Финансовый контроль для чего нужен

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Финансовый контроль – что это и как проводится

Без него не мыслится ни одно по-настоящему доходное и законопослушное предприятие. Потому что финансовый контроль – это время, когда все тайные умышленные нарушения и нелепые недосмотры становятся явными, а компания получает шанс на второе дыхание.

Что это?

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:

Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».

Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.

Теперь мы выделим формы экономического контроля и подробно расскажем об одной из них – ревизии.

Как провести финансовый контроль?

Формы экономического контроля:

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

Если у вас есть отдел, в добросовестности которого вы сомневаетесь – нанимайте аудитора, чтобы он провел ревизию. Хотя проверка не помешает любой организации.

Шаг 1. Определение объема проверки

Ревизор составляет план на основе того, какой объем проверки выбран: полный или частичный. При полной проверке, объектом деятельности ревизора становятся:

При частичном – лишь определенные, интересующие заказчика аспекты. Таким образом, вы буквально можете поручить проверку всего отдела, всего предприятия, всей компании.

Шаг 2. Составление плана

Ревизор получит эти данные и начинает составлять программу ревизии:

Для этого ревизору также нужно дать результаты предыдущих ревизий, если они были. Необходимо открыть ему доступ в отделения компании и дать в сопровождение опытного работника – так осуществляется предварительный осмотр.

Затем составляется план – то есть последовательность необходимых мероприятий, время и место проведения которых будут зависеть от расписания работы организации. В плане также значатся методы, которые используются для той или иной проверки:

Таковы основные методы, однако есть и другие.

Шаг 3. Проведение ревизии

Дальше ревизор уже действует сам. Как помним, у него достаточно широкие права: он может проверять все документы, все материальные объекты и всех лиц, связанных с деятельностью отдела. Но кое-что ему запрещено:

То есть ревизор не имеет права что-то подсказывать и менять в ходе проверки, он всего лишь суровый наблюдатель. Исправлять и «оказывать давление» уже будем мы, когда ревизор даст бумагу с результатами.

На выходе вы получите акт, который будет состоять из вводной, описательной части и приложений. Вводная часть будет содержать сведения, указанные в плане (цели, сроки, место, участники). Описательная часть самая большая, она будет делиться на разделы. Каждый раздел – ответ на вопрос, поставленный в плане. В приложении будут пространные таблицы с данными.

Если обнаружены нарушения – требуется создать комиссию, которая определит размер причиненного ущерба и ответственные лиц. Если эти лица не согласны с выводами комиссии, дальше дело решается судом. В случае выигрыша можно удержать до 20 % от зарплаты сотрудника.

Ревизия – переходный период для компании или отдела, необходимое испытание. Для руководителя же это – большой опыт. Потому что одна из форм проверок – постоянная последующая, проводится она внутри самой фирмы. Нужно спросить себя: «Правильно ли осуществляется эта проверка? Не нужно ли воспользоваться методами, о которых было рассказано выше?».

В конце концов именно те, кто умеет находить свои ошибки и исправлять их, смогут выжить в мире бизнеса.

Источник

Порядок проведения внутреннего финансового контроля

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

Контроль базируется на этих принципах:

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Источник

Финансовый контроль: понятие, значение и задачи

Финансовый контроль для чего нужен

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Государственный финансовый контроль: основные НПА

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

Первый источник права определяет:

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *