Финансовая грамотность обучающихся что это такое
Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Зачем нужны уроки финансовой грамотности?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Ожидаемые результаты
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Как научить ребёнка финансовой грамотности
Подробная инструкция: как и чему учить детей, чтобы они жили в достатке
Нельзя утверждать, что знания в области экономики помогают стать богаче. Однако те, кто лучше справляется с тестами финансовой грамотности, меньше переплачивают по кредитам. Родители не могут застраховать ребёнка от ошибок и необдуманных трат, но рассказать о страховании и научить считать деньги — посильная задача.
Как и чему учить школьника, чтобы он вырос разумным потребителем или успешным предпринимателем, рассказываем в статье.
Что такое финансовая грамотность
Эксперты ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития — понимают финансовую грамотность как совокупность знаний, поведения и установок по отношению к покупкам, займам, инвестированию и прочему. Грамотный человек знаком с такими понятиями, как процентная ставка по кредиту, тело долга, сложный процент, инфляция, стоимость денег, диверсификация риска. Он умеет планировать бюджет, экономить, сравнивать товары и услуги, пользоваться финансовыми инструментами. Важное отличие финансово грамотного гражданина — отношение к доходам и расходам, готовность отвечать за свои решения, стремление осваивать более эффективные потребительские стратегии.
Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома
Дошколята
Дети от 3 до 7 лет понимают, что деньги помогают удовлетворить многие потребности. Однако откуда берутся деньги и на что их приходится тратить, дети узнают постепенно. К школьному возрасту полезно рассказать ребёнку о появлении денег вообще и в вашей жизни в частности. В этом помогут книги «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» Елены Ульевой и «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной.
Читать с ребёнком про деньги нужно не торопясь, обсуждая ситуации и примеры из жизни, разглядывая реальные деньги.
Если в семье сохранились купюры и монеты советского периода, времён Российской империи или наличные из заграничных поездок, стоит показать их ребёнку.
Чтобы научить дошкольников сравнивать цены на товары, многие родители выдают им карманные деньги каждую неделю. Если вы готовы учить ребёнка на практике, решите, сколько денег и на каких условиях готовы выделять. Имейте в виду, что психологи не советуют наказывать ребёнка невыдачей карманных денег за проступки. Однако разумные ограничения необходимы: например, запрет покупать спички, сладости, на которые у ребёнка аллергия, или делать ставки.
Иногда у детей возникает идея заработать собственные деньги, например, продавать печенье или домашний лимонад. Возможно, до открытия бизнеса дело не дойдёт, но обсудить бизнес-план с дошкольником — отличная идея. Скорее всего для ребёнка станет открытием факт, что выручка и доход не одно и то же, а муку или лимоны нужно сначала на что-то купить.
Находите повод для разговора о деньгах в житейских ситуациях: поход в магазин, просьбы купить игрушку, назойливые звонки с предложением кредита из банка, выбор тарифа у оператора сотовой связи. Также можно смотреть цикл мультфильмов «Уроки финансовой грамотности» со Смешариками. Вы лучше других знаете своего ребёнка и можете найти подходящие слова, чтобы доступно объяснить сложные вещи из мультиков и повседневной жизни.
Ученики 1–4 классов
Если для дошколят карманные деньги являются приятной привилегией, то для младших школьников — потребностью. Многие ребята самостоятельно добираются до школы, покупают еду и канцелярские принадлежности, поэтому получают деньги на необходимые покупки. Чтобы младшеклассник учился планировать бюджет и понимал цену денег, ему нужно оставлять фиксированную сумму для свободных трат.
Карманные деньги станут инструментом для прокачки финансовой грамотности, если вы будете обсуждать с ребёнком принятие решений.
На взрослый взгляд детские желания часто кажутся глупыми и бессмысленными, однако важно позволять ребёнку самостоятельно выбирать товары. Лучше в школьном возрасте купить задёшево некачественную вещь и огорчиться, когда она придёт в негодность, чем получить этот опыт будучи взрослым.
Материал для обсуждения с ребёнком вы найдёте в книгах Джерри Бейли и Фелиции Ло: «Твои деньги», «Они работают с деньгами», «Богатые и бедные». Авторы и иллюстраторы наглядно показывают, где можно заработать, что такое налоги, как формируется пенсия, откуда берётся разрыв между богатством и бедностью и многие другие важные понятия. Эти книги ребёнок может читать сам, однако взрослым они тоже будут интересны.
Школьники не всегда охотно прислушиваются к советам родителей. Чтобы научить ребёнка копить деньги и планировать бюджет, стоит использовать специальные пособия, например, «Обращайся с деньгами “по-взрослому”. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» и «Обращайся с деньгами по-взрослому. Мой первый финансовый дневник» Алексея Гридина. Книга легко читается, а дневник содержит загадки, вопросы и задания для развития представлений о финансах и навыков ведения бюджета.
Ученики 5–8 классов
В 2015 году Минфин РФ совместно со Всемирным банком разработал образовательный проект для повышения финансовой грамотности школьников. В этом проекте перечислены девять компонентов финансовой компетентности для подростков:
Трудно найти школу или образовательную программу, которая охватывала бы все перечисленные темы. Редкий взрослый способен разобраться в вопросах инвестирования и страхования финансовых рисков. Однако этот перечень будет полезен в качестве ориентира: с чего начать повышение финансовой грамотности и в каком направлении двигаться.
Отличным поводом поговорить о финансах со школьником станет прохождение онлайн-теста на тему денег. Например, на сайте проекта «Дружи с финансами» вы найдёте вопросы по всем девяти аспектам компетентности. Проходите тесты вместе, обсуждайте понятия и способы расчёта показателей.
Там же вы найдёте статьи, видео, комиксы, советы для родителей и обзоры обучающих настольных игр. Старшеклассникам будет интересно изучать материалы сайта самостоятельно. Подросткам помладше видеоролики и тексты могут показаться скучными, поэтому родителям лучше исследовать сайт вместе со школьниками.
Не бойтесь загрузить ребёнка слишком сложной информацией. Делитесь с ним своими размышлениями о покупках, заработке и кредитах — это естественный и безопасный способ познакомиться с миром финансов.
Если вы планируете приобрести машину, предложите ребёнку вместе подобрать вариант автомобиля и автокредита с учётом требований и имеющихся средств. Обсуждайте свой выбор, задавайте вопросы и объясняйте, чем одно предложение банка выгоднее другого, что такое трейд-ин и как связаны «лошади» и расход бензина.
При поломке блендера можно привлечь ребёнка к выбору нового прибора, а в супермаркете попросить сравнивать цену на продукты разных производителей с учётом веса или объёма упаковки. Такое обучение на практике должно проходить легко, без назиданий. Важно не превращать поход в магазин в урок арифметики. Если трудно перевести рубли в граммы, пусть считает на калькуляторе. Главное — чтобы ход мысли был правильным.
Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему обычно доверяют родители. Однако можно пойти ещё дальше и позволить ребёнку взять ответственность за часть существенных расходов: покупать не только гаджеты, лакомства и развлечения, но также одежду и обувь. Вы по-прежнему ограничиваете бюджет на эти покупки, но ответственность за процесс и результат вполне можно переложить на подростка.
Ученики 9–11 классов
Старшеклассники могут самостоятельно смотреть документальное и художественное кино. Например, фильм «Восхождение денег: финансовая история мира» снят по книге профессора Нила Фергюсона, а «Капитал в XXI веке» объясняет природу социального неравенства.
Помимо онлайн-тестов по финграмотности для учеников 7–11 классов проводят олимпиады по предпринимательству и экономике: например, «Ломоносов», Плехановская олимпиада школьников, «Высшая проба».
Некоторые выпускники запускают стартапы, копят на крупные покупки или начинают осваивать диджитал-профессии. Избежать ошибок, правильно распорядиться деньгами и заработать первый миллион им помогут книги: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и
«Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.
Как учить детей, если у вас не хватает знаний
Измерьте уровень своей финграмотности
Одни люди считают себя финансовыми гениями, другие ощущают небольшую или значительную нехватку знаний. При этом уровни фактической и кажущейся осведомлённости порой отличаются. Получить примерную оценку своей финансовой грамотности довольно легко.
С 2009 года Национальное бюро экономических исследований США использует «большую пятёрку» вопросов для оценки финансовой грамотности граждан. Аналогичные экспресс-диагностики на русском языке можно найти в сети.
Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами
Финансовая грамотность — это знания, умение их применять и отношение к деньгам. Получить знания и натренировать навыки можно в интернете и дома. Сформировать здоровое отношение к финансам, богатству и заработку сложнее, потому что собственные убеждения по отношению к деньгам увидеть непросто. Мы не осознаём свои установки, однако они влияют на благосостояние.
Если человек верит, что деньги должны доставаться с трудом, он обречён тяжело работать за зарплату. В то же время некоторые получают сотни тысяч рублей, показывая свою жизнь или распаковывая киндер-сюрпризы в ютьюбе. Чтобы избавить детей от вредных убеждений, которые помешают им стать богатыми и успешными, нужно начать с себя.
Финансовая грамотность похожа на эмоциональный интеллект: ребёнку гораздо легче научиться владеть своими эмоциями или жить в достатке, если это уже умеют в его семье.
Приобретать знания и развивать умения необходимо, но не достаточно: нужно выявлять вредные убеждения и менять их на полезные установки. Такую работу легче всего делать на курсах развития денежного мышления и психологии денег.
Советы о том, как помочь ребёнку разобраться в финансах, вы найдёте в литературе для родителей. В книге «Как превратить своего ребёнка в финансового гения» американка Бет Коблайнер даёт рекомендации родителям малышей, школьников и студентов. Читателям с любым уровнем доходов будет полезно узнать 14 правил разговора о деньгах или как распознавать маркетинговые уловки.
