Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Основной вопрос философии.

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:

Эта проблема существует в различных формулировках:

· как отношение духа к природе

· отношения души и тела

· создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая.

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Представим это в виде схемы 12.

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:

Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:

При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:

Материализм(в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

В соответствии с взглядами материалистов:

· материя реально существует

· она существует независимо от сознания

· материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя

· материя существует и развивается по своим внутренним законам

· сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)

· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

· сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.

Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.

Идеализм(в литературе часто – линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

· субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон.

Согласно взглядам представителей объективного идеализма:

· реально существует только идея

· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»

· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле)

· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);

· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец

· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:

· всё существует только в сознании познающего человека (субъекта)

· идеи существуют в разуме человека

· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения

· вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.

И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм.Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.

Дуализм –основан Декартом, суть его заключается в том, что:

· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Плюрализм(субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).

Деизм –направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).

Эклектизм –направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.

Структура философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика.Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично

Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторично Философское направление представители которого утверждают что материя первична сознание вторичноПо мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины:логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия(наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории.В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный— не зависящий от человеческого сознания.

Источник

МАРКСИЗМ Краткий курс часть 1

1. Понятие марксизма

2. Диалектический материализм

2.1 Понятие диалектического материализма

2.2 Первичность материи и вторичность сознания

2.3 Познаваемость мира

2.4 Всеобщая связь предметов и явлений

2.6 Единство и борьба противоположностей как причина развития.

2.7 Переход количественных изменений в качественные как способ развития

3. Исторический материализм

3.1 Понятие исторического материализма

3.2 Способ производства.

3.3 Общественно-экономические формации

3.4 Классы и классовая борьба

3.5 Государство и право

3.7 Национальный вопрос

3.9 Роль масс и личности в истории

3.10 Общественное сознание

4.1 Понятие политэкономии

4.2 Первобытно-общинный способ производства

4.3 Рабовладельческий способ производства

4.4 Феодальный способ производства

4.5 Капиталистический способ производства

5.1 Понятие коммунизма

5.3 Зрелый коммунизм

5.4 Коммунистическая партия

1. Понятие марксизма

Марксизм – это наука о наиболее общих законах природы и общества, об отношениях между людьми по вопросам производства и распределении материальных благ и о революционном преобразовании общества.

Марксизм был создан учеными 19 века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В дальнейшем вклад в его развитие внесли Владимир Ленин и Иосиф Сталин.

Марксизм имеет следующие составные части:

Изучив составные части марксизма в отдельности, мы изучим марксизм в целом.

Следует помнить всегда, что марксизм это не догма, а руководство к действию!

2. Диалектический материализм

2.1 Понятие диалектического материализма

Диалектический материализм (диамат) – это наука о наиболее общих законах природы.

Идеализм – направление в философии представители которого утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Они считают, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, что было поэтому якобы время, когда материи не существовало, что она возникла или была создана.

Объективный идеализм – идеалистическая концепция, представители которой признают существование некоей сверхъестественной силы, якобы создающей всё существующее в природе и обществе.

Материализм – направление в философии представители которого утверждают, что материя первична, а сознание вторично, что материя вечна и бесконечна, что мир не имеет ни начала, ни конца как во времени, так и в пространстве.

Таким образом идеализм и материализм являются непримиримыми направлениями в философии. С древнейших времен между идеалистами и материалистами идет непрерывная борьба.

Для маскировки своих идеалистических взглядов некоторые идеалистами была создана концепция дуализма.

В действительности нельзя ни примирить материализм и идеализм ни подняться «выше» противоположности материализма и идеализма.

Метафизический метод познания (матафизика) заключается в том, что окружающие явления рассматриваются независимо, изолированно друг от друга, вне движения, изменения, развития.

Сторонники этого метода познания считают, что есть вещи, независимые от других вещей, что есть абсолютно неподвижные тела, неизменные сущности, что развитие сводится только к количественному росту. Они утверждают, что противоречия возможны только в мышлении, да и то в случае заблуждения, а в явлениях природы и общества они невозможны.

Диалектический метод познания (диалектика) заключается в рассмотрении окружающих явлений в их взаимосвязи и взаимодействии, в их движении, изменении, развитии на основе внутренних, присущих самим явлениям противоречий.

Слово «диалектика» происходит от древнегреческого слова «диалего», что значит вести беседу (спор). Впоследствии словом «диалектика» стали обозначать не столько способ полемики, сколько способ изучения явлений, вскрывающий внутренне присущие им противоречия.

В ХIХ веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс объединили материализм и диалектику (точнее применили к материализму диалектический метод познания) и создали диалектический материализм. Создание диалектического материализма стало великим научным открытием, подлинной революцией в науке.

Диалектический материализм является теоретической основой научного познания. Есть законы математические, физические, химические, биологические, физиологические, общественные и другие. Могут ли эти законы составить метод познания для всех других явлений? Нет не могут, ибо каждый из таких законов действует только в своей области явлений. Но такие законы существуют в природе. Это наиболее общие законы присущие всем явлениям природы, общества и познания. Эти законы и составляют содержание диалектического материализма. Таким образом, изучая диалектический материализм, мы тем самым познаём мир в целом и именно это ориентирует нас в понимании отдельных явлений природы и общества, а следовательно и отдельных наук.

Диалектический материализм внушает человеку веру в свои собственные силы, в возможность достижения счастья здесь на земле, а не в каком-то выдуманном загробном мире.

Диалектический материализм является теоретической основой для борьбы за коммунизм.

2.2 Первичность материи и вторичность сознания

Материя первична, а сознание вторично.

Таким образом, сознание невозможно без материи, тогда как материя существует независимо от сознания.

2.3 Познаваемость мира

Мир (материя) познаваем для человека.

Процесс познания бесконечен, поскольку всегда в природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления.

2.4 Всеобщая связь предметов и явлений

Все предметы и явления в мире находятся во взаимной связи с другими предметами и явлениями.

Мир представляет собой единое целое, а каждое отдельное явление является частью этого целого. Ни одно явление не может совершаться без того, чтобы не затронуть множества других явлений. Нет в мире предметов и явлений, изолированных друг от друга, не зависящих друг от друга.

С изменением условий жизни животных и растений меняются их наследственные свойства. Эти изменения наследственных свойств соответствуют изменившимся условиям. Подбирая соответствующие условия жизни, можно менять природу растений и животных в нужном направлении.

Между предметами и явлениями существует причинно-следственная связь.

Причина – это явление, которое вызывает другие явления.

Следствие – это явление, которое вызывается причиной.

Никакое явление не может произойти из само по себе. Беспричинных явлений нет. С другой стороны, нет причины, которая не вызывала бы определённого следствия.

Предметы, явления выступают по отношению друг к другу как причина и следствие не всегда и всюду, а только при определённых условиях.

Установить причинную зависимость между явлениями значит определить, какое явление служит причиной другого. Трудность в нахождении причины того или иного явления состоит в том, что в действительности явления, факты, события выступают не в единичной связи. Все явления, события связаны между собой, так что в действительности мы

никогда не видим какого-либо отдельного, совершенно изолированного причинного ряда, мы всегда имеем совокупность фактов, сложнейшим образом переплетающихся друг с другом.

Причина непременно предшествует следствию во времени, а следствие возникает только после того, как причина начала действовать. Но не всякая последовательность явлений во времени означает их причинную зависимость. Не всякое «после этого» означает «вследствие этого». Поэтому следует чётко различать причинно-следственную связь и сопутствование явлений друг другу.

Самый надёжный критерий для правильного суждения о характере соотношений между двумя явлениями это опыт. Если мы, установив, что за известным явлением следует другое явление, и создав те условия, при которых это явление происходит в природе, можем воспроизвести его и даже придать ему заранее определённое направление, характер и т. д., то мы имеем все основания говорить, что предшествующее явление есть причина следующего за ним.

Необходимо также различать существенные и несущественные взаимосвязи. Среди них всегда имеются важные, решающие условия и условия второстепенные, несущественные. Уменье выделить основную, решающую связь между явлениями имеет большое значение и в науке и в практической деятельности.

2.5 Движение

Все предметы и явления находятся в постоянном движении (развитии)

Движение (развитие) – это переход от одного состояния к другому, от старого к новому.

Для научного понимания важно не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным.

Мышление человека также находится в процессе развития и изменения. Это изменение выражается в процессе познания человеком окружающего мира. Познание идёт от незнания к знанию, от менее полного знания к знанию более полному.

2.6 Единство и борьба противоположностей как причина развития.

Единство и борьба противоположностей – это причина развития в природе.

Природе свойственны внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое. Эти стороны предметов и явлений называются противоположностями.

Внутренние противоречия существуют например в таких явлениях природы, как механическое движение тел в пространстве, притяжение и отталкивание, положительное и отрицательное электричество, северный и южный полюса магнитного поля и т. д.

2.7 Переход количественных изменений в качественные как способ развития

Развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества. Количество и качество взаимосвязаны друг с другом, неотделимы друг от друга.

В природе все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения.

Закон перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания. Так возникновение диалектического материализма не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления запаса научных знаний в домарксистский период.

3. Исторический материализм

3.1 Понятие исторического материализма

Исторический материализм – наука о наиболее общих законах развития общества.

Исторический материализм неразрывно связан с диалектическим материализмом и опирается на его законы.

Исторический материализм создали в XIX веке К.Маркс и Ф. Энгельс. Это стало революцией в науке! Дальнейшее развитие исторический материализм получил в работах В.Ленина и И. Сталина.

Исторический материализм является базовой наукой об обществе.

3.2 Способ производства

К условиям определяющим материальную жизнь общества относятся:

Именно способ производства – определяющее условие материальной жизни общества

Способ производства – это то как люди производят материальные блага. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – это средства производства (предметы труда и средства труда) и люди их использующие (рабочая сила)

Производственные отношения – это отношения между людьми в обществе по вопросам непосредственно производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения определяет форма собственности на средства производства.

Форма собственности на средства производства – это то кому принадлежат земля, недра, фабрики, заводы, пароходы и пр.

Виды форм собственности на средства производства:

Форма собственности на средства производства определяет способ производства в целом.

Виды способов производства:

Между производительными силами и производственными отношениями имеются существенные противоречия.

Основное противоречие капитализма – это противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

3.3 Общественно-экономические формации

Выделяют следующие общественно-экономические формации:

3.4 Классы и классовая борьба

Классы – это большие группы людей отличающихся по отношению к средствам производства и по их роли в процессе общественного производства.

Есть классы эксплуататорские (рабовладельцы, феодалы, капиталисты)

Есть классы эксплуатируемые (рабы, крепостные крестьяне, наемные работники (пролетариат)

Классы возникли с появлением частной собственности на средства производства.

История человечества – это история борьбы классов.

Тот класс, в руках которого сосредоточена власть и средства производства является господствующим.

При капитализме существуют два класса:

— Пролетариат (все наемные работники, а не только рабочие заводов и фабрик)

Интеллигенция – это не класс, это прослойка между классами. Интеллигенция в основной своей массе обслуживает интересы господствующего класса. Она не способна на проведение самостоятельной политики.

Формы классовой борьбы:

Все теории о примирении классов это ложь.

3.5 Государство и право

Государство – это политическая организация господствующего класса.

Оно является частью надстройки над базисом (способом производства).

Эксплуататорские государства всегда являются орудием подавления большинства в интересах меньшинства.

Функции эксплуататорского государства:

Внутренняя функция – подавление эксплуатируемых классов. Осуществляется как открыто путем насилия, так и идеологически через пропаганду, религию, школу.

Внешняя функция – борьба за интересы господствующего класса за границами государства и их защита от внешних посягательств.

Теории об «общенародных» функциях государства это ложь.

Право – это совокупность норм, выполнение которых обеспечивается принуждением государства.

Право создано для обеспечения интересов господствующего класса. Иными словами право это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Главными органами государства являются:

По типу экономического базиса государства бывают:

По форме правления государства бывают:

— Монархии (абсолютные и ограниченные)

3.6 Революция

Революция – это смена одной общественно-экономической формации другой.

Революции это объективный закон исторического развития (локомотивы истории).

Главный вопрос всякой революции это вопрос о власти.

Насилие неотъемлемая часть революции (повивальная бабка) Революция происходит с помощью насилия и не может обходиться без насилия в связи с тем, что господствующие классы не сдаются без боя.

Революции пробуждают творчество народных масс.

— Революции крепостных крестьян

Маркс и Энгельс выдвинули идею непрерывной революции, то есть революции переходящей от буржуазной революции к революции пролетарской.

Первая пролетарская революция победила в России в октябре 1917 года. Пролетариат возглавил революцию и повел за собой крестьянство. Прежние революции были революциями в интересах меньшинства, так как их плодами пользовалось меньшинство. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России стала первой революцией совершенной в интересах большинства народа.

Условия победы революции:

— Наличие руководящей партии

Реформы – это постепенные и несущественные изменения в жизни общества.

Политические перевороты – это лишь смена управленцев господствующего класса (короля, царя, президента, премьер-министра и пр.) В отличие от революции реформы и перевороты кардинальных преобразований общественной жизни не несут.

3.7 Национальный вопрос

Нации возникли в период возникновения капитализма.

Национализм – это идеология превосходства одной нации над другими.

Космополитизм – это идеология отказа от собственной нации.

И национализм и космополитизм выгодны капиталистам.

Заявления сегодняшних капиталистов о равенстве прав всех наций это ложь. Просто ранее развитые капиталистические страны эксплуатировали менее развитые страны открыто путем насилия, сегодня они их эксплуатируют экономически, на словах заявляя о равенстве прав всех наций.

Интернационализм – идеология дружбы трудящихся всех наций.

3.8 Война

Война – это продолжение политики того или иного класса насильственными средствами.

— Справедливые (защита от нападения, революционные, национально-освободительные)

— Несправедливые (ведущиеся для захвата других стран)

В ходе войны ее характер может измениться (например войны Франции конца 18 века)

Пацифизм – идеология борьбы против всяких войн. Пацифизм выгоден капиталистам. Он отвлекает трудящихся от борьбы за свои права.

Армия не может быть вне политики.

На войны влияет способ производства.

Современная война – война массовых армий, а не маленьких «профессиональных армий»

Военное искусство включает:

— Стратегию – искусство выиграть войну

— Оперативное искусство- искусство выиграть сражение

— Тактику- искусство выиграть бой.

Факторы решающие судьбу войны:

3.9 Роль масс и личности в истории

Народ – творец истории. Все великие события в истории происходили в результате участия в них огромных масс людей.

Личность в истории – играет также огромную роль в развитие общества.

Нельзя забывать либо возвеличивать как роль масс, так и роль личности в истории.

3.10 Общественное сознание

Общественное сознание – совокупность идей и взглядов в обществе.

Оно также является частью надстройки над базисом (способом производства).

Формы общественного сознания:

Мораль – совокупность правил поведения принятых в обществе

Искусство – отображение действительности в художественных образах (литература, музыка, театр, кино)

Наука – система знаний об окружающем мире

Идеология – совокупность идей выражающих интересы того или иного класса. В обществе всегда господствует идеология господствующего класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *