Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать Надежда Боровинская
Формирование финансовой грамотности дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотностии систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольноговозраста разделила на несколько этапов:

Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.

Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.

Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков. (Приложение № 1)

1 блок: Экономика. Это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;

2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);

3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);

4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним (Приложение № 3).

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

Источник

Детям о деньгах: обучаем ребёнка финансовой грамотности

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?

Эта статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников и школьников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребёнок, а также получите много полезных материалов по финансовому воспитанию и просвещению.

Содержание:

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Финансово грамотный человек – это человек, который:

Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.

Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.

Финансовое воспитание детей

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

В чём важность?

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.

Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.

Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

Что должен знать ребёнок?

Теперь давайте поговорим о том, что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

Первая группа – знания о деньгах:

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Вторая группа – знания о потребностях:

Третья группа – знания о товаре:

Четвертая группа – знания о труде:

Пятая группа – знания о бюджете:

Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.

Знакомим дошкольников с миром финансов

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:

1. «Магазин»

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2. «Банк»

Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

3. «Профессии»

Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

4. «Знакомимся с деньгами»

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

5. «Я иду в магазин»

Цель этой игры – научить ребёнка различать жизненно необходимые товары и те, покупку которых можно отложить, а также укладываться в пределы имеющейся денежной суммы.

На столе раскладываются картинки различных товаров (хлеб, молоко, торт, игровая приставка, стиральный порошок и другие). У каждой картинки есть свой ценник. Необязательно указывать реальную цену товара. Если ребёнок считает только до 10, значит, все ценники оформляются в этих пределах.

Ребёнку даётся задание: «Ты пришёл в магазин. У тебя 10 рублей. Тебе нужно купить продукты, сладости для маленькой сестрёнки и стиральный порошок. Превышать сумму нельзя».

6. «Реклама»

Эта игра хорошо подходит для группы детей и способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.

На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.

Основы финансовой грамотности для школьников

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

В школьном возрасте ребёнок непосредственно сталкивается с миром денег. Оплачивает обед в столовой и проезд в транспорте, получает карманные деньги. Поэтому важной задачей становится формирование у ребёнка разумного отношения к денежным средствам:

Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.

Что делать, если в школе кто-то начинает вымогать у ребёнка деньги и как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.

Убедитесь, что никто не угрожает безопасности вашего ребёнка и не вымогает денежные средства в ваше отсутствие. Всегда знайте, где находится школьник, слушайте, что происходит вокруг и быстро связывайтесь, чтобы вовремя помочь с помощью приложения «Где мои дети».

Можно начать с плана на месяц, затем – на полгода и год.

К ним относятся сигареты, алкоголь и курительные смеси.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

С помощью такой карты ребёнок может самостоятельно оплатить проезд, питание в столовой и совершить покупку в магазине. При этом все операции по карте контролируются родителями.

Если решили приобрести ребёнку детскую карту, убедитесь, что он умеет ей правильно пользоваться.

Всем родителям, которые задумываются об оформлении такой карты для своего ребёнка, рекомендуем ознакомиться с подробным материалом о нюансах выбора, возможностях и опасностях – Детская банковская карта: стоит ли её оформлять, где и в каком возрасте?

Решайте проблемные ситуации, играйте в финансовые игры, читайте вместе с ребёнком познавательные истории. А какие материалы помогут вам в этом, вы узнаете в следующем разделе.

Полезные материалы для детей и родителей

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов:

5 лучших онлайн игр:

5 лучших мультфильмов:

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать

Кадр из мультипликационного сериала «Смешарики», Россия, 2020 год.

5 лучших настольных игр:

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Источник

Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста с чего начать Юлия Телятникова
Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе,рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

— сформировать первичные экономические понятия;

— научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

— научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.

Сроки реализации программы: сентябрь-май

№ п/п Месяц Тема занятия

1. Сентябрь «Азбука финансов» (вводное занятие)

«Откуда пришли деньги?»

«Деньги: монета, банкнота, ластиковая карта»

«Сколько стоит папина машина?»

(понятие цены, стоимости)

2. Октябрь «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»

«Магазин или супермаркет: где выгодно?»

«Чем пахнут ремесла?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

3. Ноябрь Деловая игра «Биржа труда»

«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк)

«Карманные деньги у детей»

4. Декабрь «Наука Экономика»

«Большой или маленький? Проблема выбора»

«Выбираем подарок другу»

5. Январь «Сохранить и приумножить»

«Производители и ресурсы»

6. Февраль «Как сберечь ресурсы Планеты?»

«Какая бывает валюта?»

Деловая игра «Финансовая безопасность»

«Копейка рубль бережет»

7. Март «Как заработать миллион?»

«Долг платежом красен»

«Школа гнома Эконома»

8. Апрель Деловая игра «Аукцион идей»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

Деловая игра «Директор магазина»

9. Май «Сколько нужно человеку?»

«Путешествие на экономическую планету

«Финансия»

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детейследующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем –потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *