Философский словарь фролова что такое искусство
Философский словарь, Фролова И.Т., 2001
Философский словарь, Фролова И.Т., 2001.
Этот словарь существует уже более шестидесяти лет. В нынешнем виде он содержит примерно полторы тысячи статей, в которых представлены мыслители, понятия и течения философии от античности до наших дней. Составители стремились сохранить универсальный характер словаря, включив в него основные термины этики, эстетики, логики, философских вопросов естествознания, социологии, психологии, религиоведения. По сравнению с предыдущим изданием словарь на треть дополнен новыми статьями, большинство сохранившихся статей переработано. Сочетание современных и традиционных идей, тематическая полнота позволяют рекомендовать словарь как для учебного процесса, так и для самообразования широкому кругу читателей.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Новое, седьмое издание словаря, сохраняя преемственную связь с предыдущими, существенно обновлено как по составу терминов, по их содержательной интерпретации, так и по форме и манере изложения материала. В настоящем издании по существу заново написано все, относящееся к человековедческой проблематике, к философской антропологии и философии культуры. Переработаны статьи, посвященные проблемам социальной философии. С учетом достижений последних двух десятилетий переписаны все статьи, касающиеся важнейших разделов современного естествознания и научного мировоззрения (синергетика, концепция глобального эволюционизма, антропный принцип, этика науки и др.). Значительно увеличено количество и объем статей, посвященных философии 20 столетия и ее ведущим представителям. Введен в оборот ряд новых терминов, получивших признание в последние годы в связи с популярностью таких направлений, как герменевтика, постмодернизм и др.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Философский словарь фролова что такое искусство
Этот словарь существует уже более шестидесяти лет. В нынешнем виде он содержит примерно полторы тысячи статей, в которых представлены мыслители, понятия и течения философии от античности до наших дней. Составители стремились сохранить универсальный характер словаря, включив в него основные термины этики, эстетики, логики, философских вопросов естествознания, социологии, психологии, религиоведения. По сравнению с предыдущим изданием словарь на треть дополнен новыми статьями, большинство сохранившихся статей переработано. Сочетание современных и традиционных идей, тематическая полнота позволяют рекомендовать словарь как для учебного процесса, так и для самообразования широкому кругу читателей.
ОТ РЕДАКЦИИ
Новое, седьмое издание словаря, сохраняя преемственную связь с предыдущими, существенно обновлено как по составу терминов, по их содержательной интерпретации, так и по форме и манере изложения материала. В настоящем издании по существу заново написано все, относящееся к человековедческой проблематике, к философской антропологии и философии культуры. Переработаны статьи, посвященные проблемам социальной философии. С учетом достижений последних двух десятилетий переписаны все статьи, касающиеся важнейших разделов современного естествознания и научного мировоззрения (синергетика, концепция глобального эволюционизма, антропный принцип, этика науки и др.). Значительно увеличено количество и объем статей, посвященных философии 20 столетия и ее ведущим представителям. Введен в оборот ряд новых терминов, получивших признание в последние годы в связи с популярностью таких направлений, как герменевтика, постмодернизм и др.
Во всех этих новациях нашли свое дальнейшее выражение те изменения в развитии отечественной философии, которые обозначились на рубеже 60—80-х годов. Курс на высокий профессионализм, ориентация как на лучшие достижения мировой философской мысли, так и на бережное сохранение наследия русской философии, нашедшие определенное воплощение уже в предыдущих изданиях словаря, в наибольшей степени выражены в настоящем. Стремясь сохранить разнообразие современных философских подходов и плюрализм мнений, редакторы попытались в максимальной степени донести до читателя индивидуальность авторских почерков. Именно поэтому статьи словаря (за небольшим исключением) стали подписными. С этим же связана и некоторая неравномерность объемов статей. Для того чтобы по возможности полно отобразить всю палитру достижений философской мысли к концу 20 века, было решено использовать в данном издании «Философского словаря» наиболее удачные материалы специализированных словарей, выпущенных в свет нашим издательством за последнее десятилетие: «Современная западная философия» (1991), «Современная западная социология» (1990), «Русская философия» (1995), «Христианство» (1994), «Эстетика» (1989), «Словарь по этике» (1989) и др.
Тематическая полнота настоящего издания, уровень исполнения, новизна многих ключевых философских терминов позволяют рекомендовать его не только в качестве справочного, но и учебного пособия.
Культура (Фролов, 1991)
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовный К. (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.), а также о К. политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). К.— явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную К. от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт «элиты», марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственной или опосредствованной форме К. создается деятельностью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духовная К. не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т. д.). В классовом обществе К. принимает классовый характер, однако по мере прогресса современного общества в ней все больше проявляются общечеловеческие черты, которые получают приоритетное значение. Идут процессы формирования единой К. человечества.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 210-211.
Философский энциклопедический словарь (1983)
ИСКУССТВО
Многозначность термина «И.»- выражение историч. эволюции эстетич. сознания человечества. Формы художеств. творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом: у древних греков, напр., это было слово «техне», от которого произошло совр. понятие «техника»; в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему лат. корню «аг»; в рус. языке аналогичное явление запечатлелось в сохранившихся поныне разных смыслах слова «И.». По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существ. отличие художеств. творчества от др. сфер практич. деятельности и одновременно родство всех И. с поэзией (литературой); более того, в 19 в. последняя расценивалась даже мн. теоретиками как «высший» вид И.
И. в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетич. смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетич. восхищения. Однако гл. отличительный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в специфич. социальном функционировании.
Вместе с тем структура И., как всякой сложнодина-мич. системы, отличается гибкостью, подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему выступать как множество конкретных модификаций: таковы различные виды искусства (лит-pa, музыка, живопись, архитектура, театр, киноискусство и т. д.), различные его роды (напр., эпический и лирический), жанры (напр., поэма и роман, оратория и симфония, историч. картина и натюрморт), разные его историч. типы (напр., готика, барокко, классицизм, романтизм и т. д.). В каждом таком реальном художеств. явлении мы обнаруживаем особую модификацию общих и устойчивых черт художеств.образного освоения мира, в которой та или иная сторона его структуры приобретает главенствующее значение и соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных её сторон: напр., соотношение познават. и созидат. способностей И. противоположно в литературе и в архитектуре, ибо вторая создаёт совершенно реальные объекты, которые обращены уже не только к переживанию, но и к практич. использованию, а первая создаёт только объекты воображаемые; что же касается познания мира и человека, то в этом отношении возможности литературы бесконечно шире, чем возможности зодчества. В эпосе и в лирике соотношение объек-тивно-познават. и субъективно-выразит. устремлений художеств. творчества противоположно; точно так же смена творч. методов, происходящая в истории И., основана на возможности поворачивать многогранный кристалл художеств.-образного освоения мира то одной, то другой его гранью: реалистич. метод во всех его разновидностях всегда ставил во главу угла познават. задачу, тогда как классицизм видел гл. цель в представлении идеального мира, который непосредственно утверждал бы определ. систему ценностей.
Реальный процесс создания и функционирования И. осуществляется в особой сфере культуры, именуемой художеств. культурой общества, которая объединяет в одно системное и исторически изменяющееся целое художеств. производство, художеств. потребление, художеств. критику, науч. изучение И. и сами художеств. ценности, носителями крых являются произв. всех видов И.
Субстанция (Фролов, 1991)
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность) — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, который, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления». Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в которых она «открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания»), «существенную ступень в процессе развития идеи» (человеческого познания), «основу всякого дальнейшего подлинного развития». С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения материализма. С. понимается здесь как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в «Капитале», анализируя стоимость, прежде всего ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как «простой сгусток лишенного различий человеческого труда», который «образует субстанцию меновой стоимости» и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде которого стоимость выступает как «саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция», как «автоматически действующий субъект». В этом понимании С. предстает как основная категория материалистического монизма, как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. Вот почему Ленин требовал «углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции», считая, что «действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (Т. 29. С. 142— 143). Антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, который объявляет С. мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата «субстанциальной» точки зрения ведет теорию на путь формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, «могилу науки».
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 440.