Финансовая грамотность что такое банки
Занятие по обучению финансовой грамотности на тему «Банк»
Зульфия Гибатдинова
Занятие по обучению финансовой грамотности на тему «Банк»
Обучающие:
1. дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.
2. активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;
3. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение
1. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах.
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей
3. Развивать память, внимание, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать;
1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.
Оборудование: мультимедийная техника, слайды, банковская карточка, сберегательная книжка.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Ход ЗАНЯТИЯ:
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей.).
2 слайд. Воспитатель
-Заходим в банк, в фойе. Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Обратить внимание детей на банкоматы)
Рассматриваем картинку как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.
3 слайд. Входим в зал банка.
Воспитатель: «В помещении банкаесть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.
4 слайд. Переходим в другой зал, там, где оформляют ссуды.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и посчитать свои денежки
Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Человек, который управляет работой банка – это управляющий.
Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке?
Воспитатель: Я хотела бы вам прочитать стихотворение «Работа в банке»
Работа в банке
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Воспитатель: «Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось?»
Ответы детей.Воспитатель: «Что такое банк и для чего он нужен?»
Дети: «Банк – это дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, если тебе нужно что-нибудь купить»
Воспитатель: «Люди, каких профессий работают в банке?»
Воспитатель: «С помощью чего можно получить свои деньги? (банковская карта, сберегательная книжка). А если вдруг мне не хватит денег на покупку, где я могу взять их? (можно обратиться в банк и банк даст ссуду). Молодцы вы сегодня узнали много нового о банке. Мы с вами вечером поиграем в игру «банк». А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад».
Прикреплённые файлы:
Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Подготовила воспитатель Иващенко.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.
Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.
Конспект внеурочного занятия «Что такое банк?» Финансовая грамотность
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Методическая разработка урока
по «Финансовой грамотности»
Тема «Что такое банк и чем он может быть нам полезен»
Губская Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
Оглавление
Пояснительная записка
Методическая разработка факультативного занятия
Тема: «Что такое банк и чем он может быть нам полезен»
Цель: сформировать понятие «Что такое банк»
-дать ответ на вопрос, что такое банк;
-дать общую характеристику значения банка в жизни человека;
— развивать интерес к групповой деятельности;
— расширить знания учеников о профессиях, условиях труда и квалификационных качествах работников банка.
Цели к этапам урока
Развивать память, мышление, познавательные интересы, речь.
Расширение знаний учеников о профессиях условиях труда и квалификационных качествах работников банка
Учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия
Развивать умение выделять главное в полученной информации
Развивать умение работать с разными источниками информации
Планируемые результаты
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление.
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные планируемые результаты
Умение определять и формулировать цель деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно.
Умение составлять план действия по решению проблемы.
Умение осуществлять действия по реализации плана:
Умение соотносить результат своей деятельности с целью:
Владение основами самоконтроля, самооценки.
Умение извлекать информацию, определять понятия, устанавливать аналогии.
Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания:
умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
умение пользоваться различными источниками информации.
Умения добывать новые знания, умение наблюдать, читать, слушать.
Умение перерабатывать информацию:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методики, используемые на уроке
2)здоровье сберегающее обучение;
3) технология групповой работы;
4) технология развития критического мышления.
Основные понятия: банк, вклад, зарплата, банкомат, банкир, кассир, бухгалтер, операционист, аудитор.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: гаджеты (ноутбуки, смартфоны), толковые словари, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
1. Загадки про банк
— Учителю и акробату всем дают эту …(зарплату)
-Если работать круглый год, то увеличится …(доход)
— Дела у нас пойдут на лад, когда внесем свой первый …(вклад)
— Как зовется аппарат, где толпятся в день зарплат…(банкомат)
— Он финансовый факир главный в банке он. (банкир)
2. Словарная работа. Работа с понятиями
1. Разгадывание загадок
2. Работа с понятиями
2.Групповая работа. Работа с разными источниками информации.
Постановка проблемы и выход на тему занятия
Кассир, бухгалтер, операционист, аудитор, представитель службы безопасности.
Что обозначают эти слова (профессии)?
Составить рассказ по плану о профессии
Организация выбора профессии для групповой работы
Тьюторская помощь группам.
Что общего у этих профессий?
Определите тему занятия
(Если дети не могут выйти на тему, предлагаем загадку. Сохранятся, словно в танке ваши деньги словно …..(в банке)
В этом доме все бывают, сразу бланки заполняют, вносят в кассу платежи… Что за дом скажи? (банк)
Составление плана рассказа:
Чем занимается человек по данной профессии?
— работа с финансами
Работа в группах (использование электронных гаджетов)
Презентация работы групп
Определение целей занятия.
— Чем он может быть нам полезен?
Работа над понятием «Банк» (тьюторское сопровождение)
Зарплата, доход, вклад, банкомат, банкир- Как эти слова связаны с понятие банка.
Какие слова можно добавить по этой теме? Почему?
Где вы сталкивались с этими словами?
Связана ли ваша семья с банком?
Как? Просмотр видеоролика “Азбука денег тетушки Совы”[13]
Работа по группам с разными источниками информации:
2 группа – с толковым словарем Ожегова.
3 группа – «Википедия».
5-6 группа – работа без справочного материала.
Дети предлагают- кредит, сберегательная книжка, банковская карта, деньги, рубль, доллар, валюта….
Работа в группах презентация.
Презентация работы групп начинается с 5,6 группы.
Письменные ответы детей.
Озвучивание ответов по желанию учащихся.
Заполни таблицу «Какие школьные предметы вам понадобятся для работы по банковским профессиям?»
Заключение
Проделанная работа позволила педагогам МАОУ «Юговская средняя школа» осознать значимость изучения курса финансовой грамотности, на всех уровнях образования. Данная разработка факультативного занятия может быть использована для обучающихся начальной школы и 5 класса, что позволит сформировать знания, что такое банк и расширить знания учеников о профессиях и квалификационных качествах работников банка.
Список литературы
Банк Словарь Ожегова.
Азбука денег тетушки Совы [Электронный ресурс]. – URL : https://www.youtube.com/watch?v=WyObIc899OE
Приложения
Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — денежно-кредитная организация, регулирующая платёжный оборот в наличной и безналичной форме;
финансовая организация, которая привлекает денежные средства на депозиты у тех, кто имеет сбережения, и выдает деньги в виде кредитов тем, кому они нужны для развития бизнеса или личных нужд [2].
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты; денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свою рабочую силу. [4]
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. [5]
Банковский вклад (или банковский депозит) — сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом. [6]
Банкир — физическое лицо, занимающееся финансовыми операциями в качестве менеджера или владельца банка. [7]
Кассир — работник, который осуществляет прием, хранение и учет денежной наличности. В зависимости от специфики работы, выделяются кассиры торговых предприятий, банковские кассиры, валютные кассиры, работники билетных касс, кассиры-бухгалтеры. [8]
специалист, в должностные обязанности которого входит совершение каких-либо операций
сотрудник банка, занимающийся обслуживанием клиентов и регистрацией в учетных документах операций на счетах клиентов [10]
Аудитор (лат. auditor — слушающий) — лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта. [11]
Бухгалтер (нем. Buchhalter, Buch — книга, Halter — держатель) — специалист по бухгалтерскому учёту, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. [12]
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности: модуль «Банки»
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Очень часто в жизни встречаются ситуации, когда нам нужны деньги, а их нет, или они есть, но пока не нужны. Деньгами мы расплачиваемся за разные товары, используя при этом разные технологии. Помощником в этих делах для нас выступают банки. Как сделать так, чтобы общение с ними было для нас полезно и не создавало финансовых угроз? Именно об этом данный модуль.
Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Банки» (10 – 11 классы, СПО)
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и системы их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. Модуль «Банки»
Пособие — финансовая азбука банкира. В нём на доступном для обучающихся уровне рассмотрены основные банковские операции для частных лиц. Для каждого занятия подобраны примеры жизненных ситуаций, типичных для изучаемых тем, а также вопросы для самоконтроля с наиболее экономически оптимальными ответами. Отечественный опыт организации банковского дела дополнен мировым, что позволяет обучающимся сравнивать кредитные, депозитные и расчётные операции в России и за рубежом.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Модуль «Банки»
Методические рекомендации, содержащиеся в пособии, позволяют преподавателю качественно подготовиться к занятию и увеличить степень интерактивности при объяснении нового материала. Приведены примеры групповых и индивидуальных заданий с ответами, тем дискуссий и эссе, практических задач и кейсов.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Банки»
Пособие состоит из четырёх блоков. Первый блок содержит исторические информационные материалы по специфике организации отечественного банковского дела, второй — типичные финансовые задачи с решениями, третий – информационно-просветительские материалы с актуальными аспектами оценки надёжности банков, анализом договоров и др., четвёртый – кейсы по эффективному управлению денежными средствами.
Финансовая грамотность: информационные материалы для родителей по финансовым терминам, используемым в банковской сфере
С целью финансового просвещения родителей обучающихся и привлечения их к активному участию в учебном процессе в пособие включены 2 словаря: словарь общих финансовых терминов, которые надо знать всем клиентам банков, и словарь терминов, связанных с конкретными финансовыми услугами банков.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Банки»
В контрольных измерительных материалах представлены тестовые задания, многие из которых предполагают многовариантность ответов. Для нахождения их обучающиеся должны критически проанализировать условия задач, вспомнить изученное, аргументированно представить свою точку зрения.
Конспект урока по финансовой грамотности «Что такое банк и чем он может быть вам полезен» 9 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г. вилючинск
Тема Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Урок 1 Что такое банк и чем он может быть вам полезен
Финансовая грамотность 9 класс
Цель: выяснить роль банковской системы в жизни общества и семьи
выяснить устройство банковской системы, определять роль Центрального банка и коммерческих банков в жизни общества и семьи;
характеризовать виды банковских операций
рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам
формировать понимание необходимости ответственных финансовых решений
формировать основы финансовой грамотности
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ
1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1. Начать урок я предлагаю с работы над синквейном. В нем не хватает названия, т.е. ваша задача определить тему синквейна и нашего урока. (Ответы учащихся).
сохраняет, берет, дает
здравый смысл, трезвый подход к действительности, к партнерам
3. Изучение нового материала.
Слайд 2. Тема урока: Что такое банк и чем он может быть вам полезен.(запись темы в тетрадь).
Слайд 3. Цель: выяснить роль банковской системы в жизни общества и семьи
выяснить устройство банковской системы, определять роль Центрального банка и коммерческих банков в жизни общества и семьи;
характеризовать виды банковских операций
рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам
Что такое банк и банковская система?
Слайд 5. 1.Что такое банк и банковская система?
Банк – это финансово-кредитное учреждение, занимающееся операциями с деньгами, ценными бумаги и драгоценными металлами и предоставляющее услуги финансового характера частным и юридическим лицам.
Вспомните другие финансовые учреждения. Чем они отличаются от банка? (ответы учащихся).
Слайд 6. Национальное агентство финансовых исследований несколько лет подряд проводило опрос общественного мнения. Познакомьтесь с ответами на вопрос: « Доверяете ли вы банкам?»
(анализ данных диаграммы):
Почему, по вашему мнению, доверие к банкам сначала выросло, а затем сократилось? (Обсуждение вопроса).
Слайд 7. А теперь познакомьтесь с ответами на вопрос о доверии другим финансовым учреждениям.
К каким выводам можно прийти на основе данных диаграммы?
Чем можно объяснить разную степень доверия к финансовым учреждениям?
Слайд 8. Банковская система во многих странах, в том числе в РФ, представляет собой двухуровневую систему.
Правовой основой банковской деятельности в РФ является ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Слайд 9. Анализ таблицы:
Коммерческий банк
— регулятор и надзорный орган, а также финансовая организация, оказывающая услуги юридическим лицам
— полномочия:
осуществлять эмиссию (то есть выпуск денег) в нашем государстве;
устанавливать правила совершения и учёта банковских операций;
выдавать лицензии коммерческим банкам и осуществлять надзор за всеми кредитными организациями государства
— это фирма, организующая движение ссудного капитала с целью получения прибыли
• размещение на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и других ценностей;
• денежные переводы в разные территориальные образования;
Слайд 10. Как взаимодействуют ЦБ РФ и коммерческие банки (комментарии к схеме)
Слайд 11. Кроме Центрального банка и коммерческих банков банковская система включает:
небанковские финансово-кредитные организации;
Для осуществления своей деятельности банки должны получить в ЦБ лицензию.
указанные в нём банковские и другие операции (сделки).
Слайд 12. 2. Кредиты.
% по кредиту % по вкладам
Слайд 13. Виды кредитов.
— всегда под залог кредитуемого имущества
— если вы не платите банку за кредит, банк забирает ваш автомобиль
— часть кредита обязательно идёт на страхование автомобиля
— на оплату собственно автомобиля вы можете потратить не более 85% величины кредита
— оставшаяся часть кредита может быть предоставлена на оплату стра-хования автомобиля
Почему обязательным условием автокредитования является страхование автомобиля? (ответы учащихся).
Обобщение учителя: Таким образом, банк ликвидирует риск того, что кредит не будет ему возвращён в случае повреждения, полной гибели.
— предоставление очень больших сумм и длительность (до 30 лет)
— предоставление поручителя (а иногда даже двух)
Кто такой поручитель? (ответы учащихся)
— относительно небольшая максимальная сумма (например, в Сбербанке РФ это сумма до 1,5 млн р.)
— срок от 3 месяцев до 5 лет
— более высокая ставка кредита
В чем отличие потребительского кредита от ипотечного или автокредитования? (ответы учащихся).
Слайд 16. 3. Кредитный договор.
Кредитный договор – это договор, заключаемый между кредитором и заёмщиком, согласно которому банк или иная кредитная организация (кредитор) берёт на себя обязательство перечислить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, прописанных в кредитном договоре. А заёмщик принимает на себя обязательство вернуть полученные денежные средства и заплатить начисленные проценты на полученную сумму денежных средств, которая является платой за пользование кредитом.
Слайд 17. Стороны и предмет кредитного договора
Лицо, предоставляющее денежные средства в кредит, называется кредитором, а лицо, получающее денежные средства, – заёмщиком. В качестве кредитора может выступать только банк или иная кредитная организация.
Отметим, что предметом кредитного договора могут быть только денежные средства.
Слайд 18. Форма кредитного договора
Согласно требованиям ГК РФ, кредитный договор обязательно должен быть заключен в письменной форме. Если не соблюдено условие о письменной форме кредитного договора, данное кредитное соглашение признаётся недействительным кредитным договором. Такой договор следует считать ничтожным.
Существенные условия кредитного договора:
стороны кредитного договора
размер выданного кредита
цель выданного кредита
срок выданного кредита
способ обеспечения кредитных обязательств
условия выдачи / погашения
размер платы за пользование кредитом, выраженный в процентах.
Закрепление изученного материала.
4.1.Какое место занимает ЦБ РФ в банковской системе?
4.2.Какие финансовые учреждения относятся к второму уровню банковской системы?
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 19. Д/задание стр 232-244
По желанию: Сообщение об истории банковского дела в России.