Финансовый департамент что это
финансовый департамент
Тематики
Смотреть что такое «финансовый департамент» в других словарях:
финансовый департамент (ФД) — Финансовый департамент управляет всей финансовой деятельностью ОКОИ. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN finance department (FD) The Finance Department manages all financial activities… … Справочник технического переводчика
Департамент профессиональной оценки — ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки» Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 1998 Расположение … Википедия
Финансовый кризис 2008 года в Австралии — См. также: Мировой финансово экономический кризис Ханс Редекер, текущий руководитель BNP Paribas, заявил, что Австралии придётся генерировать 4 % своего ВВП, для покрытия выплат иностранным держателям своих активов. Правительство Австралии… … Википедия
финансовый комитет — контролирует процесс принятия решений по бюджету. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN finance committee A Finance Committee oversees the budget decision making process. [Департамент… … Справочник технического переводчика
финансовый операционный план — Финансовый план, содержащий данные о размере доходов и расходов в определенный период времени. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN finance operating plan A financial plan outlining the… … Справочник технического переводчика
Департамент гарантирования экспортных кредитов — (англ. Export Credits Guarantee Department, ECGD) британская правительственная организация, находящееся в ведении Министерства по делам торговли и промышленности Великобритании, и выполняющая функции экспортно кредитного агентства. Действует … Википедия
финансовый директор — Руководитель высшего звена, ответственный за управление финансовыми рисками, финансовое планирование и отчетность. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN chief financial officer (CFO) A… … Справочник технического переводчика
финансовый менеджер — Финансовые менеджеры отвечают за предоставление ОКОИ детальной финансовой информации и консультацию по всем финансовым аспектам различных проектов, связанных с проведением Игр. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи… … Справочник технического переводчика
финансовый менеджер объекта — Финансовые менеджеры, отвечающие за управление всей финансовой деятельностью на определенном объекте. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN venue finance manager (VFM) Venue Finance… … Справочник технического переводчика
финансовый отчет (Сочи 2014) — финансовый отчет Документ, в котором представлена бухгалтерская информация о деятельности Оргкомитета «Сочи 2014». К финансовым отчетам относятся баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об… … Справочник технического переводчика
Дмитрий Потапенко
Преподаватели вузов, пусть они не обижаются, ничего не понимают в современном бизнесе и современном образовании. Образование оторвано от жизни даже не на 100 %, а на 200 %. Ваша бумажка, где стоят одни пятерки, ничего не стоит.
Для чего нужен финансовый департамент
Финансовое подразделение осуществляет привлечение и размещение денежных средств. Денежные средства должны равномерно распределяться по бизнес-единицам, давать им «дышать», поэтому цели финансового департамента — одни из важнейших.
Если смотреть с позиции верхнего эшелона, это, как правило, привлечение внешнего инвестиционного капитала, сокращение издержек по каждой бизнес-единице до определенного процента от оборота и система бюджетирования. Система бюджетирования нужна всем компаниям, особенно предприятиям с большой сетью филиалов и представительств. Она нацелена на упрощение и сокращение бизнес-процессов (сокращение времени на бизнес-процессы, времени принятия решений и количества сотрудников, принимающих данное решение). Компании, имеющие систему бюджетирования, более устойчивы. Они лучше планируют, контролируют, анализируют и корректируют свою деятельность.
«Оборот — факт, прибыль — искусство»
Ключевой момент — компания должна действовать на рынке как живой организм. Предприниматели же при описании целей часто исключают существование клиентов и конкурентов. К сожалению, динамику развития и стратегию конкурентов — продуктовую, маркетинговую, финансовую — не прописывает почти никто. Сразу отмечу, что ваша собственная стратегия должна быть прописана как минимум в трех областях — продукт, маркетинг и действия конкурентов, — иначе смысла в вашей предпринимательской жизни будет не больше, чем у червячка, который высунул головку из песка.
Цели более низкого уровня — это привлечение внешнего финансирования и сокращение издержек. Для привлечения финансирования составляется карта инвестора, его портрет, возможные и необходимые отчеты для инвестора. Работа с издержками подразумевает контроль денежных расходов во всех подразделениях компании, сокращение издержек до определенного объема от оборота и внедрение «термометров» за перерасход и, наоборот, за заработок денежных средств.
СОВЕТ
Система штрафов, как правило, не работает — она демотивирует сотрудников. Гораздо эффективнее система «термометров» — когда вы устанавливаете какие-то показатели относительно поставленных целей. И ваши сотрудники в зависимости от того, выполнили они эти показатели или нет, могут либо заработать, либо недополучить.
Финансовый департамент — это также и налоговое планирование, основанное на данных бухгалтерского учета, отчета о прибылях и убытках, регулирование прибыли и убытков. К сожалению, финансовое управление можно охарактеризовать пословицей: «Оборот — факт, прибыль — искусство». Со времен советской власти ничего не изменилось, поведение наших налоговых органов такое же фискальное, такое же палаческое, и отношение к предпринимателям не улучшается.
Финансовый отдел предприятия. Формирование. Структура
Любые компании, даже самые маленькие, делятся на отделы. Каждое подразделение выполняет возложенные на него функции. Одним из них является финансовый департамент, основной задачей которого названо управление финансами предприятия.
Чем занимается финансовый отдел предприятия
Финансовый отдел компании – это структурное подразделение, работники которого выполняют возложенные на них функции. Главной его задачей является эффективное управление финансами.
При формировании финансового отдела нужно учитывать две важные детали. Необходимо руководствоваться стратегическими целями предприятия и спецификой его работы. Именно на их основании будет разрабатываться перечень задач структурного подразделения.
Характер деятельности компании также играет немаловажную роль при формировании отдела. Все дело в том, что для работы в определенной отрасли требуются специализированные финансисты, знакомые с отдельными направлениями. Например, если фирма планирует отпускать продукцию за рубеж, потребуется специалист, знакомый с особенностями валютного законодательства и умеющий производить вычисления в валюте.
Функции финансового отдела компании
Функции финансового отдела прописываются в нормативно-правовой документации, регламентирующей утверждение подразделения и его работу. К основным задачам, возложенным на департамент, относят:
Важно! Функции финансового отдела напрямую связаны с управлением финансами предприятия.
Профессиональные качества работников финансового отдела
Внедрение финансового отдела – сложная многозадачная процедура, требующая учета множества деталей. Главное для успешного функционирования департамента – профессиональный персонал. Сотрудники подразделения должны иметь особый образ мышления:
Специалисты финансового отдела должны иметь высокую квалификацию, высшее образование и приличный опыт работы в области экономики, бухгалтерского учета или планирования.
Объекты деятельности финансового отдела фирмы
Объектами деятельности финансового отдела фирмы называют материальные и нематериальные предметы, в отношении которых работники подразделения производят операции. В их перечень включают:
Важно! Выполняя возложенные на финансовый отдел функции, работники подразделения, реализуют определенные действия с объектами. Например, планируют доходность компании, разрабатывают ценовую политику, управляют денежными средствами и т.д.
Прибыли и убытки компании, ценовая политика
Функции по планированию прибылей и убытков, а также по определению произведенных затрат и полученной доходности возложены на финансового контролера. В небольших компаниях он выполняет практически всю работу, связанную с учетом финансовых оборотов и их планированием.
Крупные предприятия создают финансовый отдел, где трудятся несколько финансовых контролеров, отвечающих за выполнение определенных задач. Например, один управляет финансами отдела производства, второй – маркетингового подразделения, а третий – департамента продаж.
Финансовый контролер также выполняет функции по разработке ценовой политики предприятия и по определению цены реализации продукции. Все дело в том, что конечная стоимость товаров напрямую зависит от произведенных компанией затрат, вычислением которых и занимается финансовый контролер.
Отчетность
Бухгалтерскую отчетность составляет бухгалтерия. Однако, если речь идет о формировании документации по международным стандартам или внутренним НПА, ее созданием занимается финансовый отдел. Также подразделение составляет прогнозы доходов и расходов, а также формирует плановую отчетность.
В дальнейшем финансовые аналитики занимаются сопоставлением плановых показателей с фактическими. На основании анализа они разрабатывают рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.
Денежные средства и оборотный капитал
В небольших компаниях управлением денежных средств и оборотным капиталом занимается финансовый контролер. Крупные предприятия предпочитают организовывать внутри подразделения мини-отдел – казначейство во главе с казначеем, который и выполняет операции с финансами и капиталом.
Капитальные финансовые вложения
На финансовый отдел возложены функции управления денежными средствами. На основании анализа финансовые аналитики формируют рекомендации по использованию финансов. Они предлагают приобрести какие-либо капиталовложения или инвестировать средства с целью дальнейшего получения дохода.
Налоги
Если бухгалтерия занимается исчислением и уплатой налогов, то работники финансового отдела обязаны проанализировать исполнение налоговых обязательств и предложить пути оптимизации налоговой нагрузки, например, разработать новую схему совершения взносов, не противоречащую действующему законодательству РФ.
При заключении договоров важно участите работников финансового департамента. Они знакомятся с экономической составляющей контрактов, проводят анализ и указывают на допущенные в ходе формирования соглашения ошибки.
Бизнес-процессы и KPI
Финансисты обязаны знать, как происходит тот или иной бизнес-процесс, а, при необходимости, — принять участие в его реализации. Еще одной функцией финансового департамента является расчет ключевых экономических показателей.
Структура финансового отдела компании
Структура финансового отдела выглядит следующим образом:
Таким образом, финансовый отдел – это сложная налаженная система по управлению денежными средствами предприятия.
Порядок формирования финансового отдела фирмы
Организация финансового отдела предприятия начинается с его внедрения на предприятии. Решение о введении в действие департамента принимает руководитель компании. На основании его приказа утверждается работа подразделения. Основные функции, задачи, структура и этапы работы финансового отдела прописываются в положении:
Пункт положения | Наименование пункта положения | Описание пункта положения о финансовом отделе |
1 | Основные понятия | Термины и определения, используемые в ходе составления положения |
2 | Общие положения | Назначение финансового отдела, использование положения, разработка основных пунктов, их утверждение и порядок внесения коррективов. |
2.1 | Базовые принципы | Принципы работы финансового отдела |
2.2 | Область использования | Порядок применения настоящего положения |
2.3 | Разработка, утверждение пунктов, внесение коррективов | Порядок разработки пунктов положения, правила их внесения в документ и особенности внесения изменений |
3 | Основные принципы | Этапы работы финансового отдела, организационная структура подразделения, бизнес-процессы |
3.1 | Этапы деятельности отдела | Планирование, учет, анализ, принятие управленческих решений |
3.2 | Организационная структура финансового подразделения | Схема финансового отдела |
3.3 | Бизнес-процессы | Основные операции и процессы, которыми руководит финансовый отдел |
4 | Организационная схема центров финансовой ответственности | Графическое и табличное изображение структуры |
5 | Заключительные пункты | Информация, не отраженная в иных положениях документа |
После разработки положения о работе финансового отдела с документом знакомится руководитель. В случае необходимости, в него вносятся дополнения или изменения. Если содержание положения удовлетворительное, руководитель утверждает его. С этого момента документ начинает действовать.
Финансовый отдел наделяется правами знакомиться с финансовой документацией, бухгалтерской отчетностью и бумагами, оформляемыми иными подразделениями компании. На основании представленной информации финансовые контролеры выполняют возложенные на них функции, проводят анализ и формируют рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.
Зачем компании финансовая служба — и речь не о бухгалтерии
Финансовый и административный директор LifeScan по региону «Россия и страны СНГ»
Казалось бы, у компаний есть бухгалтерия, а то и финансовый директор, зачем нужна еще финансовая служба? В чем ее отличие от бухгалтерии? Не станет ли она лишней надстройкой? Разбираемся вместе с Надеждой Рожковой, финансовым и административным директором LifeScan по региону «Россия и страны СНГ». У нее двадцатипятилетний опыт работы на руководящих позициях, в том числе в области операционного и стратегического управления финансами.
Для чего нужна финансовая служба
Время, когда бухгалтерия управляла бизнесом, прошло. Теперь бизнес управляет бухгалтерией: финансисты должны не просто считать прибыль-убытки и сдавать в налоговую балансы, а помогать в создании добавленной стоимости компании.
Финансы как ресурс обязаны работать на стратегию компании и на ее сегодняшний день. Поэтому для предпринимателей актуальнее не бухгалтерия как таковая, хотя ее функции остались неизменными, а финансовая служба или финансовый департамент, чьи цели и задачи охватывают все стороны поддержки бизнеса в рамках собственных компетенций.
У бизнеса сотни, а то и тысячи контрагентов? Необходимо усиливать автоматизацию обработки сделок. Есть или нужны инвесторы? Нужно расширять инвестиционный блок. По этой причине набор специалистов в финансовый отдел следует вести исходя из задач конкретного бизнеса.
Единственное общее место — положение финансовой службы в структуре компании. Эффективнее, если она выделяется в отдельный департамент, взаимодействует с другими департаментами компании на равных и подчиняется непосредственно генеральному директору.
Как понять, нужен ли компании финансовый департамент
Такой отдел нужен любой компании, которая хочет расти и регулировать свои финансовые потоки, а также получать дополнительные преимущества от грамотного управления активами.
Бухгалтерия как часть финансового департамента отражает хозяйственные операции, которые уже случились, то, что уже произошло и что не изменить. Задача же финансового отдела — в целом помочь бизнесу спрогнозировать будущие активности с опорой на анализ накопленного массива данных и с учетом текущих тенденций развития экономики.
При планировании долгосрочных перспектив развития бизнеса финансовые аналитики помогут определиться с рентабельностью выхода на новые рынки или выводом новых продуктов. Для поддержания конкурентоспособности компании члены финансовой команды смоделируют количественные показатели для ведения продуктивного бизнеса: системы KPI, премии, показатели эффективности, бонусы.
В холдинге финансовый отдел позволит сбалансировать взаимодействие между предприятиями и организовать налоговое планирование. Впрочем, управление и оптимизация финансовых служб дочерних предприятий — тоже функция финансовой службы холдинга или управляющей компании.
Важная часть работы финслужбы не столько контроль за урезанием расходов, сколько поддержка в генерации доходов. Она не просто подразделение, поглощающее деньги и иные ресурсы. Финслужба должна, как минимум, окупать себя, а в идеале создавать добавленную стоимость.
Внутренняя финслужба или аутсорсинг: что выбрать
С появлением новых технологий инструменты по обработке результатов активности бизнеса трансформируются. При этом все больше ручные задачи переводятся на автоматизированные версии, что приводит, с одной стороны, к большей эффективности, с другой стороны — к большей точности операций, исключению так называемого человеческого фактора. Такие же современные течения есть и в организации работы финансовой службы.
Внешнему подрядчику лучше передать рутинные бизнес-операции, связанные с фиксацией результатов деятельности предприятия. Сюда относится не только расчет заработной платы, обработка входящих и исходящих платежей, но и в целом ведение бухгалтерского и налогового учета. Так можно оптимизировать расходы и получить качественную услугу: аутсорсинговые компании выполняют эти операции для самых разных клиентов, что позволяет быстро накапливать компетенции.
Можно встретить опасения, что аутсорсинг приведет к утечке чувствительных данных. Однако, во-первых, если сотрудник работает в штате, это, по большому счету, не гарантирует безопасность.
Во-вторых, подписание NDA накладывает на аутсорсинговую компанию вполне понятные и конкретные обязательства. Кроме того, допустив утечку информации, аутсорсер бьет по собственной репутации, которая является едва ли не единственным реальным рыночным активом. Кто же прибегнет к услугам компании, протекающей как дуршлаг? В Европе на бухгалтерском аутсорсинге находятся 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США — 90%. России далеко до этих значений, но стремиться к ним надо.
Внутри компании лучше оставить «коммерческие» финансы — часть финансового отдела, контролирующего и анализирующего «коммерческие» показатели деятельности: рентабельность, отслеживание плановых и фактических значений операционной прибыли, EBITDA, чистой прибыли.
Финансисты в этом случае участвуют не только в формировании стратегии, но и в поддержке коммерческих и маркетинговых решений (скидки, рассрочки платежей, расходы на продвижение и т.д.). Ставит финслужба и корректные KPI коммерческому отделу исходя из анализа финансово-экономической ситуации на предприятии. При этом все чаще даже внутренняя финслужба работает на удаленке. Это не только требование момента в связи с коронавирусом, но и один из путей оптимизации отдела.
В крупных компаниях набирает силу так называемый внутренний аутсорсинг. Он подразумевает, что финансовую службу выводят в отдельное подразделение и ставят ей задачу зарабатывать деньги на оказании услуг не только внутри корпорации или группы компаний, но и для сторонних заказчиков.
При этом организационные моменты как с внутренним, так и внешним финотделом можно решать уже по отработанным бизнес-процедурам.
Сегодня полноценно работающий финансовый департамент необходим любой компании, которая хочет не только оставаться на рынке, но и развиваться. Возможные издержки на этапе создания перекроет приобретенная выгода, если финслужба создается как коммерчески ориентированное подразделение с целью оптимизации работы всего предприятия, регулирования финансовых потоков и увеличения добавленной стоимости.
Должна ли финансовая служба быть внутренней или внешней, можно проверить пройдя небольшой тест ниже.
Подходит ли вашей компании аутсорсинг учетных функций?
Вопрос 1. Готовы ли бизнес-подразделения в компании к определенным регламентам работы и к соблюдению сроков предоставления документов?
Не готовы — 0 баллов
Скорее не готовы — 1 балл
Скорее готовы — 2 балла
Готовы / уже работаем таким образом — 3 балла
Вопрос 2. Ваша компания соблюдает законодательство РФ и стремится избегать сомнительных схем оптимизации налогообложения?
Не всегда — 0 баллов
Вопрос 3. Для вас важно, что бухгалтерия всегда сидит рядом, в офисе и не хотели бы менять привычку.
В этом есть необходимость, и мы не планируем это менять — 0 баллов
Готов к изменениям — 3 балла
Вопрос 4. Вы открыты новым технологиям и предложениям по оптимизации процессов?
Да, я думаю это приведет к эффективности и экономии — 3 балла
Не уверен, хочу взвесить риски — 2 балла
Нет, лучше ничего не трогать, давно так работаем — 0 баллов
Вопрос 5. Ваш бизнес находится в фазе роста?
Постоянно меняется — 3 балла
Пояснение: аутсорсинг показывает еще большую экономическую эффективность в сравнении с внутренним штатом бухгалтеров, именно когда бизнес растет или меняется за счет гибкости ресурсов провайдера и эффектf масштаба.
Вопрос 6. Важна ли для вас финансовая ответственность бухгалтерской службы за ошибки повлекшие штрафы и пени?
Вопрос 7. Уверены ли вы в конфиденциальности данных внутри компании, в первую очередь касающихся расчета заработной платы?
Вопрос 8. Может ли ваша текущая команда бухгалтерии закрывать специфичные налоговые вопросы или приходится прибегать к помощи сторонних консультантов?
Может закрывать — 0 баллов
Приходится прибегать к помощи — 3 балла
Вопрос 9. Насколько вы оцениваете степень стандартизированности учета в вашей организации?
Высокий процент стандартных операций — 3 балла
Средний процент стандартных операций — 2 балла
Многие операции нестандартны — 1 балл
Вопрос 10. Ваша основная деятельности отличается сезонностью?
Да, сезонный — 3 балла
21 балл и больше — пора объявлять тендер!
14—20 баллов — присмотритесь к своим процессам, возможно, стоит отдать на аутсорсинг какие-то стандартные операции, например, расчет заработной платы.
13 и меньше баллов — стабильность — признак мастерства. Поговорите с своим финансистом: какие точки оптимального использования ресурсов он может предложить?