Философская поэма что это

Философская поэма

Философская поэма что это

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Философская поэма» в других словарях:

Философская поэзия — феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: философским нередко называют любое глубокое поэтическое произв., затрагивающее общие проблемы жизни и смерти. Необходимо… … Русская Философия. Энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ — феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: философским нередко называют любое глубокое поэтическое произв., затрагивающее общие проблемы жизни и смерти. Необходимо… … Русская философия: словарь

Поэма — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма … Википедия

ПОЭМА — (греч. póiēma, от poiéō — делаю, творю), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо… … Литературный энциклопедический словарь

Поэма — (греч. póiema) крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (См. Эпопея) (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством… … Большая советская энциклопедия

Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

Зайцев, Александр Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Зайцев, Александр. Зайцев Александр Иосифович А. И. Зайцев в 1974 году Дата рождения: 21 мая 1926(1926 05 21) Место ро … Википедия

Иванов, Вячеслав Иванович — поэт (род. в 1866 г.), сын чиновника. Учился на филологическом факультете Московского университета, потом в Берлинском университете. Надолго поселившись в Риме, написал диссертацию «De societatibus vectigalium publicorum populi Romani»; … Большая биографическая энциклопедия

Хамсе — Миниатюра из рукописи Хамсе, датированная 1494 г., изображающая восхождение Пророка Мухаммеда на Бураке из Мекки на небеса (Мирад … Википедия

Исаакян Аветик Саакович — (1875 1957), армянский поэт, академик АН Армянской ССР (1943). В ранней поэзии певец народного горя (сборник «Песни и раны», 1897) и борьбы с деспотизмом (философская поэма «Абул Ала Маари», 1909 11). В 1911 36 жил в основном за рубежом. Поэма о … Энциклопедический словарь

Источник

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ» в других словарях:

Философская поэзия — феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: философским нередко называют любое глубокое поэтическое произв., затрагивающее общие проблемы жизни и смерти. Необходимо… … Русская Философия. Энциклопедия

Философская поэма — В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — Истоки прогрессивных традиций венг. философии относятся к эпохе Возрождения. Поэт гуманист Янус Паннониус (1434–72) писал стихи на лат. языке. Он был известен в Европе как представитель свободомыслия Возрождения, проповедовавший антиклерикальные… … Философская энциклопедия

Дидактическая поэзия — Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактич. функции поэзии. Художеств, структура и стиль Д. п. восходят к героич. эпосу. Осн. размерами были первоначально дактилич.… … Словарь античности

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Тютчев, Федор Иванович — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ., в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме,… … Большая биографическая энциклопедия

Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность … Википедия

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература итальянского народа на итальянском языке. Ранний фольклор в Италии не сохранился. Средневековая литература (VI—XII вв.) создавалась на латинском языке (преимущественно религиозные гимны, легенды, хроники).… … Литературный энциклопедический словарь

Тютчев — Федор Иванович (1803 1873) один из крупнейших русских поэтов. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Получил уже в юности широкое гуманитарное, в частности литературное, образование (домашнее под руководством Раича, затем в… … Литературная энциклопедия

Источник

Философская поэма

: неверное или отсутствующее изображение

Напишите отзыв о статье «Философская поэма»

Литература

Отрывок, характеризующий Философская поэма

– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.

Источник

Философская поэма главная 1 короче

Мне нужно идти в никуда,
И возвращаться обратно,
Домой, там, где я не всегда,
Откуда исчезну я завтра.

Жизнь это слепая игра,
Она не подвластна рассудку,
Сыграть мне в неё не судьба,
Я быстро её позабуду.

Когда же умру я, когда?
Мне скучно мечтать о просторе,
Я вырвусь из круга страданий,
И побываю на воле.

Я выйду на солнечный свет,
И в нём растворюсь ненадолго,
Там важный открою ответ,
Но от него мало толку.

Мне мало прагматики сна,
Хочу слепо верить я Богу,
Не надо мне много богатств,
К свободе ищу я дорогу.

Достигнуть всего так легко,
Развития где перспектива?
Пространство ещё далеко,
Я – дух, отрекаюсь от мира.

О чём я мечтаю? О том,
Чтоб Богом с людьми поделиться,
Я выбрал одну из дорог,
Однако с другой не простился.

И там хорошо, где нас нет,
Поэтому буду искать я,
Ведь Бог это вечный секрет,
Не синтез – дифференциация.

Его я блаженство постиг,
Причину, а мир только следствие,
Но даже важней объективность,
Зависимая и отдельная.

Объективность без осознанья?
Что действие без вдохновенья?
Духовность без эксперимента?
Любовь лишь субъект без объекта.

Не лишь управляемый я,
Но и управляю вселенной,
Пусть мир подчиняется, а
Может быть, недостатки во мне одном.

Не власть лишь важна над людьми,
А самостоятельность каждого,
Самодостаточности достиг –
Только тогда можешь властвовать.

