Филуменистика что это такое
Филуменист
Филумени́я (филлумения) — коллекционирование спичечных этикеток, коробков, буклетов (книжек-спичек), самих спичек и других предметов, связанных со спичками. Коллекционеров спичечных этикеток и т. п. называют филуменистами.
Содержание
Этимология и история термина
Слово филумения (phillumeny) происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (огонь). Термин был предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс (Marjorie S. Evans) в мае 1943 года. В русском языке первоначально употреблялись слова филлумения и филлуменистика. В конце 1960-х годов в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС было употреблено неграмотное «филумения». Оспаривать написание, употреблённое в партийном документе, никто не осмелился, но и принимать неграмотное написание большинство русистов также не захотело. В результате практически на десятилетие слово было изъято из орфографических и иных словарей, издававшихся в СССР. В середине 1970-х слово вновь появилось в словарях, но уже в «редакции Политбюро» — филумения.
История филумении
Собирание спичечных этикеток появилось практически с появлением первых спичечных упаковок. В некоторых коллекциях сохранились этикетки от «химических» спичек (примерно 1810—1815 гг.). С началом массового производства «чиркающих» спичек, изобретённых англичанином Джоном Валкером (Уолкером) (John Walker) в 1826-27 гг., коллекционирование этикеток начало приобретать широкий размах. После Первой мировой войны в разных странах возникли общества коллекционеров, начала издаваться филуменистическая литература. Во время Второй мировой войны большинство существовавших филуменистических обществ распалось, но после войны организовались новые. Одно из наиболее известных и старейших действующих филуменистических обществ — Британское общество коллекционеров спичечных этикеток и буклетов (The British Matchbox Label & Booklet Society), объединяющее коллекционеров не только из Великобритании и бывших колоний, но и многих других стран мира.
Филумения в России
Коллекционирование спичечных этикеток появилось в России еще до начала производства отечественных спичек — русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры. К началу первой мировой войны в прессе уже были упоминания об «огромных» (по тем временам) коллекциях — более 1000 штук. После революции коллекционирование вообще (и спичечных этикеток, в частности) считалось «буржуазным предрассудком», и большинство коллекций было утрачено. Возобновилось коллекционирование спичечных этикеток только в 1930-х годах, но вплоть до распада СССР постоянно находилось под наблюдением «соответствующих органов». В начале 1960-х годов филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования (наряду с филателией, филокартией, экслибристикой, нумизматикой и бонистикой — впрочем, в конце 1960-х годов два последних были запрещены).
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в крупнейших городах СССР были созданы секции филумении (при клубах коллекционеров или, во многих случаях, филателистов. Официально филуменисты курировались ВОФ — Всесоюзным обществом филателистов). Расцвет филумении в СССР приходится на 1960—1980 годы, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов — полных или без гроссов — «этикеток», помещавшихся на крышках сувенирных коробок — и боковых лент сувенирных коробок). Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно. В конце 1980-х производство наборов для коллекционеров было прекращено (отчасти, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках). После 1991 г. увлечение филуменией резко пошло на спад, и большинство филуменистических секций прекратило свое существование. В 1995 году в России работали только два филуменистических клуба — Московский и Санкт-Петербургский. После 2000 года в связи с некоторым ростом благосостояния населения и развитием Интернета филумения в России вновь начала развиваться. Стали выходить журналы Московского и Санкт-Петербургского клубов («Московский филуменист» и «Невский филуменист», соответственно) и начался рост (значительно поредевшего) членства в этих клубах.
Филумения (филуменистика)
Если спросить у случайного прохожего, что коллекционирует филуменист, то правильный ответ можно услышать крайне редко. Все знают, что нумизмат собирает монеты, а филателист – марки, но вот с филуменистом будет сложнее. Его хобби менее популярно и также менее известно нежели нумизматика или филателия. Здесь «товарищем по несчастью» филуменисту будет например лепидоптерофил – коллекционер бабочек.
Так что же означает филумения?
Эпизодическое случайное использование огня древним человеком началось около одного миллиона лет назад, задолго до возникновения вида Homo Sapiens. Однако понадобились еще сотни тысяч лет, чтобы человек от случайного перешел к систематическому разведению и использованию огня. Этот важнейший этап в социальной эволюции произошел около 400 тысяч лет назад.
Освоение огня повлияло на рацион питания, безопасность, здоровье человека, изменило его поведение, образ жизни, расширило навыки и сферы занятий. На протяжении тысячелетний развивались и совершенствовались способы добывания огня путем выскабливания, выпиливания, высверливания, высекания и получения с помощью «огневого насоса».
Однако все эти способы были довольно трудоемкими, требовали серьезного навыка, немалого времени и разнообразных подручных материалов. Эволюция добывания огня непременно должна была привести к изобретению простого и быстрого способа извлечения огня при минимальных трудозатратах. Прав был поэт Андрей Вознесенский, сказавший еще в 1964 году, что «лень – двигатель прогресса». Первыми «лентяями» оказались китайцы. В VI веке в Китае появились палочки, покрытые серой. Однако китайцам еще не была известна взаимосвязь серы и трения, поэтому «рабы, несущие огонь», именно так назвали свое приспособление китайцы, использовались всего лишь для быстрого увеличения и распространения пламени.
В 1660-х годах в Гамбурге жил отставной военный Х. Брандт. Растранжирив приданное жены, он решил заняться алхимией и приступил к созданию «философского камня», который по представлениям того времени мог превращать свинец в золото. Однажды, проводя различные химические эксперименты с человеческой мочой, Брандт получил некое вещество, светившееся бледно-зеленым светом. Такой же свет излучали и пары этого странного вещества.
Алхимик восторжествовал. Ведь он решил, что вещество и есть тот самый философский камень. Но все дальнейшие эксперименты с полученным продуктом не дали даже грамма золота. Сам того не ведая, алхимик открыл не что иное как фосфор. И все-таки открытие Брандта принесло золото своему создателю. Ловкий немец показывал богачам за деньги свое «светящееся чудо». Но прошло еще много десятков лет пока люди не догадались использовать быструю воспламеняемость фосфора в утилитарных бытовых целях. Первооткрыватель спичек неизвестен. За право первенства борются химическая спичка француза Жана Шанселя, изобретенная им в 1805 году, и серные спички британского аптекаря Джона Уокера, появившиеся несколько позднее.
О спичках было известно А.С. Пушкину. В письме в начале ноября 1824 года Александр Сергеевич просил брата Льва прислать ему в Тригорское «серные спички». В России самовозгорающиеся палочки, привозимые из Европы, получили название спичек. Русское слово «спичка» известно с XIV века в значении – «тонкая деревянная палочка». Изначально спичками русские сапожники подбивали подошву сапогов.
В 1830-х годах появились фосфорные спички, изобретенные французом Шарлем Сориа и венгром Яношем Ирини. Тогда же на венской фабрике Иштвана Ремера спички стали паковать в коробки с наклеенной на них шершавой бумажкой (на клей сыпали песок или мелко толченое стекло). Производство спичек развернулось по всей Европе. В России фабрики по выпуску фосфорных спичек стали массово возникать только после отмены крепостного права, хотя первая спичечная мануфактура появилась еще в 1837 году в Петербурге.
Опыт промышленного производства фосфорных спичек показал, что оно очень опасно для здоровья работников фабрик. Вдыхая пары белого фосфора, человек получал множество тяжелых заболеваний и быстро умирал. В 1855 году шведы Г. Паш и Й. Лундстрем заменили опасный белый фосфор красным и производство спичек стало относительно безопасным. Шведские спички были просты в производстве и использовании, нетоксичны, и не самовоспламенялись так как фосфорные. Впоследствии красный фосфор в спичках был заменен другими химическими соединениями. Изобретение Паша-Лундстрема сделало спичку культовым объектом, распространившимся по всему миру. К началу ХХ века все спичечные фабрики перешли на производство именно «шведских спичек». Фосфорные спички были запрещены в соответствии с Бернской конвенцией 1906 года.
Со временем производители спичек стали использовать для извлечения прибыли не только сам производимый продукт, но и его упаковку. На коробках было достаточно пустого пространства, которое можно было эффективно использовать под разнообразную рекламу, как собственную, так и продавать рекламные площади производителям других товаров. Так постепенно спичечные коробки стали оформляться этикетками рекламного характера.
Коллекционирование спичечных аксессуаров, в первую очередь этикеток, началось практически сразу с появлением массового производства и распространения спичек в быту. В ХХ веке в странах мира стали возникать клубы и общества, объединявшие коллекционеров-филуменистов. Появились периодические издания филуменистической направленности, а также аксессуары для хранения и изучения коллекций. В СССР частное коллекционирование спичечных этикеток началось уже в 1920-30-х годах.
Первое общественное объединение советских филуменистов было организовано в 1957 году в Москве. Ныне это московский клуб филуменистов «Сувенир», выпускающий журнал «московский филуменист». В московских Люберцах работает «Музей спички». В Петербурге действуют филуменистический центр «Международный союз филуменистов», издающий специализированный журнал «Сфинкс», и клуб филуменистов «Невский факел». В сети Интернет можно найти сайты и форумы для коллекционеров-филуменистов.
Коллекционирование спичечных этикеток в СССР не оставалось без внимания государства. Большие серии можно было не выискивать в россыпях коробков, продававшихся магазинах или киосках, а купить целиком в составе специальных наборов. Существовали также подборки по 100 штук, включавшие как различные серии, так и одиночные выпуски. Причём «наборные» этикетки зачастую отличались от «оборотных» по цвету или по мелким деталям оформления.
Для советских коллекционеров, предпочитавших «цельные вещи», выпускались шикарные подарочные наборы, где спичечные коробки упаковывались в красочный короб. Ни одно значимое событие (годовщины Победы и Революции, Олимпиада-80, юбилеи художников, литераторов или городов) не обходилось без выпусков подобной сувенирной продукции. В наборах нашли отражение народные промыслы СССР, новинки техники и освоение космического пространства.
Тысячи филуменистов со всего мира объединены в The British Matchbox Label & Booklet Society (Британское общество спичечных этикеток). С 1939 года действует американское «Общество спичечных коробков Раткампа» («The Rathkamp Matchcover Society»), основанное коллекционером Генри Раткампом. RMS считается старейшей филуменистической организацией в мире, объединяющей коллекционеров не только США, но и других стран мира. Филуменистов Чехии объединяет Чешское общество филуменистов.
Коллекционированием спичечных этикеток увлекается лидер КПРФ Г.А. Зюганов. Спичечные этикетки стали первой коллекцией 12-й чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, тогда ещё мальчишки (сейчас он, участвуя в международных выставках, входит в число известных мировых филателистов – коллекционеров почтовых марок). Сам Карпов в интервью «Российской Газете» поведал, что в те детские годы мечтой его товарищей было раздобыть полный комплект этикеток из сувенирного набора «Башни Кремля».
Большая заслуга в признании филумении как самостоятельного и серьезного направления коллекционирования принадлежит коллекционеру В.М. Богданову, одному из вдохновителей и организаторов советской филумении. Книга Богданова «Спичечные этикетки и их коллекционирование», вышедшая в 1970 году, была и остается актуальным теоретическим и практическим пособием для современных филуменистов.
Филумения – увлекательное занятие. Спичечные коробки и этикетки в не меньшей степени являются зеркалом эпохи, чем монеты и марки. Среди филуменистических артефактов встречаются настоящие раритеты, за которыми охотятся увлеченные коллекционеры со всего мира. В Советском Союзе коробок спичек стоил одну копейку. За самый маленький номинал можно было приобрести не только полезную в быту вещь, но и предмет весьма информативный, наполненный смыслом, просвещающий и воспитывающий. Несмотря на то, что сегодня спички всё реже и реже используются в нашей повседневной жизни, они не перестали быть предметом коллекционирования.
История филумении как вида коллекционирования
Содержимое публикации
История филумении как вида коллекционирования
Филумения – это один из старейших видов коллекционирования, раньше этикетки появилась лишь почтовая марка.
С лово » филумения » означает коллекционирование спичечных этикеток, а сами коллекционеры являются, соответственно, «филуменистами». Слово » филуменист » введено в оборот в 40-е годы ХХ столетия первым президентом Британского общества коллекционеров спичечных этикеток, миссис Маджори Эванс (Mrs. Marjorie S. Evans).
В настоящее время объектами филумении (по английски – phillumeny) являются не только собственно спичечные этикетки, но и другие объекты промышленной графики, имеющие непосредственное отношение к товарной упаковке спичек, – коробки и заготовки для них из картона, пластмассы, металла и иного материала с нанесенным на них рисунком или текстом, «пачечные» и «ящичные» этикетки и др.
К этому времени в России существовало уже довольно много спичечных фабрик. Только вокруг Петербурга их насчитывалось в 1842 году девять. Общее же число было невозможно учесть, так как спички стали предметом крестьянского кустарного промысла. Продавали их разносчики в бумажных пакетах и поштучно. Ни о каких этикетках не было и речи. В 1848 году специальным постановлением было запрещено кустарное производство спичек и введена обязательная упаковка их в металлические коробки по 1000 штук. Однако вскоре спички стали помещать в картонные или деревянные коробки, на лицевую часть которых наклеивали бумажную этикетку с информацией о производителе спичек. Коробки оклеивались бандеролью, то есть узкой лентой из специальной бумаги. В середине XIX века появляется обмазка для чиркания с красным фосфором. Ею стали покрывать часть бумажных пакетов со спичками. С конца 1860 года Швеция стала производить спички бесфосфорные. Они получили название безопасных. С этого времени и появляются в России этикетки с надписями: «Шведские спички», «Безопасные шведские спички», «Нетлеющие безопасные спички». Это значило, что в спичках уже не было белого фосфора. Русские фабриканты настойчиво упоминали об этом на этикетках, рекламируя свой товар. Чаще всего на лицевую часть спичечных коробок наклеивали бумажную этикетку с информацией о производителе спичек.
Филумения — история коллекционирования
Филумения – это коллекционирование:
– этикеток со спичечных коробков;
– самих коробков;
– спичек-книжечек;
– непосредственно спичек;
– прочих предметов, которые так или иначе связаны со спичками.
Люди, коллекционирующие спичечные этикетки и тому подобное, называются филуменистами.
История филумении
Коллекционирование спичек началось с появлением самых первых упаковок спичек. В некоторых собраниях сохранились уникальные этикетки от «химических» спичек (датируются началом позапрошлого века). После начала массового производства спичек, которые были изобретены англичанином Дж. Уолкером в 1826 году, коллекционирование этикеток стало приобретать повсеместный размах.
К началу прошлого столетия общества коллекционеров стали возникать в различных странах, начали издаваться специальные филуменистические журналы и прочая литература.
К середине двадцатого столетия распались многие существовавшие филуменистические общества, но после окончания войны стали организовываться новые. Один из самых известных и старых клубов филуменистов, действующий до сих пор – British Matchbox Label Society.
Филумения в России
Собирание этикеток от спичек появилось в Российской империи даже до производства в России спичек – путешественники привозили в качестве сувениров из-за границы коробки. К началу второго десятилетия двадцатого века в литературе уже встречались упоминания о больших коллекциях, в которых насчитывалось более 1000 коробков.
Коллекция спичечных этикеток
После Октябрьского переворота коллекционирование чего-то в принципе считалось одним из «буржуазных предрассудков». Большая часть коллекций была безвозвратно утрачена. Собирание этикеток начало возобновляться лишь в тридцатые годы.
К шестидесятым годам филумения стала одним из разрешенных в СССР видов коллекционирования. Также в этот список попали филателия (собирание марок), филокартия (открыток), экслибристика (книжных знаков), нумизматика (монет) и бонистикой (бумажных денег).
В середине двадцатого века в крупных городах Союза появились секции филуменистов, обычно при клубах филателистов.
На семидесятые годы пришёл расцвет филумении в Советском Союзе. Балабановская фабрика начала выпускать спецнаборы и комплекты этикеток для филуменистов. Этим же занимались прибалтийские спичечные фабрики
К концу восьмидесятых годов из-за выпуска спичек в картонных коробках выпуск коллекционных наборов прекратился. В девяностые годы коллекционирование спичечных коробков практически прекратилось, многие филуменистические клубы прекратили существование.
Маджонг из спичечных коробков
Современная обстановка
В Российской федерации в 1995 году работали лишь 2 клуба филуменистов, в Москве и Санкт-Петербурге. С приходом нового тысячелетия, ростом благосостояния россиян и развитием Интернет-технологий филумения переживает очередной скачок. В Москве и Санкт-Петербурге выходят специализированные журналы:
– «Московский филуменист»;
– «Невский филуменист»;
– «Сфинкс».
Увеличилось также и количество участников в подобных клубах.
FRICTION LIGHTS – ОГНИ ТРЕНИЯ ДЖОНА ВАЛКЕРА.
(немного истории)
Английский химик и аптекарь Джон Валкер, живший на 59-й высокой улице города Стоктон-он-Тис (Stockton-on-Tees), в 1826 году изготовил первую спичку которой открыл новую страницу поистине революционного изобретения давшее развитие мануфактур спичечного производства в Европе, Америке, России. С развитием спичечной промышленности интерес к собиранию спичечных этикеток возник почти одновременно с появлением спичек сначала в Англии 1829 году разжигая нешуточный интерес среди коллекционеров. На сегодняшний день наиболее старой и дорогой является этикетка Самюэля Джонса, которая вместе с коробкой покоится в коллекции спичечной фирмы Bryant&May, датируется с 1829 года и известна только в одном экземпляре.
Филумения
Филумения – это один из старейших видов коллекционирования, раньше этикетки появилась лишь почтовая марка.
Слово «филумения» означает коллекционирование спичечных этикеток, а сами коллекционеры являются, соответственно, «филуменистами». Слово «филуменист» введено в оборот в 40-е годы ХХ столетия первым президентом Британского общества коллекционеров спичечных этикеток, миссис Маджори Эванс (Mrs. Marjorie S. Evans). В настоящее время объектами филумении (по английски – phillumeny) являются не только собственно спичечные этикетки, но и другие объекты промышленной графики, имеющие непосредственное отношение к товарной упаковке спичек, – коробки и заготовки для них из картона, пластмассы, металла и иного материала с нанесенным на них рисунком или текстом, «пачечные» и «ящичные» этикетки и др.
В истории спичечного производства и самой спичечной этикетки немало интересного. Масса для спичек была изобретена в 1833 году немецким химиком Камерером. Изобретение немедленно приобрели венские фабриканты Ремер и Прешель и стали выпускать первые спички. Уже в 1837 году, через четыре года после создания массы, в России возникла первая «Невская спичечная фабрика» А. Г. Забелина на правом берегу Невы. В массу для спичек входил белый фосфор. Он чрезвычайно ядовит и легко воспламеняется. Это не только разрушало здоровье рабочих, но и приводило к частым взрывам в процессе производства. Кроме того, он довольно дорог. Все это заставило ученых искать ему замену. В 1847 году венский химик Шретер открыл красный фосфор — неядовитый и трудновоспламеняемый. Он должен был заменить белый, опасный во многих отношениях.
К этому времени в России существовало уже довольно много спичечных фабрик. Только вокруг Петербурга их насчитывалось в 1842 году девять. Общее же число было невозможно учесть, так как спички стали предметом крестьянского кустарного промысла. Продавали их разносчики в бумажных пакетах и поштучно. Ни о каких этикетках не было и речи. В 1848 году специальным постановлением было запрещено кустарное производство спичек и введена обязательная упаковка их в металлические коробки по 1000 штук. Однако вскоре спички стали помещать в картонные или деревянные коробки, на лицевую часть которых наклеивали бумажную этикетку с информацией о производителе спичек. Коробки оклеивались бандеролью, то есть узкой лентой из специальной бумаги. В середине XIX века появляется обмазка для чиркания с красным фосфором. Ею стали покрывать часть бумажных пакетов со спичками. С конца 1860 года Швеция стала производить спички бесфосфорные. Они получили название безопасных. С этого времени и появляются в России этикетки с надписями: «Шведские спички», «Безопасные шведские спички», «Нетлеющие безопасные спички». Это значило, что в спичках уже не было белого фосфора. Русские фабриканты настойчиво упоминали об этом на этикетках, рекламируя свой товар. Чаще всего на лицевую часть спичечных коробок наклеивали бумажную этикетку с информацией о производителе спичек.
Своеобразное оформление спичечных упаковок привлекло коллекционеров, которые стали искать и собирать уникальные этикетки. Так зародилась филумения. Первые же филуменисты, заявившие открыто о своем увлечении, появились практически спустя столетие. Само понятие филумении ввела Маджори Эванс, возглавлявшая общество собирателей в Британии.