверения для принудительного взыскания материального ущерба со стороны финансовых компаний.
Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный рассматривает не любые требования потребителей (их законных представителей) или третьих лиц, а только имущественные требования, связанные с взысканием с финансовой организации денежных средств* в их пользу.
*Исключение составляют требования потребителя (его законного представителя) или третьего лица об организации и оплате страховой организацией восстановительного ремонта поврежденного имущества, например, поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско.
При этом Законом № 123-ФЗ устанавливается ряд исключений из перечня имущественных требований, подлежащих рассмотрению финансовым уполномоченным.
По результатам рассмотрения спора финансовый уполномоченный принимает решение об удовлетворении (частичном удовлетворении) требований потребителя (его законного представителя) или третьего лица или об отказе в их удовлетворении.
В случае удовлетворения требований потребителя (его законного представителя) или третьего лица, решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией.
Финансовый уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального Банка Российской Федерации и иных организаций, должностных лиц.
Досудебный порядок рассмотрения споров финансовым уполномоченным является обязательным, потребитель (его законный представитель) или третье лицо, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации, вправе обратиться в суд только после его соблюдения.
Официальный сайт финансового
уполномоченного
Как подать обращение
1. Обратитесь в финансовую организацию
До направления обращения финансовому уполномоченному вы должны обратиться с заявлением (претензией) в оказавшую вам услугу финансовую организацию. Скачать бланк заявления (претензии).
Если вы не получили ответ или полученный ответ вас не устраивает, вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному. Подробнее ›
2. Проверьте организацию
До направления обращения финансовому уполномоченному проверьте, включена ли финансовая организация, в отношении которой вы направляете обращение, в Реестр или Перечень организаций, которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным. Если нет, то для защиты своих прав вам необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
3. Направьте обращение
Направление обращения финансовому уполномоченному возможно в письменной или электронной форме. Обращение в электронной форме может быть направлено через личный кабинет потребителя финансовых услуг на данном сайте. Смотреть видеоинструкцию.
К обращению должны быть приложены копии документов, предусмотренных законом. Подробнее ›
Узнать статус обращения
4. Отслеживайте процесс
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления вашего обращения в ваш адрес будет направлено уведомление о принятии его к рассмотрению или об отказе в принятии. В случае принятия обращения к рассмотрению вы можете следить за процессом его рассмотрения в вашем личном кабинете, а также получать наши уведомления на мобильный телефон или почту.
Часто задаваемые вопросы
На какой стадии рассмотрения находится мое обращение?
Уточнить стадию рассмотрения вашего обращения можно в личном кабинете потребителя финансовых услуг на сайте финансового уполномоченного. Во вкладке «Обращения» отображаются карточки активных (поданных) обращений, содержащие их статус (например, «Проверка обращения», «На рассмотрении», «Принято решение» и др.). В разделе «Личные данные» вы можете выбрать удобный для вас способ получения уведомлений о смене статуса вашего обращения. Уведомления можно получать по электронной почте и (или) в виде смс-сообщения по номеру телефона, на который зарегистрирован ваш личный кабинет.
В случае если у вас нет личного кабинета на сайте финансового уполномоченного или информация о статусе вашего обращения в нем не указана, уточнить стадию рассмотрения вашего обращения вы можете, позвонив в контактный центр Службы финансового уполномоченного по номеру 8 (800) 200-00-10 и выбрав в меню «Узнать статус вашего обращения» (понедельник — пятница с 08:00 до 20:00 по московскому времени, кроме нерабочих праздничных дней, бесплатно для звонков из регионов России).
Как направить обращение финансовому уполномоченному?
Шаг 1. В случае если у вас возник спор с финансовой организацией, до обращения к финансовому уполномоченному удостоверьтесь, что ваш спор с финансовой организацией подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
Проверить, подлежит ли ваш спор с финансовой организацией рассмотрению финансовым уполномоченным, можно, ответив на предложенные по ссылке вопросы.
Шаг 2. Перед обращением к финансовому уполномоченному вам необходимо направить заявление (претензию) в финансовую организацию, с которой у вас возник спор.
Финансовая организация должна рассмотреть ваше заявление (претензию) и направить вам ответ в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения финансовой организацией заявления (претензии). В случае, если заявление (претензия) было направлено в электронной форме по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, — в течение 15 рабочих дней.
Если полученный ответ вас не устраивает или вы не получили его в указанный срок, переходите к следующему шагу.
Шаг 3. Направьте обращение финансовому уполномоченному.
Процесс подачи обращения прост и не требует от потребителя специальных знаний в юридической сфере.
Служба финансового уполномоченного рекомендует направлять обращения в электронной форме через личный кабинет потребителя финансовых услуг на официальном сайте финансового уполномоченного.
Форма обращения, предложенная к заполнению в личном кабинете, интуитивно понятна. На полях формы размещены дополнительные пояснения и комментарии. Вы также можете воспользоваться видеоинструкцией по подаче обращения через личный кабинет и образцами заполнения обращений по самым популярным тематикам.
Если у вас отсутствует возможность направить обращение в электронной форме, обращение может быть направлено на бумажном носителе почтовым отправлением по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3, получатель — АНО «СОДФУ».
Образцы обращений к финансовому уполномоченному по самым распространенным тематикам для подачи обращения на бумажном носителе можно также скачать по ссылке.
В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения вам будет направлено одно из следующих уведомлений:
Личный прием граждан и личный прием корреспонденции в помещениях Службы финансового уполномоченного временно приостановлен в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Об изменениях будет сообщено дополнительно.
Какие документы необходимо приложить к обращению?
Какие могут быть основания для отказа в рассмотрении обращения финансовым уполномоченным?
1) Потребитель предварительно не обратился с заявлением (претензией) в финансовую организацию.
2) Финансовая организация, к которой потребитель предъявляет требования, не взаимодействует с финансовым уполномоченным и, следовательно, не включена в Реестр или в Перечень взаимодействующих организаций.
3) Размер требований потребителя к финансовой организации превышает 500 000 рублей (данное ограничение не относится к требованиям по договорам ОСАГО).
4) Лицо, направившее обращение, не является потребителем финансовых услуг, либо законным представителем потребителя, либо лицом, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации по договору уступки прав требования (цессии).
5) Со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло более трех лет, при этом отсутствует заявление потребителя финансовых услуг о восстановлении срока подачи обращения либо причины, указанные в таком заявлении, не признаны финансовым уполномоченным уважительными.
6) Обращение потребителя направлено в отношении финансовой организации, которая исключена из реестра финансовых организаций соответствующего вида (например, страховая организация исключена из единого государственного реестра субъектов страхового дела), у которой отозвана (аннулирована) лицензия или которая ликвидирована (находится в процессе ликвидации) либо прекратила свою деятельность.
7) Дело находится на рассмотрении в суде, третейском суде либо уже рассмотрено судом по такому же предмету, основанию и между теми же сторонами.
8) Уже имеется решение финансового уполномоченного либо соглашение об урегулировании спора по такому же предмету, основанию и между теми же сторонами.
9) Тождественное обращение находится на рассмотрении у финансового уполномоченного.
10) Требования связаны с компенсацией морального вреда или возмещением убытков в виде упущенной выгоды.
11) Требования связаны с трудовыми, семейными, административными, налоговыми правоотношениями и/или с взысканием обязательных платежей и санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
12) Требования связаны с банкротством физических или юридических лиц.
13) Урегулирование спора происходит с помощью процедуры медиации.
14) Текст обращения не поддается прочтению.
15) Обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц.
Рекомендуем ознакомиться с видео «Основания для отказа в приёме обращений к рассмотрению. Наиболее частые ошибки при подаче обращений.», расположенном на странице Виртуального дня открытых дверей.
В какой срок будет рассмотрено обращение к финансовому уполномоченному?
В случае принятия обращения к рассмотрению, финансовый уполномоченный рассматривает и принимает по нему решение в следующие сроки:
Указанные выше сроки исчисляются со дня, следующего за днем поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Если по предмету спора нужно провести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения, финансовый уполномоченный не позднее чем за 5 рабочих дней до дня очного рассмотрения обращения уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию, и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. С информацией о порядке уведомления сторон спора о дате, времени и месте рассмотрения обращения финансовым уполномоченным, в случае принятия решения о его очном рассмотрении, вы можете ознакомиться на сайте финансового уполномоченного в разделе «Регулирование».
Новости
АНО «СОДФУ» подвела итоги открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание экспертных услуг
Состоялось заседание Общественного совета Службы финансового уполномоченного
О результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах Филиала №2 АНО «СОДФУ» в г. Санкт-Петербург
Состоялось заседание Экспертного совета Службы финансового уполномоченного
Состоялось заседание Совета Службы финансового уполномоченного
АНО «СОДФУ» подвела итоги открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита
Главный финансовый уполномоченный выступил на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации
О результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах Филиала №1 АНО «СОДФУ» в г. Саратов
Службы финансовых уполномоченных стран ЕАЭС создадут Консультативный комитет
Служба финансового уполномоченного выступит партнером Всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности
Главный финансовый уполномоченный в своем Дневнике будет рассказывать о работе с обращениями потребителей финансовых услуг
Служба финансового уполномоченного запустила новый канал взаимодействия с потребителями
Изменения в извещение и в закупочную документацию открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание экспертных (оценочных) услуг (экспертное обслуживание)
Число обращений к финансовому уполномоченному в III квартале 2021 года сократилось на 8,3%
Сергей Беляков вошел в состав Совета Службы финансового уполномоченного
Изменение в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита в 2021 году
Роман Точилин включен в состав Экспертного совета Службы финансового уполномоченного
АНО «СОДФУ» проводит открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание экспертных услуг
Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов: Введение института финансового уполномоченного способствовало сокращению судебных споров по ОСАГО и каско
Представители Службы финансового уполномоченного приняли участие в обучающем семинаре Банка Италии
Служба финансового уполномоченного запустила новый сервис — База знаний для потребителей финансовых услуг
О финансовом уполномоченном
Финансовый уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный независим от органов власти, организаций и должностных лиц.
Финансовый уполномоченный осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами, позволяя избежать обращения в суд. Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
В случаях, предусмотренных законом, потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
По результатам рассмотрения обращения потребителя финансовый уполномоченный принимает решение, которое подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного вправе оспорить его в суде.
Порядок подачи и рассмотрения обращений
Порядок подачи обращений
Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, проверьте, входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (далее – Реестр), либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе (далее – Перечень).
Если финансовая организация, в отношении которой вы намерены направить обращение, не включена в Реестр или Перечень, вам необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
Если финансовая организация включена в Реестр или Перечень, вам необходимо проверить, подлежит ли ваше обращение рассмотрению финансовым уполномоченным.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовой организации, включенной в Реестр или Перечень, если размер имущественных требований к финансовой организации не превышает 500 000 рублей. Исключение составляют случаи, когда ваши требования вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В этом случае ограничение по размеру заявляемых имущественных требований отсутствует.
До направления обращения финансовому уполномоченному вам необходимо обратиться с заявлением (претензией) в оказавшую вам услугу финансовую организацию.
Заявление (претензия) может быть направлено в электронной или письменной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление (претензию) и направить в ваш адрес мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:
Финансовая организация обязана направить ответ на заявление (претензию) по адресу вашей электронной почты, а при его отсутствии по почтовому адресу.
Если в установленные сроки финансовая организация не направила ответ на заявление (претензию) или ответ получен, но он вас не устраивает, вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
К обращению должны быть приложены копии заявления (претензии) в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу вашего требования.
Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. При возникновении вопросов вы можете обратиться в контактный центр Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного по телефону 8 (800) 200-00-10.
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Проверить, подлежит ли ваш спор с финансовой организацией рассмотрению финансовым уполномоченным, можно, ответив на предложенные вопросы по ссылке.
Порядок рассмотрения обращений
В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:
Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения финансовый уполномоченный уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. Неявка на очное рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.
После принятия обращения к рассмотрению вы вправе:
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.
Порядок исполнения решений финансового уполномоченного
Решение финансового уполномоченного доводится до финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия.
Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.
В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании вашего заявления выдаст вам удостоверение. Вы вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.