Философское значение астрономии в чем оно состоит
Астрономия и философия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Астрономия изучает космические объекты, расположенные в различных частях нашей Вселенной. Уже начиная с далекой древности, люди задавались вопросами о том, откуда произошёл наш мир, что мы наблюдаем в небе, и каким путём образовались небо, звезды и планеты.
Итак, астрономия играет большую роль в развитии мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир.
В античной Греции астрономия, как и многие другие науки, оставалась частью философии (в буквальном переводе – любомудрия). Этот предмет, как тогда, так и сейчас, пытается ответить на многие мировоззренческие и вечные вопросы человеческого бытия, связанные с развитием Вселенной и смыслом жизни самого человека.
Астрономия и философия: от прошлого к современности
Рассмотрим особенности философского взгляда на проблемы космологии (части астрономии, изучающей Вселенную как некое целое).
Во времена античной философии большой популярностью пользовались идеи Аристотеля (крупнейшего древнегреческого философа). Согласно его представлениям противопоставлялось друг другу «небесное» и «земное». Под «небесным» имелась ввиду Вселенная, которая оставалась вечной и неизменной. Под «земным» понимался наш бренный мир.
Идеи Аристотеля продержались в философии Западной Европы до позднего Средневековья и эпохи Возрождения. С этого момента развитие науки начинает серьёзно влиять на философское мировоззрение людей.
Так, уже немецкий кардинал Римской католической церкви Николай Кузанский, а потом Николай Коперник и Джордано Бруно в разное время и в разных формах выразили новый взгляд на Вселенную. Они выдвинули один из важнейших принципов науки о Вселенной – принцип единообразия. Согласно этому принципу нет никакой пропасти и различий между «земным» и «небесным».
Таким образом, соединяются лабораторные физические исследования и феномены космического пространства. В результате исследований Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона было выявлено единство физических законов, как для Земли, так и для космического пространства и подтверждена идея о единстве законов механики для нашей планеты и для остальной Вселенной.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип единообразия сыграл решающую роль при создании ньютоновской системы.
В XIX веке принцип единообразия принимает новое значение в результате появления в середине позапрошлого века астрофизики. Отметим, что в астрономии был сформулирован эволюционный принцип развития, проникший в физическую науку.
В свою очередь, принцип возрастания энтропии, который был сформулирован Р. Клаузисом, стал противоречить эволюционной парадигме астрономии.
В результате научной революции ХХ века произошел качественно новый этап в развитии и взаимодействии астрономии, космологии и физики. Развитие новых знаний о Вселенной отразилось и на особенностях философского мировоззрения.
В исследованиях Вселенной по-прежнему главенствующим остаётся основным принцип единообразия. Использование этого принципа позволяет снять ограничение на распространение неклассических теорий физики на всю Вселенную, на её прошлое и будущее.
В результате применения принципа единообразия Вселенная предстает перед исследователями как продолжение имеющихся на Земле физических явлений.
Результаты исследования показали, что во Вселенной происходят процессы, мощность энергии которых невозможно сравнивать с земными. Наблюдение таких процессов помогает получать новую информацию которую невозможно получить в земных условиях.
В ХХ веке многие специалисты астрономы стали утверждать о важности объединения космической физики и земной. Целью такого объединения является получение всесторонней, всеобъемлющей науки.
Позднее возникла идея о создании физической единой теории, которая могла бы охватить все известные науке физические взаимодействия. Такая пока, что не созданная теория, получила название «теория Всего».
Проявление принципа единообразия
Принцип единообразия проявляется в тождественности свойств одних и тех же элементарных частиц как по всей Вселенной, так и на всех этапах её развития. В частности, доказательством этого является теория горячей Вселенной. Эта теория основана на том, что свойство элементарных частиц даже в самом далёком прошлом были неизменны, и являлись такими же, как и сейчас. В результате исследований эта теория была подтверждена.
Кроме того, принцип единообразия говорит о неизменности констант физических взаимодействий в самых разных уголках Вселенной. Это длится на протяжении большей части её эволюции. Отметим, что принцип единообразия также совпадает в тождественностью всех точек пространства (однородность Вселенной) и всех направлений (пространственная изотропия).
В ХХ веке появился новый принцип дополняющий принцип единообразия. Речь идёт о принципе потенциально бесконечной и многообразной Вселенной.
Заметными и важными является разнообразие физических структур, пространственно-временных масштабов, наличие огромных различий типов эволюционных изменений.
Наиболее ярко принцип многообразия выделяется при рассмотрении такого феномена как Метавселенная.
Так, согласно ряду некоторых современных исследований, Метавселенная включает в себя до 50 внеметагалактических объектов (других вселенных). При этом каждая из вселенных характерна различными:
Отметим также, что в основе современной астрономии и космологии лежит эволюционный принцип. На это обращали внимание такие специалисты как В. А. Амбарцумян, И. С. Шкловский и др.
Эволюционный принцип объединяет в неразрывное целое все наблюдаемые (и не наблюдаемые) специалистами состояния и формы материи во всей расширяющейся Вселенной.
В результате возникают возможности соединения, синтеза таких наук как астрономия, космология и иные дисциплины. Отметим, что при этом роль физики при описании объяснении феноменов Вселенной становится всё больше.
Однако, астрономия всё же не растворилась в физике и остается самостоятельной дисциплиной. Благодаря астрономическим современным открытиям физикам удаётся получать новые знания необходимые для создания единой физической теории.
Философские проблемы физики и астрономии
Ключевые понятия и термины: вещество и поле, физическая концепция материи, пространство и время, физическая и философская картина мира.
Физика изучает базовые и потому наиболее общие свойства и законы материального мира, составляющие основание мироздания и первопричину эволюции научных картин мира.
С позиций философии ключевым термином физики является представление о материи, ее свойств, законов, структуры, форм движения и развития. Физика исследует основные свойства вещества и поля, типы фундаментальных взаимодействий, эволюции систем различной сложности, которые проявляются себя и в технике, и в биологии, и как социальные образования. Философия и физика обладают сходными представлениями о структуре материи (причем философия пришла к этим положениям самостоятельно и раньше физики): движение, пространство, время, структурность, системность и пр., что в целом укладывается в универсальные диалектические закономерности, определяющим реальность. На различных уровнях организации материи существуют как общие, так и специфические формы движения и взаимодействия структурных элементов. Установление их предельно общего, универсального единства – одна из актуальных проблем современной физики, именуемой построением единой теории элементарных частиц и полей.
Выделим фундаментальные положения, характеризующие в единстве физическую и философскую интерпретацию материального мира.
1. Единство прерывного и непрерывного. В физике это выражается в единстве корпускулярных и волновых свойств микрочастиц.
2. Универсальная взаимопревращаемость частиц. При больших энергиях взаимодействия вместо кварков рождаются мощные потоки элементарных частиц, что свидетельствует о наличии единых законов взаимодействий на фундаментальных уровнях микромира.
3. Связь, взаимодействие и движение. Любой материальный объект проявляет свое существование через взаимодействие с другими объектами. С философской и с физической точки зрения – существовать, значит взаимодействовать.
Требуется выделить точки соприкосновения философии и физики, где собственно обнаруживаются проблемы, подлежащие осмыслению. В общем понимании, проблемное поле определяется фундаментальными представлениями о пространстве и времени в их взаимосвязи с материей. В данном аспекте проявляют себя и прочие операциональные элементы философского анализа: детерминизм, системность, необходимость и случайность, возможность и действительность, хаос и порядок. В физике они находят свое выражение в следующих принципах:
Принцип соответствия. Основан на координации новой физической теории с предшествующей. Новая теория является более глубокой в понимании глубин мироздания, но при этом включает в себя предшествующую теорию как частный случай. Например, механика Ньютона сохраняет свою значимость, если речь идет не о законах квантовой механики, а о физике макрообъектов. Таким образом, принцип соответствия утверждает преемственность теорий, но не элиминирование одного другим. В философском контексте данный принцип согласуется с положением о единстве материального мира, глубинной связи между различными формами движения материи (принцип детерминизма).
Принцип дополнительности. Данный принцип, сформулированный Н. Бором в 1927 г., распространяется на феномены микормира. Микрообъект проявляет себя либо как волна, либо как частица, но никогда одновременно в двух ипостасях. По данной причине в экспериментальном изучении микрообъектов задействуется параллельное использование двух различных типов измерительной аппаратуры, репрезентирующих или волновые, или корпускулярные свойства предмета наблюдения. Философский смысл данной проблемы отражен в диалектике абсолютной и относительной истин.
Соотношение неопределенностей – сформулировано В. Гейзенбергом как частное дополнение к предыдущему принципу. Движущаяся микрочастица, в отличие от макрообъекта, не имеет точных значений координат и импульса, они могут быть заданы только приблизительно. Количественно это и выражается соотношением неопределенностей, означающим неприменимость законов классической механики к объектам микромира. С философских позиций подобные ограничения определяют то, что не может происходить в природе (принципы запрета).
Физика космоса играет ведущую роль в эпистемологических процедурах астрономии, в которой она присутствует как фундаментальная дисциплина, объясняющая свойства и взаимодействия космических объектов. Астрономия – наука о космических телах, их системах, устройстве и эволюции вселенной. Она является старейшей из наук, возникших в ответ на практические потребности человека. Активное развитие астрономии начинается с телескопических исследований неба, предпринятых Галилеем.
Научно-техническая революция ХХ в. дала импульс к изучению внегалактических областей Вселенной и на сегодняшний день астрономия представляет собой сложный комплекс исследовательских направлений, изучающих физические и химические процессы небесных тел (астрофизика), галактики (звездная астрономия), движение небесных тел (астромеханика), космические объекты (внеатмосферная астрономия), инструменты наблюдения и измерения (практическая астрономия).
На данной исследовательской базе получила развитие современная космология – теория эволюции Вселенной, изучающая общие свойства части космоса, доступной для наблюдения.
Первые натурфилософские модели вселенной построены еще в Античной Греции (Демокрит, пифагорейцы), существенные дополнения в дальнейшем внесены эпохой Ренессанса. Основы же современных представлений о космическом мире заложены в XVII в. (Галилей, Декарт, Кеплер), в результате сложилась первая научная космологическая модель вселенной (классическая ньютоновская), в соответствии с чем Вселенная статична (неизменна во времени), однородна и изотропна, вечна и бесконечна, пространство и время независимы друг от друга и от движущихся масс, обладает универсальными законами, которые выразимы законами механики. В XIX и XX вв. были сделаны крупнейшие открытия, на основании которых создана современная модель. В их числе отметим следующие.
Каковы собственно философские проблемы, исходящие из сказанного? По своей глубине они обладают не только философским, но глобально-мировоззренческим характером. Если вселенная имеет начало, что было до того? Как из «ничего» (и какова сущность этого «ничто», если оно способно произвести что-то) произошло нечто, называемое первоначалом? Кто сообщил импульс процессу вселенской эволюции? От решения данных вопросов зависят и наши представления о пространстве и времени, о возможностях и механизмах человеческого познания и, в конце концов, возможно, будет найден ответ, который издавна стремилась получить и философия, и религия: каково происхождение человека, имеется ли цель и оправдание человеческому существованию?
Значение астрономии как философской науки
Астрономия одна из первых и древних наук. Действительно, возникла она еще в то время, когда впервые появились вопросы о том, кто мы, где и что нас окружает. Значение астрономии очень велико для понимания окружающего нас мира.
Философия астрономии
Изначально, астрономия выступала как философская наука. Она занималась исследованием природы нашего мира, связанного с космосом. По правде говоря, сначала появлялись мыслительные догадки, а затем уже выводы. Так образовалась целая наука.
Философия и наука
Как оказалось, философия возникла раньше астрономии. Проще говоря, она и положила начало изучению астрономии.
Познание окружающего мира проходило с помощью изучения небесных объектов. Мировоззрение людей любой эпохи связано с космологической мифологией и философией.
В своё время, многие вопросы и задачи астрономии привели к научным идеям и теориям, связанных с космосом.
Космос и философия
Раньше Вселенную воспринимали как одно целое. В дальнейшем, учение Аристотеля сыграло большую роль в представлении людей о мире. Он придерживался идеи, что Вселенная разделена на земную и небесную.
Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна. Именно она являет нам,
как ничтожен человек телом и как он велик духом.
Анри Пуанкаре
Значение научной астрономии
Позднее научные взгляды опровергли такую теорию. Актуальным стал принцип единообразия. Таким образом, явления на Земле стали не отдельными, а едиными с процессами Вселенной. Как и раньше, Земля и космос взаимосвязаны, но теперь образовалась целостная структура.
Земля, наука и человек
В то время, когда началось развитие науки и техники, появилось физико-химическое направление изучения астрономии. Затем учёные научились применять математические принципы для определения и измерения множества космических явлений.
Более того, образовалась отдельная часть астрономии-космология. Которая, по аналогии с философией, занимается вопросами существования Вселенной и мира в целом.
Но исключить философские взгляды просто невозможно. Однозначно, что именно они составляют основу науки.
Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой.
Платон
Безусловно, значение астрономии в жизни человечества велико. Благодаря ей мы начали понимать, что и как окружает нас. Хотя, отвечая на одни вопросы, у нас появляются другие. Но так устроен человек. Именно в этом просматривается связь философии и астрономии.
Астрономия
Итак, астрономические взгляды сформировали мировоззрение людей на мир.
Разумеется, значение астрономии в жизни человека очень важное. Более того, философия сыграла большую роль в культуре всего человечества. А культура, это наше богатое наследие и достояние.
Вселенная, как мы ее воспринимаем, может оказаться иллюзией.
Гераклит
Философия и астрономия. Или астрономия глазами философа.
Что привлекло мое внимание к вопросам астрономии и сделало меня, профессионального философа, любителем астрономии? Меня часто спрашивают об этом. В шестом номере «Вопросов философии» академик В. А. Амбарцумян в статье «Проблемы современной астрономии и физика микромира» прекрасно разъяснил, какое значение для современной космологии и космогонии имеет философский аспект изучаемых в них проблем. Но позволительно и даже необходимо задать тогда следующий вопрос: какое значение для современной философии имеют знания, добытые астрономией?
Историческая тесная связь философии с космологией и космогонией общеизвестна. От античной эпохи до конца XVIII века крупнейшие философы глубоко вникали в проблемы астрономии. Объясняется это неразделенностью областей философского и естественнонаучного знания того времени. Те же люди, которые создавали первые философемы (философские системы), стали авторами первых космологических и космогонических построений. Пифагорейцы были философами и математиками, философами и астрономами. Они создали первое приближение к гелиоцентрической гипотезе. Философ Аристотель, опиравшийся на результаты Эвдокса и других математиков, разработал геоцентрическую систему. Математически оформленная и завершенная астрономом Клавдием Птолемеем, она господствовала над умами арабских и европейских ученых вплоть до эпохи Коперника.
Философ, физик и математик Декарт разработал умозрительным методом новую космогонию солнечной системы. Философ и ученый Кант сделал то же, опираясь на гравитационную физику Ньютона. Для всех этих мыслителей астрономическая проблематика была неотъемлемой частью их собственной работы. Вопросы космологии и космогонии интересовали их как таковые, по их существу, а не только в силу значения, которое исследование этих вопросов может иметь, например, для теории познания или, если брать шире, для философского мировоззрения.
Специализация научного знания закономерно ослабила эту тесную связь между философией и астрономией. Современная космология и космогония развиваются не философами, а учеными-астрономами. Вопрос, например, о бесконечности или конечности Вселенной в конечном счете может быть решен не как вопрос философии, а как вопрос физики и астрономии. Вопрос об обитаемости других планет солнечной системы — также вопрос астроботаники, астробиологии, но никак не натурфилософии.
Однако неподвластность специальных астрономических исследований никаким философским предуказаниям вовсе не означает и не должна означать, будто отныне для философии чуждо и безынтересно развитие современной астрономии. Как раз наоборот. Современная космология (то есть теория строения или структуры мироздания), а также современная космогония (или теория возникновения и развития галактик, звезд, солнечной системы) дают современной философии могучее орудие для обоснования ее важнейших положений.
Укажу только на один вопрос, именно тот, который и привлек меня лично к астрономии и сделал в моих глазах изучение ее методов и ее результатов, доступное мне, любителю, неотразимо пленительным и философски вдохновляющим.
Человек, стремящийся познать и понять строение Вселенной, поставлен в трудные условия уже самим положением Солнца и солнечной системы в нашей Галактике. Источником значительной части информации, которую мы получаем от материальных объектов, движущихся во Вселенной — галактик, галактических туманностей, звезд, — являются испускаемые ими лучи. Однако вследствие существования в мировом пространстве межзвездной материи лучи эти в своем пути по направлению к нашему глазу или объективу телескопа, объективу фотоаппарата, помещенного в фокусе телескопа, частично поглощаются, ослабевают в своей силе. Это обстоятельство затрудняет точное определение расстояний, отделяющих нас от внешних галактик, например, от Андромеды, соседней с нашей Галактикой.
Далее. Динамический центр нашей Галактики, который был бы видим нами в направлении на созвездие Стрельца, скрыт от нас мощными облаками поглощающего свет межзвездного вещества. Мы не видим непосредственно, каково строение, звездное население этой области, каковы концентрация, состав этого населения. Нам трудно установить, обладает ли наша Галактика раскручивающимися спиральными ветвями наподобие тех, которые великолепно видны в других внешних галактиках, более благоприятно ориентированных относительно нас в мировом пространстве, например, в созвездии Треугольника.
Можно сказать без преувеличения, что в значительной своей части развитие новейшей астрономии было развитием в высокой степени эффективных и остроумных сложных методов, с помощью которых наука успешно преодолела, преодолевает и будет преодолевать трудности и, если так можно сказать, «субъективные» аспекты, на которые астрономы, казалось, безнадежно обречены самим положением нас, то есть Земли и Солнца, во Вселенной. История современной астрономии — история победоносной борьбы с этой ограничивающей знание «субъективной» позицией земного наблюдения. Это история превращения непознанного в познанное и познаваемое, невидимого в видимое, искаженного «помехами» мировой среды с ее частицами вещества, поглощающими и ослабляющими свет, в объекты, освобожденные от этого искажения.
Начиная с великого деяния Коперника, развитие астрономии было триумфом человеческой мысли, преодолевающей узкий и тесный горизонт того, что может быть постигнуто непосредственным чувственным восприятием, усмотрено с позиции, предоставленной земному наблюдателю местом Земли в структуре Вселенной. История астрономии — история опровержения агностицизма в одной из областей, в которой если не принципиально, то фактически он казался особенно неуязвимым.
Поэтому я счел своим долгом философа посильное мне изучение астрономической литературы. Именно сознание этого долга сделало меня любителем астрономии. Неотразимо желание видеть хоть ничтожную часть астрономических объектов, доступную небольшому телескопу. Любительство — это не только результат философского влечения, но и источник высокой интеллектуальной радости.
P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что познания глубокие познания в астрономии, а тем более в философии могут значительно поспособствовать, скажем, при получении диплома в Краснодаре, Питере, Москве или любом другом городе.
Практическое и идеологическое значение астрономии
Астрономия и ее методы имеют большое значение в жизни современного общества. Вопросы, связанные с измерением времени и обеспечением человечества знанием точного времени, решаются теперь специальными лабораториями — службами времени, организованными, как правило, при астрономических учреждениях.
Астрономические методы ориентировки наряду с другими по-прежнему широко применяются в мореплавании и в авиации, а в последние годы — и в космонавтике. Вычисление и составление календаря, который широко применяется в народном хозяйстве, также основаны на астрономических знаниях.
Составление географических и топографических карт, предвычисление наступлений морских приливов и отливов, определение силы тяжести в различных точках земной поверхности с целью обнаружения залежей полезных ископаемых — все это в своей основе имеет астрономические методы.
Исследования процессов, происходящих на различных небесных телах, позволяют астрономам изучать материю в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях. Поэтому астрономия, и в частности астрофизика, тесно связанная с физикой, химией, математикой, способствует развитию последних, а они, как известно, являются основой всей современной техники. Достаточно сказать, что вопрос о роли внутриатомной энергии впервые был поставлен астрофизиками, а величайшее достижение современной техники — создание искусственных небесных тел (спутников, космических станций а кораблей) вообще было бы немыслимо без астрономических знаний.
Астрономия имеет исключительно большое значение в борьбе против идеализма, религии, мистики и поповщины. Её роль в формировании правильного диалектик-материалистического мировоззрения огромна, ибо именно она определяет положение Земли, а вместе с ней и человека в окружающем нас мире, во Вселенной. Сами наблюдения небесных явлений не дают нам оснований непосредственно обнаружить их истинные причины. При отсутствии научных знаний это приводит к неверному их объяснению, к суевериям, мистике, к обожествлению самих явлений и отдельных небесных тел. Так, например, в древности Солнце, Луна и планеты считались божествами, и им поклонялись. В основе всех религий и всего мировоззрения лежало представление о центральном положении Земли и ее неподвижности. Много суеверий у людей было связано (да и теперь еще не все освободились от них) с солнечными и лунными затмениями, с появлением комет, с явлением метеоров и болидов, падением метеоритов и т.д. Так, например, кометы считались вестниками различных бедствий, постигающих человечество на Земле (пожары, эпидемии болезней, войны), метеоры принимали за души умерших людей, улетающие на небо, и т.д.
Астрономия, изучая небесные явления, исследуя природу, строение и развитие небесных тел, доказывает материальность Вселенной, ее естественное, закономерное развитие во времени и пространстве без вмешательства каких бы то ни было сверхъестественных сил.
История астрономии показывает, что она была и остается ареной ожесточенной борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. В настоящее время многие простые вопросы и явления уже не определяют и не вызывают борьбы этих двух основных мировоззрений. Теперь борьба между материалистической и идеалистической философиями идет в области более сложных вопросов, более сложных проблем. Она касается основных взглядов на строение материи и Вселенной, на возникновение, развитие и дальнейшую судьбу как отдельных частей, так и всей Вселенной в целом.