Сингапурские авторы-предприниматели дают рекомендации в книге «Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами». Адам Хо и Кеон Чи излагают основы финансовой грамотности на конкретных примерах и предлагают тесты для самопроверки по каждой теме.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Статья «Финансовая грамотность в школе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Финансовая грамотность в школе
В настоящее время, вопрос о внедрении элементов финансовой грамотности в базовую школьную программу решен не полностью, несмотря на то, что последние годы над этим вопросом особо активно работают: Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ, методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Недавние события, связанные со вспышкой COVID-19, стали резким напоминанием о важности финансовой грамотности, поскольку каждый человек и нация сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами и экономическими спадами. Следует сказать, что экономический рост страны поддерживается уровнем финансовой грамотности населения. В грамотном обществе всегда легче понять финансовые процессы, которые могут повлиять на благосостояние и защитить от потенциальных потерь из-за преступности в финансовом секторе.
Бесспорно, финансовая грамотность важнейший навык необходимый молодому поколению, так как 21 век требует от людей ряда навыков, помогающих преуспеть в жизни. Молодым людям необходимы навыки, которые можно передавать между профессиями, например: решение проблем, коммуникативные навыки, цифровая грамотность, командная работа, навыки презентации, критическое мышление, творчество и финансовая грамотность.
Финансовая грамотность детей, формируемая в условиях школы, предполагает его способность понимать финансы. Её можно разделить на два аспекта, а именно, знания и навыки.
Я считаю, что финансовое образование в школах должно стать частью скоординированной национальной стратегии, для обеспечения его актуальности и долгосрочной устойчивости. Педагогам следует понимать, что финансовые знания и навыки напрямую зависят и от финансового отношения/подхода. При «мудром» подходе к финансам, финансовые навыки проявляются в процессе определения индивидуальных финансовых целей, организации финансового планирования, а также управления финансами, принятия качественных финансовых решений.
Очевидно, что финансовые знания и навыки положительно коррелируют, так же как финансовые знания и финансовое отношение. Поэтому, финансовую грамотность школьника можно определить следующим образом: «Финансовая грамотность школьника – это наличие у него соответствующих знаний, навыков и отношения к повседневному/долгосрочному финансовому обеспечению или финансовому благополучию».
В большинстве стран, включение финансовых элементов в учебную программу школы демонстрирует, что содержание стандартов обучения не концентрируется на конкретной области или предмете. Тем не менее, большинство финансовых задач все-таки связаны с уровнем математики, учителям этого предмета необходимо вовлекать детей в процесс решения финансовых проблем, который приведет учащихся к критическому знанию и оценке при принятии решений. Отмечу, что согласно статистическим данным «Программы международной оценки образовательных достижений учащихся в 2020 году», около 45% стран, демонстрирующих отличные результаты в предмете «математика», занимают самые высокие позиции и в списке финансовой грамотности.
Высокое положительное значение указывает на сильную взаимосвязь между финансовой грамотностью и математикой среди учащихся. Именно математические навыки, такие как: рассуждение, построение графиков, использование числовых баз и соотношений/процентов, можно применять при решении различных финансовых задач.
Повышение мотивации учащихся к изучению математики позволит школьникам использовать математические концепции для планирования или организации своих привычек в расходах и повышении качества жизни осознанным, ответственным и независимым образом. Так как интеграция финансовой грамотности в образование постоянно увеличивается, деятельность учителей, выступающих в качестве проводников социальных изменений требует помощи и профессиональной поддержки для развития самоэффективности учителей.
Прежде чем учителя смогут ответить на «призыв» по улучшению финансовых знаний своих учеников, им потребуется собственное базовое образование в области финансовой грамотности. С 2018 года в нашей стране началась разработка основных программ о методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Они направлены на повышение квалификации учителей обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. К 2021 году программу освоили около 10 тыс. учителей. Кроме того, начиная с 2021 года, на базе региональных и межрегиональных центров, каждый год будут проходить обучение не менее 5 тыс. учителей. В настоящее время, по каждой из программ, уже предусмотрены все необходимые учебно-методические и контрольно-измерительные материалы для учителей, а также родителей и учеников 2-11 классов. Их число составило 17 млн экземпляров пособий, которые уже поступили более чем в 51 российский регион. В рамках проекта Минфина России, направленного на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России, в некоторых городах уже организованы курсы повышения квалификации учителей по программе: «Финансовая грамотность педагога». Осваивая данную программу, учителя могут не только повысить уровень своей финансовой грамотности, но и изучить эффективные меры обучения детей финансовой грамотности в рамках урока.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что финансовое образование должно начинаться как можно раньше и продолжаться до конца школьного курса. В идеале, финансовое образование должно быть отдельным предметом школьной программы, но его интеграция в другие предметы, такие как математика, география, право также может быть весьма эффективным, при соблюдении главного условия – это возрастное соответствие материала. Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность и осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых. В свою очередь, учителя должны быть надлежащим образом подготовлены и обеспечены ресурсами, осведомлены о важности финансовой грамотности и соответствующих педагогических методах. Также следует обеспечить для педагогов постоянную поддержку в виде обучения, направленного на совершенствование собственного уровня финансовой грамотности.