Желанию нужен объект,
Но главное руководить людьми,
Упорно держаться корней,
И победить, пойдя дальше них.

На действие – противодействие,
Как авторы мы критикуемы,
Сражаемся против врагов мы все,
Сразу на гнев злой бунтуем.

Критиковать надо властных,
А помогать больным.
Или учить тунеядцев,
Достойных поощрить.

Каждого самостоятельность,
В дискуссии общей отдельна.
Мелкие части не важны,
Рождают большую систему,

Победитель и оскорбляем,
Выступление для запрета.
От критики к небу потянет,
Помощь ищи на земле.

Фундамент к импровизации,
Романтике прагматизм.
К удивительному от правильного,
А от мечты к объективности.

Всё сложно как в этой поэме,
Не сложное ли за пределами?
Повсюду освобождение,
А правильно делать сложнее.

Ведь всё гениальное просто,
Я выберу длинный путь к цели,
А может быть лучше короткий,
Достигнем ли мы бесконечности?

Форсируем новое время,
Прогнозом мы им овладеем.
Вначале достичь бы итога,
Спонтанности сразу же дело.

Руководитель ответственен,
Смел станет способный помочь.
Великого может приветствуют, иль
Сильный гони трусов прочь.

В дискуссии все суверенные,
Пусть части взаимодополнены,
Здесь мнение каждого важно всем,
Владея всем, также свободны мы.

Любовь без объекта – корыстна,
Или безвластно скучна,
Побеждают врага, изучив его,
Угрозу и вызов пройдя.

Плывём мы, но против теченья,
А остаёмся на месте.
В рискованных хитросплетеньях,
Лишь остаётся надежда.

Рисуем мы, но по воде,
Всё может быть так, но и эдак.
Что выгодно также труднее,
Рубите сук, хоть где сидели.

Источник

Философская лирика: особенности и ключевые темы

Человеческий ум всегда стремился освоить сложнейшие вопросы бытия на эмоциональном, образном уровне. Поэтому еще в античной культуре, параллельно с рождением самой философии, появилась философская лирика.

Порой ее ошибочно считают переходной формой между искусством и научной дисциплиной. Это не совсем верно. Философская лирика представляет собой качественно иную форму выражения творческого сознания. Ее задачей является осмысление мира и места человека в нем. Предмет, с которым работает художник-философ, – поведение человека как части общества.

Философская лирика в русской традиции

Предвестники философской лирики

Нам, слабым смертным, в сем пути,

Где сам рассудок спотыкаться

И должен вслед страстям идти;

Где нам ученые невежды,

Как мгла у путников, тмят вежды?

Везде соблазн и лесть живет;

Пашей всех роскошь угнетает.

Где ж добродетель обитает?

Где роза без шипов растет?

(Г. Р. Державин, «Фелица», 1782)

Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.

В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.

Расцвет философской лирики

В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.

К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.

Философская поэма что это

В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.

Всё, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

Философская лирика в узком и широком значении

Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.

Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.

Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг

Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.

Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.

Ключевые черты философской лирики

Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:

Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.

Темы философской лирики

Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.

Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.

В творчестве поэтов-философов ХIХ века главенствовали следующие темы:

Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.

Субъект философской лирики

Стремление философской поэзии к всеобщности и универсальности качественно меняет и субъект сознания в стихотворении. Происходит ряд трансформаций с фигурой лирического героя:

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Нам, детям, – и тебе и мне.

Особенности сюжета философской лирики

Определение сущности

Первая особенность сюжета философской поэзии заключена в развитии концепции произведения. Наиболее часто встречается построение, при котором формулируется определение того или иного понятия.

Задачей философской лирики является выявление сущности, смысла. Поэтому движение сюжета в философском стихотворении направлено на определение. Цель такого определения – не просто охарактеризовать явление, а выявить его сущность.

Например, у Тютчева встречаются такие определения природы:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Противопоставление понятий

В основе любого сюжета лежит противоречие, выступающее движущей силой произведения. Но из-за отсутствия в лирическом сюжете хронологии как таковой, в поэзии редко возникает прямое столкновение – конфликт. Чаще речь идет о противопоставлении, оппозиции идей и понятий.

При этом в стихотворении не всегда присутствуют сразу оба «участника» оппозиции. Один из них может подразумеваться контекстом, находиться за рамками стихотворения, присутствуя в тексте в виде оспариваемой точки зрения.

Таким образом, сюжет философской лирики строится на нравственно-философских, социально-философских или натурфилософских противоречиях. Происходит столкновение всеобщих значимых понятий, так называемых «начал жизни».

Философская поэма что это

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, –

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Стихотворение построено на противопоставлении гармонии природы и неуравновешенности человеческой жизни. Отсюда следует вывод о принципиальной, качественной разности человека и природы.

В стихотворениях Баратынского наивность лирического героя сталкивается с трезвостью рассудка, жизнь – со смертью, движение – с покоем, свобода – с привязанностью, гармония – с бунтом:

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей;

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

Современная философская лирика: заключение

В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.

Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.

В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *