Финансист и бухгалтер в чем разница

Бухгалтеры ли финансисты? Финансисты ли бухгалтеры?

На очередном семинаре в очередной раз разгорелся очередной жаркий спор между “тупоконечниками” и “остроконечниками”. С какого конца разбивать яйцо? Что важнее для компании, что первично – финансы или бухгалтерия?

Главбух утверждает, что без него весь бизнес остановится. Кто обеспечивает легитимность, оформляет первичные документы, проводит платежи, разбирает накладные и договаривается с фискальными органами? Не будет бухгалтерии – вся работа остановится.

Финансист убежден, что главное – собственно, бизнес. А оформление документов и разборки с налоговой – обслуживание реальной работы.

Жаркий диспут перерастает в крики. Собеседники часто не слышат и не понимают друг друга. Попробуем найти свою правоту и зерно истины в позиции каждой стороны.

Жаль, что все, кто точно знает, как управлять страной, лечить людей и выстраивать бизнес, уже работают таксистами, грузчиками и парикмахерами.

Хорошо, когда за твоим автомобилем следит толковый шофер. Он вовремя помоет машину, оформит страховку, поменяет летние шины на зимние. Возможно, даже заменит тормозные колодки. А проведет ли капитальный ремонт двигателя или, все-таки, загонит машину на сервис? Как всякое серьезное дело, финансовое управление бизнесом требует профессиональных знаний. Профессия финансиста от бухгалтера отличается не менее, чем водитель от автослесаря.

Отметим только некоторые принципы, ставящие спорщиков по разные стороны баррикад.

Руководителю неактуален посмертный учет

В идеале – все документы оформлены и подписаны оперативно. Своевременно проведены в 1С и отражены в бухгалтерском учете. Кто-нибудь верит в такую сказку? Остались ли в нашей стране Маниловы с их прожектами?

Жизнь вносит свои коррективы. Руководитель проекта уехал на переговоры с покупателем и уже неделю не может сдать подписанный акт в бухгалтерию. Менеджера, ведущего переговоры с клиентом и согласовавшего ожидаемые сроки отгрузки и платежей нельзя пускать оформлять документы в 1С – месяц назад он такого наворотил, бухгалтерия два дня исправляла косяки. Пока все не выверено и не исправлены ошибки, лучше не смотреть баланс. Подождите до 15 марта закроем февраль и можете смотреть отчеты. Но директор должен принимать решения уже сейчас. Ему нужна оперативная информация, в идеале «до бухгалтерии» и, тем более, не дожидаясь пятнадцатого числа, когда поезд уже ушел…

Без бумажки ты букашка

Если не получили счет от телекоммуникационной компании, значит ли, что мы не пользовались мобильным телефоном и интернетом? Если бухгалтерия не провела накладную, мы не пользовались офисом и электричеством? В финансах реальный бизнес процесс всегда важнее первичного документа. И отсутствие подписанной бумажки не означает, что мы не использовали ресурсы и не должны учитывать соответствующие затраты. Финансы – объективная модель бизнеса. Здесь господствует приоритет экономической сути над первичкой. Может ли бухгалтерия принять затраты и уменьшить налогооблагаемую базу без правильно оформленной накладной?

У каждого свой взгляд

Посмотрите на оборотно-сальдовую ведомость 1С. Несколько счетов расчетов с покупателями и поставщиками (60 и 62 счета), пять-семь 68-х и 69-х счетов. Наиболее ценная управленка – продажи и затраты, проведена по нескольким 20-м и 90-м (91) счетам.

Сравним с финансовым учетом. Какая информация наиболее востребована и актуальна? Разбивка продаж и расходов по статьям управленческого учета. Минимум 20-30 статей. В разрезе центров ответственности и проектов – обычно не менее нескольких десятков. А статьи активов и пассивов часто могут подождать регламентных процедур подведения итогов месяца, если не 15-го, то, как минимум, 5-го числа.

В оборотке 1С 90% не относится к оперативному финансовому учету, а сотни статей управленческого учета сведены к 5-7 строкам ведомости.

Часто даже по активам и пассивам бухгалтерский смысл может существенно отличаться от финансового. Что является дебиторской задолженностью покупателя? Неоплаченная отгрузка – дебетовое сальдо 62 счета. Что важно финансисту – ожидаемые поступления от покупателей в ближайшую неделю, месяц. А сальдо 62 счета не учитывает ожидаемые авансы. Да и не так-то просто из дебиторки выделить ожидания в ближайшую неделю или месяц.

И вместе им не сойтись никогда

Прав был Киплинг – трудно свести воедино разные взгляды, разные токи зрения, разные подходы. Но, ведь одно дело делаем, правда? Вместе строим бизнес, вместе обеспечиваем работу коллег, в т.ч. тех, кто зарабатывает деньги на всех. Может, лучше не тянуть одеяло на себя, а сотрудничать и помогать друг другу?

«От этой картины много пользы – она дырку в обоях закрывает». Финансовый директор может так организовать работу своей службы, что и коллеги ему существенно помогут, и он сам принесет немало пользы смежникам.

Немало первичных транзакций для управленческого учета можно взять и в 1С, и в CRM, и в системе согласования платежей и внутреннего документооборота. С другой стороны –инструменты финансового учета помогут стимулировать продажи, обеспечить своевременное поступление денег от покупателей, наладить бюджетирование и эффективную систему мотивации персонала.

Призыв кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно» не утратил актуальности. Как организовать эффективное сотрудничество и взаимодействие? Как не дублировать функции, а заниматься общим делом и реально помогать коллегам?

Ты помнишь, как все начиналось

Каждый должен заниматься своим делом – водитель управлять автомобилем, автослесарь – ремонтировать его. Но водителю не помешает разбираться как устроен автомобиль, а хорошему слесарю не помешает искусство вождения. Финансисту полезно досконально разбираться в бухгалтерском учете, а главбуху и руководителю знать хотя бы принципы бюджетирования, прогнозирования, PL и KPI.

Источник

В чем разница между бухгалтером и финансистом: кого и когда нанимать

Финансист и бухгалтер в чем разница

Нанять бухгалтера или финансиста? Ну, оба же работают с деньгами, умеют считать, так какая в них разница. Чтобы понять для каких функций и работ вам нужен бухгалтер, а для каких – финансист, мы разобрались какая разница между этими профессиями. Разберем может ли один человек быть и бухгалтером, и финансистом, а также, какие функции должен выполнять каждый из профессионалов.

Бухгалтер

Бухгалтер – это специалист, который ведет бухгалтерский и налоговый учет:

В Украине часто меняют налоговый кодекс и вносят правки в законы, Важно, чтобы бухгалтер был всегда в теме. Также бухгалтер имеет дело с налоговой: стоит в очереди, заполняет документы, если нужно, защищает каждую цифру и каждый листочек. Бухгалтер занимается налоговым и бухгалтерским учетом, производит начисление зарплаты сотрудникам, ведет работу с первичной документацией и ведет учет имущества. В налоговую бухгалтер подает данные по предприятию и проходит налоговые проверки.

Что должен знать и уметь бухгалтер:

Финансист и бухгалтер в чем разница

У бухгалтеров есть своя иерархия

Главный бухгалтер – представитель компании перед государственными органами, а также человек, который несет уголовную и материальную ответственность за ресурсы и собственность компании.

Бухгалтер-расчетчик – профессионал, имеет высшее образование в данной сфере, ведет учет за выплатами сотрудникам компании: зарплата, премиальные, штрафы, оплата налогов за ФОП и прочее.

Кассир – занимается выдачей финансов в компании и не важно есть ли у него профильное высшее образование. Например, в кафе и ресторанах берут кассиров даже без специального образования.

При этом, все виды и функции бухгалтера может совмещать в себе один человек, если у вас не крупная корпорация. Например, если вы стартап с 15 сотрудниками, один бухгалтер может справиться со всей нагрузкой, а если ваша компания – гигант с более 500+ сотрудников, лучше сформируйте бухгалтерский отдел.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Как нанять бухгалтера

Главное для бухгалтера – внимательность, скрупулезность и пунктуальность. Поэтому, когда пишите текст вакансии на бухгалтера или проводите собеседование, вам не нужен неусидчивый, невнимательный сотрудник, которому сложно усидеть весь день над расчетами. Он должен хорошо считать, следить за каждой мелочью и вовремя реагировать на изменения в законодательстве.

Бухгалтер нужен не только, чтобы сводить дебет с кредитом. Этот человек на цифрах показывает реальное положение дел на предприятии, экономит ваши деньги и время. Чтобы разобраться в налогах, придумать как эту нагрузку уменьшить, иметь грамотный и понятный документооборот, нужен бухгалтер.

Например, у собственника и руководителя на нет бухгалтера на начальных стадиях получается вести учет и сводить данные. Но, со временем, когда задач и операций становиться больше, лучше нанять бухгалтера. Если вы не соблюдаете правила оформления налоговых деклараций, у вас есть проблемы с документами, неправильно посчитан налог или вас словили на неофициальном оформлении сотрудников – ждите штрафов и санкций.

Финансист

Финансист управляет капиталом, для него главное – бизнес. Когда компания молодая, главный финансист всегда собственник. Но когда компании выросла, и требует больше контроля и задач, как, например, составление бюджета, автоматизация работы с финансами, операционные планы – нужен финансист. В компетенции финансиста входит:

Финансист или финансовый менеджер работает с документами и собирает информацию о всей компании ежедневно. Например, финансисту важно отслеживать производство, количество продаж, стратегию продвижения. Это нужно, чтобы концентрироваться на показателях, которые покажут где в бизнесе основной потенциал получить прибыль и увеличить масштабы компании. Когда компания уже имеет вес на рынке, оценивать ликвидность и инвестиционную привлекательность компании, следить за изменениями на фондовых биржах.

Например, вы поехали на выставку GreenTech Amsterdam – международную выставку технологий садоводства и растениеводства, чтобы представить свой стартап. И им заинтересовались инвесторы, которым интересна ваша уникальная технология. Ваш финансист будет просчитывать абсолютную инвестиционную привлекательность стартапа, чтобы понять насколько выгодной будет эта сделка.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Финансист готовит показатели: ликвидность, активы и пассивы и оценку компании по разным методикам. А также, от работы финансиста, анализов и выводов можно принимать разные финансовые решения. Например, брать кредит или не брать, если ваша компания только открылась. А вдруг вы не потяните и не сможете вернуть кредит? Куда и как вкладывать деньги, заключать договора о привлечении новых финансовых средств.

В 5-10 числах каждого месяца финансист готовит управленческий отчет, куда внесены важные для собственника отчеты: баланс, P&L, Cash Flow. Если есть проблемы или риски, финансист просчитывает их и предлагает решение. Например, вы решили, что вашему стартапу пора выходить на международный рынок, допустим, Голландии. И для этого финансист анализирует насколько выгодным будет расширять масштабы предприятия, какой кредит нам нужно взять, если не хватит собственного капитала.

Хорошим финансистом может стать специалист и без 30-летнего стажа. Современные финансы требуют погружения в бизнес и креативного подхода, знание новых систем и программ для работы. Финансового директора чаще всего из всех топ-менеджеров вводят в совет директоров, потому что именно от его решений зависит прибыльность фирмы. Если хотите повысить квалификацию, разобраться в финансах, понимать отчеты и показатели, запишитесь на курс по финансовому планированию от Алёны Мысько.

Когда нужен финансист

В самом начале бизнеса собственник сам разбирается во всех отчетах, составляя план и считает финансовые риски. Финансист нужен, когда операционных задач становится больше. Собственник делегирует их, нанимая финансиста. В будущем финансист может вырасти в финансового директора.

Финансист не нужен только, если на начальном этапе собственник сам может грамотно просчитать финансовую модель, учесть все риски и принимать взвешенные решения. Если же нет – наймите финансиста, который убережет компанию от провала сразу на старте.

Бухгалтер может стать финансистом и даже финансовым директором. Если нужно срочно овладеть новыми навыками, лучше идти на интенсивный курс. Но быстро переквалифицироваться из бухгалтера в финансиста по урокам из Google или учебника 15-летней давности не выйдет.

Бухгалтер работает с данными за вчера, чтобы сделать учет на сегодня, и применяет только финансовые данные, в рамках финансовых стандартов. Финансист работает с большим количеством данных: доходы и расходы, активы, обязательства, риски кассового разрыва, чтобы составить прогнозы. Эти прогнозы нужны, чтобы собственник видел тенденции, а бизнес стремительно рос. Например, заранее брать кредит, чтобы рассчитаться с ключевым партнером или выделить деньги на новый завод и увеличить оборот.

В чем отличия между бухгалтером и финансистом

БухгалтерФинансист
Работает с историей — фиксирует сделки и операцииПланирует на будущее — смотрит на показатели и прогнозирует
Действует в рамках бухгалтерских стандартовОриентируется на специфику компании и её бизнес-модель
Поддерживает то, что есть и ведет учетРаботает с рисками и ищет решения, как улучшить дела бизнеса
Работает только с финансовыми даннымиУчитывает все данные, чтобы дать правильные прогнозы и учесть всё, что влияет на бизнес

Должность финансиста и бухгалтера нужно разделить между двумя сотрудниками. Для одного человека это большая нагрузка, а для собственника – риск получить некорректный отчет и проблемы с налоговой. Но это не значит, что собственник может все делегировать и даже не разбираться в отчетах, которые ему приносит финансовый директор.

Чтобы не потерять деньги и контроль над бизнесом, предприниматели новой экономики должны понимать и разбираться во всех финансовых показателях, следить за ключевыми и объективно оценивать работу финансового директора.

Команда: Евгения Степаненко / Иллюстратор. Влад Анисимов / главный редактор.

Источник

Кто такой финансист и чем занимается

Финансисты сегодня стали ключевыми сотрудниками во многих компаниях: бизнесу нужны специалисты, которые умеют управлять денежными потоками и могут приумножить капитал фирмы.

В статье детально разбираем, кто такие финансисты на современном рынке труда и чем они занимаются.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Чем занимается финансист: каковы его задачи и обязанности, что должен уметь и знать

Финансист — понятие очень широкое. Это специалист, который управляет финансами. Он совершает финансовые операции на легальной основе, распределяет и инвестирует финансовые активы.

Финансовые активы: денежные средства и их эквиваленты в различной валюте, ценные бумаги (акции, облигации, паи), финансовые вложения (вклады в уставный капитал других компаний) и дебиторская задолженность.

Распределение означает планирование и контроль поступлений в бюджет компании, а также её расходов. Если работать грамотно, то организация никогда не окажется в убытке.

Инвестирование предполагает финансовые вложения, которые могут многократно увеличить доходность компании.

При этом финансист выступает как стратег, который разбирается в рыночных тенденциях. Он умеет анализировать данные и прогнозировать риски. Он понимает, куда выгоднее вложить средства, и обладает профессиональным чутьём.

На практике финансистами называют специалистов финансового блока отдельной компании в реальном секторе экономики и специалистов финансового сектора.

Специалисты финансового блока компании

Эти финансисты строят карьеру в нефинансовых организациях от стажёра до топ-менеджера. Здесь направлениями деятельности могут быть аналитика, планирование, отчётность, контроль и аудит, прогнозирование и стратегия финансового развития.

У специалиста финансового блока много обязанностей, среди которых можно выделить оценку сделок и инвестиционных проектов, анализ деятельности фирмы с финансово-экономической точки зрения, работу с отчётностью (в том числе по МСФО), проверку деятельности на соответствие законодательству, финансовое моделирование и стратегическое планирование.

Примеры позиций в компании: финансовый аналитик, казначей, аудитор, финансовый риск-менеджер, специалист по инвестициям, налоговый менеджер, финансовый директор.

Самая важная из них — должность финансового директора. Он отвечает за разработку и реализацию финансовой стратегии. Он хорошо разбирается в бизнес-процессах и помогает руководителю принимать необходимые решения для увеличения прибыли.

Специалисты финансового сектора экономики

Такие профессионалы строят карьеру в инвестиционных фондах, страховых агентствах, банках и на фондовых биржах. Круг их обязанностей определяется выбранным направлением.

Примеры позиций в компании: инвестиционный ассоциат, страховой брокер, кредитный аналитик, эксперт по управлению финансовыми рисками, трейдер на бирже, финансовый агент.

В каком бы секторе ни работал финансовый специалист, он должен получить профессиональное образование. Ему важно хорошо знать ряд дисциплин: микро- и макроэкономику, финансы, банковское дело, финансовые рынки, налогообложение, а также действующее законодательство.

Для успешного развития в профессии требуется обладать математическими способностями и аналитическим складом ума. Кроме того, необходимо уметь фокусироваться на поставленных задачах, быть ответственным за принятие решений и стратегически мыслить. Немаловажным личностным качеством будет стрессоустойчивость.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это пакет стандартов, который определяет правила составления финансовой отчётности. Стандарты приняты в ЕС, странах Азии и Южной Америки.

В чём отличие финансиста от бухгалтера или экономиста

Не стоит путать эти профессии.

Бухгалтер ведёт финансово-хозяйственный учёт. Он отражает весь процесс работы компании на счетах бухгалтерского учёта. Также он составляет отчёты по доходам и расходам, перечисляет налоги и сборы в бюджеты различных уровней и выплачивает зарплату.

Экономист анализирует показатели хозяйственной деятельности и оценивает её результаты. Он занимается расчётами и выявляет ресурсы для развития или проблемные места. Далее он планирует новые показатели для достижения эффективной работы компании.

Финансист же, используя бухгалтерские и экономические данные, оценивает финансовое состояние организации и управляет её финансовыми потоками. Ему рекомендуется разбираться в тонкостях обеих специальностей. В классической структуре компании финансист, занимающий место финансового директора, имеет в подчинении и бухгалтерию и планово-экономический отдел.

Какие бывают специализации у финансистов и почему важно выбрать из них подходящую

Специализация финансиста и, как следствие, его обязанности напрямую зависят от сферы финансовых отношений. Они могут быть связаны с инвестициями, страхованием, кредитованием, налоговым бюджетированием, финансовой деятельностью на международном рынке.

Специалисты по инвестициям

Выясняют, куда выгоднее вложить активы компании, определяют доходность сделок и возможные риски. Они тесно работают со страховщиками, деятельность которых состоит в защите от финансовых потерь.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Специалисты по кредитованию

Определяют, кому, сколько и под какой процент можно выдать кредит и просчитывают вероятность его невозврата. Здесь также важна работа страховщиков.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Специалисты по бюджету и налогам

Оптимизируют доходы и расходы компании и занимаются налоговым планированием. Они распределяют денежные потоки так, чтобы не нарушать налоговое законодательство.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Специалисты международного финансового рынка

Применяют свои компетенции в масштабах мировой экономики. Они знают структуру рынка, его участников, понимают специфику, принципы работы и тенденции развития.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Так, финансовый аналитик инвестиционного гиганта Fidelity Investments моделирует структуру доходов от всех активов под управлением компании. Он проводит глубокий анализ продуктов холдинга и фирм-конкурентов и изучает факторы их доходности. Также он консультирует финансовых и деловых партнёров.

Работодатели часто отдают предпочтение узкоспециализированным финансистам с опытом работы в конкретной области от трёх лет.

Таким образом, постоянно развиваясь в определённой сфере, можно стать экспертом и быть востребованным в реальном или в финансовом секторе экономики.

Какие дополнительные навыки выгодно выделяют финансиста

Чтобы выгодно выделяться и быть конкурентоспособным на рынке труда, финансист может развивать свои способности в нескольких направлениях.

Финансист и бухгалтер в чем разницаОн может получить образование или опыт в части бухгалтерского, налогового и аудиторского учёта. Это позволит ему глубже понимать финансовое положение компании для принятия управленческих решений.

Финансист и бухгалтер в чем разницаБольшим преимуществом будет знание МСФО. Многие российские компании постепенно переходят на международные стандарты ведения финансовой отчётности и очень нуждаются в грамотных сотрудниках.

Финансист и бухгалтер в чем разницаОн может получить практику программирования в MS Excel. Этот мощный инструмент в анализе корпоративных финансов закрывает большинство вычислительных задач, а используется специалистами часто лишь на 10%.

Финансист и бухгалтер в чем разницаПотребуется развивать коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров. Это важно на любом уровне контактов — от общения с коллегами до взаимодействия с партнёрами.

Финансист и бухгалтер в чем разницаОгромным плюсом будет владение английским. Это позволит работать на международном финансовом рынке, быть в курсе современных трендов и в разы увеличить свой заработок.

Финансист и бухгалтер в чем разницаПрофессия

Финансист на удалёнке

Сколько зарабатывает финансист

Уровень зарплаты финансиста зависит от его опыта, сложности выполняемых задач и дополнительных навыков. Хороший специалист может достичь очень высокого заработка. Главное — не отставать от растущего рынка и постоянно повышать свою квалификацию.

На доход специалиста также влияют размер компании, в которой он работает, и объёмы совершаемых ею финансовых операций.

Ещё один фактор, определяющий заработок, — территориальное расположение работодателя. В регионах доходы населения всегда существенно ниже.

Портал по трудоустройству TRUD.com назвал среднюю заработную плату в финансовой сфере. В Москве в апреле 2021 года она составила 61 163 рубля:

Финансист и бухгалтер в чем разница

Разрыв между реальными зарплатами наименее и наиболее оплачиваемых финансовых специалистов довольно существенный. РБК со ссылкой на Росстат (сведения 2019 года) сообщает о 17-кратной разнице.

Финансист и бухгалтер в чем разница

Эти данные остаются по-прежнему актуальными. И сегодня специалистам без опыта предлагают приблизительно от 19 000 рублей в месяц. Руководители высшего звена достигают верхней границы заработка — более 300 000 рублей.

По данным сайта HeadHunter, самая низкая зарплата у начинающего специалиста в Омске — от 18 000 рублей (до вычета налогов):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *